Антоний Великий. Послания братиям, обитающим повсюду



Прежде всего – мир – любви вашей о Господе!

Я думаю, братия, что души, которые влекут­ся к любви Божией, бывают трех родов, мужчины это или женщины.

Есть такие, кто призваны законом любви, который в их природе и который изначальное Благо насадило в них при первом творении. Слово Божие пришло к ним, и они без малейшего сомнения последовали за ним с готовностью, как праотец Авраам, – ибо когда Господь увидел, что не по научению от людей он научил­ся любить Бога, но по закону, вложен­ному в природу его с самого зачатия, Господь явил­ся ему и сказал: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (Быт.12:1). И тот пошел, не усомнясь и не помедлив, но готовый к своему призванию. Он – образец того расположения духа, которое и доныне пребывает во всех, кто идет по его стопам. Трудясь и ища страха Божия в терпении и тишине, они достигают истин­ного рода жизни, поскольку души их готовы следо­вать за любо­вью Божией. Это первый род призвания.

Второе призвание таково. Есть люди, которые слышат писаный Закон, свидетель­ству­ю­щий им о муках и страданиях, уготован­ных для нечестивых, и об обетованиях для тех, кто ходит достойно в страхе Божием; и свидетель­ство писаного Закона побуждает мысль их искать, каким образом возможно войти в призвание, как об этом свидетель­ствует Давид, говоря: Закон Господень непорочен, обращая душы: свидетель­ство Господне верно, умудря­ю­щее младенцы (Пс.18:8)* И в другом месте: Явление словес Тво­их просвещает и вразумляет младенцы (Пс.118:130); и многое еще, чего мы здесь не можем привести.

Третье призвание таково. Есть души, которые вначале были жестоко­сердны и закоснели в делах греха; и вот, Всеблагой Бог по милости Своей посылает таким душам очищение скорбей, пока они не умягчат­ся и не придут в чувство, и обратят­ся, и приблизят­ся, и войдут в знание, и покают­ся от всего сердца, и они тоже обретут истин­ный образ жизни, как и те, другие, о ком мы уже сказали.

Вот три расположения, которыми души приходят к покаянию, пока они не достигнут благодати и призвания Сына Божия.

Итак, относи­тель­но тех, кто вошли в покаяние всем сердцем и сделались вопреки всем досаждениям плоти муже­с­т­вен­ными во­ителями в битве, которая поднимает­ся против них, пока не одолеют, – я думаю, прежде всего, Дух призывает их и облегчает им битву, и услаждает для них покаяние, показывая им, как им подобает каяться в душе и теле, пока не научит, как обратиться к Господу, сотворив­шему их. И Он сообщает им дела, которыми они могли бы утеснять душу и тело, чтобы и душа, и тело очистились и вместе вошли в свое наследство.

Вначале тело очищает­ся многим пощением, бдением и молитвами, и служением, которое укрепляет человека телесно, отсекая всякую плот­скую похоть. И дух покаяния становит­ся руководителем его в этих вещах и испытывает его ими, чтобы враг не смог вернуться назад.

Затем Дух – водитель начинает откры­вать очи его души, чтобы и ей подать покаяние, и тем самым она бы очистилась. Ум начинает различать между телом и душой, и начинает учиться у Духа, как очистить и тело, и душу покаянием. И научен­ный Духом, ум становит­ся нашим проводником в трудах души и тела, указывая, как очистить их. И он отделяет нас от плодов плоти, которые смешались с каждым членом тела нашего с первого прегрешения, и приводит все члены тела к их первоначальному состоянию, которое не имело ничего от нечистого духа. И тело приводит­ся в подчинение уму, по­учаясь у Духа. Как апостол Павел говорит: Но умерщвляю тело мое и порабощаю (1 Кор.9:27). Ибо ум очищает его от еды и сна, одним словом, от всех его движений, и соб­с­т­вен­ной чистотой очищает он тело даже от есте­с­т­вен­ного извержения семени.

И есть, я думаю, три рода движений в теле. Есть движение, вложен­ное в тело природой, насажден­ное в нем при первом творении; однако оно не дей­с­т­вен­но, если душа того не хочет и обнаруживает свое присутствие в теле бесстрастно. И есть другое движение, когда человек насыщает тело пищей и питьем, и жар крови от преизбытка насыщения поднимает брань в теле, по причине нашей алчности. Потому апостол и сказал: И не упивайтеся вином, в немже есть блуд (Еф.5:18). И Господь предупреждал учеников Сво­их: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягощались объядением и пиан­ством» (Лк.21:34) или услаждениями. В особен­ности же те, кто ищет достичь меры чистоты, должны повторять: Но умерщвляю тело мое и порабощаю (1 Кор.9:27). И есть третье движение, про­исходящее от злых духов, которые искушают нас из зависти и старают­ся сбить с пути всех, кто встал на путь чистоты.

Так вот, возлюблен­ные мои дети, в трех этих родах движения, если душа не дает себе послабления и упорствует в свидетель­стве, которое Дух рождает в уме, тогда и душа, и тело очищают­ся от немощи такого рода. Но если в отношении трех этих движений ум прене­брегает свидетель­ством, которое Дух вынашивает в нем, злые духи берут над ним верх, и сеют в теле все страсти, и возбуждают, и поднимают сильную брань против него; так что душа становит­ся усталой и недужной, и плачет и ищет, откуда бы пришла ей помощь, и кает­ся, и подчиняет­ся велениям Духа, и исцеляет­ся. Затем утверждает­ся она в том, чтобы покой свой положить в Господе, и что Он – ее мир.

Все эти вещи я сказал вам, возлюблен­ные, чтобы знали вы, как требует­ся от человека приносить покаяние в теле и в душе и очищать их, и тело, и душу. И если ум одолеет в этом состязании, он будет молиться в Духе и начнет изгонять из тела душевные страсти, которые вошли в него по его соб­с­т­вен­ной воле. И тогда Дух устанавливает с умом дружеское сотрудниче­с­т­во, поскольку ум хранит повеления, которые Дух сообщил ему. И Дух научает ум, как враче­вать все душевные раны и очищаться от всего того, что смешано с членами тела его, и от других страстей, которые хотя и не в теле, но смешались с его волей. И для глаз устанавливает он правило, чтобы они видели верно и чисто и чтобы не было в них греха. Затем устанавливает он правило для ушей, чтобы они слушали в мире и больше не имели бы жажды или желания слушать о дурном или же о падениях и унижениях человеческих, но радовались бы слушанию о добром и о том, каким образом каждый человек может стоять твердо, и о том, какая милость явлена всему творению, которое некогда было недужным в этих членах.

Затем Дух учит чистоте язык, поскольку язык был поражен тяжелым недугом; тот недуг, поразив­ший душу, выходил наружу в словах посредством языка, который душа употребляла как свое орудие, и таким образом поразила его тяжким недугом и язвой, и сама этим орудием – языком, была уязвлена. Апостол Иаков свидетель­ствует и говорит нам: «Если кто из вас думает, что он благо­честив, и не обуздывает своего языка, то обольщает свое сердце, у того пустое благо­честие» (Иак.1:26). И в другом месте он говорит: «Язык – небольшой член, но оскверняет все тело» (Иак.3:5), – и много еще, чего теперь я не могу привести вам. Но если ум укрепляет­ся крепостью, получен­ной от Духа, он очищает­ся и освящает­ся, и учит­ся различать слова, которые приходят на язык, чтобы в них не было пристрастия и самоволия, и таким образом исполнилось бы слово Соломоново: «Слова мои исходят от Господа и нет в них суеты и лукавства» (Притч.8:8). И в другом месте он говорит: Язык мудрых врачует (Притч.12:18), и много еще.

