Православные новости

Религиозное возрождение является одним из факторов, заставляющих христиан покидать Ближний Восток

 

Мрачные утесы горной цепи Загрос на ирано-иракской границе, лежащие между ними пыльные холмы и равнины, а также город Мосул вряд ли можно назвать раем. Но жившие здесь в прошлые века христиане верили в то, что местная река Большой Заб когда-то текла из райского сада Адама и Евы. Жившие на ее берегах патриархи христианской Ассирийской церкви Востока когда-то начинали свои письма со следующего приветствия: «Из моей кельи у берегов реки Эдема».

Сегодня патриарх посылает свои письма из менее романтического места: Чикаго, бульвар Норт-Эшланд, дом 7201. Из-за многолетних гонений предстоятели этой древней, авторитетной, но малоизвестной церкви покинули берега Большого Заба. Среди них Мар Дынха IV, нынешний и 120-й патриарх Вавилона, рукоположенный в сан в Илинге на западе Лондона и живущий в США. А что касается Большого Заба, то этим летом он стал границей между курдскими войсками с южной стороны и «Исламским государством» (ИГ) с северной. Из райского сада Адама и Евы Ирак превратился в землю Каина и Авеля. Но даже столь мрачная новейшая история этой реки способна напомнить нам о том, что исполосовавший Ближний Восток шрамами религиозный конфликт отнюдь не неизбежен.

Подробнее ...

Гражданская религия на алтаре Победы

Царь-страстотерпец Николай II присоединился к «Бессмертному полку» с легкой руки крымского прокурора Натальи ПоклонскойЦарь-страстотерпец Николай II присоединился к «Бессмертному полку» с легкой руки крымского прокурора Натальи Поклонской

 

 

Более 16 млн человек вышли 9 мая с.г. на улицы населенных пунктов России, чтобы присоединиться к акции «Бессмертный полк». Годом ранее желающих почтить память родственников, воевавших на фронтах Великой Отечественной, было 12 млн, в 2014 году – 500 тыс. Однако в этом году атмосфера общенародного единения подверглась испытанию, за которым просматривается до сих пор не изжитая проблема деления на красных и белых.

 

Огромный общественный резонанс вызвало появление иконы Николая II на шествии «Бессмертного полка» в Симферополе. Тем более что несла образ царя-страстотерпца прокурор Республики Крым Наталья Поклонская, облаченная в белый генеральский китель. «В прошлом году, когда мы накануне Дня Победы посещали ветеранов, один из них рассказал мне историю. Они с товарищем попали в передрягу, и ему было видение царя Николая Александровича, который помог ему спастись. И ветеран просил меня, чтобы по возможности Николай II тоже принял участие в «Бессмертном полку». Вот это пожелание мы и выполняем» – так объяснила журналистам федеральных СМИ свой поступок Поклонская.

 

Строго говоря, таким образом был нарушен устав акции, согласно которому «Бессмертный полк своей главной задачей считает сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны», поэтому «участие в Бессмертном полку подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего родственника – ветерана армии и флота, партизана, подпольщика, бойца Сопротивления, труженика тыла, узника концлагеря, 9 мая выходит на улицы города с фотографией солдата». Последний российский самодержец, как известно, был расстрелян почти за четверть века до 22 июня 1941 года. К тому же 8 мая Поклонская заявила ТАСС, что возглавит колонну своего ведомства в полевой форме Великой Отечественной и с портретом своего прапрадеда по отцовской линии Ивана Гаврилова. С дореволюционной фотографией прокурор уже участвовала в акции «Бессмертный полк» в Симферополе в 2015 году. Очевидно, речь шла об упомянутом Гаврилове, хотя этот ее предок отношения к Великой Отечественной не имел. «Он служил у государя и был кавалеристом. Погиб в 1915 году где-то в Польше», - рассказала Поклонская. Но год назад ее появление на марше с дореволюционной фотографией не вызвало никаких вопросов. Другое дело – образ Николая II, до сих пор вызывающего стойкую антипатию у идейных представителей «красной» части российского общества.

 

«Акция «Бессмертный полк» стала для людей буквально сакральной: каждый участник не просто чувствует народное единство, шествуя плечом к плечу с согражданами, но и проникается единством со своими великими предками, которые выстрадали и завоевали такую тяжелую победу в священной войне. И в этом смысле Наталья Поклонская совершила своего рода акт святотатства», – заявил на прошедшем 11 мая в Екатеринбурге заседании «Политклуба», проводимого сторонниками Сергея Кургиняна, член местного отделения «Родительского всероссийского сопротивления» Сергей Банников. Напомним, федеральный съезд этого движения в Колонном зале Дома союзов 9 сентября 2013 года посетил Владимир Путин. Несколько лет назад Банников упоминался как сотрудник отдела исследования социальных структур местного филиала движения «Суть времени». Это движение также возглавляется Кургиняном. Еще дальше пошел выступавший на заседании «Политклуба» Станислав Некрасов, заявивший: «Прокурором Крыма должен быть другой человек. Этот жест очень враждебен нам и всей нашей истории. Наталья Поклонская совершила глупый поступок, который идет вразрез с представлением народного большинства об истории, вразрез с общественными ценностями». Некрасов в последние годы активно участвовал в политике, был помощником депутата Госдумы от Свердловской области, а также первым секретарем городского комитета Партии пенсионеров России в Екатеринбурге.

