Афанасий Великий. Против Аполлинария



Против Аполлинария книга первая. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа

1) Таков у благочестивого неослабный образ действования, возлюбленный, все чествовать молчанием, и благодарными возглашениями песнословить благодетеля Бога, по изречению Писания которое говорит: сядет наедине, и умолкнет (Плач 3:28), и в безмолвии будет делать свойственное себе. Слова же наедине и «свойственное себе» означают, что и поведение свое взвешивает он рассудительно, и прилагает попечение ο Божией заповеди. Но ты, усмотрев весьма тяжкое утомление в тех, которые, по-видимому, говорят тόже, спрашиваешь ο вере, какая у нас, и желаешь знать, какова вина тех, которые думая ο себе, что мудрствуют право, не боятся с великою неумеренностью говорить недозволенное, чем увлекшись неутвержденные в вере даже не примечают, что они в заблуждении. Ибо если бы утверждены были в вере, то не убедились бы такими словами. Но поскольку не хотят подумать сами, то легко приемлют такие предания, от которых прозябают чрезмерная кичливость и многие пороки. Отвращая же взор по ненависти, оставляют они без внимания и пророческие указания, и апостольские заповеди, и отеческие вразумления, даже самые ясные изречения Владыки. Посему необходимо, по мере сил, обличить их, чтобы или из них самих некоторые образумившись прозрели, или не могли они обманывать других, обещая им самое ясное понятие о Христе, тогда как не разумеют, 316 ни яже глаголют, ни ο нихже утверждают (1 Тим 1:7).

2) Отцы сказали, что Сын единосущен Отцу, есть истинный Бог от истинного Бога, совершенный от совершенного, а также, что Он для нашего спасения снисшел, воплотился, вочеловечился и потом пострадал и воскрес. Но чтобы слыша ο страдании и воскресении, не представил кто себе, будто бы Бог Слово изменяется, угрожая осуждением, постановили они исповедывать непреложность и неизменяемость Сына.

Еретики же или представляют себе изменяемость в Слове, или предполагают, что домостроительство страдания совершено только по видимости, называя плоть Христову то несозданною и небесною, то единосущною Божеству. Сверх того говорят, что во Христе, вместо внутреннего нашего человека, небесный ум, потому что Христос употреблял облекавший Его внешний образ, как орудие, и невозможно Ему быть совершенным человеком. Ибо где совершенный человек, там и грех, и два совершенные не могут стать единым, иначе и во Христе, как и в нас, произойдет борьба греха, и Христос подобно нам будет иметь потребность в очищении, если и Он, соделавшись человеком, приял в Себя то, что в нас мыслит и движет телом. Напротив того, говорят еретики, Христос восприял на Себя неразумное, чтобы в сем неразумном Ему самому быть умом и совершенно не вкусить греха как по Божеству, так и по неразумной плоти. Ибо плоть того, кто приводит ее в движение, то есть мыслит, не могла бы согрешить, если бы сам он не предизмыслил греховного дела и не действовал посредством тела к приведению греха в исполнение. Посему-то Христос показал в Себе по подобию обновление плоти, 317 обновление же того, что мыслит в нас, каждый сам показывает в себе чрез подражание, уподобление и воздержание от греха. И таким образом, Христос уразумевается сущим без греха.

3) Таковы их лжеумствования и умышления об уклонении, но не одного они держатся основания, потому что много уклонений неверия, примышленных человеческим рассудком. Посему укажем им на изволение Божьего благоволения (ибо сказано: клятся Господь, и не раскается — Пс 109:4), на исполнение самого истинного домостроительства, на благодать всесовершенного благодеяния, вопросив вместе об умышлениях их: согласны ли они с пророческими указаниями, последуют ли апостольским заповедям, сообразны ли с отеческими вразумлениями, не отмещут ли ясных изречений Владыки, чтобы из пророческих указаний и апостольских заповедей и дел совершенных Господом проистекли и исповедание истины, и обличение заблуждения.

Итак, скажите вы, изобретатели нового вашего евангелия, тогда как Евангелие одно, и нет иного, где возвещено вам называть плоть несозданною, a таким образом или Божество Слова представлять изменившимся в плоть, или домостроительство страдания, смерти и воскресения почитать только призраком? Ибо единая Святая Троица Божества несозданна, вечна, непреложна и неизменяема. Поскольку же Христос воздвигнут пo плоти от человеков, от братии нашея, как написано (Деян 3:22), и по предвозвещению Закона должен был пострадать и соделаться перворожденным от воскресения мертвых (Деян 26:23), то как несозданное называете удобостраждущим, или удобостраждущее именуете несозданным? Ибо называя несозданную сущность Слова удобостраждущею, хулите вы Божество, a удобостраждущую плоть, с костями, кровью, душой, 318 сопряженную в целый состав нашего тела, соделавшуюся осязаемою и видимою, именуя несозданною, впадаете в две погрешности: или ощущение и претерпение страдания согласно с нечестивыми манихеями признаете мечтою, или тем же предполагаете сущность несозданного Божества. И после этого за что же порицаете тех, которые представляют Бога в человеческом по плоти образе?

4) Но вы говорите, что плоть стала несозданною от единения с несозданным. Это самое и покажет, что заблуждение ваше обличает само себя. Единение плоти с Божеством Слова произошло в матерней утробе, потому что Слово, снисшедшее с небес, из утробы восставило Себе плоть, не предсуществовавшую до снисшествия Слова или до Богородицы Марии, которая одна происходит от Адама и ведет род от Авраама и Давида вместе с обрученным Ей Иосифом, так как оба они, по написанному, суть в плоть едину (Быт 2:24) не по плотскому союзу, но по происхождению от единого, ибо засвидетельствовано, что пребыли они неприкосновенными друг к другу. Итак, Христос рождается в Вифлееме иудейском, именует отцом Иосифа, происходящего так же, как и Мария, от Давида, полагается в пеленах, Симеоном вносится во храм, приемлет по закону обрезание плоти и возрастает с годами. Посему если плоть чрез единение стала несозданною, то почему же не явилась она вдруг совершенною, но по изволению Слова тело возрастало? Несозданному же приписывать возрастание нечестиво. Ибо несозданное именуется по самому естеству несозданным, и не допускает ни возрастания, ни умаления. Α что в общении или единении с несозданным, то именуется, хотя собственно принадлежащим несозданному, однако же не самым несозданным, чтобы не пришло в забвение 319 благодеяние единения, не уничтожилась объязательная сила благодеяния, и человечество, подверженное еще немощи, когда из вашего учения узнает, что нет у него никакого союза с Богом, не впало в безнадежность, и не была тем уничижена благодать. Ибо кто, слыша, что тело Господне несозданно, и зная ο себе, что сам он сотворен и создан, не придет к той мысли, что святые Писания лживы и что не имеет он никакого общения со Христом? Если несозданный восприял на Себя несозданное тело, то уничтожилось первое создание, погиб первообраз Адам, от которого мы по преемству плоти и доныне ведем род свой. Посему как же Христос соделал нас Своими причастниками? Почему и апостол говорит: святяй и освящаемии, от едннаго вcu (Евр 2:11)?

5) Никто да не осмеливается думать ο Божестве Сына, будто бы Он, как дерзают говорить злочестивейшие ариане, от Бога так же, как и мы, или от Бога по явлению только плоти, по тому зраку раба, то есть первозданного Адама, какой приял на Себя во образе Божии сущий Бог. В тварях несозданным вообще называется еще неосуществившесся, что не пришло в бытие. Поэтому, не предполагая ли, что у Слова не было плоти, вы умышляете в благовидном речении заключить вместе и отрицание бытия плоти, чтобы наименовав плоть несозданною, тем самым не признать ее? Ибо единое бытие Божества представляем себе несозданным. Посему нечестиво и несозданную плоть называть удобостраждущею, и удобостраждущую плоть именовать несозданною, нечестиво думать, что сотворенное естество человечества не по единению с Словом стало Его собственностью, но совечно Ему и по тождеству естества равно естеству Божию. Ибо Господь ясно показывал, что имеет и плоть, и 320 кровь, и кости, и душу, которая скорбит, возмущается и тужит (Мф 26:37; Ин 12:27). Но никто не скажет, что это в естестве Божества, соделалось же это по естеству собственным Богу, когда Слово благоволило приять человеческое рождение, и создание Свое, расслабленное грехом, тлением и смертию, восстановить в Себе в обновленном образе. Посему осуждение греха сотворил Он на земле, отменение клятвы на древе, избавление от тления во гробе, разрушение смерти во аде, прошед всюду, чтобы соделать спасение всего человека, показав в Себе зрак нашего образа. Ибо какая была потребность Богу рождаться от жены, Творцу веков возрастать с продолжением времени и исчислять Себе годы или еще претерпеть крест, гроб и ад, которым подпали мы, если бы не нас взыскал Он, нас оживотворяя восприятием на Себя нашего зрака, нас призывая к уподоблению и подражанию совершенному образу? И если бы не предсуществовало не имеющее ни в чем недостатка совершенство, то как возможно было бы подражание совершенству, согласно с тем, что говорит апостол: совлекшеся ветхаго человека (Кол 3:9) и облеешеся в новаго, созданнаго no Богу в правде и в преподобии истины (Ес 4:24)?

6) Посему, откуда же научившись, называете плоть несозданною? Если естество вследствие претворения делается несозданным, то значит, что делается оно и невидимым, и бессмертным, и притом не чрез смерть, но как недоступное смерти. Как же Господь умер, если Он несозданный несозданно снисшел на землю? Или как соделался Он видимым и осязаемым, по написанному: еже видехом, и руки наша осязаша (1 Ин 1:1)? Почему же говорите, чего не написано и ο чем непозволительно даже и мыслить? Ибо всем еретикам подадите самую 321 нечестивую мысль, какой держался некогда называемый так Риторий, ο нечестии которого страшно и выговорить. Поэтому или отриньте божественные Писания, или признавая их, не умышляйте сверх написанного произносить иные глаголы, исполненные неисправимой лжи.

