Афанасий Великий. О явлении во плоти Бога Слова и против ариан



28. О явлении во плоти Бога Слова и против ариан

1) Вознамерившиеся злохудожно разуметь божественные Писания в подкрепление хулы своей выставляют относящиеся к человечеству речения об обнищании Сына Божьего. Но в этих-то уничижительных речениях и действиях усматривается вся определенная точность христианства. Поэтому если бы могли они слушать блаженного Павла, который пишет к коринфянам: весте бо благодать Господа нашего Иисуса Хрита, яко нас ради обнища богат сый, да мы нищетою Его обогатимся (2 Кор 8:9), то никак не осмелились бы называть Сына неподобным Отцу, особливо зная, какого рода обнищание Его и какова сила креста Его. Посему и в другом месте говорит тот же Павел: да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота и глубина и высота, разумети же преспеющую разум любовь Хритову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие (Еф 3:18–19). По сей-то причине ο нищете и страданиях Его с дерзновением пишет: мне же да не будет хвалитися, токмо ο кресте Господа нашего Иисуса Христа, Имже мне мир распяся, и аз миру (Гал 6:14), и еще: не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята (1 Кор 2:2), и: аще быша разумели, не быша Господа славы распяли (8). И ныне еретики эти, если бы разумели божественные Писания, то не осмелились бы хулить Творца всяческих, называя Его тварью или созданием.

Приводят в возражение: «Как может Сын быть подобен Отцу или быть от Отчей сущности, когда написано: якоже Отец имать живот в Себе, 252 тако даде и Сынови живот имети в Себе (Ин 5:26)». Говорят: «у дающего есть превосходство пред приемлющим, написано также: что Мя глаголеши блага? Никтоже благ, токмо един Бог (Мк 10:18), и еще: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя ecu оставил (Мф 27:46)? и также: ο дни же последнем никтоже весть, ни Сын, токмо Отец (Мк 13:32), и еще: Егоже Отец святи и посла в мир (Ин 10:36), и еще: Бог Отец воскресил Его из мертвых (Гал 1:1)». «Как же, — говорят, — Воскрешенный из мертвых может быть подобен Воскресившему Его или единосущен с Ним?»

2) Из многих возражений предложили мы эти немногие, чтобы по разрешении их без труда было можно разуметь и прочие. Посему обязаны мы, по возможности, объяснить силу их.

Если блаженный Павел говорит, что Отец воскресил Сына Своего из мертвых, то Иоанн повествует: рече Иисус: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю. Глаголаше же, присовокупляет, ο церкви тела Своего (Ин 2:19, 21). Из сего для внимательных явствует, что поскольку воскрешено тело, то у Павла говорится, что воскрешен из мертвых Сын, потому что относящееся к телу Его говорится ο лице Его. Посему таким же образом, когда говорится, что Отец дал жизнь Сыну, разуметь должно жизнь, даруемую плоти. Ибо если Сын есть жизнь, то для чего жизни приимать жизнь? И если сам Он дает обетование, говоря: овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и no Мне грядут, и Аз живот вечный дам им, и не погибнут во веки (Ин 10:27–28), если Он — Божия Премудрость, если Им сотворен всякий возраст, то почему говорится: Иисус же преспеваше премудростию и возрастом (Лк 2:52)? 253 Если Отец сотворил все чрез собственное Слово Свое и чрез Сына, то явно, что чрез Heгo же совершил и воскресение плоти Его, а посему чрез Heгo же и воскресил Его, чрез Heгo дает Ему и жизнь. Воскрешается Он по плоти как человек и приемлет жизнь как человек, образом обретеся, якоже человек (Флп 2:7), но как Бог Сам воскрешает храм Свой и дает жизнь плоти Своей.

Если говорит также: Егоже Отец святи и посла в мир (Ин 10:36), то в другом месте говорит: за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи воистинну (Ин 17:19).

И если говорит: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя ecu оставил?, то говорит это от нашего лица, потому что зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя, и проч. (Флп 2:7), и как говорит Исаия: Сей грехи наша носит, и ο нас болезнует (Ис 53:4). Поэтому не ο Себе болезнует, но ο нас, не сам Он оставлен Богом, но оставлены мы, и ради нас оставленных пришел Он в мир. И когда апостол говорит: темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене (Флп 2:9), говорит это ο храме, то есть ο теле Его.

3) Ибо не Вышний возносится, возносится же плоть Вышнего, и плоти Вышнего дарова имя, еже паче всякаго имене. He Божие Слово по благодати прияло то, чтобы именоваться Богом, но плоть Его вместе е Ним наименована Богом. He сказано: Слово стало Богом, но: Бог бе Слово (Ин 1:1), то есть всегда был Бог Слово, и сей Самый Бог соделался плотью, чтобы плоть Его соделалась Богом Словом, как и Фома, осязав плоть Его, 254 воскликнул: Господь мой, и Бог мой (Ин 20:28), то и другое вместе именуя Богом, подобно и Иоанн написал: еже бе исперва, еже слышахом, еже видехом очима нашима, еже узрехом, и руки наша осязаша, ο Словеси животнем (1 Ин 1:1). Из сего видно, что во плоти осязаем был Сын и Отчее Слово, и что-то и другое в божественном Писании наименовано осязаемым Словом жизни.

