Афанасий Великий. К тому же епископу Серапиону, послание 3-е. О Духе Святом



22. К тому же епископу Серапиону, послание 3-е. О Духе Святом

1) Подивишься, может быть, увидев, что, когда велено мне было усечь и в кратком виде представить послание мое о Духе Святом, оставил я слово о Духе и написал против тех, которые нечестиво учат о Сыне Божием и утверждают, что Он — тварь. Но очень знаю, что если известна будет тебе причина, не станешь порицать меня, и 60 даже благоговение твое одобрит ее, увидев основательность причины.

Поскольку, как сказал сам Господь, Утешитель не от Себе глаголати имать, яко от Моего приимет, и возвестит вам (Ин 16:13, 15), и , дунув, от Себя дал ученикам Духа (Ин 20:22), и таким образом, по написанному, излиял Его Отец на всяку плоть (Иоил 2:28), то посему справедливо мною сказано и написано сперва о Сыне Божием, чтобы имея ведение о Сыне, могли мы приобрести доброе ведение и о Духе. Ибо какое свойство познали мы у Сына с Отцом, то же свойство, как найдем, и Дух имеет с Сыном. Как Сын говорит: вся елика имать Отец, Моя суть (Ин 16:15), так найдем, что все это через Сына есть и в Духе. Как Отец показал Сына, сказав: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф 3:17), так Дух есть Дух Сына. Ибо апостол говорит: посла Бог Духа Сына Своего в сердца наша, вопиюща: Авва Отче (Гал 4:6). И к удивлению, как Сын говорит, что Мое, то есть Отчее (Ин 17:10), так и Дух Святый, называемый Духом Сына, есть Дух Отчий. Ибо сам Сын говорит: егда приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин 15:26). Павел же пишет: никтоже весть, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем: такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий, сущий в Боге. Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа Иже от Бога, да вемы, яже от Бога дарованая нам (1 Кор 2:11–12). И во всем божественном Писании ты найдешь, что Дух Святый, именуясь Духом Сына, именуется и Духом Божиим, и об этом писали мы в предыдущем послании. А если Сын, по свойству Своему с Отцом, 61 и потому что Он есть собственное рождение Отчей сущности, не есть тварь, но единосущен Отцу, то и Дух Святый по свойству Своему с Сыном и потому что дается всем от Сына, и что Он имеет, то принадлежит Сыну, не будет тварь. И тот злочестив, кто утверждает это.

2) И этого достаточно, чтобы всякий, сколько бы ни был он упорен, убедился не называть более тварью Божией Того, кто в Боге, испытует глубины Божии и подается от Отца через Сына. Ибо иначе он вынужден будет назвать также тварью и Сына, Слово, Премудрость, Образ, Сияние, Того, в Ком всякий видит Отца, и, наконец, услышать: отметаяйся Сына, ни Отца имать (1 Ин 2:23), потому что таковой, как безумный, скажет вскоре: несть Бог (Пс 13:1). Впрочем, чтобы в обличение нечестивых иметь больше доказательств, хорошо тем же самым, чем доказывается, что Сын — не тварь, доказывать, что и Дух — не тварь.

Твари — из ничего и имеют начало бытия. Ибо в начале сотвори Бог небо и землю, и яже в них. Дух же Святый, как сказал апостол, и есть и сказуется от Бога. Если же Сын, потому что Он не из не сущих, но от Бога, по всей справедливости не есть тварь, то необходимо и Духу Святому не быть тварью, потому что и Он исповедуется исходящим от Бога, а твари — из ничего.

3) И еще, Дух есть и сказуется помазание и печать. Ибо Иоанн пишет: и вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко помазание Его, Дух Его, учит вы о всем (1 Ин 2:27). И у пророка Исаии написано: Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя (Ис 61:1). А Павел пишет: в Немже и 62 веровавше знаменастеся (Еф 1:13), и еще: не оскорбляйте Духа Святаго, Имже знаменастеся в день избавления (Еф 4:30). Твари же Духом помазуются и запечатлеваются. Но если Им помазуются и запечатлеваются твари, то Дух — не тварь, потому что помазующее не подобно помазуемым. Помазание сие есть дыхание Сына, почему имеющий в себе Духа говорит: Христово благоухание есмы (2 Кор 2:15). И печать сия напечатлевает Сына, почему запечатлеваемый имеет Христов образ, как говорит апостол: чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал 4:19). Если Дух есть благоухание и образ Сына, то явно, что Дух — не тварь, потому что не тварь и Сын, сущий в Отчем образе.

