Церковь и приход


В церкви. Богданов-Бельский Н.П.

1. Спор вокруг Устава, принятого IX Всеамериканским cобором в 1955 г., есть спор не «технический», а глубоко принципиальный. В нем затронуты первоосновы устройства и жизни Церкви. И даже та страстность, с которой он ведется, показывает, что в нем сталкиваются не просто две различные «практические» установки, а два понимания церковной структуры, церковного канонического устроения. В Церкви — живом и растущем организме — есть место спорам, исканию истины, правильного ответа на выдвигаемые жизнью вопросы. Но такой спор может быть плодотворен и полезен, только если спорящие стороны безоговорочно принимают как общую почву и исходный принцип вечное и неизменное учение Церкви, выраженное в ее догматах и канонах. Догматы и каноны не подлежат пересмотру, такой «пересмотр» означал бы простое выпадение из Церкви, отказ от Православия. Мы хотели бы, чтобы те, кто спорит об Уставе, помнили это, поняли всю ответственность, лежащую на них. Повторяем: речь идет о том, оставаться ли нам православными или же под именем «православия» нарастает уже нечто чуждое Церкви, то есть фактически измена Православию, делающая бессмысленными и беспредметными все споры о церковном устройстве.

 

2. Спор об Уставе сосредоточивается почти исключительно вокруг вопроса о приходе, его возглавлении, устройстве и управлении. В нем определились с достаточной ясностью несколько, так сказать, «невралгических» пунктов, требующих уяснения. Задача настоящей записки — кратко проанализировать те из них, в которых уже вполне определенно обрисовывается открытый отход от основных начал православного канонического и догматического предания. Мы говорим «и догматического», потому что, вопреки распространенному противоположению «догматического» «административному», Церковь всегда и неизменно считала всю канонически-административную сферу неотъемлемой частью своего догматического предания. Устройство Церкви и ее «администрация» всецело определены верой Церкви, то есть ее учением о самой себе. Поэтому считать, что вера Церкви сохраняется, даже если устройство ее — епархиальное, приходское и т. д. — строится по новым, чисто мирским административным или юридическим нормам, — неверно. В настоящей записке мы не касаемся вопроса об ответственности за то положение, которым часто оправдывают необходимость новых форм и норм. Это большой и сложный вопрос. Но, чья бы ни была ответственность, какова бы ни была новизна ситуации, основные начала церковного устройства не могут зависеть от них. И те пункты, которые мы перечисляем ниже, суть столь основоположные, что всякий отход от канонического и исконного их понимания равносилен, как уже сказано, отходу от православного предания.

3. Первым таким пунктом надо признать вопрос о связи прихода с епархиальной и вообще общецерковной властью. Практически это вопрос о так называемых «независимых приходах» или же о приходах, которые форму этой связи устанавливают самолично, своими уставами. Общая тенденция сводится здесь к утверждению, что исконное церковное понимание прихода как части более обширного организма — епархии, Церкви — противоречит американским законам, особенно же законам о корпорациях. Приход «инкорпорируется»[1] по законам своего штата, и это же делает его поневоле административно независимым и самоуправляющимся. Но всякому мало-мальски знакомому с американским законодательством вообще и с законодательством о религии в частности очевидно, что это часто повторяющееся и открыто защищаемое утверждение есть следствие либо невежества, либо злостного умысла.

а. Американский принцип отделения Церкви от государства дает полную возможность каждому религиозному обществу устраивать свою жизнь и свое управление в согласии со своими правилами и вероучением.

b. «Инкорпорирование» отнюдь не делает приход «самостоятельной и самодовлеющей» единицей, ибо все зависит от того, какое общество «инкорпорируется» и, следовательно, не «инкорпорация» определяет структуру данного общества, а, напротив, структура и основные принципы этого общества определяют форму «инкорпорации». Иными словами, все зависит от того, как мыслит и определяет себя сам приход, и всякие ссылки на американский закон бессмысленны, ибо закон только и имеет своим назначением оградить и сделать законным уже с правовой точки зрения это самоопределение группы верующих. Об устройстве и администрации Американской Православной Церкви гражданский закон не говорит ничего.

