Афанасий Великий. Наставления деве



святитель Афанасий Великий. Наставления деве

Горе деве, не подчинен­ной никакому правилу: в сем случае она подобна не имеющему кормчего кораблю, который, по сокрушении кормила, не имея правителя, несет­ся в ту и другую сторону, пока не погибнет, разбив­шись о камень. В таком же состоянии находит­ся дева без руководителя, внуша­ю­щего ей страх. Блажен­на та дева, которая подчинена правилам. Она подобна плодоносному винограду, растущему в вертограде. Делатель оного, пришедши к нему, очищает ветви его, напаяет его и исторгает растущие около него бесполезные травы, и виноград приносит благо­времен­но плод.

По словам блажен­ного Павла, тайна великая есть то, что всякий прилепля­ю­щийся к жене, бывает с нею одно тело. Так точно всякий муж или жена, прилепля­ю­щиеся к Богу, становят­ся един дух с Ним (1 Кор.6:17). Если прилепля­ю­щиеся к миру оставляют отца и матерь и соединяют­ся с человеками смертными, то дева цело­мудрен­ная не паче ли обязана оставить все земное и прилепиться к единому Господу?

Всякая дева или вдовица цело­мудрен­ная, если печет­ся о мирском, то сие попечение бывает ей вместо мужа; заботит­ся ли она о богатстве или о других вещах, – сия забота оскверняет ее душу. Мирские образы оскверняют душу и тело цело­мудрен­ной-и она уже не бывает свята по телу и по духу. А та, которая печет­ся о деле Божием, имеет женихом сво­им Христа и творит волю Жениха своего.

Воля же Христова состо­ит в том, чтобы прилепля­ю­щийся к Нему совершен­но ни к чему не имел пристрастия, что принадлежит веку сему, и нисколько не пекся бы о земном, а только бы нес крест Распятого за него. День и ночь имел бы попечение и заботу о том, дабы про­славлять Его неумолчными песнями и славословиями, иметь просвещен­ное око ума, знать волю Его и творить оную, иметь простое сердце и ум чистый, быть мило­сердным, подражая Его мило­сердию – быть кротким, тихим и терпеливым, ни кому не возда­вать злом за зло, терпеливо сносить множе­с­т­во оскорблений. Смирение есть также великое средство к спасению. Сатана свержен с небес не за блуд или прелюбо­деяние, или хищение, но гордость низринула его в преисподнюю. Бог есть Бог смирен­ных.

Пламен­ною любо­вию возлюбим пост, ибо пост есть великая твердыня, равно как и молитва и милостыня, поелику они избавляют человека от смерти. Как Адам за едение и преслушание изгнан из рая, так тот, кто желает паки войти в рай, входит в оный постом и послушанием. Сею-то добродетелию, дева, украшай тело свое, – и угодна будешь Небесному Жениху. Если же некоторые придут и скажут тебе: не постись часто, чтобы не ослабеть тебе, то не верь им и не слушай их, ибо таковых подсылает враг. Смотри, что делает пост: он врачует болезни, иссушает кровоточивые потоки, изгоняет демонов, прогоняет злые помыслы, просвещает ум, делает сердце чистым, освящает тело и поставляет человека пред Престолом Божиим. Пост есть жизнь Ангелов, и кто пребывает в нем, тот причисляет­ся к лику Ангелов.

Но не подумай, возлюблен­ная, что пост состо­ит только в телесном воздержании. Тот не постит­ся должным образом, кто воздерживает­ся только брашен: истин­ный пост бывает тогда, когда человек воздерживает­ся от всякого злого дела. Если ты постишься и не воздерживаешься от слов лукавых, от гнева, лжи, клятвы, осуждения ближнего, от сребро­любия, то пост ничего не пользует, напротив, губит весь труд. Не постись неумерен­но, чтобы не сделать тела немощным, но проведши девять часов дня в песнопениях и молитвах, вкуси хлеба с плодами, приправлен­ными елеем.

Перед трапезой своей так благодари Господа: «Благословен Бог, милу­ю­щий и пита­ю­щий нас от нашей юности и да­ю­щий пищу всякой плоти, – исполни радостию и веселием сердца наша, дабы мы всегда, имея всякое доволь­ство, богаты были для всякого дела благаго, во Иисусе Христе Господе нашем, с Которым Тебе подобает слава, держава, честь и поклонение со Святым Духом во веки веков. Аминь».

