Новости Статьи Интересное Фотогалерея Гостевая Информация Сотрудничество Контакты Христианские храмы и святыни
Главная > Молитвы  > Первоверховный апостол Павел

Савл, впоследствии апостол Павел, по происхождению своему принадлежал к колену Вениаминову. Он родился в Тарсе, главном городе Киликии, цветущей приморской области Малой Азии. Родители Савла были люди состоятельные, из благородного звания; предки их издавна пользовались правами римского гражданства. Первоначальное воспитание Савл получил в родном городе - Тарс в древности славился просвещенностью. Родители Савла желали дать сыну лучшее образование в духе отечественной религии и послали Савла для обучения в Иерусалим, известный как средоточие иудейской мудрости.

Учителем Савла стал знаменитый Гамалиил, считавшийся славой закона, человек мудрый и просвещенный. Между сотоварищами Савла был Варнава, впоследствии апостол Христов и сотрудник апостола Павла. Особенные дарования Савла отличили его между сверстниками, которые не могли равняться с ним в разумении премудрости иудейской. Под руководством своего знаменитого учителя Савл тщательно изучил закон Моисеев, книги пророческие и все отеческие предания.

Из училища Гамалиила Савл вышел тем, чем надлежало выйти ученику фарисея, - пламенным ревнителем иудейских преданий и горячим приверженцем секты фарисеев. В это время в Иерусалиме и окрестных городах и селениях апостолы и их последователи ревностно распространяли учение Христово. Как строгий ревнитель закона, Савл не терпел апостолов и проповедуемого ими учения и хулил даже Самого Христа. И вот, когда иудеи осудили на смерть и стали побивать камнями первомученика Стефана, Савл не только не пожалел о пролитии невинной крови, но и сочувствовал убийству, стерег одежды убийц. Это убиение Стефана положило начало жестоким гонениям и преследованиям учеников Христовых. Враги Иисуса с ожесточением ополчились на благовестников, надеясь стереть с лица земли само учение. Верующие рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Савлу казалось, что он принесет Богу отцов самую приятную жертву, если будет преследовать новую, по его мнению, ересь. Так смотрел Савл на христианство.

Несмотря на юные годы, он начал неутомимо гнать верующих. С разрешения первосвященников, Савл ходил по всем синагогам, врывался в дома христиан, мучениями принуждал их хулить имя Иисуса, заключал в темницы, не щадя ни пола, ни возраста, и когда намеревались убивать верующих, подавал на то свой голос. Успехи рассеявшихся, которые всюду, где ни проходили, благовествовали имя Христово, подали Савлу мысль распространить гонение на верующих за пределы Палестины. Исполненный ярости, дыша угрозами и убийством, он испросил у первосвященников письменное предписание к дамасским синагогам, чтобы препровождать тамошних христиан в Иерусалим для суда (Деян. 9, 1-2).

Так Савл быстро шел по гибельному пути. Но Господь, благоволивший уготовить в нем избранный Себе сосуд, чудесно призвал к обращению. Савл отправился в Дамаск со своим кровавым поручением. И вот на пути, среди дня, внезапно увидел он свет с неба, превосходивший солнечное сияние, который осиял его и шедших с ним. Все в страхе пали на землю. «Савл! Савл! - раздался кроткий голос, - что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». - «Кто Ты, Господи?» - спросил смущенный Савл. - «Я Иисус, Которого ты гонишь», - отвечал ему Господь.

Страх и ужас объяли Савла. Но Гонимый явился не наказать гонителя, но избрать его Своим апостолом. «Господи! что повелишь мне делать?» - с сердечным трепетом промолвил Савл. - «Встань и иди в город, - ответил Господь, - и сказано будет, что тебе надобно делать». Воины, шедшие с Савлом, все это время были в оцепенении: они слышали, что Савл с Кем-то говорит, но никого не видели. С открытыми глазами, незрячий, Савл не знал, куда идти. Спутники взяли его за руку и привели в Дамаск. Слепота Савла продолжалась три дня - и он провел их без пищи и питья. Состояние его духа в это время было самое мучительное, все силы ума и сердца как бы перерождались для новой жизни во Христе; одну отраду находил он в молитве.

В видении Савлу было открыто, будто один из христиан, апостол Анания, возвратит ему зрение. В это же время Сам Христос явился Анании и повелел идти к Савлу. Анания ужаснулся, начал прекословить, зная о ненависти Савла к христианам и жестокости; но Господь возвестил, что прежний гонитель - теперь уже избранное орудие славы Христовой. Тогда Анания пошел к Савлу и, возложив на него руки, сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа». И тотчас как бы чешуя спала с глаз Савла, и он прозрел. Анания продолжал: «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись, и омой грехи свои, призвав имя Господа Иисуса». Савл немедленно крестился (Деян. 22, 6-16). Так совершилось его призвание и обращение.

