БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРИ ОСНОВАНИИ И ОСВЯЩЕНИИ ХРАМА

Чин на основание церкви


Обряды на основание и освящение храма проникнуты тою же благодатью, какою были исполнены святые отцы, составившие и утвердившие их. Среди них возвышается святой Василий Великий, главный строитель церковного чина. Каждая молитва, каждое священнодействие заключают в себе глубокое духовное созерцание и сокровенный смысл. Под видом храма видимого, материального этот вселенский учитель разумел Церковь невидимую во главе с Самим Спасителем, собрание верных членов Тела Христова, Бога Живаго. Новый храм в этих молитвословиях как бы очеловечивается, и над ним совершаются тайнодействия, подобно тому, как над человеком совершаются таинства Крещения и Миропомазания; к ним присоединяется еще нечто и от таинства Священства, ибо храм посвящается на вечное служение Господу. 

Никто не может основать и построить церковь кроме правящего архиерея или посланного от него священника. Если же кто-либо дерзнет сооружать церковь без благословения епископа, подлежит извержению как презирающий епископскую власть.

По заложении основания (фундамента) для храма совершается "Чин на основание храма", что именуется обычно "закладкой" церкви. При этом бывает и водружение креста. (Требник. М., 1956, ч. 2, гл. 26, л. 28.)

Основание же церкви приготовляется следующим образом: если церковь каменная, то выкапываются рвы, приготовляются камни и известь, и на одном четырехугольном камне изображается или высекается крест. Под крестом (по желанию епископа) приготовляется место для вложения святых мощей и полагается следующее написание: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа основася сия церковь в честь и память (указывается наименование праздника или имя храмового святого), при Патриархе Московском и всея Руси (имя его), при святительстве Преосвященнейшаго (имя епископа и града его), и положены суть мощи святаго (имя. его). В лето от сотворения мира (такое-то), от Рождества же по плоти Бога Слова (год, месяц и день)"

Основание храма может быть совершено и без положения мощей святого и закладной надписи, но наличие четырехугольного камня обязательно. Кроме этого, приготовляется большой деревянный крест и выкапывается яма на месте будущего престола, куда он будет водружен.

Если предполагается построить деревянную церковь, рвы не выкапываются. Выкапываются лишь две ямы: для положения четырехугольного камня под будущей алтарной апсидой и углубление для водружения креста на месте престола. Приготовляются также бревна для фундамента;

При основании храма: и водружении креста совершается чин или по Большому требнику, или по Дополнительному требнику;

последний чин более продолжительный, так как при нем бывает освящение воды и елея, употребляемых потом при основании храма. Когда чин совершается по Большому требнику, тогда, если бывает архиерей, то он облачается в мантию, епитрахиль и омофор, а если священник, то - в епитрахиль и фелонь.

При всяком чине основания церкви архиерей или священник идет к месту закладки храма с крестным ходом в сопровождении всего клира. Ему предшествуют два диакона с кадильницами, священники с крестам'и, клирошане поют литийные стихиры празднику или святому, в честь которого будет заложен храм. На месте закладки заранее поставляется стол и полагают на него Евангелие и Крест.

По чину, Большого требника настоятель возглашает: "Благословен Бог наш...", читается или поется "Царю Небесный", Трисвятое, "Отче наш" и тропарь святому или празднику, во имя которого будет воздвигнут храм, и иные тропари по воле настоятеля. Во время этого пения (или чтения) настоятель совершает каждение около рвов и потом читает молитву: "Господи Боже наш, изволивый и на сем камне создатися Тебе Церкви,..", в которой просит Господа, чтобы Он соблюл основателей храма невредимыми и основания храма незыблемыми, и совершен показал дом к славословию Бога. После молитвы произносится отпуст, на котором поминается храмовой святой или праздник.

Настоятель, взяв камень и начертав им; крест, сам полагает его в основание, произнося: "Основа (его) Вышний, Бог посреде его, и не подвижится, поможет ему Бог утро за утра". Затем совершается водружение креста. Настоятель берет деревянный крест и водружает его на месте, где будет святая трапеза. При этом он произносит молитву: "Господи Боже Вседержителю, преобразивый жезл Моисеев...", в которой просит Господа, чтобы Он благословил и освятил место, сие силою и действием Честного и Животворящего и Пречертного, Древа Креста, в отгнание демонов и всякаго супротивного, сохранил и место, и дом сей, и живущих здесь.

В Большом требнике об этом кресте говорится: "совершену же бывшу храму и жертвеннику, освящену сущу, вземлется крест от места, идеже бе водружен, и... поставляется оный крест на восточной стране в жертвеннике" (престоле). На нем пишется: "Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме (имя святого или праздника) по благословению Патриарха Московскаго и всея Руси (имя его), при святительстве Преосвященнейшаго (имя местного епископа и града его), елею... индикта..., месяца..., числа..., на память святого (имя его)".

Подобная же надпись, как указано выше, делается на камне или металлической пластине и полагается в основании храма. Изложенный чин закладки храма и водружения креста обычно совершается после молебна с водосвятием, совершаемого по Малому или Большому требнику.

Когда чин на основание церкви и водружение креста совершается по Дополнительному требнику (этот чин помещен в Требнике. М., 1956, ч. 2, с. 28 об.), архиерей, одевшись во все святительские одежды (а священник - во все одежды своего сана), по приходе указанным выше порядком, начинает каждение и службу следующим образом: Настоятель берет кадильницу и совершает трижды крестообразно каждение стола, на котором лежат святое Евангелие и Крест. Диакон возглашает: "Благослови, Владыко". - Предстоятель начинает обычно: "Благословен Бог наш", лик поет: "Царю Небесный", и пока не окончится пение предстоятель стоит перед святым Евангелием и кадит его. Потом кадит все рвы, начиная от первой стены алтаря и идя против солнца по кругу и, возвратившись к столу, кадит клир и народ, и вновь святое Евангелие. Чтец же читает Трисвятое по "Отче наш", "Приидите, поклонимся" (трижды) и псалом 142-й: "Господи, услыши молитву мою", "Слава, и ныне", "Аллилуйа" (трижды). Диакон затем произносит ектению "Миром Господу помолимся", в которой просит: "О еже призрети милостивно на место сие к созданию на нем церкве, в славу Пресвятаго имени Его избранное и благословением Своим небесным благословити, Господу помолимся.
О еже благословити начаток основания здания сего, и благополучно в славу имени Своего началу его положитися, и спешно в совершение, кроме всякаго препятия произвестися силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа.

О еже труждающимся делателем благопоспешество во всем подати, и дела рук их исправити, и в совершение силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа спешно произвести.

О еже, благому сему тщанию рабов Своих, благопоспешество со всяким довольством, силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа подати.

О еже приставити делу сему, и делателем его Ангела Своего хранителя, еже невидимо отразити вся сопротивныя наветы видимых и невидимых врагов, и во всем благопоспешество, к сооружению же мудрость, и к совершению силу, силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа подати".

По возгласе же поют: "Бог Господь" и тропари. О пении тропарей в Требнике сказано, что "аще храм Господский быти имать", то поется тропарь праздничный на указанный глас. Затем, на "Славе" поется тропарь основанию (см. ниже), "И ныне" - празднику. Если храм не Господский, то на глас 2-й поется следующий тропарь основанию: "Творче и Создателю всяческих Боже, дело рук наших к славе Твоей начинаемое. Твоим благословением спешно исправи, и силою Твоею в совершение скоро произведи, яко един Всесилен и Человеколюбец".

Если воздвигаемый храм будет в честь Пресвятой Богородицы., то дважды поется тропарь основанию, повторяющий на "Славе" той же храму.

Если храм в честь какого-либо святого, то сначала поется тропарь основанию, на "Славе" же - святому. "И ныне" - Богородичен по гласу тропаря святого. После тропарей читается псалом 50-й: "Помилуй мя. Боже...".

В это время приносятся и поставляются на стол сосуды с чистою водою и елеем. По окончании псалма трижды поется на 6-й глас следующий тропарь: "С небесе поели благодать, Жизнодавче, и воду сию освяти, и всем сквернам яви ю быти очищение".