И затем Дух исцеляет движения рук, которые некогда двигались беспорядочно, следуя про­изволу ума. Но теперь Дух по­учает ум, как очистить их, чтобы они трудились, творя милостыню и молитву, и исполнилось бы слово о них, гласящее: «Пусть воздеяние рук мо­их будет жертвой вечерней» (Пс.140:2), и в другом месте: Рука прилежных обогащает (Притч.10:4).

После этого Дух очищает чрево, как оно ест и пьет; ибо пока душевные желания дей­с­т­вен­ны в нем, оно не знает насыщения в своем алчном желании пищи и питья, и через это бесы совершают свои нападения на душу. Об этом Дух сказал через Давида: Гордым оком, и несытым сердцем, с сим не ядах (Пс.100:5). И тем, кто ищет в этом чистоты, Дух предписывает установления: вкушать в меру потребного для укрепления тела, но, делая это, не иметь вкуса похоти, и тем исполнить сказан­ное Павлом: Итак, едите ли, пьете ли... все делайте во славу Божию (1 Кор.10:31).

Затем в отношении плот­ского вожделения, которое располагает­ся ниже чрева, ум получает по­учение Духа и различает три рода движений, о которых мы говорили выше, и упорствует в их очищении, и Дух помогает и укрепляет его; и все эти движения укрощают­ся силой Духа, который устанавливает мир во всем теле и отсекает от него все страсти. Об этом говорит апостол Павел: Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть (Кол.3:5) и прочее.

И после того и ногам подает Он очищение. Некогда они ступали не право, не в согласии с Богом; но теперь ум, собран­ный под властью Духа, очищает их, чтобы они ступали по Его воле, ходя и служа в добрых делах, так, чтобы и все тело изменилось и обновилось, и было в послушании Духу. И думаю я, что когда все тело очистилось и приняло полноту Духа, оно обрело некую часть того духовного тела, которое получит в воскресение праведников.

Все это сказал я вам о том, что касает­ся недугов души, которые примешаны к членам телесной природы, в которых душа движет­ся и действует; и таким путем она, душа, делает­ся проводником для злых духов, которые через нее входят и действуют в членах тела. Но я говорил, что у души есть еще и недуги нетелесные; теперь покажем их. Гордость – недуг души не телесный, а также тщеславие, зависть, ненависть, нетерпение, леность и другое. Но если душа предаст себя Господу от всего сердца, Господь помилует ее и подаст ей дух покаяния, который будет свидетель­ство­вать ей о каждом грехе, и больше они не приблизят­ся к ней; и Он покажет ей тех, кто восстают на нее и хотят не дать ей отделиться от них, ведя тяжкую битву, чтобы не могла она пребы­вать в покаянии. Но если она высто­ит и будет послушна Духу, по­уча­ю­щему ее покаянию, Творец не помедлит снизойти к ее изнеможению в покаянии и, видя ее в телесных трудах, многих молениях, и постах, и сокрушении, и в по­учении словам Божиим, в отречении от мира, в смирении и слезах, и упорствовании в сокрушении, – тогда мило­сердный Бог, видя труды ее и послушание, смилует­ся над ней и спасет ее.

Конец послания, которое святой Антоний шлет братиям.

II

Дорогие и досточтимые мои братия, я, Антоний, приветствую вас о Господе.

Во­истину, возлюблен­ные мои о Господе, не один только раз посетил Бог Свои творения; но от сложения мира, когда кто бы то ни было шел к Создателю всех, ведомый Законом Его завета, который вложен в нас, Бог Сам – с каждым из них щедротами Сво­ими и благодатью Своего Духа. Что же до таких разумных тварей, в чьей природе этот завет охладел, и проницатель­ность ума умерла, так что они больше не способны знать себя самих по своему первому состоянию, про таких я скажу, что они сделались окончатель­но неразумными и поклонились твари, а не Творцу. Но Творец всяческих в великой Своей щедрости посещал нас через этот насажен­ный в нас Закон Своего завета. Ибо Он – сущность бессмертная. И те, кто стали достойными Бога и возрастали в насажен­ном в них завете Его, и были учимы Духом Его Святым, и обрели Дух Усыновления, – все они смогли поклониться Творцу своему, как подобает: это те, о ком говорит Павел, что они не прияша обетования ввиду замысла о нас (Евр.11:39).

И Творец всяческих, который не раскаивает­ся в Своей любви, желая посетить нашу немощь и смущение, воздвиг Мо­исея Законодавца, который дал нам писаный Закон и заложил для нас основание Дома Истины, который есть Вселенская Церковь, соединя­ю­щая нас в Боге, ибо Он желает, чтобы мы могли возвратиться к нашему первому началу. Мо­исей созидал дом, но не завершил его, оставил и ушел. Затем Господь Духом Сво­им воздвиг хор пророков. И они стро­или на основании Мо­исеевом, но не могли завершить дома, и тоже оставили его, и ушли. И все они, будучи облечен­ными Духом, видели, что рана неисцелима, и что никакое творение не в силах увраче­вать ее, но, един­ствен­но, – Сын Единородный, сама Премудрость Отчая и Образ Его, Который по Своему образу сотворил всякую разумную тварь. Ибо они познали, что Спаситель – это великий врач, и они собрались вместе, и стали молиться за члены свои, то есть за нас, восклицая и говоря: «Или нет бальзама в Галааде; или нет там врача; чего ради нет исцеления раны дщери народа моего?» (Иер.8:22). «Врачевали, но не исцелилась; оставим же и пойдем каждый в землю свою» (Иер.51:9).

Но Господь в Своей изобильной и необман­ной любви пришел к нам, говоря через Святых Сво­их: «Сыне человеческий, сотвори себе сосуды плен­нические» (Иез.12:3). «И Он, будучи образом Божиим, не восхищением почитал быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, и стал послушен даже до смерти, и смерти крестной: посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» (Флп.2:6–11). И теперь, возлюблен­ные, пусть слово это будет внятно вам, что щедрость Отца не пощадила Единородного Своего ради нас, но Он предал Его «за спасение всех нас» (Рим.8:32), «Он отдал Себя Самого за грехи наши» (Гал.1:4), и наши беззакония уничижили Его, и ранами Его мы исцелились (Ис.53:5), и словом силы Своей Он собрал нас изо всех стран, от конца земли до другого конца, и совершил воскрешение ума нашего, и отпущение грехов наших, и научил нас, что мы члены друг другу.

Молю вас, братия, разумейте это великое промышление, что Он стал искушен, подобно нам, во всем, кроме греха (Евр.4:15). И каждое из разумных созданий, ради которых по преимуществу и пришел Спаситель, должно исследо­вать Его образец и познать соб­с­т­вен­ный ум, и различать хорошее и дурное, чтобы стать свободным через Его прише­с­т­вие. Ибо все, получив­шие освобождение по Его Промыслу, называют­ся рабами Божиими. И в том еще нет совершен­ства, но для своего времени это праведность, и она ведет к усыновлению. И Спаситель наш Иисус познал, что они приблизились к тому, чтобы принять Духа Усыновления, и что они познали Его, научен­ные Святым Духом. Он сказал им: «Я уже не называю вас рабами, но братьями и друзьями: потому что все, чему Отец научил меня, Я открыл вам и научил вас» (Ин.15:15). Потому, обретя в уме дерзновение, поскольку они познали себя и свою умную сущность, апостолы возвысили голос и сказали: «Если мы и знали Тебя по плоти, то ныне уже не знаем Тебя так» (2 Кор.5:16). И они приняли Духа Усыновления, и воскликнули, говоря: «Мы приняли не духа рабства опять в страх, но приняли Духа сыноположения, Которым взываем: Авва Отче!» (Рим.8:15). Отныне, Боже, мы знаем, что Ты даровал нам, – что мы – дети... и наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим.8:17).