И когда говорит: не у δο δе Дух Святой, яко Иисус не у бе прославлен (Ин 7:39), ο плоти Его сказует, яко ме у бе прославлена. Ибо прославляется не Господь славы, но плоть Господа славы, она приемлет славу, с Ним вместе восходя на небо. Посему-то и Дух сыноположения не был еще в человеках, потому что восприятый от нас начаток не восшел еще на небо.

4) Посему, как скоро Писание говорит, что Сын приял, что Сын прославлен, говорит сие ο Нем по человечеству, а не по Божеству. И когда Сын говорит: пославший Меня Отец Мой болий Мене есть (Ин 14:28), Отца называет большим Себя, потому что соделался человеком, а как Отчее Слово равен Он Отцу. Ибо говорит: Аз и Отец едино есма (Ин 10:30), и: видевый Мене, виде Отца (Ин 14:9). И не хищением приобретает, чтобы Ему быть равным с Отцом, но равен по естеству и единосущен Отцу, потому что рожден от Отчей сущности.

И когда апостол говорит, что во Христе живет всяко исполнение Божества телесне (Кол 2:9), должно понимать, что всяко исполнение Божества живет во плоти Его. И сказав: Иже Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его (Рим 8:32), в другом месте говорит: якоже и Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню (Еф 5:25). 255

5) He Себя пришел спасти бессмертный Бог, но умерщвленных, не за Себя пострадал, но за нас, и посему-то восприял на Себя наше уничижение и нашу нищету, чтобы даровать нам богатство Свое. Ибо страдание Его есть наше избавление от страдания, смерть Его — наше бессмертие, слезы Его — наша радость, погребение Его — наше воскресение,крещение Его — наше освящение. Ибо говорит: заних Аз свящу Себе, да и тии будут священи воистинну (Ин 17:19). Язва Его — наше исцеление, ибо язвою Его мы исцелихом (Ис 53:5). Наказание Его — наш мир, ибо наказание мира нашего на Нем, то есть для нашего мира Он наказуется. Бесславие Его — наша слава, посему ради нас просит Он славы, говоря: прослави Мя Ты, Отче, у Тебе самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть (Ин 17:5), ибо в Нем прославляемся мы. Сошествие Его — наше восшествие по написанному: и с Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе, и: да явит в вецех грядущих презелное богатство благодати Своея, благостынею на нас ο Христе Иисусе (Еф 2:6–7).

И когда говорит на кресте: Отче, в руце Твои предаю дух Мой (Лк 23:46), в Себе предает Отцу всех человеков, в Нем оживотворяемых, потому что они суть члены Его, и сии многие члены суть единое тело, то есть Церковь, как блаженный Павел пишет к галатам: ecu бо вы едино ecme ο Христе Иисусе (Гал 3:28). Посему в Себе предает всех.

6) Так и когда говорит: Господь созда Мя начало путей Своих (Притч 8:22), говорит это ο Церкви, в Нем созидаемой, потому что Творец всяческих не есть тварь и произведение, но в Творце обновляется тварь, по сказанному Павлом: 256 Того есмы творение, создани во Христе Иисусе (Еф 2:10), и как еще говорит: да скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия, no предложению век, еже сотвори ο Христе Иисусе Господе нашем, ο Немже имамы дерзновение и приведение в надеянии верою Его (Еф 3:10–11), и еще: якоже избра нас в Нем прежде сложения мира, быти нам святым и непорочным пред Ним в любви, прежде нарек нас во усыновление Иисус Христом в Него (Еф 1:4–5), и также говорит ο двух народах: да оба созиждет Собою во единаго новаго человека, творя мир: и примирит обоих во едином теле Богови крестом, убив врожду на нем (Еф 2:15–16).

7) И если говорит: что Мя глаголеши блага? никтоже благ, токмо един Бог (Мк 10:18), то говорит это Бог, по плоти Своей и Себя сопричисляя к человекам, и сообразуясь с понятием пришедшего к Нему, потому что юноша почитал Его простым человеком, а не Богом. И ответ имеет следующий смысл: «если почитаешь Меня человеком, а не Богом, то не называй Меня благим: ибо никтоже благ, потому что благость свойственна не человеческому естеству, но Богу». Потом присовокупляет: заповеди веси? Когда же на вопрос юноши: «какие?», Господь сказал: не прелюбы сотвориши, не убий и прочее, и юноша ответствовал, говоря: сия вся сохраних от юности моея: что есмь еще не докончал? тогда говорит ему: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, елика имаши, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси: и взем крест твой, гряди в след Мене (Мф 19:16–21; Мк 10:17–21; Лк 18:18–22). Α этим Господь показал, что и Ему свойственна благость. Ибо кто идет в 257 след не благого, тот может ли наследовать вечную жизнь?

И когда говорит ο последнем дне: никтоже весть, ни Сын, токмо Отец, говорит по человечеству. Ибо если знает Отца, то как не знать Ему последнего дня? Никтоже знает Отца, говорит Он, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф 11:27). И если Дух Святый знает все Божие, то как Сыну не знать дня, который Им сотворен? И если Им сотворены веки и времена, то очевидно, что и последний день включается в сих веках и временах, и Ему невозможно не знать сего дня.