Затем следует, во-первых, освящение воды, во-вторых, освящение елея. По возглашении диаконом: "Господу помолимся" и пении ликом: "Господи, помилуй" настоятель читает над водою молитву: "Боже великоименитый, Отче Господа нашего Иисуса Христа...", иную. нежели та, которая положена в чине водоосвящения. В молитве он просит Господа Бога о воде: "И яви ю силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа быти всем, от нея с верою пиющим, приемлющим же и кропящимся рабом Твоим, грехов оставление, изменение отрастем, прогнание всякаго зла, умножение добродетелей, болезнем исцеление, домом же и месту всякому освящение и благословение, губительных и всяких злотворных воздухов отгнание и благодати Твоея присвоение".

Затем после особой молитвы, тайно читаемой при главоприклонении всех, поется "Спаси, Господи, люди Твоя" (трижды) и погружается Крест в воду крестообразно (трижды).

После освящения воды освящается елей. Сначала священник трижды благословляет елей десницей, произнося: "Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа". Затем, по возглашении диаконом:

"Господу помолимся" и пении ликом: "Господи, помилуй" иерей читает молитву, в которой воспоминает о Патриархе Иакове, угодившем Богу возлиянием елея на камень: "Господи, Боже отец наших, Ему же излия Иаков на камень, его же поставив столп, и дом Божий нарече, благоугодно и приятно бысть, призри, молимтися и ныне милостиво на елей сей и небесным Твоим благословением благослови и освяти его, и даждь ему силу благодатию Пресвятаго Духа, во еже бы все тем в славу Твою помазуемое, освященно и благословенно и Тебе благоугодно и приятно было: щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Ним же..." и т. д.

Теперь совершается водружение креста. Настоятель, взяв освященную воду, кропит ею место, где должен быть водружен крест, и произносит молитву, говоря: "Благослови, Господи, Иисусе, Боже наш, знамением страшным и силою Креста Твоего, оградитися месту сему, в славу Пресвятаго Твоего Духа; и Ангел всегубительный и вся сопротивныя силы да отступят от него; яко Твоя есть держава, и Твое есть царство, и сила великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, ныне и присно, и во веки веков, аминь".

Затем священники, вместе с настоятелем взяв крест, водружают его в предуготовленное место, поя на глас 2-й тропарь:

"Кресту водрузившуся на земли, ниспаде и отнюдь потребися шатание врагов: прежде же отриновенный человек, в рай паки входит; но слава Тебе, единому Богу нашему, сице благоизволившему". Потом поется кондак: "Скорый в заступлении и крепкий в помощь...", "Слава, и ныне", "Предстательство христиан".

Потом настоятель, обратясь к востоку, читает молитву пред водруженным крестом, которая указана и в Большом требнике: "Господи, Боже, Вседержителю, прообразивый жезлом Моисеевым Честный и Животворящий Крест возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа..."

Теперь начинается основание храма. Настоятель идет ко рву, где перед ним на столе полагают приготовленный четырехугольный камень, и поется клиром псалом 83-й: "Коль возлюбленна селения Твоя, Господи...". После "Слава, и ныне" и "Аллилуйа" (трижды), диакон говорит: "Господу помолимся", клир поет: "Господи, помилуй" и настоятель читает молитву над камнем, в которой просит: "... Поели благодать Святаго Твоего Духа и благослови положение камене сего и все основание начинающагося здания в славу Пресвятаго Твоего имене". Если закладываемый храм Господский, то говорится: "в честь и память святаго Твоего Рождества... или Преображения" и т. п. Если храм Богородичен, то говорится, например, так: "в честь Успения Пречистыя Твоея Матери" или иного ее праздника. Если в честь святого, то называется его имя. Молитва продолжается: "и Ты, Иже есть Альфа и Омега, начало и конец, иже искони всяческая созда, буди начало, умножение и совершение делу сему, ктиторов же и деятелей благослови и руку их поспеши" и т. д.

Затем предстоятель, взяв освященную воду, кропит ею камень, говоря: "Благословляется камень сей окроплением священныя воды сея в непоколебимое основание храма, созидаемого во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь".

Если предполагается вложить в камень мощи святого, то сперва один из иереев читает надписание на камне и затем. влагает мощи в предуготовленное в камне место, говоря: "Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его. Яко восхвалятся преподобнии в славе и возрадуются на ложах своих", и покрывает мощи. Если мощи не влагаются, то ничего из указанного не совершается. Взяв камень, настоятель своими руками полагает его на приготовленной извести во рву, говоря: "Основывается церковь сия в славу великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в честь и память (имя праздника Его, или Богородичного, или храмового святого), во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь".

Потом настоятель берет елей, говоря: "Вышний основа сию церковь, Бог посреде ея и не подвижитися, поможет ей Бог утро за утра". И возливает елей на положенный камень со словами: "Благословенно и знаменано буди место сие в дом молитвенный, в честь и славу Бога, в Троице Святей славимаго. Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь".

Потом вместе со всем клиром поет на 6-й глас: "Востав Иаков заутра, и взят камень, его же бе положил в возглавие себе, и постави его столп, и возлил елей верху его, и рече: яко есть Господь на месте сем, аз же не ведех; страшно есть место сие, несть сие, но дом Божий, и сия суть врата небесная. Аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа".

Если освящается основание деревянной церкви, то по совершении указанного настоятель, взяв топор, ударяет им трижды в среднее алтарное бревно, говоря: "Начинается дело сие во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, в честь же и память (имя праздника или святого), аминь". Потом обходит со всех четырех сторон основание, начиная с северной, против солнца, и, останавливаясь на каждой стороне, кропит, произнося: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь". Клир во время каждого кропления поет псалмы в следующем порядке: 86, 126, 121 и 131. После пения каждого псалма и окропления священник становится на каждой стороне лицом к будущему зданию и читает особую молитву, и на каждой стороне делает три удара в среднее бревно, произнося указанные выше слова.

Когда священник вернется на исходное место, то становится перед водруженным крестом, лицом к востоку, и по окончании пения псалма 131-го, прежде чтения молитвы, он сам с умилением начинает петь вместе со всем клиром: "Царю Небесный". По окончании пения и возглашения диакона: "Господу помолимся" и пения клиром "Господи, помилуй", священник читает молитву: "Господи Боже наш, изволивый на сем месте и на сем положенном, и во имя Твое благословенном, камене, основати Себе церковь" и т. д. (Большой требник). Потом с коленопреклонением читает молитву: "Хвалим Тя, Господи Боже сил..." (Дополнительный требник).

Затем бывает ектения: "Помилуй нас Боже по велицей милости Твоей", в которой говорится: "Еще молимся о благочестивых ктиторах и основателях в славу Божию сооружатися наченшаго храма (имярек), и о благополучном поспешении святаго дела их, о здравии же, спасении и оставлении грехов, их, рцем вси: Господи, услыши и помилуй. - Еще молимся, о еже приставити делу сему святому Ангела хранителя от всякаго злаго обстояния и видимых и невидимых врагов препятий избавляюща, и защищающа, и делателей укрепляюща, рцем вси: Господи, услыши и помилуй".

После возгласа "Услыши ны, Боже", бывает отпуст обычный храму.

 

 

Благословение колокола


Благословение колокола совершается прежде, нежели он бывает повешен в звоннице или на колокольне. Колокол вешают на небольшой высоте при церкви так, чтобы можно было окропить его снаружи и изнутри.

Если чин совершает архиерей, то он облачается во все святительские одежды или только в мантию, епитрахиль, омофор и митру; если же священник, то в епитрахиль и фелонь.

Священнослужитель, выйдя из церкви, подходит к покрытому столу, поставленному вблизи колокола. На столе поставлен сосуд со священною водою и кропильница. Начало обычное: "Благословен Бог наш". Клир поет 6-м гласом: "Царю Небесный". Затем читается Трисвятое, "Отче наш", "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава, и ныне", "Приидите, поклонимся" (трижды) и псалмы 148-й: "Хвалите Господа с небес", 149-й: "Воспойте Господеви песнь нову" и 150-й: "Хвалите Бога во святых Его". Затем читается "Слава, и ныне", "Аллилуйа" (трижды).

