Новости Статьи Интересное Фотогалерея Гостевая Информация Сотрудничество Контакты Христианские храмы и святыни
Главная > Библейские места  > Иудейская пустыня



[1] [2] [3]


Иудейская пустыня

Пустыня

Иудейская пустыня составляет сильный контраст цветущим холмам зеленой Галилеи.
Голые камни, обожженные солнцем, раскаленный песок. Лишь неглубокий, но быстрый Иордан проносит свои воды по мертвой пустыне, отмечая свой бег яркими пятнами свежей зелени. В этой пустыне, в устье реки Иордан, крестил людей Иоанн Предтеча, призывая их к покаянию. Сюда же, достигнув зрелого возраста, приходит и Иисус Христос. Приняв крещение от Иоанна, Господь начинает Свое мессианское служение. Однако прежде, в посте и молитве, Он проходит через искушения. По сей день возвышается в бесплодной пустыне Сорокадневная гора, где подвизался Господь, свидетельствуя о победе Христа над силами зла.
Недалеко от Сорокадневной горы находится древний город Иерихон. Стены этого города чудесным образом пали после обхождения вокруг него израильтян во главе с Иисусом Навином. Здесь же, несколько веков спустя, Христос привел к покаянию Закхея, исцелил страдающего слепца. Отсюда, проходя по иерихонской дороге, Он не раз ходил в Иерусалим.
В византийскую эпоху Иудейская пустыня стала местом подвига монахов. Покидая города и селения, они уходили в пустыню. Оставляя насиженные места, они селились в пещерах и пропастях. Вдали от шума и мирской суеты они проводили свою жизнь в посте и молитве, подвизаясь там, где был искушаем Господь.
И по сей день стоят в Иудейской пустыне монастыри, свидетели живой истории Церкви.
Наиболее известной обителью Палестины является лавра преподобного Саввы Освященного, расположенная в труднодоступном уголке Иудейской пустыни. Кроме самого святого Саввы, в ней подвизались известные гимнографы Православной Церкви - святой Иоанн Дамаскин и Косьма Маюмский.
Одним из наиболее посещаемых монастырей Иудейской пустыни является обитель святого Георгия Хозевита, расположенная в зеленом ущелье, напоминающем оазис.
Путешествуя по пустыне, паломники в безмолвии и молитве поднимаются в монастырь Искушения, расположенный на склоне Сорокадневной горы, взбираются на саму ее вершину.
Наконец, они посещают монастырь святого Герасима в Иорданской долине, где вспоминают о трогательном житии этого подвижника, имевшего у себя в услужении льва.

