Астерий Амасийский. Слово о слепом от рождения



святитель Астерий Амасийский. Слово1 о слепом от рождения2

Только что выслушали мы сына Громова Иоан­на3, вернее же – Святаго Духа, Который рыбаря и ремеслен­ника соделал бытописателем и пове­с­т­вователем истин­но боже­с­т­вен­ных и возвышен­ных предметов. Они (Святый Дух и Иоан­н Богослов) поведали нам великую и продолжи­тель­ную беседу Господа, которою Он непокорный и непослушный народ наставлял богопознанию Отца и Сына, отклоняя умы евреев от мысли о единоначалии4, отверзая им дверь благодати (для выхода) из предания подзакон­наго и мало по малу приводя (их) к Новому Завету из Ветхаго, как прежде – из пустыни в землю богатую и плодородную. Но между тем как Он многообразно научал их тому, что Его соб­с­т­вен­ное суще­с­т­вование превечно и всегда соединено с Отцем, и громко и ясно говорил глухим: прeжде дaже ґвраaмъ не бhсть, aзъ є1смь (Ин.8:58), – они, не поняв смысл этого изречения и недоказав его неудобоприемлемость никаким разумным возражением, обращались вместо слов к камням и задолго до креста приготовляли к кровопролитию свои смерто­убий­с­т­вен­ныя руки. Он же, решив относиться со всяким великодушием к народу дерзкому и богохульному, отклонил гнев их и смятение, удаляясь не унижен­но как либо, но по божески: Тот, Который схоял среди них и был в руках у них5, (вдруг) сделал­ся невидим, и Спорив­ший с воспламенен­ными от гнева (иудеями) скрыл­ся из глаз. Стояли они в изумлении, намереваясь совершить убийство и не находя средства удовлетворить гнев свой, – подобно неопытным охотникам, которые, прежде времени спугнув добычу, если лань скроет­ся в какой либо чаще и незаметно уйдет (из нея), тщетно блуждают по ущелью, нося сети как излишнюю тяжесть и всуе таская при себе ошейники.

Я же, хотя в прочем и худой слуга, не забываю однакож того, что раб есмь и что лежит долг на мне возстать за Владыку против оскорбителей. Посему и вопию к евреям, как бы присутству­ю­щим сегодня (здесь) и одержимых неистовством: преступные! вы бросаете камни в своего Благодетеля?6 бросаете в «Камень избран­ный и драгоцен­ный», о Коем вам пророче­с­т­вовал Исаия? (Ис.28:16) бросаете в Камень духовный, отторжен­ный от крутой скалы без руки человеческой, как научил вас боже­с­т­вен­ный Даниил? (Дан.2:44) бросаете камнями в «Крае­угольный Камень» (1 Пет.1:6), соединя­ю­щий две стены Ветхаго и Новаго Завета? ибо если вы и не уверуете, то «может Бог от камней этих воздвигнуть чад Аврааму» (Мф.3:9), то есть собрать Христу народ особен­ный (Тит.2:14)7, из язычников и необрезан­ный, о коем и приял Авраам обетование, когда Бог сказал ему, что «благословят­ся о тебе все племена» (Быт.12:3). Неизречен­ным знанием8 Сво­им видя будущее, Бог в каче­с­т­ве чад Начальнику веры уделил всех имеющих уверо­вать впоследствии; ибо уже тогда созерцал возстание евреев, зрел камни и лжеимен­ных сынов считал лишен­ными наследства. Когда же, возвещая им истину словом, не убедил их к благо­честию, то, находясь среди них, скрыл­ся от их взоров и, присутствуя, не был доступен зрению их, дабы таковым чудотворением привлечь их9 к признанию того, что Он есть Христос10 и Бог старейший Авраама (см. Ин.8:58). Итак внемлите, говорит, о истин­но сленые и не смыслен­ные! Кто Сей и присутствущий с вами, и не видимый? He Тот ли, быть может, это, Кто и с Мо­исеем говорил, хотя и не был видим?11 ибо тогда видны были огонь и купина, оба безгласные, и однакож был слышен глас, и слово давало наставление, и верно предрекалось будущее. Ведь ум имеющим должно узна­вать личность по сродству дел.