Диакон глаголет ектению: "Миром Господу помолимся..." до прошения "О плавающих, путешествующих..." и добавляются следующие прошения:

"О еже благословити кампан сей, в славу святаго Имене Своего, небесным Своим благословением, Господу помолимся.

О еже подати ему благодать, яко да вси слышащий звенение его или во дни, или в нощи, возбудятся к славословию святаго Имене Божия, Господу помолимся.

О еже гласом звенения его утолитися и уташитися, и престати всем ветром зельным, бурям же, громом и молниям, и всем вредным безведриям, и злорастворенным воздухом, Господу помолимся.

О еже отгнати всю силу коварства же и наветы невидимых врагов от всех верных своих, глас звука его слышащих, и к деланию заповедей своих возбуди я, Господу помолимся.

О еже избавитися нам от всякия скорби - Заступи, спаси, помилуй...

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную..." Священник возглашает: "Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение..." "Аминь".

Затем читается 28-й псалом: "Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви, сыны овни, принесите Господеви славу и честь..." По окончании бывает возглас "Господу помолимся", и предстоятель читает молитву: "Господи Боже наш, хотяй от всех верных Твоих всегда славим и покланяем быти...". После этой молитвы он при главопреклонении всех читает тайную молитву: "Владыко Боже, Отче Вседержителю, иже трубным гласом седмию жрец, идущих пред кивотом свидения, иерихонским твердым стенам пасти и разрушитися сотворил еси, и вся во граде сущия в руце людей Твоих предал еси; Ты и ныне кампан сей небесным Твоим благословением исполни, яко да глас звенения его услышавше, противныя воздушныя силы далече от града верных Твоих отступя и вся раздеженныя их огненный, яже на нас, стрелы угаснут, трескания же молний, нападение града, и вся вредныя воздухов злорастворения, всесильною и крепкою десницею прогонима и удержанна да утоляется, утихнут и отступят; вся бо Ты в славу Твою, к пользе и спасению нашему чрез посредства действуеши".

И возглашает: "Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш..."

Лик: "Аминь".

Иерей берет кропило и, обходя колокол, кропит его с четырех сторон, произнося: "Благословляется и освящается кампан сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь" (трижды).

Таким же образом кропит колокол изнутри, произнося то же. Затем берет кадильницу и кадит колокол с четырех сторон изнутри и снаружи. В это время клир поет псалом 69-й: "Боже, в помощь мою вонми". По окончании диакон возглашает: "Премудрость".

Чтец: "Числ чтение". Диакон: "Вонмем". Затем читается паримия из книги Чисел (10, 1 - 10):

"Рече Господь к Моисею, глаголя: сотвори себе две трубы серебряны, кованы..." Далее в паримии говорится: "И во днех веселия вашего, и в праздницех ваших, и в новомесячиях ваших вострубите трубами на всесожжения и на жертвы спасений ваших..." В этих священных трубах Церковь видит прообраз колоколов.

По окончании паримии поют или читают стихиры на глас 2-й: "Земли и прочим стихиям"; на глас 1-й: "Основание всея земли подвизаяй, Боже..."; на "Слава, и ныне" гласом 4-м: "Всяческая единою в начале собою непосредственне создавый, Господи, ныне же вся посредственне действуяй, гласом звона сего освященнаго всякое уныние с ленивством от сердец верных Твоих отжени, страх же Твой в них с благочестием вкорени и спешных на молитву, скорых же ко всякому благому делу Твоею; силою сотвори, избавляя нас от всех наветов вражиих; и невредных от злорастворенных воздухов заветрения соблюдая; молитвами Богородицы и всех святых Твоих, яко Един милосерд".

Затем, после возгласа диакона: "Премудрость" и пения лика: "Честнейшую Херувим", "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды), "Благослови" настоятель произносит обычный дневной отпуст.

 

 

Освящение новопостроенного или перестроенного храма


По окончании постройки новой церкви или капитального исправления существовавшей, после которого нужно освящение вновь, епархиальный архиерей лично или через местного благочинного освидетельствует храм и, если окажется, что все готово и устроено должным образом, то разрешает освящение и назначает день его.

Освящение церквей бывает двух родов: полное, изложенное в особом чинопоследовании - Требника (ч. 2, гл. 28, с. 60 об.) "Чин освящения храма от архиерея творимаго"; и неполное, состоящее в одном только водоосвящении и окроплении святою водою храма и произведенных в нем построек.

Полному освящению подлежат: а) вновь построенные или заново перестроенные церкви; б) церкви, оскверненные использованием их для небогослужебных целей; в) церкви, ранее используемые неправославными общинами; г) церкви,. в которых производилась поправка в алтаре с передвижением престола, или в которых, вследствие какого-либо несчастного случая, был поврежден престол.

Право освящения храмов принадлежит только, епископу. По правилам Вселенской Церкви, священнослужение в храме, не освященном от епископа, должно почитаться расколом и подлежит запрещению. В случае невозможности самому епископу освятить храм туда приносится антиминс, отдельно освященный епископом, и этот антиминс, положенный на престоле храма с установленным молитвословием, сообщает храму архиерейское освящение. Самое же освящение храма в последнем случае совершается местным благочинным или другим священником, уполномоченным епархиальным архиереем. При облачении престола в этом случае срачица обвязывается не крестообразно (как это делается при архиерейском освящении храма), а только кругом престола, как поясом. Относительно помазания Миром престола и стен при освящении храма иереем существует древняя традиция, согласно которой такое помазание от иерея полагается, но в Требниках, изданных после 1698 г., видимо, вследствие западных влияний это указание опущено, хотя никакого соборного постановления на этот счет не имеется.

Церковным уставом полное освящение храма позволяется не во всякое время. Так, например, нельзя освящать храмы в самый день, когда празднуется память того святого или того священного события, во имя или честь которого построена освящаемая церковь, чтобы не смешивать двух торжеств, т. е. службы, особо установленной на освящение храма, со службою храмовою в честь данного праздника. По этой же причине храмы в честь святых не должны освящаться в праздники Господские, Богородичные и великих святых "полиелейных".

Храмы во имя Воскресения Христова положено освящать только в воскресные дни, исключая недель: Четыредесятницы, Святой Пасхи, Пятидесятницы, Недели святых праотцев и Недели святых отец, а также тех воскресных дней, с которыми будут совпадать Богородичные праздники.

Построение и освящение храмов в честь Пресвятой Богородицы позволяется только с наименованием Богородичных двунадесятых праздников и икон Богородицы.

Неполному освящению подлежат церкви, в которых производилась перестройка, не затронувшая алтаря, или внутри алтаря, но без передвижения престола, а также церкви, оскверненные какою-либо нечистотою, нарушающею их святыню, или обагренные человеческой кровью.

 

 

Освящение храма архиереем. Великое освящение


Внешний вид древнего православного храма, увенчанного массивным куполом или главою, служит образом человеческого тела, которое есть "храм Бога живаго" (2 Кор. 6, 16) и одновременно - образом, иконой таинственного тела Церкви, Глава которой - Христос, а верующие - члены. Поэтому в чинопоследовании великого освящения храма есть священнодействия, сближающие его с таинствами Крещения, Миропомазания, Священства. Как и в этих таинствах, здесь употребляются вода, святое Миро, светильники; священнослужители облачаются в белые одежды, бывает круговое хождение. Через эти священнодействия храм, построенный человеческими руками из камня и дерева, обретает дух жизни, становится вместилищем святыни.

Накануне дня освящения в новосозданном храме совершается малая вечерня и всенощное бдение. Совершается служба обновлению храма, ибо храм из обыкновенного здания соделывается иным, новым, святым. Со службою обновления совершается служба "храма", т. е. тому, во чье имя построен храм. В Большом требнике указано какая служба должна быть накануне освящения храма, в тот или иной день и праздник годового круга.