Но пусть слово это будет внятно в вас, возлюблен­ные. Если кто-либо не приготовит соб­с­т­вен­ного исправления и не потрудит­ся изо всех сво­их сил, пусть такой знает, что для него прише­с­т­вие Спасителя будет в суд. Ибо для одних это вкушение смертоносное к смерти, для других – вкушение живи­тель­ное к жизни (2 Кор.2:16). Ибо Он лежит на падение и восстание многих в Израиле и в знамение пререкаемо (Лк.2:34). Умоляю вас, возлюблен­ные, именем Иисуса Христа: не прене­брегайте сво­им спасением, но пусть каждый из вас разрывает сердце свое, а не одежды свои (Иоил.2:13), опасаясь, как бы не носить нам это монашеское платье напрасно и приготовить себе суд. Ибо вот, уже теперь близко время, когда дела каждого из нас будут испытаны. О том, что я говорю, многое еще можно было бы написать вам. Но сказано: Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее (Притч.9:9). Приветствую вас всех, от малого до великого. И Бог мира да хранит вас всех, возлюблен­ные. Аминь.

III

Человек разумный, который приготовил себя к освобождению прише­с­т­вием Иисуса, знает себя самого в своей умной сущности. Ибо тот, кто знает себя, знает и промышления Творца, и все, что творит Он со Сво­ими созданиями. Сердечно, возлюблен­ные о Господе сочлены наши и сонаследники святых, умоляю вас именем Христа Иисуса, да даст­ся вам от Господа дух различения, чтобы ощутить и знать, как велика любо­вь, которую я имею к вам: не телесная любо­вь, но любо­вь духовная, любо­вь веры. Что касает­ся до ваших телесных имен, нет нужды писать их вам, потому что это имена преходящие. Если человек знает свое истин­ное имя, он увидит и имя истины. Потому, пока Иаков борол­ся ночь напролет с Ангелом, имя его еще оставалось Иаков, но когда настало утро, имя ему было дано Израиль, что значит «ум, видящий Бога» (Быт.32:24–30).

Я полагаю, вам не неведомо, что враги добродетелей непрестан­но строят козни против истины. И потому не един­ствен­ный раз посетил Господь Свои создания, но изначала были такие люди, которые готовы были идти к своему Творцу, влекомые Законом Его Завета, который насажден в них и который учил их поклоняться Творцу, как подобает. Но по причине распространения немощи, из-за тяжести плоти и дурных попечений, насажден­ный в человеке закон засох, и душевные чувства ослабли, так что люди не могли уже обрести себя такими, каковы они по истине согласно своему созданию, то есть свою бессмертную сущность, которая не должна распасться вместе с телом; и потому сущность их не могла быть освобождена своей соб­с­т­вен­ной праведностью. По этой причине Господь поступил с ними по Своей щедрости, дав им писаный Закон, чтобы научить их поклоняться Отцу, как должно. Бог Един, или скажем так: Един­ство Умной Сущности. Вам следует понимать, возлюблен­ные, что во всяком месте, где нет согласия, люди навлекают на себя войны и возбуждают судебные тяжбы между собой.

И Творец увидел, что рана их стала слишком тяжела и нуждает­ся в действии врача. И Христос – Сам их Творец, и Он Сам врачует их, – и Он посылает предтеч Сво­их перед лицем Сво­им. Мы не побо­имся сказать о Мо­исее Законодателе, что и он – один из Его предтеч, и что тот же Дух, который был с Мо­исеем, действовал и в хоре святых, и все они молили о Единородном Сыне Божием. И Иоан­н был из тех, кто шел перед Ним; по этой причине Закон и пророки были вплоть до Иоан­на, потому Царствие Божие с нуждой восприемлет­ся, и нуждницы восхищают е (Мф.11:12–13). И будучи облачен­ными Духом, они видели, что ни одно из созданий не в силах исцелить ту великую рану, но един­ствен­но – щедрость Божия, иначе сказать, – Сын Его Единородный, Которого Он послал во спасение миру; ибо Он – тот великий Врач, который в силах исцелить эту рану. И они просили Бога, и Отец творений по щедрости Своей Сына Своего Единородного не пощадил ради нашего спасения, но предал Его за всех нас и за наши беззакония (Рим.8:32). И Он уничижил Себя, и ранами Его мы все исцелились (Флп.2:8; Ис.53:5). И словом силы Своей Он собрал нас из всех стран, от конца мира до другого конца, и воздвиг сердца наши от земли, и научил нас, что мы – члены друг другу.

Умоляю вас, возлюблен­ные мои о Господе: разумейте, что Писание есть наказ Господа. Ибо великая вещь для нас в том, чтобы понимать тот образ, который Иисус принял ради нас, ибо Он стал искушен, подобно нам, во всем, кроме греха (Евр.4:15). И потому справедливо, чтобы и мы освободились Его прише­с­т­вием, ибо безумием Сво­им Он умудрил нас, и нищетой Своей обогатил нас, и немощью Своей укрепил нас, и всем нам усво­ил воскресение, сокрушив того, кто имел державу смерти (Евр.2:14). И следует нам также прекратить просить Иисуса о наших телесных нуждах. Прише­с­т­вие Иисуса помогает нам делать то, что благо, пока мы не сокрушим все наши пороки. И тогда Иисус скажет нам: Я уже не называю вас рабами... но друзьями (Ин.15:15). И апостолы, когда достигли того, чтобы принять Духа Усыновления, то научились от Духа Святаго поклоняться Отцу, как должно.

Мне, бедному узнику Иисуса, время сие, к которому мы пришли, принесло радость, и скорбь, и рыдание. Ибо многие в нашем поколении облачились в одежду веры, но от силы ее отреклись. А о тех, кто приготовили себя к освобождению прише­с­т­вием Иисусовым, – о тех я радуюсь. Но о тех, кто совершают свои дела будто во имя Иисуса, но при этом творят волю своего сердца и своей плоти, – о тех я скорблю. И о тех, кто увидели, как время долго, и сердце их изнемогло в них, и они сняли с себя платье веры, и стали как дикие звери, – о них я рыдаю. Знайте же, что для таких прише­с­т­вие Иисуса обращает­ся великим Судом. Но вы, возлюблен­ные, знайте себя, чтобы знать и время свое, и готовьтесь принести себя самих в жертву, угодную Богу.

Истин­но, возлюблен­ные мои о Господе, – ибо я пишу вам, как людям разумным, которые могут знать себя, – вам известно, что тот, кто знает себя, знает Бога; а тот, кто знает Бога, знает и благодеяния, которые Он творит созданиям Сво­им. Пусть слово это будет внятным вам, что не плот­ская это любо­вь, которую я имею к вам, но духовная любо­вь веры, ибо Бог про­славляет­ся в соборе святых Сво­их (Пс.88:8). Готовьте себя, ибо у вас есть заступники в молитве Богу о вашем спасении, чтобы низвел Он в ваше сердце тот огонь, который Иисус пришел низвести на землю (Лк.12:49), и вы могли бы упражнять сердца ваши и чувства, чтобы знать, как различать добро от зла, правое от левого, действи­тель­ное от ложного. Иисус знал, что диавол берет свою силу в вещах мира сего, и Он созвал учеников Сво­их и сказал им: Не собирайте себе сокровищ на земле, и: Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам позаботит­ся о себе (Мф.6:19, 6:34). Истин­но, возлюблен­ные мои, вы знаете: когда ветер благоприятствует, кормщик прохлаждает­ся; но при встречном и бурном ветре, – вот когда узнает­ся цена кормчего. Так знайте же какого рода время, к которому мы пришли.

Обо всем, что касает­ся слова свободы, многое еще можно было бы сказать еще. Но дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее (Притч.9:9). Я приветствую вас, от малого до великого, в Господе. Аминь.