Но говорите еще: «мы не поклоняемся твари». Несмысленные! Почему же не рассудите, что и сотворенное тело Господне должно восприимать не твари подобающее поклонение? Оно соделалось телом несозданного Слова, и поклонение приносите вы Тому, Чьим соделалось оно телом. Итак, достодолжное воздается ему поклонение, поклонение подобающее Божеству, потому что Слово есть Бог, а тело есть Его собственное тело. Когда жены приближались ко Господу, Он, удерживая, говорил: не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему (Ин 20:17), давая тем разуметь, что нужно восшествие и что восшествие будет одно. Оне же, приступльше, ястеся за нозе Его, и поклонистеся Ему (Мф 28:9), держались за ноги, а поклонялись Богу, ноги для осязания имели кости и плоть, но были Божии, и жены поклонялись Богу. В другом месте Господь сказал: осяжите Мя, и познайте, яко дух плоти и кости не имать, якожа Мене видите имуща (Лк 24:39), хотя был Он — Дух, ибо Дух есть Бог (Ин 4:24). И для чего, говоря и доказывая, что имеет плоть и кости, сказал: Дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите, не сущего плоть и кости, но имущаго их? — не научает ли Он этим, что естество Духа неизреченно, самая же осязаемость есть свойство тела, подобного нашему, какое заимствовал Он Себе от Девы не иным каким способом, но естественным рождением, чтобы по естеству было оно тело, и также по естеству неотлучно было от Божества Слова? Так произошла 322 и смерть, тело прияло ее по естеству, а Слово потерпело по изволению, и свободно собственное Свое тело предало на смерть, чтобы и пострадать за нас естественно, и воскреснуть ради нас Божески. Так и все дело рождения и смерти имеет целью наше взыскание и восстановление.

7) Когда же это так действительно, так и исповедуется Божиею вселенскою Церковию, то почему опять называете телом с неба? И скажите, для чего сотворил его Христос? Ужели для того, чтобы с небес принести на землю тело, невидимое соделать видимым, недоступное поруганию приемлющим поругание, бесстрастное и бессмертное смертным и удобостраждущим? Какое же оказано этим благодеяние, ο суетные, если, как говорите, во Христе совершилось тоже, что происходило в первозданном Адаме, если Христос Адамова падения не восстановил несравненным восстановлением, явившись в подобии плоти греха и осудив грех во плоти (Рим 8:3), так что во плоти пожил на земле, и недоступною греху показал ту плоть, какую и Адам по первом создании имел безгрешною, но чрез преступление соделал доступною греху, и ниспал в истление и смерть? Эту-то самую плоть Христос снова творит в сообразность с естеством безгрешною, в доказательство того, что Создатель не виновник греха, и восстановляет ее по первообразному созданию собственного естества, чтобы Самому быть образцом безгрешности. Поэтому напрасно думают так обольщенные, утверждая, что тело Господне с неба. Что Адам низринул с неба на землю, то Христос возвел с земли на небеса, что в Адаме было безгрешно и неосужденно и им низринуто в тление и осуждение смерти, то Христос показал в Себе нетленным и искупительным от смерти, так как имеет 323 власть на земле отпущать грехи, из гроба явить нетление, снисшествием во ад разрушить смерть и благовествовать всем воскресение. Бог создал человека для нетления и сотворил его во образ Своего присносущия: завистию же диаволею смерть вниде в мир (Прем 2:24). И над кем царствовала смерть во истление, не презрел того, Сам соделавшись человеком, не превратился в человеческий образ, и не примрачный показал только вид, пренебрегши бытием человеческим, но сущий по естеству Бог рождается человеком, да то и другое естество будет единый, по всему совершенный, показавший естественное и самое истинное рождение. Почему сказано: и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене (Флп 2:9), чтобы царствовать на небесах и иметь власть творить суд.

8) Ибо Слово — Зиждитель вселенной — явилось сыном человеческим, соделавшись не иным кем, но вторым Адамом, чтобы из имени познали мы истину. И апостол показывает, что Первозданный первороднее, указуя сперва на душевное, а потом на духовное. Именуя же душевное и духовное, показывает не два различные тела, но одно и тоже тело, первое во власти и естестве души, и потому душевное, а второе во власти и естестве духа, и потому духовное, потому что Бог Слово есть Дух. Ибо так должно понимать и сказанное ο нас в словах: духовныии же востязует вся, душевен же человек не приемлет, яже духа (1 Кор 2:14–15). Хотя у того и другого тело одно, но апостол показывает, что причастное духа разумеется духовным, а пребывающий под властью только души оказывается душевным.

Почему же, наконец, если согласиться с вами, Христос не именуется просто человеком, как новый человек пришедший с небес, но говорится, 324 что соделался Он сыном человеческим? Поэтому если на земле соделался Он сыном человеческим, хотя родился не от семени мужеского, но от Святаго Духа, то пусть разумеется сыном единого первозданного Адама. Ибо не упоминается какой-либо иной человек, существовавший на небе, кроме Адама, созданного из земли, чтобы Христу иметь тело с небес и быть сыном иного человека, кроме Адама. Посему Матфей именует Его сыном Авраамовым и Давидовым по плоти, а Лука в родословии своем называет сыном Давидовым и Божиим.

Поэтому, если вы ученики Евангелий, то не говорите неправды на Бога, но сообразуйтесь с тем, что написано и совершилось. Если же хотите говорить иное сверх написанного, то для чего препираетесь с нами, убежденными ничего не слушать и не говорить сверх написанного, потому что Господь говорит: аще вы пребудете во словеси Мое,. вонстинну свободни будете (Ин 8:31).

9) Посему как же почитать верными или христианами вас, которые не сообразуетесь с написанными речениями, не убеждаетесь событиями, но осмеливаетесь определять то, что выше естества? Еда мало есть вам труд даяти человеком, и како даете Господеви труд (Ис 7:13)? Если осуждены были неверовавшие пророкам, то кольми паче будете осуждены вы, неверующие самому Владыке? Как осмеливаетесь переиначивать то или мудрствовать иначе ο том, что сам Он восхотел и благоволил совершить во отметание греха и смерти (Евр 9:26)? Если Его исповедуем мы, то и Он исповедует нас. Α если мы отрицаемся от Hero, тο и Он отречется от нас. Аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися бо Себе не может (2 Тим 2:13). Как безмерно ваше неразумие говорить, 325 чего не написано, и держаться мнений чуждых благочестию!

Вы предприемлете и плоть называть единосущною Божеству, не примечая, что впадаете в сугубое нечестие. Ибо утверждать это придумано вами для того, чтобы или отрицать вам плоть, или хулить Божество, говоря: «конечно, Рожденного от Марии называем мы единосущным Отцу». Но это, как думаете вы, благохваление ваше окажется или излишним, или несмысленным. Ибо кто из верных не исповедует, что пришедший Бог Слово и от Девы Святой Марии происшедший Человек, будучи единосущным Отцу, соделался человеком от семени Авраама, которого и сыном именуется, и что Слово, единосущное Богу, по плоти соделалось сыном Давидовым? Посему-то от Давидова семени производят Христово по плоти родословие и пророки, и апостолы, и Евангелисты. Как жс вы не стыдитесь утверждать и говорить, что плоть, ведущая свое родословие от Давидова семени, единосущна Слову? Или еще, как сказали мы, несмысленно станете утверждать это, не понимая, что единосущное как имеет тождество естества, так показывает в себе и собственное совершенство. Как Сын, исповедуемый единосущным в отношении к Отцу, исповедуется и совершенным в отношении к совершенному, так и Дух Святый, потому что Троица единосущна. Поэтому и единосущной плоти при совершенстве Слова дадите свое совсршенство. И, по вашему, вместо Троицы проповедуема будет четверица. Какой нечестивый вымысл!

10) Но вы говорите: «плоть соделалась единосущною Слову». Скажите же: как соделалась единосущною? Соделалась она Словом, но соделалась и Духом? Если же, не будучи Божеством по естеству, делается она Божеством чрез претворение, то для 326 чего порицаете ариан, которые тоже понятие дают ο Слове? Писание говорит: Слово плоть бысть (Ин 1:14). He сказано: плоть соделалась Словом, потому что соделалась плотью Слова, а не какого-либо человека, но: Слово плоть бысть, то есть Бог соделался человеком. И говорится плоть бысть, чтобы не опускали вы из вида наименования плотии. Ужели же не довольствуетесь неслитным естественным единением Слова с плотью, которая соделалась Его собственною, и не слушаете уже, и не хотите веровать, что Бог соделался человеком, не довольствуясь тою превосходящею всякое примышление хвалою, какая приписуется телу Бога, пo слову сказавшего: Иже преобразит тело с.иирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его (Флп 3:21)? В этом заключается указание будущего века, и притом тело славы Его. Да и Господь говорит: егда приидет Сын человеческий, разумеет же Сына Божия, соделавшегося сыном человеческим и вместе Судию живых и мертвых, Царя и Владыку и истинного Бога. Ужели хотите уничтожить именование тела или даже и то, чтобы Христос нарицаем был человеком? Как можете вы читать божественные Писания? Матфей пишет: книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля (Мф 1:1), а Иоанн написал: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин 1:1). Если Слово хотите рассматривать в отдельности, как Бога и как сына Давидова, то, по вашему мнению, сказуются два Христа. Если же, научаемые божественными Писаниями, уверуете, что Слово, будучи Богом, соделалось сыном человеческим, то познаете, что един есть Христос, вместе и Бог, и человек, и двоякая проповедь ο пришествии Его послужит для вас убедительным удостоверением в Его страдании и бесстрастии, когда, например, 327 апостол говорит: человек Христос Иисус, давый Себе избавление за нас (1 Тим 2:5–6), сый над всеми Бог, благословен во веки, аминь (Рим 9:5), и еще, пиша к Тимофею, сказал: поминай Христа Иисуса воставшаго от мертвых, от семене Давидова (2 Тим 2:8), и он же опять говорит: смерть Его возвещаем, дондеже приидет (1 Кор 11:26).

