Новости Статьи Интересное Фотогалерея Гостевая Информация Сотрудничество Контакты Христианские храмы и святыни
Главная > Молитвы  > Апостол Петр

В Палестине, в пределах Галилейских, на берегу Галилейского озера, расположился небольшой городок - Вифсаида. В нем селились, в основном, рыбаки, от чего и получил он свое название - рыбачье место. Между другими жил там бедный рыбак Иона, происходивший из колена Симеонова. У него было два сына - Симон и Андрей. Старший сын Ионы, Симон, женился на дочери Аристовула, брата апостола Варнавы, и имел детей. Симон был человек простой, неученный, но боялся Бога и строго соблюдал заповеди Божий. Он вместе с отцом занимался рыбной ловлей; когда состарился отец, он продолжал закидывать сети в одиночку, и тем содержал жену, детей, престарелого отца и тещу. И этому простому рыбаку суждено было впоследствии стать великим первоверховным апостолом.

Однажды Иоанн Предтеча стоял недалеко от Иордана с двумя учениками своими, из которых один был Андрей, брат Симона. Увидев проходящего мимо Христа, Предтеча, указав на Него, сказал: «Се Агнец Божий». Оба ученика, оставив своего учителя, немедленно пошли и вслед за Христом. Они попросили у Христа позволения видеть Его жилище и пробыли у Него весь тот день. Наутро Андрей поспешил поделиться своими впечатлениями со старшим братом. С радостью открыл он Симону, что видел Мессию-Христа, и повел его самого ко Господу. Христос взглянул на Симона и, провидя твердость и силу веры его, сказал: «Ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, или Петр (камень)» (Ин. 1, 36-42).

У Симона была душа горячая, пламенная; он даже нередко подчинялся более порывам сердца, чем голосу рассудка; способный увлекаться часто до самоотвержения, он вместе с тем не всегда умел благоразумно сдерживаться» в своих увлечениях. Увидав кроткое лицо Христа и услыхав обращенные к нему пророческие слова, Симон воспылал горячей любовью к Иисусу, он уже уверовал, что видит пред собою, Христа, посланного Богом для спасения мира. Однако Симон-Петр не оставил еще дома своего и промысла; он продолжал доставлять пропитание своим домашним рыбной ловлей, в чем помогал ему иногда, за старостью отца, и младший брат Андрей. Так жили братья, пока оба не были призваны Самим Христом на апостольство. Вот как это произошло.

Однажды Иисус Христос, проходя по берегу озера Галилейского, увидел две лодки, причаленные к берегу, а рыбаки на берегу вымывали сети. Между этими рыбаками был и Симон-Петр с братом. Войдя в лодку Петра, Христос просил его отплыть немного от берега. Сидя в лодке, Он учил народ, собравшийся около озера. Окончив проповедь, Господь обратился к Петру. «Отплыви на глубину, - сказал Он ему, - и закиньте сети свои для лова».

«Наставник, - отвечал Петр, - мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». Тотчас исполнил Петр Господне повеление, и было поймано такое множество рыбы, что даже сеть прорывалась. Он дал знак товарищам на другой лодке, чтобы пришли на помощь, и с ними едва вытащили улов. Рыбы было такое необыкновенное множество, что, наполненные ею, обе лодки начали тонуть. Эта чудесная ловля рыбы объяла священным ужасом присутствовавших. Все оставались в немом изумлении от необычайного чуда, и только Петр не мог удержать волнения. Чувство собственного недостоинства было так велико, что он совершенно не мог понять, чего хочет Господь от него, простого рыбака. «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный», припав к коленям Иисуса, воскликнул Петр. Но Господь успокоил его и сказал: «Не бойся; идите за Мною, и будете ловцами человеков». Это было и повеление, и обещание. Обе лодки вытащены на берег, все оставлено, и Петр с Андреем последовали за Христом.

