Новости Статьи Интересное Фотогалерея Гостевая Информация Сотрудничество Контакты Христианские храмы и святыни
Главная > Молитвы  > Апостол и евангелист Иоанн Богослов

Апостол и евангелист Иоанн Богослов был второй сын рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника, младший брат апостола Иакова. Вместе с братом Иоанн помогал отцу в рыбной ловле на озере Галилейском. Не склонный к мирской жизни, Иоанн удалялся от мира и навсегда остался девственником. Он был одним из первых последователей Иоанна Предтечи, от которого узнал о пришествии Мессии - Христа. Это было при Иордане. Здесь Иоанн Креститель обыкновенно проповедовал народу о покаянии. Однажды во время проповеди вдали показался Христос. Иоанн указал на Него ученикам своим. То же случилось и на следующий день. Тогда два ученика Предтечи, Андрей, сын рыбака Ионы, и Иоанн, сын рыбака Зеведея, оставили своего учителя и пошли за Христом. Было немного за полдень. В Его жилище они пробыли до ночи (Ин. 1, 29-40).

Душа у Иоанна была нежная, привязчивая, и он уже с этого дня полюбил Христа. Эта любовь не была любовью Петровой, то вспыхивающей ярким пламенем, то по временам ослабевающей, - нет, любовь Иоанна ко Христу горела тихим, неугасимым светом, таилась в глубоких тайниках его сердца и проявлялась там, где было особенно губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 55-56). Здесь Иоанн получает новый урок, показывающий, что дух Евангелия - дух любви. Так, пока не было трудных поворотов в жизни, любовь Иоанна к Учителю воспитывалась и укреплялась Самим Господом.

Но вот настало время страданий Христа. Тогда-то любовь Иоанна ко Господу открылась во всей своей полноте и силе. Ни один из апостолов не устоял против ужасного испытания. Страх всех их обратил в бегство, когда божественный Учитель был взят врагами (Мк. 14, 50). Только Петр с Иоанном издали следовали за Иисусом и пришли на двор первосвященнический, где Его били и издевались над Ним. Но и Петр, пламенный и ревностный Петр, выражавший готовность идти за Учителем на смерть, и тот не выдержал испытания до конца и малодушно отрекся. «Не знаю я этого человека», - боязливо говорит он. Один только Иоанн остался верным чувству любви своей, ни на минуту не отлучаясь от Христа. Никого из апостолов не было при всех страданиях, оскорблениях и уничижениях Господа, только любимый ученик Его, со скорбной душой, с болью в сердце, печально следил за всем, чему подвергался Спаситель. Его любовь ко Господу в это ужасное время была неизменной. Она не предавалась ни безполезной смелости, ни безотчетному страху, подобно любви Петровой, - неотразимою силой влекомая ко Христу, она издали следила за неистовыми движениями злобы, она скрывалась в толпе безумствующей черни... Эта сильная, чистая и святая любовь привела Иоанна ко кресту и не отпускала с места позорной казни.

Но наконец ужасное, неслыханное злодеяние совершено: Христос, Сын Божий, пригвожден ко кресту, и грубые воины принялись делить по жребию одежды Господа. Вот и лобное место стало пустеть. Зрители расходились, унося в себе - кто бешеную радость, иные - гордое презрение, а другие - непритворную горесть и отчаяние. Только немногие самые близкие ко Господу люди, и между ними Иоанн, остались у креста. Не как простые, праздные зрители стояли они здесь - они не могли не сопереживать Страдавшему за всех, при виде Его ужасных, нечеловеческих страданий.

Безмолвствовал Иоанн, но тем сильнее и красноречивее всяких слов говорили его чувства, и этот голос пламенно любящего сердца был услышан Господом с креста. Безпримерная любовь Иоанна награждена, и - наградой небывалой, высокой. Христос усыновил Иоанна Матери Своей. «Бот сын Тебе», - говорит Он исстрадавшейся Богородице. И, обратившись к Иоанну, продолжает: «Вот Матерь тебе». Только возлюбленному ученику Своему, ему одному и любви его, Господь вручил Свое драгоценное сокровище, только ему, чистому и непорочному, доверил заботы о Пречистой и Пренепорочной. И Иоанн в точности исполнил божественное завещание - подобно самому преданному и нежному сыну, он был верным хранителем спокойствия Богоматери до самого блаженного Ее Успения.

Наступили тяжелые, печальные для апостолов дни. Все они были в унынии. Но вот на утро третьего дня Мария Магдалина с другими благочестивыми женами, взяв благовония, пошла ко гробу Господню (Мк. 16, 1-4). С ужасом увидала Мария, что камень отвален от дверей гроба, да и сам гроб пуст. Она поспешила к Петру и Иоанну и с горестью рассказала, что кто-то унес тело Господа из гроба, и - неизвестно, где положил. Между тем прочие жены, не зная, что и подумать, вошли внутрь пещеры и, действительно, не нашли тела Христова. Но внезапно предстали пред ними два ангела и возвестили, что Христос воскрес из мертвых, и велели сообщить об этом апостолам.

Но не поверили ученики Христовы этой вести - пустой и ложной она им показалась. Петр, увидев гроб пустым и только одни пелены лежащие, ушел назад, дивясь виденному, - он все еще сомневался (Лк. 24, 1-12). Иоанн же вошел в самый гроб. Любящее сердце его стремилось вперед - он всем сердцем уверовал, что воскрес Христос.