11) Посему если вследствие исповедания единосущным, уничтожите вы именование плоти и то, чтобы Христос нарицаем был человеком, то, или в ничто обращая Писания, не возвещаете уже смерти Его, дондеже приидет, или возвещая смерть единосущного, по словам вашим, Отцу и Святому Духу и не исповедуя, что Христос пострадал плотью, самое Божество Отца и Святаго Духа называете доступным смерти. И в этом стали вы нечестивее всех еретиков. Ибо смерть касалась плоти единосущного Слова, не Отец, не Святый Дух понес на Себе плоть, как воображают нечестивые последователи Валентина, но Слово плоть бысть. Почему мы, исповедуя Христа Богом и человеком, говорим это не для разделения (да не будет сего!), но согласно опять с Писаниями, чтобы поскольку страдание и смерть совершились и возвещаются, дондеже приидет, то и страдание и смерть исповедовать нам относящимися к плоти Слова, ο самом же Слове веровать, что Оно непреложно и неизменно. Поэтому один и тот же и страждет и не страждет, по Божескому естеству бесстрастен, непреложен и неизменяем, страждет же плотию, как сказал Петр (1 Пет 4:1), и восхотел вкусить смерть, потому что соделался Ходатаем Бога, и человеков человек Христос, давый Себе избавление за нас (1 Тим 2:5–6), и еще потому, что соделался Ходатаем Бога и человеков, ходатай же единаго несть, Бог же един есть (Гал 3:20). 328

12) Посему заблуждаются утверждающие, что иной есть страждущий Сын, а иной нестраждущий. Ибо не другой кто, кроме Слова, приял смерть и страдание. Но само бесстрастное и бесплотное Слово, восприяв рождение человеческой плоти, исполнило все, чтобы иметь Ему, что принести за нас. И ο Сыне сказуется: лучший быв Ангелов (Евр 1:4). He само Слово, Творец ангелов, соделалось лучшим, как будто бы оно было когда ниже ангелов, но рабий зрак, какой само Слово присвоило Себе естественным рождением, воссиял лучшим по рождении от первозданного и усвояет Себе нас, соделавшихся, как сказано, сожителями Святым и присными Богу (Еф 2:19). По естеству соделалась Божиею плоть, которая собственно принадлежит Божеству Слова, но не единосущна Ему, как бы совечная. Она соделалась собственною Ему по естеству и нераздельною по единению, происходит же от семени Давида, Авраама и Адама, от которого и мы родились. A если плоть единосущна и совечна Слову, то вследствие сего и все твари наименуете совечными сотворшему всяческая Богу.

Христиане ли уже опутавшие себя такими сетями? Единосущное, бесстрастное и недоступное смерти допускает единение с единосущным Ему не по Ипостаси, но по естеству, по Ипостаси же являет в Себе собственное Свое совершенство, а потому своим, как полагаете, благочестным изобретением или отрицаете вы плоть приятую от Девы Богородицы, или хулите Божество. Если же и Сына, и Святаго Духа признаете в том же смысле единосущными Отцу, в каком и пострадавшую плоть, то за что же порицаете нас, будто бы вводим вместо Троицы четверицу, когда и сами невольно признаете вместо Троицы четверицу, говоря, что плоть единосущна Троице? Посему суетна вера ваша, ибо 329 мудрование ваше подобно мудрованию нечестивых ариан, и худо разумеете сказанное: Слово плоть бысть. Слово соделалось плотью не для того, чтобы Слову не быть уже Словом, но чтобы Слову быть во плоти, соделалось Оно плотию, то есть чтобы Слову и всегда быть Словом и иметь плоть, в которой Бог Слово приял в образе человеческом страдание и смерть, снисшедши до гроба и ада, в которой совершил Он и воскресение из мертвых, представив доказательство плоти, крови и души в собственной и неотдельной плоти, по написанному, от семени Давидова. Что отличное от вашего утверждал Маркион? He тο ли, что тело явилось с неба в подобии человеческом, а не в действительности? Что иное говорил Манихей? He тο ли, что тело боговидно, имеет одно подобие с нашим телом, но чуждо человеческой плоти, которой самое естество, а не деятельность нечестиво называл он грехом? Таково их злочестие.

13) Посему благочестивому не должно прибегать к таковым вымыслам, он должен исповедовать, что сущее прежде веков единосущное Отцу Слово напоследок от Святой Девы и Богородицы вновь произвело образование и создание Адама, усвоив оное Себе единением с ним, и таким образом явился человек Христос, предвечный Бог. И мы уди есмы Христовы, по написанному, от плоти Его и от костей Его (Ес 5:30).

Посему что значит такое соревнование ваше в изобретениях, чтобы человеческим мудрованием определить то, что выше человеческого разумения, и говорить: «во Христе вместо внутреннего в нас человека пренебесный ум?» Какая беззаконная мысль! Какие бессильные и неприличные слова неразумеющих, во-первых, того, что Христос именуется так не единовидно, но что в сем одном 330 имени заключается значение того и другого — и Божества, и человечества. Посему-то Христос именуется человеком, Христос именуется и Богом, Христос есть Бог и человек, и един есть Христос. Поэтому суетно ваше лжеумствование, по которому намереваетесь видеть во Христе что-то иное, кроме Христа. Ибо тех, может быть, которые называются Христами в несобственном смысле, и можно рассматривать, как вы это полагаете. Но единый по естеству истинный Христос неописуем человеческим разумом, как вы на то осмеливаетесь в своей кичливости. Ни пророк, ни апостол, ни один из Евангелистов не сказал того, что вы предприемлете говорить, утратив всякий стыд в душе. Ежели есть другой Христос, кроме бывшего в Нем небесного ума, а сей ум совершен, то, по вашим словам, будут два Христа. И оказывается, что сами вы держитесь той мысли, которую, по-видимому, осуждаете. Но небесный ум имели и пророки, которые небесное и будущее изрекали как настоящее. Вообще, для чего замышляете утверждать сие, будто бы во Христе не признается внутренний наш человек?

Что же скажете ο душе? To ли, что и тело, и душа есть внешний человек, как иной назовет плоть и кровь? Но как тело и кровь, будучи видимы, не избегают осязания и уязвления, так докажите нам, что и душа не избегает сего, что и она видима. Α если не можете этого доказать, то явствует, что душа не бывает подобно телу ни видима, ни убиваема человеком, как сказал Господь (Мф 10:28). Посему убедитесь, что внутренний наш человек есть душа. Это доказывает и первое создание, это открывает и последнее разрешение, и не только доказывается это в нас, но видимо было и в самой смерти Христовой. Тело достигло только 331 гроба, а душа снизошла до ада, тогда как места эти разделены великим расстоянием, гроб приял в себя телесное пришествие, и в нем было тело, a ад — бесплотное.

14) И почему когда Господь пребывал там без тела, смерть признала Его человеком? Потому что образ собственной Своей души, неудержимой узами смерти, как удерживаемый ими, явил душам содержимым во узах, Сам представ среди них, чтобы расторгнуть узы душ содержимых во аде и положить твердый предел воскресению, и чтобы Создателю и Творцу человека, который подверг Его осуждению, Самому собственным Своим присутствием в Своем образе всецело освободить человека. Ибо и смерть превозмогши не покорила себе человеческую душу Слова для удержания во узах, и также тление, мучительски восхитив тело, не производит разрушения, конечно, не без особенного ο том промышления. Нечестиво представлять себе что-либо подобное. Напротив того, Подвергший исследованию преслушание и Произведший суд произнес двоякий приговор ο наказании, сказав земному: земля ecu и в землю отъидеши (Быт 3:19), почему по Владычнему приговору тело подвергается тлению, а душе: смертию умреши (Быт 2:17). И таким образом, человек делится на две части и осуждается идти в два места. Посему-то потребно стало, чтобы Произнесший приговор Сам отменил приговор Свой, явившись в образе осужденного, но неосужденном и безгрешном, чтобы совершилось примирение Бога с человеком, и освобождение целого человека соделано было человеком в обновлении образа Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа. Α если можете указать иное еще место осуждения, то справедливо будет сказать вам, что человек делится на три части. И хотя воззван он из двух мест, но 332 остается еще связанный узами в третьем месте. Если же не можете указать иного места, кроме гроба и ада, из которых человек освобожден совершенно, потому что Христос освободил нас в Своем подобном нашему, но совершенном и самом истинном образе, то почему же утверждаете это, как будто человек не примирен еще с Богом? Для чего приходил Спаситель? Или бессилен был освободить целого человека? Или возгнушался умом единожды согрешившим? Или убоялся, чтобы Самому не стать причастным греху, если Он, Бог, соделается совершенным человеком? Но думающие так исполнены злочестия. Как определяете вы грех, согласно с злочестивейшим Манихеем утверждая, что грех естествен?