IV

Антоний всем дорогим братиям сво­им: радуйтесь о Господе! Члены Церкви, никогда не устану я помнить вас. Хочу я, чтобы вы знали, что любо­вь моя к вам – не телесная любо­вь, но любо­вь духовная, любо­вь веры. Ибо телесная дружба не имеет в себе твердости и постоян­ства, и чуждые ветры колеблют ее. Всякий, кто бо­ит­ся Бога и хранит заповеди Его, – раб Божий. И в служении том нет совершен­ства, но только справедливость, которая ведет к усыновлению. По этой причине пророки и апостолы, и все святые, которых Бог избрал, доверив им апостоль­скую проповедь, милостью Бога Отца сделались плен­никами во Христе Иисусе. Ибо апостол Павел говорит: Павел, раб Иисуса Христа, призван­ный апостол (Еф.3:1; Рим.1:1), – поэтому писаный Закон действует в нас в неком благом рабстве, пока мы не покорим себе всякую страсть и не достигнем совершен­ства в служении добродетели через это апостоль­ское призвание.

Ибо если человек приближает­ся к благодати, тогда Иисус скажет ему: «Я уже не называю вас рабами, но Я назову вас друзьями Мо­ими и братьями Мо­ими, потому что Я открыл вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:15). Ибо те, кто приблизились и научены Духом Святым, познали себя самих по своей умной сущности. И в том познании себя они воскликнули и сказали: «Потому что мы не приняли духа рабства опять в страх, но приняли Духа сыноположения, Которым взываем: Авва, Отче!» (Рим.8:15), – мы можем знать, что Господь даровал нам: если мы – дети... и наследники Божии и сонаследники же Христу (Рим.8:17).

Дорогие братия мои и сонаследники святым, всякие добродетели не чужды вам, но все они – ваши, если вы не под грехом в этой плот­ской жизни, но открыты пред Богом. Ибо Дух не войдет в душу того, чье сердце осквернено, и в тело, которое грешит. Он – святая сила, непричастная никакой лжи. Истин­но, возлюблен­ные мои, пишу вам, как людям разумным, которые могут знать себя. Ибо тот, кто знает себя, знает Бога, а тот, кто знает Бога, досто­ин служить Ему, как подобает. Возлюблен­ные мои о Господе, знайте себя. Ибо те, кто знают себя, знают и свое время, а кто знает свое время, тот в силах стоять твердо и не колебаться от чуждых языков. Ибо касатель­но Ария, который восстал в Алек­сан­дрии и изрек нелепые слова о Единородном, приписывая начало Безначальному и конец Тому, Кто неизъясним среди людей, и движение Тому, Кто недвижен, – скажу, что если человек согрешит против человека, то помолят­ся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет тогда заступником о нем? (1 Цар.2:25). Человек этот возложил на себя тяжкое дело и неисцелимую язву. Ибо если бы такой знал себя, язык его не высказал бы того, о чем он не имеет знания. Но ясно видно, что не знал он себя.

V

Антоний пишет дорогим сво­им детям, святому Израилю по умному их существу. Нет нужды назы­вать ваши телесные имена, которые преходят, ибо вы – чада Израиля. Истин­но, дети мои, любо­вь, которую я имею к вам, не плот­ская любо­вь, но любо­вь духовная, любо­вь веры. И потому я не устаю молить Бога моего о вас, чтобы дано вам было знать ту милость, которую Он сотворил вам. Ибо не един­ствен­ный раз посетил Господь Свои создания, но от сложения мира Он промышляет о Сво­их созданиях, и в каждом поколении Он пробуждает каждого благоприятными обстоятель­ствами и благодатью. Итак, дети мои, не прене­брегайте взы­вать к Господу день и ночь, понуждая щедрость Отчую, и щедростью Своей Он пошлет вам помощь с Небес, по­учая вас, пока вы не узнаете, что для вас благо.

По­истине, дети мои, мы – обитатели смерти нашей и постояльцы в доме разбойника, и закованы в оковы смерти. И потому не давайте сна очам вашим, ни веждам вашим дремоты (Пс.131:4), чтобы принести себя в жертву Богу во всей святости, которой никто не может наследо­вать без освящения. Во­истину, возлюблен­ные мои о Господе, пусть слово это будет внятно у вас: делайте доброе, и так вы утешите всех святых и доставите веселие служению Ангелов и радость прише­с­т­вию Иисусову, ибо вплоть до этого часа не имели они покоя в попечении о нас. И мне, убогому нищему, обита­ю­щему в этом скудель­ном жилище, и моей душе вы также доставите радость. Истин­но, дети мои, наша немощь и унижение, в котором мы пребываем, – горе для всех святых, и они плачут и стенают о нас перед Творцом всех. И по этой причине Господь Вседержитель гневает­ся на наши дурные дела из-за стенаний святых. И напротив, когда мы совершен­ствуемся в праведности, то доставля­ем радость народу святых, и они усердно молят­ся и ликуют перед нашим Создателем. И Сам Он, Творец всего, радует­ся нашим делам по свидетель­ству Сво­их святых, и вознаграждает нас дарами Своей милости сверх всякой меры.

Итак, знайте, что Господь всегда любит Свои создания, – а суще­с­т­во их бессмертно и не должно разрушиться вместе с телом, – и Он видел, как эта умная природа нисходила в бездну вместе с телом, и умирала с ним, и насажден­ный в человеке Закон завета иссыхал. И по благости Своей Он посетил род человеческий Мо­исеем. И Мо­исей положил основание дома истины, и хотел исцелить великую рану, и хотел вернуть людей к первому единению, и не смог сделать этого, и удалил­ся от них. Тогда хор пророков стал стро­ить на основании Мо­исеевом, и они не смогли исцелить великую рану членов сво­их. И видя, что сила их иссякла, все народы святых вновь собрались воедино и принесли молитву Творцу, и сказали: разве нет бальзама в Галааде; разве нет там врача; отчего же нет исцеления дщери народа моего? ...О, Господи, врачевали мы Вавилон, но не исцелил­ся; оставьте его, и пойдем каждый в свою землю (Иер.8:22, 51:9).

И поскольку все святые просили благость Отца, то есть Сына Его Единородного, потому что если бы Он Сам не сошел с Небес, никто из творений не смог бы исцелить ту великую рану человеческую, потому Отец в благости Своей изрек и сказал: Сын человеческий, изготовь себе сосуды плен­нические и уходи в пленение (Иез.12:3. ср.: Иер.46:19). И Отец Сына Своего Единородного не пощадил ради спасения всех нас, но предал Его за наши грехи (Рим.8:32). Ибо наши беззакония уничижили Его, и ранами Его мы все исцелились (Ис.53:5) и Он собрал нас со всех концов земли, воскресив умы наши от земли и уча нас, что мы – члены друг другу (Еф.4:25). Берегитесь же, дети мои, чтобы не исполнилось на нас слово Павла, и не стали бы имеющими образ благо­честия, силы же его отвергшися (2 Тим.3:5). Пускай же каждый из вас разрывает сердце свое, и вопиет перед Ним, и говорит: «Что воздам Господу за все благое, что воздал Он мне?» (Пс.115:3). И еще боюсь я, дети мои, как бы не исполнилось на нас слово: Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? (Пс.29:10).

Истин­но, дети мои, я говорю с вами, как с мудрыми людьми, способными разуметь то, что я говорю, и вот, свидетель­ствую вам: если каждый из вас не возненавидит всю природу земного обладания и не отречет­ся от него и от всех дел его всем сердцем сво­им, и не прострет руки сердца своего к Небесам, к Отцу всех, – тот не будет спасен. Если же он сделает то, что я сказал, Господь смилует­ся над ним за труд его, и дарует ему тот невидимый огонь, который выжжет в нем все нечистое, и начальный дух наш очистит­ся; и тогда Дух Святый будет обитать в нас, и Иисус будет пребы­вать с нами, и так мы сможем поклоняться Богу, как нам подобает. Но пока у нас мир со всеми природами мира сего, мы – враги Богу, и Ангелам Его, и всем святым Его.

