Антоний Великий. Устав отшельнической жизни



Внешнее течение и внешние порядки такой жизни

Удаление от мира и от сожитель­ства с людьми

2. Кто хочет спастись (в мироотречен­ном образе жизни), пусть не остает­ся в доме своем и не живет в том городе, в котором грешил; также пусть не посещает родителей сво­их и ближних по плоти: ибо от этого бывает вред душе и гибнут плоды жизни.

3. Не возвращайся в город, в котором некогда грешил ты пред Богом.

4. Не ходи смотреть, как живут родные твои, и им не позволяй приходить смотреть, как живешь ты; и даже совсем не видайся с ними.

Избрание пустын­ножитель­ства

5. Духовные отцы наши утверждают, что пустынь есть самое пригодное место для размышления о смерти и верное убежище от увлечения вещами мирскими, покоящими плоть.

6. Кто живет в пустыни и безмолствует, тот избавлен от трех браней: от брани через слух, от брани чрез язык и от брани через видение того, что может уязвлять сердце его.

7. Смотри, чтоб не обольстил тебя помысел, внушая, что пустынь есть место прохлаждения.

Келейное уединение

8. Удаляясь от молвы житейской, уединись, и будешь стран­ник. Сидеть в келии будет для тебя тоже, что отправиться в чужую сторону.

9. Когда выйдешь куда, всеми мерами старайся поскорее воротиться в уединилище свое, чтоб предаться молитвам сво­им.

10. Когда пойдешь на жатву, не мешкай там, но скорее возвращайся в свое уединилище.

11. Когда посетишь какого брата, не медли долго в его келии.

Келейные занятия и порядки

12. Пребывая в келии своей, держи следу­ю­щие три занятия: рукоделие, чтение псалмов и молитву.

13. Пребывая в келлии, вот чем занимайся: чтением писаний, молитвою к Богу и рукоделием.

14. Каждый день постись до 9-го часа, исключая субботы и дня Господня. Когда настанет 9-й час, иди в келию свою (внутрен­нейшую), и прежде принятия пищи соверши молитву свою. По вкушении пищи, то читай, то молись поперемен­но.

Молитвословие и коленопреклонения

15. Исполняй молитвы в установлен­ные часы, ни одного не пропуская, чтоб не дать за это ответа.

16. Молитву свою ночью совершай, прежде чем пойдешь в церковь.

17. (И всегда) прежде, чем пойдешь в церковь, молись в келии своей.

18. (Вообще) прежде и после общей молитвы с братиями, всегда совершай молитву и в келии своей; и никогда не ленись этого делать.

19. Почасту преклоняй колена, и не ленись это делать, чтоб не умереть злой смертию.

20. Когда молишься, не допускай лености: ибо молитва лениваго праздные слова.

21. Когда молишься и воспоминаешь о Боге, будь как птица, легко и высоко парящая, по обету монашества и значению одежд тво­их.

Чтение и Богомыслен­ное размышление

22. Прилежи чтению писаний, и они исторгнут тебя из нечистоты (или: будут разгонять нечистые помыслы).

23. Если будешь постоян­но и усердно заниматься чтением писаний и исполнять заповеди, то Божие мило­сердие пребудет с тобою.

24. Размышляй о делах Божиих и не ленись молиться.

25. Монах, сидящий в келии своей с сомкнутыми устами и Бога не помнящий, похож на раззорен­ный дом, находящийся вне города, который всегда полон всякими нечистотами; потому что, кто не вздумает вы несть нечистоты из дома своего, туда их относит. (То есть: молчит устами, а умом мечтает, помыслам поблажает и сердцем увлекает­ся, – что все есть греховный сор, бесами в душу ввергаемый).

Рукоделие и вообще труд

26. Тело надобно порабощать и утомлять долгим трудом.

27. Назначь себе умерен­ный какой-нибудь труд для келейнаго занятия, и сердце твое смирен­но будет.

28. Понуждай себя на труд рукоделия; и вселит­ся в тебя страх Божий.

29. Будь прилежен в трудах рукодель­нических и низойдет на тебя страх Божий.

30. Сидя в келии, налегай на труды рукоделия; но при этом имени Господа не отпускай от себя, но непрестан­но вращай Его в уме твоем, по­учайся Ему в сердце твоем и хвали Его языком тво­им, говоря: Господи мой, Иисусе Христе, помилуй меня; или: Господи Иисусе Христе, пошли мне помощь Твою; или: Хвалю Тебя, Господи мой, Иисусе Христе.