Как малая вечерня, так и всенощное бдение служатся перед алтарем при запертых царских вратах и обычно при закрытой завесе алтаря.

К освящению храма необходимо устроить престол, который должен быть на четырех столпах, а если храм освящает архиерей, то посередине должен быть и пятый столп высотой 35 см с ящиком для положения в нем мощей. Престол должен быть высотой около 100 см, шириною по мере алтаря. Наверху престольных столпов делаются вместилища глубиною в 1 см для воскомастиха; на этих же столпах внизу, в 10 см от пола, следует сделать надрезы для утверждения вервия (веревки). Вокруг престольной доски также делаются надрезы и углубления в тех местах, где ее будет охватывать вервь. Кроме того, по четырем углам престольной доски просверливаются отверстия, соразмерные толщине гвоздей; вверху отверстие расширяется для того, чтобы шляпка гвоздя не выступала над поверхностью доски. Чтобы гвозди при вбивании вошли прямо, такие же отверстия просверливаются и в каждом столпе. Для утверждения престола требуется четыре гвоздя, а для жертвенника - сколько надобно; кроме того, надо приготовить четыре гладких камня, которыми будут забиты гвозди.

К освящению храма должны быть также приготовлены следующие вещи: срачица, надеваемая на престол, и другая - на жертвенник, вервие (веревка) длиной в 40 м, знаменующая узы, которыми был связан Господь, когда Его вели на суд первосвященников, верхнее одеяние престола и жертвенника - индития, изображающая славу престола Господня (индития закрывает престол до пола); илитон - четырехугольный плат, величиной с антиминс, изображающий пелену, которой был повит Господь по Рождестве Своем, и плащаницу, в которую праведный Иосиф Аримафейский обернул тело снятого со Креста Господа; антиминс, который освящается одновременно с храмом или заранее; пелены для покрытия престола и жертвенника; воздухи, платы для отирания престола; вода розовая, церковное вино; кропило; завеса для царских врат; святое миро и кисточка для помазания; четыре губки для отирания престола; губа для антиминса; губа для святой чаши; металлический ящичек для вложения святых мощей под престол; свечи большие выносные в подсвечниках и малые - для раздачи священнослужителям и мирянам; ладан росный и простой, хоругви. Двор вокруг церкви должен быть прибран и выметен.

Перед царскими вратами ставится стол, покрытый скатертью, поверх скатерти постилается пелена и полагаются: святое Евангелие, Крест, святые сосуды, лжица, копие, пелены, воздухи, вервие (веревка), одеяния на престол и на жертвенник, гвозди для укрепления престола, губы. Все это покрывается пеленою, и по углам стола поставляются четыре подсвечника. В том же храме перед образом Спасителя у царских врат поставляется аналой, на котором на дискосе, покрытом звездицей, полагаются святые мощи. Ставится столец в алтаре у горнего места, застилается пеленою и поставляется на него святое Миро, церковное вино, розовая вода в стеклянных сосудах, кисточка для помазания Миром, кропило, четыре камня для забивания гвоздей.

В самый день освящения, после ранней литургии, святые мощи износятся с благоговением в находящийся поблизости храм и там поставляются на престоле, на том месте, где обычно лежит Евангелие, а оно само поставляется к востоку, перед святыми мощами ставится подсвечник. Если же поблизости нет другого храма, то мощи остаются в освящаемом храме, на том же месте, т. е. у царских дверей, перед образом Спасителя, до положения их под престол.

Перед приездом архиерея составляется воскомастих. В его состав должны входить воск, мастих (его можно заменить белым ладаном), простой и росный ладан, сок алоэ (или белая смола, сера). Все эти вещества толкут в порошок. Затем в специальном сосуде на огне расплавляют сначала воск, а затем в растопленный воск полагают при помешивании все вышеперечисленные вещества. При этом надо опасаться, чтобы при вскипании смесь не перелилась через край. В полученный жидкий воскомастих можно добавить и другие благовония.

Так как при освящении храма всегда бывает кропление святою водою, то перед освящением храма сперва совершается молебен с водосвятием. Перед освящением воды бывает перезвон. Для водоосвящения начальствующий и прочие священники облачаются во все священнические одежды и берут свечи.

По окончании водоосвящения все священнослужители облачаются поверх одежд в особую срачицу - "запон", или лентион. Архиерей покрывается им спереди от груди до ног, концы его пропускаются подмышками и связываются на спине, и препоясывается поясом. Каждая рука архиерея тоже покрывается убрусом, который привязывается лентами. Сослужащие священники также поверх облачения надевают эти срачицы.

Согласно "Новой скрижали", где дается рисунок этого запона, архиерей опоясывается тремя поясами: около шеи, ради ума и в знамение подчинения Богу; вокруг груди, ради слова; вокруг чресл, ради чистоты и крепости.

Облачившись таким образом, священнослужители, взяв освященную воду в сосуде на подносе вместе с Крестом, а также стол со всем необходимым, вносят все это в алтарь через царские врата и поставляют стол справа. Архиерей, входя в алтарь, отдает посох у царских врат иподиакону и, молясь, осеняет сослужащих по обе стороны. В алтарь входят также священники и диаконы. Царские двери затворяются и все миряне выходят из алтаря.

Диакон подносит архиерею священную воду. Приняв кропило, архиерей окропляет святою водой столпы престола. Затем приносится кипящий воскомастих. Архиерей кропит его святою водою и, взяв сосуд с воскомастихом, возливает крестообразно его на столпы, обходя кругом; отдав воскомастих, вновь берет кропило и кропит святою водою столпы, чтобы воскомастих скорее остыл, а священники с этой же целью дуют на столпы. Воскомастих (мастика) изображает благовонную мазь, которой Никодим и Иосиф Аримафейский помазали Тело Спасителя, снятого со Креста. Потом архиерей гласно читает молитву: "Господи Боже Спасителю наш...", в которой просит Господа о даровании неосужденно освятить новый храм. После этого священнослужители приносят доску на верх престола. Архиерей кропит ее с обеих сторон, и она полагается на престольных столпах. При этом поется 144-й псалом: "Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю Имя Твое в век и в век века..."

По окончании псалма возглашает архиерей: "Благословен Бог наш..." Когда воскомастих остывает, поется псалом 22-й: "Господь пасет мя, и ничто же мя лишит; на месте злачне тамо всели мя, на воде покойневоспита мя, душу мою обрати, наставн мя на стези правды, Имени ради Своего...".

После этого архиерей опять произносит "Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков". Священнослужители - "Аминь". Приносят четыре гвоздя, и архиерей окропляет их. Затем он влагает их в заготовленные отверстия в доске престола. Четырьмя камнями архиерей с помощью священнослужителей прибивает доску к столпам престола, утверждает святую трапезу. Это действие напоминает пригвождение Господа нашего Иисуса Христа четырьмя гвоздями ко Кресту. Камни, освященные таким употреблением, обычно, полагаются под престол. Вбитые в престол гвозди заливают воскомастихом, и по остывании последнего эти места сглаживаются ножами, если воскомастих выступает над поверхностью. В то же время открываются впервые царские врата, чтобы верные могли видеть начало созидания храма.

Перед царскими вратами постилается ковер и полагается возглавие (орлец). Протодиакон возглашает: "Паки и паки, преклонше колена, Господу помолимся". Архиерей, выйдя из алтаря, при пении трижды внутри алтаря священниками "Господи, помилуй", преклоняет колени и лицом к народу читает молитву велегласно: "Боже безначальный...", в которой взывает ко Господу, живущему в неприступном свете, имеющему престолом небо, подножием землю. Который дал начертание Моисею для скинии, Соломону же широту сердца для устроения храма, а святым апостолам благодать нового служения, в духе и истине, и через них распространил Свои церкви по вселенной для принесения Бескровной Жертвы, в Славе Своей и Единородного Сына и Святого Духа, - молит: да не возгнушается ныне наших грехов и не разрушит с нами Своего Завета, но ниспошлет Духа Своего Святого в освящение храма, и исполнит место селения Своей Славы, украсит божественными дарованиями и сделает пристанищем немощных и прогнанием бесов. Он молит также о том, чтобы день и ночь были открыты уши Господни к молящимся в этом храме, со страхом и благоговением, исполняя наверху просимое внизу, и чтобы этот новозаветный жертвенник прославился более ветхозаветного, Бескровные Жертвы, возносясь от него к мысленному Пренебесному Жертвеннику, приносили бы нам благодать свыше, ибо дерзаем не на служение рук наших, но на неизреченную благость Божию.