Так как евреи оказались столь неразумными и безсмыслен­ными, то Господь наш и Спаситель, как некий врач заботливый12 и премудрый, если болезнь не поддает­ся первому опыту, обращает­ся к другому способу лечения. Духовно слепых Он хочет исцелит при помощи встречен­наго по пути слепца, который страдал слепотою не всдедствие какого либо случайнаго повреждения, но из чрева матери явил­ся на свет с таким прирожден­ным недостатком.

Увидав человека (слепца), Он остановил­ся и был готов к исцелению, превыша­ю­щему человеческий разум13 и искусство. Ведь врачебная наука занимает­ся изследованием тех болезней, которыя по каким либо обстоятель­ствам приключают­ся в последствии времени уже после того, как природа окончит рождение живаго существа и про­изведет оное на свет. Лечение же какого либо прирожден­наго телу порока она не выдает за свое дело, – а также впрочем и не всех вообще болезней, приключа­ю­щихся в последствии. Свидетели сего – те из людей, которые искалечены и которым ни один врач не возстановил недоста­ю­щих членов. Посему и ученики, почувствовав жалость к страданию и взирая на человека, не вкусив­шаго наивысшей сладости (от видения) света, суетно любо­пытствовали о причине бедствия и не очень искусно вопрошали Господа: по соб­с­т­вен­ной ли вине или за грехи родителей он родил­ся на свет таковым? В том и другом случае вопрос этот заключает в себе нечто достойное порицания: ибо ни за родителей14 не был бы осужден он, так как Бог не наказывает одного за другаго15, – ни за соб­с­т­вен­ные грехи16 он не нес наказание, хотя и родил­ся слепым, – ведь никто не грешен прежде рождения. Итак, хотя любо­пытство17 и не очень одобри­тель­но, но мы должны узнать, как Истина, Господь наш, ответила на вопрос. Порок сей (говорит Он), о ученики, не есть воздаяние за грехи, но уготовление будущаго домостро­итель­ства, дабы18 Считав­шийся обыкновен­ным человеком совершил вышечеловеческое, – дабы Создатель всяческих, после перваго творения, обрел и теперь побуждение к деланию, – а также чтобы из частнаго удостоверить и общее и убедить жестокий и непослушный народ отбросить камни и поклониться (Ему). Да просветят­ся же очи не видящие, дабы Солнце правды освещало души неразумных! Да совершит­ся чудное дело и создадут­ся взоры, дабы возста­ю­щие узнали, что Называемый сыном Иосифа, если был истин­ным сыном плотника, мог исправлять сломав­шуюся колесницу или соединять дерева, отделив­шияся от связи, или делать подпоры к сломав­шейся балке19, – то часть человека, и часть прекраснейшую, образован­ную природою с особен­ною тщатель­ностию, а имен­но глаз, не был бы в состоянии сотворить кто-либо другой кроме Того, Кто с первоначала имеет власть над природою.

И если кто пожелает ободтить особое внимание на человеческие члены, Тот в этой, преимуще­с­т­вен­но, частичке тела усмотрит всесильную и разнообразную премудрость Бога, показав­шему такое великолепие искусства в столь малом очертании частички и члена (тела). Ему, во-первых, сообщена какая-то прелесть, он приятен и немясист, так сказать, при нежности имеет твердость и при слабости силен. Он, потом, украшен разнообразными цветами: так средина его имеет очертание (окраску) чернаго цвета, – и не все однообразное, но состоящее из соединения нескольких различных кругов, причем его центр и средина имеет более темный цвет20, внешняя же окружность переходит отчасти в золотистую окраску; совне вокруг нея облегает белок, светлый и прозрачный, не чисто лишь белый, но имеющий некоторый кристаллоподобный и прозрачный вид; глазное яблоко окружено красноватым цветом, чем придает­ся приятность белому и черному. Кроме того он, при своей плотности, столь прозрачен и гладок, что отражает образы приближа­ю­щихся к нам и как бы верное зеркало отпечатлевает черты беседу­ю­щих с нами, почему самый центр его окружности и называет­ся зрачком (κόρη), так как всегда показывает человеческий образ противо (стоящему и) смотрящему. Как смотрящему в зеркало невозможно тотчас же не отразить в материи свои черты, так и лицом к лицу стоящему с человеком – не начертать в глазу свой образ. Так смотря один на другаго, люди бывают зеркалами друг друга.