Вскоре после этого Христос с учениками Своими, Иаковом и Иоанном, посетил убогий дом Петра. Теща Петрова в то время лежала больная в горячке, и Христу сказали о ней. Господь взял ее за руку и поднял. Тотчас горячка оставила больную, и она служила божественному Гостю. Перед наступлением вечера, когда заходило солнце, стали приносить и приводить в дом Петров к Иисусу больных и бесноватых, и чуть не весь город собрался к дверям убогого жилища рыбака. Христос исцелил страдавших различными болезнями и изгнал многих бесов. Наутро, встав очень рано, Господь вышел из дома Петрова, и удалился в пустынное место для молитвы. Тогда и Петр оставляет дом свой и всех домашних, и с другими учениками идет вслед за Христом. «Все ищут Тебя, Господи», - говорит он Христу, найдя Его. Но Христос отвечал: «Пойдем в ближние селения и в города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел» (Мк. 1, 29-38). С этого часа Петр уже не отлучается от Христа, сопровождая повсюду, наслаждается лицезрением Его и слушанием божественного учения.


*  *  *


Уверовав в Господа с первого взгляда, Петр все больше укреплялся духовно, будучи постоянным свидетелем великих чудес Христа, которые явно показывали, что Иисус - Сын Божий. Душа Петра пламенела глубокой верой и горячей любовью ко Господу. Однажды Христос учил о таинстве Тела Своего. Это учение большинству слушателей показалось странным и непонятным, и многие из учеников, соблазнившись, оставили Христа. «Что же? не хотите ли и вы отойти?» - спросил Господь апостолов. - «Господи! - от лица всех их воскликнул пламенный Петр, - к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты - Христос, Сын Бога живого» (Ин. 6, 60-69). Петр, первый из учеников, высказал и торжественное исповедание Христа. Когда Иисус, придя в страны Кесарии Филипповой, спрашивал учеников Своих, сначала - за кого люди Его почитают, потом - за кого они сами Его почитают, Петр за всех горячо отвечал: «Ты - Христос, Сын Бога живаго». Тогда Господь сказал ему на это: «Блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты - Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 13-19). В этих словах содержится высокая похвала вере Петровой.

Но горячность чувств иногда увлекала Петра за пределы должного, и ему немало пришлось слышать от Господа упреков за эту излишнюю горячность. Однажды Господь открывал ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, быть убитым и в третий день воскреснуть. Пламенно любящий Христа, Петр и мысли не мог допустить, что Христос сколько-нибудь пострадает. Отозвав Учителя, он начал прекословить: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» Со строгим упреком отвечал ему Христос: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 21-23).

В другой раз горячность чувства соединилась в Петре с колебанием и сомнением. Это было вскоре после чудесного насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек. В тихий вечер ученики плавали в лодке по спокойному озеру. Сердце их было еще полно совершившимся, и они беседовали о великом чуде, свидетелями которого недавно стали. Вдруг поднялся сильный ветер, и громадные волны окружили небольшую лодку. Изо всех сил трудились ученики, чтобы скорее добраться до берега, но мало подвигались вперед. Иисус, молившийся на горе, увидел их бедственное положение и пошел к ним прямо по волнам. «Это призрак», - со страхом вскричали ученики, видя, как будто тень движется по воде. Но Христос поспешил успокоить их. «Ободритесь, это Я, не бойтесь!» - обратился Он к ним. Смелый и горячий Петр был особенно поражен неожиданным явлением Учителя. «Господи! - воскликнул он, - если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». - «Иди», - отвечал Христос. Петр вышел из лодки и по воде направился ко Господу. Пока держала его вера, он мог идти по воде, но когда увидел, что еще далеко находится от Господа, и ветер не перестает, а под ногами зияет страшная черная бездна, Петр испугался, стал сомневаться, и - тотчас начал тонуть. « Господи, спаси меня!» - с отчаянием вскричал он, погружаясь в глубину морскую и в ужасе воздевая руки.

Простирая руку Свою и поддерживая утопающего, Христос обратился к нему с упреком: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 29-31). И вообще, Петр больше других учеников нуждался в особом руководительстве Господа. Но в то же время за свою любовь к Спасителю, за свою глубокую веру, Петр был одним из приближенных учеников Его. Только он с другими двумя учениками, Иаковом и Иоанном, сподобился видеть на горе Фаворской славное преображение Господне и слышать голос Бога Отца, с неба нисшедший ко Христу. Об этом и сам апостол Петр свидетельствует в своем послании (2 Пет. 1, 16-18).

