Антоний Великий. Письма к монахам



1. О удалении от мира.

Возлюбленные, во-первых я желаю вам спасения от Господа, потом покажу вам различные образы удаления от мира и обращения к Богу. Люди, которым преподаются истины Евангельскаго учения, и которых Дух Божий призывает к святой и благочестивой жизни, бывают троякаго рода. Одни, услышавши слово спасения, убеждаются в истине онаго почти также, как убеждаются в истине слов другаго человека. Посему, не медля ни мало, последуют призыванию Божию, и стараются сообразовать жизнь свою с учением Евангельским. Так некогда отец наш Авраам, услышав повеление Божие: изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди во землю, юже ти покажу (Быт. 12, 1), охотно и немедленно исполнил сие повеление, чрез то соделался примером послушания для всех, коим проповедуется Евангелие. Сей образ удаления от мира и обращения к Богу всегда предоставлен свободе каждаго человека. И ныне если кто отворяет двери сердца своего Божественной благодати, вместе с сею благодатию принимает залог будущих благ.

Другие возбуждаются к жизни благочестивой только потому, что узнают из Евангельскаго учения о великих наказаниях, которыя ожидают грешника в будущей жизни, и о неизреченном блаженстве, которое обещано праведным. Страх подвергнуться первым и надежда получить последнее побуждают их исполнять волю Божию. Таким образом закон Господень обращает души их (Псал. 18, 8), и явление словес Господних просвещает и вразумляет их (Псал. 118, 130).

Иные, наконец, по развращению и грубости сердца своего, по сильной и долговременной привычке ко грехам не могут оставить порочную жизнь свою первыми двумя образами. Почему милосердый Бог ввергает их в бедствия и болезни, чтобы совесть их пробудилась от греховнаго усыпления, чтобы тяжкия несчастия побудили их раскаяться всем сердцем в беззакониях своих, последовать призыванию Божию, и сделаться участниками в дарах духовных также, как первый и второй род людей, обращающихся к Богу. И так Бог трояким образом показывает людям путь спасения, чтобы могли они усвоить себе заслуги Искупителя, Сына Божия.

Кто совершенно удалился от мира, и всем сердцем обратился к Богу, должен приобрести духовное мужество и научиться терпению, чтобы мог он твердо стоять против врага и отражать его нападения. Дух Святый в начале обыкновенно делает для него легкими все духовные подвиги, чтобы раскаяние во грехах не было для него трудно и неприятно. Он показывает ему истинный путь к благочестию, более и более усиливает в нем дух покаяния, укрепляет его в добродетелях, научает обуздывать свое тело и очищать свое сердце, и таким образом соделывает его наследником жизни вечной. Тело умерщвляется обыкновенно долговременными постами, бдением и трудами. Если человек постоянно питает в себе дух покаяния, и не препятствует действию Духа Божия, то трудные подвиги покаяния раждают в нем духовное утешение, и он уже ясно чувствует, что привязанность к суетным удовольствиям мира сего и возвращение к жизни порочной гибельно для него. Тогда душевный взор человека на окружающие его предметы просвещается, душа и тело очищаются, и в чистоте своей действуют согласно между собою. Все сие производит Дух Святый, который постепенно истребляет в человеке природное его повреждение, чтобы поставить его в первобытное состояние и чтобы не осталось в нем ничего, что собственно принадлежит врагу его. Когда душа человеческая возвращает первобытную свою чистоту: то тело уже теряет свое господство над нею, ибо тогда оно зависит от воли души, которая и предписывает ему правила воздержания в пище и питии и управляет им во всех его действиях, как говорит Апостол о себе: умерщвляю тело мое и порабощаю (1 Кор. 9, 27).

Действия человеческаго тела, по моему мнению, бывают троякаго рода. Одне относятся к обыкновенным занятиям жизни человеческой, когда человек посредством тела исполняет все внешния дела свои. Сии действия всегда зависят от воли души. Другия телесныя действия побуждают человека желать приятной и роскошной пищи и пития. Когда он удовлетворяет сему желанию, то изобилие крови и соков, произшедших от пищи, производит волнение в теле и раждает различныя порочныя желания. Посему-то Господь наш Иисус Христос говорит своим ученикам: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лук. 21, 34) и Апостол Павел запрещает упиваться вином, в нем же есть блуд (Ефес. 5, 18). И так всякий, кто удаляется от мира и обращается к Богу, должен наблюдать строгое воздержание в пище и питии, и таким образом умерщвлять тело свое, чтоб в чистоте совести мог он говорить с Апостолом Павлом: умерщвляю тело мое и порабощаю. Наконец иныя действия в человеческом теле происходят от злых духов, которые стараются совратить с пути чистоты вступивших в оный. Если душа постоянно питает в себе дух покаяния, и непрестанно старается строго исполнять евангельския заповеди, то Дух Святый показывает ей средства управлять действиями тела своего, или совершенно уничтожать оныя. Но если человек Не обращает внимания на заповеди Господни, и не хочет последовать им, то чувственныя желания его усиливаются, и душу его порабощают господству телесных страстей, так что она не знает, откуда получить себе помощь. Если же человек прибегает к Богу с молитвою о помощи, и в делах своих старается руководиться Духом Божиим, то противоборство страстям своим для него есть духовный покой и мир.

Из всего сказаннаго мною видно, что истинное покаяние и обращение к Богу требует чистоты не только душевной, но и телесной. Человек, который хочет удалиться от мира, прежде всего должен обращаться к Богу с молитвою о божественной помощи. Дух Святый ниспосылает свою помощь человеку по мере его ревности к благочестию, по мере того, как он сильно чувствует нужду в пособии, и желает получить оное. Когда Божественная благодать не находит препятствий своим действиям в сердце человеческом, то она постепенно искореняет в нем все страсти, как те, которых семя скрывается в теле человеческом, так и те, которыя раждаются собственно в сердце. Она просвещает взоры человека, чтобы они были светлы и чисты, и чтобы в них не было ничего помрачающаго или ослепляющаго их; исправляет слух его, чтобы человек обращал оный только ко гласу истины, а не к клевете или поношению, и чтобы особенно приклонял оный к воплям угнетенных и несчастных; освящает и язык его, чтобы он говорил всегда истину, полезное и назидательное для других. Ибо человек часто впадает во многие грехи единственно потому, что не обуздывает языка своего. О сем Апостол Иаков так говорит: аще кто мнится верен быти в вас, и не обуздывает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера (Иак. 1, 26) и в другом месте: язык мал уд есть, но сквернит все тело (Иак. 3, 5-6). Когда человек укрепится в благодати, то обращает внимание на каждое слово свое, чтобы в словах его не видно было никакого чувственнаго желания, но чтобы вси глаголы уст его, как говорит Соломон (Прит. 8, 8), были с правдою, и ничтоже в них было стропотно или развращенно, чтобы язык его, как язык премудрых, исцелял других (Прит. 12, 18). У порочнаго человека руки обыкновенно служат орудиемь ко греху, напротив у благочестиваго человека, котораго все дела освящаются внутреннею его святостию, руки выражают возвышенность и стремление духа его на небо: ибо во время молитвы оне воздеваются к небу. Таким образом на благочестивом человеке исполняются слова Писания, сказанныя о сильной и святой молитве людей благочестивых: Воздеяние руку моею, как жертва вечерняя. Сверх сего благотворение и раздаяние милостыни есть одна из необходимых обязанностей, исполнением которой руки праведных людей освящаются. Человек, истинно удалившийся от мира и обратившийся к Богу, наблюдает строгое воздержание в пище и питии, и никогда не увлекается примером тех, которые не сохраняют сей добродетели, так как говорит о сем псалмопевец: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях (Псал. 100, 5). Ибо он опасается, чтобы пища и питие не отяготило его, и чтобы невоздержание не ослабило духовных сил его, и таким образом не покорило власти врага. Посему человек любящий воздержание исполняет наставление Апостола Павла: аще убо ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите (1 Кор. 10, 31) Если возникают в нем чувственныя желания, дабы совратить его с пути правды, он спокойно удаляет оныя, и сохраняет себя в чистоте. Его защита, помощь и укрепление есть Дух Святый, который научает его побеждать всякое зло, и дает ему силу умерщвлять уды свои, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение (Кол. 3, 5). Наконец, благочестивый человек направляет на путь истины и стопы свои, если оне уклонялись на путь неправды: но более всего соблюдает чистоту сердца своего, хранит благодать, обитающую в оном, и всегда располагает оное к исполнению всякаго добраго дела. И так человек, желающий себе спасения, старается, чтобы и душа и тело его были совершенны и покорны благодати. Тело его некоторым образом участвует в силе и совершенствах будущаго, блаженнаго тела, которое откроется в воскресении мертвых.

