Новости Статьи Интересное Фотогалерея Гостевая Информация Сотрудничество Контакты Христианские храмы и святыни
Главная > Библейские места  > Иерусалим



[1] [2] [3] [4]


За непримечательным фасадом монастырского здания, во дворе рядом с церковью, находится настоящий археологический заповедник.Здесь раскопаны остатки водоема — так называемая "Овечья купель" (Вифезда). Во времена Второго храма левиты мыли в нем приносимых в жертву овец, а во времена Христа здесь исцеляли больных. Купель, расположенная глубоко под землей, выложена огромными каменными монолитами. К ней можно спуститься по грубым каменным ступеням и увидеть, как отражаются в неподвижной воде арки древних сводов.
Императрицей Еленой был воздвигнут над купелью храм, на развалинах которого крестоносцы воздвигли церковь. Ее впечатляющий фасад сохранился до сих пор. Чуть в стороне от центральных развалин, под навесом, можно осмотреть участок фундамента с сохранившейся мозаикой пола византийского храма.
На территории этих раскопок находятся развалины ритуальной купальни времен римского владычества, руины гробниц периода хасмонеев и другие остатки сооружений разных периодов.
Доступ к раскопкам открыт ежедневно, кроме воскресенья, с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов.
Продолжаем путь по ул. Аль-Муджахеддин до ул. короля Фейсала (второй поворот налево). Здесь рекомендуется отклониться от маршрута, так как на ул. короля Фейсала есть два примечательных образца архитектуры ХШ века. Это два мамелюкских медрессе. Медрессе Эль-Давадария примечетельно двустворчатыми воротами (сейчас это частный дом) Медрессе Эль-Бахария привлекает внимание цветной росписью фасада (во дворе). В конце улицы видим ворота, ведущие на территорию Храма. За непримечательным фасадом монастырского здания, во дворе рядом с церковью, находится настоящий археологический заповедник.Здесь раскопаны остатки водоема — так называемая "Овечья купель" (Вифезда). Во времена Второго храма левиты мыли в нем приносимых в жертву овец, а во времена Христа здесь исцеляли больных. Купель, расположенная глубоко под землей, выложена огромными каменными монолитами. К ней можно спуститься по грубым каменным ступеням и увидеть, как отражаются в неподвижной воде арки древних сводов.
Императрицей Еленой был воздвигнут над купелью храм, на развалинах которого крестоносцы воздвигли церковь. Ее впечатляющий фасад сохранился до сих пор. Чуть в стороне от центральных развалин, под навесом, можно осмотреть участок фундамента с сохранившейся мозаикой пола византийского храма.
На территории этих раскопок находятся развалины ритуальной купальни времен римского владычества, руины гробниц периода хасмонеев и другие остатки сооружений разных периодов.
Доступ к раскопкам открыт ежедневно, кроме воскресенья, с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов.
Продолжаем путь по ул. Аль-Муджахеддин до ул. короля Фейсала (второй поворот налево). Здесь рекомендуется отклониться от маршрута, так как на ул. короля Фейсала есть два примечательных образца архитектуры ХШ века. Это два мамелюкских медрессе. Медрессе Эль-Давадария примечетельно двустворчатыми воротами (сейчас это частный дом) Медрессе Эль-Бахария привлекает внимание цветной росписью фасада (во дворе). В конце улицы видим ворота, ведущие на территорию Храма.
Осмотрев эти два архитектурных памятника, продолжим свой путь.
На протяжении всего Крестного пути, по библейским преданиям, происходила различные события, непосредственно связанные с именем Христа. При каждом таком событии шествие прерываюсь. Канонизировано 14 таких остановок (станций). Каждая из них отмечена церквями, часовнями, мемориальными досками.
Поднимаясь вверх по улице, выходим к школе Эль-Омария.
Здесь первая остановка на Скорбном пути Христа. Собственно, отсюда начинается Виа Долороза. Именно от первой остановки Христа каждую пятницу в 3 часа дня отцы-францисканцы устраивают шествие.
Именно здесь был расположен римский преторий. В его северо-восточном углу находилась башня Антония, где, по библейскому преданию, римский прокуратор Понтий Пилат осудил Христа. Теперь на территории бывшего римского претория стоит женский католический монастырь Сестер Сиона. Нижняя ступень мраморного крыльца, ведущего в монастырские ворота, сохранилась со времен римлян. Своды монастырских помещений органично включают в себя остатки скульптурных украшений и колонн времен первых веков нашей эры. Стены монастырской церкви украшены мозаичными картинами современной работы. Темой этих картин является библейская легенда о суде над Иисусом. В глубине церкви в нише над алтарем стоит беломраморная статуя Христа в терновом венце и со связанными руками. Внизу надпись: "Экце хомо" (вот человек).
От монастыря через улицу Виа Долороза перекинута арка с крытой галлереей . Предание гласит, что отсюда Пилат показал толпе осужденного Христа, воскликнув при этом: 'Вот человек". В память этого события арка носит название "Экце хомо".
Однако согласно данным новейших археологические изысканий установлено, что это триумфальные ворота, воздвигнутые императором Адрианом в ознаменование победы над Бар-Кохбой. Часть этих трехарочных ворот мы видим за алтарем церкви монастыря Сестер Сиона.
На монастырском дворе находятся две часовни византийского периода. Слева — часовня Осуждения, воздвигнута непосредственно над предполагаемым местом осуждения Христа. Плиты, устилающие пол, и четыре колонны сохранились со времен римского владычества. Внутренние стены часовни покрыты росписью на темы осуждения Христа и его встречи с Девой Марией на Крестном пути.
Справа — часовня "Бичевания" (2 остановка) отмечает место, где Христос был подвергнут бичеванию. Часовня примечательна искусно выполненным витражем, расположенным за алтарем. В подвале монастыря находится "Лифастон" ("Литостратос", что с греческого переводится как "мощеное место"). Это был внешний двор претории. Здесь Христос был публично допрошен. По преданию, присутствующие при этом солдаты преторианской гвардии грубо издевались над Христом, называя его лжепророком. На плитах пола еще сохранились насечки для предотвращения оскальзывания лошадей и грубо вычерченные римской солдатней круги для игры в кости.
Будучи на Лифастроне, стоит обратить внимание на люки в мостовой. Это люки огромных водных резервуаров, которые и сейчас полны водой, как и в библейские времена.
К монастырю Сестер Сиона примыкает здание греческой православной церкви. Над ее входом высечена надпись; "Заточение Христа". Церковь построена на месте тюрьмы римской претории в которой, по преданию, содержались Христос и разбойник Варавва "сотоварищи". В церкви показывают углубление в скале с каменной скамьей. Утверждают, что это и есть темница Христа. Показывают и темницу Вараввы, представляющую собой пещеру с каменными лавками и вделанными в стену кольцами, к которым приковывались заключенные. Эта пещера расположена ниже темницы Христа.
Дальше улица Виа Долороза круто сворачивает влево у здания Армянского патриархата. Здесь находится третья станция. На этом месте Христос упал в первый раз. Это событие отмечено маленькой католической часовней, построенной на деньги польских солдат. Над входом в часовню — рельеф известного польского скульптора Тадеуша Залинского. Рельеф изображает Христа, изнемогающего под тяжестью креста.
Проходим еще немного по Виа Долороза и видим в стене дверь часовни. Часовня отмечает место, где Христос, по преданиям, встретил свою мать. Над входом видим картину, изображающую их встречу. Здесь четвертая станция.
На углу Эль-Вад и Виа Долороза (почти напротив 4 станции) стоит францисканская часовня в память о пятой остановке Христа на Крестном пути (пятая станция). По преданию, здесь Симон Киринеянин взвалил себе на плечи и понес дальше крест, под тяжестью которого изнемогал Христос. В стене около входа в часовню (справа) видим глубокую впадину — якобы, отпечаток руки Христа, опершегося в изнеможении о стену.
Идем по Виа Долороза в направлении храма Гроба Господня. Пересекаем ул. Эль-Бейрам, которая уходит влево от Виа Долороза, и оказываемся у 6 станции, где стоит часовня св. Вероники. (Дверь в стене по левой стороне улицы с надписью на латыни: "6 станция"). Согласно библейскому преданию, блудница по имени Вероника утерла пот и кровь с чела Христа. В связи с этим церковь причислила ее к лику святых.
Движемся по Виа Долороза до ее пересечения с улицей Сукхан эз Зайн и выходим к 7 станции. Здесь на углу вход во францисканскую часовню. У входа слева находится остаток колонны, отмечающей место, где Христос упал во второй раз.
Вскоре по левой стороне улицы Виа Долороза над входом в греческий ортодоксальный монастырь, увидим изображение креста. Это отметка 8 станции, где Христос, как гласят предания, проповедовал иерусалимским женщинам.