На тайной вечери пламенная душа Петра не могла вынести мысли, что Христос, Сын Божий, будет служить ему вместо раба. «Господи! - говорит он, - Тебе ли умывать мои ноги?» - «Что Я делаю, - отвечал Господь, - теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». Тихая и таинственная важность этих слов требовала скорого и безусловного повиновения. Но Петр в своих действиях привык больше следовать чувству. Что тут разуметь, думал он, если дело идет о таком уничижении Учителя и Господа. Апостол горячо возражает: «Не умоешь ног моих вовек». В другое время такое смирение, может быть, заслужило бы похвалу, но не теперь. «Если не умою тебя, - отвечал Господь, - не имеешь части со Мною». При этих, хотя все еще таинственных словах, нельзя уже было не понять, что дело идет более чем о чувственном умовении. Петр тотчас пробудился от сомнения, и весь пламень его обратился в другую сторону. Он горячо воскликнул: «Господи, не только ноги мои, но и руки, и голову...» (Ин. 13, 6-10).

Во время знаменательной прощальной беседы Иисуса Христа с учениками Петр самоуверенно заявляет свою непреклонность - следовать за Господом даже до смерти. «Я душу мою положу за Тебя», - говорит он Спасителю. - «Душу твою за Меня положишь? - отвечает Господь, - истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды». Такая мрачная измена Учителю для любви Петровой показалась совершенно невозможною. Чтобы сильнее отвратить от себя подобное нарекание, детская самонадеянность не усомнилась употребить даже небезобидное для других сравнение. «Если и все соблазнятся о Тебе, - сказал смущенный Петр, - я не соблазнюсь. С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти». - «Симон, Симон! - отвечал ему Господь с чувством глубокого умиления, - если бы ты знал, с какими врагами должно иметь вам дело! Се, сатана просит дать ему волю, чтобы рассеять вас, как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, - и ты, когда восстанешь от падения сам, утверди тогда и братьев твоих».

Это было предсказание, и оно потом сбылось с буквальной точностью.

Окончилась вечеря, прекратилась прощальная беседа, и Господь, с тремя избранными учениками, Петром, Иаковом и Иоанном, удаляется в сад Гефсиманский для молитвы. Душа Его замирала смертельно, Он скорбел и тосковал, и просил учеников вместе бодрствовать с Ним. Но когда Он, пав лицом на землю, с кровавым потом, горячо молился Богу Отцу, в то время ученики Его крепко заснули. Господь, подойдя к ним, обратился к Петру: «Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?» В этих словах Господа слышался упрек Петру. Только что он высказывал полную готовность идти всюду, даже и на смерть, за своим Учителем, а теперь не мог разделить с Ним последних минут сердечной тоски и душевной скорби.

Но вот настал час. Появилась толпа народа с фонарями и светильниками, с мечами и кольями. Это шел предатель на свое злодейское преступление. Возмутилась душа Петра - он не выдержал, извлек меч, ударил им первосвященнического раба, по имени Малх, и отсек ему правое ухо. Эта горячая несдержанность вызвала упрек Господа. «Вложи меч в ножны», - сказал Он строго Петру, - неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» И вслед за этим горячим порывом Петр малодушно трижды отрекается от Христа, за Которого готов был и душу положить. «Не знаю Человека Сего», - в замешательстве, боязливо говорит он. Встретив немой упрек Христа, взглянувшего на него, и услыхав в третий раз пение петуха, Петр весь отдался сердечному сокрушению; горькими слезами раскаяния оплакивал он свой необдуманный поступок. Эти непритворные слезы, это истинное сердечное раскаяние - дали Петру прощение. Петр, первый из апостолов, удостоился увидеть воскресшего Господа. Это было верным свидетельством того, что он получил прощение. Трудно, конечно, и представить ту глубину радости, которая объяла сердце Петра при виде воскресшего Христа. После этого Господь, явившись ученикам при море Тивериадском, истязует любовь Петра, и он троекратное отречение заменяет троекратным засвидетельствованием любви. «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя», - говорит будущий апостол. - «Паси овец Моих», - отвечал Господь Петру на каждое уверение в любви (Ин. 21, 1, 15-17).


*  *  *


Так Петр был поставлен от Господа пастырем овец словесных. И действительно, по вознесении Господа на небо Петр является как первоверховный апостол и первый проповедник Слова Божия. После вознесения Господня одиннадцать апостолов пребывали в Иерусалиме и единодушно проводили время в молитве. Верующие каждый день посещали их и разделяли с ними благочестивые упражнения. Раз случилось, что собрание возросло до стадвадцати человек. Тогда Петр, став среди учеников, напомнил об отпадении от них Иуды, на место которого, для восполнения числа двенадцати апостолов, должен быть избран другой. Апостолы обратились с молитвой к Богу и по жребию избрали Матфия, который и раньше был учеником Христовым (Деян. 1, 13-26).

