Новости Статьи Интересное Фотогалерея Гостевая Информация Сотрудничество Контакты Христианские храмы и святыни
Главная > Иконы  > Спас нерукотворный

Спас нерукотворный



Спас Нерукотворный. 
Из Успенского собора Московского Кремля. Конец XII в.

Спас Нерукотворный.
Из Успенского собора

Московского Кремля.
Конец XII в.

 

Издревле православные христиане благоговейно чтят святые иконы, воздаваю тем должное почитание первообразу — Спасителю, Пресвятой Богородице, угодникам Божиим. Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога-Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным — Бог-Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим. По преданию, первая икона появилась чудесным образом ещё во время земной жизни Спасителя. Правитель сирийского города Едессы Авгарь заболел проказой. Никто не мог его излечить. Услышав о чудесах и исцелениях, совершаемых в Палестине Иисусом, Авгарь уверовал в то, что выздороветь он может, взглянув на лицо Христа, и послал к Иисусу художника Анания написать Его портрет. Художник добрался до Иерусалима, видел Иисуса и слышал Его проповедь, но зарисовать Его не мог, так как большая толпа не давала возможности приблизиться к Христу. Тогда Он Сам подозвал Анания и, умыв лицо, обтёр его полотенцем (убрусом), на которым чудесным образом запечатлелся Его лик, и подал полотенце Ананию. Обрадованный художник поспешил с драгоценной ношей — Нерукотворным Образом — к своему господину. Получив чудесное изображение, Авгарь стал быстро поправляться. Таково было первое чудо, совершённое от первой святой иконы. На этих иконах изображается только лик Иисуса Христа, запечатленный на убрусе (полотенце), который вписывается во всю доску. Вокруг головы Христа - так называемый крестчатый нимб, отличительная особенность иконографии Спасителя. Борода иногда раздвоена, иногда имеет клинообразную форму ("Спас Мокрая Брада").

Спас Нерукотворный с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.Вторая половина XVI в.

Спас Нерукотворный с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.
Вторая половина XVI в.

Вторая легенда рассказывает о том, что когда Христос шел на Голгофу, то от усталости лицо Его покрылось потом. Он взял плат, который дала Христу некая Вероника, вытер лицо, и там остался Его образ. Наиболее древняя икона Спаса Нерукотворного относится ко второй половине XII века и находится в ГТГ, куда попала из Успенского собора Московского Кремля. Икона двусторонняя, на обратной стороне изображен сюжет "Поклонение кресту". Лик Спасителя здесь очень выразительный, с темными большими глазами, смотрящими куда-то вбок, с тонко очерченными изогнутыми бровями, длинными волосами, спадающими на плечи двумя локонами с каждой стороны, с раздвоенной на конце небольшой бородой. Икона прекрасно передает величие Богочеловека.Наиболее древняя икона Спаса Нерукотворного относится ко второй половине XII века и находится в ГТГ, куда попала из Успенского собора Московского Кремля. Икона двусторонняя, на обратной стороне изображен сюжет "Поклонение кресту". Лик Спасителя здесь очень выразительный, с темными большими глазами, смотрящими куда-то вбок, с тонко очерченными изогнутыми бровями, длинными волосами, спадающими на плечи двумя локонами с каждой стороны, с раздвоенной на конце небольшой бородой. Икона прекрасно передает величие Богочеловека. Изображение Христа на иконах Спаса Нерукотворного обычно спокойное, с открытыми глазами. В западной Европе в этом сюжете лик Спаса страдальческий, в терновом венце, со следами крови, иногда с закрытыми глазами. Наиболее древняя икона Спаса Нерукотворного относится ко второй половине XII века и находится в ГТГ, куда попала из Успенского собора Московского Кремля. Икона двусторонняя, на обратной стороне изображен сюжет "Поклонение кресту". Лик Спасителя здесь очень выразительный, с темными большими глазами, смотрящими куда-то вбок, с тонко очерченными изогнутыми бровями, длинными волосами, спадающими на плечи двумя локонами с каждой стороны, с раздвоенной на конце небольшой бородой. Икона прекрасно передает величие Богочеловека

· Православные Новости