Амфилохий Иконийский. Слово на Великую Субботу



Свт. Амфилохий Иконийский. Слово в Великую субботу.

В настоящий день празднуем мы погребение Спасителя нашего. Он в преисподней разрешает мертвых от уз смерти, исполняет ад светом, возбуждает усопших; а мы ликуем на земле, представляя себе Его воскресение, и не страшимся, чтобы тлением побеждено было нетление: не даси, говорит Писание, преподобному Твоему видети истления (Псал. 15, 10).

Пусть посмеваются нашему любомудрию Иудеи, ожидающие другаго Христа, и Еллины, сокрывшие бо гробе свои надежды, как о них справедливо сказал Пророк: и гроби их жилища их во век (Псал. 48, 12). Смеющиеся возстенают некогда, взирая на Того, Кого пронзили (Зах. 12, 10) и обезславили; а мы плачущие растворим скорбь веселием. Смерть восхитила Господа Христа? но она не удержит у себя Жизни. Она поглотила Его? но поглотив, не зная кого, она вместе с Ним извергла многих. Сегодня Он добровольно связан узами смерти, а заутра воскреснет с добычею ада. Вчера Распятый помрачил солнце, и среди дня настала ночь; ныне смерть низлагается, приняв чуднаго Мертвеца. Вчера сетовала природа, взирая на неистовство Иудеев, и облекалась в печальную одежду мрака; ныне людие ходящии во тме, видеша свет велий (Ис. 9, 2). Вчера возмущалась земля, замышляла бегство, угрожала поглотить живущих на ней, вчера разседались горы, распадались камни, обнажился храм, раздрав, как одушевленный, свою одежду, и тем показал, до какой степени осквернена была святыня. Бездушныя творения возчувствовали ужас преступления; а дерзнувшие учинить оное пребыли безчувственны душею. Стихии вознегодовали, и скоро выстутпили бы из порядка, и произвели бы всеобщее смятение, если бы не познали воли Творца, что Он страдал по своему изволению.

О неслыханныя и чудныя события! Распростерший словом небеса простирается на древее, связавший море песком связуется узами, открывший источники меда напаяется желчию, увенчавший землю цветами венчается терниями, поразивший Египет десятью язвами, и покрывший главу Фараона водами, биется по главе тростию; Тот, на кого не смеют взирать Херувимы, приемлет заплевание лица! Но претерпевая все сие, Он возносит молитву за распинателей: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят (Лук. 23, 34). Он кротостию побеждает злобу, защищает Христоубийц, уловляя их во спасение; оправдывает виновность, обвиняя неведение; не исполняется негодованием, соделавшись жертвою наглаго их безумия; переносит буйство, и человеколюбием влечет к покаянию. Но нужно ли говорить более? Не получив никакой пользы от такой благости, злобные люди заключают и гроб Того, Котораго не вмещает ничто существующее; кладут знамения, храня спасение наше, и окружают гроб воинскою стражею, страшась Его воскресения. Кто видел, чтобы стрегли мертвеца? Или более, кто видел мертваго, на котораго бы вооружались? Кто слышал, чтобы действительная смерть наводила сомнение, и внушала опасение ея виновникам? Кто, отняв жизнь у врага, не оканчивал вражды? Кто, удовольствовавшись смертию противника, не прекращал злобы?

Иудей! для чего ты боишься изведеннаго тобою из среды живых? Для чего страшишься умерщвленнаго тобою? Почто трепещешь лишеннаго жизни? Почто ужасаешься Распятаго тобою? Пригвожденный ли ко Кресту приводит тебя в смятение? Убийство дает тебе безопасность: будь борд! Если Умерший простой человек; то не воскреснет. Если простой человек, то хорошо ты сделал, что пригвоздил Его ко кресту. Если простой человек; то не сбудутся слова Его: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Иоан. 2, 19). Если простой человек; то для чего ты, безразсудный, запечатлеваешь гроб? Дождись третьяго дня, и увидишь, как обличится твое безумие! Перестань безпокоиться: ты увидишь, каково будет исполнение дела. Перестань враждовать против истины, перестань воевать с Богом, и в этой войне покрывать себя ранами. Перестань помрачать Солнце правды, думая угасить лучи Его. Перестань заграждать с усилием Источник жизни. Перестань докучать правителям, и твердить им о страже. Перестань покупать обман, и уговаривать воинов. Не трудись напрасно, не издерживай на нечестие своих сокровищ, и не надейся победить Бога. Не обещай воинам награды, чтобы они вместо истины сказали ложь. Не приставляй ко гробу бодрствующей стражи; не полагайся на оружие. Воскресение не преграждается оружием, не стесняется печатями, не отражается воинами, не приобретается деньгами, но верою. Разве ты не видел, как Лазарь отряс от себя смерть, как сон? Ты видел, как он, услышав глас: гряди вон (Иоан. 11, 43), выходил обвитый пеленами; ты видел, как мертвый повиновался повелению, и погребальныя узы не удерживали его. Ты видел, как оный глас оживотворил разрушеннаго смертию? Но кто был силен тогда; тот силен и теперь. Воскресивший раба, тем более воскреснет Сам. Воззвавший к жизни предавшагося тлению, не оставит мертвым Себя.

Но ослепление Иудеев велико: они и видя чудеса, не видять; очи имут, и не зрят; уши имут, и не слышат (Псал. 134, 16). Поелику бог века сего ослепил сердца их, так что для них не сияет свет Евангелия правды. Предоставим их доколе собственному их неверию; а мы, вообразив в уме своем гроб Спасителя, скажем с верующею Мариею и другими женами: взяша Господа нашего, и не вемы, что сотвориша Ему (Иоан. 20, 13). Ему слава, с Пречистым Отцем и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки. Аминь.

Источник: Святаго Амфилохия, епископа Иконийскаго, Слово в Великую субботу. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». — СПб.: В Типографии Министерства Внутренних Дел, 1837. — Часть II. — С. 46-51.