Настал день Пятидесятницы. Ученики Христовы в этот великий праздник собрались, по обыкновению, вместе, недалеко от храма. Множество иудеев из всей Палестины и других самых отдаленных стран прибыло на праздник в Иерусалим. Все они пришли к храму для молитвы и принесения жертв. Вдруг с неба послышался шум, словно от порыва сильной бури, и устремился к тому месту, где были собраны ученики Христовы. Бурное дыхание наполнило комнату, и явились разделяющиеся, как бы огненные, языки, которые спустились на каждого из них. Все исполнились Духа Святаго и начали говорить на разных языках.

Шум привлек к апостолам множество народа. Собравшиеся из разных земель изумлялись и недоумевали, почему все апостолы говорят на разных языках; одни спрашивали друг друга, что это значит; другие, насмехаясь, говорили, что апостолы, верно, напились вина. Тогда апостол Петр стал с прочими апостолами пред народом и, возвысив голос, начал говорить. Он объяснил собравшимся, что событие, свидетелями которого они стали, есть предреченное в Ветхом Завете излияние Духа Святаго, и присоединил воодушевленную проповедь о Христе. Эта первая проповедь апостола Петра привела в умиление многих, и люди спрашивали, что им делать. Петр отвечал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа. Спасайтесь от рода сего развращенного...» Проповедь Петра в один час обратила ко Христу до 3000 человек (Деян. 2, 1-41).

Великий проповедник Слова Божия, апостол Петр вскоре явился и великим чудотворцем. Однажды, входя с Иоанном Богословом в храм на молитву, он перед Красными дверями храма увидел хромого, который не ходил от рождения. Убогий обратился к апостолам, прося милостыни. Тогда Петр, взяв его за правую руку, поднял, и сказал: «Именем Господа нашего Иисуса Христа, встань и ходи». В то же мгновение утвердились ноги его, он встал, начал ходить и, войдя за апостолами в храм, прославил Бога. Видя общее изумление, Петр обратился к народу с проповедью и привлек ко Христу до 5000 человек (Деян. 3, 1-16). Немало и других чудес совершил апостол Петр. Так, в городе Лидде он возвратил здоровье одному человеку, именем Энею, восемь лет лежавшему в расслаблении. В городе Иоппии воскресил из мертвых девицу Тави-фу. Но не только словами и наложением рук апостол Петр творил чудеса и подавал исцеления - даже самая тень его имела целебную чудотворную силу. Поэтому, когда он шел куда, спешили выносить больных, чтобы тень проходящего апостола осенила недужных и исцелила их. Все эти чудотворения многих привлекали ко Христу.

Апостол Петр был ревнитель правды и истины и всегда являлся, поэтому, строгим обличителем и карателем неправды и лжи. Вот замечательный случай такого обличения. Между верующими царствовало полное согласие, как бы у всех было одно сердце и одна душа. Никто ничего из имения своего не называл собственным, а все было у них общее. Владельцы домов продавали их и приносили цену проданного к апостолам. Из этих денег каждому выдавали, кто в чем имел нужду, так что между верующими не было бедных. Но некто Анания с женою своею Сапфирою, продав имение, утаили несколько из цены, а часть принесли к апостолам. Тогда Петр строго обличил их за то, что искусили Духа Святаго и солгали Богу. Оба пали бездыханными к ногам апостола.


*  *  *


В то время весьма многие верующие оставили Иерусалим и разошлись по окрестным странам Иудеи и Самарии, и заходили даже за пределы Палестины. Они везде проповедовали иудеям учение Христово. Один из семи диаконов, Филипп, пришел в главный город Самарии, Севастию, и проповедовал жителям о Христе. Народ единодушно внимал проповеди. В городе находился некто Симон, изумлявший самарян волхвованием. Видя чудеса, совершаемые Филиппом, и он уверовал и крестился. Но вера его не была искренняя. Через некоторое время пришли в Самарию апостолы Петр и Иоанн, чтобы помолиться о ниспослании Святаго Духа на новокрещенных. Симон, увидев, что чрез возложение рук апостольских крещеные приемлют Духа Святаго, принес апостолам денег и сказал: «Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго». Апостол Петр строго отвечал ему: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8, 20). С этим Симоном апостолу Петру пришлось еще встретиться впоследствии.