Как видевый Сына, виде Отца, так имеющий в себе Духа Святаго, имеет в Себе Сына, и имея Его, храм есть Божий, о чем пишет Павел: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор 3:16). А Иоанн говорит: о сем разумеем, яко в Боге пребываем, и Той в нас, яко от Духа Своего дал есть нам (1 Ин 4:13). Если же о Сыне, который в Отце и в котором Отец, исповедуется, что Он — не тварь, то по всей необходимости следует, что и Дух — не тварь, потому что в Нем Сын, и Он в Сыне, почему и приемлющий Духа именуется храмом Божиим.

Но это же хорошо усмотреть можно еще и из следующего. Ежели Сын есть Божие Слово, то Он един, как и Отец. Ибо един Бог, из Него же вся: и един Господь Иисус Христос (1 Кор 8:6), почему и говорится, и написано, что Он единородный Сын. Тварей же много, и они различны: ангелы, архангелы, херувимы, начала, власти, и прочие, как было о сем сказано. Если же, поелику Сын 63 не из числа многих, но есть един, как и Отец един, то Он — не тварь, без сомнения, (так как от Сына надлежит заимствовать познание и о Духе) и Дух — не тварь, потому что Он не из числа многих, но есть един.

4) Это знал и апостол, когда сказал: вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет (1 Кор 12:11), и несколько ниже: единем Духом мы вси во едино тело крестихомся: и вси единем Духом напоихомся (13).

И еще, поелику от Сына должно заимствовать ведение о Духе, то от Него же прилично будет занять и доказательства. Итак, Сын везде есть, потому что Он во Отце, и Отец в Нем. Сын всем обладает и все содержит, и написано, что в Нем состоятся всяческая, аще видимая, аще невидимая: и Той есть прежде всех (Кол 1:17). Твари же находятся в уделенных им местах: солнце, луна и прочие светила на тверди, ангелы на небе, и люди на земле. Но если Сын, не в уделенных Ему местах, но во Отце сущий, есть везде, и вне всего пребывая, не есть тварь, то следует, что не тварь и Дух, не в уделенных Ему местах сущий, но все наполняющий и вне всего пребывающий. Ибо так написано: Дух Господень исполни вселенную (Прем 1:7), и Давид воспевает: камо пойду от Духа Твоего (Пс 138:7), потому что Дух не ограничен местом, но Он вне всего, и пребывает в Сыне, как Сын в Отце. А поэтому, как доказано сие, Он — не тварь.

Кроме же всего этого, к осуждению арианской ереси и также к приобретению ведения о Духе от Сына, еще более послужит следующее. Сын, как и Отец, есть Зиждитель. Ибо говорит: что вижу творящего Отца, то и Я творю (Ин 5:19). Почему, 64 вся тем быша, и без Него ничтоже бысть (Ин 1:3). Но ежели Сын, будучи, как и Отец, Зиждителем, не есть тварь, и ежели по тому самому, что все творится Им, сам Он не в числе творимых, то явно, что и Дух Святый — не тварь, потому что о Нем во сто третьем псалме написано: отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс 103:29–30).

5) Из слов же этих явствует, что Дух — не тварь, но Сам участвует в деле творения. Отец творит все Словом в Духе, ибо где Слово, там и Дух. И творимое Словом через Слово от Духа имеет силу бытия, ибо так написано в тридцать втором псалме: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс 32:6).

И действительно, Дух так не отделен от Сына, что после сказанного не остается и места сомнению. Когда Слово бывало к пророку, тогда пророк внушаемое Словом провещавал в Духе. Так и написано. Петр говорит в Деяниях: мужие братие, подобаше скончатися Писанию сему, еже предрече Дух Святый (Деян 1:16). А у Захарии, когда было к нему Слово, написано: обаче словеса Моя, и законы Моя приемлете, елика Аз заповедаю в Дусе Моем пророком (Зах 1:5), и несколько ниже, жалуясь на народ, Бог сказал: сердце свое учиниша непокориво не послушати закона Моего, и словес, яже посла Господь Вседержитель Духом Своим рукою пророков прежних (7:12). Но и Христос глаголил в Павле, как сказал сам Павел: искушения ли ищете глаголющаго во мне Христа (2 Кор 13:3). Тем не менее, Павел имел и Духа, подававшего ему, что говорить. Ибо так пишет сам он: подаянием Духа Иисус Христова во мне 65 (Флп 1:19), и также когда глаголил в нем Христос, говорил он: точию яко Дух Святый по вся грады свидетельствует о мне, глаголя: яко узы мене и скорби ждут (Деян 20:23). Ибо Дух не вне Слова, но пребывая в Слове, через Него пребывает в Боге, так что дарования подаются в Троице. И в разделении дарований, как пишет апостол к коринфянам, тойжде есть Дух, и тойжде Господь, и тойжде есть Бог, действуяй вся во всех (1 Кор 12:4–6), потому что действует и раздает все сам Отец чрез Слово в Духе.