*  *  *


Чрез несколько дней Иоанн с Петром были на берегу Тивериадского озера. Воскресший Господь явился им здесь в образе незнакомца. Но ничто не могло обмануть нежной любви Иоанна. Он тотчас узнал Господа и сказал Петру: «Это - Господь». Во время обеда, последовавшего за этой встречей, Петр имел случай с любовью засвидетельствовать веру и узнать свое будущее. Из привязанности к Иоанну Петр хотел также знать и его будущее, но получил от божественного Учителя такой ответ: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» Из слов Христа ученики заключили, что Иоанн не умрет, но, скромный и безпристрастный к себе, друг Христов торжественно и в слух всего мира объявил в своем Евангелии, что слова Господа не содержат такого значения (Ин. 21, 1-24).

По сошествии Святаго Духа на апостолов, Иоанн, согласно с апостолом Петром, принимал деятельное участие в устройстве церкви Иерусалимской. Горя одною любовью к божественному Учителю, они сообща хотели покорить Его спасительному учению всю Иудею. Иоанн и Петр вместе проповедовали и творили чудеса; вместе подвергались опасностям и вместе разделяли узы темничные; вместе посланы были апостолами в Самарию, для возложения рук на новообращенных (Деян. 8, 14-17). Как велика была деятельность Иоанна в Иерусалиме, можно судить уже потому, что у верующих он получил имя столпа Церкви (Гал. 2, 9). В Иерусалиме Иоанн пребывал, по свидетельству предания, до самой смерти Богоматери. Когда святое тело Пресвятой Богородицы несено было ко гробу, он шел впереди, держа в руках ту райскую ветвь, которую принес Богоматери архангел Гавриил, возвещая Ей о скором переселении с земли на небо. После преславного Успения Богородицы ничто более не удерживало Иоанна в Иерусалиме, и он, взяв с собою ученика Прохора, удалился в Малую Азию проповедовать учение Христово.

Отправляясь в путь, Иоанн сказал Прохору, что на пути их ожидает несчастье. И вот, когда они вышли из города Иоппии на корабле, около полудня поднялась страшная буря. Весь день она бушевала, и к ночи корабль был разбит. Но к счастью, путешественники спаслись на корабельных обломках, долго носились по бурным волнам и наконец все были выкинуты на берег живыми около Селевкии. Один только Иоанн остался в морской пучине. Много слез пролил о нем Прохор, и, печальный, отправился дальше в путь. Спустя много дней пришел он в одно приморское селение. Отдохнув от долгого пути, Прохор вышел на берег и печально глядел на спокойное море, со скорбью помышляя о возлюбленном учителе. Вдруг пенящаяся волна с шумом ударилась о берег и вынесла с собою человека. Какова же была радость Прохора, когда он узнал в нем Иоанна, который в продолжение 40 дней плавал в море и, по воле Божией, остался жив. Они обнялись, плача от радости, и возблагодарили Бога. Иоанн сильно истощился за время своего плавания, и учитель с учеником вошли в селение, где попросили хлеба и воды. Подкрепив силы, они направили путь свой в город Ефес. В Ефесе Иоанн с Прохором нанялись в работники к содержательнице общественных бань Романе. В обязанности Иоанна входило топить печь, а Прохор должен был носить воду. Довольно долго пробыли они в этой работе, много терпя от злого нрава хозяйки. В основание бани, которую содержала Романа, были, по преданию, зарыты во время постройки живые юноша и девица. От этого, будто бы, каждый год в бане умирали юноша или девица, замученные злым духом. И вот, когда Иоанн с Прохором нанялись работниками, в бане умер Домн, сын Диоскорида, городского старшины. Отец был в отчаянии, не мог перенести смерть сына, и сам скончался от горя. Весь город оплакивал несчастных. Испуганная Романа молила богиню Артемиду воскресить Домна, но тщетно, не было ответа от бездушного идола.

Досадуя и боясь последствий, Романа случайно услыхала, как Иоанн расспрашивал Прохора о случившемся. С яростью накинулась она на апостола, начала бить, обвиняя в гибели Домна, и грозила смертью, если не воскресит несчастного юношу. Романа вовсе не ожидала каких-нибудь последствий от своих слов, она просто срывала гнев на Иоанне, но он, и в самом деле, помолился Богу и воскресил Домна. Ужас объял Роману, и она громко взывала, что Иоанн или Бог, или Сын Божий. Тогда апостол стал учить ее о Христе, силою Которого совершилось невозможное. Потом он воскресил и отца умершего юноши. Воскрешенные Диоскорид и Домн, а вместе с ними и Романа уверовали во Христа и приняли святое крещение. Весть о чуде быстро разнеслась по всему Ефесу. Народ был в страхе. Все изумлялись происшедшему: за кого принять Иоанна и Прохора? Одни утверждали, что те, без сомнения, волхвы; другие возражали, что волхвы мертвых не воскрешают. Тем временем Иоанн изгнал из бани жившего там злого духа, а сам поселился с Прохором в доме Диоскорида.

Вскоре настал праздник почитаемой в Ефесе богини Артемиды. Народ в белых одеждах собрался в великолепный храм в ее честь. И апостол Иоанн отправился туда же. Он стал близ идола Артемиды, воздвигнутого напротив храма, и громко обличал заблуждение горожан, убеждая, что, вместо Бога, они чтут диавола. Язычники пришли в ярость и начали бросать камнями в Иоанна. Но ни один камень не коснулся его, все отлетали назад и наносили удары бросавшим.