Первый проповедовавший имя Христово иудеям, апостол Петр первый же отверз дверь веры во Христа и язычникам. В Иоппии ему было видение ниспущенного с неба полотна с нечистыми четвероногими животными и гадами. Когда Петр начал отказываться от такой пищи, как от нечистой, сказано было ему: «Что Бог очистил, того не считай нечистым...» Это видение знаменовало обращение к вере Христовой язычников. Когда видение прекратилось, пришли к Петру посланные от Корнилия сотника из Кесарии. Корнилий, хотя и был язычник, но проводил благочестивую жизнь, всегда молился Богу и раздавал много милостыни. Однажды во время молитвы явился ему ангел и велел призвать к себе Петра, чтобы он научил, как спастись.

Наставленный небесным видением, Петр без колебаний и сомнений отправился к Корнилию. Во время проповеди в доме сотника Дух Святой сошел на всех слушавших ее. Видя это чудесное излияние Святаго Духа на не крещенных еще язычников, Петр, не обрезывая их в иудейство, крестил во имя Господне. За это ему пришлось потом выслушать упрек от верующих из обрезанных. Но он успокоил их, рассказав о небесном повелении - не гнушаться язычниками. Тогда верующие прославили Бога, дарующего и язычникам спасение (Деян. 10). И еще раз пришлось апостолу Петру напомнить об этом случае, на соборе апостольском, когда некоторые соблазнялись, что обращающиеся язычники не обрезываются и не исполняют закона Моисеева. Апостол Петр вновь поведал о чудесном обращении язычников в Кесарии, и тем привел дело к скорому окончанию.

С постоянным возрастанием числа верующих росла и злоба начальников иудейских на проповедников Христа. После одновременного обращения ко Христу 5000 человек в синедрион для ответа потребовали апостолов Петра и Иоанна. Но они пред всем собранием начальников и старейшин израилевых неустрашимо проповедовали имя Христово. Строго запретили благовестникам впредь учить о Христе, и только боязнь народа, уважавшего апостолов, не позволила первосвященникам сделать что-нибудь худшее. Но вот совершилось первое убийство, убийство архидиакона Стефана, и поднялось гонение на христиан.

Начал притеснять и преследовать верующих и Ирод, владевший тогда Иудеей, видя, что этим может угодить иудеям. Взоры его обратились на Петра, как главу общества верующих. Тогда Петр, закованный двумя железными цепями, был заключен в темницу. В ночь, после которой назначено было Иродом предать Петра на суд народу, спал он, скованный, между двумя воинами, и стражи у дверей стерегли темницу. Вдруг предстал пред ним ангел Господень, и свет осиял темницу. Прикоснувшись к Петру, ангел пробудил его и сказал: «Встань скорее». Цепи мгновенно спали с рук Петра. Ангел продолжал: «Опояшься и обуйся». Петр исполнил приказанное. «Надень одежду твою и иди за мною», - говорил ангел. Петр пошел за ним, не понимая, что с ним, и думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они достигли железных ворот, ведущих в город, и те сами собой отворились пред ними. Прошли одну улицу, и вдруг ангела не стало. Тогда апостол пришел в себя. «Теперь я вижу воистину, - сказал он, - что Господь послал ангела Своего, и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ иудейский». Велика была радость верующих при виде освобожденного Петра (Деян. 12, 1-17).

После чудесного избавления Петру уже нельзя было оставаться в Иерусалиме, и он удалился из пределов Палестины, которая в это время вся принадлежала Ироду. Кесария Стратонийская, Финикия, остров Родос и, наконец, сирийский город Антиохия... И везде апостол успешно проповедовал Христа, исцелял недужных, из бесноватых изгонял злых духов и творил чудеса. Он направил путь свой чрез всю Малую Азию, до северного края ее, омываемого Черным морем. После долгих странствий Петр наконец прибыл в Иерусалим. Здесь посетил его апостол Павел, уже по прошествии трех лет после обращения ко Христу. Павел затем и приходил в Иерусалим, чтобы видеться с апостолом Петром; и пробыл у него пятнадцать дней (Гал. 1, 18). Это была первая встреча первоверховных апостолов. Затем Петр опять вернулся в Антиохию. В городе Клиопе он поставил епископом Корнилия сотника. Так апостол Петр обходил всю Малую Азию, Палестину и Сирию и - везде проповедовал Слово Божие и рукополагал по городам епископов. По прибытии апостола Петра в Иерусалим, явился ему в видении Господь, и сказал: «Встань, Петр, и иди на запад. Нужно и западу просветиться твоею проповедью. Я буду с тобою».

