Новости Статьи Интересное Фотогалерея Гостевая Информация Сотрудничество Контакты Христианские храмы и святыни
Главная > ПЕРВАЯ КНИГА МОИСЕЕВА  > КНИГА ПЕРВАЯ

Первая книга Моисеева. Бытие

О книге Бытия буквально. Блаженный Августин

Двенадцать книг


Книга I


  • Объясняется начало книги Бытия [с 1 стиха]: В начале сотвори Бог небо и землю до стиха 5: И нарече Бог свет день, и проч.

Глава I

 

  • На что в св. писании надобно обращать внимание и что собственно означают 1 и 2 cm. Бытия.

Глава II

 

  • О стихе 3. Как сказал Бог: Да будет свет, чрез тварь ли, или чрез вечное Слово?

Глава III

 

  • О том же 3 стихе. Что такое свет. Почему не сказано: Да будет небо и т. д., подобно тому, как сказано: Да будет свет. Ответ первый.

Глава IV

 

  • Второй ответ на вышепоставленный вопрос.

Глава V

 

  • Разумная природа становится бесформенною, если она не совершенствуется, обращаясь к Божественному Слову. Почему сказано, что Дух Святый носился над водою, прежде чем сказано, что Бог изрек слова: Да будет свет.

Глава VI

 

  • О стихе 4. Троица, указываемая как в начале, так и в продолжение творения.

Глава VII

 

  • Почему о Духе Святом сказано, что Он носился верху воды.

Глава VIII

 

  • Любовь Божия к тварям обуславливает как их бытие, так и [последующее] существование.

Глава IX

 

  • Опять о стихе 3. Во времени ли сказано: Да будет свет, или вне времени?

Глава X

 

  • О стихе 5. Как прошел первый день — в творении ли, или после творения света? Принимается первый способ изъяснения. Второй способ понимания соединяется с затруднениями.

Глава XI

 

  • Новое затруднение в вышеприведенном способе изъяснения касательно назначения солнца.

Глава XII

 

  • Еще затруднение касательно последовательности трех дней и ночей до сотворения солнца. — Как произошло собрание вод.

Глава XIII

 

  • Когда были сотворены вода и земля.

Глава XIV

 

  • Основание, почему в первом стихе Бытия подразумевается бесформенная материя.

Глава XV

 

  • Материя предшествует форме по происхождению, а не по времени.

Глава XVI

 

  • Другое основание для объяснения того, как происходили день и ночь, именно — чрез расширение и сокращение света, отвергается.

Глава XVII

 

  • Затруднение касательно духовного света — каким образом в этом свете может быть вечер и утро, а также разделение от тьмы?

Глава XVIII

 

  • Как производит Бог действие.

Глава XIX

 

  • В темных местах Писания ничего не следует утверждать без рассуждения.

Глава XX

 

  • Почему при изъяснении книги Бытия приводятся разные мнения, а не утверждается какое-нибудь одно.

Глава XXI


  • Какой результат такого изъяснения, при котором без рассуждения ничто не утверждается.

Книга II


  • От слов: И рече Бог: да будет твердь и проч. до стиха 19: И бысть вечер. В конце книги приводятся некоторые замечания против звездочетов.

Глава I

 

  • Что такое твердь посреде воды. Некоторые отрицают, что выше звездного неба могут быть воды.

Глава II

 

  • Воздух выше воды.

Глава III

 

  • Огонь выше воздуха.

Глава IV

 

  • Воды над воздушным небом, которое, как некто заметил, называется твердью. Что такое дожди

Глава V

 

  • Воды над звёздным небом.

Глава VI

 

  • О добавленных словах: И сотвори Бог и проч.: делается ли в них указание на Лицо Сына Божия.

Глава VII

 

  • О том же предмете.

Глава VIII

 

  • Почему относительно света не сделано добавления: И созда Бог, как это делается обыкновенно относительно других творений

Глава IX

 

  • О фигуре неба.

Глава X

 

  • О движении неба.

Глава XI

 

  • О 9 и 10 стихах Бытия.

Глава XII

 

  • Об 11, 12 и 13 стихах Бытия.

Глава XIII

 

  • О 14 и 15 стихах Бытия. — Почему светила сотворены в четвертый день.

Глава XIV

 

  • Каким образом светила служат в знамения, и во времена, и во дни и в лета.

