Афанасий Великий. Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего



Вариант 1

Устремите взоры ума вашего и посмотрите на это новое чудо, совершив­шееся ныне. Взгляните на непостижимое чудо Божие и воздайте славу Богу. Размыслите о несказан­ном человеко­любии Его и о величии домостро­итель­ства Его и замените слезы радостию. Для Бога нет ничего невозможнаго. Будучи Богом, Он все может. Но то, что случилось в наши дни и среди нас, приводит в ужас сердце всякаго, кто бы ни услышал об этом. По­истине небо пришло в ужас от того, на что некоторые отважились. Снова пропасти ужаснулись; солнце, луна и звезды помрачились от того, что случилось; но снова же затем все небесныя силы возрадовались тому, что сделал Господь Сво­им домостро­итель­ством. Послушайте же и подивитесь тому, чтó случилось в наши дни. Разумея уразумейте; прежде внешняго слуха преклоните ухо сердца вашего и послушайте . Есть город Берит, который граничит с Тиромь и Сидоном и подвластен Антиохии. В этом городе Берите было весьма много иудеев. Неподалеку от их синагоги, которая была очень велика, один христианин нанял у кого то домик и в нем, против постели своей, прибил икону Господа нашего Иисуса Христа. Спустя немного времени этот христианин нашел себе более просторное помещение; так как он нуждал­ся в нем. И это, как я убежден, случилось по благодати и домостро­итель­ству Господа нашего Иисуса Христа, Который хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины (1 Тим.2:4), и являет чудеса Свои чтущим Его и всем веру­ю­щим в Него, в обличение нечестивых и в утверждение веру­ю­щих. Итак этот христианин, как я сказал, искал себе более просторное помещение, нашел его в одном месте города и, переходя туда из дома, находив­шагося неподалеку от синагоги иудейской, перенес все свое имуще­с­т­во, но, но забвению (а вместе и по домостро­итель­ству Божию), забыл и оставил тут икону Господню, про которую я говорил. Какой то иудей нанял себе этот самый дом, где стояла икона Господня; неренесши все свое имуще­с­т­во, он стал жить в этом доме, ни чуть не замечая иконы Господней, которая стояла там, потому что он не обращал и внимания на то место. В один день этот иудей позваль на обед своего соплемен­ника. Но время обеда позван­ный иудей поднял глаза и видит икону Господа нашего Иисуса Христа. Тогда он сказал позвав­шему его: каким образом ты имеешь эту икону, когда ты иудей? Затем он про­изнес весьма много неоснователь­ных ругатель­ств против Господа. Я не дерзаю описы­вать их, – да не будет! – хотя позван­ный гость про­изнес их против Спасителя нашего. Тогда позвав­ший, увидев­ши икону Господню, успоко­ил позван­наго им иудея, сказав, что до сих пор он не видал этой иконы; и позван­ный замолчал. Но потом он пошел к сво­им архиереям и обвинял иудея, живущаго в дому, где находилась икона Господня, говоря, что такой-то иудей имеет в дому своем икону Назорея. Выслушав его, они сказали: а можешь ли ты это доказать? Он утверждал, что докажет это в дому того иудея. Тогда они исполнились гнева, но на этот вечер успоко­ились. На следу­ю­щее же утро иудейские архиереи и священ­ники, взяв донесшаго иудея и собрав толпу своего народа, пошли к квартире иудея, где находилась икона Господня. Пришедши к указан­ному месту, архиереи и священ­ники ворвались в дом вместе с донесшим и увидели, что икона Господня сто­ит. Тогда они очень разсвирепели и иудея, жив­шаго в этом дому, отлучили от синагоги и изгнали, а икону Господа нашего Иисуса Христа сняли и сказали: как некогда поругались над Ним отцы наши, так поругаемся над Ним и мы. Затем начали пле­вать в лицо святой иконы Господней и бичевали ее пред лицем собрав­шихся. Бичевали икону Господню с той и другой стороны и говорили: что сделали с Ним отцы наши, все это сделаем и мы с иконою Его. Затем говорят: мы слышали, что они поругались над Ним, – и мы сделаем тоже. Тогда они безчислен­ное изрыгнули множе­с­т­во ругатель­ств против иконы Господней; мы не смеем и про­изнести их! Затем говорят: мы слышали, что отцы наши пригвоздили руки и ноги Его. Тоже самое сделаем Ему и мы. Тогда они вонзили гвозди в руки и ноги Господни, изо­бражен­ныя на иконе. Потом беснуясь говорят: мы слышали, что они посредством губки напо­или Его уксусом и желчию; сделаем это Ему и мы. И сделали, поднесши к устам Господним, изо­бражен­ным на иконе, губку, наполнен­ную уксусом. Онять говорят: мы знаем, что отцы наши тростию били Его по голове; тоже сделаем и мы. И взяз трость, били по голове Его на иконе. Затем наконец говорят: мы доподлин­но знаем, что копием ребро Его прободоша. Ни в чем не отстанем от них, но сделаем и это. Тогда приказали принести копье и предложили кому-то взять его и кольнуть им в бок иконы Господней. И тотчас потекло из нее большое количе­с­т­во крови и воды.

