Епифаний Кипрский. Слово на Святое Христово Воскресение



Свт. Епифаний Кипрский. Слово на Святое Христово Воскресение.

Ныне тридневное Солнце правды взошло, и озарило всю тварь. Тридневный и предвечный Христос, как виноградный грозд, произрос, и наполнил радостию всю вселенную. Узрим невечерний свет, возстанем ныне рано и исполнимся светом веселия.

Врата ада отверсты Христом, и мертвые, как бы от сна, возстали. Воскрес Христос — падших возстание, и воздвиг с Собою Адама. Воскрес Христос — всех Воскресение, и освободил от клятвы Евву. Воскрес Христос — Воскресение, и, вместо нестроения, явилось в мире благолепие. Возста Господь аки спяй, и, поразив, низложил всех Своих врагов. Воскрес, и даровал радость всей твари; воскрес, и темницы ада опустели; воскрес, и тление естества изменил в нетление. Воскрес Господь, и возстановил Адама в древнее достоинство безсмертия. Вся новая во Христе тварь обновляется Воскресением. Весь мир соделывается новым чрез Христа. Все неблаголепное в нас да украсится и да соделается церковию Божиею.

Ныне новое небо — небо прекраснее видимаго неба, ибо на нем не то солнце, которое ежедневно заходит, но Солнце, видя Которое на кресте, служебное солнце устыдилось и скрылось, — Солнце, о котором говорит Пророк: возсияет вам боящимся имене Моего Солнце правды (Мал. 4, 2), — Солнце, котораго светом озаряется Церковь; о Котором говорит Писание: солнце взыде над землю, и Лот, прообразовавший закон, вниде в Сигор (Быт. 19, 23), что значит: малость. Сие-то Солнце умудряет немудрых. Сие-то Солнце утверждает нашу веру на прочном основании. Ради сего Солнца правды, Христа, устроена Церковь небесная, которая освещается не луною, то возрастающею, то умаляющеюся, но вечно сияющею благодатию; и в которой являются не какия либо блуждающия звезды, но звезды новопросвещенныя, восходящия из купели крещения. Церковь имеет не облака дожденосныя, но богословствующих учителей; она основана не на мутных водах, но на священных догматах.

Сей день, егоже сотвори Господь, духовно возрадуемся и боголепно возвеселимся в онь (Псал. 117, 24). Он торжественнее всех празднеств. О сем-то празднике заповедует Дух Святый, говоря: составите праздник во учащающих до рог олтаревых (Псал. 117, 27). Он составляет для всего мира празднество и обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников. Се тот день, который Бог благословил и освятил поелику Он почил в оный день от всех дел своих, окончив спасение земных и вместе преисподних. В сей день Бог прекратил обряды служения идолам и животным. В сей день Он прекратил силу всего сопротивнаго. В сей день Он прекратил демонския празднества и торжества. В сей день Он прекратил кровавыя идольския жертвы. В сей день Он прекратил державу тиранна и жало смерти, уязвлявшее людей. В сей день Он прекратил шумныя жертвоприношения и новомесячия. В сей день Он дал твари новыя постановления и законы. В сей день Он прекратил подзаконную иудейскую пасху. В сей день Он исполнил все прообразования, сени и пророчества. Наша Пасха есть Пасха истинная, Христос, принесший Себя в жертву. Во Христе нова тварь, во Христе новая вера, новый закон, новый Божий народ, новый, а не древний Израиль, и новая Пасха, новое и духовное обрезание, новая и безкровная жертва, новый и Божественный завет. И так обновитесь ныне, и дух правый обновите в сердцах ваших, дабы уразуметь тайну новаго и истиннаго праздника, дабы насладиться ныне веселием истинно небесным и отыти, познав неветшающия тайны новой Пасхи, установленной вместо древней, прообразовательной; дабы вместе познать и то, какое различие между нами и иудеями, и какое отношение между прообразованием и истиною. Начнем отсюда слово наше о Пасхе Воскресения Христова.