Между тем апостол, воздев руки к небу, начал молиться, и внезапно сделался такой нестерпимый палящий зной, что около двухсот человек упало мертвыми. Остальные не помнили себя от страха и, припав к ногам апостола, умоляли помиловать их. Иоанн снова обратился к Богу с молитвою, и умершие ожили. Тогда все собравшиеся на праздник уверовали во Христа и крестились.

Слух об Иоанне и чудесах его распространился по всей той стране. Но злой дух, живший в храме Артемиды, боясь, что скоро, пожалуй, власти его придет конец, задумал удалить Иоанна из города. Приняв на себя образ воина, нечистый дух сел на одной из улиц города и начал горько рыдать. Все невольно обращали на него внимание и спрашивали, кто он такой и о чем так плачет. «Я - главный смотритель темницы в Кесарии Палестинской, - отвечал бес, - мне отданы были под стражу два волхва, Иоанн и Прохор, которые, придя из Иерусалима в Кесарию, сделали много худого, и за то были осуждены на смерть. Однако накануне дня казни, сняв с себя оковы, они ночью убежали из темницы. За это хотели казнить меня самого, и я едва упросил позволить мне отыскать преступников». Ложный воин показывал и свидетельство из Кесарии, удостоверявшее истинность своих слов, а также мешок золота, назначенный в награду тому, кто выдаст волхвов. Несколько воинов города Ефеса тронулись несчастьем мнимого смотрителя темницы. Они восстановили народ против Иоанна с Прохором и приступили к дому Диоскорида, с требованием выдать им апостола с учеником, грозя, в противном случае, сжечь сам дом. Но Диоскорид решительно отказался - он готов был скорее пожертвовать домом, чем выдать благовестников.

Иоанн же, зная, по откровению свыше, что восстание это послужит обращению многих к истинной вере, сам вышел с Прохором к народу. Увлекаемые толпой, они приблизились к храму Артемиды. Иоанн обратился с молитвой к Богу, и храм мгновенно разрушился, не нанеся никому вреда. «Скажи мне, нечистый дух, - обратился апостол к обитавшему там бесу, - сколько лет живешь ты здесь и тобой ли восстановлен народ против нас?» - «Я живу здесь 249 лет, - отвечал нечистый дух, - я возмутил народ против вас». - «Именем Господа Иисуса Христа, - воскликнул апостол, - приказываю тебе оставить это место!» И злой дух тотчас удалился. Народ был поражен силою имени Иисусова и во множестве уверовал во Христа.


*  *  *


В то время римский император Домициан поднял жестокое гонение на христиан. Безпощадно проливалась кровь верных. Одного имени - христианин - было достаточно, чтобы считать величайшим преступником и наказывать жесточайшими муками. И на Иоанна донесли римскому правительству, как на врага языческой религии, опасного и зловредного. Апостол повлечен был на суд в Рим. Иоанн смело исповедал веру Христову пред Домицианом и с радостью претерпел за это различные мучения. Сначала он был подвергнут самым жестоким побоям - но не пал под ударами: охраняемый невидимой силою, апостол нечувствительно перенес их. Потом, осужденный на смерть, спокойно выпил сокрушительный яд, и остался жив и невредим. Наконец, повелено было бросить апостола в котел кипящего масла - служитель Христов, прославляя Господа, с радостью идет и на эту муку. Но напрасно усиливается ярость палачей: огонь гаснет под медным котлом, кипящее масло делается холодным. «Велик Бог христианский!» - восклицал народ при виде поразительного чуда.

И император не осмелился больше мучить Иоанна, думая, что апостол безсмертен, и присудил к изгнанию на уединенный и пустынный остров Патмос, на архипелаге. Прохор не хотел оставить любимого учителя и решил разделить с ним ссылку.

Был снаряжен корабль и тотчас вышел в море. Плыли вместе с Иоанном на корабле и вельможи царские. Однажды они весело и шумно пировали за роскошным столом. Вдруг случайно сын одного из вельмож упал в море, и спасти его не было никакой возможности. Радость и шумное веселье мгновенно сменились печалью и слезами. Отец утонувшего от чрезмерной горести сам рвался броситься в пучину, и спутники едва могли удержать безрассудного. Тогда вспомнили об Иоанне - что он силен в чудесах. Со слезами умоляли апостола спасти погибшего. Но Иоанн обратился к ним с вопросом: «Какого бога кто из вас почитает?» Одни отвечали: Аполлона, другие - Зевса, третьи - Геркулеса, иные - Артемиду Ефесскую. «Столько богов у вас, неужели все они не могут спасти одного человека!» - сказал Иоанн, и оставил их горевать до утра. Наутро, сам сожалея об утонувшем молодом человеке, он совершил слезную молитву. Вдруг море вспенилось, и волна вынесла на корабль к ногам Иоанна живого юношу. Всех объяла радость, и, желая отблагодарить апостола, сняли с него оковы и с того времени спутники относились к нему с глубоким почтением.

Плавание было продолжительное, и Иоанн совершил еще много чудес. Так, однажды среди ночи поднялась страшная буря, корабль, как щепку, бросало из стороны в сторону, и казалось, не было надежды на спасение. Снова все обратились к Иоанну, припали к ногам его и просили умолить своего Бога не дать им погибнуть. Апостол помолился, и буря утихла в одно мгновение. Другой раз он исцелил воина, страдавшего мучительной болью в желудке и бывшего уже при смерти. Плаванию все не приходил конец, а на корабле не оставалось больше пресной воды. Мучила жажда, и многие совсем изнемогали, чувствуя - внутренность точно огнем горит. Тогда Иоанн приказал Прохору наполнить сосуды морской водой. «Во имя Господа Иисуса Христа, почерпайте и пейте», - сказал он, и соленая морская вода тотчас превратилась в пресную. Видя столько чудес, сотворенных Иоанном, спутники его уверовали во Христа и приняли святое крещение. Они хотели даже дать свободу благовестнику и высадить его на берег там, где пожелает, но апостол отказался и просил везти, куда приказано. Наконец корабль достиг острова Патмос. Моряки отвели Иоанна с Прохором к правителю острова. Некто Мирон, тесть правителя, принял апостола с учеником в свой дом.