Христе! слава Тебе! Непостижимый! слава Тебе! Кто, якоже Ты, Господи? Кто кроме Тебя Бог, творящий страшное и ужасное? О чудо, свидетель­ству­ю­щее о величии Спасителя нашего! По­истине и ныне, видя это, ужаснулись святыя высшия силы! О как Ты человеко­любив, Господи! О как Ты великодушен! О как Ты милостив! Ибо прежде ради нас и нашего ради спасения Ты, будучи безплотным, воплотил­ся от девы Марии и был распят плотию, по божеству Своему будучи безстрастным. Ныне же, Господи, Ты снова распят в виде иконы, во обличение нечестивых и всех неверных, и в утверждение пребыва­ю­щих в истине и веру­ю­щих в Тебя. Но слава Тебе, Господи, единому Всемогущему, а также и преблагословен­ному Богу нашему и Отцу со Святым Духом. Аминь.

Вы же, дети, послушайте, чтó Господь соделал после этого, так как и остальное было делом Его благоволения. После того, как копьем прободен был бок иконы Господней и потекла кровь с водою, как это сказано выше, архиереи и священ­ники иудейские говорят: так как почитатели Его разглашают, что Он многих исцелял; то возьмем теперь эту кровь с водою, отнесем в синагогу и, собрав всех одержимых недугами, помажем их; и тогда увидим, правду ли это про Него говорили. Тогда поднесли сосуд к боку иконы Господней, к тому месту ея, которое было проколото копьем, и откуда струилась кровь и вода, и наполнили сосуд из места прободен­наго копием. И пошли с насмешками чтобы, как они думали, при всех наругаться над Господом всего. Затем привели всех одержимых недугами, прежде же всех привели того, котораго знали как разслаблен­наго от рождения, и помазали его. И человек этот тотчас вспрыгнул и встал совершен­но здоровым. Потом привели слепых; и они также, быв помазаны, прозрели. Безчислен­ное множе­с­т­во одержимых демонами были тотчас избавлены от них. Великое и безпредель­ное смятение распространилось по всему городу; все стали стекаться ради безчислен­ных чудес. Все толпы иудеев взволновались. Жителей в городе было весьма много, и все они спешили сюда, неся всех, находящихся в их домах больных, разслаблен­ных ли то, или хромых, или безруких, или сухих, или прокажен­ных; приносили всех, так что наконец синагога, хотя и была очень велика, не вмещала всех; потому что, по причине безчислен­ных чудесь, стекалось безчислен­ное множе­с­т­во народа. При этом все архиереи и священ­ники и народ иудейский, и мужчины, и дети, и женщины уверовали в Господа нашего Иисуса Христа и громко взывали: Слава Тебе, Христе, Котораго распяли отцы наши, Котораго распяли также и мы в виде иконы Твоей. Слава Тебе, Сыне Божий, сотворив­ший столько чудес! Мы веруем в Тебя; будь милостив к нам и приими нас! Так вопияли все, – и вопли их возносились горе: и в то время, как архиереи помазывали, совершались чудеса – больные исцелялись и оживлялись. Потом, когда все были исцелены, тотчас толпы народа пошли к епископу тамошней церкви, который знал уже все, что случилось, и громко взывали: один Бог Отец, один Сын Единородный, один Христос, Котораго распяли отцы наши. Мы знаем, что Он есть Бог, и мы веруем в Него. Итак, про­славив Бога многими славословиями, они показали эту икону епископу и разсказали ему все, что они сделали с иконою Господнею, а также показали кровь и воду, что вытекли из бока иконы, а равно разсказали о безчислен­ном множе­с­т­ве совершен­ных чудес. Затем все толпой просили удосто­ить их святаго крещения. Епископ, вместе с сво­им клиром, принял их, много дней оглашал и затем крестил, а синагогу освятил в церковь Спасителя нашего Христа. А по просьбе их обратил и прочия синагоги их в мученические храмы. И таким образом бысть велия радость в этом городе, не только от того, что так много людей было исцелено и оживотворено, но и от того, что столько душ перешло из (царства) мертвых в вечную жизнь.

