Новости Статьи Интересное Фотогалерея Гостевая Информация Сотрудничество Контакты Христианские храмы и святыни
Главная > Иконы  > Спас Вседержитель

Спас Вседержитель


XVI веков. Альбом.- СПб.: Художник России, 1993.-256 с., ил
























Икона Древней Руси XI-XVI веков. Альбом.- СПб.: Художник России, 1993.-256 с., ил

Слово "Иисус" в переводе с греческого означает Спаситель (Спас), ибо он пришел в мир спасти человечество ради жизни вечной. Христос переводится как помазанник, то есть царь — тот, кто помазан на царство. (В древности обряд вступления монарха на престол, па царство, как впоследствии — во всех христианских монархиях, сопровождался помазыванием лба «освященным маслом» — миром.) Иисус Христос — царь на небе и на земле, владеет и душами, и телом, и судьбой людей. Поэтому в иконописи существует ряд сюжетов, подчеркивающих его значение владыки и судии, например, Спас в силах, Спас Вседержитель. Иконы Спаса — обычно оплечные или поясные. Христос представлен с грозным требовательным взглядом, взывающим к ответу, иногда — с благословляющей рукой. Обычно иконы Спаса украшались по-царски: они писались на золотых или серебряных фонах, либо волосы прописывались ассистом — тонкими золотыми линиями, как в иконе Спас Златые Власы в XII—XIII вв.



Часто изображались богатые царские одежды Спаса, украшенные драгоценными камнями, — в живописи либо инкрустации. Характерно изменение психологического содержания образа от гордого неподкупного судьи и владыки в иконах XII—XIII вв., с суровым взглядом и обликом царя или аскета, в сторону всепонимания и серьезного нелицемерного прощения, трагического, но ясного всевидения, излучения «света божественной истины» в рублевском Спасе из Звенигорода. Основная иконография образа сложилась в Византии. Икона Спаса Вседержителя, согласно преданию, считалась моленной иконой ярославских князей и помещалась около их гробниц — Василия (1238—1348) и Константина (1249—1357) в Успенском соборе Ярославля. Наименование Спаса «Ярым Оком», то есть грозным, всепроникающим, карающим возникло позднее в старообрядческой среде.

· Православные Новости