Старший сын Мирона, Аполлонид, был одержим беснованием. Злой дух, обитавший в нем, предсказывал будущее, и все считали юношу за прорицателя. Боясь Иоанна, этот злой дух заставил несчастного бежать в другой город. Аполлонид известил отца письмом, что его изгнал из родительского дома своими чарами волхв Иоанн, и, пока колдун жив - домой возврата нет. Мирон с письмом сына поспешил к своему зятю, правителю острова. Тот немедленно отдал приказание взять Иоанна под стражу и отдать на съедение зверям. Тогда Иоанн стал просить правителя несколько помедлить исполнением приговора и послать к Аполлониду Прохора, обещая возвратить сына отцу. Правитель согласился, но все-таки приказал надеть на апостола оковы и заключить в темницу. Прохор, отправляясь в путь, получил от учителя такое послание: «Иоанн, апостол Иисуса Христа, Сына Божия, духу прорицателю, живущему в Аполлониде, повелеваю, именем Отца и Сына и Святаго Духа: выйди из создания Божия, и не входи в него никогда, а пребывай вне острова, в местах безводных, но не в людях». Только приблизился Прохор с этим посланием к Аполлониду, и злой дух тотчас покинул его. Юноша, как бы пробудившись после долгого сна, пришел в себя и вместе с Прохором вернулся домой. Услышав его рассказ, все в умилении припали к ногам апостола. Первыми уверовали во Христа и крестились Мирон, его жена и дети. Их примеру последовали супруга правителя с сыном и всею прислугою, а за ними крестился и сам правитель. Приняв святое крещение, он сложил с себя власть и посвятил жизнь Богу.


*  *  *


Иоанн с учеником провел три года в доме Мирона, проповедуя веру Христову и творя чудеса и исцеления. Однажды он разрушил храм Аполлона со всеми идолами. Многие, пораженные этим чудом, уверовали во Христа. Жрецы храма Аполлонова воспылали злобой на Иоанна за ниспровержение их капища и отправились с жалобой на него к волхву Кинопсу. Кинопс жил в пустынном месте, ему повиновались злые духи, а жители острова почитали чародея, как бога. Его-то и умолили жрецы отомстить Иоанну за оскорбление идолов. Кинопс не хотел сам идти к Иоанну, так как уже много лет не оставлял своего жилища. Волхв обещал жрецам послать лукавого духа, который возьмет душу апостола и предаст вечной муке. На следующее утро лукавый дух явился к Иоанну, но сделать ничего не мог, и был прогнан с повелением не возвращаться к хозяину. Также и два другие злые духа, посланные вслед за первым, не имели никакого успеха. Кинопс исполнился ярости - и, собрав все множество злых духов, сам направился в город - прямо на толпу, густо окружавшую апостола. Иоанн в это время поучал народ вере Христовой. «Послушайте меня, - воскликнул с гневом и злобой волхв, - ослепленные и заблудившиеся! Если Иоанн праведен, то пусть сотворит такие же чудеса, как я. Увидите тогда, кто больше, Иоанн или я. Если покажет, что сильнее меня, тогда поверю тому, чему он учит».

Затем Кинопс надменно обратился к стоявшему поодаль юноше: «Жив ли твой отец?» - «Умер», - отвечал тот. - «Какою смертью?» - продолжал волхв. - «Мой отец был моряк, - объяснил юноша, - и однажды корабль, на котором он плыл, разбился, все погибли и отец утонул». Тогда Кинопс повернулся к апостолу: «Покажи нам силу твою, Иоанн: представь этому юноше отца его живым». - «Христос послал меня, - строго ответил Иоанн, - не мертвых вызывать из моря, но вразумлять обольщенных». - «Иоанн - лжец и прельщает вас, - сказал с горделивой усмешкой Кинопс, - возьмите его и держите, пока не изведу из моря отца этому юноше». Иоанна схватили. А Кинопс, всплеснув руками, бросился в забурлившее море и исчез в волнах. «Велик ты, Кинопс!» - восклицал народ. Чрез некоторое времени Кинопс вышел из моря в сопровождении какого-то человека. «Твой ли это отец?» - обратился волхв к юноше. - «Да, это он», -отвечал тот. Народ в изумлении поклонился Кинопсу.

Подозвав потом другого человека, Кинопс спросил его: «Был ли у тебя сын?» - «Был, но его давно уже убили из зависти», - отвечал тот. Тогда волхв начал громко звать убийцу и убитого. Сейчас же появились два человека, именно убитый и убийца, как это подтвердил спрошенный. Народ был весь изумление. - «Что? удивляешься этому?» - гордо обратился Кинопс к Иоанну. - «Нисколько не удивляюсь, - кротко ответил апостол, - но скажу: скоро исчезнут твои чудеса». Народ в ярости кинулся на Иоанна и без всякого милосердия начал избивать его. До тех пор били апостола, пока не сочли мертвым. Волхв велел оставить тело Иоанна без погребения, чтобы его расклевали птицы.