Зная об этом, любезнейшие братия, я пожелал сообщить об этом и вам, на пользу душ ваших, чтобы вы, познав силу нашего Бога и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, более укрепились в вере в Него и возрадовались о великих делах, совершен­ных Им ныне. Итак воздайте Ему славу, с сокрушением и со слезами радуясь и принося благодарение, что Он удосто­ил нас уверо­вать в Него и познать Его. С Ним Отцу и Святому Духу слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: Деяния Вселенских Соборов, издан­ныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Том седьмой. – Казань: В Университет­ской типографии, 1873. – С. 250–256.

Вариант 2

святитель Афанасий Великий. Слово святаго Афанасия о иконе Господа нашего Исуса Христа

Месяца Октовриа в 11 день.

Афанасий Великий, архиепископ Алек­сан­дрьский, поведаше: чюдо преславно, достойно памяти, сътворшееся в граде Въурите от иконы Христа Бога нашего. Некто хрестианин, живяше в хлевине близ събора жидовьска, имеяше же икону, на нейже написан образ Христа Бога нашего по человеческому естеству. По времени же купи собе ин дом и отъиде от хлевины тоя, взем свое, остави икону Господню в хлевине. Се же бысть по смотрению Божию, вселижеся в ту хлевину жидовин, идеже бе икона Господня, и внес своя, живяше ту, но не ведяше, яко икона Господня стояше ту. По времени же позва на обед иного жидовина, друга своего. Обеда­ю­щема же има, и възре зван­ный жидовин, и виде икону Господню стоящу, и рече к звав­шему его: како ты, жидовин сый, сию икону в храме своем держиши? Живяй же ту жидовин нача ротитися и клятися, глаголя: яко и доселе несмь ея ведел. Отшед же зван­ный жидовин, навади к иереем, глаголя: яко он сый жидовин имеет икону Назарянина в дому своем. И исполнишася на нь все гнева, но тогда умолъчаша, понеже бе уже вечер. Наутрия же собра мног народ архиерей и старци, и приидоша в дом, идеже бе икона Господня, и въскочив­ше в храмину, обретоша икону стоящу, и изнесше ю, поставиша посреде събора своего и реша: якоже отци наши поругашася ему, тако и мы сътворим иконе сей. И начаша плевати на икону и бити по образу лица Христова сюду и ово­уду, и посем рекоша: слышали есмы, яко и на древе пригвоздиша отци наши, да сътворим и мы иконе сей такоже. И вземше гвоздия в образ руку и ногу его вбиша, и вознесше на трость губу со оцтом, приложиша к образу уст Господень. Посем принесоша копие и повелеша некоему ударити его в ребра образа Господня, и яко удари в икону копием, и абие потече кровь и вода, и бысть страх велик на всех жидех, видящих чюдо преславно, и наполниша сосуд текущие воды и крови. Совет же сътвориша, глаголюще сице: приведем слепыя и хромыя и бесныя, помажем сею кровию, да аще видим знамение, вси веруем Распятому: страх бо ны одержит о сем чюдесе. И принесоша единого хрома ногама от рождества, ти яко помазаша от крове, и абие въскочи и бысть весь здрав человек. Посем приведоша слепыя и ти помазани прозреша, и бесну­ю­щияся безъсчислене от помазаниа крове очистишася. И увидено же бысть по всему граду, и вси течаху к неизглаголан­ному тому чюдеси, своя несуще недужныя, разслабленыа, прокажен­ныя, сухия и плазящая, и все целбу прияша. Тогда весь народ жидовеск вероваша в Господа нашего Исуса Христа, и падъше пред образом иконы Господня, вопияху глаголюще со слезами: слава Тебе Христе Сыне Божий, яко таковая твориша чюдеса; слава Тебе Христе, егоже отци наши распяша. Но в тя веруем, приими ны припада­ю­ща ти, Владыко! Вси же жидове града того, мужи и жены и дети, к епископу приидоша, моляще и прияти от него крещение. Икону же Господню показаша епископу, и вся яже на ней поругания сътвориша исповедаша, и истекшую кровь и воду показаша, и многа от нея чюдеса сказаша. Ихже приим епископ и на многы дни по­учив и вся с женами и с детьми крести и, и съборище их сътвори церковь Господа нашего Исуса Христа. Тогда бысть радость велика в граде том не токмо о исцелив­ших недужных, но и крестив­шихъся неверных жидех, иже приаша святую веру чюдесе ради быв­шаго от иконы Господа нашего Исуса Христа. Того ради всяк христиан верою и любо­вию покланяние творит святым иконам. Тому слава с Отцем и Святым Духом ныне и присно и в векы веком. Аминь.

Источник: Великия Минеи Четии, собран­ныя всероссийским Митрополитом Макарием. [Выпуск пятый:] Октябрь, дни 4–18. / Под редакцией С. Н. Палаузова и М. О. Кояловича. – Издание Археографической Коммиссии. СПб: Типография и Литография А. Траншеля, 1874. – стлб. 925–927. (Памятники Славяно-Русской письмен­ности)