Афанасий Великий. Свиток Афанасия, александрийского архиепископа, к антиохийцам



25. Свиток Афанасия, александрийского архиепископа, к антиохийцам

1)Возлюбленным и вожделеннейшим сослужителям: Евсевию, Люциферу, Астерию, Киматию и Анатолию Афанасий и пребывающие в Александрии епископы из Италии, Аравии, Египта и Ливии, Евсевий, Астерий, Гаий, Агаф, Аммоний, Агафодемон, Драконтий, Аделфий, Ермеон, Марк, Феодор, Андрей, Пафнутий, другой Марк, Зоил, Мина, Георгий, Лукий, Макарий и прочие желают премного ο Христе радоваться.

Уверены мы, что будучи служителями Божиими и добрыми строителями, имеете вы достаточные силы благоустроить все дела церковные. Но поскольку дошло и до нас, что весьма многие, прежде по упорству от нас отделявшиеся, желают ныне быть в мире с нами, а многие, отступив от сношения с арианами, ищут общения с нами, то почли мы необходимым, что написано нами и возлюбленными нашими Евсевием и Астерием, тό написать и к вашей доброте, ο возлюбленные и подлинно вожделеннейшие сослужители. Мы радуемся таковому известию, и желаем, чтобы если и остается еще кто далеким от нас и если кто по-видимому сходится еще с арианами, то и он бежал бы арианского их безумия, и наконец, все и повсюду могли бы сказать: един Господь, едина вера (Еф 4:5). Ибо, как сказал Песнопевец, что добро, или что красно, но еже _итии братии вкупе (Пс 132:1)? Α дом наш — Церковь, и у нас прилично быть одному и тому же образу мыслей, ибо веруем, что в таком случае будет с нами обитать и Господь, сказавший: вселюся в них и похожду (2 Кор 6:16), и: зде вселюся, якоже изволих й (Пс 131:14). Где же 167 зде, как не там, где проповедуется одна вера, одно благочестие?

2) Посему, действительно, и мы египетские вместе с возлюбленными нашими братиями, Евсевием и Астерием, намеревались идти к вам как по многим причинам, так особенно для того, чтобы облобызать любовь вашу и сообща насладиться таким миром и единомыслием. Но поскольку, как объясняли мы и в других посланиях, и как можете узнать от самих сослужителей наших, удерживают нас церковные нужды, то мы поскорбели и упросили этих сослужителей наших, Евсевия и Астерия, идти к вам вместо нас. И благодарение их богочестию, что хотя сами и могли поспешить в свои епархии, однако же всему предпочли путешествие к вам ради настоятельной церковной нужды. Получив их согласие, утешились мы тем, что когда они и вы будете там, и мы все почтем себя соприсутствующими с вами.

3) Итак, всех желающих быть в мире с нами, особливо же имеющих собрания в старом городе, а также отступивших от ариан, пригласите к себе, примите их как отцы детей, присвойте себе как учители и попечители и соедините их с возлюбленными нашими, сущими с Павлином, ничего же не требуйте от них больше, a только чтобы предали анафеме арианскую ересь и исповедали веру, святыми Отцами исповеданную в Никеи, предали также анафеме утверждающих, что Дух Святый есть тварь и отделен от сущности Христовой. Ибо не разделять Святую Троицу и не говорить, будто бы нечто из Нее есть тварь, значит, истинно отступить от ненавистной ереси ариан. Α те, которые притворно приписывают себе веру, исповеданную в Никеи, дерзают же произносить хулу на Духа Святаго, не более делают, 168 как только на словах отрицаются арианской ереси, содержат же ее в сердце. Всеми да будут преданы анафеме нечестие Савеллия и Павла Самосатского, безумие Валентина и Василида и безрассудство манихеев. Ибо когда будет все это, тогда все соделаются свободными от всякого худого подозрения, и видима будет единая чистая вера Вселенской Церкви.