Пища

31. Один (и тот же всегда) час установи себе (для принятия пищи, и принимай ее) для подкрепления тела своего, а не для услаждения.

32. Употребляй самую простую и дешевую пищу.

33. Хлеб твой съедай в безмолвии и с воздержанием, и смотри, чтобы сидение твое (за столом) было скромно.

34. Не ешь до сыта.

35. Не будь жаден и падок на пищу, чтоб не возобновились в тебе преж ние грехи твои.

36. В среду и пятницу не разрешай поста.

37. Мяса совсем не ешь.

38. К месту, где точат вино, не подходи.

39. В собрания и угощения (общая трапеза) не спеши.

40. Если придешь в какое место, где учреждает­ся общая трапеза, вкуси и воздай благодарение Богу.

41. К трем чашам вина не прибавляй четвертой, разве только по какой-либо великой болезни.

42. Не тотчас протягивай руку к тому, что тебе предлагает­ся.

43. Если ты молод, не протягивай руки своей прежде других; потому что это нескромно.

Сон

44. Спи мало и в меру; и Ангелы посетят тебя.

45. Когда здоров, не снимай пояса своего.

46. Когда ляжешь спать, не влагай рук тво­их внутрь, чтоб не согрешить и не знаючи.

Одежда

47. День и ночь будь в кукуле твоем, и в мантии твоей, и во всей одежде твоей, как узник и заключен­ник.

48. Не надевай одежды, которою мог бы ты величаться и хвалиться.

49. Одежды твои береги, чтоб в день суда не оказаться тебе нагим среди сонма других.

Все содержание, котораго главная черта – нищета

50. Больше того, сколько тебе нужно, не сберегай ничего.

51. Нищета есть ничто иное, как умерен­ность во всем, или такое состояние, в котором доволь­ствуют­ся малым.

52. Люби поношение паче почета, утруждение тела паче покоя, и недостаток в вещах (потребных), паче избытка.

Церковное Богослужение

53. Дела церкви (смотрение за церковью и Богослужением) должны быть поверя­емы мужу верному и Бога боящемуся.

54. Как только ударят в било, не ленись тотчас идти в церковь.

55. Не оставляй Богослужения, да не будет тебе это в преткновение и сеть.

56. В церкви отнюдь не говори.

57. Не так будь в церкви, как в таком месте, где собирает­ся много народа (чтоб в душе не было шума и толкотни помышлений).

58. В церкви не хорони мертвеца своего (не занимайся тем, как устро­ить свои житейские дела).

Соотношения

Первое и главное – к авве, отцу духовному, к старцам и вообще к пре­успева­ю­щим

59. Ни к какому делу, каково бы оно не было, не приступай, не посоветовав­шись с аввою монастыря.

60. Пред аввою тво­им и высшим себя не размножай слов.

61. То твердо держи всегда в сердце своем, чтоб слушаться отца своего; и вселит­ся в тебя страх Божий.

62. Совершен­ство подвига твоего есть послушание; и добро человеку, если он несет иго Господне от юности – служит и повинует­ся.

63. Не будь непослушен, иначе будешь орудием и сосудом всех зол и неправд.

64. Со смирением и плачем проси отца своего, чтоб он наставил тебя в том, чего еще не знаешь; и не будешь постыжен.

65. Помни всегда того, кто напаяет тебя добрым учением, и от него старайся вызнать животворныя заповеди и благо­успешную проведешь жизнь по воле Господа, как написано у блажен­наго Апостола Павла: в сих по­учайся, в сих пребывай: да преспеяние твое явлено будет во всех (1 Тим.4:15).

66. Если ты искрен­но подклонишь выю свою под иго послушания, вниматель­но выслушивай, что говорит­ся тебе, и потом добросовестно исполняй то по всей силе заповедания.

67. Не скрывай от отца своего греха, сделан­наго тобою.

68. Добрым нравам каждодневно учись у старших сво­их.

69. Отцев сво­их духовных люби больше, чем родителей плот­ских, потому что те заботят­ся о тебе ради Бога.

70. Так живи, чтоб отцы монастыря, родив­шие тебя духовно, порадова лись славе твоей в сонме святых.

71. Всячески заботься о том, чтоб благословение старцев монастыря почивало на тебе.

72. Не всем открывай помыслы свои, а только тем, которые могут увраче­вать душу твою.

