Архиепископ Никодим (Ногаев)

 

Архиепископ Никодим (в мiру Николай Васильевич Ногаев) родился 28 апреля 1883 г. в небольшом городе Або, Великого Княжества Финляндского, входящего в состав Российской Империи. Детские и юношеские годы Николая прошли в Петербурге. Он учился в 1-м Кадетском Корпусе и в Павловском училище, которое окончил фельдфебелем. О своем детстве владыка Никодим вспоминал: «насколько я себя помню с ранних лет, до того как родилось сознательное отношение к молитве, меня влекло в Божий храм. Душа сроднилась с атмосферой духовной».

 

 

 

 

Фотографии из книги «В памятные дни гвардейских стрелков» , возможно на среди офицеров есть и Николай Васильевич Ногаев.

 

Николай Васильевич был произведен во 2-й Гвардейский Стрелковый батальон, стоявший в резиденции Государя Императора Николая II в Царском Селе. Будучи офицером, Николай Васильевич, часто посещал церковь и любил слушать проповеди. Так однажды он услышал проповедь св. прав. Иоанна Кронштадского, которая запомнилась ему на всю жизнь.

После окончания учебы в Академии Генерального штаба и возвращения в полк гвардейский офицер Николай Васильевич Ногаев участвовал в I Мировой войне. Отличился в боях на реке Стоход во время Брусиловского наступления в 1916. В одном из боев, был тяжело ранен в ногу. Сама Государыня Императрица Александра Феодоровна делала ему перевязки. За отличие, проявленное в боевых действиях, Николай Васильевич был награжден Георгиевским Крестом, орденами Св. Владимира, Св. Анны, Св. Станислава - все с мечами. В 1917 году, был произведён в чин генерал-майора, командир 2-го лейб-гвардии стрелкового Царскосельского полка.

Вступил в Добровольческую армию во время её создания, за освобождение России от коммунистов. Участвовал в Первом и Втором Кубанских походах. Командовал отдельным пластунским батальоном, подчинённым главнокомандующему.В конце 1918 года участвовал в формировании гвардейских частей в составе Добровольческой армии. В 1919 году занимал пост начальника штаба сводно-гвардейской дивизии генерала Н. И. Штакельберга.

По окончании сопротивления был вынужден покинуть Россию и уехать в Югославию.

 

 

Николаем Васильевичем были написаны воспоминания о русской гвардии довоенного времени «В памятные дни гвардейских стрелков» (Кн. 1. Таллин, 1932; Кн. 2. Таллин, 1937). Он также автор статьи «Некоторые особенности гражданской войны на Юге России в 1918—1920 гг. (Ездящая пехота)», опубликованной в «Военном сборнике» (кн. 1, Белград, 1921). Был председателем юго-западной группы Союза царскосельских стрелков.

Годы, прошедшие в служении Царю и Родине, бурные дни войны и революции, физические и нравственные страдания перед лицом смерти, через которые человек возводится к постижению ничтожности ценностей земной жизни - таков был жизненный путь, приведший Николая Васильевича к служению Церкви. С благодарностью вспоминал владыка Никодим белградское Братство преп. Серафима Саровского, где он нашел «среду людей, взыскующих горнего града и спаянных благодатию Божией в редкую в мирской жизни духовную близость». Участие в Братстве преп. Серафима сблизило Николая Васильевича с выдающимся иерархом нашего времени, Блаж. митрополитом Антонием, посвятившим его в первую церковную степень чтеца и благословившим на служение Церкви.

 

Стоят (слева на право): мон. Василий (Кривошеин), Д. А. Шаховской, впосл. архиеп. Сан-Францисский, мон. Софроний (Сахаров), впосл. схиархимандрит. Сидят: архим. Кирик (слева и архим. Тихон (Троицкий), впосл. архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский (РПЦЗ). Афон, авг. 1926 г.

 

Посещая в течение нескольких лет знаменитый Мильковский монастырь в Сербии, Николай Васильевич сблизился с игуменом схи-архимандритом Амвросием. Затем его старцем стал схи-архимандрит Кирик, многолетний духовник Пантелеимонова монастыря на Афоне. Память о нем владыка всегда носил в своем сердце.

В 1943 году чтец Николай принял монашеский постриг с именем Никодим. Рукоположение в иеромонашеский чин монах Никодим (Ногаев) принял от рук митр. Анастасия, возглавившего Русскую Зарубежную Церковь после кончины митр. Антония. В 1944 г. о. Никодим был назначен полковым священником в составе Русского Охранного Корпуса, действовавшего во время Второй Мировой войны в Югославии В 1945 г. о. Никодим был награжден митрополитом Анастасием золотым наперсным крестом.

 

 

После праздничной Литургии в обители. Среди стоящих: митр.Анастасий (Грибановский), архиеп. Александр (Ловчий), архиеп. Феодор (Рафаильский), архим. Аверкий (Таушев), архим. Иов (Леонтьев), игумен Никодим (Нагаев), и иером. Игнатий (Ракша).

 

 

Монастырская братия.

 

По окончании войны о. Никодим уехал в Германию, где в качестве помощника архимандрита Иова содействовал в 1945 г. в устройстве монастыря. Здесь в сане игумена о. Никодим был духовником Обители и учителем Церковного устава, кроме того исполнял и другие послушания.

В 1949 г. игумен Никодим вместе с двумя другими монахами уехал во Францию (Озуар-ля-Ферьер), а оттуда через год был отправлен в Женеву в помощь епископу Леонтию (Бартошевичу). В Швейцарии в 1951 г. был возведен в сан архимандрита, а в 1952 г. отправлен в Лондон в качестве администратора Епархиального Архиерея. Ему удалось значительно улучшить положение в Престонской епархии, которую он застал при приезде в Англию «в полном расстройстве».