15) Таким мудрованием обвиняете Зиждителя естества. Когда Бог созидал вначале Адама, ужели врожденным соделал ему грех? Какая же была нужда в заповеди? Почему осудил его согрешившего? Почему Адам до преслушания не знал доброго и лукавого? Кого Бог создал для нетления по образу Своего присносущия, того сотворил Он по естеству безгрешным и по воле свободным. Завистию жe диаволею смерть вниде в мир (Прем 2:24), потому что диавол изобрел мысль ο преступлении. И таким образом, от преслушания заповеди Божией человек соделался доступным врождебноиму в нем всеянию. И грех в естестве человека воздействовал уже на всякое вожделение. He самое естество произвел в нем диавол. Да не будет сего! Диавол не создатель естества, как нечестиво именуют его манихеи, но преступлением он произвел совращение естества, и таким образом, воцарилась смерть над всеми людьми.

Посему-то, сказано, пришел Сын Божий, да ра.зрушит дела диавола (1 Ин 3:8). Какие же дела 333 диавола разрушил Сын Божий? Поскольку то естество, которое Бог сотворил безгрешным, диавол совратил в преступление заповеди Божией и в изобретение греха смерти, то Бог Слово восстановил в Себе естество недоступное диавольскому совращению и изобретению греха. И потому, сказал Господь: грядет сего мира князь, и во Мне не обретает ничесоже (Ин 14:30). Если же князь мира сего не обрел во Христе ни одного из своих дел, то тем паче Христос ни одного из Своих творений не предоставил князю мира сего. Или когда явил Христос совершенное обновление, диавол не нашел в Нем ничего, чтобы соделано было совершенное спасение целого человека и разумной души и тела, и воскресение было совершенно.

Посему напрасно лжеумствуют ариане, предполагая, что Спаситель восприял на Себя одну плоть, и понятие страдания нечестиво перенося на бесстрастное Божество. Напрасно и вы, но другому примышлению мудрствуя подобно им, утверждаете, что Христос употребил в дело совне облекающий, то есть членосоставный образ, вместо же внутреннего в нас человека во Христе небесный ум. Как же Он скорбел, тужил, молился? Написано: и возмутися духом Иисус (Ин 11:33). Сие же свойственно не плоти неразумной и не Божеству непреложному, но душе, которая помышляет, скорбит, смущается, тужит и разумно чувствует страдание.

16) Поэтому если не хотите разуметь сие так, то какой изберете из трех предлежащих образов представления, то есть мечтания, хулы и истины? Если предположить, что сказанное имеет только вид истины, то и совершившееся должно будет признавать мечтой. А если сказано по самой истине, душа же Господня, имея умом Бога Слово, 334 соделалась совершенно чуждой свойственного ей помышления, то нечестиво думать, что непременяемое пременилось до скорби, тоски и смятения. И если в Евангелиях говорится, что возмутися духом Иисус, то Господь указывает на ум, сказав: душа Моя возмутися (Ин 12:27). Если же Господь изъявляет помышление Своей души, то делает сие по сочувствию с нашею душою, чтобы таким образом уразумели мы, что Его это страдание, и исповедали Его бесстрастным. Ибо как искупил Он нас кровью плоти Своей, так помышлением души Своей одерживает за нас победу, говоря: Аз победих мир (Ин 16:33). И в другом месте сказано: давшему нам победу (1 Кор 15:57). Но как кровь Христова признается у благочестивых не какою-либо обыкновенною, какова она для неверующих, но спасительною, так и сказанное помышление Христово не человеческою обложено немощью, но изъявляет Божеское естество. И таким образом, Христос именуется совершенным Богом и совершенным человеком, не потому что Божеское совершенство переменилось в совершенство человеческое (что нечестиво), не потому что в Нем признаются отдельно два совершенства (что чуждо благочестию) и не по преспеянию в добродетели и присвоению правды (да не будет сего!), но по полноте бытия, да то и другое будет единый, по всему совершенный, вместе Бог и человек. Посему-то и сказал Господь: ныне душа Моя возмутися и прискорбна. Сказал ныне, то есть когда восхотел, однако же показал то, что было действительно, ибо не то, чего не было в Нем, назвал присущим Себе, так как бы шла речь ο чем-либо мнимодействительном, потому что все сие совершалось по естеству и в самой действительности.

17) Итак, поскольку Господь соделался человеком 335 пo естеству, a не пo так называемому присвоению, тο не можете приписывать Создателю греха в естестве или в деятельности. Ибо в нашем естестве по немощи нашей продолжается еще греховная борьба и произрастание всеянного, но воплощение Слова, совершившееся сообразно с Божиим естеством, соделалось недоступным тому, что делается еще по нашему обветшанию в нас. Посему-то и преподано нам учение — совлекаться человека ветхого и облекаться в нового. И в сем чудно то, что Господь соделался человеком и человеком кроме греха, потому что совершилось всецелое обновление, да явлено будет могущество Его. И из того, что Сам по воле Своей установил в естестве, восприял на Себя, что восхотел, то есть рождение от жены, возрастание, счисление лет, утомление, голод, жажду, сон, печаль, смерть, воскресение. Посему-то, где сотлевало человеческое тело, там Иисус попускает положить и собственное Свое тело, и где душа человеческая удерживаема была смертью, там Христос показывает, что и Его душа есть человеческая, чтобы Ему и как человеку не быть держиму смертью, и как Богу разрушить державу смерти, чтобы где посеяно было тление, произрасло там нетление, чтобы где царствовала смерть, там Ему бессмертному, представ в образе души человеческой, явить бессмертие, и таким образом, соделать нас причастниками Своего нетления и бессмертия, в надежде воскресения из мертвых, да, по написанному, тленное сие облечется в нетление, и мертвенное сие облечется в безсмертие (1 Кор 15:54), и как еще написано: якоже единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, так единым человеком Иисусом Христом благодать воцарится правдою в жизнь вечную (Рим 5:12, 21). 336

Посему, как же говорите вы: «вместо внутреннего в нас человека во Христе небесный ум?» He разделив ли человека на двое, на внешнее и внутреннее, явился Он и во гробе, и во аде? Да и невозможно было в искупительную цену дать одно вместо другого, напротив того, дал Он тело за тело и душу за душу, совершенное бытие за целого человека. Таков замен Христов, над которым ругались при кресте враги жизни — иудеи, мимоходя и кивая главами своими. Ибо ад не вынес бы пришествия непокровенного Божества. Ο сем свидетельствуют и пророки, и апостолы.

Но утверждаемое нами можно усматривать и в домостроительстве крестном. Господь излиянием крови показал несомненное бытие плоти, истечением же с кровью и воды открыл нескверную чистоту и то, что тело было Божие, а тем, что возопил, преклонил главу, предал дух, обнаружил внутреннее в теле Своем, то есть душу, ο которой и сказал: полагаю ее за овцы Моя (Ин 10:15). И потому предаяние духа должно назвать не отступлением Божества, но разлучением души. Ибо если бы за отступлением Божества последовала смерть или омертвение тела, то умер бы Он Своею собственною, а не нашею смертью. И как сошел бы во ад непокровенным Божеством? И где будет душа, которую Господь обетовал положить за овец и ο которой предвозвещают пророки? Если же произошло разлучение души, то посему и сказано, что нашу восприял Он смерть, то есть также потерпел подобное нашему разрешение, как потерпел и рождение.

Поэтому суетно ваше лжеумствование. Ибо как произошла бы смерть, если бы Слово не образовало Себе и внутреннего, и внешнего, то есть души и тела? Как воздал бы Христос искупительную 337 цену за целого человека? Или как держава смерти потерпела бы совершенное разрушение, если бы согрешившее по разумению, то есть душу, Христос не соделал в Себе безгрешным? Смерть царствует еще над внутренним человеком. Да и над чем иным когда-либо царствовала она, как не над душею, согрешившею по разумению? Так сказано: душа согрешающая, та умрет (Иез 18:20), за нее-то Христос положил собственную Свою душу, дав ее в цену искупления. Что вначале осудил Бог? Создание ли Создавшего или дело создания? Если создание Создавшего осудил Бог, то осудил самого Себя. И Он будет то же, что и люди. Если же нечестиво думать так ο Боге, и осудил Он дело создания, то изглаждает посему дело и обновляет создание: того бо есмы творение, создани на дела благая (Еф 2:10).

20) Но вы говорите еще: «от Марии рожденного именуем мы Богом». Почему же именуете, как Маркион, Богом явившимся и Богом неприкосновенно пришедшим, имеющим естество неприемлющее на Себя человеческой плоти? Или почему именуете Богом, как Павел Самосатский? Ибо это знак его нечестия — рожденного от Марии исповедовать Богом, предопределенным прежде веков, начало же бытия получившим от Марии. Но Самосатский, при нечестии своем уступая Христу более, нежели вы, исповедует в Нем действенное Слово с неба и Премудрость, а вы допускаете только небесный ум в одушевленном теле. Но ни одушевленное тело не есть еще совершенный человек, ни небесный ум не есть еще Бог. Тело называется одушевленным, поскольку в нем заключается душа как самостоятельная сущность. Тело же человека называется телом, а не душою, и душа человека называется не телом, отлично одно от другого, 338 то есть дух от тела. Сказано: кто разуме ум Господень (Рим 11:34)? Господень ум еще не Господь, но Его воля, или совет, или на что-либо обращенная действенность. Как же умышляете говорить это, самосоставленными речениями извращая мысль ο Божием Слове?

Но не так прияла, не так предала Божия Церковь. Напротив того, учит она, как написано, что Бог Слово, сущий прежде веков у Бога, при скончании веков пришел, и от Святой Девы и от Духа Святаго родился сыном человеческим, по написанному: дондеже роди Сына своего Первенца (Мф 1:25), яко быти первородну во многих братиях (Рим 8:29) Ему, истинному Богу, и пострадать за нас как человеку, и искупить нас от страдания и смерти как Богу.