Все, доселе сказанное нами, относится к тем порочным пожеланиям души, которыя раждаются в ней по причине соединения ея с телом. Сии пожелания всегда стремятся к тому, чтобы ослабить душу, и подвергнуть ее власти духа злобы. В душе бывают и другие пороки, какъ-то: гордость, ненависть, гнев, малодушие, нерадение, и другие подобные сим. Когда душа совершенно предается Богу, то преблагий Бог дарует ей дух истиннаго покаяния, и очищает ее от всех пороков, чтобы дух злобы не мог иметь власти над нею: ибо он всегда старается содержать ее в рабстве страстей и чрез то господствовать над нею. Если душа постоянно повинуется внушениям Духа Святаго, и терпеливо переносит труды покаяния, то милосердый Творец взирает благосклонным оком на все ея подвиги, какъ-то: на долговременный и строгий пост, бдение, размышление при чтении Слова Божия, непрестанную молитву, на искреннее и чистосердечное служение всем людям, на нищету духа. Преблагий Бог наконец освобождает ее от всех искушений, и изливает ей духовное утешение. Ибо Он человеколюбец есть. Ему и Единородному Его Сыну и Святому Духу должно быть приносимо славословие во веки веков. Аминь.

Примечание: [1] Всех писем Антония Великаго, которыя посылал он в различные египетския монастыри, считается двадцать. Он писал их на египетском языке, на котором оне и доныне сохраняются во многих Египетских монастырях. Еще в четвертом веке по Р. X. с египетскаго языка оне переведены на греческий, в восьмом на арабский, а в семнадцатом веке с арабскаго на латинский маронитом Авраамом Ехелленским, который и издал их в Париже в 1641 году. Святый Антоний писал сии письма в старости. Это видно как из следующих слов его в седьмом письме: Вся протекшая, довольно долговременная, жизнь моя была не что иное, как непрестанный плачь и стенание о грехах моих, так и из того, что в четвертом письме он упоминает об ариевой ереси, которая начала распространяться в восьмидесятых годах жизни святаго Антония.

О подлинности первых семи писемь, по Галландову изданию оных, свидетельствует Иероним (Catalog. de vir. illustr. cap. 88), который говорит, что в них виден апостольский дух, и что лучшее из них есть то, которое святый Антоний послал в монастыри, находящиеся близ города Арсиноя (письмо шестое). Святому Антонию приписывает сии письма и неизвестный греческий писатель книги О делах и изречениях отцев, которую Фотий разсматривает в своей Библиотеке (cod. 198). Сей неизвестный писатель, приводя одно место из перваго, предлагаемаго здесь, письма, прибавляет, что так сказал Антоний. Что касается до прочих тринадцати писем: то, по мнению Комбефизия (Recens. auct. Bibl. concion. tom. I. p. 5), подлинность их видна и из слога и из духа их, сходнаго с слогом и духом первых писем и прочих сочинений святаго Антония. — Настоящий перевод сделан по Галландову латинскому изданию оных в его Библиотеке древних Отцев.

Источник: Святаго отца нашего Антония Великаго, Письма к монахам. 1. О удалении от мира. // Журнал «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: В Типографии Медицинскаго Департамента Министерства Внутренних Дел, 1826. — Часть XXII. — С. 40-52.

2. О Синайском законодательстве, о воплощении Бога Слова и обязанности исполнять заповеди Божии

Антоний возлюбленным детям своим желает спасения от Господа.

Возлюбленные, Бог не в одно какое нибудь время открыл Себя людям, но открывает Себя им во всякое время, и будет открывать до скончания мира. И так кто ищет Господа всем сердцем, и ищет так, как Он Сам научает тому в слове Своем, тому Бог открывает Себя, тому дает Он благодать Духа Своего Святаго. Поелику душа человеческая, облеченная грубым и земным телом, за грехи свои лишилась первоначальнаго совершенства и потеряла первобытную силу, поелику она умерла и не могла уже возстановить себя в первобытное состояние, но уподобилась безсловесным животным, и более стала служить тварям, нежели Творцу: то Творец всех тварей, будучи побужден безконечною Своею благостию, дал человеку спасительные и животворные законы Свои, чтобы он, исполняя их, соделал себя достойным благости Его. И так кто употребляет все внимание и все силы свои к тому, чтобы исполнять закон Божий, тот получает от Бога благодать Его, тому Бог дает дух усыновления, того Дух Божий научает служить более Творцу, нежели тварям.

Бог по безконечной благости Своей, желая подкрепить нашу слабость, избрал нам законодателем Моисея; посредством его открыл нам закон Свой, и таким образом положил основание истинному дому Своему — Церкви избранных: ибо Бог восхотел возстановить род человеческий в первобытное его состояние. И так Моисей, положивши основание дому Божию, начал созидать оный, но не окончивши скончался. После Моисея Бог Духом Своим Святым посылал многих Пророков, которые продолжали созидать дом Божий на основании, положенном от Моисея: но и они также не окончивши онаго оставляли земную жизнь свою, и переходили в жизнь вечную. Сии строители Церкви Божией, видя, что они никак не могут исцелить закоренелой болезни, которой подвергся род человеческий грехом Адамовым, уверились, чрез то, что никакая тварь неспособна излечить оную, но что может сие сделать только Единородный Сын Божий, который есть образ и совершенное подобие существа Отчаго, и которым созданы все твари: и так в Нем одном видели Пророки будущаго врача и Избавителя человеческому роду. Почему каждый из них в изумлении говорил: Или ритины (бальзама) несть в Галааде? или врача несть тамо? Чесо ради несть исцелена рана дщере людей Моих (Иер. 8, 22)? Врачевахом, и не исцеле; оставим ю (Иер. 51, 9). И так Бог Слово по неизреченной любви своей к нам пришел на землю спасти нас, и сотворил себе сосуды, пленнически (Иер. 12, 3), то есть, Тот, который есть во образе Божии, который не восхищением непщева быти равен Богу, Себе истощил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 6-11). И так, возлюбленные, вы должны твердо верить, что Бог Отец по Своей безконечной благости не пощадил Единороднаго Сына своего, но за нас всех предал есть Его (Рим. 8, 32), чтобы Он избавил нас от грехов наших. И Он смирился для нас, исцелил нас Своими ранами, словом силы Своея собрал нас к Себе от всех концев земли, соединил нас в Себе, воскресил и спас нас от грехов наших, и показал нам, что мы должны быть таинственными членами Его, чтобы быть наследниками благ, каторыя Он уготовал нам.

Посему, возлюбленные братия, прошу вас именем Господа нашего Иисуса Христа, размышляйте о сем великом благодеянии Божием к нам, то есть, что Бог Слово во всем уподобился нам, кроме греха (Евр. 4, 15); как существа разумныя, удаляйтесь зла и любите добро, чтобы в день последняго пришествия Сына Божия быть вам свободными от греха и осуждения. Кто старается быть истинно свободным от греха и благовременно пользуется дарованным ему благодеянием Божиим, тот есть истинный слуга Божий. Имя Христианина не оправдывает человека пред Богом, но оправдывает его святая жизнь, которая удостоивает его Божественнаго усыновления. Посему-то Господь наш Иисус Христос, зная, что ученики Его достойны усыновления Божия и просвещения от Духа Святаго, сказал им: Не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Иоан. 15, 15). Подобным образом и люди, которые очистили душу свою от яда греховнаго, и получили благодать Святаго Духа, говорят о себе: Не прияхом духа работы паки в боязнь: но прияхом Духа сыноположения, о Нем же вопием: Авва Отче. Самый Дух спослушествует духови нашему, яко чада Божия есмы (Рим. 8, 15-16). Если же мы сделались чадами Божиими: то и наследниками Иисуса Христа. И так вы должны быть уверены, что человеку, который не старается всеми силами изъявлять любовь и благодарность свою к Богу за Его благодеяния к нам, последнее пришествие Сына Божия будет не для спасения и оправдания, но для погибели его: Овем убо воня смертная в смерть; овем же воня животная в живот (2 Кор. 2, 16); и Иисус Христос, как сказал праведный Симеон, лежит на падение и на востание многим во Израили и в знамение пререкаемо (Лук. 2, 34). Посему, возлюбленные братия, прошу вас именем Господа нашего Иисуса Христа, пекитесь о спасении своем, расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему (Иоан. 2, 13), и опасайтесь, чтобы не подвергнуться вам осуждению, не смотря на то, что вы облеклись в одежды покаяния: ибо наступит некогда время суда, когда Бог воздаст каждому по делам его. Я намерен был писать вам более о благодеяниях Божиих, но вспомнив слова Писания: Даждь премудрому вину, и премцдрейший будет (Прит. 9, 9), оставил свое намерение. Желаю всем вам спасения от Господа. Благодать Господа да будет всегда с вами, возлюбленные дети мои. Аминь.