Древле для спасения народа, с высокой горы, послан был от Бога законодатель Моѵсей, как образ закона. Для спасения рода нашего, с небесной горы, ниспослан Закопоположник, Господь, Бог от Бога, ниспослан, как самая Истина. Моѵсей освободил от ига фараонова и египетскаго; Христос избавил нас от диавола и демонов. Моѵсей, умертвив египтянина, несправедливо поступавшаго с евреем, скрыл его в песке; Христос, поразив диавола, низринул его в бездну. Моѵсей примирил двух братьев, враждовавших между собою; Христос также примирил два Свои народа, соединив небо с землею. Там, дочь фараонова, пришедши к реке мыться, нашла и взяла Моѵсея; здесь Церковь — дщерь Христова — в купели крещения обретает Христа, не Моѵсея трехмесячнаго в ковчежце, но, вместо Моѵсея, Тридневнаго из гроба. Там Израиль совершал прообразовательную Пасху ночью; здесь мы светло торжествуем Пасху днем. Там в вечеру дня, а здесь в вечеру времен века. Там помазуемы были кровию праги дверей; здесь печатлеются кровию Христовою сердца верующих. Там совершалась жертва ночью, и ночью последовал переход чрез Чермное море; здесь совершается спасение чрез вступление в Чермное море Крещения, которым воспламеняется огнь Духа. Это та вода, над которою, подлинно, носится Дух Святый, и в которой Он является; в которой сокрушается глава дракона, самаго князя драконов и демонов и всего сонма диаволов. Там Моѵсей крестил народ Израильский ночным крещением. Там облако покрывало народ; а христиан осеняет сила Вышняго. Там, по избавлении народа, сестра Моѵсеева, Мариам, составляет лик; здесь Церковь Христова со всеми своими чадами празднует спасение язычников. Там Моѵсей прибегает к сотворенному камню; здесь народ притекает к Камню веры. Там сокрушаются скрижали закона в предзнаменование того, что закон должен прейти и обветшать; здесь законы Божественные пребывают неизменно. Там, в наказание народа, расплавлен телец; здесь, для спасения народа, приносится в жертву Агнец Божий. Там камень поражается жезлом; здесь Камень — Христос, прободается в ребро. Там из камня текла вода; здесь из животворнаго ребра истекла кровь и вода. Те получили с неба плоть крастелей; мы приняли с высоты Духа, в виде голубине. Те ели временную манну и умерли; мы вкушаем Хлеб живота вечнаго. Все оное древнее обветшало, и, как тень, прешло; напротив, то, что относится к нашему народу, растет, процветает, продолжаясь постоянно. Так была прообразована Пасха наша. Так, подобию тени, прешли все события подзаконныя. Размышляй, подобным образом, о настоящем празднике, разсмотри все, что говорили о настоящем дне Моѵсей и Пророки, дабы тебе убедиться в истине Воскресения, — ибо завеса неверия у всех пред глазами.

Есть неисчетное множество прообразований возстания из мертвых и воскресения. О нем достоверно свидетельствует жертвоприношение Исаака. Его прообразовал ров Иосифа, в который он был брошен братьями, и из котораго вышел, не подвергшись смерти. Его прообразовал также ров Иеремии (Иер. 38, 6), из котораго сей выведен, избавившись от тления и нечистоты. Воскресение Христово прообразовал и кит Ионы, из котораго сей вышел по прошествии трех дней. Прообразованием темницы адовой может служить еще темница Иосифа. Прелюбодейная синагога (жена Пентефрия) ввергла его в оную; но, после трех лет, он вышел из нея невредимо, как Христос в третий день воскрес из мертвых. Кроме сего львиный ров Даниила также прообразовал гроб Спасителя, из котораго Он вышел живым, избегши ярости львов ада и смерти. Сим изобличай иудеев, сим укоряй их. Так защищай страдания и Воскресение Христово. Вот оружие, какое подает тебе нынешиее слово для сей борьбы! Вот таинства, коим поучает тебя настоящий праздник!