По окончании молитвы, в которой участвовал и народ, архиерей встает и идет в алтарь ко святой трапезе, и царские врата затворяются.

Протодиакон внутри алтаря произносит великую ектению с дополнительными прошениями о храме. После возгласа: "Яко свят еси, Боже наш, Иже на пострадавших по Тебе честных мученицех почиваеши...", - священники произносят: "Аминь". Потом приносится возливальник с теплою водою, красное вино и розовая вода (родостамна). Архиерей, преклонив голову, сперва произносит молитву над водой и вином тайно, испрашивая на нее благословение Йорданово, и возливает на престол трижды как при крещении, произнося: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь". При смывании престола обыкновенно употребляется и мыло. Приносят четыре плата. Архиерей, освятив их святою водою и взяв один плат, прочие велит взять сослужащим. Этими платами отирают престол при пении псалма 83-го: "Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил...". Затем архиерей славословит Господа, произнося: "Слава Богу нашему во веки веков", - священники возглашают: "Аминь". Поскольку на освящаемом престоле должна возобновляться Голгофская жертва, а Голгофа омыта кровью и водой, истекшими из ребра Спасителя, то вино, соединенное с розовою водою, крестообразно возливается на престол, сообщает ему чистоту и благоухание, свойственные святыне. Тем же смешением вина с розовой водою кропятся и освящаемые антиминсы. Над антиминсом совершаются те же священнодействия и потому он, освященный архиереем, заменяет освящение престола. Антиминсы, сделанные из материи, омывают не полностью, а лишь поливают из опасения повредить напечатанное на них изображение и надпись. При всяком окроплении архиерей произносит слова 50-го псалма: "Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся". После окропления престола и антиминсов архиерей произносит и следующие стихи 50-го псалма: "Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя..." и т. д. до конца.

Затем приносят губы, и архиерей с сослужащими отирают ими престол. Омовение не только очищает святой престол, но и знаменует его высочайшее духовное значение. Омовение водою - знак духовного очищения, возлияние розовой воды напоминает о том мире, которое принесли жены к гробу Христа, красное вино - образ крови Спасителя, пролитой на Голгофе, которая прообразовала все христианские жертвенники.

Теперь архиерей приступает к помазанию престола святым Миром. Вначале он возглашает: "Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков", священники: "Аминь". Приносится сосуд со святым Миром. Сперва, взяв кисточку, архиерей изображает кресты в трех местах на поверхности трапезы, обозначая те места, где во время литургии будут стоять Евангелие, дискос и чаша; потом изображает по три креста на каждой стороне престола, чтобы освятить его отовсюду, и, наконец, трижды крестообразно помазует антиминс. При этом диакон, знаменуя важность совершаемого действия, возглашает: "Вонмем", а святитель, изображая цель освящения и выражая восторг духовного помазания, восклицает: "Аллилуйа" (трижды). Хор поет: "Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе; яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его яко роса аермонская, сходящая на горы сионские; яко тамо заповеда Господь благословение, и живот до века". Потом архиерей говорит: "Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков", священники - "Аминь". Антиминс временно полагают на блюдо.

Как после Крещения и Миропомазания человек облекается в белые одежды, так и престол облачается после омовения и помазания святым Миром. Облачение престола совершается сообразно с двояким его значением: гроба Господня и престола Божия - мест присутствия Господа. Сначала священники приносят срачицу, знаменующую плащаницу, которою было обвито тело Иисусово. Она окропляется святой водой с обеих сторон и надевается священниками на святую трапезу. Потом приносится вервие, окропляется святой водой, и священники обвязывают ею престол, во образ уз Господних, в которых Он пришел на суд к первосвященникам - Анне и Каиафе. Архиерей со священниками обвязывают престол таким образом, что на каждой стороне престола образуется крест из вервия. От правой стороны, у первого столпа, архиерей держит конец верви (ее длина около 40 м), идут по верви кругом до второго столпа (против часовой стрелки) к востоку; от второго же столпа (вервь) сносится на низ, к третьему столпу, и идет по низу до четвертого столпа; от четвертого столпа вервь поднимается к первому столпу и связывается с концом, который держит архиерей, затем вновь сносится вниз, ко второму столпу, и идет низом до третьего столпа; затем поднимается вверх, к четвертому столпу; от четвертого столпа сносится вниз, к первому столпу, и образует крест спереди престола. От первого столпа по низу идет до второго столпа; от второго же столпа поднимается вверх, к третьему столпу, и образует крест позади престола. От третьего же столпа вервь сносится вниз, к четвертому столпу, и образует крест с левой стороны престола. От четвертого же столпа идет по низу до первого столпа и поднимается вверх, ко второму столпу, образуя крест с правой (южной) стороны престола. Затем вервь обматывается вокруг престола по верху так, чтобы было три витка верви по верху, и связывается с концом верви у первого столпа.

Для того, чтобы вервь не спадала при обвязывании, на столпах делаются надрезы. На это требуется довольно продолжительное время; хор поет псалом 131-й: "Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его..." По окончании архиерей возглашает: "Слава Богу нашему во веки веков". Затем священники приносят верхнее одеяние престола, индитию, как бы ризу пресвитерскую, изображающую своим блеском сияние Славы Божией. После окропления святой водой ее возлагают на престол. Потом полагают на него илитон, изображающий сударь (головную повязку), которым была обвита глава Иисуса Христа во гробе. На илитон возлагают антиминс, рядом - предварительно окропленные святой водой Евангелие и Крест и покрывают все это пеленой. Хор поет псалом 92-й: "Господь воцарися, в лепоту облечеся...".

Затем украшается жертвенник. Архиерей, повелевая начальствующему священнику украшать предложение, возглашает: "Благословен Бог наш". Но жертвенник не освящается подобно престолу, ибо на нем происходит лишь приготовление жертвы, а не совершение ее. Одежды, в которые облачается жертвенник, окропляются святой водой. Затем на жертвенник ставятся священные сосуды, после чего он покрывается пеленой.

Архиерей и сослужащие священники снимают запоны и отворяют царские врата. Архиерею подается кадило, и он с предходящим диаконом со свечой кадит вокруг престола, жертвенник и весь алтарь. Предстоятель кропит престол, жертвенник и весь алтарь святой водой при пении псалма 25-го: "Суди ми. Господи, яко аз незлобою моею ходих; и на Господа уповая не изнемогу..." Затем архиерей в сопровождении двух старших пресвитеров выходит царскими вратами в церковь. Один из священников окропляет стены храма святой водой, а другой помазует святым Миром крестообразно четыре стены храма, начиная над Горним местом в алтаре и далее над вратами западными, южными и северными.

После этого диакон произносит малую ектению, а архиерей, сняв митру и обратясь к освященному престолу, велегласно молит Господа неба и земли, основавшего неизреченною Премудростию Святую Церковь и установившего на земле чин священства, по подобию ангельского служения на небесах - принять молитву недостойных рабов, по превосходству Своей благости, знамением которой было послание Сына воплотившегося для спасения рода человеческого и излияние Святого Духа, которым апостолы утвердили Церковь и передали ей таинства. Уповая на это, он испрашивает новому храму и жертвеннику исполнение Славы Господней, и служащим неосужденное приношение Бескровной Жертвы за грехи людей.

Когда же все верные по возгласу диакона преклонят главы, святитель втайне благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него (архиерея) от апостолов и, продолжая молитву, просит, чтобы на этом жертвеннике таинственно предлагались Тело и Кровь Христовы ко спасению всех людей, в заключение громко возглашая славу имени Пресвятой Троицы.