Источник: Святаго отца нашего Антония Великаго, Письма к монахам. 2. О Синайском законодательстве, о воплощении Бога Слова и обязанности исполнять заповеди Божии. // Журнал «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: В Типографии Медицинскаго Департамента Министерства Внутренних Дел, 1826. — Часть XXII. — С. 52-58.

3. О том, что благодарность к Богу за дарованное нам искупление мы должны свидетельствовать исполнением заповедей Божиих.

Дети мои, если человек, как существо разумное, не хочет подвергнуться осуждению в последний день пришествия Господа нашего Иисуса Христа: то должен стараться узнавать свои душевные недостатки и по возможности исправлять оные; должен приобресть также основательное и правильное познание о том пути ко спасению, который Бог открыл человеку чрез Единороднаго Сына своего, и о тех благодатных средствах, которыя Он предложил человеку для получения наследия вечных благ Его. Посему прошу вас именем Господа нашего Иисуса Христа, исполняйте ревностно обязанности свои к Богу. Если вы имеете способность различать истину от лжи: то можете видеть, что мое прошение проистекает из истинной, духовной любви к вам. По сей духовной любви к вам я желал бы называть вас не плотскими и земными именами вашими, но именами духовными, которыя, без сомнения, вы получили от Бога. Ибо каждый из вас кроме земнаго имени должен иметь от Бога имя духовное, подобно тому, как Иаков после ночной борьбы своей с Ангелом при восхождении зари получил от Него имя Израиля, которое значит: ум, взирающий на Бога.

Вы знаете, что враги благочестия всегда противятся распространению истины, и стараются истребить ее. Но Бог всегда от начала мира до ныне употреблял попечение о спасении человека, и будет пещись, до скончания мира. И так кто всем сердцем желает обратиться к Богу, того Сам Бог научит, каким образом он должен служить Ему. Душа человеческая, будучи оставлена самой себе, столь слаба, что когда или дух злобы нападает на нее, или чувственныя желания требуют удовлетворения себе: она редко может противиться им, и большею частию порабощается ими: ибо она тесно соединена с телом, хотя и безсмертна. Из сего ясно видно, что сама собою она не может возстановить себя в первобытное состояние. Посему Бог по безконечной своей благости Сам научил человека, каким образом он может угождать Ему. Бог един: посему и человек должен служить Ему в единстве и в полноте духа своего. Если даже и многие люди соединяются для служения Богу, они должны иметь один дух и одно сердце: иначе подвержены будут искушениям и предуготовят себе осуждение. Когда Бог увидел, что болезнь твари Его усилилась, и что нужен врачь для исцеления оной: то послал к людям проповедников истины и благочестия. Моисей, величайший из Пророков и законодателей, был один из числа сих проповедников. Дух Божий, действовавший в Моисее, действовал и в других святых Пророках, которые являлись после Моисея, и которые все проповедывали о Единородном Сыне Божием. И Иоанн, Предтеча Сына Божия, был также один из числа сих проповедников: ибо закон и Пророцы, до Иоанна прорекоша: от дней же Иоанна Крестителя доселе Царствие небесное с нуждею восприемлется, и нуждницы восхищают é (Матѳ. 11, 12-13) Все сии проповедники, облеченные силою Божиею, видели, что никакое сотворенное существо не способно исцелить сильную и закоренелую болезнь рода человеческаго; но что может сие сделать только благость Единороднаго Сына Божия. По сему-то Бог Отец наконец и послал Сына своего в мир для спасения мира: ибо только Он мог заживить глубокия раны человеческаго сердца. И так Бог не пощаде Сына своего, но за нас всех предал есть Его (Рим. 8, 32), чтобы избавить нас от беззаконий наших. Сын Божий принес Себя в жертву за нас, и сим жертвоприношением исцелил нас от душевных болезней, силою Слова своего собрал нас от всех концев земли и соединил в Себе, открыл душам нашим средство к духовному воскресению от греховной смерти, и показал нам, что мы члены одного таинственнаго тела, котораго главою есть Он Сам. И так, возлюбленные в Господе, прошу вас, читайте прилежно Священное Писание, и размышляйте о прочитанном. В нем предложено учение о нашем спасении. Размышляйте о смирении Господа нашего, который принял образ раба, и уподобился нам во всем, кроме греха (Евр. 4, 15). Старайтесь очистить сердце свое от всякой нечистоты, чтобы в день последняго пришествия Господа войти вам в радость Его. Только сею чистотою мы можем свидетельствовать Ему благодарность за благодеяния Его к нам. Буйством проповеди Его мы умудрились, нищетою Его обогатились, немощами Его укрепились. Он есть источник нашего воскресения. Он уничтожил власть смерти. И так мы теперь спокойны, и не имеем нужды в явлении другаго Спасителя во плоти. Господь наш Иисус Христос освободил нас от рабства, избавил нас от всякаго зла, и вполне открыл нам волю свою. Не ктому вас глаголю рабы, говорит Он нам в лице учеников своих, яко раб не весть, что творит господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Иоан. 15, 15). Поелику Бог положил усыновить нас Себе: то чрез Духа своего Святаго Он открыл нам, каким образом мы, сыны Его, должны служить Ему, как Отцу своему.

Я, раб Иисуса Христа, извещаю вас, возлюбленные, что, обращая внимание на состояние людей, живущих в настоящее время, я не могу не чувствовать как радости, так вместе и печали, и не могу не плакать. Многие облеклись в одежду покаяния, и всем сердцем стараются угодить Богу, и таким образом делаются достойными милосердия Божия, которое открылось пришествием Господа Иисуса Христа. И сии-то люди производят во мне радость. Иные напротив удаляются от благочестия, и живут по воле сердца своего, по похотям плоти своей. Пришествие Господа для них будет не во спасение, но в осуждение и погибель. И о сихъ-то я печалюсь. Иные наконец будучи уже на пути спасения, по причине трудности сего пути ослабели, пали, и оставивши благочестие, уподобились безсловесным животным. И о сихъ-то я проливаю слезы. Пришествие Господа для них также будет не в оправдание, а в осуждение. Возлюбленные в Господе, пользуйтесь данным вам временем, и приносите непрестанно сердце свое в жертву Богу. Возлюбленные, я пишу вам, тáк кáк пишут людям мудрым, которые могуть разуметь слова Священнаго Писания. Кто разумеет слова Писания; тот легко может познать Бога; а кто познаéт Бога, тот познаéт и пути Промысла Его в спасении людей. Меня побуждает писать к вам не земная, скоропреходящая любовь к вам, но любовь духовная, никогда не преходящая. Возлюбленные, не забывайте в молитвах своих и меня, потому что и я молю Господа Иисуса Христа, чтобы Он низвел и в сердца ваши тот огонь, который Он пришел низвесть на землю. Научайтесь правильно располагать вашими делами и свято исполнять ваши обязанности. Приобретайте опытность различать добро от зла, постоянное от преходящаго, истинное от ложнаго. Не прилепляйтесь к земным вещам: ибо Господь наш сказал: Не собирайте себе сокровищ на земли; также: Не пецытеся на утрей; утренний бо собою печется; довлеет дневи попечение его (Матѳ. 6, 12. 34). Братия мои, когда ветры не волнуют моря; то и не довольно искусные мореходцы удобно могут плавать: но когда ветры сильны, и море волнуется; то потребно искусство мореходцев, и оно в сем случае ясно открывается. Научитесь из сего примера благоразумно пользоваться спокрйным временем и не ослабевать в делах благочестия, чтобы быть искусными плавателями во время мирских волнений и бурь. Я мог бы более написать вам о сем: но Писание говорит: Даждь премудрому вину, и премудрейший будет (Прит. 9, 9). Желаю всем вам спасения от Господа нашего Иисуса Христа. Ему должно быть приносимо славословие всегда и во веки.

Источник: Святаго отца нашего Антония Великаго, Письма к монахам. 3. О том, что благодарность к Богу за дарованное нам искупление мы должны свидетельствовать исполнением заповедей Божиих. // Журнал «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: В Типографии Медицинскаго Департамента Министерства Внутренних Дел, 1826. — Часть XXII. — С. 59-66.

4. О том, что строгое исполнение закона Божия не означает рабства, но истинную свободу.