Что же после сего? Станем ли мы праздновать теперь одни, или воспомянем и о ближних наших? Будем ли наслаждаться светлостию праздиика одни, или позаботимся и о других? Празднество наше, если только хотим, чтобы оно было приятно и угодно Господу, необходимо должно соединяться со всеобщим воздыханием Церкви к Богу и воспоминанием о потребностях братий наших, которые находятся в пустынях, и о ближних наших, кои претерпевают всякую нужду и бедность. Будем сострадательны к тем, кои находятся в узах; будем сострадательны к тем, кои претерпевают всякую тесноту. Ибо, если страждет один уд, с ним страждут все уды. Итак, будем сострадательны к братиям нашим, кои суть члены наши; будем оказывать помощь им, одни, посредством своих стяжаний, другие, посредством учения и иных благотворений, а все вообще, посредством молитв наших пред Богом. Да будет, умоляю вас, общее ныне пред Богом предстательство, как обще всем нам пленение. Да будет, умоляю вас, общая всем молитва, как общее предстоит всем наказание. Будем внимательны к говорящему: молитесь друг за друга, яко да исцелеете (Лук. 5, 16). Будем внимательны к словам Христовым: если двое из вас на земли согласятся просить о чем либо; все то будет дано им (Матф. 18, 19).

Молитва Церкви, братия, есть сильное оружие. Согласная молитва к Богу, братия, особенно же молитва верующаго, находящагося в пленении народа, есть твердая стена. Никто не дерзай говорить: грешники Бог не послушает! Он особенно внемлет молитвам уничиженных, преимущественно же тех, кои ради имени Его труждаются, претерпевают биения, темницы, угнетения, поношения от врагов, но не отвергаются веры во Христа. Из числа их многие, обоего пола, исповедники Христовы находятся и среди настоящаго собрания народа. Их-то молитвы Он услышит тотчас. Их молитвы, возлюбленные, составляют сильное оружие, потому, что Христос благосклонно взирает на всех тех, кои ради Него ежедневно подвергаются бедствиям. Посему, уповая на молитву их, и взирая на дерзновение их к Богу, будем совокупно и непрестанно молиться о братиях наших, находящихся в нуждах. Часто во время празднеств и человеколюбие царей дарует многим осужденным прощение и свободу. Но, повторяю, братия, молитва Церкви, и особенно вера плененных, производит многое. Поелику и царь часто внемлет прошениям народа и по молениям возвращает осужденных. Итак, молю вашу любовь, непрестанно воспоминайте в молитвах о братиях ваших, находящихся в нуждах, особенно в тот священнейший час, в который вы приемлете в руки свои неоцененный бисер тела Христова. Таким образом будем непрестанно молиться о братиях наших, и взывать ко Христу: Ты единый, всегда и ныне благий Боже, и человеколюбивый Господи наш! Ты, Который Пасхою избавил Израиля от рабства Египетскаго, и кровию агнца даровал ему свободу, Сам и ныне даруй свободу миру от жестокаго рабства ради пречистаго Твоего тела и честной крови. Принявший плачь грешницы-блудинцы, прими ныне Твою Церковь и воздыхание плененных. Принявший моление уверовавшаго разбойника, прими молитву и Твоего верующаго народа. Принявший покаяние и воздыхание Петрово, прими плачь и нас нищих. Не отринувший слез жены хананейской, прими и Церковь Твою, молящуюся о плененных и взывающую ныне к Тебе, Богу своему. Боже, воскресший тридневно из мертвых, избави из рук вражиих и народ, в Тебя верующий. Воздвигший из мертвых Адама, возвыси рог христиан. Присносущный Боже, принявший на Себя зрак раба, искупи от рабства уничиженный народ Твой. Ради нас благоволивший быть младенцем, сохрани от меча многочисленных младенцев наших. Ты, будучи Бог, странствовал некогда в Египет с Материю Твоею; возврати из дальняго странствия матерей и детей. По изволению Своему предавший Себя за многих, прекрати продажу народа, принадлежащаго Церквам Твоим. Претерпевший ради нас угрозы и биение от Пилата; ради нас перенесший труды странствия, прекрати тяжесть бедствий Твоего народа. Воскликнувший на