73. Не всем открывай помыслы свои, чтоб не быть в соблазн брату своему.

74. Ко всем имей приятель­ское расположение; но не всех имей советниками.

Взаимное – всех ко всем

75. Старайся достигнуть того, чтоб все люди благословляли тебя.

76. Попечалься с братом тво­им, и покажи ему доброе участие.

77. Если какой брат усердно попросит тебя помочь ему, работай с ним весь тот день.

78. Друзей прежде опробуй испытанием, и не всех делай себе близкими, не всем вверяйся; потому что мир полон лукавства. Но избери себе одного брата, боящагося Господа, и с ним дружись как брат с братом. А лучше всего прилепись к Богу, как сын к отцу; ибо люди все вдались в лукавство, искулючая немногих. Земля полна суеты, бед и скорбей.

Старших к другим

79. Если ты перестал работать греху, то говори во имя Господне и нас тавляй тех, ко­их ради хулит­ся имя Господа: и как они мертвые и отсечены от живаго Господа, постарайся, чтоб они отстали от сво­их мертвых дел, оживотворились и сподобились получить славу.

80. Обличай (и исправляй) детей сво­их (духовных) нещадно; потому что с тебя взыщет­ся осуждение их (если они окажут­ся достойными осуждения на страшном суде).

81. Обличай не щадя, но со страхом Божиим. Не приемли ничьего лица, кто бы тут не был, и отлучай словами истины.

82. Если какой брат придет к тебе и откроет свои помыслы, – смотри, никому их не пересказывай, но молись о себе и о нем, да спасет вас Господь обо­их.

83. Не отвергай того, кто ищет веры во Христа.

84. Кто не принимает наставлений тво­их, не говори их тому.

85. Ничего не предлагай кому-либо в правило, прежде чем сам исполнишь то делом.

86. Величайшее из всех безобразий безобразие есть – заповедо­вать другому делать то, чего сам не исполняешь; ибо никакой не получишим мы пользы от чужих дел.

К больным

87. Вставая утром каждый день, заботься о больных, какие есть у вас.

88. Ходи к больным и их сосуды наполняй водою.

89. Все, что можешь, все лишнее раздавай больным монастыря.

90. Если авва твой приставит тебя служить больным, служи им от всего сердца твоего, чтоб двоякую получить награду от Бога, т. е. за по сушание, с любо­вью исполнен­ное.

К стран­никам

91. Если придет к тебе брат какой, хоть не во ремя, прими его с радостию, чтоб он воздал благодарение Богу и на тебя не поскорбел.

92. Если брат какой придет к тебе, смири себя во всем пред ним, покажи ему радушие ради Господа, и бойся вознестись гордостью.

93. Лице твое всегда должно быть печально, разве когда к тебе придут братия-стран­ники: тогда прими вид радостный.

Взаимное обращение

94. Будь скромен во всех сво­их действиях.

95. Во всем поведении своем и взаимообращении с другими усвой себе приемы беднаго нищаго: не величайся, ни когда ведешь беседу, ни когда поешь гимн или хвалебную песнь Богу. И когда сойдешься с братиями, слова твои да будут безъиску­с­т­вен­ны.

96. С отроком и юношею не заводи речи, тем более не своди дружбы; и в сожитель­ство таких не принимай, чтоб не дать место диволу.

97. С отроком совсем не говори; ибо иначе он будет тебе в преткновение.

98. Не бери за руку подле тебя стоящаго брата и не касайся ланит его, старше ли он, или моложе тебя.

99. Всеми силами удаляйся от людей, чуждых разума и совета.

100. Если любишь покойную жизнь, не входи в круг тех, у ко­их вся забота о суетностях, и если случайно попадешь в среду их, будь таков, как-бы тебя там не было.

Собеседование и вообще употребление языка

101. Не возвышай (не издавай) голоса (все молчи в келлии), разве только для молитв, уставом положен­ных.

102. Бегай брани языка (обуздывай язык).

103. Не многословь, чтобы не удалил­ся от тебя Дух Божий.

104. Преславное дело хранить молчание, подражая Господу, Который хранил молчание, несмотря на сан Ирода.

105. Когда сойдешься вместе с подобными тебе верными, избирай лучше слушать и уразуме­вать, что говорено будет другими, с готовностью исполнять спаси­тель­ное. Это будет гораздо лучше, чем говорить самому.

106. Когда придешь к кому, да будет страх Божий в сердце твоем, и уста свои храни, чтоб в мире возвратиться в келлию свою.