Исполняя повеление Божие, Петр отправился на запад. По дороге, находясь в Вавилоне, апостол пишет свое Первое соборное послание рассеянным по разным странам верующим, преимущественно из иудеев. В этом послании апостол благодарит Бога за твердость верующих, дает им христианские наставления, приспособленные к различным состояниям в Церкви и обществе, побуждает к дальнейшим подвигам. Это послание было как бы прощальным приветствием и наставлением верующим Азии: апостол предчувствовал, что уже не вернется к ним больше.


*  *  *


Переплыв из Азии в Европу, посетив Македонию и остров Сицилию, апостол Петр, наконец, прибыл в Рим. Здесь он каждый день проповедовал: в народных собраниях, на городских площадях и в домах, - и многих обращал ко Христу и крестил.

В это время в Риме всех поражал своими чарами Симон волхв. Бесовской хитростью он обольстил и омрачил умы многих. Сам император Клавдий был изумлен волшебством волхва и велел поставить около реки Тибр его изображение с надписью: «Симону, святому богу». Между тем Петр, узнав, что Симон волхв называет себя Христом и прельщает народ разными ложными чудесами, воспламенился ревностью и решил разрушить чары обманщика. Поспешно пошел он к дому Симона, но множество людей у ворот преградили ему путь и указали на большого черного пса: « Этот страж умерщвляет всякого, кто несправедливо думает о Симоне». - «Симон - бесовский слуга», - отвечал Петр, а псу приказал: «Иди, скажи хозяину: Петр апостол желает войти к тебе». Пес тотчас же человеческим голосом передал Симону слова апостола. Все пришли в ужас от такого чуда. Петра впустили в дом, где Симон обольщал народ привидениями. На виду у всех он воскрешал мертвых, и они поклонялись ему, как богу.

Хромые вдруг начинали ходить и скакать. Сам он принимал разные виды: то являлся с двумя лицами, то превращался в разных животных - в козу, в змею, в птицу, а то в огонь. Так он прельщал безумных. Но при Петре все эти бесовские мечтания мгновенно исчезли...

Случилось в это время в Риме, что у одной благородной вдовы царского рода умер в молодых летах сын. Мать неутешно плакала о безвременно умершем юноше. Утешавшие ее вспомнили о появившихся в Риме Петре и Симоне, о которых шел слух, что они воскрешают мертвых. Тотчас призвали обоих: одни - Петра, другие - Симона волхва. На похороны собрались знатные граждане Рима и множество народа. Симон, надеясь на силу своего волшебства, думал посрамить апостола Петра. «Если я воскрешу мертвого, убьете вы Петра?» - горделиво обратился он к народу. - «Живого сожжем пред глазами твоими», - воскликнул народ. Симон подошел к умершему, начал свои волхвования и, при помощи бесовской силы, сделал так, что мертвый пошевелил головой. «Ожил, ожил», - громко раздалось в народе. С криком все бросились схватить Петра, но тот сделал знак рукою, прося успокоиться. «Если юноша жив, - заговорил апостол, когда водворилось молчание, - то пусть встанет, начнет ходить и говорить, а пока этого нет, - знайте, Симон обманывает вас мечтательными призраками».