Для духовного просвещения о. Никодим организовал Духовное Собрание имени преп.Серафима Саровского и устроил Церковную школу для детей.

 

 

Никодим (Нагаев), архиепископ Ричмондский и Британский, Александр (Ловчий), архиепископ Берлинский и Германский, Св.Иоанн (Максимович), архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский, Филофей (Нарко), архиепископ Берлинский и Германский, Леонтий (Бартошевич), епископ Женевский.

 

Епископ Леонтий, Архиепископ Александр, Епископ Никодим, Архиепископ Филофей.

 

В июле 1954 г. в Брюсселе состоялась хиротония архимандрита Никодима в епископа Престонского, викария Западно-Европейской епархии. В хиротонии принимали участие Преосвященный Иоанн (Максимович) архиепископ Западно-Европейский, Архиепископ Александр Германский, Архиепископ Филофей Северо-Германский и Епископ Леонтий Женевский.

По возвращении в Англию владыка Никодим еще энергичнее занялся устроением церковной жизни в Лондоне и других приходах, заботился о пополнении духовенства и устройстве миссионерского братства имени преп. Серафима Саровского. После прибытия в 1957 в Бартон русских беженцев из Харбина владыка совершал для них богослужения и, с Божией помощью, построил там храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

За усердную и плодотворную работу на благо Церкви в сентябре 1963 г. епископ Никодим был возведен Архиерейским Синодом в сан архиепископа с титулом Ричмондского и Британского.

 

Молебен в день прославления Св.Прав.Иоанна Кронштадского.

 

Митр.Филарет, Епископ Никодим, Игумения Еизавета, прот.Георгий Шереметев и прот. Попов с сестрами Благовещенской обители в Лондоне.

 

 

С благоговением отзывались о своем добром, благостном, мудром и справедливом пастыре его многочисленные духовные чада. Владыка помнил слова апостола Павла, которыми тот наставлял своего ученика на епископское служение: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4, 12). Он обладал даром благодатного слова, проникающего сердца слушателей. Быт его был чисто монашеским: «скромная келья содержала только постель и святой уголок, где было св. Евангелие, Крест, необходимые книги и святые иконы, там он молился подолгу и получал мир от Господа, и после молитвы он всегда подолгу крестилсвою келью на все стороны; а когда одевался, то крестил каждую вещь из своей одежды, прежде чем надеть ее...»

Владыка много болел. Он был сильно ранен в ногу, и ему было трудно и больно ходить, но он никогда не показывал этого, и, как ни в чем не бывало, ходил по госпиталям, навещая больных и причащая их Святыми Дарами...

Несмотря на свои годы, он всегда ходил пешком, или пользовался подземкой, и любил ездить поездом в провинцию навещать приходы. Это была для него большая радость.

В последние годы его жизни его зрение стало медленно ухудшаться, и затем он совсем перестал видеть. Он глубоко переживал это, так как не хватало духовенства, и трудно было найти кого-нибудь в помощь. Владыка Никодим, несмотря на свой возраст, - а ему было тогда 93 года, сам совершал Божественную литургию до самой своей смерти, и вел, как истинный кормчий, врученный ему корабль до конца. Свое последнее богослужение - всенощное бдение в праздник Воздвижения, владыка совершал уже смертельно больным, из последних сил воздвизая Крест...

 

Последние земные дни праведника.

 

Болел владыка Никодим недолго, оставаясь и в предсмертных страданиях своих образом кротости и терпения для всех окружающих. По свидетельству очевидцев, он терпел боль так, как только мученики терпеть могут. Скончался архиепископ Никодим 17 октября 1976 г. На отпевание своего архипастыря собрались верующие со всех концов Англии, собор был полон, как на Пасху. Отпевание совершил архиеп. Антоний Женевский с сонмом духовенства.

Будучи для своих чад образом веры, владыка всегда ратовал за то, чтобы Русская Зарубежная Церковь хранила чистоту Православия и не вступала на путь распространившегося в 70-е годы «экуменического движения». Незадолго до своей кончины, выступая наобщем годовом собрании Лондонского прихода, он говорил об особом историческом пути Русской Зарубежной Церкви: «Путь этот идейно может быть назван как возрождение и поддержание жизни Святой Руси, в этом весь смысл существования нашей Церкви за границей. В этом мы должны видеть особый промысл Божий. Для этого Господь вывел нас из попираемой безбожным коммунизмом Родины нашей. Труден наш путь. Много соблазнов на этом пути.» В слове при наречении во епископа он назвал переживаемые нами дни временем «особого напряжения злой, дьявольской силы», когда «широко раскинуты сети врага, в которые он силится уловить служителя Божия, чтобы дело Божие низвести на степень дела рук человеческих. Чтобы самого служителя Божия обмирщить, сделать обуявшею солью.» Внимая себе и всему стаду, владыка Никодим видел долг епископского служения в том, чтобы хранить свою паству от пагубы ересей и расколов, столь умножившихся ныне.

Ушли от нас один за другим наши архиереи, наши пастыри и учители, питомцы приснопамятного основателя Зарубежной Церкви, митрополита Антония, молитвенники и печальники о русском народе. Поминая сегодня архиепископа Никодима, одного из старейших архипастырей Русской Православной Церкви за рубежом, помолимся о том, чтобы и в нас не оскудевала горячая надежда на то, что никакие козни лукавого не смогут «дело Божие низвести на степень дела рук человеческих», что «в назначенный Богом час вера возрожденного народа одержит победу над силами зла».

 

Архиепископу Никодиму – вечная память!