Итак, досто­ин удивления между создан­ными предметами глаз. Ведь он и Бога мне открывает, точно узнавая всю тварь и от дел показывая художника. От видимаго он изъясняет21 невидимое. Посредством него я имею знание о солнце, постиг устройство неба, узнал красоту звезд и основание земли, природу моря, – различие семян, разнообразие растений и различные виды цветов, – мрак тьмы и блеск света и вообще все, что Бог, создав, одобрил (Быт.1:31). Итак, если бы не суще­с­т­вовало глаза, тварь состарелась бы без свидетеля, так как не было бы никого, кто созерцал бы пребыва­ю­щую в ней премудрость Божию и силу.

Ради, такого-то чуднаго устройства зрения и теперь (т. е. у слепорожден­наго) глаза были созданы внезапно, дабы мы отложили низмен­ныя, от плоти22 явля­ю­щияся в нас, мысли о Единородном, великолепием дел (Господа) изгоняя из души, всякое малоприличное (Ему) и низмен­ное мнение (о нем); но чтобы узнали мы, что блажен­ный свет и красоту божества принял (в себя) глиняный сосуд, служа нам светочем на подобие светильника. Сам единолично совершает Господь исцеление, – и Тот, Кто повелением Сво­им устро­ил весь мир (Быт.1 гл. ср. Пс.148:6), Кто двумя краткими изречениями исцелил разслаблен­наго (ср. Мф.9:2; Мк.2:5; Лк.5:24; Ин.5:8), теперь для чудотворения употребляет не слово только одно, но и устами и руками и многими другими средствами исцеляет23 слепоту, дабы посредством этих действий тем более твердую веру внедрить неверу­ю­щим. Он плюет на почву и из слюны делает брение, пользуясь для исцеления землею с тою целью, чтобы показать, что из той же персти, из которой в начале образовано все тело24, теперь созидает­ся и остальная часть (глаза). Слюною же исправляет его (тело) и соединяет разсеян­ную и чуждую связи персть, дабы ясно показать нам, что силою уст Сво­их Слово устро­ило все, ибо «Словом Господа небеса утверждены и Духом уст Его вся сила (все во­ин­ство) их» (Пс.32:6).

А может быть и для того плюновением исцеляет, чтобы поразить страхом тех, кои не много после имели безчин­ство­вать оплеваниями, – и однакож не остановил (этим) дерзость неистовству­ю­щих, но подвергся многим оплеваниям Тот, Кто совершил таковое (исцеление) посредством плюновения. Так проявляет Он творческую силу перваго25 досто­ин­ства. Повелением же омыться в купальне Силоама Он открывает нам спасение посредством воды, которое всем послан­ный Силоам даровал; ибо тогда мы хорошо видим, когда очищаемся таин­ствен­ною водою, – тогда осиявает нас свет благодати, когда сила крещения смывает грязь и нечистоту грехов. И все, кои омываемся заповедию Силоама, видим духовный свет, который просвещает всякаго человека грядущаго в мир (Ин.1:9). Какое чудо и сколь великая сила! Немного пред тем быв­ший слепым вышел из купальни, имея украшение на лице в прибавлении глаз и правильно взирая на солнечные лучи. Событие это поразило соседей и знакомых (слепца). Смутил новый способ лечения. Зрячим этот человек ходит по городу, дабы все видели новое и чудесное дело, совершен­ное26 Родив­шимся в Вифлееме, – тем малым Младенцем, Который был повит пеленами в яслях; ибо это и было тем, что заставляло Иудеев не верить божеству.

