128 летний юбилей Православного Палестинского Общества


Председатель Иерусалимского отделения ИППО - П.В. Платонов

3 июня (21 мая) 1882 г. в праздник свв. Константина и Елены состоялось торжественное открытие Православного Палестинского Общества во дворце Великого князя Николая Николаевича Старшего в присутствии членов императорской фамилии, русского и греческого духовенства, ученых и дипломатов.

С момента основания Палестинское  Общество  пользовалось августейшим, а значит, и непосредственным государственным  вниманием и поддержкой. Во главе  его стояли великий князь Сергий Александрович (с момента основания  Общества до дня своей гибели – 4 февраля1905 г.), а затем, до 1917 г., великая  княгиня Елизавета Федоровна. 

Инициатором создания Общества выступил в семидесятые  годы XIX в. известный российский палестиновед, видный петербургский чиновник В. Н. Хитрово (1834–1903). Его первое путешествие в Святую Землю летом 1871 г., увиденное воочию тяжелое, беспомощное положение русских паломников и безотрадное состояние Иерусалимской Православной Церкви, особенно ее арабской паствы, произвели на Василия Николаевича столь сильное впечатление, что весь духовный мир его изменился, вся дальнейшая жизнь его была посвящена делу Православия на Ближнем Востоке.

Особым потрясением  стало для него знакомство с рядовыми православными паломниками. «Только  благодаря этим сотням и тысячам  серых мужичков и простых баб, – писал он, – из года в год  движущихся из Яффыв Иерусалими обратно, точно по русской губернии, обязаны мы тому влиянию, которое имя русское имеет в Палестине; влиянию настолько сильному, что вы с русским языком пройдете по этой дороге и васне поймет разве только какой-нибудь пришлый издалека бедуин. Отнимите это влияние – и православие заглохнет среди систематической католической и еще более сильной в последнее время протестантской пропаганды».

 

 

Русское присутствие  в Святой Земле имело уже к  тому времени свою историю. В Иерусалиме с 1847 г. работала Русская Духовная Миссия, в Петербурге с 1864 г. существовали Палестинская Комиссия при Азиатском департаменте МИД, Русское Общество Пароходства и Торговли исправно возило паломниковиз Одессыв Яффуи обратно.Но к концу 1870-х гг., в условиях роста русского православного паломничества, Палестинская комиссия исчерпала свои возможности. Скоординировать и объединить усилия различных русских учреждений в Палестине,взятьна себяи помощь паломникам, и поддержку Иерусалимского Патриархата, и просвещение арабского православного населения, и укрепление русского политического и духовного влияния в регионе – могла только единая мощная организация, с четкими финансовыми механизмами, с рычагами воздействия в МИДе, Синоде и других высших российских инстанциях. Словом, встал вопрос о создании частного, независимого от государственных структур Общества, с широкой массовой основой – и одновременнос поддержкойна самом высоком уровне.

И здесь решающую роль сыграло паломничество в Святую Землю в мае 1881 г. братьев  императора Александра III великих князей Сергия и Павла Александровичей  с их двоюродным братом великим князем Константином Константиновичем (впоследствии известным поэтом К.Р., президентом  Академии наук). Общение с деятелями  Русской Палестины и, прежде всего, с начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонином (Капустиным), привели к тому, что Сергий Александрович  вполне проникся интересами русского дела на Востоке.По возвращении великогокнязя из Иерусалима В. Н. Хитрово  убеждает его стать во главе проектируемого Общества.

8 мая 1882 г. устав Православного  Палестинского  Общества был высочайше  утвержден,  а 21 мая во дворце великого  князя Николая Николаевича  Старшего (также совершившего  паломничество  в Палестину в 1872 г.), в присутствии  членов императорской фамилии,  русского и греческого духовенства,  ученых и дипломатов  состоялось  его торжественное открытие.

Уставом определялись три основных направления деятельности ИППО: церковно-паломническое, внешнеполитическое и научное. Для работы по разным направлениям Общество делилось на три соответствующих  отделения. Цели, стоявшие перед каждым из них,можно сформулировать следующим  образом:

– содействовать  русским православным людям, подданным  Российской Империи, в организации  паломничества в Святую Землю. Для  этого приобретались земельные  участки в Палестине, строились  храмы и подворья с необходимой  инфраструктурой (гостиницы, столовые, бани, больницы), обеспечивался льготный тариф для паломников на ж/д и на пароходах, организовывалось проживание, питание, вождение паломнических групп по святым местам и чтение для них квалифицированных лекций;

– осуществлять просветительную и гуманитарную помощь народам Ближнего Востока  и Поместным Церквам от лица российского  государства и русского народа. Для  этого ИППО строило на свои средства храмы для греческого духовенства, открывало и содержало школы  для арабских детей, оказывало непосредственную финансовую помощь Иерусалимскому и АнтиохийскомуПатриархатам.