Савл имел все необходимые качества для своего высокого служения. Апостолу надлежало быть самовидцем Иисуса - он видел Христа, и видел в состоянии не уничижения, а - славы; апостол должен быть избран Самим Господом - он получил жребий служения от Самого Христа; апостол должен принять Духа Святаго - он сподобился Святаго Духа и стал постоянным его храмом. Так непосредственным призванием Христовым Савл присоединен был к лику двенадцати верховных апостолов.

Покоряясь божественной воле, апостол Павел в Дамаске же без отлагательства начал проповедовать об Иисусе по синагогам. Все удивлялись и говорили: «Не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя Христа? да и сюда не затем ли пришел, чтобы связать их и вести к первосвященникам?». Наконец, удивление уступило место злобе - иудеи решили тайно схватить Павла и умертвить. Градоначальник дамасский, благоприятствуя врагам апостола, окружил стражей все выходы из города, и сами иудеи бдительно стерегли у ворот. Но злой умысел стал известен верующим. И вот ночью братия спускают Павла в корзине по городской стене. Так в самом начале служения Павла открылся ряд опасностей и скорбей, сквозь которые он должен был проходить до конца своей жизни.

Прошло уже около трех лет со времени обращения Павла ко Христу, и он решился побывать в Иерусалиме. Там Павел попытался было пристать к ученикам Христовым, но те боялись и сторонились его. Все живо помнили смерть Стефана, никто еще не забыл уз и темниц, в которые ввергал Савл, без всякого милосердия, последователей Христа. Но апостол Варнава, пользовавшийся доверием всей Иерусалимской церкви и еще с юности знакомый с Павлом, привел его к апостолам и рассказал о чудесном обращении будущего апостола языков. Тогда возрадовались благовестники Христовы и прославили Господа. Недоверие к Павлу уступило место братской любви - и с тех пор Павел стал иметь общение с апостолами.

Иудеи, особенно первосвященники и члены синедриона, тоже хорошо помнили Савла и обращение его ко Христу считали великой изменой. Вдохновенная проповедь апостола Павла о Спасителе приводила их в ярость. Но Павел не знал страха и безтрепетно возвещал всем, что распятый Иисус, Которого он прежде хулил, есть истинный Мессия, Сын Божий. Душа святого проповедника горела одной мыслью: Иерусалим, бывший свидетелем его гонения на христиан, должен стать свидетелем и его ревности по Бозе. Он готов был своею кровью омыть позор соучастия в убийстве первомученика Стефана. Озлобленные иудеи составили заговор на жизнь апостола. Но Промысл Божий судил иначе.

Однажды Павел горячо молился в храме и пришел в некоторое восторженное исступление; там явился ему Христос и сказал: «Поспеши и выйди скорее из Иерусалима; потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне. Иди. Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22, 17-21). После этого видения Павел удалился сначала в Кесарию, а потом в Тарс. Здесь и нашел его апостол Варнава, вместе с которым Павел отправился в Антиохию. Рассеявшиеся от гонений христиане пронесли слово Евангелия до Кипра и Антиохии, где образовалась значительная христианская община из язычников. Тут Павел вместе с Варнавою целый год трудился над образованием Церкви.


*  *  *


Но уже наступало время, когда ему надлежало явиться на великом поприще учителя язычников. Он и прежде проповедовал им Евангелие, но голос его сливался с голосами других благовестников: Павел назидал на основании, положенном предшественниками; между тем ревность к истине побудила его проповедовать там, где еще не было известно имя Христово. К столь великому подвигу Павел был подготовлен новым, чрезвычайным откровением, о котором упоминает в своем Послании к Коринфянам (2 Кор. 12, 2).

Апостол пришел как бы в исступленное состояние; не знал, находился ли тогда в теле, или вне тела. И восхищен был до третьего неба, и там в блаженном жилище небожителей слышал неизреченные слова, которые пересказать невозможно.