8) Посему все уничижительные речения, употребленные Господом, относятся к Его обнищанию, чтобы мы в Нем обогатились, а не хулили по ним Сына Божьего. И Сын Божий для того соделался сыном человеческим, чтобы сыны человеческие, то есть сыны Адамовы, соделались сынами Божиими. Ибо Слово неизглаголанно, неизъяснимо, непостижимо, вечно рожденное свыше от Отца, рождается долу во времени от Девы Богородицы Марии, чтобы рожденные первоначально долу родились вторично свыше, то есть от Бога. Посему Сын единую Матерь имеет на земле, а мы имеем Единого Отца на небе. Посему-то именует Себя сыном человеческим, чтобы человеки именовали Бога Отцом на небесах. Сказано: Отче наш, Иже ecu на небесех (Мф 6:9). Как мы, рабы Божии, соделались сынами Божиими, так Владыка рабов соделался смертным сыном собственного своего раба, то есть Адама, чтобы сыны Адамовы, будучи смертными, соделались сынами Божиими, по сказанному: даде им область чадом Божиим быти (Ин 1:12). Посему Сын Божий вкушает смерть ради плотского отца своего, да сыны человеческие приобщатся жизни Божией ради Бога, 258 Отца своего no духу. Он Сын Божий — по естеству, а мы сыны — пo благодати. И еще: Он и по домостроительству ради нас соделался сыном Адамовым, а мы сыны Адамовы по естеству. Посему говорит: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин 20:17), потому что Бог, как сказал я выше, есть Отец Его по естеству, а наш Отец по благодати, и Богом Ему соделался по домостроительству, поколику сам Он соделался человеком, а нам Он — Владыка и Бог по естеству. И потому Слово — Отчий Сын, соединившись с плотию, плоть бысть и совершенный человек, да человеки, соединившись с Духом, соделаются единый Дух. Итак, Он есть плотоносный Бог, а мы — духоносные человеки. Ибо от сущности человеческой, то есть от семени Адамова, прияв начаток, то есть зрак раба, и в подобии человечестем быв (Флп 2:7), даровал нам от Отчей сущности начаток Святаго Духа, да соделаемся все мы сынами Божиими в подобии Сына Божьего. Он, истинный и по естеству Сын Божий, носит в Себе всех нас, да все мы носим в себе Единого Бога.

9) Нечестиво также утверждать, что Дух Божий создан или сотворен, когда все Писание Ветхого и Нового Завета присоединяет Его к Отцу и Сыну и с Ними прославляет, потому что Дух того же Божества, той же власти и сущности, как говорит сам Господь: веруяй в Мя, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече ο Дусе, Егоже хотяху приимати верующии в Него (Ин 7:38–39), как и у Иоиля говорит от лица Отчего: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши (Иоил 2:28). И посему, дунув в лицо апостолам, говорит: приимите Дух Свят (Ин 20:22), да знаем, что от полноты 259 Божества дается Дух ученикам, ибо сказано: во Христе, то есть во плоти Его, живет всяко исполпение Божества телесне (Кол 2:9), как и Иоанн Креститель говорит: от исполнения Его мы ecu прияхом (Ин 1:16). В телесном виде, то есть как голубь, явился Дух Святый, сходящий и пребывающий на Нем. В нас живет начаток и залог Божества, во Христе же — всяко исполнение Божества. И никто да не подумает, что Христос приял, не имев Его прежде. Ибо Он послал Духа свыше, как Бог, и Он же приял Его долу, как человек. Посему от Hero же нисходит на Hero Дух, от Божества Его — на человечество Его. И Исаия от лица Отчего вопиет, говоря: сице глаголет Господь Бог твой, сотворивый тя, и создавый тя из утробы: не бойся, рабе Мой Иакове, и возлюбленный Израилю, егоже избрах. Яко Аз дам воду в жажду ходящим в безводней, наложу Дух Мой на семя твое, и благословения Моя на чада твоя (Ис 44:2–3). В Евангелии же Сын обещает дать воду ходящим в жажде, говоря самарянке ο Святом Духе: аще бы ведала ecu дар Божии, и кто есть Глаголяй ти, даждь ми пити: ты бы просила у Него, и дал бы ти воду живу (Ин 4:10), и вскоре потом говорит ей: всяк пияй от воды сея, вжаждется паки, α иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во век, но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный (13:14). Посему и Давид воспевает Богу: яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет (Пс 35:10), ибо знал он сущего у Бога Отца Сына — источник Святаго Духа.