Антоний возлюбленным детям своим желает спасения от Господа.

Я никогда не перестаю воспоминать об вас, члены Церкви Христовой. Я люблю вас любовию истинною, духовною. Всякая другая любовь непостоянна, и исчезает, как ветр. Дети мои, кто боится Господа и исполняет заповеди Его, тот есть истинный раб Божий. Но рабство сие оправдывает человека пред Богом. Оно есть свобода сынов Божиих. Апостолы Господа нашего Иисуса Христа заключаемы были в узы и в темницу единственно потому, что не хотели быть неверными рабами Божиими, и старались сохранить духовную свободу. Так Апостол Павел говорит о себе: Аз Павел узник Иисус Христов (Ефес. 3, 1). Закон Божий подвергает нас рабству спасительному для нас. Он научает нас обуздывать страсти и исполнять то, чего требует добродетель. Если мы постоянно пребываем в сем рабстве: то получаем свободу благодати, так что и к нам относятся слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанныя Им ученикам своим: Не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его, вас же рекох друзи, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Иоан. 15, 15), и слова Апостола Павла, сказанныя Римлянам: Не приясте духа работы в боязнь, но приясте духа сыноположения, о нем же вопием: Авва Отче (Рим. 8, 15) И так познаем любовь Божию к нам и будем соответствовать ей делами своими. Бог дал нам право быть сынами и наследниками Его и соучастниками наследия Святых. Возлюбленные братия и сонаследники Святых! добродетели, которых требует от вас Бог, не далеко от вас. Оне в вас находятся. Вы найдете их в себе, когда не будете увлекаться предметами скоропреходящаго мира сего, но будете внимать и последовать гласу благодати в сердце своем. Благодать же, как вы знаете, не входит в злохудожну душу, и не обитает в телеси повиннем греху (Прем. 1, 4).

Возлюбленные, я пишу вам, как людям мудрым, которые имеют правильное познание о самих себе. Кто знает самаго себя, тот знает и Бога. Кто же знает Бога, тот воздает Ему приличное поклонение. Вы знаете самих себя; но кто знает самаго себя, тот не увлекается обстоятельствами времени, в которое живет, но всегда и мыслит и действует сообразно с законом Божиим. В наше время явился в Александрии Арий, и вымыслил нечестивое учение о Единородном, Безначальному он положил начало, Безконечнаго и Неограниченнаго он сделал конечным и ограниченным. Мы знаем, что если человек сделает грех против другаго человека, можно умолить Бога за него, и испросить ему прощение: но если человек согрешит против Бога: то кто умолит Бога за него? Арий сделал великое беззаконие. Грех его непростителен и осуждение неизбежно. Если бы Арий имел правильное познание о самом себе, то язык его не стал бы говорить того, что от ума человеческаго сокрыто. И так очевидно, что Арий не знал самаго себя, и потому дерзнул изменить и превратить таинство вечнаго рождения Единороднаго Сына Божия. Сему вечному Сыну Божию с Отцем Его и Святым Его Духом должно быть возсылаемо славословие, должна быть приносима честь и поклонение всегда, ныне и во веки веков. Аминь.

Источник: Святаго отца нашего Антония Великаго, Письма к монахам. 4. О том, что строгое исполнение закона Божия не означает рабства, но истинную свободу. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». — СПб.: В Типографии Медицинскаго Департамента Министерства Внутренних Дел, 1826. — Часть XXII. — С. 163-166.

5. О том, что и Ангелы и души Святых радуются на небе, когда человек исполняет заповеди Божии.

Антоний возлюбленным детям своим желает спасения от Господа.

Дети мои, святые и духовные Израильтяне! я не называю вас земными именами вашими, потому что оне скоропреходящи, но называю вас Израильтянами. Я люблю вас любовию духовною, и потому всегда молю об вас Бога, чтобы Он просветил ваш разум, дабы вы могли познать великия и многочисленныя благодеяния, оказанныя Им роду человеческому. Бог дает благодать свою просящим у Него. И так прошу вас, взывайте к Нему непрестанно день и ночь, чтобы Он и вам явил свою благость, ниспослал вам помощь свою для облегчения ваших трудов покаяния, и открыл вам, что благоугодно Его святой воле. Дети мои, мы живем как бы в доме разбойников, и узы смерти обременяют нас. И так предохраняйте себя от всякаго зла, не давайте сна очам вашим, и веждам вашим дремания (Псал. 131, 4), приносите себя Богу в жертву живу, святу и благоугодну (Рим. 12, 1), очищайте сердце свое от всякаго греха, потому что только чистии сердцем Бога узрят (Матѳ. 5, 8).

Возлюбленные, если вы будете строго исполнять заповеди Господни: то Святые на небе будут радоваться о вас. Ибо радость и покой их дотоле не могут быть совершенны, доколе мы не достигнем духовнаго совершенства. И Ангелы Божии возрадуются о вас в день Славнаго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Ваша святая жизнь доставит утешение и радость и мне недостойному рабу Божию в сей земной, бренной жизни моей. Я знаю, что Святые на небе печалятся, когда видят нашу леность и безпечность в делах благочестия. Они со слезами возсылают молитвы к Творцу о спасении нашем, и, Он, вняв слезным молитвам их, охраняет нас от искушений злых духов. Когда же Святые видят, что мы постоянно соблюдаем заповеди Божии и возрастаем в духовной жизни: то в радости возсылают о нас благодарение Богу, и Бог милостиво взирает на наши добрыя дела, и дает нам благодатные дары свои. Господь наш Иисус Христос никогда не лишает своей помощи и покровительства тех людей, которые провождают святую жизнь, как я уже и писал вам о сем прежде. И так будем благодарить Господа за Его безконечную к нам благость, будем говорить с Псалмопевцем: Что воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам (Псал. 115, 5)?

Дети мои, будьте внимательны к следующим словам моим, и последуйте им. Кто не возненавидит всем сердцем порочных желаний, раждающихся от греховнаго тела, и не будет противиться им всеми силами своими, кто не обратит навсегда ума своего к Отцу небесному: тот не получит спасения. Но кто употребляет все силы свои к тому, чтобы преодолеть и искоренить в себе всякую склонность ко греху: того труды наконец будут благословлены Богом. Бог наконец пошлет в сердце его свой невещественный, невидимый и духовный огонь, который пожжет и истребит в нем все страсти телесныя и очистит ум его от всяких порочных мыслей. Дух Господа нашего Иисуса Христа вселится в нем, и будет показывать ему, в чем состоит истинное служение Отцу небесному. Но доколе человек последует влечению чувственных желаний, дотоле он есть враг Бога, Ангелов и всех Святых Божиих. Посему прошу вас именем Господа нашего Иисуса Христа, пекитесь о своем спасении и приобретении жизни вечной. Опасайтесь, чтобы краткое время земной жизни вашей не похитило у вас блаженной вечности, чтобы бренное тело сие не лишило вас неизреченной радости светлаго царства небеснаго, и не удалило вас от собеседования с Ангелами.

Возлюбленные, душа моя печалится и дух мой чувствует горесть, когда я представляю себе, что нам дана свобода избирать добро и подражать добродетелям Святых, а мы упиваемся страстями своими, как упиваются вином; мы не хотим пробудить душ наших от усыпления, стремиться к небесной славе, подражать делам Святых, и итти по их следам, дабы вместе с ними получить вечное наследие. Возлюбленные, не только мы, но и все светлыя, умныя, святыя Небесныя Силы сотворены для того, чтобы прославлять Бога — Творца их. Одне из духовных Сил, какъ-то: Ангелы, Архангелы, Престолы и Господства непрестанно славословят Бога: но другия, какъ-то: сатана, диаволы и князи воздушные сделались врагами Божиими, и лишились небесной славы. Но как те так и другия суть творение Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа. Светлыя небесныя Силы получили от Бога различныя наименования соответственно свойствам и делам их. Те из них, которыя более возвысились в духовном совершенстве, более прославлены от Бога, котораго слава и величие вечны. Аминь.

Источник: Святаго отца нашего Антония Великаго, Письма к монахам. 5. О том, что и Ангелы и души Святых радуются на небе, когда человек исполняет заповеди Божии. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». — СПб.: В Типографии Медицинскаго Департамента Министерства Внутренних Дел, 1826. — Часть XXII. — С. 166-171.

6. О том, что духи злобы всегда стараются совратить благочестивых людей с пути добродетели, и что смирение необходимо для спасения.

Антоний возлюбленным детям своим, живущим в Арсинойских монастырях и всем, кои обратились к Богу всем сердцем своим, желает спасения от Господа.

