Амфилохий Иконийский. Слово на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа



святитель Амфилохий Иконийский. Слово на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Сей духовный и светлый луг, испещрен­ный красотою небесных цветов, и благо­уха­ю­щий чистыми Апостоль­скими вонями*, представляет образ Божест­вен­наго рая. Как чув­с­т­вен­ный и неувядаемый тот сад исполнен был нетлен­ными древами, безсмертными плодами и другими превосходными и неисчислимыми красотами: так и сие Богосветлое собрание священ­нолепной Церкви сияет духовными и неизречен­ными тайнами, из ко­их настоящий святый праздник Рождества истин­наго Бога нашего Христа есть для нас непреоборимая твердыня, непоколебимое основание, начало спасения и преславный венец. Для него древнее было образователь­но предречено; чрез него новое ясно проповедано всей вселен­ной. Им уничтожена сила тления, и прекращено гибель­ное поклонение демонам. Им умерщвлены страсти человеческия, и возстановлена жизнь Ангель­скаго господства. Им отверсто небо, и земля получила Божест­вен­ное величие. Им возвращен человекам рай, и упразднено владыче­с­т­во смерти. Им разсеяно демонское обольщение, и возвещены премудрость Божия и всечистое прише­с­т­вие Бога на землю. Ибо «не Ходатай, ниже Ангел, но Сам Господь приидет и спасет их», говорит Пророк (Ис.63:9). О неизчислимое богатство благовестий Божест­вен­ных! О неизъяснимое ведение таин премудрых! О неистощимое сокровище неизречен­ных даров Божиих! О неоскудева­ю­щая благодать промысли­тель­наго человеко­любия! «Сам Господь приидет и спасет их».

Каким же образом, Пророк Божий, по твоему пророчеству, Господь приидет к нам? В сем случае я с дерзновением обращаюсь к тебе, приняв на себя лице тех древних мужей, которые восхвалили всехвальное торже­с­т­во прише­с­т­вия Господа, но которые на самом деле не видели новаго и пречистаго рождества Его от Пречистыя Девы, не видели ликования Ангелов, не слышали Божест­вен­ных их гласов, ко­ими, оглашая блажен­ных пастырей, они с радостию возвещали о родив­шемся Спасителе, не зрели ни даров, принесен­ных волхвами, ни Божескаго их поклонения; – приняв, говорю, на себя лице древних оных мужей, я желаю вопросить тебя об образе предвозвещаемаго тобою прише­с­т­вия. Ибо пророче­с­т­во твое действи­тель­но должно было сильно поразить их, и чрезвычайною таин­ствен­ностию своею привести ум их в совершен­ное недо­умение: потому что они не могли и вообразить себе, что безсмертный Бог приидет к брен­ным человекам, Неосязаемый – к чув­с­т­вен­ным, Невидимый – к плотяным. Как же они думали о прише­с­т­вии Бога, и о явлении Его? – Одним казалось, что Он явит­ся так, как явил­ся прежде Аврааму в виде Ангелов; другим, как явил­ся Моѵсею в пламени купины; или как явил­ся Исаии и Иезекиилю, окружен­ный Серафимами и Херувимами: ибо все сии засвидетель­ствовали, что они видели Бога под сими различными образами. Итак, какой из сих образов более досто­ин того, чтобы в нем явил­ся Бог? – Очевидно, что ни один. Чем же это подтвердить? – Другими пророческими словами: «посем на земли явися, и с человеки поживе» (Вар.3:38). To были свидетель­ства Его явления, a не обращения с людьми; а здесь возвещает­ся Его обращение с человеками, a не просто явление. «Сам Господь приидет и спасет их». О если бы ты, Блажен­ный, возвестил нам, как Непричастный образу облекает­ся в образ, Непреложный снисходит с небесных высот на землю?

На сие отвечает Божест­вен­ный оный муж: образ Его прише­с­т­вия вы должны уразуметь из других пророчеств. Для чего испытываете сие пророче­с­т­во более надлежащаго? Или вы не знаете речен­наго, что «Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже ест сказаемо: с нами Бог» (Ис.7:14; Мф.1:23)? Или не читали и нe слышали написан­наго: «яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Егоже началь­ство бысть на раме Его: и нарицает­ся имя Его велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века» (Ис.9:6)? Из сих слов познайте образ прише­с­т­вия Его. Нетлен­ная Дева возжет телесно нетлен­ный светильник. Ибо вседержавному Слову Божию надлежало снизойти к нам, уничижив Себя даже до плоти, дабы тех, которые сотворены были безтелесным Боже­с­т­вом, но обветшали от греха, обновить чрез свое воплощение, и соделать их нетлен­ными чрез принятие на Себя тлен­наго.

Сии слова Пророка, сказан­ныя к вопрошав­шим его, повторим и мы. О Отроча, древнейшее неба! О треблажен­ный Сын, пришедший к нам, нося на раменах сво­их началь­ство, и не ищущий, чтобы получить власть от другаго! Ибо Слову, как Сыну, принадлежит власть над всем по естеству, и она не сообщена Ему, как твари. Посему сказано: началь­ство бысть на раме Его. О Отрасль преславная! Ибо Он нарицает­ся «великаго совета Ангелом и Богом крепким». О Владыче­с­т­во всемогущее! Ибо Он «Чуден, Советник и Князь мира».