Когда сядешь за стол и начнешь раздроблять хлеб, то, ознаменовав­ши оный трижды знамением креста, благодари таким образом: «Благодарим Тебя, Отче наш, за святое воскресение Твое, ибо Ты явил оное нам чрез отрока Твоего Иисуса. И, как хлеб сей, лежащий на трапезе, некогда состоявший в различных зернах, будучи совокуплен, сделал­ся едино, так да соберет­ся Церковь Твоя от конец земли в царствие Твое, потому что Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь». Когда же, раздробив хлеб, положишь его на стол и хочешь сесть за трапезу, тогда прочти всю молитву «Отче наш». Когда встаешь из-за стола, то опять про­изнеси молитву «Благословен Бог» и трижды повтори: «Щедр и милостив Господь: пищу даде боящимся Его»; «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков».

После сего славословия продолжай молиться так: «Бог Вседержитель и Господь наш Иисус Христос, имя, высшее всякого имени! Благодарим и хвалим Тебя, что Ты удосто­ил нас насладиться Сво­ими благами, телесною пищею; – молим и взываем к Тебе: Господи, даруй нам и небесную пищу; даруй нам боятися страшнаго и честнаго имени Твоего и не преступать заповедей Тво­их; закон Твой и оправдания Твоя вложи в сердца наша, освяти наш дух, душу и тело чрез возлюблен­наго Твоего Сына Иисуса Христа и Господа нашего, с Которым Тебе подобает слава, держава, честь и поклонение во веки веков. Аминь».

Не садись вкушать пищу с женами нерадивыми и любящими смеяться. Девы благо­честивые и бого­любивые да едят с тобою. Не вечеряй с гордыми. Когда сидит с тобой за столом жена богатая и ты увидишь бедную, то пригласи ее к пище и не стыдись сего перед богатою.

Одежды твои не должны быть из драгоцен­ной материи. Верхняя твоя одежда должна быть черною некрашеною, головное покрывало такого же цвета без бахромы; рукава должны быть шерстяные, покрыва­ю­щие руки до перстов; волосы на голове подрезаны кругом; головная повязка шерстяная, кукуль и надшейная одежда без бахромы. Если встретишься с мужчиною, покрой лицо твое и не обращай его к человеку, но только к Богу. Когда ты станешь на молитву, то надевай на ноги сандалии. Не раздевайся до наготы, чтобы не только другая женщина, но и ты сама не видала своей наготы. Без нужды не погружай тела в воду, но умывай только лицо, руки и ноги, и то одною водою. Не намащай тела своего мастию, и одежд сво­их ароматами.

Все время жизни своей проводи в постах, молитвах и милостынях. Да будет всегдашним занятием тво­им упражнение в Священ­ном Писании. Имей Псалтирь и учи псалмы.

Восходящее солнце да видит в руках тво­их книгу, и по третьем часе посещай церковные собрания. В церкви соблюдай молчание, ничего не говори, но только внимай чтению. В шестом часу совершай молитвы с псалмами, плачем и прошением, ибо в сей час Сын Божий был повешен на Кресте. В девятом часу в пениях и славословии умоляй Бога, ибо в сей час Господь, вися на Кресте, предал дух Свой Богу.

А когда наступит двенадцатый час, то должно умножить и усугубить хваление, ибо в оный час Господь наш сошел во ад. Посему в оный час мы должны обращать внимание на себя и со слезами ночью призы­вать Господа, ибо слезы составляют великую и превосходную добродетель; слезами омывают­ся весьма тяжкие грехи и беззакония. Вставай в полночь и воспевай Господа Бога твоего, ибо в оный час Господь наш восстал из мертвых и воспел Отца, посему и нам заповедано воспе­вать Бога в сей час. Встав­ши, сначала прочти следу­ю­щий стих: «Полунощи восстах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея» (Пс.118:62). Потом помолись и начни читать Пятидесятый псалом до конца.