После этого архиерей сам зажигает принесенную ему свечу и ставит ее на Горнем месте, возле престола, как бы в самой глубине востока, откуда должен изливаться духовный свет - на всю просвещаемую церковь. Он раздает Евангелие, Крест и иконы пресвитерам в алтаре, мирянам же - свечи и хоругви на амвоне и, взяв посох и возгласив: "С миром изыдем", следует торжественным крестным ходом из храма. Хор, идя за хоругвями, поет (дается перевод на русский): "Церковь Твоя, Христе Боже, украсившаяся во всем мире Кровию мучеников Твоих, как пурпуром и багряницею, устами их вопиет к Тебе: ниспосли людям Твоим щедроты, даруй мир Твоему жилищу и душам нашим велию милость".

"Как начатки существ Создателю всех творений, вселенная приносит Тебе, Господи, богоносных мучеников: Многомилостивый, молитвами их и Богородицы сохраняй в глубоком мире церковь, Свое жилище".

На голову архиерей возлагает дискос с лежащим на нем антиминсом, покрытым звездицею. Начинается торжественное шествие за святыми мощами, лежащими в соседнем освященном храме. Богу построен жертвенник (престол), но он не утвержден, пока не положены в его основание нетленные частицы святых мощей, ибо на костях мучеников утвердилась Вселенская Церковь в века кровавых гонений, и над их гробами были созданы первые христианские святилища. Церковь, ликующая, не забывает бедствий, постигших ее на протяжении всей ее истории, и, как воин, украшается своими ранами. Она внемлет Откровению святого Иоанна Богослова, видевшего в духе на небесах, перед лицом Божиим, алтарь и под ним души убиенных за слово Божие и исповедание веры, и хочет подражать на земле этому небесному видению.

В ближайшем храме приготовлены святые мощи, и дискос, на котором они лежат, покрытый воздухом, поставлен на престоле в ожидании прихода за ними архиерея. Он входит в алтарь без посоха и возглашает на малую ектению диакона: "Яко Свят еси Боже наш, иже на пострадавших по Тебе честных мученицех почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков". Хор - "Аминь", протодиакон - "Господу помолимся", хор - "Господи, помилуй". Архиерей, сняв митру, творит молитву ко Господу, верному в словесах Своих и неложному в обещаниях, Который даровал святым Своим мученикам подвизаться добрым подвигом, совершить течение благочестия и сохранить веру истинного исповедания, чтобы и недостойным рабам Своим Он дал участие в наследии с ними и сделал благими их подражателями.

После возгласа "Милостию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего..." и другой тайной молитвы и возгласа "Буди держава Царствия Твоего...", покадив святым мощам фимиамом, он поднимает дискос, на котором они лежат, на свою голову и, поддерживаемый пресвитерами, в сопровождении всего духовного собора, при: пении указанного в Требнике тропаря и трех ирмосов, идет к новоосвящаемому храму и торжественно обходит его крестным ходом. При этом один из пресвитеров помазывает стены храма святым миром, а другой окропляет их святой водой. Если мощи уже лежали в освящаемом храме перед образом Спасителя, то архиерей совершает все молитвословия в храме (в это время иподиаконы держат над ними рипиды), а затем совершает с ними обхождение вокруг церкви. Достигнув западных врат храма, хор поет первые два гимна, которые звучат в храме при совершении таинства Хиротонии и при браковенчании: "Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим" (дважды.).

"Слава Тебе, Христе Боже, апостолов, похвале, мучеников веселие, их же проповедь Троица Единосущная".

После этого певчие входят в храм и затворяют двери его. Святитель же со всем собором остается вне, снимает со своей головы дискос со святыми мощами и поставляет его на стол с четырьмя возжженными свечами по углам и поклоняется трижды. Диаконы держат рипиды над мощами. Архиерей надевает митру и осеняет священнослужителей на обе стороны дикирием и трикирием, затем возглашает: "Благословен еси, Христе, Боже наш, всегда...", хор в храме - "Аминь". Совершается один из самых возвышенных обрядов нашей Церкви. Подобно тому, как при таинственном вознесении Господа, когда открылись Ему небесные врата, ангелы, видя Его во образе человеческом, недоумевали: кто есть этот Царь славы? Подобно этому архиерей, благословив Имя Христа Бога, как бы от лица Его, взывает к закрытым вратам. "Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы!" Изнутри закрытого храма ему тихо отвечает хор, как бы из глубины неба: "Кто есть сей Царь славы?" Архиерей кадит дискос с мощами трижды по трижды, а также Евангелие, Крест, иконы и священнослужителей на обе стороны.

И снова архиерей взывает: "Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы", и хор вновь вопрошает: "Кто есть сей Царь славы?" Протодиакон возглашает: "Господу помолимся". Певчие: "Господи, помилуй". И тогда святитель громко читает молитву, в которой умоляет Бога, Отца Господа Иисуса Христа, через воплощение Сына Своего, даровавшего нам вход в Небесную ликующую Церковь, призреть и на обновление этого храма, созидаемого по образу нас самих, то есть живой Церкви, членов Тела Христова, и утвердить его до конца века для приношения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. После возгласа "Яко Свят еси, Боже наш...", хор - "Аминь", архиерей - "Мир всем", протодиакон - "Главы ваша Господеви приклоните", хор - "Тебе, Господи". Архиерей тайно читает молитву входа, в которой молит о том, чтобы вместе с входом священнослужителей вошли и святые ангелы во врата храма, перед которыми знаменует крест, положенными на дискосе святыми мощами, и после возгласа "Яко подобает Тебе всякая слава..." громко восклицает в ответ на прозвучавший ранее вопрос: "Господь сил, той есть Царь славы!".

Когда лики повторяют эти таинственные слова внутри храма, открываются двери Господу сил, и святитель шествует прямо в алтарь, где поставляет дискос на престол. Хор поет при этом тропарь: "Яко же вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту святаго селения Славы Твоея, Господи...". Архиерей кадит фимиамом и, помазав святые мощи Миром, влагает их в ковчежец с благовонной мастикой. Ковчежец ставится на столбец под серединой престола, так называемое основание. Святое Евангелие возлагается на антиминс. Архиерей влагает частицы святых мощей, положенные в особый мешочек, в антиминс и укрепляет их воскомастихом, затем кадит им трижды по трижды, а хор в это время поет тропарь "Иже во всем мире мученик Твоих...", "Слава, и ныне", кондак "Яко начатки естества...", малая ектения, протодиакон - "Господу помолимся", духовенство - "Господи, помилуй", и епископ читает молитву, в которой обращается к Богу, даровавшему эту славу пострадавшим за Него мученикам, чтобы сеялись по всей земле их мощи в основании храмов, произращая плоды исцелений, да молитвами их и в возмездие за их страдания дарует нам спасение. Архиерей возглашает "Яко Твое есть Царство...", священнослужители - "Аминь".

Так некогда Соломон, соорудив великолепный храм Богу Израилеву на высотах Иерусалима, с левитами и жрецами взошел на гору Сион, в город отца своего. Там из древней пустынной скинии подняли они ковчег Завета, устроенный Моисеем, и при пении псалмов Давидовых, прообразовавших это духовное торжество, с принесением бесчисленных жертв, внесли неприступную святыню, залог Завета Божия с Израилем вовнутрь храма, в Святое Святых, под крылья херувимов. И внезапно весь храм наполнился облаком Славы Господней, светом нестерпимым для самих левитов, так что оставили они свои жертвы, а Соломон воззвал перед всем народом к Богу отцов своих.

По возглашении диакона "Паки и паки, преклонше колена, Господу помолимся!" архиерей со всем народом преклоняет колени и молит Господа, Творца света, обновившего нас через Сына Своего, по благодати Святого Духа, и благоволившего издревле обновлять Свое творение образами Нового Завета в синайской скинии и храме Соломонове: воззреть милостиво на рабов Своих в новом жилище Своей Славы и обновить их Духом Святым, даровать православным победы, священникам мир и единомыслие, благочестивым же строителям храма спасение и оставление грехов и дары духовные для поклонения Единому Богу и Господу Иисусу Христу, молитвами Богородицы и всех святых.

