Новости Статьи Интересное Фотогалерея Гостевая Информация Сотрудничество Контакты Христианские храмы и святыни
Главная > Русская духовная миссия  > Что делать при рассеянии на молитве

Как учиться домашней молитве

[ Что такое молитва ]
[ Почему надо молиться по молитвослову ]
[ Какие молитвы входят в молитвослов ]
[ Из каких молитв должно состоять молитвенное правило мирянина ]
[ Когда совершать свое молитвенное правило ]
[ Как подготовиться к молитве ]
[ Как совершать дома свое молитвенное правило ]
[ Что делать при рассеянии на молитве ]
[ Как заканчивать свое молитвенное правило ]
[ Как научиться молитвенно проводить день ]
[ Как принудить себя к молитве ]
[ Что нужно для успешной молитвы ]
[ Как научиться припадать к Богу в молитве ]
[ О чем просить Бога в своих молитвах ]
[ Почему наши молитвы бывают неуслышаны ]
[ Как молиться за других людей ]
[ Как молиться за обидчиков и врагов ]



Что делать при рассеянии на молитве

Молиться очень трудно.

Молитва — это в первую очередь духовный труд, потому не следует ожидать от нее немедленной духовной услады. «Не ищи в молитве наслаждений, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов),— они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение... Не ищи преждевременно высоких духовных состояний и молитвенных восторгов».

Как правило, внимание на словах, молитвы удается удержать несколько минут, а затем мысли начинают разбредаться, глаз скользит по словам молитвы — а наши сердце и ум далеки.

Если кто молится Господу, а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь», — пишет преподобный Силуан Афонский.

В эти моменты Отцы Церкви советуют быть особенно внимательными. Святитель Феофан Затворник пишет, что мы должны заранее приготовиться к тому, что при чтении молитв мы бываем рассеяны, часто машинально читаем слова молитвы. «Когда во время молитвы мысль отбежит — возврати ее. Опять отбежит — опять возврати. Так каждый раз. Всякий раз, что прочтено будет во время отбегания мысли и, следовательно, без внимания и чувства, не забывай перечитывать. И хоть бы твоя мысль несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение — в другой раз, может быть, оно и не повторится, или повторится не в такой силе.

Если во время чтения правила прорывается молитва своими словами, то, как говорит преподобный Никодим, «не попуская сему случаю пройти мимолетно, но остановись на нем».

Эту же мысль мы находим и у святителя Феофана: «Иное слово, так сильно подействует на душу, что душе не будет хотеться простираться далее в молитвословии, и хотя язык читает молитвы, а мысль все отбегает назад, к тому месту, которое так подействовало на нее. В таком случае остановись, не читай далее, а постой вниманием и чувством на том месте, попитай ими душу свою, или теми помышлениями, которые оно будет производить. И не спеши себя отрывать от этого состояния, так что, если время не терпит, оставь лучше недоконченное правило, а этого состояния не разоряй. Оно будет осенять тебя, может быть, и весь день, как Ангел-хранитель! Такого рода благодатные воздействия на душу во время молитвословия означают, что дух молитвы начинает внедряться и что, следовательно, сохранение этого состояния есть самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас молитвенного духа».



При составлении текста использованы материалы сайтов:
«Как учиться домашней молитве» Трифонов Печенгский монастырь. «Ковчег». М. 2004 г.
http://www.wco.ru/biblio/books/molitva2/Main.htm

· Православные Новости