Отсюда ясно, что сама идея «независимого прихода» укоренена в извращенном понимании Церкви, в восстании против основоположной церковной нормы. Напомним вкратце эту норму.

а. Канонически и, следовательно, административно приход есть часть Церкви и, как все в Церкви, подчинен церковной власти, в первую очередь власти своего епископа. Приход, «независимый» от епископа или признающий его только «духовно», но не административно, есть канонический абсурд.

b. Власть епископа в приходе выражается в назначении им священнослужителей и в постоянной проверке — как через священнослужителей, так, если нужно, и непосредственно — всей жизни и деятельности прихода. Это отнюдь не означает ни «произвола», ни «абсолютизма», ибо как каноны, так и Устав 1955 г. вполне точно определяют способ осуществления епископом своей власти, но это означает, что выделение какой бы то ни было сферы приходской жизни как принципиально не касающейся церковной власти и ей неподведомственной противоречит самой идее Церкви, в которой, еще по словам св. Игнатия Богоносца, «без епископа ничего не делается».

с. С этой точки зрения представителем епископа и «осуществителем» непосредственной иерархической власти в приходе является настоятель. Его права и обязанности опять-таки совершенно точно определены канонами и Уставом. Но со всей силой нужно подчеркнуть, что представление о священнике как наемном лице, подчиненном требованиям и условиям нанимателей, — не только ложное, но открыто еретическое. Мы должны помнить, что священник в приходе — части Церкви — представляет именно Церковь, ее предание, учение, иерархическую власть и что поэтому «интересы» прихода он прежде всего мерит степенью их «церковности», то есть подчиняет их общим целям и задачам Церкви, а не сам подчинен им.

d. Православное учение о Церкви утверждает возможность и необходимость сотрудничества духовенства и мирян на всех уровнях и во всех сферах церковной жизни (Собор, Митрополичий Совет, Епархиальный Совет, Церковный Комитет). Оно отрицает, следовательно, как монополию активности и власти за духовенством (римский клерикализм), так и разделение сфер на подведомственную и не подведомственную духовенству (протестантизм). Все в Церкви делается вместе, в единстве духовенства и мирян. Но это «вместе» означает, во-первых, что епископ и священник по праву и должности участвуют во всех сферах жизни прихода и, во-вторых, что им принадлежит, по принципу иерархичности, право и обязанность последней, религиозной санкции. В Церкви ничего не может делаться без иерархии и против нее, ибо в Церкви все, включая материальную, денежную и хозяйственную, сторону, по природе подчинено высшему религиозному назначению Церкви. Приход строит храм, школу и прочие здания, собирает деньги не просто для самообогащения, а для того, чтобы осуществлять учение Христа и жизнь Церкви, и, следовательно, любая сфера его активности изнутри подчинена религиозной своей цели и ею должна проверяться и оцениваться, и потому активное руководство, участие и проверка духовного главы прихода во всех этих делах необходимы и самоочевидны.

В свете этих принципов должны быть безоговорочно осуждены попытки:

а. сделать приход независимым от епархии, митрополичьего округа и от всех законных органов церковной власти;

b. «инкорпорировать» его в противоречии с указанными принципами;

с. разделить сферы деятельности в нем на «духовную» и «материальную»;

d. поставить священника в положение «наемника», нанимаемого и смещаемого по постановлению [приходского] комитета;

е. лишить священника подобающего ему места руководителя приходской жизни во всех проявлениях.

Нам представляется, что неприятие указанных пунктов равносильно нарушению основных норм Православия, и об этом должно быть доведено до сведения всех православных людей.

Издано в виде брошюры Главной Предсоборной Комиссией по созыву X Всеамериканского cобора, 1959 г.

Публикация на сайте по изданию: Шмеман А., прот. Собрание статей 1947-1983. М.: Русский путь, 2009

 

Церковные требы в православных храмах Иерусалима

 

Сорокоуст о упокоении

 

Неусыпаемая псалтирь

 

Церковная записка

 

Молебен о здравии

 

Сорокоуст о здравии

 

Храмы и монастыри в которых совершаются богослужения