Возвращаемся на улицу Сук-хан зэ-Зайн и идем по ней направо. Многие из расположенных вдоль этой улицы домов и лавок носят на себе печать далеких римских времен. Это сохранившиеся остатки декоративных украшений, каменные монолиты в стенах и т.п.
По этой улице выходим к довольно широкой лестнице (с правой стороны). Поднимаемся по ней и сворачиваем направо. Дорога приводит к воротам коптского монастыря. У входа в монастырь в неглубокой нише — покосившаяся колонна. Она отмечает 9 станцию — место, где Христос упал в третий раз.
Остальные пять станций находятся в Храме Гроба Господня, куда можно пройти через эфиопскую церковь, церковь, находящуюся во дворе, соседствующем с коптским монастырем.
Наконец, мы в Храме Гроба Господня. Поднявшись у камня "Помазания" по крутой лестнице, попадаем на вершину Голгофы, где находится часовня, отмечающая 10, 11, 12, 13 станции. Часовня делится на два притвора. В левом притворе престол и распятие отмечают 10 и 11 станции. В этом месте, согласно Библии, Христос был оголен и пригвожден к кресту. В полу под престолом виден серебряный диск с отверстием в середине, обозначающим мес- то, куда был вставлен крест, на котором был распят Христос. Это отметка 12 станции.
В правом притворе обозначена небольшим католическим алтарем 13 станция. На этом месте, как рассказывают предания, лежало тело Христа после того, как его сняли с креста.
Последняя 14 станция — "Кувуклия" (Гроб Господень) представляет собой небольшую купольную часовню, стоящую посреди храма. Она воздвигнута в 1810 году над пещерой, в которой находится библейское место захоронения Христа.
Выходим из храма Гроба Господня через центральные ворота во двор и проходим через калитку (слева в углу двора) к большой нарядной, с внушительной колокольней церкви Спасителя (Редимер). Минуя поворот на улицу Муристан, идем вдоль фасада церкви до конца и оказываемся у входа на территорию Александрийского подворья, примыкающего к храму Гроба Господня.
Здесь находится последний заметный предел Крестного пути — "Судные ворота", камни которых сохранились до наших дней. (Че- рез эти ворота выводили за пределы города осужденных на казнь).
На территории подворья находится церковь Александра Невского, воздвигнутая над порогом "Судных ворот". Кусок каменной плиты, закрытый стеклом, считается порогом городских ворот.
Через этот порог, согласно библейской легенде, переступил Христос на пути к месту казни. Над ним возвышается распятие, водруженное на природную скалу. Стены церкви покоятся на огромных известняковых блоках, уложенных прямо на скальное основание. Кладка этих блоков относится в периоду царя Ирода.
В церкви обращает на себя внимание арка византийского происхождения, две колонны с капителями римского периода (в углу за распятием) и стенная роспись, изображающая страдания Христа. На колонне перед "Порогом" — картина Репина, подаренная им монастырю.
В александрийском подворье есть маленький музей, где экспонируются реликвии, оставшиеся со времен массового паломничества русских людей в Святую землю.
Здесь же размещена Русская миссия в Палестине.
Продолжаем прогулку по Христианскому кварталу Старого города. Побывав в Александрийском подворье, возвращаемся назад к улице Муристан. На углу арка с надписью "Шук Афтимос". Это вход на один из рынков Старого города. Во II веке н.э. здесь находился римский Форум. Проходим под аркой и видим пышно декорированный фонтан. Слева от него остатки "Муристана", что по-персидски означает больницу. Во времена крестоносцев в этом месте размещалась штаб-квартира ордена Госпитальеров. В настоящее время здесь стоит одна из самых примечательных церквей Старого города — церковь Искупления. Она построена в 1898 году на фундаменте церкви времен крестоносцев. С северной стороны церкви можно видеть сохранившиеся с тех времен ворота. Церковь имеет очень уютный внутренний двор, окруженный галереями. В церкви есть орган и периодически устраиваются концерты. Незадолго до своей трагической гибели выступал в церкви и замечательный органист Валерий Майский.
От фонтана хорошо просматривается оцинкованный купол невысокой церкви, затерявшейся среди окружающих построек. Вход в нее с улицы а'Ноцрим, куда выходим по проходу справа от церкви и сворачиваем налево. Перед нами вход с надписью по-гречески и иконой с изображением Иоанна Крестителя.
За калиткой во двор выходит фасад церкви Иоанна Крестителя, постройка которой датируется VIII веком н.э. Это одна из древнейших церквей Иерусалима. Западная ее часть стоит на остатках византийской церкви V века.
После посещения церкви Иоанна Крестителя продолжаем двигаться влево по улице а'Ноцрим, пока не выйдем на улицу Давид а'Мелех, по которой идем вправо е направлении Яффских ворот. Вскоре улица вырывается из базарного чрева. В этом месте справа вход в отель Петра. Во дворе отеля находится бассейн Хизкии (брихат Хизкия), который давал воду для орошения садов, окружавших дворец Ирода.
На пути к Яффским воротам минуем поворот направо на улицу Греческой патриархии, где расположен Большой греческий ортодоксальный монастырь. На его территории находится несколько церквей и часовен. Важнейшая из них — церковь Константина и Елены (VI в.н.э.). Монастырь соединен с Греческим патриархатом, находящимся напротив. При монастыре функционирует небольшой музей. В нем можно осмотреть коллекцию предметов религиозного культа разных периодов. Кроме того, демонстрируется несколько каменных саркофагов времен правления Ирода.
Недалеко от Греческой патриархии, на улице св. Франциска, находится еще один греческий монастырь святых Михаила и Гавриила, основанный в XIV веке. Сначала монастырь принадлежал сербской церкви. В 1623 г. приобретен греками. В середине XIX века здесь размещалась "Русская миссия в Палестине".
Сейчас это жилое здание.
Близко к этому зданию, у Новых ворот, высится колокольня церкви монастыря Спасителя (св. Савиор). Постройка середины XVI века. Этот монастырь — центр ордена францисканцев. При монастыре созданна органная школа.
Недалеко от монастыря, у западной стены, окружающей Старый город, между Новыми и Яффскими воротами, находится здание Римско-католической патриархии, в котором размещена и духовная семинария.
Иерусалим должен был стать благословением всему миру.
Через Иисуса, Сына Божия, это и произошло! Иерусалим предназначен Богом дарить жизнь. Иисус провозгласил: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную». И это совершается с тех пор, как Иисус принес Себя в жертву на Голгофе. Из Иерусалима, этого города в Израиле, исходит мир для всех народов земли. Благодаря его избранию Богом, Иерусалим и в будущем явится точкой соприкосновения Бога с этой землей.
    Иерусалим – вечный город. Когда нас уже не станет, Иерусалим будет пребывать. Тогда будет новый Иерусалим, в котором все земное преобразится. Он матерь всем нам. За непримечательным фасадом монастырского здания, во дворе рядом с церковью, находится настоящий археологический заповедник.Здесь раскопаны остатки водоема — так называемая "Овечья купель" (Вифезда). Во времена Второго храма левиты мыли в нем приносимых в жертву овец, а во времена Христа здесь исцеляли больных. Купель, расположенная глубоко под землей, выложена огромными каменными монолитами. К ней можно спуститься по грубым каменным ступеням и увидеть, как отражаются в неподвижной воде арки древних сводов.
Императрицей Еленой был воздвигнут над купелью храм, на развалинах которого крестоносцы воздвигли церковь. Ее впечатляющий фасад сохранился до сих пор. Чуть в стороне от центральных развалин, под навесом, можно осмотреть участок фундамента с сохранившейся мозаикой пола византийского храма.
На территории этих раскопок находятся развалины ритуальной купальни времен римского владычества, руины гробниц периода хасмонеев и другие остатки сооружений разных периодов.
Доступ к раскопкам открыт ежедневно, кроме воскресенья, с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов.
Продолжаем путь по ул. Аль-Муджахеддин до ул. короля Фейсала (второй поворот налево). Здесь рекомендуется отклониться от маршрута, так как на ул. короля Фейсала есть два примечательных образца архитектуры ХШ века. Это два мамелюкских медрессе. Медрессе Эль-Давадария примечетельно двустворчатыми воротами (сейчас это частный дом) Медрессе Эль-Бахария привлекает внимание цветной росписью фасада (во дворе). В конце улицы видим ворота, ведущие на территорию Храма.
Осмотрев эти два архитектурных памятника, продолжим свой путь.
На протяжении всего Крестного пути, по библейским преданиям, происходила различные события, непосредственно связанные с именем Христа. При каждом таком событии шествие прерываюсь. Канонизировано 14 таких остановок (станций). Каждая из них отмечена церквями, часовнями, мемориальными досками.