 

Кое-кто усмотрел в поступке прокурора Крыма «демарш сепаратизма». «Смотреть надо не на икону и не на Поклонскую, – написал 11 мая в Facebook ведущий программы «Агитпроп» на телеканале «Россия-24», соавтор нашумевшего фильма «Биохимия предательства» (2014) Константин Семин. – Каждый, кто был в Крыму, не мог не заметить, что там полным ходом (и тихой сапой) идет строительство музея-заповедника под вывеской «Россия, которую мы потеряли»… Выставки, мемориалы, памятные знаки… Этот малоизвестный в других регионах пунктик связывает местную элиту… с влиятельной олигархическо-монархическо-православной публикой в Москве… имеющей прямые выходы на международные правые и ультраправые круги, с которыми всегда якшалась вышвырнутая из Крыма белая эмиграция… Ультрарадикальные элементы внутри этого проекта, связанные с огрызками гитлеризма, упрямо продвигают позднефашистскую идейку о строительстве Красного Рейха от Лиссабона до Владивостока… Это проект майдана, буржуазного переворота по-русски… Правый путч, где вместо Бандеры Врангель или Колчак… И конечно-конечно, к этому абсолютно не причастны наши «международные партнеры» со своими всемогущими спецслужбами».

 

Эта конспирология, правда, не подтверждается даже приведенными в ней ссылками. Бывший член организации «Друзья великогерманского рейха» Жан Тириар, которого, видимо, имел в виду Семин, говоря об «огрызках гитлеризма», действительно проповедовал создание «Евро-Советской империи» и на обложку одноименной книги вынес стоящие рядом красный флаг с серпом и молотом и черный флаг европейских неофашистов с кельтским крестом. Но эта концепция называлась Тириаром «Европой от Дублина до Владивостока». Название же «От Лиссабона до Владивостока» носила опубликованная 25 ноября 2010 года в Suddeutsche Zeitung программная статья о будущем Европы Владимира Путина, тогда премьер-министра России. 

 

Будучи затем снова избранным президентом, Путин повторил мысль о том, что «вся Европа должна объединиться от Лиссабона до Владивостока», во время «Прямой линии» 17 апреля 2014 года, комментируя события в Украине.

 

Что касается выставок в Крыму, посвященных Романовым, то из крупных экспозиций можно вспомнить лишь открывшуюся в августе 2014 года в Ливадии, да и то речь шла о демонстрировавшейся в регионах выставке, изначально представленной Министерством культуры и РПЦ в Манеже 4 ноября 2013 года. Открывали ее в Крыму министр культуры Владимир Мединский, архимандрит Сретенского монастыря, с 2015 года епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) и полпред президента в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев. Если вспомнить, что Белавенцев также присутствовал вместе с Поклонской 17 июля 2014 года на встрече в Москве с великой княгиней Марией Романовой, на основании связей которой с прокурором Крыма конспирологи выстраивают свои теории, то тогда надо предположить, что «белогвардейский заговор» ведет прямо к президенту России.

 

То, что российские верхи в последние несколько лет ударными темпами возрождают наследие Российской империи (вплоть до появления в этом году на монетах орла с царскими коронами), уже ни для кого не секрет.

 

С Днем Победы связан еще один эпизод. 6 мая российские информагентства опубликовали фотографии общения депутата Госдумы России от КПРФ Павла Дорохина с папой Римским Франциском на площади Святого Петра в Ватикане. «Меня поставили в ложе для почетных гостей первым. Думаю, не случайно, – заявил Дорохин РИА Новости. – Я сказал папе, что через пять дней у нас великий праздник – День Победы, вручил ему памятную медаль к 70-летию Победы. Сказал, что наш народ заплатил за нее 26 млн душ, просил папу быть вместе с нашим народом и в знак солидарности надеть георгиевскую ленту. Он сам ее надел на рясу, и беседа продолжилась». В ходе беседы, по словам Дорохина, понтифик поздравил его с недавно прошедшей православной Пасхой, сказав на русском языке «Христос воскресе!», после чего «передал благословение нашей стране».

 

Папа Франциск якобы не знал, что означает георгиевская ленточка, подаренная ему коммунистом из РоссииПапа Франциск якобы не знал, что означает георгиевская ленточка, подаренная ему коммунистом из России

 

 

Этот публичный обмен любезностями вызвал огромный резонанс во всем мире (глава Римско-католической церкви вроде бы поддержал Россию), но уже 7 мая Радио Ватикана опубликовало слова пресс-секретаря Святого престола священника Федерико Ломбарди о том, что «папа не мог знать, что такое «георгиевская лента», ведь за пределами бывшего Советского Союза она неизвестна».