Дети мои, вы истинные Израильтяне. Благодать, действующая в вас, показывает вам путь к вечному блаженству. Но для получения сего блаженства вы должны непрестанно противиться силе греха, уменьшать и истреблять в себе оную, должны уготовлять себя Богу в жертву чистую и святую, чтобы соделаться достойными благоутробнаго милосердия Божия, коим посетил вас Восток свыше (Лук. 1, 78). Духовная природа наша с высоты славы и достоинства своего низпала в бездну безславия и унижения: но милосердый Бог посетил ее благостию Своею, дав нам спасительные законы посредством раба Своего Моисея и прочих Пророков. Особенным и яснейшим образом Бог открыл нам благость Свою в Единородном Сыне Своем, Котораго Он послал к нам на землю. Сей вечный Сын Божий есть истинный Первосвященник, истинный врач, который может исцелить все болезни наши. Он облекся в тело наше, и за грехи наши предал Себя в жертву Богу. Наша немощь была причиною того, что Он принял на Себя образ немощи; наша нищета побудила Его облечься в образ нищеты; наша мертвенность подвергла Его поносной смерти. Он претерпел за нас жестокия мучения, и Его смерть оживила нас. И так мы всеми силами должны стараться, чтобы все святые радовались о нас на небе, да и сеяй вкупе радуется, и жняй (Иоан. 4, 36). Когда мы бываем безпечны, святые печалятся о нас, и возсылают к Богу молитвы о спасении нашем.

Дети мои, я нахожусь в великом безпокойстве по причине вас. Я знаю, что и святые на небе принимают великое участие в вас. Они непрестанно со слезами возсылают молитвы к Богу, чтобы Он укрепил вас в подвигах благочестия. И так старайтесь подражать их земной жизни. Святые видели, что в непостижимом воплощении Сына Божия Бог открыл безконечное милосердие Свое к человеческому роду, видели все труды, которые подъял Сын Божий для спасения нашего, знали также и все усилия и коварства духовнаго врага нашего, которыя он употребляет к погибели нашей, и потому непрестанною молитвою, бдением и постоянным исполнением заповедей Божиих старались сделаться достойными любви Божией. И вас прошу я, возлюбленныя дети мои, разсуждайте о великих благодеяниях, дарованных нам Спасителем нашим. По причине склонности нашей ко греху и согласия нашего с волею врага Божия, отца лжи, мы из существ разумных сделались неразумными: но благость Божия возставила нас от падения нашего, и открыла нам источник мудрости в Духе Божием.

Дети мои, вы должны знать, что злые духи многочисленными и многообразными способами стараются совратить нас с пути добродетели. Но если они видят, что мы уже знаем опасность, проистекающую от греха, не позволяем господствовать над собою страстям своим, предостерегаем себя от тех порочных дел, к которым они стараются привлечь нас, и вообще отвергаем все их гибельныя внушения; то оставляют нас, и не осмеливаются более приступать к нам. Злые духи знают, что, когда Бог попускает им искушать преданнаго Ему человека, чрез то уготовляет им бóльшее наказание. Они уже уверены, что их мучение неизбежно, что их отпадение от Бога и вражда против Него необходимо соделали их наследниками ада. Возлюбленныя дети мои, я и днем и ночью молю о вас Господа, чтобы Он отверз очи сердца вашего, чтобы вы могли видеть все коварства злых духов и всю их ненависть к вам, чтобы укрепил сердце ваше в духовном бдении, дал вам дух мудрости, и научил вас приносить себя Ему в жертву живую, чистую и святую, и во всякое время предохранять себя от обольщения и гибельных внушений злых духов. Они различным образом стараются привлечь нас ко греху. Они скрывают как ненависть свою к нам, так и враждебныя действия против нас, внушают нам богохульныя мысли, побуждают сомневаться в истинах Веры, чтобы привесть нас к неверию, потемняют разум наш, раждают в сердце нашем порочныя желания, повергают нас в уныние и отчаяние, возбуждают в нас гнев, раждают и укрепляют в нас склонность осуждать других, но всегда оправдывать самих себя, научают нас злословить ближних наших, ласково и дружелюбно говорить с теми, к коим мы, по их же внушению, питаем сильную ненависть, показывают нам внешния недостатки ближняго, но скрывают от нас внутреннее наше развращение, производят между нами распри и несогласия, когда мы, по их внушению, почитаем себя лучше других. Сверх сего они побуждают нас предпринимать такия дела, которыя превышают наши силы, и отклоняют нас от исполнения того, чтó для нас и полезно и нужно. Когда мы должны плакать, они побуждают нас смеяться; когда мы должны радоваться, они производят в сердце нашем печаль. Словом, они всегда стараются совратить нас с пути правды и покорить своей власти. Много потребно времени, чтобы исчислить все пороки и все грехи, к которым они стараются привлечь нас; скажу только, что если мы и немного попустим им возобладать над нами, то семя зла, которое они посеят в сердце нашем, укоренится, возрастет и умножится, и мы соделаемся добычею их и предуготовим себе страшное наказание. И так мы должны непрестанно прибегать с молитвою к благости небеснаго Отца нашего, чтобы Он укрепил нас Своею силою, и Своею Божественною помощию содействовал нам во всех наших делах. Ибо злые духи все силы свои употребляют к тому, чтобы погубить нас.

Дети мои, человек, который, видя в себе некоторыя совершенства, гордится ими, и старается оправдать себя делами своими, далек от Бога. Тщеславие, самонадеянность, и самодовольство соделывают человека жилищем духа злобы, который и наполняет его душу порочными мыслями и желаниями, и употребляет тело его в орудие греха. Страсти господствуют над гордым человеком, потому что он не отдалил от себя смирением духов злобы, которые возбуждают страсти. И так мы должны приобретать познание о враждебных действиях злых духов против нас, и при помощи Божией отклонять или уничтожать оныя. Искушения, проистекающия от оных духов, тем опаснее для нас, что духи невидимы и действуют не телесным, но духовным образом. Мы не можем видеть их, как видим тело наше: но они видят нас. Когда они всевают в душу нашу богопротивныя мысли: то чрез то как бы вселяются в нас, и делаются видимыми в теле нашем. Дети мои, не давайте им места в себе, и не позволяйте им приступать к вам, чтобы не навлечь гнева Божия на себя, и не подать им случая к радости и осмеянию вас. Будьте внимательны к наставлениям моим. Злые духи знают, что взаимное наставление подкрепляет верующих в борьбе с ними. Но искушения от злых духов неизбежны. Ибо мы до совершеннаго отрешения от тела не можем быть совершенно свободны от склонности ко греху. Притом когда злые духи хотят обольстить нас, мы не можем видеть их пред собою, как видим человека стоящаго пред нами, и потому не можем удаляться от них. Злые духи видимы бывают только в наших грехах. Они существа духовныя, но существа, удалившияся от Бога, и получившия различныя имена сообразно беззаконным свойствам и делам их. Имена сии суть следующия: Сатана, Диавол, Веельзевул, Князь власти воздушныя, и прочия подобныя сим. Но имена небесных Сил следующия: Архангелы, Престолы, Господства, Власти, Херувимы, Серафимы и проч. Имена сии даны сим последним за постоянное и верное исполнение воли Творца их. Подобным образом и люди, которые, телом живя на земле, духом жили на небе, известны под именем Патриархов, Царей, Священников, Судей и Апостолов. Имена сии даны людям за их благочестивыя дела и исполнение заповедей Божиих. Но все сии святые люди произошли от одного и того же Адама, и имели такое же тело и душу по сущности своей, какия имеем и мы.