Поднимаясь вверх по улице, выходим к школе Эль-Омария.
Здесь первая остановка на Скорбном пути Христа. Собственно, отсюда начинается Виа Долороза. Именно от первой остановки Христа каждую пятницу в 3 часа дня отцы-францисканцы устраивают шествие.
Именно здесь был расположен римский преторий. В его северо-восточном углу находилась башня Антония, где, по библейскому преданию, римский прокуратор Понтий Пилат осудил Христа. Теперь на территории бывшего римского претория стоит женский католический монастырь Сестер Сиона. Нижняя ступень мраморного крыльца, ведущего в монастырские ворота, сохранилась со времен римлян. Своды монастырских помещений органично включают в себя остатки скульптурных украшений и колонн времен первых веков нашей эры. Стены монастырской церкви украшены мозаичными картинами современной работы. Темой этих картин является библейская легенда о суде над Иисусом. В глубине церкви в нише над алтарем стоит беломраморная статуя Христа в терновом венце и со связанными руками. Внизу надпись: "Экце хомо" (вот человек).
От монастыря через улицу Виа Долороза перекинута арка с крытой галлереей . Предание гласит, что отсюда Пилат показал толпе осужденного Христа, воскликнув при этом: 'Вот человек". В память этого события арка носит название "Экце хомо".
Однако согласно данным новейших археологические изысканий установлено, что это триумфальные ворота, воздвигнутые императором Адрианом в ознаменование победы над Бар-Кохбой. Часть этих трехарочных ворот мы видим за алтарем церкви монастыря Сестер Сиона.
На монастырском дворе находятся две часовни византийского периода. Слева — часовня Осуждения, воздвигнута непосредственно над предполагаемым местом осуждения Христа. Плиты, устилающие пол, и четыре колонны сохранились со времен римского владычества. Внутренние стены часовни покрыты росписью на темы осуждения Христа и его встречи с Девой Марией на Крестном пути.
Справа — часовня "Бичевания" (2 остановка) отмечает место, где Христос был подвергнут бичеванию. Часовня примечательна искусно выполненным витражем, расположенным за алтарем. В подвале монастыря находится "Лифастон" ("Литостратос", что с греческого переводится как "мощеное место"). Это был внешний двор претории. Здесь Христос был публично допрошен. По преданию, присутствующие при этом солдаты преторианской гвардии грубо издевались над Христом, называя его лжепророком. На плитах пола еще сохранились насечки для предотвращения оскальзывания лошадей и грубо вычерченные римской солдатней круги для игры в кости.
Будучи на Лифастроне, стоит обратить внимание на люки в мостовой. Это люки огромных водных резервуаров, которые и сейчас полны водой, как и в библейские времена.
К монастырю Сестер Сиона примыкает здание греческой православной церкви. Над ее входом высечена надпись; "Заточение Христа". Церковь построена на месте тюрьмы римской претории в которой, по преданию, содержались Христос и разбойник Варавва "сотоварищи". В церкви показывают углубление в скале с каменной скамьей. Утверждают, что это и есть темница Христа. Показывают и темницу Вараввы, представляющую собой пещеру с каменными лавками и вделанными в стену кольцами, к которым приковывались заключенные. Эта пещера расположена ниже темницы Христа.
Дальше улица Виа Долороза круто сворачивает влево у здания Армянского патриархата. Здесь находится третья станция. На этом месте Христос упал в первый раз. Это событие отмечено маленькой католической часовней, построенной на деньги польских солдат. Над входом в часовню — рельеф известного польского скульптора Тадеуша Залинского. Рельеф изображает Христа, изнемогающего под тяжестью креста.
Проходим еще немного по Виа Долороза и видим в стене дверь часовни. Часовня отмечает место, где Христос, по преданиям, встретил свою мать. Над входом видим картину, изображающую их встречу. Здесь четвертая станция.
На углу Эль-Вад и Виа Долороза (почти напротив 4 станции) стоит францисканская часовня в память о пятой остановке Христа на Крестном пути (пятая станция). По преданию, здесь Симон Киринеянин взвалил себе на плечи и понес дальше крест, под тяжестью которого изнемогал Христос. В стене около входа в часовню (справа) видим глубокую впадину — якобы, отпечаток руки Христа, опершегося в изнеможении о стену.
Идем по Виа Долороза в направлении храма Гроба Господня. Пересекаем ул. Эль-Бейрам, которая уходит влево от Виа Долороза, и оказываемся у 6 станции, где стоит часовня св. Вероники. (Дверь в стене по левой стороне улицы с надписью на латыни: "6 станция"). Согласно библейскому преданию, блудница по имени Вероника утерла пот и кровь с чела Христа. В связи с этим церковь причислила ее к лику святых.
Движемся по Виа Долороза до ее пересечения с улицей Сукхан эз Зайн и выходим к 7 станции. Здесь на углу вход во францисканскую часовню. У входа слева находится остаток колонны, отмечающей место, где Христос упал во второй раз.
Вскоре по левой стороне улицы Виа Долороза над входом в греческий ортодоксальный монастырь, увидим изображение креста. Это отметка 8 станции, где Христос, как гласят предания, проповедовал иерусалимским женщинам.
Возвращаемся на улицу Сук-хан зэ-Зайн и идем по ней направо. Многие из расположенных вдоль этой улицы домов и лавок носят на себе печать далеких римских времен. Это сохранившиеся остатки декоративных украшений, каменные монолиты в стенах и т.п.
По этой улице выходим к довольно широкой лестнице (с правой стороны). Поднимаемся по ней и сворачиваем направо. Дорога приводит к воротам коптского монастыря. У входа в монастырь в неглубокой нише — покосившаяся колонна. Она отмечает 9 станцию — место, где Христос упал в третий раз.
Остальные пять станций находятся в Храме Гроба Господня, куда можно пройти через эфиопскую церковь, церковь, находящуюся во дворе, соседствующем с коптским монастырем.
Наконец, мы в Храме Гроба Господня. Поднявшись у камня "Помазания" по крутой лестнице, попадаем на вершину Голгофы, где находится часовня, отмечающая 10, 11, 12, 13 станции. Часовня делится на два притвора. В левом притворе престол и распятие отмечают 10 и 11 станции. В этом месте, согласно Библии, Христос был оголен и пригвожден к кресту. В полу под престолом виден серебряный диск с отверстием в середине, обозначающим мес- то, куда был вставлен крест, на котором был распят Христос. Это отметка 12 станции.
В правом притворе обозначена небольшим католическим алтарем 13 станция. На этом месте, как рассказывают предания, лежало тело Христа после того, как его сняли с креста.
Последняя 14 станция — "Кувуклия" (Гроб Господень) представляет собой небольшую купольную часовню, стоящую посреди храма. Она воздвигнута в 1810 году над пещерой, в которой находится библейское место захоронения Христа.
Выходим из храма Гроба Господня через центральные ворота во двор и проходим через калитку (слева в углу двора) к большой нарядной, с внушительной колокольней церкви Спасителя (Редимер). Минуя поворот на улицу Муристан, идем вдоль фасада церкви до конца и оказываемся у входа на территорию Александрийского подворья, примыкающего к храму Гроба Господня.
Здесь находится последний заметный предел Крестного пути — "Судные ворота", камни которых сохранились до наших дней. (Че- рез эти ворота выводили за пределы города осужденных на казнь).
На территории подворья находится церковь Александра Невского, воздвигнутая над порогом "Судных ворот". Кусок каменной плиты, закрытый стеклом, считается порогом городских ворот.
Через этот порог, согласно библейской легенде, переступил Христос на пути к месту казни. Над ним возвышается распятие, водруженное на природную скалу. Стены церкви покоятся на огромных известняковых блоках, уложенных прямо на скальное основание. Кладка этих блоков относится в периоду царя Ирода.
В церкви обращает на себя внимание арка византийского происхождения, две колонны с капителями римского периода (в углу за распятием) и стенная роспись, изображающая страдания Христа. На колонне перед "Порогом" — картина Репина, подаренная им монастырю.
В александрийском подворье есть маленький музей, где экспонируются реликвии, оставшиеся со времен массового паломничества русских людей в Святую землю.
Здесь же размещена Русская миссия в Палестине.
Продолжаем прогулку по Христианскому кварталу Старого города. Побывав в Александрийском подворье, возвращаемся назад к улице Муристан. На углу арка с надписью "Шук Афтимос". Это вход на один из рынков Старого города. Во II веке н.э. здесь находился римский Форум. Проходим под аркой и видим пышно декорированный фонтан. Слева от него остатки "Муристана", что по-персидски означает больницу. Во времена крестоносцев в этом месте размещалась штаб-квартира ордена Госпитальеров. В настоящее время здесь стоит одна из самых примечательных церквей Старого города — церковь Искупления. Она построена в 1898 году на фундаменте церкви времен крестоносцев. С северной стороны церкви можно видеть сохранившиеся с тех времен ворота. Церковь имеет очень уютный внутренний двор, окруженный галереями. В церкви есть орган и периодически устраиваются концерты. Незадолго до своей трагической гибели выступал в церкви и замечательный органист Валерий Майский.