10) И чрез Иеремию Сын говорит: два зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша, источника воды живы, и ископаша себи кладенцы сокрушеныя, иже 260 не возмогут воды содержати (Иер 2:13). И когда Серафимы славословят Бога, трекратно взывая: свят, свят, свят Господь Саваоф (Ис 6:3), тогда славословят они Отца и Сына и Святаго Духа. Посему и крещаемся как во имя Отца и Сына, так и во имя Святаго Духа, и соделываемся сынами Бога, a не Богов, потому что Отец, Сын и Святый Дух — Господь Саваоф, едино Божество и един Бог в трех Ипостасях. А посему, что у Исаии сказал Отец, то по словам Иоанна сказал Сын, a пo словам Павла в Деяниях сказал Дух Святый. Ибо Исаия говорит так: видех Господа Саваофа седяща на престоле высоце и превознесенне, и исполнь дом славы Его. И Серафимы стояху окрест Его, шесть крил единому и шесть крил другому, и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя, и двема летаху. И взываху друг ко другу и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и вся земля славы Его (Ис 6:1–3), и вскоре потом он же говорит: слышах глас Господа глаголюща: кого послю, и кто пойдет к людем сим? И рекох: се аз есмь, посли мя. И рече мне: иди к людем сим, и рцы им: слухом услышите, и не уразумеете: и видяще узрите, и не увидите: одебеле бо сердце людей сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю я (8–10). Евангелист же Иоанн говорит: сего ради не можаху веровати иудеи во Иисуса, яко рече Исаия: ослепи очи их, и окаменил есть сердца их, да не когда узрят очима, и уразумеют сердцем, и обратятся, и исцелю их. Сия же рече Исаия, егда виде славу Его (Ин 12:39–41), то есть славу Сына, а посему и Сын есть Господь Саваоф. Ибо Господь Саваоф толкуется: Господь сил, а 261 Господь сил, Той есть царь славы, как сказал Давид (Пс 23:10), Господь же славы, по словам Павла, есть распятый Христос (1 Кор 2:8). И поелику сказал Давид: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит (Пс 22:1), и в другом месте: Пасый Израиля вонми, наставляяй яко овча Иосифа: седяй на Херувимех явися (Пс 79:2), в Евангелиях же говорит Сын: Аз есмь пастырь добрый (Ин 10:14), то следует, что Он есть седяй на Херувимех, пасый Израиля. Α Павел в Деяниях говорит, что Дух Святый глагола Исаием (Деян 28:25) то самое, ο чем сказал Исаия: яко Господь Саваоф глагола мне. Так Отец и Сын и Дух Святый есть Господь Саваоф.

11) И когда Писание говорит об Отце, что Он сотворил всяческая, видимая и невидимая (Кол 1:16), тогда в другом месте тоже Писание учит нас, что все сотворено чрез Сына. И не иное сотворил отдельно Отец, а иное Сын, но что творит Отец, то творит Он собственною Своею силою, которая есть Сын, ибо вся Тем быша (Ин 1:3). Так, когда говорит Сын: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин 2:19), говорит же это, как замечено, ο теле Своем, тогда другое Писание говорит, что Отец воскресил Сына Своего из мертвых (Гал 1:1), и говорит справедливо, потому что Словом Своим и Сыном воскресил Он плоть Сына Своего. He говорим, что тело есть Сын Божий по естеству, говорим же, что оно есть тело Сына Божьего. Поэтому, когда воскрешено тело, представляется воскрешенным из мертвых Сын. Поэтому относительно к плоти говорим, что Сын умер, и погребен, и воскрешен из мертвых, по духу же Он был везде — и на небе, и на земле. Итак, поелику первоначально богат сый, то есть Бог, 262 впоследствии соделался обнищавшим, то есть человеком, и уподобился нам во всем, кроме греха, то как человек приемлет жизнь Тот, кто в Себе имеет жизнь, потому что Сам есть жизнь, приемлет же ради нас, как человек преспевает премудростью и возрастом Тот, кто есть вечная Сила Божия и Премудрость, как человек освящается Тот, кто свят и не имеет нужды в освящении, ибо говорит: за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи воистинну (Ин 17:19), и как человек возносится, прияв имя, еже паче всякаго имене, имя, которое всегда имеет Он по естеству, ибо сказано: Бог бе Слово (Ин 1:1).

12) Посему, ο чем говорит Писание, что Сын приял, говорит сие ради тела Его, а тело сие есть начаток Церкви, ибо сказано: начаток Христос (1 Кор 15:23). Поелику же Начаток приял имя, еже паче всякаго, имене, то силою Его совоскрешено и спосаждено и смешение (1 Кор 5:7), по сказанному: с Ним воскреси и спосади (Еф 2:6). Посему-то и люди прияли благодать именоваться богами и сынами Божиими. Итак, Господь сперва воскресил из мертвых и вознес в Себе тело Свое, а потом воскрешает и члены тела Своего, да им как Бог дарует все, что Сам приял как человек. Посему, Сам Себе дарует жизнь, Сам Себя святит и Сам Себя возносит. Когда же говорится, что Отец освятил Его, и воскресил Его, и даровал Ему имя, еже паче всякаго имене, и дал Ему жизнь, явно, что чрез Heгo творит все Отец: чрез Heгo воскрешает Его, чрез Heгo святит Его, чрез Heгo возносит Его, чрез Heгo дает Ему жизнь. И когда дух Свой предает в руки Отца, предает Себя Богу, как человек, да предаст Богу всех человеков, потому что Он есть 263 рука и руце Отца. И когда говорит: прежде всех холмов раждает Мя (Притч 8:25), говорит это от лица Церкви, которая первоначально создана, a потом рождается от Бога. Почему в притче сперва сказано: Господь созда Мя (22), а впоследствии: родил (25).