И потому, возлюблен­ные мои, умоляю вас именем Господа Иисуса Христа – не прене­брегайте вашим спасением, чтобы это преходящее житие не лишило вас вечной жизни, и кожа тлен­ного тела не отняла у вас Царства несказуемого света, и грешная скамья не заменила вам Ангель­ских судных престолов. Истин­но, дети мои, сердце мое в изумлении, и дух мой в ужасе, что все мы услаждаемся, как пьяницы при молодом вине, ибо каждый из нас продал себя в рабство по своему свободному про­изволению, и мы сделались рабами нашего вольного выбора, и не желаем поднять глаз наших к Небесам, чтобы искать славы небесной и дел всех святых, и идти по их стопам.

Поймите же, что все, святые ли Небеса, или Ангелы, или Архангелы, или Престолы, или Власти, или Начала, или Херувимы, или Серафимы, или солнце, или луна, или праотцы, или апостолы, или диавол, или сатана, или злые духи, или силы воздушные, или (не говоря другого) мужской пол, или женский, – в начале творения все про­изошли из одного, – все, кроме всесовершен­ной и благословен­ной Тро­ицы, Отца и Сына и Духа Святаго! И из-за дурных действий некоторых потребовалось, чтобы Бог дал им имена по делам их. А тем, кто больше пре­успел, Он даровал славу изобильнее.

VI

Антоний – всем дорогим мо­им братиям в Арсиное и в ее окрестностях и всем, кто с вами, привет. Все вы, приготовив­шие себя, чтобы идти к Богу, приветствую вас о Господе, возлюблен­ные, от малого до великого, мужей и жен, святых чад Израиля по вашему умному существу. Истин­но, дети мои, великое благословение пришло к вам, ибо велика милость, сошедшая на вас в вашем поколении. И подобает вам ради Того, Кто посетил вас, не слабеть в вашем рвении, пока вы не принесете себя в жертву Богу во всей святости, без которой никто не может войти в наследство.

Истин­но, возлюблен­ные мои, великое дело для вас, чтобы вы просили уразуметь ту умную сущность, в которой нет ни мужчины, ни женщины, но которая бессмертна, имея начало, но не имея конца. И следует вам знать, что и она пала в унижение и великий позор, который настиг всех нас; и все же она – бессмертная сущность, которая не должна истле­вать вместе с телом. И потому Бог увидел, что рана ее неисцелима. Поскольку была она так тяжела, Он посетил род человеческий в Своем мило­сердии, и в благости Своей по проше­с­т­вии времени Он послал им Закон, подав им помощь через Мо­исея Законодателя. И Мо­исей заложил для них основание дома Истины и хотел исцелить ту великую рану, и не смог завершить стро­итель­ство дома.

И вот, хор святых снова собрал­ся и стал молить милость Отца о нашем Спасителе, чтобы Он пришел к нам во спасение всех нас. Ибо Он – наш великий и верный Первосвящен­ник и истин­ный Врач, в Чьих силах исцелить эту великую рану. Итак, по воле Отца, Он истощил Себя от Своей славы. Он был Богом и принял образ раба (ср. Флп.2:7–8), и предал Себя Самого за грехи наши, и беззакония наши уничижили Его, и раной Его мы все исцелились (Ис.53:5). Итак, дорогие мои дети о Господе, хочу, чтобы вы знали, что по причине нашего безумия принял Он образ безумия, и по причине нашей немощи – образ немощи, и по причине нашей нищеты – образ нищеты, и по причине нашей смерти принял Он образ смертного, и во всем этом пребывал ради нас. Истин­но, возлюблен­ные мои о Господе, не подобает нам да­вать сна очам нашим и веждам нашим дремания (Пс.131:4), но будем молиться и понуждать благость Отца, пока Он не смилует­ся над нами; и таким образом мы принесем утешение приходу Иисусову, и силу служению святых, которые трудят­ся за нас на земле во время нашего небрежения, и возбудим их к ревности, чтобы они помогли нам во время нашей скорби. Так что и сеющий, и жнущий вместе радо­ваться будут (Ин.4:36).

Я хочу, чтобы вы знали, дети мои, великое горе, каким я горюю о вас, когда я вижу, какое великое смущение идет к нам, и помышляю о великом труде святых и о стенаниях их, которые они всегда изливают пред Богом о нас, поскольку видят они весь труд своего Создателя, и все злые замыслы диавола и слуг его, и все то зло, которое они всегда замышляют нам на погибель, ибо их удел – быть в аду, и потому они хотят, чтобы и мы пропали вместе с ними, и были с множе­с­т­вом. Истин­но, возлюблен­ные мои о Господе, я говорю с вами, как с мудрыми людьми, и вы можете знать все благодеяния нашего Создателя, совершен­ные для нас, которые дарованы нам по явному или тайному прошению. Ибо мы именовались разумными, но облеклись в ум неразумных тварей. Не известно ли вам, каковы козни и хитрости диавола? – Злые духи завидуют нам; как только они проведают, что мы попытались увидеть соб­с­т­вен­ный позор и отыскали путь, каким сбежать от них и от дел их, которые они творят с нами вместе, и что мы не только пытаемся отвергнуть их лукавые советы, которые они сеют в нас, но что многие из нас смеют­ся над их кознями, то они познают снисхождение нашего Творца, что Он в мире сем приговорил их к смерти и приготовил им в наследство геен­ну за их небрежение.

Я хочу, чтобы вы знали, дети мои, что я не перестаю молить Бога о вас день и ночь, чтобы открыл Он вам очи сердца вашего, и вы могли бы видеть множе­с­т­во тайных козней, которые изливают на нас злые духи ежедневно в эти нынешние дни. Хочу я, чтобы Господь дал вам сердце зна­ю­щее и дух различения, чтобы вы смогли принести ваши сердца, как жертву чистую пред Отцом, в великой святости без порока. Истин­но, дети мои, они непрестан­но завидуют нам со сво­ими злыми советами, и тайным гонением, и тонкой злобой, и богохульными помыслами; и свои предатель­ства они сеют в сердце наше каждый день, и свою сердечную косность, и тьму сво­их печалей, которые они приносят нам ежечасно, и тусклость свою, которой они ежедневно делают тусклыми наши сердца, и весь гнев и взаимные обиды, которым они учат нас, и самооправдание в том, что мы делаем, и осуждение, которое они вносят в наше сердце, понуждая нас, когда мы сидим в одиноче­с­т­ве, осуждать ближних наших, которые и не живут с нами; и презрение, которое они поселяют в нашем сердце гордостью, когда мы жестоко­сердны и презираем друг друга, огорчая друг друга жестокими словами, жалуясь ежечасно, обвиняя других, а не себя, полагая, что невзгоды наши про­исходят от ближних, судя и рядя о том, что снаружи, тогда как грабитель наш внутри, в доме нашем; и споры, и раздоры, в которых мы оспариваем друг друга, пока не добьемся своего, чтобы явиться оправдан­ными в глазах других.

Злые духи внушают нам ревность о делах, которые мы не в силах исполнить, и заставляют томиться тем, что нам поручено и что на пользу для нас. Они заставляют нас смеяться, когда время плакать, и плакать, когда время смеяться, и просто сбивают нас постоян­но с верного пути в сторону. И есть еще множе­с­т­во других хитростей, которыми они обращают нас в рабство себе, не время теперь все их описы­вать. Но когда они наполняют сердце наше всеми этими обманами, и мы кормимся ими, и они становят­ся нашей пищей, тогда Бог снисходит к нам, и посещает нас, чтобы вернуть нас из нашего тяжкого тела, и мы смогли покинуть его. И затем злые дела, которые мы в заблуждении нашем совершили, будут явлены нам в теле, подлежащем наказанию; и мы вновь облачимся в это тело – ибо Господь в Своем терпении попускает так, – и будет для нас последнее наше хуже первого (Мф.12:45). Потому не уставайте молить благость Отца, да снизойдет к вам помощь от Него, чтобы вы научились узна­вать, что праведно.