Но Иоанн не умер - а волею Божией остался цел и невредим. Вскоре он по-прежнему начал учить народ. Сильно было негодование Кинопса. Он немедленно отправился к Иоанну и надменно сказал: «Я сохранил тебя живым, чтобы еще больше посрамить. Пойдем на морской берег: увидишь там мою славу и устыдишься». Иоанн молча пошел к морю. Туда явился и Кинопс, в сопровождении трех злых духов, которых народ принимал за воскрешенных им мертвецов. Чародей, подойдя к морю, всплеснул руками и бросился в волны. Народ по-прежнему шумно восклицал: «Велик ты, Кинопс! Нет человека больше тебя!» Тогда Иоанн запретил злым духам, стоявшим на берегу в человеческом образе, помогать волхву, а сам стал горячо молиться Богу. И вот море взволновалось, вскипело и поглотило Кинопса в пучину свою навечно. Апостол приказал злым духам, именем Господа Иисуса Христа, оставить остров навсегда, и они тотчас же стали невидимы и удалились.

Между тем народ с нетерпением ожидал появления Кинопса. Три дня стояли люди на песчаном берегу морском, изнемогая от жажды и голода и страдая от палящего солнца. Некоторые пришли в полное изнеможение и без чувств распростерлись на горячем песке, а трое детей даже умерли. Тогда Иоанн сжалился над народом. Помолившись, он воскресил умерших детей, исцелил страждущих и стал учить их вере. Все единодушно обратились ко Христу, приняли святое крещение и разошлись, славя Бога. Сам Иоанн вернулся в дом Мирона и часто выходил к народу, наставляя истинам веры.

Однажды Иоанн увидал лежащего около дороги человека, больного злой горячкой, и крестным знамением исцелил его. Некто Филон, из иудеев, несколько раз вступавший раньше в спор с апостолом о Священном Писании, был поражен, увидав это чудо, и позвал Иоанна к себе в дом. Жена Филона страдала сильнейшей проказой. Она обрадовалась Иоанну и припала к ногам его, тотчас получила исцеление и уверовала во Христа. Уверовал и сам Филон, и весь дом его крестился.

После этого Иоанн вышел на площадь к народу. Все с радостью внимали спасительному учению. Пришли сюда и жрецы идольские. Один из них, слушая апостола, сказал ему: «Сын мой хром на обе ноги - умоляю тебя, учитель, исцели его; тогда уверую в проповедуемого тобою Бога». - «Для чего искушаешь Господа?» - с упреком отвечал Иоанн жрецу, - «Он откроет твое лукавство. Отправляйся к сыну и скажи ему от моего лица: «Во имя Христа Бога, встань и иди». Тотчас встал хромой и пришел к апостолу совсем здоровым. А отец исцеленного, в наказание за искушение, сам охромел на обе ноги. Он упал на землю, громко крича от боли, и молил апостола смиловаться над ним и исцелить именем Христовым. «Нет другого Бога, кроме Того, Которого исповедует Иоанн», - с сокрушением сердечным говорил он. Иоанн исцелил жреца, научил его вере Христовой и крестил. В этот же день правитель острова, заменивший зятя Миронова, пригласил апостола к себе в дом, потому ч то жена его ужасно мучилась в родах. Едва Иоанн ступил на порог дома, как супруга правителя благополучно разрешилась от бремени. Обрадованный муж уверовал во Христа и крестился со всем домом своим.


*  *  *


Прожив в этом городе около трех лет, Иоанн перешел в другой, отстоявший от него на расстоянии десяти верст. Там готовились к совершению празднества какому-то богу, и было связано несколько юношей. Иоанн спросил, для чего они связаны. Ему отвечали, что в этом городе почитают великого бога-волка, и как раз сегодня на празднестве в его честь юноши будут принесены в жертву этому богу. Апостол начал просить, чтобы ему показали их бога.

«Погоди немного, - сказал ему один из присутствовавших, - скоро жрецы со всем народом пойдут на то место, где является бог; иди с ними и ты, и увидишь нашего бога-волка». - «Вижу, что ты человек добрый, - обратился к нему Иоанн, - я здесь пришелец, и не знаю того места, но мне очень хотелось бы увидеть вашего бога. Прошу тебя, проводи меня туда. Если покажешь мне волка, подарю тебе драгоценную жемчужину». Тот согласился и привел апостола к болоту, из которого обыкновенно являлся их бог.

Спустя немного времени, действительно, вышел из воды огромный волк. Это был злой дух. Апостол Иоанн именем Пресвятой Троицы повелел ему навсегда оставить остров Патмос, и демон в то же мгновение исчез. Приведший апостола к этому месту в ужасе припал к ногам апостола. Иоанн просветил его верою Христовой и сказал: «Это и есть обещанная мною жемчужина».

В это время подошли к болоту жрецы, ведя связанных юношей, в сопровождении многочисленной толпы народа. Жрецы приготовили отточенные ножи и ждали только появления волка, чтобы отдать ему юношей на съедение - совершить жертвоприношение. Долго ждали они - волк все не появлялся. Тогда Иоанн подошел к жрецам и попросил развязать юношей. «Бога вашего, волка, уже нет, - говорил он, - это был злой дух, и силою Христовой он изгнан с острова». Все пришли в страх, услышав о гибели волка. Но еще не знали, верить ли слышанному. Наконец, после тщательных поисков и долгих ожиданий, освободили юношей. Недоверие сменилось верой. Апостол стал проповедовать им Слово Божие и обличать языческие заблуждения. Многие из народа уверовали во Христа и крестились.