Предтеча. Иисус в пустыне.
Однажды группа людей, состоявшая из духовенства и книжников, вышла за ворота Иерусалима и отправилась по дороге, ведущей к берегам Иордана. Предпринять путешествие их побудил слух о молодом пустыннике Иоанне. За короткое время о нем стало известно по всей стране. Посольству было поручено выяснить, каковы притязания этого человека, чему он учит и не является ли он опасным возмутителем народа.
Пять веков назад, когда кончились дни изгнания и иудеи смогли вернуться из Вавилона, великий учитель веры Исайя Второй сложил гимн о Богоявлении. В нем описано пасхальное шествие через бесплодную пустыню, которая расцветает перед лицом Господним, превращаясь в сад. Впереди - глашатай. Он призывает расчистить путь Идущему.
С тех пор мессианские надежды связывались с этим видением. Ожидали, что предтечей Избавителя станет сам пророк Илия, который вновь будет послан на землю.
Жившие у Мертвого моря ессейские монахи уверяли, что роль глашатаев выпадет именно на их долю. Но им казалось, что мир слишком глубоко погряз в беззакониях и только “Сыны света” достойны встретить Мессию. Обитатели Кумрана смотрели на себя как на единственных избранников. История мира, по мнению ессеев, не удалась, и все, кроме них, обречены. Они жили за стенами своих поселков пунктуально соблюдая обряды и веря, что только с ними будет   заключен Новый Завет, предсказанный пророком Иеремией.
Конечно, и среди сектантов попадались люди, которых заботил жребий “сынов тьмы”. Не каждый из них мог радоваться гибели мира или спокойно примириться с ней. Один из кумранских богословов писал: “Разве не все народы ненавидят Кривду?.. Разве не из уст всех народов раздается голос Истины?” Но тут же он с горечью признавал, что на деле никто не следует правде Божией. А если так, то рассчитывать грешникам не на что. Святые должны оставаться на страже. Что им за дело, если нечестивцы получат по заслугам?..
Проповедь Иоанна, вероятно, привела ессеев в замешательство. Им не в чем было упрекнуть его, и тем более не могли они причислить отшельника к “сынам тьмы”. Иоанн вел жизнь аскета, еще более строгую, чем кумранцы. Он одевался в грубую пастушескую власяницу из верблюжьей шерсти, хранил назорейские обеты, то есть не стриг волос и не пил вина. Его пищу составляли сушенная на солнце саранча и дикий мед. Однако этот пустынник не разделял холодного самодовольства ессеев, не отвернулся от мира, а стал проповедовать “всему народу израильскому”.
Иоанн происходил из священнического сословия. Он рано потерял родителей, и его вырастили чужие люди. Весьма вероятно, что он был усыновлен не кем иным, как ессеями, которые нередко брали сирот на воспитание. Но когда Иоанну  исполнилось  тридцать  лет, Бог призвал его покинуть пустыню. Ему было открыто, что на него возложена миссия стать “гласом вопиющего”, предшественником Избавителя.
Из пустыни Иоанн пришел в соседнюю с ней долину Иордана, где и начал свою проповедь. “Покайтесь, - говорил пророк, - ибо близко Царство Небесное!” Его слова упали на подготовленную почву и сразу же нашли широкий отклик. К реке толпами шли люди из окрестных городов и сел. Шли книжники и солдаты, чиновники и крестьяне. Впечатление от речей и самого облика пророка было огромным. Он говорил о Суде над миром, и, казалось, все вокруг Иоанна дышало предчувствием близости великих событий.
Символом вступления в мессианскую эру Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана, реки, которая издревле считалась рубежом Святой земли. Подобно тому как вода омывает тело, так и покаяние очищает душу. Когда язычник присоединялся к ветхозаветной церкви, над ним совершали тевилу, омовение. Пророк же требовал этого от самих иудеев в знак того, что они родились для новой жизни. Поэтому Иоанна называли “Хаматвилом”, Крестителем.
Многих израильтян задевало, что им предлагают пройти через омовение, словно они - новообращенные иноверцы. Разве принадлежность к народу Божиему не освящает сама по себе? Но Креститель, не колеблясь, объявил подобный взгляд заблуждением. Когда он увидел на берегу книжников, он заговорил с ними резко и сурово: «Отродье змеиное! Кто указал вам бежать от будущего гнева? И не думайте говорить сами  себе:  “Отец  у  нас Авраам”, ибо говорю вам, что может Бог из камней этих воздвигнуть Себе детей Авраама». Не рождение делает сынами Завета, а верность заповедям Господним.
Иоанн упрекал в легкомыслии и тех, кто рассчитывал, что одного обряда тевилы уже достаточно для прощения грехов. Он требовал переоценки всей жизни, искреннего раскаяния. Перед крещением люди “исповедовали грехи свои”. Но и этого было мало. Нужны были реальные результаты внутренней перемены. “Сотворите, - говорил пророк, - достойный плод покаяния!.. Уже топор лежит при корне деревьев; итак, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь”.
Крестились от него Чего же хотел Иоанн? Призывал ли он народ бежать от мира и запереться в монастырских стенах? Это звучало бы вполне естественно в устах аскета. Но Креститель хотел большего: чтобы люди, оставаясь там, где живут, сохраняли верность слову Божию. По свидетельству Иосифа Флавия, Иоанн учил народ “вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными к Предвечному”. Подчеркивая важность этических норм Закона, Креститель тем самым следовал традиции древних пророков. Мало говоря о ритуалах, он ставил на первое место нравственный долг человека: “У кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть так же поступает”. Пророк не предлагал солдатам бросать свою службу и говорил, что для них важнее избегать насилия и наушничества. Ко всеобщему изумлению он не осудил даже презираемое ремесло сборщиков налогов - мытарей,  но  требовал только, чтобы они не вымогали больше положенного.


При составлении текста использованы материалы сайтов:
о.А. Мень. «Сын Человеческий» гл 3. Предтеча. Иисус в пустыне. 27 г.
http://alexandrmen.libfl.ru
http://megapolis.org
http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=152124

1 стр.

[1] [2] [3]