От фонтана хорошо просматривается оцинкованный купол невысокой церкви, затерявшейся среди окружающих построек. Вход в нее с улицы а'Ноцрим, куда выходим по проходу справа от церкви и сворачиваем налево. Перед нами вход с надписью по-гречески и иконой с изображением Иоанна Крестителя.
За калиткой во двор выходит фасад церкви Иоанна Крестителя, постройка которой датируется VIII веком н.э. Это одна из древнейших церквей Иерусалима. Западная ее часть стоит на остатках византийской церкви V века.
После посещения церкви Иоанна Крестителя продолжаем двигаться влево по улице а'Ноцрим, пока не выйдем на улицу Давид а'Мелех, по которой идем вправо е направлении Яффских ворот. Вскоре улица вырывается из базарного чрева. В этом месте справа вход в отель Петра. Во дворе отеля находится бассейн Хизкии (брихат Хизкия), который давал воду для орошения садов, окружавших дворец Ирода.
На пути к Яффским воротам минуем поворот направо на улицу Греческой патриархии, где расположен Большой греческий ортодоксальный монастырь. На его территории находится несколько церквей и часовен. Важнейшая из них — церковь Константина и Елены (VI в.н.э.). Монастырь соединен с Греческим патриархатом, находящимся напротив. При монастыре функционирует небольшой музей. В нем можно осмотреть коллекцию предметов религиозного культа разных периодов. Кроме того, демонстрируется несколько каменных саркофагов времен правления Ирода.
Недалеко от Греческой патриархии, на улице св. Франциска, находится еще один греческий монастырь святых Михаила и Гавриила, основанный в XIV веке. Сначала монастырь принадлежал сербской церкви. В 1623 г. приобретен греками. В середине XIX века здесь размещалась "Русская миссия в Палестине".
Сейчас это жилое здание.
Близко к этому зданию, у Новых ворот, высится колокольня церкви монастыря Спасителя (св. Савиор). Постройка середины XVI века. Этот монастырь — центр ордена францисканцев. При монастыре созданна органная школа.
Недалеко от монастыря, у западной стены, окружающей Старый город, между Новыми и Яффскими воротами, находится здание Римско-католической патриархии, в котором размещена и духовная семинария.
Иерусалим должен был стать благословением всему миру.
Через Иисуса, Сына Божия, это и произошло! Иерусалим предназначен Богом дарить жизнь. Иисус провозгласил: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную». И это совершается с тех пор, как Иисус принес Себя в жертву на Голгофе. Из Иерусалима, этого города в Израиле, исходит мир для всех народов земли. Благодаря его избранию Богом, Иерусалим и в будущем явится точкой соприкосновения Бога с этой землей.
    Иерусалим – вечный город. Когда нас уже не станет, Иерусалим будет пребывать. Тогда будет новый Иерусалим, в котором все земное преобразится. Он матерь всем нам.
Осмотрев эти два архитектурных памятника, продолжим свой путь.
На протяжении всего Крестного пути, по библейским преданиям, происходила различные события, непосредственно связанные с именем Христа. При каждом таком событии шествие прерываюсь. Канонизировано 14 таких остановок (станций). Каждая из них отмечена церквями, часовнями, мемориальными досками.
Поднимаясь вверх по улице, выходим к школе Эль-Омария.
Здесь первая остановка на Скорбном пути Христа. Собственно, отсюда начинается Виа Долороза. Именно от первой остановки Христа каждую пятницу в 3 часа дня отцы-францисканцы устраивают шествие.
Именно здесь был расположен римский преторий. В его северо-восточном углу находилась башня Антония, где, по библейскому преданию, римский прокуратор Понтий Пилат осудил Христа. Теперь на территории бывшего римского претория стоит женский католический монастырь Сестер Сиона. Нижняя ступень мраморного крыльца, ведущего в монастырские ворота, сохранилась со времен римлян. Своды монастырских помещений органично включают в себя остатки скульптурных украшений и колонн времен первых веков нашей эры. Стены монастырской церкви украшены мозаичными картинами современной работы. Темой этих картин является библейская легенда о суде над Иисусом. В глубине церкви в нише над алтарем стоит беломраморная статуя Христа в терновом венце и со связанными руками. Внизу надпись: "Экце хомо" (вот человек).
От монастыря через улицу Виа Долороза перекинута арка с крытой галлереей . Предание гласит, что отсюда Пилат показал толпе осужденного Христа, воскликнув при этом: 'Вот человек". В память этого события арка носит название "Экце хомо".
Однако согласно данным новейших археологические изысканий установлено, что это триумфальные ворота, воздвигнутые императором Адрианом в ознаменование победы над Бар-Кохбой. Часть этих трехарочных ворот мы видим за алтарем церкви монастыря Сестер Сиона.
На монастырском дворе находятся две часовни византийского периода. Слева — часовня Осуждения, воздвигнута непосредственно над предполагаемым местом осуждения Христа. Плиты, устилающие пол, и четыре колонны сохранились со времен римского владычества. Внутренние стены часовни покрыты росписью на темы осуждения Христа и его встречи с Девой Марией на Крестном пути.
Справа — часовня "Бичевания" (2 остановка) отмечает место, где Христос был подвергнут бичеванию. Часовня примечательна искусно выполненным витражем, расположенным за алтарем. В подвале монастыря находится "Лифастон" ("Литостратос", что с греческого переводится как "мощеное место"). Это был внешний двор претории. Здесь Христос был публично допрошен. По преданию, присутствующие при этом солдаты преторианской гвардии грубо издевались над Христом, называя его лжепророком. На плитах пола еще сохранились насечки для предотвращения оскальзывания лошадей и грубо вычерченные римской солдатней круги для игры в кости.
Будучи на Лифастроне, стоит обратить внимание на люки в мостовой. Это люки огромных водных резервуаров, которые и сейчас полны водой, как и в библейские времена.
К монастырю Сестер Сиона примыкает здание греческой православной церкви. Над ее входом высечена надпись; "Заточение Христа". Церковь построена на месте тюрьмы римской претории в которой, по преданию, содержались Христос и разбойник Варавва "сотоварищи". В церкви показывают углубление в скале с каменной скамьей. Утверждают, что это и есть темница Христа. Показывают и темницу Вараввы, представляющую собой пещеру с каменными лавками и вделанными в стену кольцами, к которым приковывались заключенные. Эта пещера расположена ниже темницы Христа.
Дальше улица Виа Долороза круто сворачивает влево у здания Армянского патриархата. Здесь находится третья станция. На этом месте Христос упал в первый раз. Это событие отмечено маленькой католической часовней, построенной на деньги польских солдат. Над входом в часовню — рельеф известного польского скульптора Тадеуша Залинского. Рельеф изображает Христа, изнемогающего под тяжестью креста.
Проходим еще немного по Виа Долороза и видим в стене дверь часовни. Часовня отмечает место, где Христос, по преданиям, встретил свою мать. Над входом видим картину, изображающую их встречу. Здесь четвертая станция.
На углу Эль-Вад и Виа Долороза (почти напротив 4 станции) стоит францисканская часовня в память о пятой остановке Христа на Крестном пути (пятая станция). По преданию, здесь Симон Киринеянин взвалил себе на плечи и понес дальше крест, под тяжестью которого изнемогал Христос. В стене около входа в часовню (справа) видим глубокую впадину — якобы, отпечаток руки Христа, опершегося в изнеможении о стену.
Идем по Виа Долороза в направлении храма Гроба Господня. Пересекаем ул. Эль-Бейрам, которая уходит влево от Виа Долороза, и оказываемся у 6 станции, где стоит часовня св. Вероники. (Дверь в стене по левой стороне улицы с надписью на латыни: "6 станция"). Согласно библейскому преданию, блудница по имени Вероника утерла пот и кровь с чела Христа. В связи с этим церковь причислила ее к лику святых.
Движемся по Виа Долороза до ее пересечения с улицей Сукхан эз Зайн и выходим к 7 станции. Здесь на углу вход во францисканскую часовню. У входа слева находится остаток колонны, отмечающей место, где Христос упал во второй раз.
Вскоре по левой стороне улицы Виа Долороза над входом в греческий ортодоксальный монастырь, увидим изображение креста. Это отметка 8 станции, где Христос, как гласят предания, проповедовал иерусалимским женщинам.