Дети мои, все люди произошли от одного начала, и потому кто грешит против ближняго своего, тот грешит против самаго себя, кто делает зло ближнему своему, тот делает зло душе своей. Сколь бы ни были велики грехи беззаконнаго человека, они ни мало не нарушают блаженства Божия. Они всегда делают несчастным самаго человека. Также сколь бы ни были велики добродетели человека, оне ни мало не увеличивают блаженства Божия. Да и могут ли быть столь велики добродетели человека, чтобы он прославлял ими Бога соответственно безконечному Его величию, чтобы приносил Ему почтение и служение достойное Его святости и благости? Бренность тела нашего препятствует нам служить Богу достойным Его образом. И так мы должны все силы свои употреблять к тому, чтобы добрыми делами и любовию друг к другу умножать в себе благодать Божию. Мы не должны любить только самих себя, чтобы не сделаться добычею врага. Мы должны прежде всего стараться познать самих себя. Кто имеет правильное познание о самом себе, тот имеет правильное познание и о тварях, которыя Бог произвел из ничего; тот знает также и достоинство умнаго и безсмертнаго духа человеческаго, заключеннаго на время в бренное тело, дабы в нем усовершать себя в добродетели. Ктож знает сие, тот знает, что должно любить Бога, а кто любит Бога, тот любит всех. Возлюбленныя дети мои, любите друг друга искренно. Тело, в которое вы облечены, соделывайте жертвенником, возлагайте на сей жертвенник все нечистыя мысли, и возвысив сердце и ум свой к Богу, просите Его, чтобы Он ниспослал вам свыше Свой невещественный огонь, и пожег оным все положенное вами на жертвеннике тела вашего. Тогда священники Вааловы побегут от лица вашего, как побегли они некогда от Пророка Илии. Тогда отверзется для вас и небесный Божественный источник, из котораго пролиется на вас духовный дождь — благодать Духа Утешителя. Когда же вы получите Божественные дары Духа: то не думайте, что приобрели оные собственными своими делами: ибо небесныя Силы всегда вспомоществуют вам в ваших благочестивых подвигах.

Дети мои, я прошу вас, не ослабевайте в трудах спасения вашего, чтобы и святые на небе и я, недостойный раб Божий, радовался о вас: ибо и вы и я и святые произошли от одного и того же Адама, и сотворены одним и тем же Виновником всех тварей. Кто знает самаго себя, тот знает, что душа человеческая безсмертна, что Господь наш Иисус Христос есть истинный образ Бога Отца, что по подобию сего вечнаго образа Божия сотворены все духовныя разумныя существа. Поелику Иисус Христос есть глава тела, глава Церкви, как говорит Апостол Павел (Кол. 1, 12), то все мы порознь члены, и все вместе составляем одно тело во Иисусе Христе. Не может, говорит тот же Апостол, око рещи руце: не требе ми еси: или паки глава ногам: не требе ми есте. Аще страждет един уд, с ним страждут вси уди: аще ли славится един уд, с ним радуются вси уди (1 Кор. 12, 21. 26). Посему мы, как члены одного тела, должны друг друга любить. Но кто любит брата своего, тот любит и Бога (1 Иоан. 4, 21), а кто любит Бога, тот любит самаго себя.

Дети мои, Бог одарил нас свободною волею; посему Он и попускает злым духам искушать нас, чтобы мы сами могли отражать и побеждать их. Но вы должны помнить, чтó в псалме написано: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их (Псал. 33, 8). Если же человек не боится Бога, и не хочет исполнять закона Божия: то злые духи весьма легко покоряют его власти своей, и он, по словам Писания, делается сыном диавола. Диавол, будучи низвергнут с неба во ад за гордость свою, всегда ищет погибели тех, кои пребывают верными Господу своему, и старается погубить их таким же образом, как сам погиб, то есть, гордостию и славолюбием. Злые духи знают, что кто любит брата своего, тот любит и Бога. Посему они возбуждают в сердцах людей взаимную ненависть друг ко другу, так что человек иногда не может терпеть и присутствия другаго человека, и не может сказать ему ни одного слова.

Дети мои, сказываю вам, что из людей, посвятивших, себя служению Богу, были многие, которые уже далеко прошли на пути духовнаго совершенства, но по своему неблагоразумию пали и погибли. Это не должно быть для вас удивительным, потому что если и вы возгордитесь и будете думать, что добродетели и святость ваша уже великую цену имеют пред Богом, если вы по самопрельщению будете ослабевать в исполнении добрых дел: то впадете в диавольскую болезнь — в гордость и забвение самих себя; вы будете думать, что вы близки к Богу и находитесь во свете Его, между тем как вы будете находиться во мраке греховном. Дети мои, что побудило Господа нашего Иисуса Христи встать с вечери, снять с Себя верхнюю одежду, взять полотенце, препоясаться им, влить воду в умывальницу и умыть ноги ученикам Своим? Что, если не желание оставить нам пример смирения? Смирение есть добродетель, необходимая для всякаго желающаго приблизиться к Богу. Ибо гордость первая породила грех. Она низвергла диавола с неба, и изгнала Адама из рая. Если человек не возлюбит смирения всем сердцем своим, всеми мыслями, всем духом и всею душею, если не будет выражать смирения во всех делах своих, не наследует Царствия небеснаго.

Возлюбленныя дети мои, я и днем и ночью молю Творца моего, чтобы Он просветил очи сердца вашего, чтобы вы познали мою любовь к вам, и уверились в необходимости святой жизни ко спасению. Кто имеет правильное познание о самом себе и чувствует нужду в исправлении и усовершении себя: тот стремится к приобретению небесной славы. Кто знает свою греховную мертвенность, тот стремится к жизни вечной. Дети мои, я опасаюсь, чтобы на пути к небесным сокровищам не ослабили вас труды покаяния, и не истребили в вас надежды к достижению вечных благ. Я желал бы видеть вас и здесь на земле в бренном теле моем: но я ожидаю уже переселения в те блаженныя обители, где нет ни печали ни стенания, но где все святые непрестанно радуются. Там я надеюсь видеть вас. Еще о многом я хотел бы написать вам, возлюбленныя дети мои, но время уже окончить письмо мое, и пожелать всем вам спасения от Господа нашего Иисуса Христа. Ему должно быть приносимо славословие во веки веков. Аминь.

Источник: Святаго отца нашего Антония Великаго, Письма к монахам. 6. О том, что духи злобы всегда стараются совратить благочестивых людей с пути добродетели, и что смирение необходимо для спасения. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». — СПб.: В Типографии Медицинскаго Департамента Министерства Внутренних Дел, 1826. — Часть XXIII. — С. 176-190.

7. О том, что благодеяния Божии к человеку безчисленны, и что человек только посильным упражнением в добродетелях может свидетельствовать Богу благодарность свою.

Вемы, благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко нас ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся (2 Кор. 8, 9), смирением Его возвысимся, буйством Его умудримся, смертию Его оживем. Посему и мы можем говорить с Апостолом: Аще и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем. Тем же аще кто во Христе, нова тварь (1 Кор. 5, 16-17). Возлюбленные! слова сии заключают в себе много значения, и я мог бы много говорить вам о них: но время не позволяет мне изъяснять оныя. Теперь, благословенные дети мои, я во-первых желаю вам спасения от Господа, потом напоминаю вам, что если мы хотим приблизиться к Творцу нашему, должны сообразно с духовным законом стараться об освобождении душ наших от страстей. Неправедныя дела наши, господство страстей над нами и множество диавольских искушений ослабили нас; сила душ наших почти совершенно уничтожилась; и мы уже не можем видеть достоинства духовной природы своей по причине владычества страстей над нами. Мы не иначе можем получить спасение, как только чрез Господа нашего Иисуса Христа. Ибо Апостол Павел написал, что как в Адаме все умерли, так во Христе все получают жизнь (1 Кор. 15, 2). И так Господь наш Иисус Христос есть жизнь для всех разумных тварей, созданных по подобию Его. Он сам есть истинное подобие и неизменяемый образ Отца: но образ, видимый в тварях, изменяем, и потому мы подверглись смерти, хотя духовная природа наша и безсмертна. Раждаясь в теле, мы уже бываем жилищем греха. Когда мы лишились всех сил, и Бог Отец увидел наше безсилие, что мы не можем сносить Его явления к нам в собственном и истинном Его образе: то послал к нам Единороднаго Сына Своего, который принял тело наше, посетил свою тварь, и облагодетельствовал дарами своими святых своих служителей.