Обратите же, несмыслен­ные и грубые сердцем, внимание на быв­ших от века людей. Начав с Адама, изследуйте всех по порядку: найдете ли, чтобы быв­шее ныне случилось и на других, или чтобы какой либо век имел пример такого исцеления. И опять, при осмеянии Господа моего, выставляйте на вид, что Он – Плотников Сын (Мф.13:65; Мк.6:3 и др.), Котораго братья вам известны, Котораго дом вы знаете, – исчисляйте все стороны Его уничижения, соревнуйте в этом, распространяйте великое безславие свое. Но если ничего такого человек не соделал и ни века не знали разсказа о подобном чуде, то, осудив свое невеже­с­т­во, возведите наконец очи свои к истине, – омойтесь и вы в Силоаме, чтобы не умереть в слепоте.

Однакож это все не имело для них никакого значения. Слово не научило их, дело не вразумило, сила чуда не склонила. Совсем напротив, по слепому неразумию, они многочислен­ными способами пытались скрыть и осмеять (чудо), хотя злодейство их обращалось против них же самих. Чем более они неверили и допросами старались извратить (правду), тем более подтверждалась истина. С ними случилось то же самое, что и с зверями, которые, будучи ранены кемъ-либо и пока еще не все острие вошло в их чрево, стреми­тель­ным натиском сво­им на человека вгоняют в себя самих всю сталь (орудия).

Сначала они старают­ся дознать: тот ли это самый слепец и не выдан ли за него другой? Но это ясно засвидетель­ствовал человек тот и разсказал в порядке об исцелении, – и о том, что брение намазано было как лекарство от слепоты и что купальня, смыв брение, доставила зрение. Об этом распрашивали соседи и по­учались, изследовали Фарисеи и узнали27.

В каче­с­т­ве втораго ухищрения для отрицания совершив­шагося чуда была предпинята попытка доказать, что не Христос совершил исцеление. Поелику же человек (исцелен­ный) громко называл Спасителя, исповеданием и проповедью воздавал благодарение и всем указывал Благодетеля: то, с закрытыми устами и помутив­шимся умом, не зная что делать, возвращают­ся снова к болезни28 и оказывают­ся точными изследователями каждой частности, – не для того, чтобы подтвердить совершен­ное чудо, но дабы получить откуда либо опровержение чуда и, устро­ив какой либо коварный обман, отвратить веру­ю­щий народ от увлечения. Это верх порочности! – сражаться против истины, не покланяться Творящему все29, но подвергать Благодетеля поруганию, – не удивляться силе, но пытаться унижать чудесныя дела. Убедитесь же, Фарисеи, и от родителей, что человек этот рожден с слепотою, – и опять обратитесь к слепцу, во второй и третий раз, получая от него удостоверение в злых начинаниях и кознях сво­их. Но если не успеете в первой попытке, переходите ко второй, – не успеете во второй, переходите к третьей, – от третьей к следу­ю­щей. Делайте извороты коварной лисицы, – и все таки вас везде окружают сети истины, нет никакого выхода из чуда. Впрочем не оставляйте сво­их ухищрений и тките паутину, устрояя козни, хотя и разнообразныя, но немощныя и безполезныя.

Отече­с­т­вен­ный это недуг ваш. Неверных отцов таковые же дети (вы). И те таким же образом относились к чудесам в Египте. Необычайным способом и вопреки ожиданиям они спасались от войн, – и неверили Да­ю­щему Спасение. Кормились пищею, превосходящею природу, – и были неблагодарны больше голода­ю­щих (Исх.16:13). Получали ман­ну с неба посылаемую (Исх.16:21), – и тужили по зловонию египетокаго чеснока и лука. Во время дня осеня­емы были столпом облачным, дабы не страдать от жары солнечнаго луча, и столпом огнен­ным освещалась ночью, получив кроме луны другое, новое и превосходнейшее, светило (Исх.13:21), – но, как бы совсем не замечая боже­с­т­вен­ной силы, они таким образом усилен­но требовали себе новых и возвышен­ных богов, когда Мо­исей, задержан­ный немного на горе при сообщении (ему) закона, замедлил возвращением. Вы истые наследники неразумия тех, невозлюбили закон, ненавидите благость, нуждаетесь в началь­ствовании жезла не миндальнаго, а железнаго (Пс.2:9 ср. Откр.2:27, 19, 15; Иер.1:10–12).