Настал в этом городе праздник Бахуса, в честь которого был там великолепный храм. Во время празднества мужчины и женщины обыкновенно собирались в нем с яствами и напитками. Здесь они ели, пили и, в честь своего бога, предавались всяким непотребствам. Апостол Иоанн безбоязненно вошел в храм в самый разгар гнусного праздника и громко обличил всю мерзость его. Жрецы с озлоблением бросились на Иоанна. Избив и связав апостола, они выбросили его за двери храма, а сами вернулись продолжать пиршество.

Тогда апостол начал пламенно молиться Богу, чтобы не потерпел этих безобразий. И вот внезапно, со страшным шумом, храм обрушился и убил всех жрецов. Ужаснулся народ. Поспешно развязали Иоанна и униженно просили не погубить и их. В толпе народа был знаменитый в той местности волхв Нукион. Он оскорбился разрушением храма и гибелью жрецов, и начал укорять Иоанна. «Ты поступил дурно, - говорил Нукион. - Весь народ разгневан на тебя. Воскреси жрецов - тогда и я уверую в твоего Бога». - «Причиной гибели жрецов, - отвечал Иоанн, - были беззаконные дела их, они недостойны жить на земле, но должны мучиться в аду». - «Если ты не в силах оживить их, - рассерженно сказал Нукион, - то я их воскрешу, именем богов моих, а ты не избегнешь смерти».

С этими словами Нукион отправился к развалинам храма. Он вызвал двенадцать злых духов, в образе погибших жрецов, и приказывал им убить апостола. Нечистые духи отвечали, что не могут стерпеть и одного лишь присутствия Иоанна. «Лучше приведи сюда народ, - посоветовали они Нукиону. - Увидев нас, горожане подумают, что ты воскресил жрецов, и убьют Иоанна».

Нукион собрал народ и повел его к развалинам, обещая показать живых жрецов и восстановить разрушенный храм. Между тем Иоанн с учеником своим Прохором другой дорогой пришли туда прежде них, и злые духи мгновенно исчезли. Явился затем и Нукион, сопутствуемый большой толпой. Долго ходил он вокруг развалин и призывал бесов. Но все заклинания были напрасны. В присутствии апостола нечистые духи не смели явиться. Стало темнеть, и народ совсем потерял терпение. Нукиона окружили и хотели убить. Но некоторые посоветовали отвести чародея к Иоанну. «Отпустите его - пусть покается», - повелел апостол. Наутро Иоанн проповедовал учение Христово и многих обратил в святую веру.  Желающих немедленно принять крещение апостол привел к реке. Тогда Нукион волшебством превратил речную воду в кровь. Апостол Иоанн, молитвою своею, лишил Нукиона зрения, и, сделав воду опять чистою, крестил уверовавших во Христа. И Нукион был вразумлен наказанием: сознал грехи свои и умолял Иоанна помиловать его. Видя искреннее покаяние Нукиона, Иоанн начал учить его вере Христовой и крестил. Тогда чудесно прозрели ослепленные глаза Нукиона. С радостью повел он апостола в дом свой. Лишь только нога Иоанна коснулась порога, как все идолы, стоявшие в доме Нукиона, разбились на мелкие части. Домашние пришли в страх от этого чуда, и все приняли святое крещение.

Жила в том городе богатая вдова Проклиания. Она была прекрасна собой и имела красивого сына Сосипатра. По внушению злого духа, Проклиания почувствовала пагубную страсть к сыну и старалась соблазнить его. Сосипатр возненавидел мать. Убежав из дома, он пришел на городскую площадь, где Иоанн учил народ, и внимательно слушал проповедь апостола. Иоанн, провидя, что случилось с юношей, отвел его в сторону и убеждал почитать и слушаться мать, противиться лишь в беззаконном деле, к которому она его склоняет. Сосипатр все же не хотел вернуться домой.

На четвертый день Проклиания, после долгих поисков, нашла сына и с криком повлекла его за одежды домой. Услыхал вопли ее правитель города и спросил, в чем вина молодого человека. Тогда Проклиания бесстыдно оклеветала сына, якобы Сосипатр намеревался совершить насилие над нею. Правитель поверил вдове и приказал зашить невинного юношу в мешок с разными гадами и бросить в море. Иоанн стал обличать правителя: «Ты осудил на смерть невинного». Проклиания начала клеветать и на Иоанна, будто это он научил ее сына злому делу - потому, мол, и защищает теперь. И опять правитель поверил Проклиании и велел зашить апостола в мешок вместе с Сосипатром, и утопить в море.

Иоанн обратился с горячей молитвой к Богу, и вот поколебалась земля, у правителя отсохла рука, которой указывал он на апостола, а у Проклиании отсохли обе руки и извратились глаза. В ужасе просил правитель помилования у апостола. Иоанн даровал ему исцеление и научил вере Христовой. Проклиания же, совсем забывшись от страха, убежала домой.

Сосипатр сначала не хотел идти к матери, но Иоанн убедил его забыть зло. Дома Проклиания с горячими слезами искреннего раскаяния пала к ногам апостола. Иоанн исцелил ее, научил вере Христовой, утвердил в целомудрии и крестил со всеми слугами.