– вести  научную, научно-издательскую и просветительную  работу по изучению и популяризации  знаний о Святой Земле и других странах библейского региона, истории  русско-палестинских церковных и  культурных связей. Обществом проводились  и финансировались научные  экспедиции, археологические раскопки, командировки ученых-членов ИППО в библиотеки и  древлехранилища Востока. Планировалось  создание Русского научного института  в Иерусалиме (помешала Первая мировая война). Осуществлялась многоплановая научно-издательская деятельность: от авторитетнейших научных изданий до популярных брошюр и листовок; регулярно выходили «Православный Палестинский Сборник» и журнал «Сообщения ИППО».

Кстати, лекции и чтения о Святой Земле для  народа были важной частью общенациональной религиозно-воспитательной работы. Масштаб этой просветительной деятельности чрезвычайно расширился с тех пор, как стали возникать региональные, или, как тогда говорили, епархиальные отделы ИППО; первым из них был самый отдаленный, Якутский отдел, созданный 21 марта1893 г. Каждый епархиальный отдел охватывал палестинскими чтениями многие тысячи людей, как взрослых, так и детей.

Главными источниками финансирования ИППО были прямые государственные дотации, добровольные пожертвования, всенародные церковные сборы, главным из которых был «палестинский сбор» в Вербное воскресенье, а также членские взносы. Важным материальным фактором стали со временем недвижимости ИППО в Святой Земле, которые, хотя и были собственностью частного общества, всегда рассматривались как национальное достояние России.

Архитектурные памятники, связанные с деятельностью  Общества, доныне во многом определяют исторический облик Иерусалима. Первым по времени  был ансамбль Русских Построек, включающий Троицкий собор, здание Русской Духовной Миссии, консульство, Елизаветинское и  Мариинское подворья и Русскую больницу, – унаследованный ИППО от Палестинской Комиссии. Но это было только начало. Дивный храм Марии Магдалины на склоне Елеона (освящен 1 октября1888 г.) стал своеобразной архитектурной визитной карточкой современного Иерусалима. Символическое значение приобрело и знаменитое Сергиевское подворье, носящее имя первого Председателя Общества, с угловой круглой башней, на которой развевался в праздничные дни «палестинский флаг» – знамя ИППО. В самом сердце Старого Города, близ храма Гроба Господня, расположено Александровское подворье, вместившее евангельский Порог Судных Врат и храм Александра Невского, освященный 22 мая1896 г.в памятьоб основателе Общества Александре III Миротворце.На улице Пророков сохранилось Вениаминовское подворье, подаренное Обществу в 1891 г. игуменом Вениамином. Самым поздним в ряду иерусалимских проектов является Николаевское подворье, названное так в памятьо последнем российском самодержце (освящено 6 декабря1905 г.).

История безжалостно  обошлась с наследием Палестинского  Общества — плодом многолетних затрат и усилий нашего народа. В здании Духовной Миссии размещается Мировой  суд Иерусалима, в Елизаветинском подворье — полиция (колючая проволока  по периметру стен красноречиво свидетельствует, что и ныне здесь расположен СИЗО). Мариинское подворье тоже было превращено англичанами в тюрьму, в ней  содержали арестованных участников сионистской террористической борьбы против Британского мандата. В настоящее  время здесь устроен «Музей еврейского сопротивления». Николаевское подворье – ныне здание министерства юстиции.

Памятники, связанные с деятельностью  Императорского Православного Палестинского  Общества существуют и вне Иерусалима. В 1901-1904 гг. было построено Назаретское подворье им. вел. кн. Сергия Александровича, в 1902 г. – подворье им. Сперанскогов Хайфе. (Оба проданы в результате «апельсиновой сделки» 1964 г.)

Другим важнейшим  направлением деятельности ИППО был, как  мы сказали, многоаспектный комплекс мероприятий, покрывавшихся понятием «поддержка Православия в Святой Земле». В это понятие входили и прямая финансовая помощь Иерусалимским Патриархам, и строительство храмов в местах компактного проживания православных арабов с последующимих обеспечением всем необходимым, и дипломатическая помощь Патриархии в противостоянии как турецким властям, так и инославному внедрению. Но наиболее эффективной сферой вложения средств справедливо считалась учебно-просветительная работа среди арабского православного населения.