Истин­но говорю вам, дети мои, сосуд, в котором мы обитаем, – погибель для нас и дом, исполнен­ный войны. По истине, дети мои, говорю вам, что всякий, кто наслаждает­ся по соб­с­т­вен­ной воле и покоряет­ся соб­с­т­вен­ным помыслам, и принимает то, что сеет­ся в сердце его, и услаждает­ся этим, и полагает в сердце своем, что в том есть некие необычайные избран­ные тайны, и оправдывает себя в том, что делает, – душа такого человека – логово злых духов, подстрека­ю­щих его к злому, и тело его – сокровище нечестивых тайн, которые оно таит в себе; и велика над ним власть бесов, потому что он не обличил их открыто перед всеми людьми.

Неведомо ли вам, что у них не един­ствен­ный способ охотиться за нами, который мы могли бы узнать и избежать? Исследуйте, и вы не обнаружите такого, чтобы грех их и беззакония открывались телесным образом, ибо телесно они невидимы; но следует вам знать, что мы-то и служим телами для них, ибо душа наша принимает их мерзость, и затем, приняв ее, она обнаруживает ее посредством тела, в котором мы обитаем. Итак, дети мои, не будем же предоставлять им места, иначе мы навлечем на себя гнев Божий, а они сбегут к себе домой и посмеют­ся над нами. Ибо они знают, что от ближнего – наша погибель, и жизнь наша – тоже от ближнего. Кто когда-либо видел Бога и усладил­ся Им, и сохранил Его в себе, и не позволил, чтобы Он оставил его, но помогал бы ему, – доколе живет он в этом тяжком теле? Или кто когда видел беса в его битве с нами, чтобы он упреждал и не давал нам совершить доброе дело, и нападал на нас телесным образом, так что мы испугались бы его и сбежали? Ибо они сокрыты, и это мы нашими делами делаем их явными. Ибо все они по своей умной сущности – из одного источника, но когда они бежали от Бога, возникло среди них великое разнообразие, по разнообразию их действий.

И потому были даны им разные имена, по действию каждого из них. Так что одни зовут­ся Архангелами, другие Престолами и Властями, Началами и Херувимами; эти имена даны были им, когда они хранили повеления своего Творца. Других же, избрав­ших дурной путь, пришлось наз­вать диаволом и сатаной по их злому состоянию; другие же были названы бесами, и злыми, и нечистыми духами, и духами-соблазнителями и князьями мира сего. И множе­с­т­во видов еще существует среди них. Есть такие, кто и противостоял им в своем тяжком теле, в котором мы живем; иные из них названы праотцами, иные пророками и царями, и жрецами, и судьями, и апостолами, и много было других, избран­ных за их доброе поведение. И все таковые имена даны им, мужчинам или женщинам, из-за разных начал их деятель­ности, но все они – из одного источника.

Итак, по этой причине тот, кто грешит против ближнего, грешит против себя; и тот, кто делает зло ближнему, делает его себе; и тот, кто делает ближнему добро, благотворит себе. Иначе, – кто в силах сделать зло Богу, и найдет­ся ли такой, что мог бы обидеть Его? Или кто мог бы утешить Его, или кто мог бы даже служить Ему? Или кто мог бы даже благословить Его благословением, в котором Он нуждает­ся, или кто в силах почитать Ему почестью, достойной Его, или восхвалить Его по досто­ин­ству? Итак, пока мы еще одеты этим тяжким телом, будем пробуждать Бога в себе, оживляя друг друга, и предадим себя самих на смерть ради душ наших и ради друг друга; и если мы так поступим, то в нас будет являться сущность сострадания Его к нам. Не будем само­любцами, чтобы не подпасть под власть их изменчивой силы. Ибо тот, кто знает себя, знает всех людей, потому и сказано, что Он вызвал все сущее из небытия к бытию (Прем.1:14). Это относит­ся к нашей умной природе, которая скрыта в нашем теле тления, но она не принадлежала ему изначально, и она будет от него освобождена. Но тот, кто может любить себя, любит всех.

Дорогие мои дети, я молю, чтобы это не было тяжким трудом для вас, и чтобы вы не уставали любить друг друга. Воздвигните тело ваше, в которое вы облечены, и сделайте его алтарем, и возложите на него все ваши мысли, и оставьте всякий злой совет перед Господом, и возденьте руки сердца вашего к Нему, к творящей Премудрости, и молите Бога, чтобы Он ниспослал вам Свой великий невидимый огонь, который сошел бы с Небес и попалил алтарь и все, что на нем, и чтобы все жрецы Ваала, то есть все сопротивные действия врага, устрашились и бежали от лица вашего, как от лица Илии пророка. И затем вы увидите облако над морем, как ладонь человеческую, которое принесет вам духовный дождь, то есть утешение Духа Утешителя (ср.: 3 Цар.18:38–44).

Дорогие мои дети о Господе, святые чада Израиля, нет нужды благословлять или назы­вать ваши телесные имена, которые прейдут. Ибо вам не неведома любо­вь, которая между мной и вами, любо­вь не телесная, но духовная любо­вь веры. И потому я уверен, что великое благословение для вас в том, что вы постарались познать свое бесчестие и укрепить ту невидимую сущность, которая не прейдет вместе с телом. И потому, думаю, что благодать ваша пришла в свое время. Потому пусть слово это будет внятно вам, чтобы вы не подумали, будто ваш успех и ваш приход к вере были вашим соб­с­т­вен­ным делом, но что всегда помогала вам некая Божест­вен­ная сила. Стремитесь всегда приносить себя в жертву Богу, и доставлять радость силе, помога­ю­щей вам, и утешение Господу в Его прише­с­т­вии, и всему сонму святых; также и мне, убогому бедняку, обита­ю­щему в этом доме скудели и тьмы. Потому я и говорю вам все это, утешая вас и моля, что, поскольку все мы сотворены из единой невидимой сущности, которая имеет начало, но не имеет конца, мы любили бы друг друга особен­ной любо­вью. Ибо все, кто знают себя, знают, что они – от единой бессмертной сущности.

Я хочу, чтобы вы знали и то, что Господь наш Иисус Христос есть истин­ная Премудрость Отца. Через Него вся полнота всякой разумной природы сотворена по образу Его Образа, и Сам Он – глава всей твари, и тело Его – Церковь (ср.: Кол.1:15–18). Потому все мы – члены друг другу; и тело Христово, и голова не могут сказать ноге: «Ты мне ненадобна», – но если один член страдает, все тело затронуто и страдает с ним (Еф.4:25; 1 Кор.12:21, 26–27). Но если какой-то член отчуждает­ся от тела и более не сообщает­ся с головой, но предает­ся услаждениям соб­с­т­вен­ной плоти, это значит, что рана его неисцелима, и что забыл он свое начало и свой конец. И потому Отец творений, движимый состраданием к этой нашей ране, которую ничто из творений не могло исцелить, но един­ствен­но – милость Отчая, послал нам Сына Своего Единородного, и Он по причине нашего рабства принял на Себя образ раба (Флп.2:7), и предал Себя за наши грехи; ибо наше беззаконие уничижило Его, и ранами Его мы все исцелились (Ис.53:5). И Он собрал нас из всех краев, чтобы воскресить сердца наши от земли, и научить нас, что все мы – от единой сущности и члены друг другу. Потому должны мы всей силой любить друг друга. Ибо тот, кто любит своего ближнего, любит Бога, а кто любит Бога, любит душу свою.