*  *  *


Однажды, в день воскресный (Апок. 1, 9-10), Господь дал узреть Иоанну в небесном видении божественную славу Свою и грядущую судьбу Церкви Христовой. По повелению Божию, Иоанн записал это чудное свидетельство - оно дошло до нас в священной книге, названной Апокалипсис, что значит - Откровение. Здесь, в величественных и поразительно ярких образах и картинах изображается слава Господа, Его постоянное попечение о Церкви, Его благость и любовь, милость и правосудие. В таинственных пророческих видениях показаны различные бедствия, которые претерпит на земле Церковь Божия, - борьба человека с Агнцем Божиим, торжество Агнца, искупившего верующих кровью Своею, общее воскресение, последний суд, и, наконец, красота нового Иерусалима, Царства Небесного.

Как удостоившийся узреть будущие судьбы и тайны Церкви Христовой, святой апостол Иоанн получил наименование Тайновидца и Тайнозрителя.

Заканчивая описание чудесного небесного видения, Иоанн восклицает: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Апок. 22, 20). Слова эти выражали пламенное его желание соединиться с Тем, Кого он так любил на земле. Но апостолу предстояли труды и заботы, он еще много должен был сделать для славы Божией и пользы ближних.

Вскоре император Домициан, заточивший Иоанна на остров Патмос, был убит, и на престол взошел добрый и кроткий император Нерва. Он даровал свободу всем заточенным христианам. Стал свободен и Иоанн. Жители Патмоса почти все уже исповедовали веру Христову, и потому Иоанн вознамерился оставить место своего бывшего заключения. Он стремился в Ефес, первое и главное место своих апостольских трудов.

Прежде чем удалиться с Патмоса, Иоанн обошел весь остров, утверждая верующих в истине. Во время этого прощального путешествия Иоанн посетил одно селение, где жил Евхарис, жрец Зевса. У него был слепой сын, и он давно желал видеть апостола, о котором был наслышан как о великом чудотворце. Узнав о прибытии Иоанна в их местность, Евхарис поспешил к апостолу, умоляя исцелить сына. Видя веру жреца, Иоанн отправился к нему. «Во имя Господа моего Иисуса Христа, прозри!» - сказал апостол слепому, и тот в то же мгновение прозрел. Тогда Евхарис вместе с прозревшим сыном уверовал во Христа и принял святое крещение. Иоанн же продолжал путешествие по Патмосу. Наконец, устроив церкви, рукоположив везде епископов и священников, апостол собрался в путь.

Со слезами печали провожали Иоанна в Патмосе, с невыразимой радостью встретили его в Ефесе. «Благословен грядый во имя Господне!» - радостно восклицали христиане ефесские. Как и в первое свое пребывание, Иоанн остановился в доме городского старшины Диоскорида, принадлежащем теперь сыну его Домну, которого апостол воскресил некогда из мертвых. Здесь прожил он до самой кончины, просвещая неверных светом веры Христовой и творя безчисленные чудеса.

Случилось, что один христианин ефесский пришел в страшную бедность. Он не имел никаких средств уплатить долги и в сильном горе решился на самоубийство. Для этого бедняк выпросил у знахаря, родом и верою еврея, яду. Получив ядовитый напиток, христианин сильно задумался. Объятый страхом, он долго не мог решиться на последний шаг. Наконец, перекрестил смертоносную чашу и выпил. Велико было его изумление - яд не причинил никакого вреда! Между тем заимодавцы не оставляли своего должника в покое. Тогда он снова обратился к знахарю. Тот сильно удивился, увидав живым обреченного, и дал самую сильную отраву. Христианин, как и в первый раз, перекрестил сосуд с ядом и выпил. И опять яд не оказал никакого действия. Тогда христианин стал смеяться над знаниями еврея. Знахарь ужасался, не зная, что и подумать. «Что ты делал, выпивая яд?» - спросил он христианина. И когда тот объяснил, понял еврей - христианина избавляла от смерти сила креста. Желая вполне убедиться в этом, он тут же дал того самого яду собаке, которая тотчас околела.

Тогда оба они пошли к Иоанну и рассказали обо всем. Иоанн научил еврея вере Христовой и крестил. Потом велел обедневшему христианину принести связку соломы и превратил ее, силою крестного знамения и молитвы, в золото. Одну половину золота апостол повелел отдать заимодавцам, а другую - оставить себе для пропитания.

Апостол Иоанн обозревал малоазийские церкви и неусыпно заботился о сохранении в чистоте учения Христова. В то время начали вкрадываться в общество христиан опасные ереси. Лжеучения эти особенно много последователей имели в Малой Азии. Еще апостол Павел, прощаясь с пастырями Ефесской церкви, предостерегал их от «лютых волков, не щадящих стада» и предсказывал, что между ними самими явятся «люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20, 17, 29-30). Действительно, появилось множество лжеучителей, которые извращали Слово Божие, примешивая к нему нелепые басни из восточных учений, и превратно толковали Священное Писание. Одни еретики отрицали Божество Иисуса Христа, утверждая, что Он был простой человек; другие отвергали Его человечество, говоря, что Христос приходил на землю только призрачно, а не действительным образом.

Лжеучения эти сильно беспокоили и смущали верующих. Тогда стали убеждать Иоанна изложить письменно учение об Иисусе Христе, как он принял его от Самого божественного Учителя, и обстоятельства жизни Его, свидетелем и очевидцем которых он был. Иоанн наложил на христиан пост, а сам с учеником своим Прохором удалился на гору. Здесь они провели три дня в посте и молитве. Настал четвертый день, и вот внезапно загремел сильный гром, заблистала яркая молния, гора потряслась. Прохор упал от страха лицом на землю. Но Иоанн поднял ученика и велел ему приготовиться записывать.