кресте: жажду, напой алчущия и жаждущия души наши. С беззаконными осужденный от беззаконных, избави нас от наветов беззаконных. Допустивший нечестивым обнажить Себя, будто преступника, и, будучи Бог, попустивший преступным связать Себя, разреши связанных от уз. Утешивший со креста Пренепорочную Матерь Твою в Ея плаче и воздыхании, и воззвавший мѵроносицам: радуйтеся, воскликни ныне и Церквам Твоим: радуйтеся. Ты, Коего руки и ноги были прободены гвоздьми, разреши обремененныя железными оковами руки и ноги людей. О человеколюбивый Господи, рекший: прискорбна есть душа Моя даже до смерти (Матф. 26, 38), избави народ Твой от печали и смерти. Прободенный копием в ребро, сокруши рукою Твоею сильною стрелы врагов. Помяни, Господи, народ Свой, как помянул уверовавшаго разбойника. Проливший за нас пречистую кровь Свою, прекрати пролитие крови нашей. Спаси народ Твой, Господи, пощади достояние Твое. Возстани, вскую спиши, Господи? Почто долготерпишь врагам? Почто отвращаешь лице Твое от нас? Возставь и не оставь нас до конца. Помяни крест Твой, помяни народ Твой, помяни милосердие Твое. Четыредесять дней ради нас добровольно искушавшийся, помяни народ Твой, искушаемый в пустынях и в непроходимых и безводных местах. Помяни, Блаже и Человеколюбче, всех с нами и прежде нас бывших. Посли им скорую помощь Твою, призри на них бедных и уничиженнейших из всех живущих на земле, на них, кои находясь в пустынях, забыты людьми; кои удалены от Тебя, кои сильно наказаны гневом Твоим, и сильно обличены яростию Твоею; кои еще прежде смерти, подобно мертвым, оставлены людьми; кои осуждены жить с дикими зверями, коих страдания зрит только одно Твое недремлющее Око, и коих нужды известны только Тебе, Господи, и никому более; кои удалены от обитаемой земли, разлучены с Церковию и не знают празднества настоящаго дня. Посли им милость Твою, Господи. Хотя Ты и праведно наказал их, но вместе с тем исцели; хотя Ты достойно предал их, но искупи. Мы находимся в Церкви, во общении с верующими, а они в пустыне среди врагов. — Мы здесь светло проводим праздничные дни, они там живут в густом мраке. Велико бедствие их, велика опасность их, тяжки раны их, горька участь их, неизъяснимо поражение их, сильно уязвляющее их жало, велико, Господи, бедствие их. Не отвергни их до конца, но наказав, покажи и Твое человеколюбие, дабы не посмевались нам иудеи, и дабы язычники не говорили о нас: где Бог их? Где Христос их? Где Крест их? Где надежда их? Где вера христиан? Они не дерзнут сказать сего, коль скоро увидят на нас милость Твою. Скоро да предварят нас щедроты Твои, Господи. Поелику мы весьма обнищали, поелику мы весьма уничижены, поелику мы весьма умалены. Да взыдет к Тебе воздыхание окованных. Да умилостивят Тебя слезы невинных, избиваемых младенцев. Да умолят Тебя слезы матерей, лишаемых детей своих.

Но, Господи, говоря сие, мы только молим, а не пререкаем Тебе, — молимся, а не судимся с Тобою; не вооружаемся, но исповедуемся; плачем видя, что бедствуют другие. Хотя мы и грешники, но вместе с тем мы и христиане. Хотя мы и уничиженные, но вместе с тем мы народ, верующий в Тебя. Хотя мы и недостойны Твоего человеколюбия; но мы овцы Твоей Церкви, собранныя во едино стадо. Сию молитву о множестве плененнаго народа мы, безпомощные, возсылаем к Тебе в день Твоего тридневнаго воскресения, возсылаем все: священники и народ, юноши и девы, старцы с отроками, младенцы с матерями, всякая душа верующая в Тебя. Избавь их всех от всякой угрожающей опасности и соделай достойными Царствия Твоего, благодатию и человеколюбием Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, со всесвятым и животворящим Его Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Источник: Святаго Епифания, епископа Кипрскаго, Слово на Святое Христово Воскресение. // Журнал «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: В Типографiи Ильи Глазунова и К°. — 1838 г. — Часть II. — С. 21-38.