После этой молитвы бывает ектения: "Заступи, спаси, помилуй". По окончании ее архиерей, взяв честный Крест и став на амвоне посреди церкви, осеняет им по трижды на четыре стороны: на восток, на север, на запад и на юг. Диакон при этом кадит Крест, а хор поет: "Господи, помилуй" по три раза. Архиерей говорит отпуст. Затем все прикладываются к честному Кресту и бывает окропление всех. В это время певчие поют многолетие Патриарху. После этого начинается чтение часов, а затем совершается первая литургия. В новоосвященном храме службы обычно совершают семь дней подряд.

 

 

Освящение архиереем одних антиминсов


Когда архиерей освящает не сам храм, а только один или несколько антиминсов, то в день освящения перед литургией священник приносит приготовленные для освящения антиминсы со вшитыми в них посреди верхнего края мешочками для положения святых мощей. Антиминсы полагают на блюдо и ставят на святой трапезе (престоле) поверх индитии на том месте, где обычно лежит Евангелие, Евангелие же ставится на то место, куда оно обычно поставляется по прочтении его на литургии. Частицы святых мощей, число которых должно быть равно числу освящаемых антиминсов, полагаются на дискосе, который покрывается звездицею и покровцем и ставится на жертвенник, где над ним возжигают две свечи.

Потом приходит архиерей и облачается на обычном месте во все священные одежды, а поверх них возлагается особый белый хитон (запон). Затем архиерей идет в сопровождении священников в алтарь через царские двери. Архиерей перед престолом молится над антиминсами, читая молитву: "Господи Боже Спасителю наш...". Затем перед царскими вратами постилается ковер, и на нем полагается возглавие, на которое архиерей преклоняет колена. Протодиакон возглашает: "Паки и паки, преклонше колена, Господу помолимся".

При коленопреклонении всех архиерей читает молитву: "Боже безначальный...". Это те же две молитвы, которые читаются при освящении храма. По прочтении их архиерей идет в алтарь к престолу, и царские врата затворяются.

Священнослужитель ставит на приготовленном столе, справа от престола, три стеклянных сосуда (стакана) - один с красным вином, другой с розовой водой и третий пустой. В пустой сосуд архиерей вливает вино и розовую воду. Эта смесь красного вина и розовой воды называется родостамной.

Протодиакон произносит в алтаре великую ектению. По окончании ее архиерей, преклонив голову, читает молитву над родостамной: "Господи Боже наш..." и знаменует ее трижды. Затем он трижды крестообразно поливает родостамной антиминсы (обычно совершается троекратное окропление), произнося: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь" и "Окропиши мя иссопом и очищуся..." и далее этот псалом до конца.

Затем возглашает: "Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков" и помазует их святым Миром. При этом диакон произносит: "Вонмем", а архиерей: "Аллилуйа" (трижды). На каждом антиминсе архиерей делает три креста кисточкой, обмакнутой во святое Миро: один посредине и два по обе стороны. В это время поется псалом 132-й: "Се, что добро или что красно..." Архиерей после помазания Миром произносит: "Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки". Если освящается много антиминсов, то все вышеупомянутое совершается над каждым из них. И при помазании их Миром, кроме 132-го псалма, читается или поется псалом 131-й: "Помяни, Господи, Давида и всю кротость его..."

С архиерея снимают запон и он идет за святыми мощами к жертвеннику в сопровождении священников и диаконов. Там он читает все те молитвы, которые читает архиерей при перенесении мощей в чине освящения храма. Затем, взяв на голову дискос со святыми мощами, архиерей идет с ними от жертвенника, через северные двери, с возжженными лампадами и с рипидами, при пении тропаря: "Иже на камене веры..." и трех ирмосов, и так доходит он по солее до закрытых царских врат. Здесь останавливается и, обратившись лицом к царским вратам, велегласно возглашает: "Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы, Господь сил, Той есть Царь славы". При словах: "Господь сил..." и т. д. врата отворяются. Архиерей входит внутрь алтаря и обходит вокруг престола дважды, поя первый раз: "Святии мученицы...", во второй обход: "Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале..." И поставляет дискос со святыми мощами на престол. Взяв кадильницу, архиерей обходит вокруг престола, кадя его со стоящими на нем святыми мощами, читая до конца псалом 25-й "Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих..."

Затем архиерей читает молитву: "Господи небесе и земли, Иже Святую Твою Церковь неизреченно премудростию основавый...", и вторую молитву: "Благодарим Тя, Господи, Боже сил, яко юже излиял еси благодать на святыя Твоя апостолы...". По прочтении их архиерей снимает с дискоса воздух и звездицу, берет воскомастих и влагает его в мешочек на антиминсе, в воскомастих полагает частицу святых мощей, поливает мощи святым миром и скрепляет их с воскомастихом. Диакон возглашает: "Господу помолимся", и архиерей читает молитву: "Господи Боже наш, и сию славу...". После этой молитвы архиерей "извлачается обязания" перед святым престолом. Потом возглашает: "С миром изыдем" и выходит из алтаря, и становится на свое обычное место. После этого начинаются часы и Божественная литургия по чину.

 

 

Освящение храма священником


При освящении храма священником совершаются почти те же (за небольшим исключением) священнодействия, какие бывают при освящении храма архиереем.

Накануне освящения в новосозданном храме перед алтарем совершается малая вечерня и всенощное бдение. Перед царскими вратами ставится стол, покрытый поверх скатерти пеленою, и на нем полагаются: святое Евангелие, честный Крест, священные сосуды, лжица, копие, покровцы, воздухи, пелены, вервь для обвязывания престола, гвозди, губы, одежды на престол и жертвенник, и по углам стола четыре возжженные свечи в подсвечниках. Перед образом Спасителя, у царских врат, ставится на аналое дискос с освященным антиминсом, покрытый звездицей и воздухом (покровом); перед ним возжигается свеча. В алтаре на особом столе у Горнего места полагаются кропило и камни (для забивания гвоздей).

В день освящения, так же как и при освящении храма архиереем, перед поздней литургией совершается малое водоосвящение. Священнослужители облачаются во все присущие их сану одежды. После водоосвящения' священники поверх одежд надевают запоны. Затем они берут воду в сосуде на подносе, Крест и стол со всем, что требуется для освящения, вносят через царские врата в алтарь и ставят справа от престола. Царские врата после этого затворяются.

Священнослужители приступают к утверждению престола. При этом начальствующий священник не произносит тех молитв, которые читает архиерей при устроении престола, так как они были произнесены им при освящении антиминса.

Священники берут доску престола, предстоятель, ничего не произнося, окропляет ее с обеих сторон, затем окропляет столпы престола. Доска полагается на четырех столпах при пении псалма 144-го: "Вознесу Тя, Боже мой..." Затем на углах доски в проверченные для гвоздей гнездышки столпов вливается воскомастих, и поверхность его заравнивается ножами. Приносятся четыре гвоздя, полагаются на престоле, окропляются и влагаются в просверленные отверстия. При этом поется псалом 22-й: "Господь пасет мя..." Потом приносят четыре камня, которыми после окропления их священнослужители забивают гвозди в столпы престола.

Теперь начинается омовение престола. Приносится возливальник с теплой водой, и священнослужители омывают ею трапезу и отирают ее. Налитую на престол воду иереи растирают руками, а потом - мылом. Потом снова возливают воду, смывают мыло и вытирают престол полотенцами. Затем приносят красное вино, розовую воду и губки и, по окроплении их святою водой, предстоятель выливает вино и воду в сосуд, и из него крестообразно льет на середину престола и по сторонам его. Священники вместе с ним растирают влагу руками и отирают губками досуха. При этом поется псалом 83-й: "Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил...".

Начинается облачение престола в срачицу и индитию. Сначала срачица окропляется с обеих сторон и возлагается на престол. Затем предварительно окропленным вервием (веревкой) обвязывают, как поясом, престол (не крестообразно, как при освящении архиереем). Предстоятель держит в руке конец вервия и после троекратного опоясывания престола завязывает узел у правого столпа престола. При надевании срачицы и опоясывании поется псалом 131-й: "Помяни, Господи, Давида и всю кротость его...". Потом на престол надевается окропленная святой водой индития при пении псалма 92-го: "Господь воцарися..." На престол полагаются святое Евангелие и Крест.