Глава XV

 

  • Какою сотворена луна.

Глава XVI

 

  • Одинаковым ли светом светят светила.

Глава XVII

 

  • О звездочетах.

Глава XVIII

 

  • Затруднение касательно того, управляются ли и одушевляются ли звезды духами.

Книга III


  • Со стиха 20: и рече Бог: да изведут воды... и пр. до конца первой главы.

Глава I

 

  • О происхождении животных из воды говорится раньше, чем о происхождении их из земли, потому, что вода ближе к воздуху, а воздух — к небу.

Глава II

 

  • Погибель небес от потопа означает, что воздух перешел в природу вод.

Глава III

 

  • Мнения о превращении элементов. Воздух в истории книги Бытия не пропущен.

Глава IV

 

  • Пять чувств имеют отношение к четырем стихиям.

Глава V

 

  • Как сила ощущения в пяти чувствах обнаруживается по отношению к четырем элементам различно.

Глава VI

 

  • Элемент воздуха писателем Бытия не пропущен.

Глава VII

 

  • Летающие не без основания названы сотворенными из воды.

Глава VIII

 

  • Почему рыбы названы гадами душ живых.

Глава IX

 

  • О том, что некоторые философы каждому элементу приписывали своих животных.

Глава X

 

  • С допущения мысли, что демоны суть существа воздушные, нисколько не страдает учение Писания, что летающие произведены из воды. — Ветры. — Громы. — Облака. — Дождь. — Град. — Ясная погода.

Глава XI

 

  • Объясняются 23 и 24 стихи. О различных родах животных, сотворенных из земли.

Глава XII

 

  • Что значит выражение "по роду", употребленное о некоторых творениях, но не употребленное о человеке.

Глава XIII

 

  • Почему благословение дано, подобно человеку, одним только водным животным. Обязанность рождать.

Глава XIV

 

  • О сотворении насекомых.

Глава XV

 

  • О творении ядовитых животных.

Глава XVI

 

  • Для чего сотворены звери, причиняющие вред друг другу.

Глава XVII

 

  • Недоразумение относительно мертвых тел.

Глава XVIII

 

  • Для чего и когда сотворены терния и волчцы и бесплодные дерева.

Глава XIX

 

  • О стихах 26, 27 и дал. Почему при творении одного только человека сказано: сотворим, и проч.

Глава XX

 

  • В каком отношении человек сотворен по образу Божию и почему о сотворении человека не сказано: и бысть тако.

Глава XXI

 

  • Затруднение относительно бессмертия человека, вытекающее из предоставления ему пищи.

Глава XXII

 

  • Мнение некоторых, что словами: и сотвори Бог, и проч. обозначается сотворение души, а словами: и созда Бог, и проч. сотворение тела.

Глава XXIII

 

  • К чему относится выражение 30 стиха: и бысть тако.

Глава XXIV

 

  • Почему о человеке не сказано особо, как об остальных животных: виде Бог, яко добра.

Книга IV


  • Объясняется начало второй главы Бытия, и, после некоторых [замечаний] о совершенстве шестеричного числа, снова возбуждается вопрос о 5 стихе 1 главы, — вопрос именно о том, как, с сотворением света, происходили вечер и утро и, таким образом, исчислялись дни до шестого и седьмого.

Глава I

 

  • Как должны быть понимаемы шесть дней.

Глава II

 

  • О совершенстве шестеричного числа.

Глава III

 

  • О написанном в XI, 21 Премудрости: вся мерою, и числом, и проч.

Глава IV

 

  • О том, что Бог есть мера без меры, число без числа, вес без веса — Троица.

Глава V

 

  • Идея меры, числа и веса, по которым расположено все, существует в Самом Боге.

Глава VI

 

  • Где созерцал Бог, располагая все.

Глава VII

 

  • Как созерцаем мы совершенство шестеричного числа.

Глава VIII

 

  • Как понимать покой Божий в седьмой день.

Глава IX

 

  • В каком смысле, говорится, что Бог почивает. — Скорбь, заслуживающая похвалы.

Глава X

 

  • Вопрос, мог ли Бог почить в собственном смысле.

Глава XI

 

  • Как примиряются две мысли, что Бог и почил в седьмой день и доселе делает.




За предоставленную информацию и ее использование автор сайта никакой ответственности не несет!



· Православные Новости