13) Если Писание говорит об Отце: не Бог ли един созда нас (Мал 2: 10), то подобно сему говорит и ο Сыне, яко Тем создана быша всяческая(Кол 1:16). Α то же говорится и ο Святом Духе. Отымеши, сказано, дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс 103:29–30).

И если Сын об Отце говорит Петру: блажен ecu, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех (Мф 16:17), то и ο Себе говорит тоже самое: никтоже знает Отца, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф 11:27). Α Павел подобно сему говорит и ο Святом Духе: нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия. Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем? Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1 Кор 2:10–11). Посему как дух в человеке неотделим от его человечества и сущности, так и Дух в Боге не чужд Его Божества и сущности.

И если Господь говорит у Исаии: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (Ис 1:2), то в Евангелии говорит Он: рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть (Ин 3:6), и еще: дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуда приходит, и камо идет: тако есть всяк человек рожденный от Духа (8), a в начале Евангелия Иоанн говорит: елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, 264 верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти мужеские, ни от похоти плотские, но от Бога родишася (1:12–13). Поэтому все рожденные от Духа Святаго рождены от Бога, и все, крестившиеся во Христа, крестились во Отца и Святаго Духа.

И еще, когда Петр говорит Анании: почто исполни сатана сердце твое, солгати Духу Святому, и утаити от цены села? He человеком солгал ecu, но Богу (Деян 5:3), явствует из сего, что солгавший Духу Святому, солгал Богу, живущему в человеках чрез Духа Своего. Ибо где Дух Божий, там Бог. Сказано: ο сем разумеем, яко Бог в нас пребывает, яко от Духа Своего дал есть нам (1 Ин 4:13).

14) И если Писание говорит, что Дух Святый глаголал в пророках, то в другом месте сказует блаженный Павел, что в пророках глаголал Отец: многочастне и многообразне древле Бог глаголавый Отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне (Евр 1:1), а в другом месте сказует, что глаголет и Сын , говоря: понеже искушения ищете глаголющаго во мне Христа (2 Кор 13:3). Сын же наименовал Духа глаголющим в апостолах: егда предадят вы на соборища, не пецытеся, како или что возглаголете: дастбося вам в той час, что возглаголете: не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф 10:19–20).

И апостол иногда говорит, что тела верующих суть храм Святаго Духа, а иногда, что члены их суть члены Христовы, иногда же, что они суть храм Отца: вы есте церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут мне людие (2 Кор 6:16), и: аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог (1 Кор 3:17), и еще: не весте ли, яко храм Божий есте и 265 Дух Божий Святый живет в вас (16)? Ибо кто храм Духа, тот храм Сына и Отца, где обитает Дух Божий, там обитает Бог. И: якоже Отец воскрешает мертвыя и живит: тако и Сын, ихже хощет, живит (Ин 5:21), а подобно сему говорит и ο Духе: Дух есть, Иже оживляет, плоть не пользует ничтоже (Ин 6:63), и Павел пишет к коринфянам: Дух животворит (2 Кор 3:6).

Видишь, что дела Отчие Писание именует делами Сына и Святаго Духа, как и апостол научил, говоря: разделения же дарований суть, а тойжде Дух; и разделения служений суть, α тойжде Господь; и разделения действ суть, α тойжде есть Бог, действуяй вся во всех (1 Кор 12:4). Так, сказав, что Отец есть действуяй вся во всех, несколько ниже именует Духа Святаго действующим, вся во всех, говоря: вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет (11).

15) И если блаженный Павел ο Святом Духе учит, что Дух Святый есть залог наследия, то Давид наследием именует Господа. Ибо говорит: Господь часть достояния (της κληρονομιας) моего и чаши моея (Пс 15:5), и в другом месте: воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты ecu упование мое, часть моя ecu на земли живых (Пс 141:6), и Иеремия говорит: Создавый вся, Той есть достояние Иакову, Господь имя Ему (Иер 10:16). Когда же пророки Господа именуют наследием святых, тогда Павел именует наследием Духа Святаго и говорит: в немже и веровавше знаменастеся Духом обетования святым: Иже есть обручение наследия нашего (Еф 1:13–14), как и лицо у Моисея, когда приял он закон от Бога, было ознаменовано Святым Духом, и никто из сынов израилевых не мог взирать 266 на него (Исх 34:29–30), потому что на нем знаменася свет лица Господня (Пс 4:7), по написанному в Евангелии, тогда праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их (Мф 13:43). Ибо свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын, потому что и Он той же сущности истинного света, как говорит Исаия: и будет свет Израилев во огнь, и освятит его огнем горящим (Ис 10:17), в Евангелии же Иоанн Креститель говорит ο Господе: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф 3:11). В другом месте Писание называет Господа освящающим: Аз Господь освящаяй их (Лев 22:16). И если Бога именует огнем: Бог наш огнь поядаяй есть (Евр 12:29), то подобно сему и о Духе Святом говорит: явишася апостолам разделени языцы яко огненни, седе же на едином коемуждо их, и исполнишася ecu Духа Свята, и начаша глоголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати (Деян 2:3–4). И все те, которые носят в себе Духа Божьего, светоносны, а светоносные облечены во Христа, и облекшиеся во Христа облекаются в Отца, подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в бессмертие (1 Кор 15:53), носящие же в себе Духа Божьего носят в себе нетление, Бог же есть нетление.