107. Муж мудрый хорошо знает как себя держать, потому не спешит говорить, но взвешивает, где надо говорить и где слушать; напротив, муж ненаказан­ный не хранит этого, в тайне держимаго, управления и обуздания языка.

108. Когда сидишь среди братий, не слишком много говори; и если будешь о чем спраши­вать их, скажи то кратко со смирением.

109. Слова твои да будут со сладостью и в назидание. Помни,что от слов и слава и унижение.

110. Не говори с раздражение, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твое. Подражай премудрым отцам нашим, которых слова всегда были полны мудрости и разума, равно как и молчание их.

111. Язык твой всегда да следует разуму, потому что слова, чуждыя разума, суть колючие остны и иглы.

112. Бегай лжи; иначе она отгонит от тебя страх Божий.

113. Уста твои должны говорить всегда одну истину.

114. Предметом бесед тво­их да будут благодеяния Всевышняго Бога; этим ты сделаешь себя достойным получить от Него еще большия блага.

115. Не спрашивай о делах злых; но дальше от них держи внимание свое.

116. Не заводи пустых речей, и тем, которые заводят их, не подставляй уха, чтоб не почерпнула им зла душа твоя.

117. Ненавидь праздную речь о всем, что есть от мира сего.

118. Как можно воздерживайся от шуток и забавных речей.

119. Не кричи и не говори громко и скоро; ибо написано: кто умножает слова, тот не безопасен от греха (см. Еккл.10:14).

120. Не будь упрям и не настаивай на слове своем, чтоб не вошло в тебя зло (злость, серчание).

121. Не божись совсем, – ни в несомнен­ном, ни тем паче в сомни­тель­ном деле.

На случай отлучек

122. Если необходимость заставит идти в город, – не ходи один.

123. Когда идешь за водою, или путеше­с­т­вие совершаешь, читай (псалмы на память) и размышляй.

124. Когда совершаешь путеше­с­т­вие с братиями, отдаляйся от них немного, чтоб сохранить молчание.

125. Идя дорогою, не обращайся направо и налево, но перечитывай со вниманием псалмы свои и молись усердно Богу умом. Потом, где бы тебе не пришлось быть, с жителями места того не братайся.

126. В толпу людей мирских не вмешивайся; но и фарисею не подражай, который делал все напоказ.

127. Женщине не позволяй приблизиться к себе и не потерпи, чтоб она вошла в жилище (комнату), потому что вслед за нею идет буря по мыслов.

128. С женщиною не ешь вмете, и с отроком не входи в содруже­с­т­во ни когда.

129. Когда придет­ся где ноче­вать, смотри, не покрывайся одною и тою же одеждою с другим кем.

130. Не ложись на одной рогоже с тем, кто моложе тебя.

131. Двое вместе не спите на одной рогоже, разве крайняя заставит нужда. Хотя бы то был отец или брат, и это допускай с великим страхом.

132. В гостин­ницах монастырских не засиживайся.

Строй внутрен­ней жизни

Исходное начало жизни – ревность

133. Будь ревностен о стяжании добродетелй, чтоб иначе не привлечь к себе нерадения.

134. Бойся охлаждения любви Божест­вен­ной.

135. От добрых дел, к которым приступил ты, не возвращайся вспять.

136. Не возвращайся вспять с пути уединения твоего.

137. Не оставляй трудов, которые несешь ты ради добродетели, – чтоб не сделаться ленивым и нерадивым, и не погрешить в последний час; но люби Господа до самаго конца, и получишь милость.

138. Как развалины вне города всем служат для смрадных нечистот, так душа того, кто лениво и вяло проходит уединен­ническую жизнь, бывает вместилищем всех страстей и нечистот греховных.

Правило жизни – воля Божия в заповедях

139. Если ты предал себя Богу, соблюдай все Его заповеди, и что тебе повелевает­ся, делай то тщатель­но, ничего не опуская; потому что, если думаешь опускать что, то не отпустят­ся тебе прежние грехи твои, если же твердо положишь исполнять все (до положения живота), то будь уверен, что прежние грехи твои уже прощены.

140. Мысли твои постоян­но должны быть заняты Божест­вен­ными заповедями, которыя старайся и исполнять всеми силами, не оставляя ни одной, чтоб иначе душа твоя не сделалась вместилищем всех нечистот. 141 Если приступаешь к какому делу и не видишь на то воли Божией, ни за что не делай того.

