Александро-Невское подворье в Иерусалиме

Не сомневаюсь, что Палестинское Общество, которое было так близко сердцу моего мужа, и все православное население Святой Земли должно быть потрясено ужасным испытанием, нам посланным. Уповаю, что молитвами моего дорогого мужа Господь и впредь не оставит Общество, и оно так же твердо будет преследовать свое святое назначение, так всегда утешавшее вашего Председателя.  


(Телеграмма Великой Княгини Елисаветы Федоровны
Вице-председателю ИППО Н.М.Аничкову, Москва, 6 февраля 1905г.)

 

НЕ УМОЛКНУ РАДИ СИОНА
И РАДИ ИЕРУСАЛИМА НЕ УСПОКОЮСЬ
(Пророк Исайя)

 

   "...Мне одинаково хорошо известно постоянное желание в Бозе почившего Государя Императора довершить начатое освящение в Русском доме домовой церкви и осуществление этого отлагалось Им временно до представления к сему благоприятного случая.
    Во исполнение этого посмертного желания покойного Государя Императора, Мне показалось самым подходящим освятить домовую церковь в Русском доме в Иерусалиме во имя Св.Благоверного Великого Князя Александра Невскаго и этим исполнить долг Его памяти; подобно тому, как Он Сам, с такой сыновней любовью принимал активное участие в сооружении на Елеонской горе церкви в память в Бозе почившей Матери нашей Государыни Императрицы"
    (Из Рескрипта Председателя ИППО Великого Князя Сергия Александровича на имя министра иностранных дел Н.К.Гирса, СПБ 03.01.1895г.)

"Русские Раскопки" - храм Александра Невского

    "...археологические раскопки на Русском месте, близ храма Воскресения Господня в Иерусалиме, привели, между прочим, к открытию порога современных земной жизни Спасителя древних еврейских ворот, через которые... Совет Православного Палестинского Общества, с утверждения Августейшего Председателя своего, постановил: возвести на этом месте особое сооружение, призвав к пожертвованиям на сей предмет всех благочестивых православных людей, которым дороги места, освященные жизнию и страданиями Христа Спасителя".

    (Из письма Совета ППО к обер-прокурору Св.Синода К.П.Победоносцеву).



В Святом Граде Иерусалиме, в самом его сердце, на улочке Даббага 25, в нескольких десятках метров от главной святыни христианского мира - храма Гроба Господня стоит выделяющееся на общем фоне здание. Видны еще старинные надписи, гласящие, что данная постройка - это Александровское подворье.

Подворье соединяет в себе археологический комплекс, храм Александра Невского, жилые и рабочие комнаты Императорского Православного Палестинского Общества. Общая площадь 1433 кв.м.

 

Почти сто пятьдесят лет тому назад Борис Павлович Мансуров, чиновник по особым поручениям Морского министерства выбрал сие место для приобретения на имя российского правительства. Некогда на этом месте стояла часть первоначальной базилики Св.Константина и монастырь крестоносцев Santa Maria Latina . На данной земле предполагалась постройка резиденции учрежденного незадолго до этого русского консульства в Иерусалиме. Весной 1859 года великий князь Константин Николаевич во время паломничества по Святым Местам одобрил предложение Мансурова, и участок откупили у эфиопского духовенства.

"На сем месте находятся развалины вековых сводов, относящихся, вероятно, к эпохе римского владычества в Палестине и содержащих, без сомнения, замечательные остатки древности. У входа стоят две разбитые мраморные колонны, принадлежащие, как говорят, древней паперти, окружавшей Храм Гроба Господня, а при начатии очистки подземелий уже найдены огромные обвалившиеся мраморные и гранитные карнизы, бронзовые вещи и надписи, высеченные в камне... Очистка подземелья потребует долгих работ и больших расходов, ибо здесь оказалась насыпь развалин и многовекового мусора, вышиною более пяти сажен", - писал в своей книге "Отчет о мерах, принятых к улучшению быта русских православных паломников в Палестине" Б.П.Мансуров.

    Первые археологические разведки, произведенные французскими учеными археологами графом Вогюэ и Клермон-Ганно подтвердили обилие и особенную ценность погребенных под развалинами руин памятников древности, в первую очередь святынь, связанных с христианским миром. Секретарь ППО М.П.Степанов писал архимандриту Антонину в письме от 7 декабря 1882 года: "...мелкие же вещи, или более ценные в археологическом смысле, не откажитесь принять на сохранение в Ваш музей".