Вы видите человека, перешедшаго (от тьмы) к свету, доселе проведшаго долгое время жизни во тьме, с бездей­с­т­вен­ными взорами, путеводимаго чужими глазами, ежедневно сидев­шаго пред храмом, всем давав­шаго знать о своем несчастии, дабы многих привлечь к мило­сердию, имеющаго город свидетелем своего недуга, смотрящаго теперь и быстро исцелен­наго, не составом разных лекарств и не сечением стали, но одним брением, составлен­ным посредством слюны (из персти): как же не поражаетесь, не изумляетесь, не бросаетесь на землю и не поклоняетесь Тому, Кто создал очи из земли, – не чтите боже­с­т­вен­ную силу! Не­ужели терзаетесь завистью и имеете соревнование к Богу, как бы к своему сопернику по искусству, – как бы художники к художнику, как бы единоплемен­ники к равному себе!

Читая ветхозаветныя книги, которыя написаны были для домостро­итель­ства о народе и которыя сообщают сведения о правлениях царей и историю о них, – вы благопослушно принимаете, что говорит­ся о каждом. Так и Мо­исея едва-едва не считаете за бога, благоговеете пред Елисеем, восхваляете учителя его Фесвита, – и всех святых каждаго века, наделявшихся силами от Бога и совершав­ших великия и славныя дела, вы сравниваете почестями с ангелами. Вы нисколько не вооружаетесь против древних, не отвергаете преданий (разсказов) отцев, хотя люди обыкновен­но не очень легко доходят до веры в то, что они слышат. А что в последния времена (т. е. ныне) глазами (сво­ими) видите на глазах (быв­шаго слепца), что можно осязать перстами и точно воспринять слухом, – против этого коварно и безчестно злодействуете, попирая пророчества и отвергая исполнение предсказаний. Ведь о том, что видно теперь на опыте, еще за долго прежде возвестил Исаия такими словами: «вот Бог наш суд воздает и воздаст; Он придет и спасет нас: тогда отверзут­ся очи слепых и уши глухих услышат; тогда хромой вскочит как олень и язык гугниваго будет ясен» (Ис.35:4–6). Это – речения не Петра и Иоан­на, не кого либо из новых и подозри­тель­ных (для вас) лиц, чтобы, заподозрив радостное предсказание, могли вы отвергнуть истину; но вашего пророчества слова, если Фекуита (Исаию) признаете сыном Амоса30, – пророком, чадом пророка, – мужем, родом Израильтянина, – главою подзакон­наго водитель­ства. Богу же слава, держава, честь – ныне и присно и во веки веков. Аминь.


1 Текст этого слова Астерия известен по автографу Сирмунда с codex'a Soguierianus'a и no выдержкам в Библиотеке Фотия Cod. 271. ср. PG.40, 153 и 250, not. 37.

2 ἐκ κοιλίας – от чрева, вместо Ин.9:1: ἐκ γενετῆς – от рождения.

3 Мк.3:17.

4 Т. е. едино­ипостасности божества.

5 ψηλαφώμενος – букв.: будучи осязаем.

6 Cod. Seg. прибавляет: «ибо кто напо­ил вас от скалы? бросаете в Того, Кто на камен­ных досках дал вам законы жизни?»

7 περιούσιον ср. Исх.19:5.

8 γνώσει, Cod. Seg. προγνώσει.

9 αὐτούς, но Фотий читает αὐτοῦ – чудотворением Его (т. е. Христа).