После облачения престола украшают одеждами жертвенник, которые сперва окропляют святой водою. На жертвенник поставляются священные сосуды. По окроплении святой водой жертвенник, как и престол, покрывается пеленой.

Затем священники снимают запоны и отворяют царские двери. Предстоятель кропит алтарь и весь храм святой водой и кадит алтарь и храм при пении псалма 25-го: "Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих..." При освящении храма священником стены также помазываются Миром. Для этого начальствующий входит в алтарь. Ему подносят подсвечник с невозжженной новой свечой. Он сам возжигает ее и ставит на Горнем месте возле престола. Затем начальствующий произносит: "С миром изыдем", и берут иконы, как обыкновенно на крестном ходе. Предстоятель, совершив каждение освященного антиминса, лежащего у образа Спасителя на столе на дискосе, покрытом звездицей и покровом, берет его на голову и, предшествуемый крестным ходом, обходит вокруг храма. Второй иерей, следуя позади, помазует стены храма святым Миром и окропляет их святой водой. Певцы, участвующие в крестном ходе, поют тропари: "Иже на камене веры...", "Святии мученицы...", "Слава Тебе, Христе Боже...".

Придя к западным вратам храма, Предстоятель снимает с головы своей дискос и поставляет его на стол перед входными вратами, на котором по углам стоят четыре свечи Обратясь к востоку, он говорит: "Благословен еси, Христе Боже наш, всегда, ныне и присно и во веки веков". Войдя внутрь храма, певчие отвечают: "Аминь". Предстоятель возглашает: "Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы". Певчие поют, вопрошая: "Кто есть Царь славы?" Протодиакон говорит: "Господу помолимся", - певчие: "Господи, помилуй". Предстоятель читает вслух молитву: "Боже и Отче Господа нашего...", и при коленопреклонении всех тайно читает молитву входа: "Владыко Господи, Боже наш..." (Обе эти молитвы те же, что читаются при освящении храма архиереем.) После прочтения молитвы входа Предстоятель отвечает на вопрос хора, возглашая: "Господь сил, Той есть Царь славы". Певцы повторяют эти слова. Предстоятель опять говорит: "Господь сил, Той есть Царь славы" и знаменует крестообразно врата храма антиминсом (на дискосе) w святыми мощами. Двери отворяются, и он входит в храм под пение тропаря: "Яко же вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту святаго селения Славы Твоея, Господи". Предстоятель входит с антиминсом в алтарь и полагает его на престол, а на него полагает святое Евангелие. Покадив, по возглашении диакона: "Паки и паки, преклонше колена, Господу помолимся" читает молитву с коленопреклонением всех: "Господи, Боже наш, Иже тварь единым словом создавый...". После этой молитвы бывает ектения: "Заступи, спаси, помилуй...". После возгласа "Яко свят еси..." - начальствующий, взяв Крест и став посреди храма, осеняет им по трижды на каждую сторону. Диакон кадит честный Крест при осенений и возглашает: "Господу помолимся", - хор двенадцать раз поет "Господи, помилуй". Предстоятель, а за ним остальные священнослужители целуют честный Крест.

Затем ко Кресту прикладываются все верующие, а Предстоятель окропляет всех святой водой. После этого начинаются часы, а затем бывает Божественная литургия по чину.

 

 

Малое освящение храма


Если во время ремонта или незначительной перестройки храма престол не был передвинут или поврежден, то достаточно совершить малый чин освящения, в котором священнослужитель только окропляет престол и его одежды. Для этого обычно совершают молебное пение тому, во имя кого построен храм, т. е. поется канон храмового праздника. Молебен обычно бывает посреди храма. Здесь совершается малое освящение воды, после которого читают две молитвы на "обновление храма". Первая из них: "Господи Боже наш..." - та же самая, которая читается при первоначальном освящении храма. Затем Предстоятель окропляет святой водой престол со всех сторон, весь алтарь, иконостас и весь храм, а другой священнослужитель при этом кадит. По окроплении и каждении храма возглашается "Премудрость" и поется многолетие. После этого читаются часы и совершается литургия по уставу.

Этот чин малого освящения храма совершается и после того, как вследствие тяжелых обстоятельств (пожара, землетрясения и пр.) руки непосвященных касались престола, священных сосудов и одежд. Однако при этом читаются особые молитвы, положенные в Требнике на "отверзение храма, осквернившагося от языков, еще же и от еретиков". Особая молитва "на отверзение храма" читается после того, как в храме скоропостижно умер человек или была пролита кровь в результате несчастного случая или насилия. Эта же молитва читается священником при входе в церковь прежде обычных молитвословий, если ему стало известно, что храм осквернен рождением или смертью животного. При упразднении и закрытии церкви особого чина не положено. Требуется только, чтобы вся освященная утварь была перенесена в другой храм и не подверглась поруганию.

 

 

Освящение церковных вещей и принадлежностей


Вещи и принадлежности храма могут быть освящены и отдельно от освящения всего храма, когда они поступают в церковное употребление. Такие чины совершаются при освящении служебных сосудов всех вместе или особо: дискоса, чаши, звездицы, лжицы, покровов, а также - кивота для Святых Даров, илитона, индитии, священнических одежд, Креста, икон - Святой Троицы, Христа Спасителя, Богородицы и других, сосудов церковных - кадильницы, анафорного блюда, кивота для мощей и пр.

Освящение совершается в храме. Перед царскими вратами поставляется покрытый стол, на котором полагаются предметы, предназначаемые к освящению. Священник в епитрахили и фелони выходит из алтаря царскими вратами с кадильницей. Окадив крестообразно освящаемые вещи, он начинает возгласом: "Благословен Бог наш...", затем читается: "Царю Небесный", Трисвятое, "Отче наш", "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава, и ныне", "Приидите, поклонимся..." (трижды}, а при освящении каждого рода вещей - особый псалом. Так, при освящении сосудов - псалом 22-й, кивота - 131-й, илитона - 110-й, священнических одежд - 132-й, индитии - 92-й, церковных сосудов - 25-й, иконы Святой Троицы - 66-й, Спасителя - 88-й, Богородицы - 44-й, святых - 138-й. После псалма или нескольких псалмов, как при освящении креста - 131-го, 59-го и 98-го - произносится: "Слава, и ныне", "Аллилуйа" (трижды) и священник при каждом освящении читает особую молитву тайно при главопреклонении всех. Затем кропит святой водой сосуды или одежды, произнося: "Освящается (название предмета)... сей (сия) благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея священный во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь". После этого при освящении икон поются тропари и кондаки в честь изображенного на иконе (праздника или святого). Затем бывает отпуст. На освящение Евангелия молитв не положено, ибо оно свято как Слово Божие. Однако освящается вновь сделанный или поновленный оклад (переплет) к нему по чину освящения икон Спасителя и святых.

Для освящения срачицы на престол и обвития ее новою вервию не при освящении храма особого чина не положено. Срачица освящается по чину, который положен при освящении индитии, но с тем отличием, что при освящении срачицы не читается псалом 92-й: "Господь воцарися, в лепоту облечеся..," положенный в чине освящения индитии, а псалом 131-й: "Помяни, Господи, Давида и всю кротость его", который поется при надевании срачицы на престол во время освящения всего храма. Обвитие престола вервию после облачения его в новую срачицу совершается просто опоясыванием, как указано при освящении храма священником, хотя бы прежде при освящении храма архиереем престол был обвит крестообразно. На положение новой срачицы и обвитие престола вервию испрашивается благословение архиерея.

Заказ треб на Святой Земле


Поминовение на Божественной Литургии
Водосвятный молебен
Молебен о здравии
Молитва об упокоении
Молитва о здравии
Свеча о упокоении
Свеча о здравии
Сорокоуст о упокоении
Сорокоуст о здравии
Панихида