4) Α что эта вера содержится и нами, и имевшими всегда с нами общение, это, думаем, не неизвестно и вам, и всякому другому. Поскольку же участвуем в радости намеревающихся вступить в единение как всех, так преимущественно имеющих собрания в старом городе, и как за всех, так за доброе преднамерение последних наипаче прославили мы Господа, то умоляем вас на этих условиях пребывать с ними в единомыслии, и, по сказанному прежде, как вам ничего большего не требовать от имеющих собрания в старом городе, так и сущим с Павлином не выставлять на вид ничего иного, кроме Никейских определений.

5) Объявляемый же некоторыми лист, будто написанный ο вере на Сардикийском Соборе, запретите вовсе читать или ссылаться на него, потому что Собор не определял ничего такого. Хотя некоторые, под видом, что изложение веры Никейского Собора недостаточно, желали писать ο вере и усильно покушались на это, однако же святой Собор, сошедшийся в Сардике, вознегодовал на то и определил не писать больше ο вере, но довольствоваться верою, исповеданною Отцами в Никеи, потому что исповедание это ни в чем не имеет недостатка, но исполнено благочестия, и не должно вторично излагать исповедание веры, чтобы исповедание, написанное в Никеи, не могло быть почтено недостаточным, и не было дано этим повода 169 желающим часто писать и делать определения ο вере. Почему, если кто будет выставлять на вид это или другое изложение веры, останавливайте таких и убеждайте их пребывать лучше в мире, и мы ничего более не видим в этих людях, кроме одного упорства.

Скажем и ο тех, которых порицали иные за употребление речений триИпостаси, так как речения эти взяты не из Писания и подозрительны. Хотя мы и просили ничего большего не требовать, кроме Никейского исповедания, однако же по причине спора спрашивали их: не именуют ли они, подобно арианам, Ипостаси сии отчужденными, разобщенными, и взаимно иносущными, каждую же Ипостась особо отдельною, как отделены другие твари и рождаемые от людей, или не именуют ли Ипостасей различными сущностями, каковы например золото, или серебро, или медь, или как другие еретики именуют три начала и трех богов, не так ли и они, думая об Ипостасях, именуют их? И они подтвердили, что не в таком смысле именуют и что никогда так не думали. Когда же спросили мы их: почему же говорите это и вообще для чего употребляете такие речения? — они отвечали: для того, что веруем во Святую Троицу, знаем же Троицу не по имени только, но истинно сущую и пребывающую, истинно сущего и пребывающего Отца, истинно сущего и пребывающего самосущим Сына, пребывающего и сущего Духа Святаго, не именуем же трех богов или трех начал и вовсе не терпим утверждающих это или мудрствующих так, но ведаем Святую Троицу, и единое Божество, и единое Начало, и Сына единосущного Отцу, как изрекли Отцы, и Духа Святаго, не тварь и не чуждого, но собственного сущности Сына и Отца и нераздельного с Ними. 170

6) Приняв же от них такое объяснение и оправдание речений, спросили мы и обвиняемых ими, будто бы именуют одну Ипостась: не в том ли смысле, как мудрствует Савеллий, и они именуют так, отрицая чрез сие Сына и Святаго Духа, или предполагая, что Сын не самосущ и Дух Святый не самостоятелен? Но они подтвердили, что не в этом смысле именуют и никогда так не думали, именуем же, говорили, Ипостасию, почитая равнозначительным сказать: Ипостась или сущность, a разумеем одну Ипостась, потому что Сын от Отчей сущности, и признаем тождество естества в Отце и Сыне. Ибо веруем, что Божество одно и естество Его одно, а не иное естество Отца, и нечуждое Ему естество Сына и Святаго Духа.