И так, возлюбленные дети мои, умоляю вас моею любовию к вам, обратитесь ко Господу всем сердцем вашим, и помните, что все дела наши, которыя мы при данной нам помощи Божией приносим Господу, никак не могут равняться смирению, которому Он подвергся за нас. Он не имеет нужды в нас. Он пришел к нам не потому, чтобы побудило Его к тому наше смирение пред Ним, но пришел по великой своей благости и непостижимой любви к нам. Он не поступил с нами, как требовали грехи наши: но повелел луне и зведам, чтобы оне продолжали служить земле — мрачному жилищу нашему — для пользы тела нашего. Сверх сего Он дал нам на служение много и такого, чего мы нашими телесными глазами видеть не можем. Но множеством грехов своих мы отдалили от себя данных нам служителей. Чтó мы скажем Господу в день суда над нами? Ибо каких благодеяний не оказывал Он нам? Не Патриархи трудились за нас, не Священники учили нас, не Судии и Цари ходатайствовали о нас, не Апостолы терпели гонение за нас; но возлюбленный Сын Божий и Слово умерло за всех нас. Посему мы должны очищать себя от грехов, сообразовать волю свою с волею Божиею и освящать все чувства свои, которыя способны делать и добро и зло; должны непрестанно обновляться, чтобы быть достойными посещения Господа нашего Иисуса Христа, который по Своему милосердию к нам освободил нас от рабства и во всем уподобился нам кроме греха (Евр. 4, 15). Но пришествие Его на землю для одних сделалось соблазном, для других обратилось в пользу, премудрость, укрепление, воскресение и жизнь. И так, дети мои, вы должны знать, что пришествие Господа для первых сделалось осуждением, для последних жизнию. О сих последних Пророк Иеремия так говорит: Се дние грядут, глаголет Господь, дам законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди, и не научит кийждо ближняго своего, и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко вси познают Мя от мала, даже до великаго их, яко милостив буду неправдам их, и грехов их не помяну ктому (Иер. 31, 33-34). А о первых Апостол говорит: Да всяка уста заградятся, и повинен будет весь мир Богови (Рим. 3, 19). Кто познал Бога, но по причине безумия своего, которое не может принимать премудрости Божией, не захотел прославлять Его как Бога, тот подвержен будет гневу Божию.

Дети мои! каждый из нас добровольно предал себя греху; грех усилился, и по причине безумия нашего начал господствовать в нас. Чтобы освободить нас от власти его, Господь наш принял образ раба, исполнил все спасительныя для нас намерения свои и наконец претерпел крестную смерть. Смерть и воскресение Его положили основание нашему воскресению и уничтожили власть смерти, то есть, диавола; и мы, удаляясь от греха и подражая смирению Господа, можем сделаться истинными учениками Его. Возлюбленные в Господе дети мои! дух и тело мое смущается, когда представляю, что мы почтены именами святых и облечены в одежду, которою хвалимся пред неверными, но не смотря на сие нимало не украшаемся добрыми делами. Я опасаюсь, чтобы на нас не исполнились слова Апостола: имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися (2 Тим. 3, 5). По любви моей к вам я никогда не перестаю молить о вас Бога, чтобы вы познали достоинство сокровенной жизни в Боге и упражнялись в делах, которыя бы соделывали вас достойными невидимаго наследия.

Возлюбленные! вы должны знать, что посильное и сообразное с волею Божиею упражнение в добрых делах есть обязанность наша, необходимая по самому свойству природы нашей, и потому, сколь бы ни были велики наши добродетели, их никогда не должно почитать избытком нашей святости. Ибо кто истинно служит Богу и всем сердцем ищет Его, тот делает сие по обязанности своей. Но если человек сделает какой нибудь грех, то подвергается за сие наказанию, потому что грешить – несообразно с достоинством духовной природы человека. Я ничего не скрываю и не утаиваю от вас, что нужно вам знать для спасения вашего. Я напоминаю теперь вам также и слова Апостола, что тело всегда противится духу (Гал. 5, 17). Посему если вы желаете провождать святую жизнь в Иисусе Христе, должны изгонять из сердца своего все нечистыя желания, раждающияся от тела; должны возсылать молитвы к Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он своим милосердием и благостию предохранил вас от всех бедствий и искушений, которыя происходят от тела. И Отцы наши Апостолы подвержены были бедствиям, но терпением преодолели силу врага, и истребили идолослужение. Господь еще предварительно укрепил их для сего и утешил их следующими словами: В мире скорбни будете: но дерзайте; Аз победих мир (Иоан. 16, 33). Поминайте слово, еже Аз рех вам: несть раб болий Господа своего. Аще Мене изгнаша, и вас ижденут: аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут (Иоан. 15, 20). Благословенные дети мои! поминайте и вы сии слова Господа, также и слова Апостола Павла: Яко страсти нынешняго времене недостойны к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18). Я даю вам духовныя наставления и укрепляю дух ваш единственно по любви моей к вам. Наставления мои кратки, потому что я знаю, что сердце, старающееся очистить себя от греха, не имеет нужды во множестве слов.

Возлюбленные и святые по духовной природе своей дети мои! я радуюсь в Господе о вас, и желаю, чтобы вы более и более познавали множество даров, которые Бог ниспосылает нам для нашего укрепления и усовершения в добродетели, и чтобы вы непрестанно упражнялись в делах, которыя сообразны с свойством души человеческой, и удалялись того, что несообразно с оным. Я грешный открываю вам о себе, что, когда Бог пробудил ум мой от сна смерти, вся протекшая довольно долговременная жизнь моя после того была не что иное, как непрестанный плачь и стенание о грехах моих: ибо чем мы можем возблагодарить Господа за все, что Он сделал для нас? Он приказал Ангелам своим служить нам, Он послал Пророков своих, чтобы они пророчествовали нам; Он повелел Апостолам, чтобы они благовестили нам; и, что всего более, Он послал к нам для спасения нашего Единороднаго Сына Своего. Посему прошу вас, сохраняйте в сердце своем страх Господень.

Иоанн, Предтеча Господень, крестил водою приходивших к нему исповедаться во грехах своих. Его крещение было приуготовлением к крещению Господа нашего Иисуса Христа, который крестит Духом Святым и огнем, то есть, огнем добрых дел. И так будем стараться об очищении тела и духа своего, чтобы таким образом предуготовить себя к принятию крещения Господа нашего Иисуса Христа и сделаться жертвою благоугодною Богу. Дух Утешитель, который нисходит на крещаемаго, производит в сердце его раскаяние во грехах, возстановляет его в первоначальное его состояние и дает ему право на вечное наследие. По свидетельству Апостола Павла, все, во Христа крещающиеся, во Христа облекаются и получають благодать Святаго Духа (Гал. 3, 27). Как раб так и свободный, как мужеский пол так и женский, получивши сию благодать, уже оставляют те порочныя желания, которыя раждаются от тела; принимают учение Святаго Духа; получают вечное наследие Царства небеснаго; и покланяются Отцу духом и истиною.

Дети мои! из вас никто не должен сомневаться, что в день последняго пришествия Господа нашего Иисуса Христа будет произведен суд над всеми людьми. Первое пришествие Господа нашего предвозвестило нам суд последняго пришествия, если мы не будем исполнять заповедей Господних. Вы также должны знать, что все люди, облеченные Духом Божиим, непрестанно молятся о нас ко Господу, чтобы мы соединились с Ним и сделались участниками того наследия, которое предложено было нам в нашем первобытном состоянии и чтобы мы облеклись в первобытную духовную одежду, которую совлекло с нас непослушание. Небесный Отец наш всем облеченным в Божественный Дух Его открывает свою безконечную благость к человеческому роду и побуждает исполнять следующия слова Писания: Утешайте, утешайте люди Моя. Священницы глаголите в сердце Иерусалиму (Ис. 40, 1-2). Я прошу Бога, посетившаго тварь благостию Своею, чтобы Он дал вам мудрость, знание, благодать и способность разуметь написанное мною, чтобы вы знали преподанныя вам заповеди Божии и непрестанно очищали сердце свое. Возлюбленные в Господе дети мои! я также молю Господа, чтобы Он принял и молитвы, которыя я возсылаю к Нему о вашем спасении. Ему вечно должно быть приносимо славословие. Аминь.

Источник: Святаго отца нашего Антония Великаго, Письма к монахам. 7. О том, что благодеяния Божии к человеку безчисленны, и что человек только посильным упражнением в добродетелях может свидетельствовать Богу благодарность свою. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». — СПб.: В Типографии Медицинскаго Департамента Министерства Внутренних Дел, 1828. — Часть XXXI. — С. 11-21.

8. О том, что блатодать Святаго Духа должно приобретать чистотою сердца и строгою христианскою жизнию.

Возлюбленные в Господе! я пишу вам, как обыкновенно пишут таким детям, которых весьма любят родители их. Ежели плотския дети бывают послушны своим родителям, и охотно исполняют их приказания: то родители любят их всем сердцем и предпочитают их детям непослушным. Ежели у родителей случится какая нибудь красивая, или любопытная вещь: то они отдают ее послушным и добрым детям своим. Ежели плотские родители так поступают с детьми своими: то тем более духовные отцы любят послушных детей своих, которыя стараются подражать им делами своими. Посему-то, возлюбленные в Господе, я люблю вас всем сердцем моим, и желал бы быть у вас всегда, видеть и благословлять вас. Я вижу, что вы привержены ко мне, подражаете мне делами своими и истинно обратились к Богу. Вы всегда живете в сердце моем, и я день и ночь молю о вас Бога моего, чтобы Он и вам ниспослал те дары, которые Он дал мне единственно по благости своей, а не по заслугам моим. Сии дары составляют великое богатство, данное мне Господом нашим, и я молю Его, чтобы Он и вас обогатил ими. Но более всего я желаю и молю Бога день и ночь о том, чтобы вы были в одном месте со мною, когда я выду из тела сего. Господь наш от самаго отрочества моего до сего дня внимал молитвам моим, и я уверен, что Он по милосердию своему исполнит и сию молитву мою.