Посему, как мы про­славим нынешнее праздне­с­т­во? Как провозгласим настоящее таин­ствен­нейшее торже­с­т­во? Кто исчислит нетлен­ное богатство дня сего? Какими велегласными и возвышен­нейшими глаголами исповедуем сие всехвальное и победоносное таин­ство нетления? – О день, достойный безчислен­ных песнословий! – день, в который возсияла нам звезда от Иакова, небесный человек возстал от Израиля, пришел к нам Бог крепкий, Солнце правды осветило нас, открылось сокровище Божест­вен­ных добродетелей, прозябло для человеков древо вечной жизни, возсиял Восток с высоты, Владыка небеснаго и земнаго изшел из девических ложесн в растлен­ный мир, для искупления мира: «яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь» (Лк.2:11), – свет для языков, и спасение дому Израилеву! О чудо! Невместимый небесами, соделав­шись Младенцем, почивал в яслях; Сотворив­ший все единым словом был согреваем матерними объятиями; Даровав­ший бытие всем премирным Силам, питал­ся пречистыми сосцами Святыя Девы! «Бысть же, – повествует Евангелие, – егда быша тамо, исполнишася дние родити Ей: и роди Сына своего первенца, и повит Его, и положи Его в яслех: зане не бе им места во обители» (Лк.2:6–7). Какая новая и дивная тайна! Какое всемощное и ближайшее к смертному человеку благоволение Божест­вен­наго Промысла! Какое сильное и действи­тель­ное вооружение против диавола! Мир, древле подвергшийся греху чрез деву, освобожден от греха Девою. Полчища невидимых демонов, столь многия и столь сильныя, низвержены в ад Родив­шимся от Девы. Господь принял образ рабов, и уподобил­ся им, дабы снова соделать рабов подобными Богу. О Вифлеем, – град священ­ный и наслед­с­т­вен­ный всем человекам! О ясли, ясли, равные в славе Херувимам и единочестные Серафимам! Ибо от века возседящий на Херувимах и Серафимах – Бог ныне возлегает среди вас, как человек. О Мария, Мария, родив­шая Первенца, – Творца всех! О человече­с­т­во, сообщив­шее телесность Слову Божию, и в сем отношении предпочтен­ное небесным и умным Силам! Ибо Христос не благоволил облечься в неизменя­емый образ ни Архагелов, ни Начал, ни Сил, ни Властей, нo принял на Себя образ человека, который ниспал с высоты своего досто­ин­ства, и уподобил­ся безсловесным. He здоровые имеют нужду во враче; но к одержимому тяжкою болезнию человеку пришел настолько дивный Врачь, что, изгнав из него болезнь, даровал ему спасение, большее и высшее здравия. И где ныне тот неприязнен­ный и неотразимый, злобный и злокознен­ный змий, обещав­ший поставить на высоте престол свой (Ис.14:13)?

Итак, братия, причаст­ники блажен­наго звания небеснаго, призван­ные к усыновлению Богу и к братству! Мы должны возблагодарить Призвав­шаго нас, и показать себя достойными Того, Кто приемлет нас в братство и усыновление. Послужим Ему охотно и с любо­вию, будучи готовыми ко всякому исполнению правды. Украсим себя чистотою, препояшемся убоже­с­т­вом, прилепимся к слову Божию, пребудем в святых молитвах и священ­ных песнопениях во славу Божию. Не будем сообразо­ваться с сим веком, забудем о земных и тлен­ных пожеланиях, «побеждая благим злое, ни единому же зло за зло возда­ю­ще» (Рим.12:21, 17). Перестанем почитать себя постоян­ными жителями земли, уповая быть гражданами небесными, общаться с Ангелами, и предстоять престолу горняго царствия. Таковы заповеди Святых Апостолов! В них Христос положил для нас блажен­ный и вечный завет свой. Да удивит­ся мир добродетели Христиан! Да постыдят­ся Иудеи, видя новый и избран­ный народ, украшен­ный столь великою духовною красотою, и озаря­ю­щий мир толиким светом! Бог для того и оставил нас пребы­вать среди язычников, дабы мы сияли, как светила, в мире, дабы были «семенем» спасения (Рим.9:29), служа примером к обращению для всех, кои живут вместе с нами. Берегитесь, чтобы кто нибудь из язычников ради ваших дел не похулил Бога, но да восхвалит­ся чрез нас Тот, Кто призвал, освятил и спас нас. Жестокие и дерзкие люди да удивляют­ся нашей кротости и нашему смирению; злословящие, слыша, что мы в ответ на злословие благословля­ем их, да устыдят­ся; корысто­любцы и мздо­имцы пусть найдут нас непричастными корысти, и пусть знают, что мы не имеем стяжания земнаго, но стяжание наше на небе. Приходящие к нам с дружеским приглашением к мирским удоволь­ствиям, пусть увидят нас строгими, непоколебимыми, любящими цело­мудрие, не прельща­ю­щимися удоволь­ствием, и умерщвля­ю­щими плоть свою. Пусть уразумеют все, чтó может совершить в нас пребывание Святаго Духа! Скорые на клятву пусть узнают, что мы не только не клянемся, но даже страшимся про­износить имя Божие, говоря о низких и земных предметах. Тогда все мы во всяком случае будем учителями для всех, имеющих общение с нами.

Живя таким образом, мы соделаемся священ­ным квасом, мир заквасит­ся нами во спасение, уготовит­ся чрез нас великий плод Господу, и Бог про­славит­ся в нас, по слову Спасителя: «о сем про­славися Отец, да плод мног сотворите, и будете Мои ученицы» (Ин.15:8). Прославлен­ный же нами Господь про­славит и нас вечною славою во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава во веки. Аминь.

Источник: Святаго Амфилохия епископа Иконийскаго Слово на Рожде­с­т­во Великаго Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт-петербургской Духовной Академии». – 1836 г. – Часть IV. – с. 227–237.