Поэтому напрасно воображаете себе, думая, что можете чрез подражание произвести в себе обновление того, что мыслит и движет плотью, не разумея, что подражание бывает подражанием предществующему действию, иначе не может и называться подражанием. Во Христе же исповедуя обновление одной плоти, вы заблуждаетесь и изрекаете хулу. Ибо если людям можно без Христа произвести в себе обновление того, что движет плотью, и движущему последует движимое, то какая была нужда в пришествии Христовом?

21) Суемудрствуют и утверждающие, будто бы Слово снизошло, как на единого из пророков. Ибо кто из пророков, будучи Богом, соделался человеком? Почему и закон ничтоже совершил (Евр 7:19)? Почему царствова смерть и над не согрешившими no подобию первозданных (Рим 5:14)? Почему и Господь сказал: аще Сын вы свободит, воистинну свободни будете (Ин 8:36)? He пo обновлению ли, которое в Нем, не по совершенству 339 ли, которым обновляемся и мы верующие, чрез подражание совершенному обновлению Христову и по общению в нем? Но вами придумано все с тем, чтобы вести к одной мысли — отрицанию. И вы, уклоняясь от точного значения, именуете душу то умом несмысленным, то врожденным грехом, a иногда изгоняете ее как делательницу греха, и плоть называете то несозданною, то небесною, то единосущною Слову, чтобы твердо стоять вам в совершенном отрицании. Так и Арий, отпав от веры, в неизреченном и самом истинном рождении Сына от Отца находил и страдание, и сечение, и истечение, чтобы нечестивыми сими речениями неутвержденных в вере низринуть в ров беззакония. Ибо яма глубока уста законопреступнаго (Притч 22:15). Так опять и Савеллий, измыслив неипостасного Сына и неимеющего бытия Святаго Духа, а нас обвиняя в разделении Божества, в многочисленности начал и богов, утверждается в иудейском мнении. Так и Манихей, не веруя воплощению и вочеловечению Господа, по всему соделался нечестивым, утверждая, что человек подчинен двум создателям, лукавому и доброму. Так и вы клевещете на нас, что признаем двух сынов, и называете нас человекопоклонниками или укоряете нас во грехе не для того, чтобы самим стоять во благочестии, но чтобы сими худыми изобретениями придать успеха вашему заблуждению, и нечестивыми вашими речениями отклонить от веры неутвержденных в ней. Но твердое основание Божие стоит, имущее печать сию (2 Тим 2:19).

22) Это написал я, возлюбленный (хотя всего более надлежало ничего не писать, потому что достаточно Евангельского предания), так как ты вопрошал ο вере у нас, и ради тех, которые хотят стоять за свои изобретения и не рассуждают, что 340 глаголет лжу, кто от своих глаголет (Ин 8:44). Ибо разумом человеческим невозможно выразить красоты и славы тела Христова, должно же совершившееся исповедовать, как написано, и поклоняться сущему Богу, во славу и исповедание Его человеколюбия и в надежде спасения нашего ο Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

Против Аполлинария книга вторая. О спасительном пришествии Христовом

1) Неисповедующие, что Господь наш Иисус Христос есть един от Бога и человека, по написанному в Евангелии: Адамов, Божий (Лк 3:38), пусть скажут, как представляют себе в образе Божием сущего Бога и приявшего на Себя зрак раба или как разумеют сказанное: Слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин 1:14)? Ибо сказавший Слово плоть бысть, сказал также, что Христос душу Свою предал за нас. Разумеют ли претворение в плоть или уподобление душе, так как бы Слово потерпело изменение? Или представляют, что Слово произвело мечтательное явление человеческого образа, как утверждают в заблуждении своем другие еретики?

Но сего не дозволяет апостол, ясно сказав, кто и что приял. Ибо как под образом Божиим разумеется полнота Божества в Слове, так под рабиим зраком признается умное естество и членораздельный состав существа человеческого, так чтобы при речении бе (Ин 1:1) разумелось Слово, а при речении бысть (Ин 1:14) признавались плоть и душа, что и называется рабьим зраком, 341 неким умопредставляемым умным существом. Посему-то умерший человек называется неимеющим вида и весь разрушается, как скоро разлучается с телом душа, которой естество неразрушимо. Посему Павел представляет свидетельство об умном естестве, а Иоанн ο членораздельных признаках тела, оба же возвещают все таинство домостроительства. Ибо явно, что Бог Слово, сущий до пришествия во плоти, не человек был, но был Бог у Бога, невидимый и бесстрастный.

Посему именование Христос употребляется не в отдельности от плоти, потому что за этим именем следуют страдания и смерть, как пишет Павел: яко Христос имеяше пострадати, яко первый от воскресения мертвых (Деян 26:23), и в другом месте говорит: Пасха наша пожрен бысть Христос (1 Кор 5:7), и: человек Христос Иисус, давый Себе избавление за нас (1 Тим 2:5–6), говорит же не потому что Христос не Бог, но потому что Он и человек. Почему и сказано: поминай Иucуca Христа воставшего от мертвых, от семене Давидова no плоти (2 Тим 2:8). Посему-то Писание сближает то и другое имя указанием на бытие, как невидимо умосозерцаемого и истинно сущего Бога, так видимо осязаемого и истинно существующего человека, и не разделением лиц или имен, но естественным рождением и неразрывным единением, чтобы когда истинно исповедуется в Нем страдание, один и тот же истинно был исповедуем и удобостраждущим и бесстрастным. Поэтому как Слову, сущему Богу, соделаться Христом, прежде нежели соделалось Оно человеком? Если имя Христос есть собственное имя Божества в отдельности от плоти, то должно быть прилагаемо и к Отцу, и к Святому Духу, тогда и страдание будет общим, как утверждают некоторые 342 заблуждающиеся. Или разве скажете, что сам бесстрастный и бесплотный Бог Слово и до воплощения и вочеловечения был доступен страданию и смерти? И как Сын единосущный Отцу и нераздельный с Ним по Божескому естеству, будучи непреложен и неизменен, мог бы назван быть удобостраждущим, если бы не соделался человеком, прияв на Себя в девической утробе целый образ человеческого состава, чтобы Ему и быть человеком в страдании, и быть непреложным как Богу?

3) Посему-то было и помазание. He Бог имел нужду в помазании, и не без Бога также совершилось помазание, но Бог и совершил помазание, и приял помазание в теле, способном приять его. Из сего явствует, что Слово не без плоти человеческой соделалось Христом, и не Само Себя уделило в явление плоти или подобие души, но пребывая, чем было, прияло рабий зрак, нелишенный бытия, несомненно являемого, как написано и объяснено, в страдании, в воскресении и в целом домостроительстве.

Посему скажите, как, по вашему мнению, произошел Бог в Назарете? Ибо и все еретики обыкновенно утверждают это. Так, Павел Самосатский исповедует Бога от Девы, Бога явившегося из Назарета, там возимевшего начало бытию и приявшего начало царствованию, действенное же Слово с неба и Премудрость в Нем хотя признает и прежде веков сущими по предопределению, но явившимися из Назарета по бытию, чтобы, как говорит он, был един над всеми Бог Отец. Таково нечестие его. Α Маркион и Манихей исповедуют Бога, явившегося в Деве, неприкосновенно пришедшего, недопускающего общения с естеством человеческим, которое подпало греху и подчинилось князю злобы. Ибо если Бог принял на Себя оное, то 343 Христос подчинится уже князю злобы и не будет без греха. Напротив того, говорят они, Бог из Себя по подобию явил плоть Свою, которая, как восхотел Он, явилась с неба и на небеса удалилась и всецело есть Божество. Также и Валентин, представляя себе плоть частью Божества, именует страдание общим Троице. Арий же признает, что одна плоть служила к прикровению Божества, a вместо внутреннего нашего человека, то есть души, было во плоти Слово, и таким образом осмеливается понятие страдания и воскресение из ада приписывать Божеству. Α Савеллий поддерживает мнение Павла Самосатского и его последователей, ибо убоявшись ариева разделения, впал в заблуждение, уничтожающее Лица. К кому же присоединяетесь вы или кому намерены помогать? Или вы, как говорится, сброд всякого рода, потому что держитесь всех упомянутых еретиков, не веря единению и оспаривая полноту, вдались в уничтожение, прикрываясь боязнью разделения? Но как разделяющие безумствуют, и разъединяющие заблуждаются, так и уничтожающие раздельность идут в погибель, после того как совершено истинное домостроительство, явлена истина и засвидетельствована благодать.

4) Посему для чего же ухищряетесь выдумывать предлоги? Для чего лицемерно прикрываете себя и не скажете явно, что не приял рабия зрака и не соделался человеком, но явился как человек? Ибо к такому положению приводит рассуждение ваше, когда, по-видимому, говорите: Сам и Сам. Посему-то предприемлете рассуждать об истинном домостроительстве, клевеща и говоря: Христос называется обоженным человеком (а что же значит сказанное: в начале бе Слово, и: зрак раба приим, соделался человеком?), или человеком, который 344 с Богом, или человеком, который сопряжен с Богом, или человеком умершим за мир и составляющим часть мира, или человеком непричастным греху, или человеком владыкою ангелов, или человеком, которому поклоняется тварь, или человеком, который есть Господь, по слову апостола: Павел раб Иисуса Христа (Рим 1:1), или человеком распятым и Господом славы, или человеком, которому сказано: седи одесную Мене (Пс 109:1), или человеком грядущим судить суд. Таково мутное ваше развращение, которым напояете и упоеваете людей (Авв 2:15)! Посему спросите иудеев, чтобы устыдиться вам, услышав от них эти же самые речения, произносимые против Христа и против верующих в Hero. Научитесь также и примером других еретиков, тоже утверждающих и мудрствующих.