Возвращаемся на улицу Сук-хан зэ-Зайн и идем по ней направо. Многие из расположенных вдоль этой улицы домов и лавок носят на себе печать далеких римских времен. Это сохранившиеся остатки декоративных украшений, каменные монолиты в стенах и т.п.
По этой улице выходим к довольно широкой лестнице (с правой стороны). Поднимаемся по ней и сворачиваем направо. Дорога приводит к воротам коптского монастыря. У входа в монастырь в неглубокой нише — покосившаяся колонна. Она отмечает 9 станцию — место, где Христос упал в третий раз.
Остальные пять станций находятся в Храме Гроба Господня, куда можно пройти через эфиопскую церковь, церковь, находящуюся во дворе, соседствующем с коптским монастырем.
Наконец, мы в Храме Гроба Господня. Поднявшись у камня "Помазания" по крутой лестнице, попадаем на вершину Голгофы, где находится часовня, отмечающая 10, 11, 12, 13 станции. Часовня делится на два притвора. В левом притворе престол и распятие отмечают 10 и 11 станции. В этом месте, согласно Библии, Христос был оголен и пригвожден к кресту. В полу под престолом виден серебряный диск с отверстием в середине, обозначающим мес- то, куда был вставлен крест, на котором был распят Христос. Это отметка 12 станции.
В правом притворе обозначена небольшим католическим алтарем 13 станция. На этом месте, как рассказывают предания, лежало тело Христа после того, как его сняли с креста.
Последняя 14 станция — "Кувуклия" (Гроб Господень) представляет собой небольшую купольную часовню, стоящую посреди храма. Она воздвигнута в 1810 году над пещерой, в которой находится библейское место захоронения Христа.
Выходим из храма Гроба Господня через центральные ворота во двор и проходим через калитку (слева в углу двора) к большой нарядной, с внушительной колокольней церкви Спасителя (Редимер). Минуя поворот на улицу Муристан, идем вдоль фасада церкви до конца и оказываемся у входа на территорию Александрийского подворья, примыкающего к храму Гроба Господня.
Здесь находится последний заметный предел Крестного пути — "Судные ворота", камни которых сохранились до наших дней. (Че- рез эти ворота выводили за пределы города осужденных на казнь).
На территории подворья находится церковь Александра Невского, воздвигнутая над порогом "Судных ворот". Кусок каменной плиты, закрытый стеклом, считается порогом городских ворот.
Через этот порог, согласно библейской легенде, переступил Христос на пути к месту казни. Над ним возвышается распятие, водруженное на природную скалу. Стены церкви покоятся на огромных известняковых блоках, уложенных прямо на скальное основание. Кладка этих блоков относится в периоду царя Ирода.
В церкви обращает на себя внимание арка византийского происхождения, две колонны с капителями римского периода (в углу за распятием) и стенная роспись, изображающая страдания Христа. На колонне перед "Порогом" — картина Репина, подаренная им монастырю.
В александрийском подворье есть маленький музей, где экспонируются реликвии, оставшиеся со времен массового паломничества русских людей в Святую землю.
Здесь же размещена Русская миссия в Палестине.
Продолжаем прогулку по Христианскому кварталу Старого города. Побывав в Александрийском подворье, возвращаемся назад к улице Муристан. На углу арка с надписью "Шук Афтимос". Это вход на один из рынков Старого города. Во II веке н.э. здесь находился римский Форум. Проходим под аркой и видим пышно декорированный фонтан. Слева от него остатки "Муристана", что по-персидски означает больницу. Во времена крестоносцев в этом месте размещалась штаб-квартира ордена Госпитальеров. В настоящее время здесь стоит одна из самых примечательных церквей Старого города — церковь Искупления. Она построена в 1898 году на фундаменте церкви времен крестоносцев. С северной стороны церкви можно видеть сохранившиеся с тех времен ворота. Церковь имеет очень уютный внутренний двор, окруженный галереями. В церкви есть орган и периодически устраиваются концерты. Незадолго до своей трагической гибели выступал в церкви и замечательный органист Валерий Майский.
От фонтана хорошо просматривается оцинкованный купол невысокой церкви, затерявшейся среди окружающих построек. Вход в нее с улицы а'Ноцрим, куда выходим по проходу справа от церкви и сворачиваем налево. Перед нами вход с надписью по-гречески и иконой с изображением Иоанна Крестителя.
За калиткой во двор выходит фасад церкви Иоанна Крестителя, постройка которой датируется VIII веком н.э. Это одна из древнейших церквей Иерусалима. Западная ее часть стоит на остатках византийской церкви V века.
После посещения церкви Иоанна Крестителя продолжаем двигаться влево по улице а'Ноцрим, пока не выйдем на улицу Давид а'Мелех, по которой идем вправо е направлении Яффских ворот. Вскоре улица вырывается из базарного чрева. В этом месте справа вход в отель Петра. Во дворе отеля находится бассейн Хизкии (брихат Хизкия), который давал воду для орошения садов, окружавших дворец Ирода.
На пути к Яффским воротам минуем поворот направо на улицу Греческой патриархии, где расположен Большой греческий ортодоксальный монастырь. На его территории находится несколько церквей и часовен. Важнейшая из них — церковь Константина и Елены (VI в.н.э.). Монастырь соединен с Греческим патриархатом, находящимся напротив. При монастыре функционирует небольшой музей. В нем можно осмотреть коллекцию предметов религиозного культа разных периодов. Кроме того, демонстрируется несколько каменных саркофагов времен правления Ирода.
Недалеко от Греческой патриархии, на улице св. Франциска, находится еще один греческий монастырь святых Михаила и Гавриила, основанный в XIV веке. Сначала монастырь принадлежал сербской церкви. В 1623 г. приобретен греками. В середине XIX века здесь размещалась "Русская миссия в Палестине".
Сейчас это жилое здание.
Близко к этому зданию, у Новых ворот, высится колокольня церкви монастыря Спасителя (св. Савиор). Постройка середины XVI века. Этот монастырь — центр ордена францисканцев. При монастыре созданна органная школа.
Недалеко от монастыря, у западной стены, окружающей Старый город, между Новыми и Яффскими воротами, находится здание Римско-католической патриархии, в котором размещена и духовная семинария.
Иерусалим должен был стать благословением всему миру.
Через Иисуса, Сына Божия, это и произошло! Иерусалим предназначен Богом дарить жизнь. Иисус провозгласил: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную». И это совершается с тех пор, как Иисус принес Себя в жертву на Голгофе. Из Иерусалима, этого города в Израиле, исходит мир для всех народов земли. Благодаря его избранию Богом, Иерусалим и в будущем явится точкой соприкосновения Бога с этой землей.
    Иерусалим – вечный город. Когда нас уже не станет, Иерусалим будет пребывать. Тогда будет новый Иерусалим, в котором все земное преобразится. Он матерь всем нам. За непримечательным фасадом монастырского здания, во дворе рядом с церковью, находится настоящий археологический заповедник.Здесь раскопаны остатки водоема — так называемая "Овечья купель" (Вифезда). Во времена Второго храма левиты мыли в нем приносимых в жертву овец, а во времена Христа здесь исцеляли больных. Купель, расположенная глубоко под землей, выложена огромными каменными монолитами. К ней можно спуститься по грубым каменным ступеням и увидеть, как отражаются в неподвижной воде арки древних сводов.
Императрицей Еленой был воздвигнут над купелью храм, на развалинах которого крестоносцы воздвигли церковь. Ее впечатляющий фасад сохранился до сих пор. Чуть в стороне от центральных развалин, под навесом, можно осмотреть участок фундамента с сохранившейся мозаикой пола византийского храма.
На территории этих раскопок находятся развалины ритуальной купальни времен римского владычества, руины гробниц периода хасмонеев и другие остатки сооружений разных периодов.
Доступ к раскопкам открыт ежедневно, кроме воскресенья, с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов.
Продолжаем путь по ул. Аль-Муджахеддин до ул. короля Фейсала (второй поворот налево). Здесь рекомендуется отклониться от маршрута, так как на ул. короля Фейсала есть два примечательных образца архитектуры ХШ века. Это два мамелюкских медрессе. Медрессе Эль-Давадария примечетельно двустворчатыми воротами (сейчас это частный дом) Медрессе Эль-Бахария привлекает внимание цветной росписью фасада (во дворе). В конце улицы видим ворота, ведущие на территорию Храма.<> Осмотрев эти два архитектурных памятника, продолжим свой путь.
br На протяжении всего Крестного пути, по библейским преданиям, происходила различные события, непосредственно связанные с именем Христа. При каждом таком событии шествие прерываюсь. Канонизировано 14 таких остановок (станций). Каждая из них отмечена церквями, часовнями, мемориальными досками.