Цель – слава Божия

142. Всевозможно старайся о том, чтоб славил­ся (чрез тебя) Отец твой, Иже есть на небесах. (Мф.5:16).

Памятования – возбудители и поддержатели ревности

Об обете и первом жаре

143. Ради тлен­ных вещей не отступай от Бога; но помни, что обещал ты, когда пламенел в тебе жар стремления твоего к богослужению.

144. Старайся не забы­вать значения одежды твоей, которою облечен ты был вначале; помни и о слезах покаяния твоего, кои пролиты были тобою тогда, – и поспешно от­скочи от подкрадыва­ю­щихся тайно помышлений (недобрых), чтоб не быть увлечену ими и на явныя дела.

145. Постоян­ное и искрен­нее приноси покаяние – и ни на одну минуту не предашься нерадению и лености.

О примерных ревнителях

146. Не бери пример с того, кто слабее тебя, но с того, кто совершен нее тебя.

147. Да будут тебе в образец и пример те, которые возлюбили Господа от всего сердца своего и постоян­но прилежат добрым делам; не стыдись просить у них уроков жизни, потому что они совершен­ны в добродетелях.

148. Не подражай тем, кои заботят­ся о прохлаждениях мирских, иначе не в чем не будешь иметь успеха; но соревнуй тем, которые ради Господа скитались (и скитают­ся) в горах и пустынях (Евр.11:38), да придет на тебя сила свыше.

О благах обетован­ных

149. Если будешь исполнять все (заповедан­ное), то получишь наследие, котораго око не видало, о котором ухо не слыхало и сердце челове ческое не помышляло (1 Кор.2:9).

150. Употреби свет ведения на то, чтобы сподобиться быть в роде праведных, пока есть время.

О смерти и о суде

151. Помни, что юность твоя прошла (силы истощились), а немощи возрасли, и близко уже время исхода твоего, когда имеешь ты дать отчет во всех делах сво­их, и знай, что там ни брат не искупит брата, ни отец не избавит сына.

152. Всегда поминай об исходе из тела и не выпускай из мыли вечнаго осуждения; если будешь так поступать, во веки не согрешишь.

153. Думай сам в себе и говори: я не пребуду в этом мире больше нынешняго дня, – и никогда не согршишиь пред Богом.

154. Всякий день полагай сам в себе, что этот один день остал­ся тебе в мире сем, – и сохранишь себя от грехов.

155. Келлию твою преврати в темницу, содержа в мысли, что все уже для тебя кончено и вот-вот ударит час отрешения твоего от мира сего.

156. Блюди себя, чтоб не быть отвержену в будущем веке. Горе нерадивым; ибо приблизил­ся конец их, и нет им помощника, ни надежды спасения.

Про­изводители успеха – благодатная помощь Божия и свои усилия и подвиги

Помощь свыше, привлекаемая молитвою

157. Господь наш Иисус Христос да подаст нам помощь все делать ко благо­угождению Его.

158. Прежде всего молитву непрестан­но изливай, и всегда благодарение возсылай Богу, за все что ни бывает с тобою.

159. Напрягайся непрестан­ныя изли­вать молитвы со слезами, чтобы сжалил­ся над тобою Бог и совлек с тебя ветхаго человека.

160. Не переставай проли­вать слезы (молитвен­ныя), – и Бог сжалит­ся над тобою и облегчит все твои болезнования (все, о чем болит душа твоя).

161. Если хочешь угодить Богу, предайся Господу Иисусу Христу, и Он избавит тебя и защитит.

Свои подвиги и усилия вообще

162. Старайся проходить следу­ю­щие, мною тебе предлагаемые подвиги, труд, нищету, стран­ниче­с­т­во, лишения (ничего неимение) и молчание. Они сделают тебя смирен­ным, а смирение принесет тебе отпущение грехов. Смирение же состо­ит в том, чтоб человек считал себя грешником и думал, что он ничего добраго не делает пред Богом; чтоб прилежал молчанию и себя вменял ни во что; чтоб не упорство вал ни пред кем, настаивая на своем слове; чтоб отлагал свою волю, лице опускал долу, смерть имел пред очами, остерегал­ся лжи, пустых не про­износил слов, настоятелю не возражал, терепливо сносил обиды и нудил себя благодушно переносить всякия трудности и прискорбности. Постарайся, брат, соблюдать сии правила, чтоб не была безплодною жизнь твоя.