Но Симон продолжал надеяться на себя. Он начал кружить вокруг умершего, призывая бесовскую силу. Долго ходил, а ничего не мог сделать. Народ изнывал от нетерпения. Наконец, сознавая, что воскресить мертвого - превыше его сил, Симон хотел со стыдом бежать, но удержанный народом - остался на месте. Тогда апостол Петр, став в отдалении, простер руки к небу и молился Богу. Помолившись, он обратился к сыну вдовы: «Встань, юноша! - воскрешает и исцеляет тебя Господь Иисус Христос!» В то же мгновение мертвый открыл глаза, поднялся на ноги и стал ходить и говорить. «Един есть Бог, проповедуемый Петром!» - в изумлении воскликнул народ. Постыженный Симон, показав себя в призраке с собачьей головой, бросился бежать. Но народ опять не пустил его. Все были в сильном возбуждении: одни настаивали, чтобы волхв был побит камнями, другие требовали сжечь его живым. Апостол Петр остановил толпу. «Господь наш и Учитель, - сказал он, - повелел не платить злом за зло. Отпустите его - пусть идет, куда хочет. Довольно с него стыда и поношения: при всех сознать свое бессилие и ничтожность волшебства».

Так легко избавившись от верной смерти, Симон поспешно удалился от многолюдного сборища и явился к ученику своему Маркеллу, привязал у дверей его дома железной цепью большого пса и сказал: «Посмотрю, как-то войдет сюда Петр». Через час, действительно, пришел апостол. Он отвязал пса и приказал: «Пойди, скажи Симону волхву: перестань бесовским действием прельщать людей, за которых Христос пролил кровь Свою». Пес послушно пошел и человеческим голосом пересказал Симону слова апостола. Маркелл пришел в изумление от этого чуда. Поспешно вышел он навстречу Петру, принял с почестью в дом свой, а Симона выгнал вон. Пес, раньше не делавший никому вреда, теперь бросился на самого Симона, повалил на землю, и растерзал на нем всю одежду, так что волхв, к великому стыду своему, остался совсем обнаженным. Тогда народ, с громким криком и ругательствами, выгнал волхва вон из города. После этого он целый год не приходил в Рим.

Между тем воцарился в Риме новый император, Нерон. Нашлись злые люди, которые расхвалили ему Симона волхва. Чародей сумел прельстить императора, и тот весьма полюбил его, сделал своим другом и взыскал милостями. И народ скоро опять стал везде следовать за Симоном, изумляясь его ложным чудотворениям. Только апостол Петр продолжал разоблачать обман и разрушать чары волхвования. Так, однажды Симон стал дерзко говорить, что даст отсечь себе голову, и в третий день воскреснет. Множество народа собралось поглядеть на это чудо. Симон же вместо себя подставил под меч барана, придав ему в призраке вид человека. Оставалось ждать воскресения Симона через три дня. Но Петр раскрыл пред народом богохульный обман дерзкого волхва, показав обезглавленного барана.

Тогда Симон решился употребить в дело еще один, последний обман, чтобы с честью, как он думал, выйти из позорного положения. Он пообещал, что вознесется на небо. Собрав всех служащих ему бесов, надев на голову лавровый венок и взойдя на одно высокое здание в центре Рима, Симон с гневом обратился к народу: «Римляне! вы пребываете в безумии - оставили меня и ходите по следам Петра; за это и я оставлю вас, и не стану более защищать этот город. Повелю ангелам, и они, на глазах ваших, возьмут меня на руки и вознесут к отцу моему, а я пошлю на вас великие казни за то, что не веровали делам моим»,

Сказав это, волхв взмахнул руками и начал бесовской силою подниматься в небо на высоту. Сильно было изумление народа.

«Это Божие дело - летать по воздуху», - говорили люди с ужасом. Тогда Петр начал, в слух всего народа, молиться Богу, прося обличить обман волхва и прекратить общий соблазн. Потом он громко воскликнул: «Именем Бога моего, повелеваю вам, бесы: не носите больше волхва по воздуху, но оставьте там, где он теперь». Повинуясь апостолу, бесы тотчас оставили Симона. Волхв низвергся вниз и, упав на землю, разбился. Казалось, не было пределов ужасу, объявшему присутствовавших. «Велик Бог, проповедуемый Петром!» - слышалось в продолжение нескольких часов среди народа. Между тем апостол Петр взошел на высокое место. Он стал учить познанию истинного Бога и большую часть слушателей обратил к вере Христовой. Симон же, упав и разбившись, остался, по воле Божией, еще жив, чтобы мог познать свое и бесовское бессилие и уразуметь могущество Божие. Лежа распростертый на земле, мучимый жесточайшей болью, Симон бессильно скрежетал зубами, слыша, как весь народ презрительно насмехается над ним. Только на другой день смерть прекратила его постыдную жизнь. Император Нерон, узнав о позорном конце друга своего, сильно разгневался на апостола Петра и с этого времени возымел намерение умертвить его.

