Церковные мозаики монастыря св.Герасима

 

 

Уже во второй половине 4 тысячелетия до н.э. до человечества дошло, что мозаика - это неимоверно красиво. В авангарде геометрически совершенного искусства тогда встали шумерские города Месопотамии, в которых впервые (наверное) начали инкрустировать поверхности обожженными глиняными палочками-конусами, длиной 8-10 см, которые укладывались на глиняный раствор. Тогда изображение формировалось торцевыми поверхностями конусов, раскрашенными разноцветными красками.


Позже, в 8 веке до н.э. мозаику стали выкладывать из необработанной гальки, используя природные цвета камешков. Еще позже римляне сочли подобную технику невероятно убогой и прозвали ее opus barbaricum.  Пика совершенства техники, стиля и красоты мозаики достигли в Византийский период, тогда же пришелся и пик популярности техники. Мозаиками стали украшать полы, стены и купола церквей, что естественным образом сказалось на их тематической направленности.

Изначально большие мозаичные полотна выкладывались непосредственно на стенах - их покрывали грунтовкой, наносили на нее насечки для лучшего сцепления и иногда укрепляли арматурой. Однако позднее художники сообразили, что собирать мозаики на столах в мастерских намного удобнее, чем висеть вниз головой под куполом церкви, и стали собирать пазлы на специальных платах, площадью 1-2 квадратных метра каждая. Для этого из дерева или металла делались специальные ящики с невысокими бортиками, в которых собирались части будущего шедевра. Потом, когда мозаика была полностью закончена, донья ящиков извлекались вместе с набранным рисунком и вмуровывались вместе в стену. Потом швы аккуратно заделывались подобранными по цветам мозаичными кубиками.

Репортаж из мастерской по производству мозаик при монастыре св.Герасима, в которой мы в большом и дружном составе побывали в ходе нашей последней этно-экскурсионной поездки.




Этими щипцами раскусываются кубики на более мелкие составляющие. Справа - видно блюдце с клеем. Зачем оно нужно - ниже.



Касательно распространения мозаик на Земле Израиля, оно началось во время эллинистического периода, продолжилось во времена Второго Храма и римского правления и достигло пика популярности во время византийского периода (4-7 ст. н.э.). В это время роскошными мозаиками начали украшать полы не только в домах многоимущих и синагогах, но и в других зданиях общественного пользования.

Создание мозаики требовало вовлечения большого количества профессионалов, которые ровняли пол, штукатурили, рисовали поверху рисунок и лишь затем приступали к укладке мозаики. Для украшения помещения среднего размера требовалось 2-3 миллиона элементов.

В мастерской монастыря, когда мы туда пришли, работало шесть человек. двое из них были в монашеской одежде и крайне приветливы. Еще двое были местными арабами, один - белокурый иностранец-сочувствующий и один неидентифицированный, но одухотворенный, художник.





Мозаики мозаиками, а технологический прогресс никто не отменял даже в ортодоксальных монастырях. Уютное кофепитие под сопровождение этнической греческой музыки - вот что, видимо, вдохновляет местных мозаикоукладчиков на творческие подвиги.





Монах из Болгарии, с трудом говорящий на английском и не говорящий на иврите вовсе, в компании с иностранцем в голубом выкладывают будущую красоту.



Существует два способа набора мозаики - прямой и обратный.
Если мозаика набирается "прямым способом", кубики сразу укладываются лицевой стороной наверх. Таким образом, художник, во-первых, сразу видит результат своей работы, а во-вторых, ему приходится проявлять максимум усердия и аккуратности, чтобы соблюсти идеальную гладкость поверхности полотна.



Обратный способ укладки мозаики хорошо видно на фотографиях.
В этом случае на кальку наносится рисунок, затем мозаичные кубики обмакивают в клей и приклеивают к бумаге лицевой стороной. Закончив наклеивание будущего шедевра, бумагу с мозаикой переносят на предназначенное для нее место, тыльной стороной вдавливая ее в закрепляющий состав. Через сутки-двое, когда он высыхает, кальку и клей смывают с кубиков, и тогда становится видна лицевая сторона мозаики.
Эта техника широко используется сегодня, так как в значительной мере экономит время и силы художников. Однако. увы и ах, мозаичная поверхность, набранная таким способом, получается слишком гладкой и высокохудожественной и вряд ли может сравниться по красоте с византийскими мозаиками.




На этой картинке как раз хорошо видна тыльная сторона мозаики, которая впоследствии будет уложена на грунтовку.



Художник. Отнесся к массовому фотографированию с большим пониманием и старался не двигать карандашом слишком быстро. Люди с таким человеколюбивым поведением всегда вызывают во мне резкие приступы симпатии.




Машинка для раскалывания кусочков.








А теперь я поделюсь личным опытом. Когда-то, будучи большой поклонницей жанра, я пробовала сделать мозаику самостоятельно. Естественно, я не пошла простым путем и не купила кальку с уже нанесенным рисунком, а решила закидать бога шапками, и сделать все самой, причем прямым способом. По этому случаю я приобрела мозаичные элементы нужных цветов, грунтовку и деревянную поверхность, точнее, шкатулку.

Что вам сказать. Мое фиаско было поразительным. У меня не получилось ровным счетом ничего, при том, что ко всяким крафтовым вещам мои руки чрезвычайно, как правило, расположены. В полученном результате не хватало буквально всего: чувства гармонии, цвета, ритма. В общем, поверхность я выкинула, оставшиеся кубики по миру разнес ветер, а я в очередной раз восхитилась людьми, создававшими такие шедевры, от которых дух захватывает.

 

Спасибо за прекрасный материал   http://seagull-gull.livejournal.com/385317.html#cutid1