Дети мои! я пишу сие вам по сильной любви сердца моего к вам: потому что вы делами благочестия во всем стараетесь подражать мне. Вы должны знать, что и Господь наш Иисус Христос, по великой любви к ученикам своим, сказал им: Не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его: вас же рекох други и сыны; яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Иоан. 17, 23-24). И так разсудите о сем внимательно: Господь наш Иисус Христос не потому ли молился о учениках своих, чтобы они были там же, где Он сам будет, что они были друзьями и сынами Его? Подобным образом и я молюсь о вас, возлюбленные мои, чтобы всем нам быть в том месте, где нет никакой скорби, ни болезни, ни тьмы, ни злых духов, но где находятся непрестанная радость, свет, жизнь вечная, неувядающие венцы, и многое другое, чего язык человеческий не может выразить. Все сие будет продолжаться там во веки веков.

Дети мои! молите Господа, чтобы Он ускорил и облегчил путь мой к вам, чтобы мне провести у вас несколько времени. Я уверен, что мое пришествие к вам послужит к нашему назиданию и умножит вашу радость. Я и сам буду радоваться, когда приду к вам, чтобы умножить вашу радость и устроить ваше спеяние в вере. Тогда я открою вам многое, о чем теперь в письме сем не могу писать к вам. Возрадуется о вас и мать ваша Сарра, то есть, душа моя, которая полна любовию к вам, породила в вас божественный дух, и непрестанно желает вашего совершенства. Сие желание побуждает меня молить Бога, чтобы Он дал и вам тот огненный Божественный Дух свой, который я принял от него. Если и вы хотите получить сего Духа так, чтобы Он пребывал в вас всегда: то принесите в жертву Богу тело свое, старайтесь приобресть смирение сердца, день и ночь возносите мысли свои на небо, и ищите сего огненнаго Духа чистотою сердца; тогда вы получите Его. Таким образом получил сего Духа Илия Ѳесвитянин, Елисей и прочие Пророки. Не сомневайтесь в получении Его, не думайте и не говорите: как можно нам получить Его! Сии сомнения, дети мои, не должны входить в сердца ваши. Ищите Духа в правоте сердца, и вы верно получите Его. Я — отец ваш — молитвами моими стараюсь содействовать вам в получении Его. Я знаю, что вы совершенны и способны к принятию Его. Кто провождает такую жизнь, какую вы провождаете: тому ниспослан будет Дух Божий навсегда и на всю вечность. Впрочем я знаю некоторых, которые, получив сего Духа, лишились Его, потому что перестали усовершать себя в святости.

Возлюбленные мои! я желаю видеть вас по причине чистоты сердца вашего, и прошу вас, молитесь Господу непрестанно, внимательно и всем сердцем вашим о ниспослании вам Духа Его, и вы получите Его. Сей Дух вселяется только в сердца чистыя. Когда Он будет жить в вас: то откроет вам высокия тайны и много другаго, чего я не могу изложить пером и чернилами на бумаге. Он истребит в вас страх, который вы чувствуете иногда к людям, зверям и другим вещам. Он будет для вас и днем и ночью источником небесной радости, и вы в теле сем будете жить, как бы на небе. Вы тогда будете молить Бога не о своих только душах, но и о других: потому что кто имеет сего Духа, тот уже не имеет нужды молиться о себе, но о других. Это видим мы на Моисее. Он, принявши сего Духа, так молился Богу о народе своем: Аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади меня из книги Твоея, в нюже вписал еси (Исх. 32, 32). Такова же молитва и всех Святых и других людей, которые достигли высокаго степени совершенства, и которых назвать по имени я не могу. Вы сами имеете мудрость и знаете их. Я молюсь о вас днем и ночью, чтобы и в вас была та же полнота Духа, которую приняли все Святые.

Возлюбленныя дети мои! когда я писал письмо сие к вам: то Дух Божий побудил меня написать вам в конце письма сего несколько и об огненном Духе сем и о божественной любви. Но когда я при помощи Божией приду к вам: то скажу вам о сем Духе много и другаго, чтобы вы все знали о Нем. Как в начале письма сего я желал вам благословения и спасения от Господа, так и в конце онаго желаю вам спасения от любви Господа посредством сего огненнаго Духа, котораго и я и вы приняли от Бога по Его благодати. Наконец я умоляю вас, не следуйте никогда чувственной воле своей, но всемерно старайтесь приобрести духовный покой, чтобы действием Святаго Духа водворялись между вами все небесныя Силы, и укрепляли вас в делах, сообразных с волею Святыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. Ей да будет вечно приносимо славословие! Аминь!

Источник: Святаго отца нашего Антония Великаго, Письма к монахам. 8. О том, что блатодать Святаго Духа должно приобретать чистотою сердца и строгою христианскою жизнию. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». — СПб.: В Типографии Медицинскаго Департамента Министерства Внутренних Дел, 1828. — Часть XXXII. — С. 34-40.

9. О том, что трудные подвиги благочестия облегчаются благодатию Божиею, которую Бог ниспосылает истинно преданным Ему.

Возлюбленные в Господе! если человек любит Бога всем сердцем, всеми мыслями, всем умом и всею силою своею: то приобретает страх Господень; от страха раждаются слезы, а от слез — мужество. Душа, укрепившись мужеством, во всем приносит духовные плоды, и Бог, увидевши в ней плоды сии, привлекает и возвышает ее к себе, как благоухание ѳимиама чистаго. Тогда душа вместе с Ангелами наслаждается небесною радостию; потому что Бог производит в ней сию радость и охраняет ее на всех путях ея, чтобы она безпрепятственно могла достигнуть места покоя своего. Диавол видя, что она имеет всесильнаго Стража, уже не может преодолеть ея, и потому боится приступать к ней.

Возлюбленныя в Господе дети мои! я люблю вас, и уверен, что вы любите Бога; и потому прошу вас, старайтесь приобресть духовное мужество, чтобы боялись вас злые духи, труды ваши казались для вас легкими, и все Божественное сделалось для вас приятным. Божественная любовь слаще меда. Многие монахи и девы, посвятившия себя на служение Богу, не вкусивши ни мало сладости Божественной любви и не приобретши Божественнаго мужества, думали, что они уже знают сладость первой и имеют последнее. Поелику они ни мало не старались о приобретении силы Божией: то Бог и не дал им оной. Кто старается получить ее, тому Бог дает ее по благодати своей. Бог нелицеприятен. Он дает ее всем, исполняющим заповеди Его в различныя времена и в различных народах.

Возлюбленные во Христе! я знаю, что вы любите Бога. Старайтесь, чтобы любовь сия проистекала из глубины сердца вашего. Тогда сердце мое возрадуется о вас, что вы будете способны к получению силы Божией. Остальное время жизни вашей вы будете тогда проводить в радости и веселии, и труды, предпринимаемые вами для Бога, будут для вас легки; потому что духовная сила, которую дает Бог человеку, руководит его к достижению блаженнаго покоя, и охраняет его, доколе он не усовершится во всех трудных добродетелях.

Дети мои! если человек, будучи во свете Божием, презирает и славу и безславие мира сего, ненавидит все, находящееся в нем, не дает покоя телу своему, очищает сердце свое от всех порочных мыслей, постится, проливает слезы днем и ночью, и возсылает к Богу чистыя молитвы: то Бог дает ему Божественную силу свою. Благословенныя дети мои! старайтесь приобресть силу сию; при помощи ея вы легко и спокойно будете совершать дела свои. Она породит в вас упование на Бога, и исполнит все ваши прошения. По любви моей к вам я намерен был много писать к вам: но теперь нахожу достаточным и краткое письмо сие. Я уверен, что оно доставит вам спасение и радость, потому что я молю о сем Господа Иисуса. Ему, Отцу Его и Святому Духу все разумныя твари должны вечно приносить словословие. Аминь!

Источник: Святаго отца нашего Антония Великаго, Письма к монахам. 9. О том, что трудные подвиги благочестия облегчаются благодатию Божиею, которую Бог ниспосылает истинно преданным Ему. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». — СПб.: В Типографии Медицинскаго Департамента Министерства Внутренних Дел, 1828. — Часть XXXII. — С. 40-43.