Апостол Петр недолго пробыл в Риме. Просветив многих святым крещением, он снова отправился в путь - в Испанию, а затем в Африку. Здесь апостол рукоположил епископов в городах Карфагене, Фивах и Александрии.

Из Египта апостол Петр побывал, по откровению, в Иерусалиме, ради честного Успения Пресвятой Богородицы.

После жаркой Африки Петр направил путь свой к северу, в Британию. Здесь апостол жил, насаждая веру Христову. Наконец явился ему ангел и сказал: «Приблизилось время отшествия твоего из этой жизни - надлежит тебе идти в Рим, чтобы, претерпев там крестную смерть, получить праведную награду от Господа Христа». Петр возблагодарил Бога за откровение и возвратился в Рим.


*  *  *


В Риме апостол Петр снова занимается устроением Церкви, рукополагает нового епископа, ревностного христианина Климента. В это же время Петр пишет Второе соборное послание. Это как бы его последнее предсмертное завещание тем, кому он прежде проповедовал. Апостол советует остерегаться лжеучителей и убеждает, помышляя о последнем дне мира, пользоваться долготерпением Божиим для своего спасения.

Вера Христова все больше и больше распространялась в Риме, и многие богатые вельможи и знатные женщины обратились ко Христу. Между ними были и две наложницы императора, которых он особенно отличал среди других. Уверовав, эти женщины утвердились в целомудрии и не хотели более служить Нерону. Сильно разгневался Нерон на всю церковь верных и особенно на апостола Петра, обратившего его наложниц ко Господу и научившего их целомудренной жизни. Припомнил император и о смерти друга своего, Симона волхва, и дал приказание найти Петра и казнить. Христиане, узнав об опасности, стали просить апостола уйти из Рима, для пользы всей Церкви. Пламенно желая пострадать и умереть за Христа, Петр не соглашался скрыться. Но христиане продолжали неотступно со слезами умолять его спасти жизнь свою. Наконец, Петр тронулся общими слезами и дал обещание покинуть Рим.

Наступила ночь. Петр совершил молитву в собрании верующих, простился со всеми и один пошел из города. Но вот приблизился он к городским воротам и видит - навстречу идет в город Сам Иисус Христос. Изумленный, Петр поклонился Ему и спросил: «Куда идешь, Господи?» - «Иду в Рим снова распяться», - отвечал Господь, и тотчас стал невидим. Тогда Петр познал, что Христос Сам страждет в страданиях рабов Своих, что Он хочет и в его теле пострадать в Риме. Апостол возвратился и на другой день был взят воинами, а вместе с ним - и еще много верующих. Всех христиан Нерон присудил к смертной казни чрез усечение мечом; пощадили и отпустили живым только Климента, как царского родственника. Апостолу Петру, на которого особенно был озлоблен Нерон, была присуждена более жестокая казнь, именно распятие на кресте. Петр умолил мучителей, чтобы его распяли головою вниз: он не осмеливался уподобиться Господу и желал преклонить голову свою под ноги Его. Желание Петра было исполнено.

Испытывая жестокую боль от гвоздей в руках и ногах, апостол Петр в ужасных муках предал Богу непорочную душу свою. Он окончил жизнь 70 лет от рождения, 29 июня 67 года по Рождеству Христову. Пощаженный мучителями, Климент выпросил тело учителя, снял со креста и с честью предал погребению, также и прочих пострадавших с ним.

Церковь свято чтит память апостола Петра и совершает празднование ему в день преставления, 29 июня (12 июля).

В его же честь установлено поклонение честным веригам апостола - 16 (29) января. Когда во времена Ирода распространилась по Иерусалиму весть о чудесном освобождении апостола из темницы ангелом, некоторые из христиан тайно взяли его узы. Эти вериги имели целебную и чудодейственную силу, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов. Поэтому христиане благоговейно почитали узы апостола и, тщательно сберегая, передавали из рода в род.


По материалам книги "Апостолы Христовы"

Акафист апостолам Петру и Павлу

Молитвы апостолам Петру и Павлу

Молитвы апостолу Петру при горячке и лихорадке

Молитвы апостолу Петру


Назад к списку

· Православные Новости

· Интересное в сети