Пусть будет внятно вам слово это, дорогие мои дети о Господе, святые чада Израиля, и готовьте себя, чтобы прийти к Господу и принести себя в жертву Господу во всей чистоте, которой никто не может обрести без очищения. Или вы не знаете, возлюблен­ные, что враги праведности всегда замышляют зло против истины? И потому тоже, возлюблен­ные, будьте вниматель­ны и не давайте сна очам вашим и веждам вашим дремоты (Пс.131:4). Взывайте ко Господу ден­но и нощно, чтобы пришла к вам помощь свыше и направила сердца ваши и мысли во Христе. Истин­но, дети мои, мы поселились в доме грабителя и связаны узами смерти. Говорю вам во­истину, возлюблен­ные, что наша беспечность и наше унижение, и наше уклонение с пути – утрата не только для нас, но досада для Ангелов и для всех святых во Христе Иисусе. Истин­но, дети мои, наше унижение доставляет горе всем им; и, напротив, наше спасение и слава приносят им радость и утешение. И знайте, что милость Отца не перестает с первого Своего движения даже доныне творить нам добро, чтобы мы сами себе не причинили смерти, употребив во зло свободную волю, с которой мы были сотворены. Потому направляют нас во всякое время, как написано: Ополчит­ся Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их (Пс.33:8).

Итак, дети мои, я хочу, чтобы вы знали, что с того часа, как движение любви Божией дошло сюда, и доныне все, кто отстранились от праведности и поступали нечестиво, почитают­ся детьми диавола; а те, кто от диавола, знают это, и потому они старают­ся изменить каждого из нас по своей воле. Ибо зная, что диавол пал с Небес по причине гордыни, прежде всего нападают они на тех, кто достиг высокой меры, гордостью и тщеславием пытаясь восстановить их друг против друга. Они знают, что таким образом они могут отсечь нас от Бога, потому что им известно, что тот, кто любит своего ближнего, любит Бога; и потому враги праведности сеют раздор в наши сердца, чтобы мы наполнились великой неприязнью друг к другу, и не могли бы терпеть никакого общения с нашим ближним даже на расстоянии.

Истин­но, дети мои, я хочу, чтобы вы знали, что много таких, кто подвизались в воздержании всю свою жизнь, но недостаток различения убил их. Истин­но, дети мои, я полагаю, никакого дива не будет в том, если, став небрежными к себе и не различая соб­с­т­вен­ных дел, вы непремен­но впадете в руки диавола тогда, когда вы будете полагать, что близки к Богу; и когда вы ждете света, – тьма обымет вас. Ибо какая нужда была Христу опоясы­ваться полотенцем и умы­вать ноги тем, кто ниже Его, как если не дать пример, не научить тех, кто обратят к Нему свое первое начало? (Ин.13:4–17). Ибо начало их движения – гордыня, которая пришла прежде. И потому, кроме как через великое – от всего сердца и ума, и духа, и души, и тела, смирение, вы не можете наследо­вать Царства Божия.

Истин­но, дети мои о Господе, день и ночь я молю Творца моего, от Кого получил залог Его Духа (2 Кор.1:22), чтобы Он открыл глаза сердца вашего, и вы узнали бы мою любо­вь, которую я к вам имею, и чтобы открыл Он уши души вашей внимать сво­им смущениям. Ибо тот, кто знает соб­с­т­вен­ный позор, тот и стремит­ся вновь к своей высокой чести; и кто знает свою смерть, знает и свою вечную жизнь. Я говорю с вами как с мудрыми людьми, дети мо­и; истин­но, я боюсь, как бы голод не одолел вас в пути на том месте, где подобает нам обогатиться. Я надеял­ся увидеть вас лицом к лицу во плоти. Но ожидаю времени, и оно близко, когда мы сможем лицом к лицу увидеть саму сущность каждого, когда скорбь, и печаль, и воздыхание отлетят, и радость будет над главою всех (Ис.35:10). Есть еще много вещей, которые я хотел сказать вам. Но дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее (Притч.9:9). Приветствую всех вас, дорогие дети мои, по­имен­но.

VII

Дети мои, вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетой (2 Кор.8:9). Видите, порабощением Его мы освободились, и немощь Его укрепила нас, и безумие Его нас умудрило. Далее. Смертью Своей Он привел на землю наше воскресение, чтобы мы могли возвысить голос наш к Небесам и сказать: если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем, но каждый во Христе новая тварь (2 Кор.5:16–17). Истин­но, возлюблен­ные мои о Господе, говорю вам о том, что относит­ся к слову свободы, которым мы освободились. Я еще много чего имею сказать вам, но теперь не время говорить вам это. Итак, приветствую вас всех, дорогие мои дети о Господе, святые чада Израиля по вашей умной сущности. Во­истину, подобало вам, кого привлекла любо­вь Творца, искать спасения душ ваших по вложен­ному в нас Закону завета. Но из-за умножения нечестия, и восстания зла, и ненасытности страстей Закон завета, насажден­ный в сердце наше, засох, и чувства души нашей погибли, и потому мы уже не в силах были воспринимать ту славную умную сущность по причине смерти, в которую мы впали. Потому и написано в Божест­вен­ном Писании: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор.15:22). Ныне и впредь Он есть жизнь каждого разумного создания, сотворен­ного Им по подобию Его образа, Того, Кто Сам – истин­ная Премудрость Отчая и неизмен­ный Образ Отца (Евр.1:3). Но суще­с­т­во творений, создан­ных по образу Его, непостоян­но, ибо зло вошло в нас, и в нем мы умерли, потому что оно враждебно природе нашей умной сущности. Итак, через то, что чуждо природе, мы сделались домом тьмы, исполнен­ным войны. И я свидетель­ствую вам, что мы утратили наше знание праведности. Потому Бог Отец наш увидел этот недуг, что мы не в силах уже облечься, как подобает, в истину; и потому в благости Своей Он пришел посетить создания Свои в служении святых.

Молю всех вас о Господе, возлюблен­ные, уразумейте то, что я пишу вам, ибо я люблю вас не телесной любо­вью, но любо­вью духовной, любо­вью веры. Готовьте же себя, чтобы идти к Творцу вашему, раздерите сердца ваши, а не одежды ваши (Иоил.2:13) и спрашивайте себя, что можем мы воздать Господу, благодеявшему нам (Пс.115:3), Который даже в здешнем нашем житель­стве и унижении помянул нас по великой Своей благости и бесконечной Своей любви, а не по грехом нашим воздал... нам (Пс.102:10); Который и солнцу повелел служить нам в этом нашем доме тьмы, и луну, и все звезды учредил в наше услужение, повелев им покориться суете, которая преходит (Рим.8:20), в подкрепление телу нашему. Есть еще и другие силы, таин­ствен­ные силы, которые Он поставил служить нам, силы, которых мы не видим нашими телесными глазами.

Итак, что же мы ответим Ему в день Суда, или какого блага лишил Он нас, какого не сотворил для нас? Не умерли ли пророки ради нас? Не терпели ли апостолы гонения ради нас? Или Сын Его Возлюблен­ный не умер ли за нас всех? И ныне мы должны приготовить себя, чтобы прийти к Творцу нашему в святости. Ибо Творец увидел, что никакое из Его созданий, ни даже святые, не могли исцелить великую рану в наших членах. Потому, будучи Отцом творениям, Он ведал немощь всего ума их, и сотворил им милость по великой Своей любви, и не пощадил Сына Своего Единородного ради спасения всех нас, но предал Его за грехи наши (Рим.8:32). И беззакония наши уничижили Его, и ранами Его мы все исцелились (Ис.53:5). И Он собрал нас со всех концов земли словом силы Своей, чтобы совершить воскресение ума нашего от земли, уча нас, что мы – члены друг другу (Еф.4:25).

