Новости Статьи Интересное Фотогалерея Гостевая Информация Сотрудничество Контакты Христианские храмы и святыни
Главная > Иконы  > Архангелы

Архангелы



Архангел Михаил.Андрей Рублёв Первая четверть XVв Архистратиг Михаил.Явление ангела Михаила Иисусу Навину. XII-XIIIвв.Из Успенского собора Московского Кремля. Благовещение Устюжское.Фрагмент.
Архангел Михаил. Андрей Рублёв Первая четверть XVв.
Архистратиг Михаил.
Явление ангела Михаила Иисусу Навину. XII-XIIIвв.
Из Успенского собора Московского Кремля.
Благовещение Устюжское.
Фрагмент.
Архангел Гавриил.(Ангел Златые Власы). XIIв. Архангел Михаил, с деяниями.1410-е гг.Из Архангельского собора Московского Кремля. Благовещение Устюжское. XIIв Из Георгиевского собора Юрьевского монастыря в Новгороде.
Архангел Гавриил.
(Ангел Златые Власы). XIIв.
Архангел Михаил, с деяниями.
1410-е гг.
Из Архангельского собора Московского Кремля.
Благовещение Устюжское. XIIв.
Из Георгиевского собора Юрьевского монастыря в Новгороде.
Архангел Михаил. 1595г.Из церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря.; Архангел Гавриил. XVIв.Из церкви Св.Леонтия в Угличе. Собор архангелов Михаила и Гавриила. XIIIв
Архангел Михаил. 1595г.
Из церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря.
Архангел Гавриил. XVIв.
Из церкви Св.Леонтия в Угличе.
Собор архангелов Михаила и Гавриила. XIIIв.
Архангел Михаил.Вторая половина XVIв. Архангел Гавриил.Вторая половина XVIв  
Архангел Михаил.
Вторая половина XVIв.
Архангел Гавриил.
Вторая половина XVIв
 

В Священном Писании, и в Ветхом, и в Новом Завете, утверждается существование неких бесплотных сил, служащих богу. Эти бесплотные силы, исполняя волю Бога, участвуют в людской жизни. Основываясь на тексты Ветхого и Нового Завета, считалось, что силы эти различаются по своей близости к Богу, и на основании этого они разделяются на отдельные. Чинов этих — девять, и называются они "девять чинов ангельских". Наиболее близки к Богу три чина — серафимы, херувимы, престолы (не путать со словом "престол", употребляемым в смысле "трон", а также "престол" — стол в для свершения таинства). За этими чинами следуют три других чина — господства, силы и власти. Последние три чина из девяти отмечены близостью к миру и человеку. Это начала, архангелы и ангелы (ангелы во время одной битвы в собственном смысле слова). Таинственны для людей все эти бесплотные силы, служащие Богу, особенно высшие из них. Обычному человеку не дано видеть их. Согласно священным текстам, лишь иногда узреть их доводилось пророкам — людям, умеющим слушать волю Бога. Так, в Ветхозаветной книге пророка Исайи рассказ о серафиме включен в повествование о бывшем пророку в иерусалимском храме таинственном видении. Исайя повествует: "В год смерти Озии царя видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз его наполняли весь храм, вокруг его стояли серафимы, у каждого из них шесть крыл, двумя закрывал каждый лицо свое, двумя закрывал ноги свои, двумя летал; славили Бога, а сам же пророк Исайя был потрясен тем, что он, "человек" — человек с "нечистыми устами" и живущий среди людей с "нечистыми устами", — "видел Бога". И "тогда, — продолжает рассказывать дальше пророк Исайя, — прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял из жертвенника щипцами И коснулся уст моих, и сказал "Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен". Очищенного, освобожденного от греха пророка Исайю Бог посылает на проповедь. Посылает говорить истину народу, который "слухом услышит, да не разумеет, очами смотреть будет, да не увидит", у которого "огрубело сердце"

Образы бесплотных сил предстают и еще в одном, описанном в Библии пророческом видении — видении пророка Иезекииля. Пророк Иезекииль рассказывает, что "в бурный ветер, идущий с севера", видел он "великое облако, огонь и сияние вокруг него". И это облако с огнем влекли необычные животные четвероликие и четверокрылые, с лицами льва, с лицами тельца и с лицами человека, вид животных этих был "как вид горящих углей", а рядом с животными шли и двигались необыкновенные колеса, "у некоторых ободья были велики и страшны, так как усыпаны были глазами". Животные влекли свод в виде "изумительного кристалла", на нем — престол "в виде камня сапфира", на котором — "подобие человека". Как видение Всевышнего Бога, который, придя в мир, станет человеком, истолковывало христианство это видение. Влекущие "подобие человека" понимались как "чины ангельские огненные и крылатые — херувимы. движущиеся колеса — престолы, а колеса с ободьями, усыпанными глазами, — силы. На эти священные тексты о видениях пророка Исайи и пророка Иезекииля опиралась древнерусская живопись. Из них были почерпнуты все сведения о внешнем виде "девяти ангельских чинов", об их служении Богу. Исходя из этих библейских текстов, древнерусская живопись шестикрылыми изображала серафимов крылатыми и огненными — херувимов. Образы тех и других, воспевающих и стерегущих Бога, древнерусские мастера помещали в храме под барабаном, под образом Вседержителя Бесплотных стражей, серафимов и херувимов, писали они иногда на иконах Богородицы, которую песнопения прославляют как "честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим". Огненному херувиму, стерегущему древо жизни, отводили место, как правило, в изображениях рая. Изображения престолов в виде крылатых колец и сил в виде колец с глазами входили обычно в композиции "Спаса в силах". Других высших из "девяти чинов ангельских древнерусские иконописцы не изображали, так как в Библии нет ни описаний, ни сведений об их прикосновенности к миру. Зато всего чаще в искусстве Древней Руси можно найти изображения собственно ангелов, ближе всего стоящих к человеку из всех сил бесплотных и относящихся к последним трем ангельским чинам — началам, архангелам и ангелам

Ангелы участвуют во многих евангельских событиях: они присутствуют при Рождестве Христа, приносят весть о его Воскресении, участвуют в Вознесении. И в композициях, изображающих эти события, предстают ангелы в том виде, который придавало им искусство Византии, — в виде прекрасных существ, наделенных крыльями. Отдельные изображения ангелов редки в древнерусском искусстве, чаще изображало оно ангелов верховных — архангелов Гавриила (что значит «Муж Божий») и Михаила (переводится «Кто как Бог»). Обычно ангелы изображаются в виде красивых юношей в знак их душевной красоты, одеты в белое одеяние, волосы повязаны диадемой — матерчатой повязкой, получившей в русском искусстве название слухов или тороков. Архангел Гавриил — светлый, послушный Богу вестник. Он приносит весть Богородице в Благовещении и Успении, он приносит весть и о рождении у Елизаветы и Захарии будущего Иоанна Предтечи

· Православные Новости