Само путешествие было предпринято по внушению свыше некоторым из учителей Антиохийской церкви. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый чрез пророков сказал: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13, 2). Напутствованные молитвами и благословениями церкви, апостолы Павел и Варнава отправились на Кипр. Пройдя весь остров с проповедью о Христе, они достигли противоположного берега, где лежал главный город - Паф. В Пафе некий волхв-лжепророк Вариисус, родом иудеянин, выдавал себя за чудотворца и посланника Божия. До прихода апостолов Вариисус имел большое влияние на проконсула Кипра, Сергия Павла - мужа разумного, пытливо искавшего истинной веры. Сей правитель пожелал услышать от апостолов Слово Божие. Вариисус же, боясь утратить свое влияние, всеми мерами противился этому. Но Павел, по внушению Духа Святаго, сказал: «О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды, перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени» (Деян. 13, 10-11). Волхв тотчас ослеп, а проконсул, увидев это чудо, уверовал и немедленно принял крещение.

Из Пафа Павел с Варнавою и Иоанном Марком отплыли в Малую Азию и прибыли в Антиохию Писидийскую. В день субботний апостол явился в тамошней синагоге. После обыкновенного чтения из закона Моисеева и пророческих книг, начальник ее предложил посетителям сказать что-нибудь в назидание и утешение братии. Нельзя было ожидать лучшего случая для проповеди Христовой, и Павел произнес вдохновенную речь. «Мужи израильтяне и боящиеся Бога, послушайте! Жители Иерусалима и начальники их, не узнав Спасителя и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. Но Бог воскресил Его из мертвых. И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя». Ради Него возвещается вам прощение грехов» (Деян. 13, 16-41).

Эта речь произвела сильное впечатление на слушателей. В следующую субботу почти весь город собрался слушать Слово Божие. Но иудейские раввины и учители, исполнившись зависти, начали злословить апостола. Тогда Павел с силою и властью сказал им: «Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его, и сами себя делаете недостойными вечной жизни; то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал Господь: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли». Слова эти расположили язычников; многие из них уверовали и прославили Господа. Но тем больше возрастала ненависть иудеев. По их настоянию апостолов изгнали из города.

Павел и его спутники, отряхнув прах от ног, пошли в Иконию. И здесь иудеи так ополчились против апостолов, что весь город разделился: одни почитали Павла и Варнаву за великих посланников Божиих, другие хотели побить их камнями. Но апостолы, узнав об этом, успели удалиться в ликаонские города Листру и Дервию.

В Листре речи Павла внимал один нищий, не владевший ногами от рождения. Увлеченный проповедью апостола, он готов был обратиться ко Христу и пламенно ожидал исцеления. Увидев веру его, Павел воскликнул: «Тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо». И хромой от рождения тотчас вскочил и начал ходить. Но это великое дело Божие, совершенное апостолом, породило печальное недоразумение в горожанах-язычниках. Они решили, что боги во образе человеческом сошли к ним, и называли Варнаву Зевсом, а Павла Гермием. Весть об этом разнеслась немедленно. Жрец идола Зевса, находившегося перед городом, привел к воротам волов и принес венки, желая вместе с народом совершить жертвоприношение Павлу и Варнаве. Апостолы были поражены, и, разодрав свои одежды, бросились в гущу народа, восклицая: «Мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который - сотворил небо и землю, и море, и все, что в них» (Деян. 14, 15-17).

Наконец благовестники возвратились в Антиохию Сирийскую, откуда начали свой путь. Немедленно собрались все верующие: каждый желал слышать об успехе проповеди. Повествование Павла наполнило сердца радостью и живой благодарностью милосердному Господу, Который отверз двери веры для язычников. Так окончилось первое апостольское путешествие Павлово. Полагают, что продолжалось оно около двух лет.


*  *  *


Через некоторое время христиане иудействующие начали проповедовать, что без обрезания невозможно получить спасение. Павел с Варнавою ревностно восстали против этого заблуждения, столь несовместимого с христианской свободою. Чтобы разрешить недоумение, юная церковь Антиохийская поручила отправиться в Иерусалим Павлу, Варнаве и некоторым из братии.

С вестью об успешном обращении язычников прибыли они к апостолам и пресвитерам старейшей церкви и были радушно приняты. На общем церковном собрании сначала долго не приходили к согласию. Неразумные ревнители закона Моисеева много спорили с защитниками свободы христиан. Однако первоверховный апостол Петр сказал, что не должно возлагать на язычников того ига, которого не могли понести сами иудеи. Павел, вместо рассуждений и доказательств, поведал историю своего апостольского путешествия - когда Дух Святый в излиянии даров на учеников его не полагал никакого различия между обрезанными и необрезанными. Наконец апостол Иаков сказанное Петром и Павлом подкрепил пророчествами из Ветхого Завета и тем утвердил торжество истины над предрассудком. Во имя Святаго Духа решено было даровать язычникам свободу от обрядового закона: воздерживаться лишь от блудных дел, идоложертвенного, нанесения обид ближнему. Такой ответ вручен был Павлу и Варнаве для церкви Антиохийской.