16) И Давид, говоря: мнози глаголют: кто явит нам благая (Пс 4:7)? , говорит это ο Святом Духе. И в другом месте сказал он: Господь не лишит благих ходящих незлобием (Пс 83:12). И Матфей так говорит об Отце: аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящим у Него (Мф 7:11)? Α Лука, повествуя ο том же самом, толкует, что значат блага, говоря: аще убо вы, зли суще, умеете даяния блага даяти 267 чадом вашим, кольми паче Отец ваш, Иже на пебесех, даст Духа Святаго просящим у Него (Лк 11:13)? Если бы Дух Святый не был от сущности Единого Благого, то не был бы и наименован благим, когда Господь, поколику соделался человеком, не позволяет называть Себя благим, говоря: что Мя глаголешити блага? никтоже благ, токмо един Бог (Мк 10:18). Духа же Святаго Писание не отрекается называть благим, согласно с Давидом, который говорит: Дух Твой благий наставит мя на землю праву (Пс 142:10).

И еще, если Господь говорит ο Себе: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе (Ин 6:51), то в другом месте Святаго Духа именует хлебом небесным, говоря: хлеб наш насущный даждь нам днесь (Мф 6:11). Ибо Он научил нас в молитве просить в нынешнем веке хлеба насущного, то есть будущего, начаток которого имеем в настоящей жизни, причащаясь плоти Господней, как сам Он сказал: хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (Ин 6:51). Ибо плоть Господня есть Дух животворящий, потому что зачата от животворящего Духа, а рожденное от Духа Дух есть (Ин 3:6).

17) И если Иеремия говорит ο Боге, что Он вел израиля в пустыне: и не рекоша, где есть Господь, изведый нас из земли Египетские, преведый нас no пустыни (Иер 2:6), то Исаия ο Духе Святом сказал, что Он водил израиля в пустыне. Ибо, слышим, говорит он: проведе их сквозе бездну, якоже коня сквозе пустыню, и не утрудишася, и яко скоты no полю, и сниде Дух от Господа, и настави их (Ис 63:13–14). Апостол же пишет к коринфянам, что путеводителем был Христос: пияху бо от духовнаго последующаго камене, камень же бе 268 Христос (1 Кор 10:4).

И если Павел говорит, что призван он Богом, а именно: Бог избравый мя от чрева матере моея, и призвавый благодатию Своею, явити Сына Своего во мне, да благовествую Его во языцех (Гал 1:15–16), то римлян именует призванными Христом, пиша к ним: в нихже есте и вы, звани Иисусу Христу (Рим 1:6). Α ο Павле и Варнаве рече Дух Святый (Деян 13:2), что Им призваны они благовествовать Христа у язычников, и это удивительно, потому что Иисус рече Павлу в Церкви: иди, яко Аз во языки далече послю тя (Деян 22:21), и Павел пишет галатам: Павел Апостол, ни от человек, ни человеком, но Иисус Христом и Богом Отцем воскресившим Его из мертвых (Гал 1:1), и несколько ниже: сказую же вам, братие, благовествование сие, яко несть no человеку: ни бо аз от человека приях е, ниже научихся, но откровением Иисус Христовым (11:12). Однако же Дух Святый оказывается пославшим Павла и Варнаву проповедовать Христа язычникам (Деян 13:2).

18) И пророки иногда говорят от лица Отца, как например, в псалмах говорит Бог: единою кляхся ο святем Моем, аще Давиду солжу, Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною (Пс 88:36–37), и еще: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Пс 131:11), как и Петр сказал: Давид пророк убо сый, и ведый, яко клятвою клятся ему Бог от плода чресл его no плоти посадити Христа на престоле его (Деян 2:30), а иногда от лица Сына, как, например, говорит Исаия: тако глаголет Господь: вас ради присно имя Мое хулится во языцех, сего ради познают людие Мои имя Мое в тои день, яко Аз есмь Сам глаголяй, my есмь (Ис 52:5–6), 269 иногда же от лица Святаго Духа, как, например, говорит пророк Агав: тако глаголет Дух Святый: мужа, егоже есть пояс сей (Деян 21:11), и еще Павел пишет к Тимофею: Дух явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры (1 Тим 4:1), и также: рече Дух к Филиппу: приступи и прилепися к колеснице сей Ефиоплянина евнуха (Деян 8:29). И пророк Иезекииль, жалуясь на ветхий народ, сказал: и опечалили Мя во всех сих, глаголет Господь (Иез 16:43), а Павел к народу новому пишет: и не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления (Еф 4:30). Давид говорит об иудеях: и преогорчиша Бога в пустыни (Пс 77:40), а Исаия ο них же сказал: тии же не покоришася, и разгневаша Духа Святаго, и обратися им на врожду (Ис 63:10), и Стефан говорит в Деяниях: жестоковыйнии и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитеся, якоже отци ваши (Деян 7:51).

И Павел иногда говорит об Отце: Бог оправдаяй, кто осуждаяй (Рим 8:33), а подобно тоже самое сказует ο Сыне и ο Святом Духе: нo омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор 6:11).