Поднимаясь вверх по улице, выходим к школе Эль-Омария.
Здесь первая остановка на Скорбном пути Христа. Собственно, отсюда начинается Виа Долороза. Именно от первой остановки Христа каждую пятницу в 3 часа дня отцы-францисканцы устраивают шествие.
Именно здесь был расположен римский преторий. В его северо-восточном углу находилась башня Антония, где, по библейскому преданию, римский прокуратор Понтий Пилат осудил Христа. Теперь на территории бывшего римского претория стоит женский католический монастырь Сестер Сиона. Нижняя ступень мраморного крыльца, ведущего в монастырские ворота, сохранилась со времен римлян. Своды монастырских помещений органично включают в себя остатки скульптурных украшений и колонн времен первых веков нашей эры. Стены монастырской церкви украшены мозаичными картинами современной работы. Темой этих картин является библейская легенда о суде над Иисусом. В глубине церкви в нише над алтарем стоит беломраморная статуя Христа в терновом венце и со связанными руками. Внизу надпись: "Экце хомо" (вот человек).
От монастыря через улицу Виа Долороза перекинута арка с крытой галлереей . Предание гласит, что отсюда Пилат показал толпе осужденного Христа, воскликнув при этом: 'Вот человек". В память этого события арка носит название "Экце хомо".
Однако согласно данным новейших археологические изысканий установлено, что это триумфальные ворота, воздвигнутые императором Адрианом в ознаменование победы над Бар-Кохбой. Часть этих трехарочных ворот мы видим за алтарем церкви монастыря Сестер Сиона.
На монастырском дворе находятся две часовни византийского периода. Слева — часовня Осуждения, воздвигнута непосредственно над предполагаемым местом осуждения Христа. Плиты, устилающие пол, и четыре колонны сохранились со времен римского владычества. Внутренние стены часовни покрыты росписью на темы осуждения Христа и его встречи с Девой Марией на Крестном пути.
Справа — часовня "Бичевания" (2 остановка) отмечает место, где Христос был подвергнут бичеванию. Часовня примечательна искусно выполненным витражем, расположенным за алтарем. В подвале монастыря находится "Лифастон" ("Литостратос", что с греческого переводится как "мощеное место"). Это был внешний двор претории. Здесь Христос был публично допрошен. По преданию, присутствующие при этом солдаты преторианской гвардии грубо издевались над Христом, называя его лжепророком. На плитах пола еще сохранились насечки для предотвращения оскальзывания лошадей и грубо вычерченные римской солдатней круги для игры в кости.
Будучи на Лифастроне, стоит обратить внимание на люки в мостовой. Это люки огромных водных резервуаров, которые и сейчас полны водой, как и в библейские времена.
К монастырю Сестер Сиона примыкает здание греческой православной церкви. Над ее входом высечена надпись; "Заточение Христа". Церковь построена на месте тюрьмы римской претории в которой, по преданию, содержались Христос и разбойник Варавва "сотоварищи". В церкви показывают углубление в скале с каменной скамьей. Утверждают, что это и есть темница Христа. Показывают и темницу Вараввы, представляющую собой пещеру с каменными лавками и вделанными в стену кольцами, к которым приковывались заключенные. Эта пещера расположена ниже темницы Христа.
Дальше улица Виа Долороза круто сворачивает влево у здания Армянского патриархата. Здесь находится третья станция. На этом месте Христос упал в первый раз. Это событие отмечено маленькой католической часовней, построенной на деньги польских солдат. Над входом в часовню — рельеф известного польского скульптора Тадеуша Залинского. Рельеф изображает Христа, изнемогающего под тяжестью креста.
Проходим еще немного по Виа Долороза и видим в стене дверь часовни. Часовня отмечает место, где Христос, по преданиям, встретил свою мать. Над входом видим картину, изображающую их встречу. Здесь четвертая станция.
На углу Эль-Вад и Виа Долороза (почти напротив 4 станции) стоит францисканская часовня в память о пятой остановке Христа на Крестном пути (пятая станция). По преданию, здесь Симон Киринеянин взвалил себе на плечи и понес дальше крест, под тяжестью которого изнемогал Христос. В стене около входа в часовню (справа) видим глубокую впадину — якобы, отпечаток руки Христа, опершегося в изнеможении о стену.
Идем по Виа Долороза в направлении храма Гроба Господня. Пересекаем ул. Эль-Бейрам, которая уходит влево от Виа Долороза, и оказываемся у 6 станции, где стоит часовня св. Вероники. (Дверь в стене по левой стороне улицы с надписью на латыни: "6 станция"). Согласно библейскому преданию, блудница по имени Вероника утерла пот и кровь с чела Христа. В связи с этим церковь причислила ее к лику святых.
Движемся по Виа Долороза до ее пересечения с улицей Сукхан эз Зайн и выходим к 7 станции. Здесь на углу вход во францисканскую часовню. У входа слева находится остаток колонны, отмечающей место, где Христос упал во второй раз.
Вскоре по левой стороне улицы Виа Долороза над входом в греческий ортодоксальный монастырь, увидим изображение креста. Это отметка 8 станции, где Христос, как гласят предания, проповедовал иерусалимским женщинам.
Возвращаемся на улицу Сук-хан зэ-Зайн и идем по ней направо. Многие из расположенных вдоль этой улицы домов и лавок носят на себе печать далеких римских времен. Это сохранившиеся остатки декоративных украшений, каменные монолиты в стенах и т.п.
По этой улице выходим к довольно широкой лестнице (с правой стороны). Поднимаемся по ней и сворачиваем направо. Дорога приводит к воротам коптского монастыря. У входа в монастырь в неглубокой нише — покосившаяся колонна. Она отмечает 9 станцию — место, где Христос упал в третий раз.
Остальные пять станций находятся в Храме Гроба Господня, куда можно пройти через эфиопскую церковь, церковь, находящуюся во дворе, соседствующем с коптским монастырем.
Наконец, мы в Храме Гроба Господня. Поднявшись у камня "Помазания" по крутой лестнице, попадаем на вершину Голгофы, где находится часовня, отмечающая 10, 11, 12, 13 станции. Часовня делится на два притвора. В левом притворе престол и распятие отмечают 10 и 11 станции. В этом месте, согласно Библии, Христос был оголен и пригвожден к кресту. В полу под престолом виден серебряный диск с отверстием в середине, обозначающим мес- то, куда был вставлен крест, на котором был распят Христос. Это отметка 12 станции.
В правом притворе обозначена небольшим католическим алтарем 13 станция. На этом месте, как рассказывают предания, лежало тело Христа после того, как его сняли с креста.
Последняя 14 станция — "Кувуклия" (Гроб Господень) представляет собой небольшую купольную часовню, стоящую посреди храма. Она воздвигнута в 1810 году над пещерой, в которой находится библейское место захоронения Христа.
Выходим из храма Гроба Господня через центральные ворота во двор и проходим через калитку (слева в углу двора) к большой нарядной, с внушительной колокольней церкви Спасителя (Редимер). Минуя поворот на улицу Муристан, идем вдоль фасада церкви до конца и оказываемся у входа на территорию Александрийского подворья, примыкающего к храму Гроба Господня.
Здесь находится последний заметный предел Крестного пути — "Судные ворота", камни которых сохранились до наших дней. (Че- рез эти ворота выводили за пределы города осужденных на казнь).
На территории подворья находится церковь Александра Невского, воздвигнутая над порогом "Судных ворот". Кусок каменной плиты, закрытый стеклом, считается порогом городских ворот.
Через этот порог, согласно библейской легенде, переступил Христос на пути к месту казни. Над ним возвышается распятие, водруженное на природную скалу. Стены церкви покоятся на огромных известняковых блоках, уложенных прямо на скальное основание. Кладка этих блоков относится в периоду царя Ирода.
В церкви обращает на себя внимание арка византийского происхождения, две колонны с капителями римского периода (в углу за распятием) и стенная роспись, изображающая страдания Христа. На колонне перед "Порогом" — картина Репина, подаренная им монастырю.
В александрийском подворье есть маленький музей, где экспонируются реликвии, оставшиеся со времен массового паломничества русских людей в Святую землю.
Здесь же размещена Русская миссия в Палестине.
Продолжаем прогулку по Христианскому кварталу Старого города. Побывав в Александрийском подворье, возвращаемся назад к улице Муристан. На углу арка с надписью "Шук Афтимос". Это вход на один из рынков Старого города. Во II веке н.э. здесь находился римский Форум. Проходим под аркой и видим пышно декорированный фонтан. Слева от него остатки "Муристана", что по-персидски означает больницу. Во времена крестоносцев в этом месте размещалась штаб-квартира ордена Госпитальеров. В настоящее время здесь стоит одна из самых примечательных церквей Старого города — церковь Искупления. Она построена в 1898 году на фундаменте церкви времен крестоносцев. С северной стороны церкви можно видеть сохранившиеся с тех времен ворота. Церковь имеет очень уютный внутренний двор, окруженный галереями. В церкви есть орган и периодически устраиваются концерты. Незадолго до своей трагической гибели выступал в церкви и замечательный органист Валерий Майский.