163. Отстраним все, что доставляет покой плоти нашей; жизнь эту будем мало ценить, чтоб жить в Боге, Который в день суда потребует от нас, алкали ль мы ради Его, жаждали ль, терпели ль наготу, сокрушались ли, стенали ль из глубины сердца нашего, испытвали ль себя самих, достойны ли мы Бога. Итак, будем прилежать сокрушению и сетованию о грехах, чтоб обрести Бога; презрим плоть, чтоб спасти души наши.

164. Избери себе труд, и он, вместе с постом, молитвою и бдениями, избавит тебя от всех скверн, потому что телесный труд приносит чистоту сердца, а чистота сердца делает то, что душа приносит плод.

165. Люби мило­сердие, облекись в веру; не попускай сердцу своему зло­умышлять злое, но понуждай его возда­вать добром за зло, взыщи благостыню и мир и ревнуй о всех прекрасных делах.

Настроения души, условлива­ю­щия успех

Пребывание в Боге со страхом, бодрен­ным вниманием и отвращением от греха и мира

166. Душа твоя да будет с Господом во всякое время, тело же твое пусть будет на земле, как изваяние и истукан.

167. Стой всегда пред лицем Господа с правотою.

168. Страх Божий всегда должен быть пред очами нашими; также память о смерти и неприязнен­ное отвращение к миру и всему мирскому.

169. Умирай каждый день, чтобы жить; ибо кто бо­ит­ся Бога, тот будет жить во веки.

170. Бодрствуй непрестан­но, чтоб не впасть в леность и нерадение.

171. Возненавидь все мирское, и отдали его от себя; иначе оно само от далит тебя от Бога.

172. Ненавидь все, в чем есть вред для души твоей.

Терпение

173. Что бы ты ни делал, делай то с терпением, и Бог поможет тебе во всех делах тво­их, и во всем, что ни случит­ся с тобою.

174. Смотри, не малодушествуй.

175. Будь благодушен во всем, что ни делаешь по воле Божией.

176. Не скучай из-за помыслов, которые нападают на тебя в келлии, зная, что Господь никакого труда твоего (ради Его) не предаст забвению, это послужит тебе к пре­успеянию и благодать Божия поможет тебе.

177. Муже­с­т­во есть ничто иное, как твердость в истине и сопротивление врагам, когда не уступишь им, они отступят и совсем не покажут­ся более.

Сокрушение и плач

178. День и ночь боли о грехах сво­их.

179. Возжги светильник твой елеем слез.

180. Непрестан­но плачь о грехах сво­их, как бы ты имел мертвеца в келлии своей.

181. Лице твое всегда должно быть печально, чтобы вселил­ся в тебя страх Божий.

182. Не считай себя чем либо; но предавайся плачу о грехах сво­их.

Смирение

183. Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои.

184. Будь смирен во все дни жизни твоей и прилежи всему прекрасному.

185. Того, кто слабей тебя в добродетелях, считай равным себе; равнаго же себе в добродетелях почитай гораздо превосходящим тебя в совершен­стве.

186. Не завидуй тому, кто идет вверх; но лучше всех людей считай высшими себя, чтоб с тобою был Сам Бог.

187. Не ходи с гордыми, но ходи со смирен­ными (это о подражании и содруже­с­т­ве).

188. Будь во всем смирен, – в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в постели, в келлии и во всх принадлежностях ея.

189. Если станут хвалить тебя за дела твои, не радуйся тому и не услаждайся тем, утаевай их сколько можешь; не позволяй себе кому-нибудь говорить об них, и всячески постарайся достигнуть того, чтоб люди не хвалили тебя.

190. Бойся сделаться известным по какому-либо из дел тво­их.

191. Если кто укорит тебя безвин­но в каком грехе, смири себя, и получишь венец.

192. Приучи язык свой говорить: прости мне, – и придет к тебе смирение.

193. Навыкни, чтоб язык твой во всех случаях, во всякое время и всякому брату говорил: прости мне. Ибо если будешь всегда говорить: прости мне, – то скоро достигнешь смирения.

194. Будь готов при всяком слове (обличи­тель­ном), которое слышишь, говорить: прости мне; – потому что такое смирение разстро­ивает все козни врага.

195. Знай, что смирение есть не иное что, как чтоб всех людей почитать лучшими себя. Твердо содержи в уме своем, что ты виновен во многих грехах, – голову свою держи поникшей долу, а язык твой пусть будет готов сказать тому, кто нанесет тебе обиду: прости мне, владыко мой! Постоян­ным же предметом помышления твоего да будет смерть.

196. Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключен­ными, – и достигнешь смирения; смирение же привлечет отпущение всех грехов тво­их.

197. Прежде всего не считай себя чем-либо, – и это породит в тебе смирение; смирение же породит науку (опытность и здравомыслие);- на ука же родит веру; вера же родит упование; упование же родит любо­вь; любо­вь же родит повиновение, а повиновение родит неизмен­ное постоян­ство (твердость в добре).

Подвиги борьбы с грехом

Прежде всего с помыслами

198. Далеко гони от себя злые помышления, предаваясь Богу; и Он покроет тебя десницею Своею.

199. Не всякому помыслу своему следуй.

200. Помыслов и пожеланий сво­их не исполняй.

201. Смотри, не попускай уму твоему увлекаться памятью прежних грехов, чтоб они не возобновились в тебе.

202. Не обращай в уме своем грехов, некогда совершен­ных тобою, чтоб они опять не возобновились. Будь уверен, что они прощены тебе в то время, как ты предал себя Богу и покаянию, и ни мало в том не сомневайся.

203. Об удоволь­ствиях и утехах, которым предавал­ся ты во время нерадения своего, не вспоминай, и речей о том не заводи, говоря: я то сделал, или это нарушил; ибо это может послужить тебе в преткновение.

204. О страстях, которым работал ты в мире, совсем не поминай, чтоб опять не возбудить похотения их, и это не послужило тебе в соблазн.

С разными пожеланиями порочными

205. Апостол Иоан­н в трех вещах совмещает все человеческие похоти, говоря: все, еже в мире, есть похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1 Ин.2:16). – Похоть плоти есть насыщение чрева множе­с­т­вом разных яств, за которыми следует нечистота блудная, – Похоть очес имеет предметом сво­им веще­с­т­вен­ныя блага, при обладании ко­ими око или возносит­ся, или влагает в сердце нечистые виды. Гордость есть мирская любо­вь в шумной славе (высокое о себе мнение, самовосхваление, и жажда хвалы от других), которая заседает в умах наших по причине суетных и преходящих внешних досто­ин­ств каких-нибудь.

206. Бегай любо­имания и непослушания, наипаче же многоядения, чтоб не опутаться тебе сетьми похотей сво­их, ибо оне изгоняют страх Божий из сердца и стыд с лица, предают любителям своего низким и срам ным делам, и отчуждают от Бога.

207. Совлекись гневливости и облекись в кротость, отбрось око развращен­ное и возьми себе око простое (десткое, чистое).

208. Будь далек от гнева и от похоти береги себя, равно как и от всяких греховных пожеланий.

В частности, – со сласто­любием

209. Человек сласто­любивый (только приятнаго ищущий) ни на какое дело негож.

210. Не будь сласто­любив; ибо сласто­любивых Бог не слушает.

211. Тело и утехи его имей в ненависти, потому что они исполнены зла.

212. Тело свое так изможди, чтоб оно было похоже на тело, лежащее на одре болезни.

С гневом и порождениями его

213. Если нападет на тебя гнев, поспешнее гони его подальше от себя и будешь радо­ваться во все дни жизни твоей.

214. Отнюдь ни на кого не сердись, и всем прощай.

215. Если кто неправедно укорит тебя, не разгорячайся.

216. Будь мудр, и уста тех, кои худо говорят о тебе, заграждай молчанием.

217. Не дивись, если кто-нибудь говорит о тебе худо, потому что это одна из хитростей злейших врагов наших, которою они полагают человеку препоны узнать истину.

218. Не будь скор на гнев и не держи зла на того, кто подвиг тебя на гнев.

219. Если получишь оскорбление, не имей неприязни к тому, кто нанес тебе его, но скажи: я досто­ин того, чтоб все братия презирали меня.

220. Не ропщи и никому не причиняй оскорбления.

221. Не воздавай злом за зло, ни оскарблением за оскарбление, ибо этим смиряет тебя Сам Господь, видя, что ты не смиряешься сам собою.

222. И младшие и старшие пусть молят­ся; да не попущено им будет подпать тиран­ству гнева.

223. Кто подставляет другую ланиту ударив­шему его в одну, тот обрадован в поношении своем. Господь наш Иисус Христос никогда не оставит его, ибо Он благ и помогает душам, которыя терпят ради Его, и ищут Его, подавая им сиу и крепость, пока они не утвердят­ся в покое (от страстей). Итак, радуйся, – когда встречают­ся скорби и смущения; ибо за ними следуют сладкие плоды.