Вскоре началось второе апостольское путешествие в страны языческие. В ночном видении предстал Павлу некоторый муж и молил его прийти в Македонию для подания духовной помощи. Повинуясь Промыслу, апостол со спутниками прибыл в Филиппы, первый город Македонии. Здешние иудеи имели у себя при реке молитвенный дом. Утром в субботу апостол Павел отправился туда и вступил в собеседование о благочестивых предметах с городскими женщинами, собравшимися на молитву. Слова его падали на добрую землю. Особенно тронута была ими одна богатая и набожная женщина из города Фиатир, торговавшая багряницей, именем Лидия. По совершении субботнего богослужения она крестилась от Павла со всеми домашними и дала проповедникам Христовым пристанище в своем доме. От семейства Лидии христианство распространилось в Филиппах.

Одна служанка, имевшая в себе духа тьмы, предсказывала будущее и открывала сокровенное. Следуя за апостолом Павлом и спутником его Силой, она вслух народа говорила: «Сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Павел, подобно великому Учителю своему, не хотел, чтобы божественное достоинство учения получало свидетельство из нечистых уст. Именем Иисуса Христа он повелел злому духу выйти.

Лишившись богатых доходов от предсказаний, господа исцеленной служанки возмутили народ, схватили Павла и Силу со спутниками и представили городским начальникам как нарушителей покоя общественного и проповедников тайной религии. Не исследовав дела, апостолов подвергли публичному телесному наказанию и заключили в темницу.

Благовестники благодушно приняли все это за имя Христово. Ни темница, где закованы они были в узах, ни безславие, ни болезнь от ран, ни ожидание новых истязаний - ничто не повергло их в уныние. Они славословили Бога, воспевая Ему хвалебные песни; узники же слушали их. Вдруг в полночь землетрясение поколебало темницу, разверзло все двери, расторгло узы. Пробужденный страж темницы, думая, что заключенные бежали, в ужасе извлек меч и хотел умертвить себя. Но Павел воскликнул: «Не делай себе никакого зла: ибо все мы здесь». При свете огня страж убедился в истине его слов и, трепеща от происшедшего чуда, пал в ноги Павлу и Силе, вопрошая, как спастись. Они отвечали: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». После краткого наставления страж темничный был крещен со всеми домашними. В чувстве благодарности он взял апостолов из темницы в дом свой, омыл раны и предложил трапезу.

Между тем городские начальники, вероятно, извещенные о необыкновенном происшествии в темнице, прислали стражу приказание освободить пленников. Но Павел ответил: «Нас, римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? Нет, пусть придут и сами выведут нас». Начальники испугались и извинились перед апостолами. Однако, боясь народных волнений, просили их удалиться из города. Павел и Сила не противились.

После этого Павел пришел в Фессалоники, самый большой из городов македонских. По обыкновению проповедь его первоначально обращена была к единоплеменникам. В продолжение трех суббот он в синагоге разъяснял по книгам пророческим, что Иисус есть истинный Мессия. То же проповедовал он и язычникам в особых местах. Павел не только благовествовал в публичных собраниях, но и посещал верующих в их семействах - и здесь в частных беседах снова возвещал им важнейшие истины Евангелия. Он обращался с ними, как отец с детьми, как нежно любящая кормилица со своим младенцем (1 Фес. 2, 7-13). Апостол устремлял взор новообращенных от скорбей земной жизни к тому времени, когда придет Христос, чтобы торжественно открыть Свое царство на земле. Вместе с тем благовестник предостерегал христиан от ложной мысли, будто одна вера без изменения жизни может иметь значение; увещевал, что они становятся еще виновнее, если, посвятив себя Богу истинному, возвращаются к прежним языческим порокам (1 Фес. 4, 2-6).

Проповедь не оставляла апостолу Павлу времени на другие занятия, но он не хотел получать пропитания от учеников своих и содержался собственными трудами (по ночам занимался плетением палаток), а также милостыней, которую присылали ему филиппийцы. И фессалоникийцы чувствовали апостольское безкорыстие Павла и принимали слово его не как человеческое, но как Слово Божие. Но и в Фессалониках нашлись упорные враги истины, которые произвели возмущение в народе. Неистовая толпа с криком устремилась к дому Иасона, где жил Павел. Самого апостола не нашли; но Иасон и некоторые другие из христиан были представлены судилищу. «Эти всесветные возмутители, - кричала толпа, - пришли и сюда; а Иасон принял их; и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса».

Назад к списку

· Православные Новости

· Интересное в сети