Поэтому пусть предложены будут на среду и еретические учения, и вывод вашего мудрования, и основание нашей веры, определение Евангелия, проповедь апостолов, свидетельство пророков, понятие ο совершившемся домостроительстве.

5) Итак, скажите, почему утверждаете, что из Назарета произошел Бог, проповедуя с Павлом Самосатским как бы начало бытию Божества или отрицая рождение плоти с Маркионом и другими еретиками, не согласуясь же с Евангельским определением, но желая говорить свое? Посему и утверждаете, что от Девы родился Бог и родился не Бог и человек, как определяет Евангелие (чтобы исповедав рождение плоти, не назвать ее естественною и не сказать истины), но Бог, как бы в призраке явивший плоть Свою. He начало бытия являет Бог в Назарете, но сущий прежде веков Бог Слово из Назарета явился человеком, родившись от Марии Девы и от Святаго Духа в Вифлееме 345 иудейском, пo написанному, от семени Давидова, Авраамова и Адамова, прияв от Девы все, что Бог вначале образовал в состав человека и сотворил, кроме греха, как и апостол говорит: no подобию no всяческим разве греха (Евр 4:15), не претворение Божества показав, но соделав по воле Своей обновление человечества, яко быти, как пишет апостол, языком стелесником и спричастником Христовым (Еф 3:6), чтобы человек был истинно Богом, и Бог истинно человеком, и был истинно человек и истинно Бог, не потому что человек у Бога, как клевещете вы, очерняя христианское таинство, но потому что единородный Бог благоизволил полнотою Божества Своего в утробе Девы воссоздать Себе творение первообраза человеческого и новое создание естественным рождением и неразрушимым единением да совершит за человеков спасительное дело, страданием, смертью и воскресением, соделав спасение человеческое.

6) Но говорите: «если приял все, то, без сомнения, имел и человеческие помыслы: в человеческих же помыслах невозможно не быть греху, и как Христос будет разве греха?». Итак, скажите: если Бог Зиждитель греховных помыслов, то Богу должно было присвоить созданное Им, потому что и пришел Он приблизить к Себе тварь Свою. Но с другой стороны, неправеден будет суд, осуждающий согрешившего. Ибо если греховные помыслы сотворил Бог, то почему осуждает согрешившего? И как возможно, чтобы такой суд произошел от Бога? Если и Адам имел таковые помыслы даже прежде, нежели преслушал Божию заповедь, то как же не знал он доброго и лукавого? Будучи разумен по естеству, свободен помыслом, не изведав опытно зла, зная только 346 доброе и быв как бы единомыслен (Пс 67:7), но преслушав Божию заповедь, человек впал в греховные помыслы, не потому что Бог создал эти пленяющие его помыслы, но потому что диавол обольщением всеял их в разумное естество человека, соделавшееся преступным и отринутое от Бога, так что диавол в естестве человеческом постановил греховный закон, и ради греховного дела царствует смерть. Посему-то пришел Сын Божий, да разрушит дела диавола (1 Ин 3:8).

Но говорите: «разрушил, не согрешив, а это не есть разрушение греха. Ибо не в Нем первоначально диавол произвел грех, почему бы разрушился грех, когда он пришел в мир и не согрешил». Диавол произвел грех, всеяв его в разумное и духовное естество человека. Потому невозможно было, чтобы разумное и духовное естество, согрешившее добровольно и подвергшееся осуждению смерти, само себя возвратило в свободу, как говорит апостол: немощное бо закона, в немже немоществоваше плотию (Рим 8:3). Посему-то пришел самолично Сын Божий восстановить естество человеческое в естестве Своем из нового начала и чудным рождением и не разделил первоначального состава, но отринул всеянное отложение, как свидетельствует пророк, говоря: прежде неже разумети Отрочати благое или злое, отринет лукавое, еже избрати благое (Ис 7:16). Α если бы безгрешность явилась не в согрешившем естестве, то как был бы осужден грех во плоти, когда и плоть не совершила греха самым делом, и Божество не знает греха? Почему же апостол говорит: идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим 5:20)? He место описывая, но разумея естество, говорит он: якоже единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, так 347 единым человеком Иисус Христом благодать воцарится правдою в жизнь вечную (Рим 5:12, 21), чтобы в том же естестве, в котором произошло преспеяние греха, соделалось и явление правды, и таким образом, по освобождении естества человеческого от греха разрушены были дела диаволя и прославился Бог.

Но говорите еще: «если Христос человек, то будет частью мира, а часть мира не может спасти мира». Какой обманчивый вымысл! Какая безумная хула! Пусть скажут, из какого писания взято это определение и это диавольское лжеумствование? Пророк говорит: брат не избавит, избавит человек (Пс 48:8), и в другом месте: человек родися в нем, и той основа й Выший (Пс 86:5). Почему же не спасти мир Слову, соделавшемуся человеком, когда известно, что в том же естестве, в котором соделан грех, явился преизбыток благодати? Какой же это преизбыток благодати? Тот, что Слово соделалось человеком, пребывая Богом, чтобы и соделавшись человеком, исповедуемо было Богом, так как Христос, будучи человеком, есть Бог, потому что будучи Богом, соделался человеком и в человеческом образе спасает верующих. Ибо аще исповеси Γοспода Иисуса усты твоими, и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися (Рим 10:9). Но Бог недоступен умерщвлению и не имеет нужды в воскресении, а Сам воскрешает из мертвых. Посему была потребность иметь Богу нечто такое, что принес бы Он за нас в смерти ли то или в жизни. Α поэтому Слово тем паче и спасает, что соделалось Оно человеком.

8) Но говорите еще: «как может быть без греха естество, приобыкшее ко греху и приявшее в себя преемство греха? Это невозможно, почему и 348 Христос будет как единый из человеков». Так мудрствовал и Маркион, это мнение вводил и Манихей, плоть человеческую и самое рождение подчиняя князю злобы и изображая его властителем, потому что имже кто побежден бывает, сему и работен есть (2 Пет 2:19). Их мнение возобновляете и вы в ином виде, присовокупляя к плоти и умное естество человеческое, каким разумеется душа, и утверждая, что и для нее неизбежен грех, при сем и душу изображаете, сколько можно, плотскою, не знаю, откуда научившись этому, потому что невозможно найти сего ни в святых Писаниях, ни в общем человеческом понятии. Господь говорит: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити (Мф 10:28). Если же душа, по вашему мнению, есть плотская, то почему она не умирает и не истлевает вместе с телом? Почему и Петр, содержимые во аде души наименовав духами, сказал: сошел заключенным в темнице духовом проповедать воскресение (1 Пет 3:19)? Но вы утверждаете и именуете все вопреки естеству, чтобы изобразив домостроительство согласно с естеством, не сказать вам истины, то есть что Слово истинно соделалось и человеком.

Вы говорите: сам Бог сказал: прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности (Быт 8:21), не разумея того, что сказав от юносши, указал этим на всеянное и болезненное. Посему клятся Господь Давиду истиною, от плода чрева его no плоти воздвигнути Христа (Пс 131:11; Деян 2:30), не человека, который явится по претворении Божества (иначе, какая была нужда, чтобы Господь клялся Давиду?), но приявшего рабий зрак, так что претерпел рождение от жены и подобное нашему возрастание с годами, как говорит апостол: 349 понеже убо дети приобщишася крови и плоти, и Той приискренне приобщися тех же (Евр 2:14), приискренне, потому что не от семени, но от Духа, и тех же, потому что не от иного семени, но как написано, от семени Давидова, Авраамова и Адамова.

9) Почему же, оставив святые Писания и явную истину, говорите: «если не Сам от Себя явился человеком, но соделался человеком, прияв на Себя человеческое бытие, то следует, что соединился с человеком, и распятый Господь славы будет уже человек?» Поэтому, если услышите Петра, который говорит: Христа и Господа Бог сотворил есть, сего Иисуса, Егоже вы распясте (Деян 2:36), то ο ком будете разуметь слово сотворил? Если ο Божестве Слова, то в чем укоряете ариан, мудрствуя одинаково с ними? Α если ο рабием зраке в Слове, то для чего противоречите сами себе?

Но не так веруете вы, потому что говорите еще: «если согрешившее естество соделалось в Боге неучинившим греха, то значит, что оно удерживается необходимостью, а удерживаемое необходимостью принужденно». Посему скажите: если то, чтобы не грешить, производится принуждением, то грешить будет дело естественное. Поэтому допустите, что Зиждитель естества есть виновник греха. Если же такая мысль богохульна, и принуждением произведено то, чтобы грешить, то явно, что не грешить было делом естественным. Посему-то зрак раба, явившийся в Божестве Слова, не подлежа необходимости, по естеству и силе являет в себе безгрешность, разорив преграду необходимости и закон греха и пленив мучителя, уловившего в плен, как говорит пророк: восшел ecu на высоту, пленил ecu плен (Пс 67:19). Слово, 350 прοтивопоставив врагу зрак раба, одерживает победу чрез побежденного некогда. Посему Иисус прошел все искушение, потому что приял все, чем опытно изведано искушение, и этим одержал за людей победу, говоря: дерзайте, Аз победих мир (Ин 16:33). Ибо диавол воздвиг брань не против Божества, которого не признал (и на это не дерзнул бы он, потому и сказал: аще Сын ecu Божий (Мф 4:3), но против человека, которого древле мог ввести в обман, и чрез обманутого на всех людей распространил действие злобы своей. Поскольку душа Адамова содержима была в осуждении смерти и непрестанно взывала к своему Владыке, а также и души благоугодивших Богу и оправданных законом естественным содержимы были вместе с Адамом и с ним сетовали и взывали, то Бог, умилосердившись над человеком, Им сотворенным, благоизволил таинством явления Своего соделать человеческому роду новое спасение, низложить врага, прельстившего по зависти, явить же несравненное возвышение человека единением и общением его с Вышним в самом естестве и в самой действительности.