224. Не бойся поношения от людей.

С другими порочными движениями сердца, подрыва­ю­щими успех: осуждением

225. Если увидишь, что какой-нибудь брат согрешил, не презирай его, не отвращайся от него, и не осуждай его; ибо иначе сам впадешь в руки врагов тво­их.

226. Не делай никому зла и никого не осуждай.

227. Уха своего не подставляй, чтоб услышать худое (о других); но будь снисходи­тель­но жалостив к людям, и жив будешь.

228. Не осуждай никого; ибо в этом твое падение.

229. Не укоряй брата своего, хотя бы ты видел его нарушителем всех заповедей, иначе и сам впадешь в руки врагов сво­их.

230. Не осуждай никого из смертных, чтоб Бог не возгнушал­ся молитвами тво­ими.

231. Никому не выставляй на вид каких-либо его недостатков, ни по какой причине.

232. Никому не ставь в укор его немощей.

Тщеславием и самомнением

233. Когда творишь милостыню, не выставляй того на вид.

234. Если предаешься подвигам духовным, не хвались тем.

235. О добром деле, которое ты намерен сделать, не говори никому наперед, но сделай его.

236. Когда совершишь какия дела добродетели, не высоко­мудрствуй и не говори в себе: я то и то сделал; потому что если будешь так поступать, мудр не будешь.

237. Не будь славо­любив и в сердце своем и не держи самовосхваления, говоря: я то и то сделал, в том и том пре­успел. Такие помыслы дышат тщеславием, и кто ими набит, тот стал жилищем нечистых духов.

Человекоугодием и лицемерием

238. Не оставляй воли Божией, чтоб исполнить волю людей.

239. Божией заповеди не нарушай из уважения к дружбе человеческой.

240. Не будь лицемером или притворщиком, тем паче лжецом.

241. Не пред людьми только будь праведен, но сам в себе будь мудр, кроток, благодушен, терпелив, ревностен, человеко­любив.

Гордость

242. Не возносись делами сво­ими, каковы бы они ни были.

243. Не возносись в гордости и не хвались.

244. Гордость далеко отгони от себя, ближняго же твоего и всех людей почитай лучшими себя.

245. Нет больше нечестия, как причинить кому-либо скорбь и возноситься над другими.

246. Не считай себя мудрым, иначе гордостью вознесет­ся душа твоя, и ты впадешь в руки врагов сво­их.

247. Не считай себя всезна­ю­щим и мудрым (то есть не говори: сам знаю, сам умею делать); иначе пропадет труд твой, и корабль твой напрасно бежал доселе.

Заключение

248. Кто не будет исполнять всего прописан­наго, тот подвигнет Бога на гнев. Я, Антоний, истину тебе говорю. Итак, преклони ухо твое к словесам мо­им и сокрой их в сердце своем; и знай, что этими заповедями я предаю тебя Творцу. Если ты сохранишь их, – будешь радо­ваться со всеми Ангелами, а всех злых духов поразишь скорбью. Ходи же в сих заповедях; и Бог будет с тобою и Ангелы Его будут сше­с­т­во­вать тебе; душа же твоя исполнит­ся благо­уханием святых и светом блажен­ных возсияет лице твое, и станешь ты святилищем Богу, как и все святые; и сретишь наконец Господа с веселием и радостью и услышишь глас оный, говорящий: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многоми тя поставлю; вниди в радость Господа своего (Мф.25:21).

249. Не отступай ни от одного их сих наставлений; и Господь наш Иисус Христос даст тебе покой, и совершит в мире дело, к какому присту пил ты. Совершен­ные отцы наши, и те, которые подражали им, от исполнения их стали совершен­ными.

250. Если к сказан­ному захочешь прибавить какое-нибудь из добрых дел, прибавь; и непрестан­ное возсылай благодарение Господу нашему Иисусу Христу.

251. Каждую ночь слезами сво­ими обливай ложе свое и смачивай постель твою, и смиряй себя пред Христом Господом, да изгладит Он грехи твои и тебя паки обновит, да подаст тебе помощь к совершению дел благих, и дарует в наследие царство Свое вечное. Ему буди хвала, честь, слава и поклонение, со всеблагим Отцем и Святым Духом, ны не и присно, и во веки веков. Аминь.