Архистратиг Михаил и Иисус Навин

 

 

На вечерне празднования Собора великих Архангелов Михаила и Гавриила среди трех библейских чтений (пророчеств) есть отрывок из книги Иисуса Навина, где рассказывается о встрече предводителя израильского народа с Архангелом Михаилом после празднования Пасхи.


Согласно библейскому повествованию, перед смертью Моисей (Втор. 34:5) передал бразды правления израильским народом Иисусу, сыну Навина (Втор. 34:9).

Первый приказ, который Иисус Навин получает от Бога, – перейти вместе со своим народом реку Иордан (Нав. 1:2). Затем Иисус посылает разведчиков в Иерихон. Им удается спастись от преследователей благодаря помощи Раав (Нав. 2:1 – 9), после чего Иисус со своим народом покидает родные земли, чтобы перейти через Иордан (Нав. 3:14 – 17). Когда этот переход был осуществлен, они разбили лагерь в Галгане (Нав. 4:19 – 24), где и отпраздновали Пасху (Нав. 5:10 – 12).


Находясь близ Иерихона, Иисус Навин вдруг поднял глаза к небу и увидел стоящего перед собой человека, держащего в руках меч. Иисус обратился к нему, желая понять, кто стоит перед ним (Нав. 5:13 – 15). На вопрос Навина: «Наш ли ты, или из неприятелей наших?» – тот ответил: «Я вождь воинства Господня теперь пришел сюда» (Нав. 5:13 – 14). Ориген пишет, что этим вождем был Архистратиг Михаил, который явился Иисусу Навину, поскольку Иисус был предводителем израильского народа и власть эту получил от Бога. Будучи вождем, Навин должен был полностью подчиняться Архангелу Михаилу, защитнику израильского народа (P.G. Т.12, С.821).


Иисус Навин ждал от Бога некоего знака, разрешающего ему захватить Иерихон, и вопрос, с которым он обратился к явившемуся Архистратигу, преследовал эту цель. Однако Иисус боялся, что ему явился не Ангел, а лукавый, имеющий способность принимать вид Ангела света. Поэтому он спрашивает, враг он или свой: «Наш ли ты, или неприятелей наших?» (Нав. 5:13).


Архангел Михаил заверяет Навина, что он является самим посланником Божьим, а не каким-то ухищрением лукавого: «Я вождь воинства Господня теперь пришел сюда» (Нав. 5:14). В знак своего подчинения, Иисус Навин пал на землю и поклонился. Явление Архангела Михаила в образе воина должно было воодушевить испуганного Иисуса Навина, равно как и доказать то, что Бог невидимо присутствует и сражается вместе с израильским народом, как свидетельствует Прокопий Газский (P.G. Т.87а, С. 1012).


Тогда Иисус Навин прямо спрашивает Михаила, посланника Божьего: «Что господин мой скажет рабу своему?» (Нав. 5:14), показывая тем самым свое подчинение и признание в нем Архистратига Божьего, а также и покорность самому Богу. Архистратиг, в свою очередь, приказывает Иисусу снять обувь («Сними обувь твою с ног твоих»), что является выражением уважения и благоговения перед святой землей и перед явлением Архистратига: «Место, на котором ты стоишь, свято» (Нав. 5:15).


Однако то, каким образом Архистратиг обращается к Иисусу Навину, оставляет впечатление, что речь идет не об Архангеле Михаиле, а о Самом Сыне и Слове Божием, посланнике великой Божественной воли, поскольку простой Ангел или Архангел не стал бы требовать от человека полного подчинения и преклонения, какого требует Бог. Приказ поклониться и слова о святости этого места в сцене встречи Иисуса Навина с Архистратигом (Нав. 5:15) становятся параллелью к явлению Ангела в горящем и не сгорающем терновом кусте, когда Бог призвал Моисея и говорил с ним (Исх. 3:5).


Целью двух этих явлений, сначала Моисею и потом Иисусу Навину, является поощрение деяний этих двух правителей: Моисей вывел свой народ из Египта, то есть освободил от рабства; Иисус Навин завоевал для своего народа землю обетованную.


Кем бы ни был человек, явившийся в столь важный момент Иисусу Навину, Самим Сыном и Словом Божиим или же Архангелом Михаилом, самое большое значение имеет следующее. Иисус Навин обрел смелость и силу, убедившись в очередной раз, что Бог держит обещание, которое Он дал, вверяя Навину власть над израильским народом, – никогда не оставлять его, как некогда Моисея (Нав. 1:5).


Феодорос Рокас, богослов