10 Так у Фотия; в Cod. Seg. Θεός.

11 καὶ μὴ φαινόμενος; y Фотия: καὶ φαινόμενος; латинский переводчик у Миня из двух составляет одно: καὶ μὴ βλεπόμενος καὶ φαινόμενος: не был видим, хотя и являл­ся (присутствовал). См. Исх.3:4.

12 Cod. Seg. прибавляет: «и вместе».

13 ἀνθρωπικοῦ λόγου, Фот. ἀνθρωπίνης σοφίας – человеческую мудрость.

14 У Фотия прибавлено: «ни в чем не будучи повинен».

15 Ср. Иез.18:20: «сын не понесет вины отца», чему кажущееся противоречие представляет Втор.5:9: «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцев наказыва­ю­щий детей до третьяго и четвертаго рода ненавидяших Меня», устраня­ю­щееся тем, что в последнем случае предполагает­ся деятель­ное и свободно-сознатель­ное причастие детей унаследован­ным от отцев греховным склон­ностям и страстям. Так и в Евангелии (Мф.23:29–35) Господь говорит, что неверу­ю­щие иудеи сами против себя свидетель­ствуют, что суть сыновья убийц пророков, так как и сами будут дополнять меру отцев сво­их совершением таковых же злодейств, а имен­но: убиения, распятия, мучений, и преследований пророков и мудрых книжников.

16 У Фотия прибавлено: «еще не явив­шийся на свет».

17 πτέσις, Cod. Seg. πεῦσις.

18 Cod. Seg. прибавляет: «дотоле».

19 Cod. Seg. прибавляет: «или выглажи­вать шероховатость досок, или делать вобще то, чему ремеслен­ник отец научает свое дитя по свойству своего ремесла».

20 τὸ βαθύτερον, Cod. Seg. приб. καὶ μελάντερον – и чернее.

21 У Фотия прибавлено: «душе».

22 ἐκ τῆς σαρκός – от плот­скаго суемудрия.

23 Cod. Seg. приб. «теперь».

24 τὸ ζῶον, собст. животное.

25 Т. е. боже­с­т­вен­наго.

26 Cod. Seg. добавляет: «Иисусом, родив­шимся».

27 Чтение: καὶ ἐπείθοντο – «и уверялись, убеждались» – может быть принято только в отношении к удостоверению фарисеев в тоже­с­т­ве личности слепца, но в отношении к совершению чуда оно неудобно, ибо не соответствует евангель­скому пове­с­т­вованию. Редактор издания у Миня готов подставить отрицание ὀυκ – «и не верили» (col. 260, n. 51). Мы же находим более есте­с­т­вен­ною и легкою поправку: ἐπύθοντο, как параллель καὶ ἐμάνθανον.

28 Cod. Seg. добавляет: «к изследованию болезни, – старают­ся дознать: от рождения ли он слеп, и распрашивают родителей этого человека».

29 Cod. Seg. приб.: «это».

30 Ср. Ам.1:1 и Ис.1:1, 2:1, 37:2, 38:1. Родом из Фекои был соб­с­т­вен­но пророк Амос, которого св. Астерий считает отцом Исаии пророка, как и Климент Алек­сан­дрийский (Strom. 1, 21, – ed. Potteri 1, 389; ср. Mig. col. 327) и др. некот. Но Иероним (In Amos, prolog. Migne, Patr. Ser. lat. t. XXV – Hieron. t. VI, – col. 999) говорит, что пророк Амос не был отцом Исаии, так как последний пишет­ся чрез алеф и цаде (אמוצ) и в переводе на латинский язык значит: fortis, или robustus, – а имя пророка из двенадцати пишет­ся чрез аин и самех (עמוס) и означает: populus avulsus. В греческом же начертание обо­их имен одинаково: Ἀμώς.

Источник: Журнал «Богословский Вест­ник», издаваемый Московскою Духовною Академиею. – Сергиев Посад: «2-я Типография А. И. Снегиревой». – 1894. – Том II. – Май. – с. 169–182.