И, действительно, обвиненные, что именуют три Ипостаси, стали в этом согласны с последними, а утверждавшие одну сущность и сами одобрили мнение первых в том виде, как объяснили они его, те же и другие предали анафеме Ария как христоборца, Савеллия и Павла Самосатского как злочестивых, Валентина и Василида как чуждых истине, и Манихея как изобретателя зол. И все, по благодати Божией, после таких объяснений совокупно соглашаются, что лучше и точнее подобных речений вера, исповеданная Отцами в Никеи, и что, наконец, лучше довольствоваться и пользоваться теми речениями, какие употреблены в Никейском исповедании.

7) Α поскольку некоторые, по-видимому, спорят друг с другом и ο домостроительстве Спасителя в воплощении, то и об этом спрашивали мы тех и других, и что исповедали одни, с тем согласились и другие, именно же: не как Слово Господне было в пророках, так при скончании веков вселилось Оно в Святого Человека, напротив же 171 того, само Слово плоть бысть, и во образе Божии Сый приял зрак раба, и от Марии по плоти соделался человеком ради нас, и таким образом, род человеческий, в Нем совершенно и всецело освобождаемый от греха и оживотворяемый из мертвых, вводится в Царство Небесное. Они исповедывали также, что Спаситель имел тело не бездушное, не безчувственное и не неразумное, ибо поскольку Господь ради нас соделался человеком, то и невозможно телу Его быть неразумным, потому что самим Словом совершено спасение не тела только, но и души. Будучи же истинно Божиим Сыном, соделался Он и Сыном человеческим, и будучи единородным Божиим Сыном, соделался и первородным во многих братиях. Почему, не иной был Сын Божий, сущий прежде Авраама, а иной сущий после Авраама, не иной был воскресивший Лазаря, а иной вопрошавший ο нем, но Один и Тот же по-человечески сказал: где положен Лазарь? A пo Божеству воскрешает его. Один и Тот же телесно, как человек, плюну, и Божески, как Сын Божий, отверз очи слепому от рождения, и пострадав плотию, как сказал Петр (1 Пет 4:1), Божески отверз гробы и воскресил мертвых. Таким же образом, из сего уразумевая и все повествуемое в Евангелии они утверждали, что одинаково рассуждают ο воплощении и вочеловечении Слова.

8) Поскольку же так они исповедали, то умоляем вас: не осуждайте поспешно и не отвергайте так исповедующих и так объясняющих употребляемые ими речения, но лучше принимайте желающих мира и оправдывающихся. Α которые не хотят так исповедывать и объяснять сии изречения, тех удерживайте и пристыжайте, потому что образ их мыслей подозрителен. Но не терпя последних 172 и первых, правильно толкующих и мудрствующих, увещавайте не предлагать больше вопросов друг другу, не входить в словопрения ο бесполезном, не состязаться ο подобных речениях, но согласно держаться благочестного образа мыслей. Ибо рассуждающие иначе, любящие спорить ο таких речениях и доискивающиеся чего-то сверх написанного в Никеи, не иное что делают, а только как ненавистники мира и любители расколов напаяют подруга развращением мутным (Авв 2:15). Вы же, как люди добрые, рабы верные и Господни строители, что соблазняет и отчуждает, то прекращайте и воспрещайте, всего же более предпочитайте таковой мир, храня здравую веру, Господь, может быть, помилует нас и соединит разделенное. Когда же соделается единое стадо, тогда все мы паки будем иметь единого вождя, Господа нашего Иисуса Христа.

9) И мы, оставшиеся в Александрии, обще со сослужителями нашими Астерием и Евсевием (потому что большая часть из нас разошлись по своим епархиям), хотя не должно было спрашивать ни ο чем, кроме Никейского Собора, и не терпеть спорных речений, однако же ради мира, и чтобы не отвергнуть желающих веровать право, предлагали им эти вопросы, и что они исповедали, то изложили кратко. И вы также сообща, и где обыкновенно имеете свои собрания, прочтите это, и удостойте пригласить туда всех. Ибо справедливо прочесть сперва послание там, и там же вступить в единение с желающими и домогающимися мира, и уже по присоединении их, где угодно будет всему народу, там в присутствии вашей доброты и совершать церковные службы и всем сообща прославлять Господа.