10) Посему пришло Слово, Бог и Создатель первого человека, чтобы соделаться человеком, для оживотворения человека и низложения злобного врага, и родилось от жены, восставив Себе от первого создания человеческий зрак, в явлении плоти без плотских пожеланий и человеческих помыслов, в обновленном образе, потому что в Нем воля единого Божества и целое естество Слова в явлении человеческого зрака и видимой плоти второго Адама, не в разделении Лиц, но в бытии Божества и человечества. Посему диавол приступил к Иисусу, как к человеку, но не обретая в Нем признаков древнего своего всеяния, ни успеха 351 в настоящем предприятии, посрамляемый и преодолеваемый уступил над собою победу и в изнеможении сказал: кто Сей пришедый от Едома, то есть из земли человеков, наступающий зело с крепостию (Ис 63:1)? Потому и Господь сказал: грядет сего мира князь, и во Мне не обретает ничесоже (Ин 14: 30), хотя знаем, что второй Адам имел и душу, и тело и целого первого Адама. Ибо если бы речение ничесоже относилось к бытию человеческому, то каким обрел бы видимое тело Сказавшего ничесоже? Но не обрел в Нем ничего такого, что сам произвел в первом Адаме. И таким образом, во Христе истреблен грех. Потому и Писание свидетельствует: Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1 Пет 2:22).

11) Почему же говорите, что «однажды плененному человеку невозможно соделаться свободным от плена?» Чтобы приписать невозможность Богу и возможность диаволу, именуете, как и прочие еретики, грех его неистребимым в естестве человеческом и утверждаете, будто бы неуловляемое в плен Божество пришло в подобии плоти и души, чтобы самому Ему пребыть свободным от плена и таким образом явиться чистой правде. Когда же правда Божества не была чистою? И какое в этом благодеяние людям, если Господь явился не в тождестве бытия и не в обновлении естества, как говорит апостол: Егоже обновил, есть нам путь новый и живой (Евр 10:19–20), по сказанному: Аз есмь путь и живот и истина (Ин 14:6)?

Но говорите: «верующие спасаются уподоблением и подражанием, а не обновлением и начатком». Как же первородным во многих братиях (Рим 8:29) и начатком умерших (1 Кор 15:20) соделался Христос, Иже есть Глава телу Церкве (Кол 1:18)? Ибо вера в очевидное не может 352 назваться верою, но та вера истинная, которою признается невозможное возможным, немощное крепким, страждущее бесстрастным, тленное нетленным, смертное бессмертным. Тайна сия велика есть, как говорит апостол: Аз же глаголю во Xpucma и во Церковь (Ес 5:32). Бог пришел не Себя оправдать, потому что и не грешил, но нас ради обнища богат сый, да мы нищетою Его обогатимся (2 Кор 8:9). Как же обнищал Бог? Так, что восприял в Себя обнищавшее естество и предложил его в собственной Своей правде, как за человеков страждущее и выше человеков сущее, от человеков явившееся и всецело соделавшееся Божиим. Ибо если бы не соделался первородным во многих братиях, то как явился бы перворожденным из мертвых?

Почему же говорите: «Бог страдал и воскрес во плоти?» Какая нелепость и хула! Это дерзость ариан, они небоязненно произносят таковые хулы, научившись Сына Божьего притворно именовать Богом, хотя Писание учит, что Богом во плоти Его совершено страдание, а не Бог страдал во плоти.

12) Почему же вы, обещавшиеся прежде исповедовать единосущие, в страдание вовлекаете нераздельное Имя, самое неделимое естество, самое неизреченное Божество, непреложное и неизменяемое единосущие вовлекая в страдание и исповедуя его уже вследствие воскресения? Ибо если Слово, из Себя претворив плоть, дошло до страдания, не прияв в Себя ничего удобостраждущего или допускающего воскресение, то само Оно и страдало, и воскресло из мертвых. И страдание будет, как учил Валентин, нечто общее для всей Троицы, потому что Слово по Божескому естеству нераздельно с Отцом. Если же так намерены вы понимать это, что будут значить обещания пророков, родословие 353 Евангелистов, свидетельство апостолов, служение Матери Марии, возрастание с годами, вкушение пищи, показание сострастия во всем, наречение имени или то, что Сын Божий соделался сыном человеческим, или сказанное: человек Христос Иисус, давый Себе избавление за нас (1 Тим 2:5–6), или: яко подобает Сыну человеческому много пострадати, и убиену быти, и в третий день воскреснути из мертвых (Мк 8:31)?

Α если не веруете, что Христос и удобостраждущ, потому что Он человек, и бесстрастен, потому что Он Бог, когда же бываете доведены до крайности, рассуждаете, что если и исповедуете Христа Богом и человеком, то признаете уже не одного, но двух, в таком случае необходимо вам или согласно с Маркионом и другими еретиками домостроительство страдания, смерти и воскресения назвать одним призраком, или согласно с Арием и его последователями Божество Слова наименовать удобостраждущим.

13) Ибо если, читая божественные Писания, обращали внимание на сказанное везде в Законе и у пророков, в Евангелиях и у апостолов, то Писания сперва называют Господа человеком, а потом говорят ο страдании, чтобы ο Божестве не изречь чего хульного. Посему не говорят ο рождении Божества Слова, но исповедуют Отца и проповедуют Сына, от Марии же производят Христа по плоти, как Сына Давидова и Иосифова, восприявшего рабий зрак, чтобы от человеков заимствованным признаваемо было Его человечество, и от Бога Отца исшедшим исповедуем был Бог Слово, претерпевший за человеков страдания в заимствованном от человеков удобостраждущем образе и являющий в страдающем теле бесстрастие, в умирающем бессмертие, в погребаемом нетление, 354 в искушенном победу, в обветшавшем обновление, яко ветхий наш человек с Ним распятся (Рим 6:6). И это есть благодать. Но Божество никак не приемлет страдания без страждущего тела, не показывает смущения и скорби без скорбящей и смущаемой души, не тоскует и не молится без тоскующего и молящегося ума. Впрочем, все сказанное происходило не от недостаточности естества, но совершалось в показание бытия. Как же пишете вы, что Бог во плоти страдал и воскрес? Ибо если Бог во плоти страдал и воскрес, то удобостраждущим назовете и Отца, и Утешителя, потому что одно есть имя и одно Божеское естество.

14) Из сего же изречения можно усмотреть вашу мысль, показывающую, что не боитесь Бога и не веруете божественным Писаниям. Моисей пишет ο Боге: Бог наш огнь потребляяй есть (Втор 4:24), а ο пришествии Его во плоти говорит: Προροка от братии вашей возставит Господь (Втор 18:15), и: живот на древе висящ (Втор 28:66), как бы разумея тело Господне, в котором наша жизнь. И Исаия взывает ο Боге, говоря: Бог великий, вечный, устроивый концы земли не взалчет, ниже утрудится, и прочее (Ис 40:28), ο страдании же говорит: человек в язве сый и ведый терпети болезнь (Ис 53:3). Что же значит сказанное: ведый терпети болезнь? To, что от страдавшего явилось удобостраждущее. Посему-то и сказано: напиши писалом человеческим на свитке новом (Ис 8:1), а не писалом неимеющей вида плоти. И апостол говорит: человек Христос Иисус, давый Себе за нас (1 Тим 2:5–6). Посему-то, сказав: no плоти (Рим 9:5), и воскресение приписывает Происшедшему от семени Давидова. Ο Божестве же Его говорит: живо бо Слово Божие и действенно и острейше паче всякаго меча обоюду 355 остра (Евр 4:12). Да и сам Господь страдание относит к Сыну человеческому, показывая, еже по плоти, ο Божестве же Своем говорит: Аз и Отец едино есма (Ин 10:30), и: никтоже знает Сына, кто Он, токмо Отец (Мф 11:27).

Писания нигде не предали нам ο крови Божией без наименования плоти или ο том, что Бог пострадал и воскрес во плоти. Такие дерзкие мысли свойственны арианам, потому что они Сына Божьего не признают истинным Богом, святые же Писания проповедуют во плоти Божией ο крови и страдании плоти Бога, соделавшегося человеком, также ο воскресении Божьего тела, и именно ο воскресении из мертвых. Но вы утверждаете противное, как будто вы премудрее апостолов, тайнозрительнее пророков, полновластнее Евангелистов или полномочнее самого Господа, лживым вашим благохвалением отрицаете истину и говорите против Божества, и на кресте ясно показавшего домостроительство, когда излиянием крови утверждено бытие плоти, а произнесенные слова, свидетельствовавшие ο бытии души, не отлучение изобразили Божества но показали умерщвление плоти, и то, что Божество как не оставило тела во гробе, так не отлучилось от души во аде. Ибо это значит сказанное пророками: не оставиши душу Мою во аде, ниже даси Преподобному Твоему видети истления (Пс 15:10). Потому и Господь сказал: ничтоже возмет ю от Мене: но Аз полагаю ю ο Себе (Ин 10:18), то есть показываю, предстоя Сам.