Первые школы  ИППО в Палестине были открыты  уже в год создания Общества (1882). С 1895 г. просветительная инициатива ИППО распространилась в пределы  Антиохийского Патриархата. Основным плацдармом школьного строительства  становятся Ливан и Сирия: по данным 1909 г., в 24 русских учебных заведениях Палестины обучалось 1576 человек, в 77 школах Сирии и Ливана – 9974 ученика.Такое соотношение, с незначительными  годичными флуктуациями, сохранилось  до 1914 г.

5 июля 1912 г.  Николай II утвердил одобренный  Государственной Думой закон  о бюджетном финансировании  учебных  заведений ИППО в Сирии и  Ливане (150 тыс. руб. в год). Аналогичная  мера планировалась и для школ  Палестины. Первая мировая  война  и затем революция прервали  на взлете русский  гуманитарный  прорыв на Ближнем Востоке.

21 мая 1907 г., в Петербурге и Иерусалиме торжественно праздновали 25-летний юбилей ИППО. В дневнике Императора Николая II под этимчислом читаем:«В3 часаво Дворце состоялось празднование 25-летия Палестинского Общества, сперва был отслужен молебен в Петровской зале, после чего в Купеческой происходило заседание». Император почтил председателя Общества, великую княгиню Елизавету Федоровну, рескриптом, в котором был подведен итог четверти века работы Общества: «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в два миллиона рублей, ИППО имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, шесть лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10400 учащихся; за 25 лет им выпущено в свет347 изданий по палестиноведению».

В Обществе состояло к этому времени более 3 тыс. членов, отделы ИППО действовали  в 52 епархиях Русской Православной Церкви. Недвижимые имущества Общества составляли 28 земельных участков (26 в Палестине и по одному в Ливане и в Сирии), общей площадью более 23,5 гектар. Поскольку по турецкому  законодательству (отсутствие права  земельной собственности у  юридических  лиц – учреждений и обществ) Палестинское Общество не могло иметь на Востоке  собственной, юридически оформленной  недвижимости, треть участков (10 из 26) была закреплена за русским правительством, остальные выдавались за частную  собственность. В том числе, 8 участков было записано на имя председателя ИППО великого князя Сергия Александровича, 4 значились как собственность директора Назаретской учительской семинарии А. Г. Кезмы, еще 3 числилисьза бывшим инспектором галилейских школ Общества А. И. Якубовичем,1 –за бывшим инспектором П. П. Николаевским.Со временем планировалось добиться у Османского правительства правильного закрепления недвижимостей Общества, но помешала Первая мировая война.

Императорское Православное Палестинское Общество в настоящее время продолжает традиции, заложенные  основателями Общества. Уставные задачи Общества –  содействие паломничеству в Святую Землю, научное палестиноведение и гуманитарно-просветительноесотрудничество с народами стран библейского региона – тесно связаны с традиционными духовными ценностями нашего народа и приоритетами российской внешней политики. Равным образом и огромный пласт мировой истории и культурыне может быть правильно осмыслен и творчески освоен вне связи с Палестиной,ее библейскими христианским наследием. Внешнеполитические и имущественные интересы, связанные  с наследием ИППО на Ближнем Востоке, позволили Обществу выжить в условиях революционного катаклизма и в советский  период. Духовное обновление России, новые  отношения между Церковью и государством, забрезжившие на исходеXX столетия, вселяют  надежду на возрождение  Императорского Православного Палестинского Общества с его неустаревающим наследием, высокими традициями и идеалами.

28 декабря 2008 года произошло историческое событие — здание Сергиевского подворья было возвращено России, во многом благодаря личным усилиям В. В. Путина, который будучи  Президентом России способствовал ускорению этого процесса, буксовавшего в течение60 лет. Он же выделил из своего фонда средства, на которые Императорское Православное Палестинское Общество  смогло провести консервационные работы на подворье.12 мая2009 года через 120 лет после того, как флаг ИППО был впервые вывешен над башней Сергиевского подворья в Иерусалимев день рождения его Председателя великого князя Сергея Александровича, члены Иерусалимского отделения ИППО вновь возобновили эту славную традицию

 

 

 

Сегодня 3 июня 2010 года в  честь 128-летия ИППО членами  ИППО А. В. Тимофеевым и председателем  Иерусалимского отделения ИППО был обновлен флаг ИППО на южной башне Сергиевского подворья уже во второй раз, так как из-за особенностей климата флаг требует замены примерно 2 раза в год.

 

 


По материалам официального сайта ИППО