    После издания 8 мая 1882 года Александром III указа о Православном Палестинском Обществе и первого заседания его Правления, на личные средства Председателя, Великого Князя Сергия Александровича, а именно 1000 рублей золотом, начались археологические изыскания. Возглавлял работы начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) и проживавший почти 40 лет в Иерусалиме знаток местных древностей немецкий археолог и городской архитектор Конрад Шик. Крупномасштабные научно-исследовательские изыскания привлекли особое внимание и заинтересованность как жителей и паломников, так и мировых мужей науки, и сие место в литературе стало называться "Русские Раскопки".

     "Предложенная Обществом "расчистка" с археологической целью Русского места внутри города Иерусалима, к востоку от великой Церкви Воскресения, начата, под моим присмотром, вчерашнего числа. Согласно мнению Его Превосходительства В.Н.Хитрово, расчищаем прежде всего северную сторону места, где и прежде обозначала себя большая комната около 15 метров длины и в 5 с половиной ширины, с остатками стен в полтора метра толщины... обозначились основания как бы косяков бывшей двери малых размеров из эпохи, вероятно крестоносцев, нарушающие архитектурный план целого", - сообщал 8 марта 1883 года архимандрит Антонин секретарю ППО М.П.Степанову.
    В сентябре 1883г. В.К.Сергий Александрович препровождает 400 рублей серебром архимандриту Антонину "для употребления их по Вашему усмотрению на предмет предохранения грозящих падением стен и на другие могущие встретиться надобности по раскопкам".
    Археологи наткнулись на остатки массивной стены, камни которой с характерной обтеской свидетельствовали о том, что возраст ее более двух тысяч лет. Сохранилась она высотою в два с половиной метра. Между двумя ее пилястрами пред очами археологов и духовных лиц предстала уникальная святыня евангельского времени - порог. Потертый, лоснящийся от шагов, с четкими следами выбоин и петель бывших некогда здесь ворот. В обе стороны от ворот тянутся неровные плиты древнейшей мостовой. В связи с тем, что данные ворота были расположены вблизи Голгофы, сомнений не было. Это Порог Судных Врат.

Сделаем небольшой экскурс в историю.
Нынешняя стена, отделяющая с запада Старый Иерусалим от Нового (между Дамасскими воротами и цитаделью) во времена Спасителя не существовала. В то время она проходила совсем близко, но восточнее и имела ворота в этом же направлении под названием "Судные врата". Данное название они получили в связи с тем, что возле них римляне провозглашали осужденным на казнь свой окончательный, не подлежащий обсуждению, приговор. Далее осужденного к распятию сопровождали только легионеры-охранники и палачи. Воздвигнута же была стена Иудейским царем Езекией при наступлении на город ассириан в VIII веке до Р.Х. и два века спустя восстановлена Неемией (Нехемья), наместником Иудеи под властью Персии. В 445г. до н.э. он прибыл в Иерусалим и ему удалось побудить народ восстановить городскую стену в кратчайший срок - 52 дня. В оном виде стояла стена в те дни, когда Спаситель через Судные врата шел за город на Голгофу с крестом на плечах.
Император Флавий Тит в 70 году н.э не только вступил в Святая Святых Храма и осквернил его, расстелив на алтаре свиток Торы, на который возлег с двумя блудницами, но и разрушил стены иерусалимские. В 138 году император Адриан начал восстанавливать Иерусалим, но в римском стиле, и включил в черту города предместье Гареб вместе с Голгофой и Гробом Господним. И город сызнова восстанавливался, все возвышаясь на обломках былого величия, достигнув местами прежней поверхности до 30 метров.




12 ступеней вниз (современный город лежит выше) в нескольких шагах от Порога Судных Врат, на уровне старой мостовой, археологи обнаружили арку на двух колоннах, по всей вероятности, огромной базилики обставленной колоннадами паперти, воздвигнутой над Гробом Господним Св. Константином Великим и его матерью Еленой. Другие же историки и археологи относят ее к еще более древнему памятнику - Капитолию Адриана, а именно - одному из пролетов большой арки, которая вела к храму Юпитера.

 

 


Сенсационные открытия привлекли не только внимание общественности, но и были признаны учеными мира. Русское консульство и Духовную Миссию решили строить в другом, тоже приобретенном в российскую собственность месте, получившем позже название "Русские постройки". (В так называемом "Русском Кампусе" в данный период пребывает Духовная Миссия Московского патриархата с домовой церковью царицы мученицы Александры, первой русской церквью в Святой Земле и расположенным пред ней Троицким собором.)