6) И действительно, апостол, изъявляя благожелание свое коринфянам, у Троицы испрашивал им благ, говоря: благодать Господа Иисуса Христа, и любы Бога, и общение Святаго Духа со всеми вами (2 Кор 13:13). Ибо приобщаясь Духа, имеем мы благодать Слова, а в Нем и любовь Отчую. Но как благодать Троицы едина, так и Троица нераздельна. Это может иной видеть и на самой Святой Марии. Ибо ангел Гавриил, посланный возвестить имеющее быть снисшествие на Нее Слова, сказал: Дух Святый найдет на Тя, и зная, что Дух был в Слове, немедленно присовокупил: и Сила Вышняго осенит Тя (Лк 1:35). Ибо Христос Божия сила, и Божия Премудрость (1 Кор 1:24). Поскольку же Дух в Слове, то явно, что как Дух через Слово был и в Боге, так когда и в нас будет Дух, приидут Сын и Отец и обитель в нас сотворят. Ибо Троица нераздельна, и Божество Ее едино. Един Бог над всеми и чрез всех и во всех (Еф 4:6).

Такова вера вселенской Церкви. Господь основал и укоренил ее в Троице, сказав ученикам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя 66 Отца и Сына, и Святаго Духа (Мф 28:19). Если бы Дух был тварь, то Господь не сопричислил бы Его ко Отцу, чтобы Троица по причислении к Ней чего-то постороннего и чуждого, не была неподобна Себе самой. Ибо чего недоставало Богу, чтобы нужно стало восприятие и спрославление с Ним иносущного? Да не будет сего! Это и невозможно. Сам Он сказал: исполнен есмь (Ис 1:11). Поэтому сам Господь к имени Отца присоединил Духа, показывая тем, что Святая Троица составляется не из различного, то есть не из Творца и тварей, а напротив того, Божество Ее едино. Сему научившись, Павел учил, что благодать, подаваемая в Троице, едина, говоря: един Господь, едина вера, едино крещение (Еф 4:5). Как крещение едино, так и вера едина. Ибо верующий в Отца знает, что Сын в Отце и Дух не вне Сына, и потому верует и в Сына, и в Духа Святаго, потому что едино Божество Троицы, познаваемое из Единого Отца.

7) Посему такова отличительная черта вселенской веры. А хулящие Духа и утверждающие, что Он — тварь, если не вразумятся сказанным, то пусть посрамятся, будучи постыждены следующим. Ежели есть Троица и вера в Троицу, то пусть скажут: всегда ли Она — Троица, или было, когда не была Троицею? И если Троица есть вечная, то вечно соприсущий Слову и в Нем пребывающий Дух — не тварь, потому что тварей некогда не было. Если же Дух есть тварь, а твари из ничего, то явно, что было, когда была не Троичность, но Двойственность. И кто может сказать что-либо злочестивее сего? Еретики утверждают, что Троичность составляется через преложение и преспеяние, и сама в Себе есть Двойственность, ожидает же происхождения твари, чтобы тварь вчинена была с Отцом и Сыном, 67 и тогда уже произошла Троица. О, да не приходит и на мысль христианину что-либо подобное! Как сущий всегда Сын не есть тварь, так поскольку всегда есть Троица, то нет в Ней ничего тварного, потому и Дух — не тварь. Как всегда была Троица, так есть Она и ныне, и как есть Она ныне, так всегда была и есть Троица, а в Троице Отец и Сын и Святый Дух. И един Бог Отец, Иже над всеми и чрез всех и во всех, благословен во веки, аминь.

И вот, как выразил ты желание свое, написав сие в кратком виде, посылаю тебе, а ты как благоразумный, если не достает чего в написанном, соблаговоли это восполнить, и прочти присным в вере, упорных же хулителей обличи. Может быть, хотя поздно, одумаются они и отложат привзошедшее в душу их злоумие. Ибо по написанному, хорошо им бежать сего и не медлить, чтобы иначе, пребыв в своем злоумии, не услышать сказанного Господом: иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему, ни в сей век, ни в будущий. (Мф 12:32).