Господь ο Себе говорит сатане: не искусиши Гoспода Бога твоего (Мф 4:7), а Петр сказал Сапфире: что яко согласистеся искусити Духа Господня (Деян 5:9)?

19) Бог все содержит и наполняет, как говорит и чрез Исаию: небо и землю Аз наполняю, глаголет Господь 10, а Павел подобно сему пишет 10 Текст этот читается в книге прор. Иеремии — 23:24: «еда небо и землю не Аз наполняю? — рече Господь». А. Ш. 270 и ο Сыне: сшедыи, Той есть и восшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая (Еф 4:10). Давид тоже говорит и ο Святом Духе: камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу (Пс 138:7)? Сказав же: камо пойду от Духа Твоего, показал он нам, что Святый Дух наполняет все. И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо ecu: аще сниду во ад, тамо ecu. Ho кто сходил во ад, кроме Сына, восставшего из мертвых?

И если Стефан говорит в Деяниях: Бог славы явися отцу нашему Аврааму (Деян 7:2), то Павел тоже говорит и ο Сыне: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (1 Кор 2:8), а подобно сему говорит и Давид: Господь сил Той есть Царь славы (Пс 23:10). Ибо единая есть слава Отца и Сына и Святаго Духа: славы Моея, сказано в Писании, иному не дам (Ис 48:11). И Сын — не второй Бог, но Слово Единого и единственного Бога, богоглаголемое во Отце, как и Отец богоглаголется в Сыне. Так говорит Исаия, с Отцом именуя Богом и Сына: и поклонятся Тебе, и в Тебе помолятся: яко в Тебе Бог есть, и несть Бога разве Тебе. Ты бо ecu Бог, и не ведехом, Бог Израилев Спас. Постыдятся и посрамятся ecu противящиися Ему (Ис 45:14–16). Противятся же Ему неисповедующие, что Он и Дух Его одной и той же сущности с Отцом, и что нет Бога кроме Его, a также стыдящиеся Его страданий и обнищания. Ибо никто не может знать Бога, если Распятого и Воскресшего из мертвых с апостолом Фомою не исповедует Господом и Богом (Ин 20:28). Он говорит апостолам Своим: аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте убо: и отселе познасте Его и видесте Его. Глагола Ему Филипп: Господи, 271 покажи нам Отца, и довлеет нам. Глагола ему Иисус, толико время с вами есмь, и не познал ecu Мене? Филиппе, видевый Мене, виде Отца Моего, и како ты глаголеши: покажи нам Отца? He веруети ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть. Глаголы, яже Аз глаголю, ο Себе не глаголю: Отец же Мой во Мне пребываяй, Той творит дела. Веруйте Мне, яко Аз во Отце Моем, и Отец во Мне есть: аще ли же ни, за та дела веру имите Ми (Ин 14:7–11). Дело же Бога Отца изгонять бесов, а Господь говорит, что Духом Святым изгоняет бесов: Аще ли же Аз, сказано, ο Дусе Божии изгоню бесы (Мф 12:28), и по сказанному у Луки: аще ли же Аз ο персте Божии изгоню бесы (Лк 11:20). Ибо Писание, когда Христа именует мышцею Отчею, тогда Духа Святаго называет перстом Божиим, и когда Сына именует Словом Божиим, тогда Святаго Духа называет дуновением Божиим.

20) И еще апостол говорит: егда предаст царство Богу и Отцу, егда испразднит всяко начальcmвo и всяку власть и силу: Подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима. Последний же враг испразднится смерть. Вся бо покори под нозе Его, внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, яве, яко разве Покоршаго Ему вся. Егда же покорит Ему всяческая, тогда и Сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех (1 Кор 15:24–28). Это говорит апостол ο покорности мира, покоренного во плоти Его. Ибо ο Божеском царствии Его Даниил выразился, что царствию Его не будет конца (Дан 3:100; 7:14), как, по сказанию Луки, ангел Гавриил сказал Деве ο Господе: и воцарится во веки, и царствию Его не будет конца (Лк 1:33). Апостол же говорит, что царствие Его имеет 272 конец, сказано: подобает δο Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима, подобно сему и Давид говорит: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Пс 109:1), и словом седи означает начало, а словами дондеже положены будут враги Твоя указывает на конец. Егда же покорит Ему всяческая, тогда и Сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех. Это значит, когда все мы покоримся Сыну, окажемся членами Его и соделаемся в Нем сынами Божиими, вы δο, сказано, едино есте ο Христе Иисусе (Гал 3:28), тогда и сам Он покорится за нас Отцу, как Глава за членов Своих. Α пока не все еще члены Ему покорены, дотоле и Глава их, ожидая членов Своих, не покорена еще Отцу. Α если бы и Он был единым из покоряемых, то покорился бы Отцу вначале, а не под конец совершил бы это. Ибо мы в Нем покоряемся Отцу, мы в Нем царствуем, пока не положены будут враги наши под ногами нашими. По причине врагов наших Владыка небес явился в нашем подобии и приял человеческий престол Давида, отца Своего по плоти, чтобы воссоздать и управить оный, а когда будет управлен и все мы воцаримся в Нем, управленное человеческое царство предаст Он Отцу, да будет Бог всяческая вo всех (1 Кор 15:28) и будет царствовать чрез Heгo как чрез Божие Слово, царствовав чрез Hero прежде, как чрез человека Спасителя.