От фонтана хорошо просматривается оцинкованный купол невысокой церкви, затерявшейся среди окружающих построек. Вход в нее с улицы а'Ноцрим, куда выходим по проходу справа от церкви и сворачиваем налево. Перед нами вход с надписью по-гречески и иконой с изображением Иоанна Крестителя.
За калиткой во двор выходит фасад церкви Иоанна Крестителя, постройка которой датируется VIII веком н.э. Это одна из древнейших церквей Иерусалима. Западная ее часть стоит на остатках византийской церкви V века.
После посещения церкви Иоанна Крестителя продолжаем двигаться влево по улице а'Ноцрим, пока не выйдем на улицу Давид а'Мелех, по которой идем вправо е направлении Яффских ворот. Вскоре улица вырывается из базарного чрева. В этом месте справа вход в отель Петра. Во дворе отеля находится бассейн Хизкии (брихат Хизкия), который давал воду для орошения садов, окружавших дворец Ирода.
На пути к Яффским воротам минуем поворот направо на улицу Греческой патриархии, где расположен Большой греческий ортодоксальный монастырь. На его территории находится несколько церквей и часовен. Важнейшая из них — церковь Константина и Елены (VI в.н.э.). Монастырь соединен с Греческим патриархатом, находящимся напротив. При монастыре функционирует небольшой музей. В нем можно осмотреть коллекцию предметов религиозного культа разных периодов. Кроме того, демонстрируется несколько каменных саркофагов времен правления Ирода.
Недалеко от Греческой патриархии, на улице св. Франциска, находится еще один греческий монастырь святых Михаила и Гавриила, основанный в XIV веке. Сначала монастырь принадлежал сербской церкви. В 1623 г. приобретен греками. В середине XIX века здесь размещалась "Русская миссия в Палестине".
Сейчас это жилое здание.
Близко к этому зданию, у Новых ворот, высится колокольня церкви монастыря Спасителя (св. Савиор). Постройка середины XVI века. Этот монастырь — центр ордена францисканцев. При монастыре созданна органная школа.
Недалеко от монастыря, у западной стены, окружающей Старый город, между Новыми и Яффскими воротами, находится здание Римско-католической патриархии, в котором размещена и духовная семинария. За непримечательным фасадом монастырского здания, во дворе рядом с церковью, находится настоящий археологический заповедник.Здесь раскопаны остатки водоема — так называемая "Овечья купель" (Вифезда). Во времена Второго храма левиты мыли в нем приносимых в жертву овец, а во времена Христа здесь исцеляли больных. Купель, расположенная глубоко под землей, выложена огромными каменными монолитами. К ней можно спуститься по грубым каменным ступеням и увидеть, как отражаются в неподвижной воде арки древних сводов.
Императрицей Еленой был воздвигнут над купелью храм, на развалинах которого крестоносцы воздвигли церковь. Ее впечатляющий фасад сохранился до сих пор. Чуть в стороне от центральных развалин, под навесом, можно осмотреть участок фундамента с сохранившейся мозаикой пола византийского храма.
На территории этих раскопок находятся развалины ритуальной купальни времен римского владычества, руины гробниц периода хасмонеев и другие остатки сооружений разных периодов.
Доступ к раскопкам открыт ежедневно, кроме воскресенья, с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов.
Продолжаем путь по ул. Аль-Муджахеддин до ул. короля Фейсала (второй поворот налево). Здесь рекомендуется отклониться от маршрута, так как на ул. короля Фейсала есть два примечательных образца архитектуры ХШ века. Это два мамелюкских медрессе. Медрессе Эль-Давадария примечетельно двустворчатыми воротами (сейчас это частный дом) Медрессе Эль-Бахария привлекает внимание цветной росписью фасада (во дворе). В конце улицы видим ворота, ведущие на территорию Храма.
Осмотрев эти два архитектурных памятника, продолжим свой путь.
На протяжении всего Крестного пути, по библейским преданиям, происходила различные события, непосредственно связанные с именем Христа. При каждом таком событии шествие прерываюсь. Канонизировано 14 таких остановок (станций). Каждая из них отмечена церквями, часовнями, мемориальными досками.
Поднимаясь вверх по улице, выходим к школе Эль-Омария.
Здесь первая остановка на Скорбном пути Христа. Собственно, отсюда начинается Виа Долороза. Именно от первой остановки Христа каждую пятницу в 3 часа дня отцы-францисканцы устраивают шествие.
Именно здесь был расположен римский преторий. В его северо-восточном углу находилась башня Антония, где, по библейскому преданию, римский прокуратор Понтий Пилат осудил Христа. Теперь на территории бывшего римского претория стоит женский католический монастырь Сестер Сиона. Нижняя ступень мраморного крыльца, ведущего в монастырские ворота, сохранилась со времен римлян. Своды монастырских помещений органично включают в себя остатки скульптурных украшений и колонн времен первых веков нашей эры. Стены монастырской церкви украшены мозаичными картинами современной работы. Темой этих картин является библейская легенда о суде над Иисусом. В глубине церкви в нише над алтарем стоит беломраморная статуя Христа в терновом венце и со связанными руками. Внизу надпись: "Экце хомо" (вот человек).
От монастыря через улицу Виа Долороза перекинута арка с крытой галлереей . Предание гласит, что отсюда Пилат показал толпе осужденного Христа, воскликнув при этом: 'Вот человек". В память этого события арка носит название "Экце хомо".
Однако согласно данным новейших археологические изысканий установлено, что это триумфальные ворота, воздвигнутые императором Адрианом в ознаменование победы над Бар-Кохбой. Часть этих трехарочных ворот мы видим за алтарем церкви монастыря Сестер Сиона.
На монастырском дворе находятся две часовни византийского периода. Слева — часовня Осуждения, воздвигнута непосредственно над предполагаемым местом осуждения Христа. Плиты, устилающие пол, и четыре колонны сохранились со времен римского владычества. Внутренние стены часовни покрыты росписью на темы осуждения Христа и его встречи с Девой Марией на Крестном пути.
Справа — часовня "Бичевания" (2 остановка) отмечает место, где Христос был подвергнут бичеванию. Часовня примечательна искусно выполненным витражем, расположенным за алтарем. В подвале монастыря находится "Лифастон" ("Литостратос", что с греческого переводится как "мощеное место"). Это был внешний двор претории. Здесь Христос был публично допрошен. По преданию, присутствующие при этом солдаты преторианской гвардии грубо издевались над Христом, называя его лжепророком. На плитах пола еще сохранились насечки для предотвращения оскальзывания лошадей и грубо вычерченные римской солдатней круги для игры в кости.
Будучи на Лифастроне, стоит обратить внимание на люки в мостовой. Это люки огромных водных резервуаров, которые и сейчас полны водой, как и в библейские времена.
К монастырю Сестер Сиона примыкает здание греческой православной церкви. Над ее входом высечена надпись; "Заточение Христа". Церковь построена на месте тюрьмы римской претории в которой, по преданию, содержались Христос и разбойник Варавва "сотоварищи". В церкви показывают углубление в скале с каменной скамьей. Утверждают, что это и есть темница Христа. Показывают и темницу Вараввы, представляющую собой пещеру с каменными лавками и вделанными в стену кольцами, к которым приковывались заключенные. Эта пещера расположена ниже темницы Христа.
Дальше улица Виа Долороза круто сворачивает влево у здания Армянского патриархата. Здесь находится третья станция. На этом месте Христос упал в первый раз. Это событие отмечено маленькой католической часовней, построенной на деньги польских солдат. Над входом в часовню — рельеф известного польского скульптора Тадеуша Залинского. Рельеф изображает Христа, изнемогающего под тяжестью креста.
Проходим еще немного по Виа Долороза и видим в стене дверь часовни. Часовня отмечает место, где Христос, по преданиям, встретил свою мать. Над входом видим картину, изображающую их встречу. Здесь четвертая станция.
На углу Эль-Вад и Виа Долороза (почти напротив 4 станции) стоит францисканская часовня в память о пятой остановке Христа на Крестном пути (пятая станция). По преданию, здесь Симон Киринеянин взвалил себе на плечи и понес дальше крест, под тяжестью которого изнемогал Христос. В стене около входа в часовню (справа) видим глубокую впадину — якобы, отпечаток руки Христа, опершегося в изнеможении о стену.
