Афанасий Великий. Изложение веры



3. Изложение веры

1) Веруем во единого нерожденного Бога Отца, Вседержителя, Творца всему видимому и невидимому, имеющего бытие от Себя. И во единого Единородного — Слово, Премудрость, Сына, безначально и превечно от Отца рожденного, не устно и мысленно произносимое слово, не излияние Совершенного, не отсек и не отпрыск бесстрастного Естества, но Сына самосовершенного, живого и действенного; истинный, равночестный и равнославный Образ Отца; ибо сказано, что такова воля Отца: да якоже чтут Отца, тако чтут и Сына (Ин 5:23); Бога истинного от Бога истинного, как говорит Иоанн в соборных посланиях: И да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный (1 Ин 5:20); Вседержителя от Вседержителя; ибо над чем начальствует и чем обладает Отец, над всем тем начальствует и всем тем обладает и Сын, всецелый от всецелого, подобный Отцу, как говорит Господь: видевый Мене, виде Отца (Ин 14:9). Рожден же Он неизреченно и недомыслимо: род бо Его кто исповесть (Ис 53:8)? Иначе сказать: никто. И при скончании веков нисшел из недр Отчих, и от Пречистой Девы Марии восприял нашего человека, Христа Иисуса, Которого по собственному изволению предал за нас на страдание, как говорит Господь: никтоже возмет 265

душу Мою от Мене; область имам положити ю, и область имам паки прияти ю (Ин 10:18). По сему-то человеку распятый и умерший за нас, воскрес Он из мертвых и вознесся на небеса. Созданный для нас в начало путей (Притч 8:22), пребывая на земле, показал нам во тьме свет, спасение от заблуждения, жизнь из мертвых и вход в рай, из которого Адам изгнан, и в который паки вошел чрез разбойника, как сказал Господь: днесь со Мною будеши в раи (Лк 23:43), в который восходил и Павел; показал вхождение на небеса, идеже предтеча вниде о нас Господний человек (Евр 6:20), в котором будет судить живых и мертвых.

2) Равно веруем и в Духа Святого, вся испытующего, и глубины Божия (1 Кор 2:10), анафематствуя все учения, мудрствующие противное этому.

Не представляем себе Сыно-Отца, подобно Савеллианам, называя Его односущим, а не единосущным (греч текст) и тем отрицая бытие Сына. Не приписываем Отцу удобостраждущего тела, какое понес на Себе Сын для спасения всего мира. Три Ипостаси должны быть представляемы нераздельными между собою, как о людях представляем телесно, чтобы и нам, подобно язычникам, не ввести многобожия; но представляй как бы реку, которая, исходя из истока, не отделяется от него, хотя два здесь вида и два имени. Ибо Отец — не Сын, и Сын — не Отец, потому что Отец есть Отец Сыну, и Сын есть Отчий Сын. Как исток — не река, и река — не исток, но тот и другая суть одна и таже вода, из истока льющаяся в реку: так и Божество от Отца неизлиянно и неотлучно пребывает в Сыне, как Господь говорит: Изыдох от Отца, и иду ко Отцу (Ин 16:28). Сый в лоне Отчи (Ин 1:18) всегда у Отца; и в лоне Отчем никогда не 266

истощалось Божество Сына, ибо сказано: бех при Нем устрояющи (Притч 8:29). Не представляем себе тварью или созданием, или из не сущего происшедшим Творца вселенной Бога, Сына Божия, Сущего от Сущего, Единого от Единого, потому что превечно рождена от Отца равная Ему Слава и Сила; ибо кто видел Сына, тот видел и Отца. Все сотворено чрез Сына, но сам Он — не тварь, как говорит Павел о Господе: всяческая Тем создашася, и Той есть прежде всех (Кол 1:16–17). Не говорит, что прежде всего сотворен, но есть прежде всех; и слово создашася относит к слову всяческая, а выражение: есть прежде всех прилагает к одному Сыну.

3) Итак, Он по естеству есть Совершенное от Совершенного Рождение, рожденное прежде всех холмов, то есть прежде всякой словесной и разумной сущности; как и в другом месте Павел называет Его перворожденным всея твари (Кол 1:15); но назвав перворожденным, показывает этим, что Он — не тварь, а рождение Отца; ибо странно о Божестве Его употребить сказуемое: тварь. Все сотворено Отцом через Сына; один Сын превечно рожден от Отца; потому перворожден есть всея твари Бог Слово, Неизменный от Неизменного.

Тело, которое Он нас ради понес на Себе, есть тварь. О Нем говорит Иеремия, по переводу семидесяти толковников: созда Господь спасение в насаждение ново, в немже спасении обыдут человецы (Иер 31:22), а у Акилы то же изречение излагается: созда Господь новое в жене. Созданное же в насаждение нам спасение новое, а не древнее, при нас, а не при живших прежде нас, есть Иисус, как Спаситель, соделавшийся человеком; имя же Иисус переводится иногда словом: спасение, и иногда — словом: Спаситель. Спасение от Спасителя точно 267

так же, как освещение от света. Итак, Спасителем созданное спасение есть новое, как говорит Иеремия: созда нам спасение ново; и как выражает Акила: создал Господь новое в жене, т. е. в Марии, потому что ничего нового не создано в жене, кроме Господня тела, рожденного от Девы Марии без плотского общения, как и в Притчах от Лица Иисусова говорится: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя (Притч 8:22); не сказано же: прежде дел созда мя, чтобы изречения сего не принял кто о Божестве Слова.

4) Итак, оба изречения написаны об Иисусе, относительно к телу. Ибо в начало путей создан Господний человек, которого явил Он нам во спасение, зане Тем имамы приведение ко Отцу (Еф 2:18). Он есть путь, приводящий нас к Отцу, а путь есть нечто телесно видимое; и это есть Господний человек.

Все сотворило Божие Слово, Само будучи не тварию, но Рождением, потому что в числе тварей ничего не сотворило равного или подобного Себе. Рождать — прилично Отцу, а творить — художнику. Произведение и тварь есть тело, которое нас ради понес на Себе Господь, Иже бысть нам, как говорит Павел, премудрость от Бога, и освящение, и правда, и избавление (1 Кор 1:30), хотя Слово — прежде нас и прежде всякой твари, и было, и есть Отчая Премудрость.

Святый же Дух, исходя от Отца, всегда пребывает в руках, посылающего Отца и носящего Сына, и Им Он наполняет всяческая. Отец, имея бытие от Себя, как сказали мы, родил Сына, а не создал, — родил как реку от истока, как растение от корня, как сияние от света, все же это видим в природе нераздельным. Через Него Отцу Слава, держава и величие прежде всех веков и во все веки веков! Аминь. 268