Исполняй это каждый день и читай псалмов, сколько можешь прочесть стоя; каждый псалом заключай молитвой и коленопреклонением, исповедуя пред Господом грехи свои и умоляя Его о прощении оных. После трех псалмов говори: «Аллилуйя». Если же будут с тобою девы, то и они должны петь псалмы, и одна после другой совершайте молитву. По утру же читайте сей псалом: «Боже, Боже мой, к тебе утрен­нюю, возжада Тебе душа моя» (Пс.62), а пред рассветом: «Благословите вся дела Господня Господа» (Дан.3:57); также: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя и проч.» Таким образом, раба Христова, встаешь ли или сидишь, занимаешься ли чем или принимаешь пищу, отходишь ли ко сну или пробуждаешься, непрестан­но воспевай песнь Богу.

Не унывай, когда случит­ся с тобою какое-либо несчастие; не печалься, когда причиняют тебе вред или обиду, ибо печаль мира сего про­изводит смерть. Сокрушайся только о грехах сво­их и ни о чем другом не скорби. Никому не отвечай со гневом, ибо раба Господня не должна раздражаться. Да не исходит из уст тво­их проклятие, ниже обида, ниже злословие, ибо уста твои освящены хвалебными Богу песнями и славословиями.

Сколько возможно, люби уединение. Не забывай рабов Божиих. Если святой муж внидет в дом твой, то прими его, как Сына Божия, ибо Господь наш Иисус Христос говорит: Иже вас приемлет, Мене приемлет (Мф.10:40). Если же придет к тебе муж праведный, со страхом и трепетом встреть его и поклонись к ногам его до земли, ибо ты не ему будешь кланяться, но Богу, послав­шему его; потом возьми воды и умой ноги его, и со всяким благоговением слушай слова его. Не полагайся много на свое цело­мудрие, дабы не пасть, но опасайся сего, ибо доколе ты будешь бояться, дотоле не подвергнешься падению.

Для воздержной весьма полезно в уединении вкушать хлеб свой. Если же ты сидишь за трапезой с девами, то вкушай с ними все предлагаемое. Ибо когда ты не будешь есть, то они будут думать, что ты их осуждаешь. Даже если они пьют и вино, для них ты должна выпить немного. Если же с тобою находят­ся старицы и будут принуждать тебя выпить более, ты скажи им: «Вы провели юность вашу в великом воздержании, а я еще не достигла и первой степени».

Поступай так, чтобы никто не знал о твоем подвижниче­с­т­ве, даже из самых близких тво­их род­с­т­вен­ников. Но если что делаешь, делай втайне – и Отец твой Небесный, видяй втайне, воздаст тебе яве (Мф.6:4). Если же откроешь жизнь свою, то от сего родит­ся в тебе тщеславие и ты потерпишь вред.

Тщатель­но избегай тщеславия и надмен­ности. Если тебе придет на мысль, что ты, успев­ши в добродетели, соделалась великою и славною, то не верь сему. Ибо это враг опутывает тебя и внушает тщеславие. Если же тебе представит­ся мысль, что ты можешь спастись и не изнуряя себя столь тяжкими трудами, то не слушай оной. Ибо это враг возбуждает тебя к беспечности и нерадению, дабы отвлечь от добродетель­ной жизни. Не принимай похвал человеческих и не презирай невоздержных.

Если найдешь душу, которая согласна с твоею и так же работает Богу, как и ты, то ей открой свою жизнь. Ты получишь великую награду, если чрез тебя спасет­ся какая-либо душа. Если тебе придет мысль что-либо сделать, не решайся без рассуждения, чтобы не посмеял­ся над тобою враг твой, но все предпринимай с совета старших.

Сохраняй любо­вь, которая выше всего. Сколько бы ни трудил­ся человек, но если он не имеет любви к ближнему, то вотще будет трудиться. Итак, оказывай любо­вь к ближнему не на словах только, но и на делах. Не удерживай в сердце своем зла, причинен­ного тебе другими, иначе молитва твоя не будет чиста пред Богом. Имей кротость, терпение, великодушие и младенческую простоту.

Никогда не должен оскуде­вать елей в лампаде твоей, дабы не погасла она прежде прише­с­т­вия Жениха: ты не знаешь, когда Он придет, в первый сон или по­утру. Посему всегда будь готова встретить Его с мудрыми девами, имея в своей лампаде елей, т. е. благие дела. Всегда помни исход свой; каждодневно имей пред глазами смерть: помни пред Кем ты должна предстать.