    По окончании раскопок консул Д.Н.Бухаров, архимандрит Антонин, архитектор Г.Франгья и члены ППО 13 сентября 1887 года в праздник Воскресения Словущего направляют телеграмму председателю ППО Великому Князю Сергию Александровичу: "Первый камень на раскопках торжественно положен сегодня при большом стечении народа...".
Первоначально зданию было дано название "Русский дом". К западу от археологической зоны с порогом Судных Врат и аркой Константина (Адриана) сделали широкую, не доходящую до потолка здания стену, отделившую пространство для создания храма. Порог покрыли стеклом в деревянной раме.

  Немного выше Священного Порога на одновременно обнаруженной широкой площадке, по всей видимости, относившейся к базилике царя Константина, был найден каменный престол, вероятнее всего придельного храма базилики, некогда покрывавшей одной крышей ряд священных мест. Посредине оставили престол, а перед ним на восток были воздвигнуты алтарь и иконостас.
28 больших полотен художника Николая А.Кошелева, передающих каждый эпизод крестного пути Иисуса Христа, укрепили в верхней части, вдоль стен всего помещения.

 

 

 

 

22 мая 1896 года храм был освящен в память о почившем Государе Императоре-Миротворце Александре III, создателе Палестинского общества. Во время освящения Патриарх Иерусалимский Герасим поместил в престол частицы мощей Святых Великомучеников: Харлампия,Феодора Стратилата и Пантелеимона.


После убиения террористом Каляевым Великого Князя Сергия постановлением общего собрания ИППО было принято решение об установлении скрижали у Порога Судных Врат в память о в Бозе почившем Августейшем Председателе. Академик архитектор М.Т.Преображенский и мастерская гранитных и мраморных изделий А.Баринова разработали и изготовили киот-скрижаль из розового с бело-серыми прожилками мрамора высотою в два аршина и восемь вершков и шириною в один аршин и четыре вершка с иконой преподобного Сергия Радонежского. Товарищество производства серебряных изделий "И.П.Хлебников, сыновья и  K°" изготовило для него металлическую раму на основании рисунков и технических указаний М.Т.Преображенского.

 

 







Ими же была изготовлена лампада, зажженная в Москве лично Елисаветой Федоровной. Зажженной доставили ее на Александровское подворье в Иерусалиме и с тех пор она носит название "Елисаветинской неугасимой лампады".








Никогда не иссякнет тяготение русских людей побывать, поклониться и устами припасть к главным трем святыням Иерусалима: Гробу Господню, Голгофе и Порогу Судных Врат. Свидетельство подвига наших паломников с особенной любовью увековечил присоединившийся к одному из поклоннических караванов английский писатель Стивен Грэм. Растворившись в толпе русских паломников, совершив с ними путь от Константинополя до Палестины и обратно до Одессы, он посвятил им такие слова:

    "Путешествие русских крестьян в Иерусалим - наиболее замечательное явление в современной русской жизни. Его история есть великий национальный эпос... Даже когда я буду стар и сед, я буду оглядываться на него, как на нечто наиболее удивительное, что я встречал на своем пути, как на совершенно исключительное шествие... Это было желание сердца, гений искания, который научил меня искать Иерусалим через Россию".

    ("With the Russian Pilgrims to Jerusalem ". С русскими паломниками в Иерусалим. Лондон, 1916.


Не так давно отошедший в мир иной, особо почитаемый среди паломников и монашествующих 94-летний духовник Елеонской обители и Вифанской женской монашеской общины при храме Марии Магдалины архимандрит Нектарий (Чернобыль) вспоминал: "Я очень любил принимать участие в ежегодной процессии Великого Четверга, когда поздним вечером после чтения 12 Евангелий все монахини и паломники выходили из Русского Гефсиманского монастыря и с пением тропаря Великого Четверга "Егда славнии ученицы", - со свечами и фонарями в руках проходили по крестному пути... Шествие заканчивалось на Русских Раскопках, у порога Судных Врат, через которые Христос некогда прошел на Голгофу, и здесь снова читали Евангелие...".

    Создателям, благотворителям и главным деятелям ИППО была оказана (и впредь будет оказываться) особая честь: на древних стенах Раскопок по правую сторону от Порога Судных Врат укреплены метровые мраморные мемориальные доски, на которых золотыми буквами начертаны их имена.

    ©. Николай Воронцов
    Председатель ИППО (Иерусалим и Ближний Восток)

 

 

Источник: Сайт истинного Императорского Православного Палестинского Общества Иерусалим и Ближний Восток

medal2a.jpgmedal2a.jpg