Потому надлежит нам, приближаясь к Творцу нашему, упражнять наш ум и чувства, чтобы понимать различие добра и зла и знать все благодеяния Иисуса в Его прише­с­т­вие, как стал Он, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр.4:15). Но по нашему великому нечестию и восстанию зла, и плачевному нашему непостоян­ству прише­с­т­вие Иисуса стало для иных безумием, а для иных – камнем преткновения, но для других – приобретением; для некоторых – премудростью и силой; для некоторых – воскресением и жизнью (1 Кор.1:23–24). И да будет вам известно, что прише­с­т­вие Его стало судом для всего мира, ибо сказано, что наступают дни, говорит Господь, и все сами будут знать Меня, от малого до большого, и уже не будет учить человек другого, и брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо Я сделаю, чтобы имя Мое было слышно во всех концах земли; и потому заграждают­ся всякие уста, и весь мир становит­ся виновен пред Богом, ибо, познав Бога, они не восславили Его как Творца своего (Иер.31:34, Рим.3:19, 1:21) по неразумию своему, из-за которого не могли они воспринять Его мудрости, но каждый из нас по соб­с­т­вен­ной воле предал себя злу и стал рабом ему.

И потому Иисус истощил Себя в Славе Своей и принял образ раба (Флп.2:7–8), чтобы Его рабство сделало нас свободными. И мы сделались безумны, и в безумии нашем совершили всякое беззаконие; и Он принял образ безумия, чтобы Его безумием мы умудрились. И мы обнищали, но в нищете нашей не осталось никакой праведности; и потому Он принял образ нищеты, чтобы Своей нищетой сделать нас богатыми мудростью и разумением (2 Кор.8:9). И не только. Но принял Он образ нашей немощи, чтобы немощью Своей укрепить нас. И Он стал послушен Отцу во всем даже до смерти, и смерти крестной (Флп.2:18), так что смертью Своей Он смог совершить воскресение всем нам, сокрушив того, кто обладал державой смерти, то есть диавола (Евр.2:14). И если, по­истине, мы освободились Его прише­с­т­вием, подобает нам сделаться учениками Иисуса и в Нем принять Божест­вен­ное наследство.

Истин­но, возлюблен­ные мои о Господе, я сильно смущаюсь и тревожусь в духе, ибо мы носим одежду и имя святых и гордимся этим перед неверу­ю­щими. Но боюсь я, как бы не исполнилось на нас слово Павла, гласящее об имеющих вид благо­честия, силы же его отвергшихся (2 Тим.3:5). И из любви, которой я люблю вас, я молю Бога о вас, чтобы вы не принимали всуе жизнь свою, но приняли в наследство вещи невидимые. Истин­но, дети мои, если бы мы даже всей силой отдали себя воле Господа, какая нам за то благодарность? Ведь мы ищем соб­с­т­вен­ной награды, мы желаем того, что природно нашей сущности. Ибо каждый, кто ищет Бога или служит Ему, делает то, что природно его сущности. Но каждый грех, в каком мы повин­ны, чужд и не соприроден нашей сущности.

Истин­но, дорогие мои дети о Господе, приготовив­шие себя, чтобы принести в жертву Богу в святости, мы не скрыли от вас ничего из необходимого, но свидетель­ствуем вам, что видели, как враги праведности всегда замышляют зло против истины. И об этом также дан был нам совет; о том, что рожден­ный по плоти всегда будет гнать рожден­ного по духу (Гал.4:29), и все, жела­ю­щие жить благо­честиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим.3:12). Потому Иисус, зная все скорби и искушения, которые придут в мире к апостолам, зная и то, что терпением сво­им они сокрушат всю силу врага, то есть идолопоклон­ство, утешил их и сказал: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин.16:33). И Он учил их, говоря: «Не бойтесь мира, ибо все страдания в мире ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроет­ся. Если гнали пророков, которые были прежде вас, будут гнать и вас; если они Меня ненавидят, возненавидят и вас. Но не бойтесь, ибо терпение ваше сокрушит всю силу врага» (Рим.8:18; Мф.5:12; Ин.15:20; Лк.21:19).

Обо всем, что относит­ся к слову свободы, которым мы стали свободны, я много еще имею сказать вам. Но дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее (Притч.9:9). Мы с вами еще нуждаемся во взаимном утешении в наших убогих словах. Но когда ум достигает истин­ного разумения, он больше не нуждает­ся в неверной телесной речи. Но я радуюсь обо всех вас, истин­ных чадах Израиля по вашей умной сущности. Ибо, прежде всего, разумный человек должен узнать себя самого, а затем узна­вать о Боге и обо всех щедротах, какие милость Его оказывает нам; и затем познать, что всякий грех и вина чужды природе нашей умной сущности. Ибо Творец наш, увидев, что по нашему свободному выбору мы приобрели все эти неесте­с­т­вен­ные вещи, в которых мы умираем, и движимый состраданием к нам, по благости Своей пожелал вернуть нас к тому началу без конца, и посетил создания Свои, не пощадив Себя Самого ради спасения всех нас. Он предал Себя Самого за грехи наши (Гал.1:4), и наши беззакония уничижили Его, но ранами Его мы все исцелились (Ис.53:5). И словом силы Своей Он собрал нас из всех народов, от конца вселен­ной до другого конца, и научил нас, что мы – члены друг другу. (Еф.4:25). И потому, если мы действи­тель­но приготовились к освобождению через Его прише­с­т­вие, испытаем себя, чтобы увидеть, что и мы, как люди разумные, можем воздать Господу, благодеявшему нам (Пс.115:3). И я также, убогий бедняк, пишущий вам это послание, пробужден­ный от сна смерти, большую часть времени моего на земле провел, плача и рыдая, и говоря: «Что воздам, я Господу, благодеявшему мне?» (Пс.115:3). Ибо нет ничего, чего бы мы были лишены от Него, чего бы не совершил Он для нас в нашем убоже­с­т­ве. Он послал пророков на пророче­с­т­во и апостолов Сво­их проповедо­вать нам Евангелие. И величайшему из всех Его изволений, Сыну Своему Единородному, Он повелел принять образ раба ради нас.

Итак, умоляю вас, возлюблен­ные мои о Господе, сонаследники святым, пробудите ум ваш к страху Божию. Ибо пусть будет вам внятно слово это: Иоан­н, Предтеча Господень, нас ради крестил во оставление грехов, но Духом мы освящаемся во Христе. Приготовимся же во всей святости очистить чувства нашего ума, чтобы стали мы чисты Крещением Иисуса, и так смогли принести себя в жертву Богу. И Дух сей Утешитель утешает нас и ведет нас, и возвращает к нашему началу, чтобы открылось наше наследство и власть Его утеша­ю­щего Духа. Потому все, кто во Христа крестились, во Христа облеклись. Нет уже... раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского (Гал.3:27–28). И всякий телесный язык становит­ся бессилен в то время, когда воспринимают святое наследство и поклоняют­ся Отцу, как подобает, в духе и истине (Ин.4:24). И пусть слово это будет внятно вам; не ждите будущего Суда в том прише­с­т­вии Иисуса. Ибо в прише­с­т­вии Его уже суд для всех нас.

Так знайте же, что святые и праведники, облечен­ные Духом, молят о нас непрестан­но, чтобы мы смирились пред Богом и вновь облачились в одежду, которую прежде сняли, нашей умной сущности. Ибо часто глас этот приходил от Бога Отца всем тем, кто облачил­ся Духом, говоря им: Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Господь священ­ники, говорите к сердцу Иерусалима (Ис.40:1–2). Ибо Бог всегда посещает Свои создания и показывает на них милость Свою.

Истин­но, возлюблен­ные мои, многое еще о Слове истины, которым мы освободились, могу я сказать вам. Но, как сказано, дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее (Притч.9:9). Пусть же Бог мира подает вам благодать и Дух различения, чтобы вы знали, что то, что я пишу вам, есть воля Господня. И пусть Господь Всемилостивый хранит вас в святости до последнего вашего издыхания. Я же всегда молю Бога о спасении всех вас, возлюблен­ные мои о Господе. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет со всеми вами. Аминь.

перевод О.Седаковой по изданию: THE LETTERS OF SAINT ANTONY THE GREAT. Translated by Derwas J. Chitty, D. D. Foreword by Bishop Kallistos of Diokleia. SLG Press Convent of the Incarnation. Fairacres Oxford Eighth Impession 1995