Возведя очи на небо, апостол снова стал молиться, и, по внушению Духа Святаго, говорить: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин, 1, 1). Так было написано Евангелие, начинающееся величественным исповеданием божества Иисуса Христа, единосущного с Богом Отцом, равного с Ним Творца мира. Святой Иоанн ясно доказал в своем Евангелии, что во Христе соединены нераздельно и неслитно божеская и человеческая природа, что Он - Богочеловек. Другие евангелисты следуют, так сказать, за Спасителем на земле, святой же евангелист Иоанн восходит до Источника Слова Несозданного, возвышается даже до лона Отца.

«Бога не видел никто никогда, - пишет апостол Иоанн, - единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Каждое слово этого Евангелия - таинство. За высоту божественного учения апостолу и евангелисту Иоанну усвоено наименование Богослова, по преимуществу. Потому же принято у нас изображать святого Иоанна на иконах с орлом, символом высокого парения мысли. Сын грома, как некогда назвал апостола Иоанна Сам Христос, в своем Евангелии поражает громами все ереси и ярким светом освещает истинную веру.

Ревностью к славе Божией проникнуты три соборных послания апостола Иоанна к христианам. Каждое его слово сверкает искрой любви божественной и полно кроткой любви к ближним. Бог есть любовь, вера наша - дело любви божественной, учение христианское - учение любви, и деятельностью христианина должно быть милосердие. Но тем строже относится апостол к лжеучителям, называя противниками Христу и заповедует даже «не принимать их в домы свои и не приветствовать» (2 Ин, 10).

Старость и слабость телесная не уменьшили в Иоанне горячей ревности к славе Божией и пламенной любви к ближним. Вот трогательный случай, в котором высказалась вся любящая душа апостола. Однажды, когда Иоанн обозревал церкви Малой Азии, в одном городе ему особенно понравился некий юноша. Иоанн научил его веровать во Христа и крестил.

Вскоре после этого ему нужно было отлучиться из города, и он поручил надзор за юношей епископу. Епископ учил его Священному Писанию, но не наблюдал за поведением молодого человека. Между тем юноша попал в общество порочных людей, которые увлекли его дурным примером. Дальше - больше, и несчастный молодой человек развратился до того, что стал, наконец, начальником шайки разбойников и жестокостью превзошел всех товарищей.

Спустя некоторое время Иоанну пришлось опять быть в том городе. Он тотчас же осведомился о своем крестнике. «Юноша погиб, - в смущении проговорил епископ, - он умер для Бога и вечной жизни», - и со слезами рассказал апостолу, что случилось. Эта весть глубоко огорчила Иоанна. «Так ли следовало, - сказал он с упреком епископу, - заботиться о вверенной тебе душе брата? Дайте лошадь мне и проводника, - с живостью воскликнул Иоанн, - я поеду за ним». Немедленно апостол отправился в горы, где были разбойники. Они тотчас схватили святого старца и повели к своему начальнику. Взглянув на апостола, тот узнал его и... в смущении бросился бежать. Иоанн последовал за ним. «Сын мой! - восклицал он со слезами, - зачем бежишь от отца? Сжалься надо мною, дитя мое. Не бойся, есть еще надежда жизни вечной. Я буду отвечать за тебя Христу, я готов жизнь отдать за твою душу. Остановись же и послушай - верь мне: я послан Самим Христом». Побежденный любовью, разбойник, наконец, остановился. Чувствуя тяжесть вины, он не смел взглянуть на Иоанна и, весь задрожав, залился горькими слезами. Апостол с любовью обнял его и, обнадеживая милосердием Божиим, увел с собой. С великим терпением и любовью Иоанн наставлял заблудшего, молился с ним, постился, читал ему Священное Писание. Тогда только апостол оставил город, когда раскаявшийся юноша опять был принят в общество христиан.

Апостол Иоанн дожил до глубокой старости. Слабость телесная уже не позволяла ему вести продолжительные беседы. Ученики на руках вносили его в собрания христиан, и он только все время говорил: «Дети мои, любите друг друга!» Когда его спросили, зачем он повторяет одно и то же, апостол отвечал: «Это заповедь Господа - если бы она была единственной, то и ее одной довольно для спасения».

Более ста лет было апостолу Иоанну, когда он почувствовал приближение смерти. В сопровождении семи учеников святитель пошел за город и велел им ископать крестообразную могилу в длину его роста. А сам, отойдя в сторону, стал молиться. Когда могила была готова, Иоанн дал последнее наставление ученикам, облобызал каждого и лег в могиле, приказав покрыть его землей. Ученики не смели ослушаться - сначала засыпали апостола землей до колен, поцеловали и затем покрыли до шеи. Облобызав последний раз отходящего в вечную жизнь учителя, они покрыли лицо Иоанна платком и, обливаясь слезами, засыпали его землей целиком.

Христиане, узнав о таких похоронах, собрались к месту погребения апостола. Могилу раскопали, но не нашли в ней тела Иоанна. Сильно удивились этому и много плакали верующие. Преставление апостола Иоанна последовало через 11 года по вознесении Христа, когда двенадцать апостолов уже скончались. Церковь празднует этот день 26 сентября (9 октября).

Ежегодно, 8 мая, над могилой апостола появлялся некоторый тонкий прах (благовонное миро). Верующие собирали его и получали исцеления от различных болезней.

В ознаменование этого чуда Церковь установила второй день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна 8 (21) мая.


Назад к списку

· Православные Новости

· Интересное в сети