Идем по Виа Долороза в направлении храма Гроба Господня. Пересекаем ул. Эль-Бейрам, которая уходит влево от Виа Долороза, и оказываемся у 6 станции, где стоит часовня св. Вероники. (Дверь в стене по левой стороне улицы с надписью на латыни: "6 станция"). Согласно библейскому преданию, блудница по имени Вероника утерла пот и кровь с чела Христа. В связи с этим церковь причислила ее к лику святых.
Движемся по Виа Долороза до ее пересечения с улицей Сукхан эз Зайн и выходим к 7 станции. Здесь на углу вход во францисканскую часовню. У входа слева находится остаток колонны, отмечающей место, где Христос упал во второй раз.
Вскоре по левой стороне улицы Виа Долороза над входом в греческий ортодоксальный монастырь, увидим изображение креста. Это отметка 8 станции, где Христос, как гласят предания, проповедовал иерусалимским женщинам.
Возвращаемся на улицу Сук-хан зэ-Зайн и идем по ней направо. Многие из расположенных вдоль этой улицы домов и лавок носят на себе печать далеких римских времен. Это сохранившиеся остатки декоративных украшений, каменные монолиты в стенах и т.п.
По этой улице выходим к довольно широкой лестнице (с правой стороны). Поднимаемся по ней и сворачиваем направо. Дорога приводит к воротам коптского монастыря. У входа в монастырь в неглубокой нише — покосившаяся колонна. Она отмечает 9 станцию — место, где Христос упал в третий раз.
Остальные пять станций находятся в Храме Гроба Господня, куда можно пройти через эфиопскую церковь, церковь, находящуюся во дворе, соседствующем с коптским монастырем.
Наконец, мы в Храме Гроба Господня. Поднявшись у камня "Помазания" по крутой лестнице, попадаем на вершину Голгофы, где находится часовня, отмечающая 10, 11, 12, 13 станции. Часовня делится на два притвора. В левом притворе престол и распятие отмечают 10 и 11 станции. В этом месте, согласно Библии, Христос был оголен и пригвожден к кресту. В полу под престолом виден серебряный диск с отверстием в середине, обозначающим мес- то, куда был вставлен крест, на котором был распят Христос. Это отметка 12 станции.
В правом притворе обозначена небольшим католическим алтарем 13 станция. На этом месте, как рассказывают предания, лежало тело Христа после того, как его сняли с креста.
Последняя 14 станция — "Кувуклия" (Гроб Господень) представляет собой небольшую купольную часовню, стоящую посреди храма. Она воздвигнута в 1810 году над пещерой, в которой находится библейское место захоронения Христа.
Выходим из храма Гроба Господня через центральные ворота во двор и проходим через калитку (слева в углу двора) к большой нарядной, с внушительной колокольней церкви Спасителя (Редимер). Минуя поворот на улицу Муристан, идем вдоль фасада церкви до конца и оказываемся у входа на территорию Александрийского подворья, примыкающего к храму Гроба Господня.
Здесь находится последний заметный предел Крестного пути — "Судные ворота", камни которых сохранились до наших дней. (Че- рез эти ворота выводили за пределы города осужденных на казнь).
На территории подворья находится церковь Александра Невского, воздвигнутая над порогом "Судных ворот". Кусок каменной плиты, закрытый стеклом, считается порогом городских ворот.
Через этот порог, согласно библейской легенде, переступил Христос на пути к месту казни. Над ним возвышается распятие, водруженное на природную скалу. Стены церкви покоятся на огромных известняковых блоках, уложенных прямо на скальное основание. Кладка этих блоков относится в периоду царя Ирода.
В церкви обращает на себя внимание арка византийского происхождения, две колонны с капителями римского периода (в углу за распятием) и стенная роспись, изображающая страдания Христа. На колонне перед "Порогом" — картина Репина, подаренная им монастырю.
В александрийском подворье есть маленький музей, где экспонируются реликвии, оставшиеся со времен массового паломничества русских людей в Святую землю.
Здесь же размещена Русская миссия в Палестине.
Продолжаем прогулку по Христианскому кварталу Старого города. Побывав в Александрийском подворье, возвращаемся назад к улице Муристан. На углу арка с надписью "Шук Афтимос". Это вход на один из рынков Старого города. Во II веке н.э. здесь находился римский Форум. Проходим под аркой и видим пышно декорированный фонтан. Слева от него остатки "Муристана", что по-персидски означает больницу. Во времена крестоносцев в этом месте размещалась штаб-квартира ордена Госпитальеров. В настоящее время здесь стоит одна из самых примечательных церквей Старого города — церковь Искупления. Она построена в 1898 году на фундаменте церкви времен крестоносцев. С северной стороны церкви можно видеть сохранившиеся с тех времен ворота. Церковь имеет очень уютный внутренний двор, окруженный галереями. В церкви есть орган и периодически устраиваются концерты. Незадолго до своей трагической гибели выступал в церкви и замечательный органист Валерий Майский.
От фонтана хорошо просматривается оцинкованный купол невысокой церкви, затерявшейся среди окружающих построек. Вход в нее с улицы а'Ноцрим, куда выходим по проходу справа от церкви и сворачиваем налево. Перед нами вход с надписью по-гречески и иконой с изображением Иоанна Крестителя.
За калиткой во двор выходит фасад церкви Иоанна Крестителя, постройка которой датируется VIII веком н.э. Это одна из древнейших церквей Иерусалима. Западная ее часть стоит на остатках византийской церкви V века.
После посещения церкви Иоанна Крестителя продолжаем двигаться влево по улице а'Ноцрим, пока не выйдем на улицу Давид а'Мелех, по которой идем вправо е направлении Яффских ворот. Вскоре улица вырывается из базарного чрева. В этом месте справа вход в отель Петра. Во дворе отеля находится бассейн Хизкии (брихат Хизкия), который давал воду для орошения садов, окружавших дворец Ирода.
На пути к Яффским воротам минуем поворот направо на улицу Греческой патриархии, где расположен Большой греческий ортодоксальный монастырь. На его территории находится несколько церквей и часовен. Важнейшая из них — церковь Константина и Елены (VI в.н.э.). Монастырь соединен с Греческим патриархатом, находящимся напротив. При монастыре функционирует небольшой музей. В нем можно осмотреть коллекцию предметов религиозного культа разных периодов. Кроме того, демонстрируется несколько каменных саркофагов времен правления Ирода.
Недалеко от Греческой патриархии, на улице св. Франциска, находится еще один греческий монастырь святых Михаила и Гавриила, основанный в XIV веке. Сначала монастырь принадлежал сербской церкви. В 1623 г. приобретен греками. В середине XIX века здесь размещалась "Русская миссия в Палестине".
Сейчас это жилое здание.
Близко к этому зданию, у Новых ворот, высится колокольня церкви монастыря Спасителя (св. Савиор). Постройка середины XVI века. Этот монастырь — центр ордена францисканцев. При монастыре созданна органная школа.
Недалеко от монастыря, у западной стены, окружающей Старый город, между Новыми и Яффскими воротами, находится здание Римско-католической патриархии, в котором размещена и духовная семинария.
Иерусалим должен был стать благословением всему миру.
Через Иисуса, Сына Божия, это и произошло! Иерусалим предназначен Богом дарить жизнь. Иисус провозгласил: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную». И это совершается с тех пор, как Иисус принес Себя в жертву на Голгофе. Из Иерусалима, этого города в Израиле, исходит мир для всех народов земли. Благодаря его избранию Богом, Иерусалим и в будущем явится точкой соприкосновения Бога с этой землей.
    Иерусалим – вечный город. Когда нас уже не станет, Иерусалим будет пребывать. Тогда будет новый Иерусалим, в котором все земное преобразится. Он матерь всем нам.
Иерусалим должен был стать благословением всему миру.
Через Иисуса, Сына Божия, это и произошло! Иерусалим предназначен Богом дарить жизнь. Иисус провозгласил: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную». И это совершается с тех пор, как Иисус принес Себя в жертву на Голгофе. Из Иерусалима, этого города в Израиле, исходит мир для всех народов земли. Благодаря его избранию Богом, Иерусалим и в будущем явится точкой соприкосновения Бога с этой землей.
    Иерусалим – вечный город. Когда нас уже не станет, Иерусалим будет пребывать. Тогда будет новый Иерусалим, в котором все земное преобразится. Он матерь всем нам.


При составлении текста использованы материалы сайтов:
http://jerusalem.sitecity.ru/ltext_28596.phtml?
http://www.turist.ru/atlas/city/ierusalem.full
http://megapolis.org/israel/ind644.html
http://menora.org/archive/menora/96/02/article02.html
http://megapolis.org/israel/ind716.html

4 стр.

[1] [2] [3] [4]