15) Посему-то душою Бога разрушена держава смерти, совершено и благовествовано душам воскресение из ада, а телом Христовым в бездействие приведено тление и явлено из гроба нетление, так что и человек не отлучился от Бога, и Бог не возвещал оставления человеку, умерщвление же и 356 отлучение духа было не прехождением Бога от тела, но разлучением души с телом, потому что была там изображена наша смерть. Α если Бог отлучился от тела и, таким образом, последовало умерщвление, то как же разлученное с нетленным Богом тело явило в себе нетление? Как и Слово совершило сошествие во ад? Или как явило воскресение из ада? Ужели Само воскресло вместо нашей души, чтобы представить на Себе образ нашего воскресения? И возможно ли помыслить это ο Боге?

Поэтому положение ваше несогласно со святыми Писаниями, и мысль ваша несообразна с совершившимся домостроительством, и сказанное: седи одесную Мене (Пс 109:1) означает не человеческое, но Божие достоинство. Поелику же Божие достоинство соделалось достоинством человеческим, чтобы человеческое достоинство признаваемо было достоинством Божиим, то и сказано: седи одесную Мене, и: прослави Мя, Отче, славою вечною (Деян 17:5). He лишившись славы, но явившись в неславном теле, говорит это, желая показать, что рабий зрак не отлучен от Божеской славы, но являет в себе ее. Потому и говорит: и прославих, и паки пροславлю (Ин 12:28), показывая, что одна слава и до приятия тела, и в теле, как говорит апостол, толико лучший быв Ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя. Кому δο рече когда от Ангел: седи одесную Мене (Евр 1:4, 13)? Конечно же, Творец ангелов — Слово соделалось лучшим, не как меньшее ангелов, но потому что лучшим ангелов или и всякой твари явило воссиявший в Нем рабий зрак. Ибо Слово, будучи образом невидимого Бога, соделалось перворожденным всей твари, как написано и в Евангелиях: дондеже роди Сына Своего первенца (Мф 1:25). Посему-то Им все сотворено, Им совершено и страдание, и Он есть избавитель 357 от страдания и смерти. Вся тем быша (Ин 1:3), и: Той есть глава телу Церкве, иже есть Перворожден из мертвых, да будет, как сказано, во всех Той первенствуя (Кол 1:18).

16) Как же вы утверждаете, что Создатель разумных естеств — Слово, срастворив с Собою плоть, соделалось разумным человеком? И как Непреложный и Неизменяемый, не создавая Себе разумного рабия зрака, соделался человеком, чтобы и Слово было непреложно, пребывая тем, чем было, и разумный человек, будучи Богом, видим стал на земле? Ибо Господь есть небесный человек, не потому что с неба явил плоть, но потому что плоть, взятую от земли, соделал небесною. Посему-то яков небесный, тоцы же и небеснии, по причастию Его святости (1 Кор 15:48). Посему-то присвояется Ему и свойственное телу.

Но еще говорите: «как же распяли Господа славы?» Но не распяли Слово, как вы думаете. Да не будет сего! Напротив того, отринули Слово, пригвоздив на древе тело Слова. Отринут был Бог, страдание же, смерть и воскресение совершились в плоти и душе Бога. Посему Господь сказал иудеям: разорите Церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин 2:19), как говорит пророк: зане предана бысть на смерть душа Его (Ис 53:12), а не само Слово, и Иоанн говорит: Он no нас душу Свою положи (1 Ин 3:16).

Поэтому как могли иудеи разорить храм Божий и прервать единение плоти со Словом, соделавшееся нерасторгаемым, если так произошло умерщвление тела, как вы полагаете это? Тело не могло быть умерщвлено, не разлучившись с чем-либо. Если не было разрешения, то не было и смерти. A если не было смерти, то не было и воскресения. Посему допустите, что было разрешение и разлучение 358 с телом, как написано в Евангелиях, что издше (Лк 23:46) и что преклонь главу, предаде дух (Ин 19:30), и тогда увидим, какой дух, по вашему предположению, разлучился с телом, и произошло умерщвление. Ибо сказали вы, что Слово, срастворив с Собою неимевшую самостоятельности плоть, явило истинно разумного и совершенного человека. Посему если Слово разлучилось с телом и от сего произошло умерщвление, то иудеи превозмогли Бога, прервав нерасторгаемое единение. A поэтому не наша была там смерть, если умерщвление тела произошло от того, что разлучился с ним Бог. Но как же тело, разлучившись с нетленным Богом, пребыло в нетлении?

Разве уязвление будет касаться тела, а страдание Слова? Почему и утверждаете вы, что пострадал Бог, говоря это сообразно с своим мудрованием, лучше же сказать, согласно с арианами. Ибо так и они учат. Так, по вашему, и в воскресении воздвигнуто будет Слово. Ибо необходимо, чтобы во аде восприято было некое начало воскресения, да совершенны будут и воскресение, и разрушение смерти, и избавление содержавшихся там духов.

17) Если же Слово претерпело сие, то где непреложность и неизменяемость Слова? Как Слово, неприкровенно явившись во аде, признано за человека в смерти? Почему и Господь сказал иудеям: Аз воскрешу Его (Ин 6:44), а не: восстану из ада? Если Слово, подвергшись смерти, имело нужду в восставляющем Его от смерти, то не Его будет победа, а Того, кто восставляет Его.

Почему же устами пророков предвозвещено ο душе Его? Почему Господь в явление Свое, исполняя обетование, сказал: душу Мою полагаю за овец Моих (Ин 10:15)? Что душа сия есть дух, ясно учат и святые Писания и сам Господь, когда сказал 359 Он, что тело убивается людьми, а душу не могут они убить, потому что она — дух. Сим-то духом возмутися Иисус (Ин 13:21). Сего-то духа разлучение с телом совершилось на кресте. Так умерло тело и произошло его разрешение, а Бог Слово непреложно был и в теле, и в душе, и в Себе самом, сый в лоне Отчем, в показание Своей неизменяемости. В том же зраке, который был в Нем подобен нашему, изобразил Он там нашу смерть, чтобы в Нем уготовать для нас и воскресение, возвратив из ада душу и из гроба тело, чтобы явлением души в смерти уничтожить смерть, и погребением тела во гробе привести в бездействие тление, и из ада, и из гроба явив бессмертие и нетление, в подобном нашему теле совершив нам путь и разрешив нас содержимых в плену. Сие-то и было чудно, в сем-то и состояла благодать. Α вы, признавая одну плоть, не можете показать ни осуждения греха, ни разрушения смерти, ни совершения воскресения, ни непреложности Слова, потому что блуждаете вне святых Писаний, говоря то, что лжеумствуют ариане, тогда как в святых Писаниях ясно говорится ο душе, и домостроительство совершено в явлении всей полноты и совершенства.

18) Но одни из еретиков, исповедуя Видимого, не веруют в Его Божество, другие, исповедуя Богом, отрицают рождение Его плоти, иные же, признавая плоть, отрицают явление души Его и уподобляются безумствующим ученикам ариан, которые соплетают ухищренные и затруднительные вопросы, чтобы возбуждая ими сомнение, склонять на свою сторону людей простых, когда сами колеблются в вере. Подобно сему и нынешние еретики навыкли спрашивать: Что такое родившийся от Mapии? Бог или человек? Потом, если скажешь 360 спрашивающему: человек, изъявит он неверие в Божество Его, соглашаясь с неверующими в оное еретиками. Α если скажешь: Бог, то будет отрицать рождение плоти Его и присоединится к отрицающим оное еретикам. Потом опять спрашивает: Кто пострадавший? Кто распятый? Бог или человек? чтобы опять, если скажешь: Бог, произнести ему хульное слово с нечестивыми арианами, а если скажешь: человек, продолжать речь по иудейскому понятию.

Посему-то святые Писания проповедуют, что Слово есть Бог от Отца неизреченно и что Оно напоследок времен родилось от Девы человеком, чтобы невозможно было не исповедовать Его Богом и отрицать рождение плоти. Где именуется плоть, там Писания разумеют устройство целого состава, кроме греха, а с именем человека соединяют понятие страдания, и не простираются далее, как написано в святых Писаниях. Ο Божестве же Слова исповедуют непреложность и неизреченность. Посему-то и Слово богоглаголется, и излагается родословие человека, чтобы один и тот же естественно и истинно был в том и другом, был Богом в присносущии Божества и создании твари и человеком в рождении от жены и возрастании с годами, Богом в животворных благодеяниях и Богом сильным в чудодействиях, человеком же в подобных нашим страданиях и в наших немощах. И Слово есть Бог в явлении бессмертия, нетления и непреложности, и человек — в пригвождении ко кресту, в излиянии крови, в погребении тела, в снисшествии во ад, и в воскресении из мертвых. Так, Христос воздвигается из мертвых, и Сый Бог воздвигает мертвых.

19) Посему суесловят приписывающие страдание Божеству Его, или неверующие вочеловечению Его, или единого именующие двумя, или предприемлющие 361 производить измерение плоти Его и осмеливающиеся сверх Писаний определять сколько или как. В подобных этим примышлениях преткнулся ум еретиков, Маркион уклонился от истины по преизбытку хулы, Манихей введен в заблуждение мнением ο начале греха, Валентин погрешил под предлогом ведения, а Павел Самосатский и так называемый Фотин с последователями пали по неверию в Божество, Арий же хулил по безумию. И вы, вдаваясь в подобные споры, говорите, чего нет в Писании, и совращаете неутвержденных. Но достаточно веровать тому, что написано и совершено, как говорит Павел: no подобию no всяческим, разве греха (Евр 4:15), и также Петр: Христу убо пострадавшу за ны плотию, и вы в туже мысль вооружитеся (1 Пет 4:1), чтобы простершись далее сего, не отринуть истины.