Новости Статьи Интересное Фотогалерея Гостевая Информация Сотрудничество Контакты Христианские храмы и святыни
Главная > Ювелирные Изделия  > Крест «Распятие, Богородица Одигитрия (Смоленская)»

Крест «Распятие, Богородица Одигитрия (Смоленская)»

Крест «Распятие, Богородица Одигитрия (Смоленская)»
Крест «Распятие, Богородица Одигитрия (Смоленская)». Лицевая сторона

Вес: 7.2 грамм
 
Цена: 2600 руб (80$)
 
Материалы: Серебро 925 пробы ,позолота 999 пробы
 
Лицевая сторона: Распятие с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом, архангелы Михаил и Гавриил.

Оборотная сторона: Божия Матерь Одигитрия, Херувим и Серафим, святые первоверховные апостолы Петр и Павел, святой Николай Чудотворец и святой великомученик Георгий Победоносец.

Примечания: Изделие соответствует православным канонам и освящено в Храме Гроба Господня
 
описание:

Крест сходный по форме с широкой группой энколпионов XII века.На территорий Киевской Руси в XI – ХIII веках, были ориентированы на столичные константинопольские образцы. На лицевой створке таких крестов распятый Христос изображался с повязкой на чреслах и изогнутым телом. В медальонах, расположенных на поперечных ветвях креста, помещались обычно изображения Богоматери и Иоанна Богослова. Оборотные же створки древнерусских меднолитых мощевиков киевского производства, в отличие от византийских аналогов, имеют свои характерные особенности. Так, наиболее часто встречаются следующие изображения: образ Богоматери Купятицкой (тип Одигитрии - в рост с младенцем на левой руке), образ Богоматери в рост с воздетыми руками (тип ранних композиций Благовещения), образ поясной фигуры Богоматери (тип Влахернетисса), образ Богоматери в рост, повернутой вправо (тип Агисоритисса). Это наиболее распространенные и часто воспроизводимые варианты иконографии Богоматери на крестах русского происхождения.

Надписи, сопровождавшие изображения на крестах русской работы, были краткими и содержали имя, либо монограмму святого. Этот принцип размещения сокращенных надписей отличался от характера надписей на византийских крестах с развернутым текстом молитв и обращений. С введения на Руси в конце XII века праздника Покрова Пресвятой Богородицы начинается особое Ее почитание. Это повлияло и на ношение крестов-энколпионов стороной с изображением Богородицы наружу. У таких домонгольских мощевиков лицевая сторона (створка) с изображением Распятия существенно более стерта, чем оборотная, с фигурой Богородицы, Основными формами домонгольских крестов-энколпионов были четырехконечный крест с чуть расширяющимися концами и крест с круглыми медальонами на концах и капельками металла в местах соединения медальонов с ветвями креста. Позднее появился крест с трехлопастным завершением концов. Прототипом энколпионов с медальонами на концах мог послужить прецессионный византийский крест, только в уменьшенном виде.

Двухсторонние и односторонние нательные кресты (энколпионы)

В отличии от крестов-тельников, которые могли быть каменными, стеклянными и прочими, энколпионы исполнялись только в металле (медные сплавы, серебро, золото…). Первичные формы или матрицы для энколпионов резались из камня (шифер, известняк). При отливке такие формы давали четкий, выпуклый рельеф. Посредством таких форм можно было имитировать любую технику, характерную для изделий из драгоценных металлов (например, скань, зернь и др.). Впоследствии с самих энколпионов стали делать оттиски в глиняных и земляных формах. Это ускоряло и упрощало процесс производства, но изображения на таких крестах ухудшались, и становились более расплывчатыми.

По материалу исполнения все древнерусские нательные кресты можно отнести в разряд энколпионов, но в середе исследователей и собирателей меднолитой пластики словом «энколпион» стали называть только кресты, состоящие из двух половинок и предназначенные для хранения мощей и других святынь. В современном прикладном искусстве среди нательных крестов (энколпионов) принято выделять помимо мощевиков еще такие, как: 1.) кресты двухсторонние; 2.) кресты односторонние.

В XIII веке в мастерских русских литейщиков стали появляться односторонние и двусторонние наперсные кресты. Это неразъемные кресты с односторонним или двусторонним изображением и, как правило, с фиксированным оглавием. Обычно такие кресты получались при совмещении створок энколпионов копированием их в глиняной форме или формовочной земле (или копированием только одной створки). Производить и тиражировать такие кресты было проще, и они были соответственно дешевле, но качество их было заметно хуже, чем у оригинала (рельефный рисунок глиняной формы быстро выкрашивался и становился менее четким). Особенно богаты такими изделиями были XV и XVI века, когда во многих местах наблюдался спад производства медного литья и утрата древних традиций.

Крест «Распятие, Богородица Одигитрия (Смоленская)». Оборотная сторона
Крест «Распятие, Богородица Одигитрия (Смоленская)». Оборотная сторона

· Православные Новости