21) И когда Петр говорит: твердо убо да разумеет весь дом Израилев, яко и Господа и Христа Его сотворил есть Бог, сего Иисуса, Егоже вы распясте (Деян 2:36), не ο Божестве Его говорит: яко и Господа Его и Христа сотворил есть, но ο человечестве Его, которое есть вся Церковь, в 273 Нем господствующая и царствующая по Его распятии, и помазуемая на Царство Небесное, чтобы соцарствовать с Ним, истощившим Себя за нее и восприявшим ее чрез принятие рабия зрака. Ибо Сын Божий, Божие Слово, всегда был Господь и Бог, и не по распятии сотворен Господом и Христом, но как сказано прежде, Божество Его сотворило, что человечество Его стало Господом и Христом.

И когда говорит: Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия (Мф 26:39): обаче не Моя воля, но Твоя да будет (Лк 22:42), и: дух убо бодр, плоть же немощна (Мф 26:41), тогда показывает этим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу, и человеческа, по немощи плоти отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него. И как Петр, услышав ο страдании, убоялся и сказал: милосерд Ты Господи, Господь же укоряя его говорит: иди за Мною, сатано: соблазн Ми ecu, яко не мыслиши яже Божия, но человеческая (Мф 16:22–23), так разумеется и здесь. В подобии человечестем быв, Он отрекается от страдания как человек, но как Бог, непричастный страданию по Божеской сущности, с готовностью приял страдание и смерть. Посему-то не бяше мощно держиму быти Ему от смерти, потому что в подобии человеческом был Бог, и умирающий по воле Своей, и воскрешаемый собственною Своею властью как Бог, ο чем говорил и Давид: да воскреснет Бог, и расточатся врази Его (Пс 67:2), и потом: востани Господи Боже мой повелением, имже заповедал ecu, и сонм людей обыдет Тя. И ο том на высоту обратися: Господь судит людем (Пс 7:7–9). Говорит же и апостол в другом месте: пострадал от немощи, но жив есть от силы Божия (2 Кор 13:4). Но сила Божия есть Сын, 274 страдавший от немощи, то есть от сопряжения с плотью, и молившийся об освобождении от страдания как человек, но пребывающий живым по причине силы Своей.

22) И если Господь в Евангелии от Иоанна говорит: се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал ecu Иисус Христа (Ин 17:3), то сей же Иоанн в другом месте называет Сына истинным Богом. Ибо говорит: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем, в Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный (1 Ин 5:20). Посему Сын — истинный Бог и прежде нежели соделался человеком, и после того, как стал Ходатаем Бога и человеков, человеком Иисус Христом. Это значат слова: Егоже послал ecu Иисус Христа, который в единении с Отцом по духу, а с нами по плоти, и таким образом стал Ходатаем Бога и человеков. Один и тот же есть не просто человек, но и Бог, как говорит и Иеремия: Сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку Своему, и Израилю возлюбленному от Него. Посем на земли явися, и с человеки поживе (Вар 3:36–38). Когда же поживе с человеки? Не тогда ли, как подобно им родился от жены, был младенцем, возрастал, вкушал пищу? И в другом месте говорит Иеремия: глубоко сердце Ему паче всех, и человек есть, и кто познает Его (Иер 17:9)? Α подобно сему и Исаия говорит: яко Отроча родися нам, и Сын дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его, и нарицается имя Его, велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, князь мира, Отец будущаго века (Ис 9:6), и в другом 275 месте: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Мф 1:23; Ис 7:14). Итак, Родившийся от Девы и Соделавшийся человеком от Богородицы Марии есть Бог. И еще в другом месте говорит Исаия: и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты (Ис 53:2). Ибо Его же видел он прежде в Божеском и преславном образе, седящего на престоле высоком и превознесенном, и славословимого Серафимами, которые взывали: свят, свят, свят Господь Саваоф (Ис 6:3), а после сего видит Его приявшего зрак раба и в подобии человеческом. Потому говорит: видехом Его, и не имяше вида, ни доброты, но вид Его бесчестен, умален паче всех сынов человеческих: человек е язве сый, и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице Его, бесчестно бысть, и не вменися. Сей болезни наша носит, и ο нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труде, и в язве, и во озлоблении. Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша (Ис 53:2–5), и в другом месте говорит ο Нем: се Бог наш суд воздает, и воздаст, Той приидет и спасет пас. Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясень будет язык гугнивых (Ис 35:4–5), и еще в другом месте: не Ангел, ниже Ходатай, но Сам Господь спасе нас (Ис 63:9). Α Давид говорит: Мати Сион речет: человек и человек родися в нем: и Той основа й Вышний (Пс 86:5). Ибо сей Человек, родившийся в Сионе, есть сам Вышний, как говорит Давид в другом псалме: и да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един Вышний no всей земли (Пс 82:19).

Это же написали мы отчасти, да не ктому, как сказал апостол, бываем младенцы, влающеся 276 и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней лщения (Еф 4:14).