Приветствуют вас сущии со мною братия, желаю, 173 чтобы выздравствовалии творили ο нас память пред Господом.

Подписали сие: я, Афанасий, и другие собравшиеся епископы, и присланные епископом острова Сардинии Люцифером два диакона Еренний и Агапит, и присланные Павлином Максим и Калимер также диаконы, были же при сем и некоторые монашествующие от епископа Аполлинария, для сего им и присланные.

10) Поименованные же вначале епископы, к которым писано это послание, были: Евсевий — города Верчелли в Галлии, Люцифер — острова Сардинии, Астерий — Петры аравийской, Киматий — Палтоса в Келесирии, Анатолий — Евбеи.

Α писавшие послание были: Папа Афанасий и пребывающие с ним в Александрии Евсевий и Астерий и прочие: Гаий — епископ Паратония близ Ливии, Агаф — Фрагона и части Елеархии египетской, Аммоний Пахнемуниса и остальной части Елеархии, Агафодемон — Схедии и Менелаита, Драконтий — малого Ермополя, Аделфий — Онуфа лихнийского, Ермион — Танеса, Марк — Зигров близ Ливии, Феодор — Атриба, Андрей — Арсеноита, Пафнутий — Саиса, Марк — Филов, Зоил — Андро, Мина — Антифрона.

К сему Евсевий приписал по-латыни, что в переводе значит:

Я, епископ Евсевий, с вами, по точном с обеих сторон исповедании веры вашей, взаимно между собою соглашающимися в рассуждении Ипостасей, и сам согласен, и не сие только подтверждаю, но и все, что говорится в Послании, как видно это по связи речи, ο воплощении Спасителя нашего, а именно, что Он Сын Божий и соделался человеком, восприяв на Себя, кроме греха, всего ветхого нашего человека, каким он был. И 174 поскольку лист, приписываемый Сардикийскому Собору, устраняется, чтобы не казалось, будто бы излагается в нем что-либо сверх никейской веры, то и я соглашаюсь не делать его гласным в Церкви, чтобы не подать мысли, будто бы исключается им никейская вера, и желаю возмогать вам ο Господе.

Я, Астерий, дал свое согласие на все писанное выше, желаю возмогать вам ο Господе.

11) Когда же свиток сей был прислан из Александрии к антиохийцам за означенными подписями поименованных выше, тогда и сами они подписались к нему:

Я, Павлин, как приял от отцов, так и содержу в мыслях, что Отец есть и пребывает совершен, и Сын пребывает совершен, и Дух Святый ,пребывает совершен, почему и приемлю написанное выше толкование ο трех Ипостасях, и об единой Ипостаси, или сущности, а равно и разумеющих так. Ибо благочестиво разуметь и исповедывать Святую Троицу в едином Божестве. И ο совершившемся ради нас вочеловечении Отчего Слова так рассуждаю, как написано, а именно, что по сказанному Иоанном Слово плоть бысть, и что не претерпело Оно изменения, как говорят злочестивые, но соделалось ради нас человеком, родившись от Святой Девы Марии и от Духа Святаго. Ибо Спаситель приял на Себя тело не без души, не без чувства, не без ума, потому что когда Господь ради нас соделался человеком, невозможно иметь Ему только тело и не иметь ума. Почему анафематствую отметающих веру, исповеданную в Никеи, и не признающих, что Сын — от сущности Отчей и единосущен Отцу, анафематствую также утверждающих, что Дух Святый есть тварь, приведенная в бытие Сыном, и еще анафематствую ересь 175 Савеллия и Фотина, и все другие ереси, соображаясь с верою, составленною в Никеи, и со всем написанным выше.

Я, Картерий, желаю вам здравствовать.