 

В любом случае это событие можно рассматривать как одно из звеньев в цепи налаживания отношений между Ватиканом и Русской православной церковью, начатой встречей папы и патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Гаване 12 февраля с.г. Депутат Дорохин также напомнил об этом событии, рассказав, что передал понтифику «журнал с фото патриарха Кирилла и сказал, что мы рады их недавней исторической встрече». Считается, что Дорохин, занимая видное положение в Компартии (с 2013 года – секретарь ЦК по промышленной политике, малому и среднему бизнесу), играет роль одного из фронтменов ее процерковного крыла. В 2011 году он опубликовал под выразительным псевдонимом Победоносцев (позже переиздана уже под его настоящей фамилией) книгу «Сталин и Церковь глазами современников: патриархов, святых, священников», в которой вождь Советского Союза представал покровителем Московского патриархата. Кроме того, депутат является совладельцем издания «Фавор-XXI», которое издает книги церковной тематики.

 

Официальное сообщение о встрече Дорохина с Франциском появилось 6 мая и на сайте КПРФ, правда, в адаптированной для восприятия своего электората стилистике: «В подарок понтифику депутат-коммунист преподнес георгиевскую ленточку, которую папа в знак солидарности с ветеранами прикрепил себе на грудь».

В рядах возглавляемой Геннадием Зюгановым партии эта встреча не вызвала открытых возражений, но у представителей альтернативных компартий публичное общение члена руководства КПРФ с главой католиков, видимо, переполнило чашу терпения. «Произошел совершенно возмутительный случай, когда один из самых близких к Зюганову членов ЦК партии официально пошел спрашивать благословения на участие в выборах в Госдуму к папе Римскому да еще придал этому публичный характер, – заявил «НГР» секретарь ЦК партии «Коммунисты России» по информационной политике Сергей Малинкович. – К тому же он подарил папе Римскому георгиевскую ленточку, чем были оскорблены ветераны и дети войны, и состоящие в рядах нашей партии, и не только. Тут даже не знаю, что более возмутительно для нас как для коммунистов – это раболепие перед религиозной организацией или то, что в годы Великой Отечественной войны Римско-католическая церковь играла довольно сомнительную роль, а после войны укрывала в своих рядах нацистов». Как отметил Малинкович, «очевидно, одного патриарха КПРФ уже мало для поклонения». «Когда КПРФ создавалась в 90-е годы, конечно, и мысли не было, что это будет партия, лидер которой будет демонстративно ходить в храмы, поздравлять с церковными праздниками и употреблять много религиозной фразеологии», – сказал этот политик, в 1999 году бывший одним из создателей и руководителей молодежного отделения партии под руководством Геннадия Зюганова. В 2001 году Малинкович с единомышленниками покинул ряды КПРФ, но утверждает, что «невиданный ранее в истории альянс между руководством Компартии и религиозными организациями» вызывает «глухое недовольство» и среди многих членов зюгановской организации. Впрочем, на это можно возразить, что в годы Великой Отечественной СССР, например, обрел одного из главных союзников в Великобритании под руководством Уинстона Черчилля, того самого, которого за активную роль по организации интервенции против молодой большевистской республики Ленин нарек «величайшим ненавистником Советской России».

 

Однако неустоявшаяся в новой России политическая идея то и дело рождает противоречия в самых знаковых государственных и общественных ритуалах. Российский истеблишмент до сих пор не может сделать четкий выбор между имперским и советским прошлым, между концепциями социальной справедливости и охранительным клерикализмом. Найти рецепт органичного сочетания двух идеологических систем также не получается.

 

 

С каждым годом празднование Дня Победы в России приобретает все больший размах и вызывает все более полярные мнения. Много говорится и о религиозных коннотациях этих торжеств: с одной стороны, День Победы называют «святым» (по словам президента Владимира Путина, это «святой символ верности Родине»), с другой – его часто клеймят как «культ», имея при этом в виду, что это что-то плохое, подменяющее собой истину исторической памяти или же православной веры.

 

Однако в этом слове нет ничего дурного: речь действительно идет о фундаменте современной российской civil religion, или гражданской религии. Этим термином обычно обозначается особый феномен на границе политического и религиозного, в нынешнем виде возникший в Новое время на волне формирования национальных государств. В рамках этой религии Великая Победа играет роль мифа основания. Миф не в том смысле этого слова, который однозначен «неправде», «выдумке». Миф – это прежде всего нарратив, интерпретирующий некое событие как начало мира в том виде, в каком его знаем мы, причем это событие помещается одновременно в прошлом, настоящем и вне времени, задает определенные ценности и предметы веры, служит опорной точкой идентификации, а также мобилизует на всякого рода свершения. Так, взятие Бастилии или казнь Людовика XVI в эпоху Великой Французской революции – тоже мифы, хотя никто и не сомневается в их историчности.

 

Кроме того, это событие начала мира, от которого отсчитывается время как таковое. Для современной России такой точкой отсчета помимо Рождества Христова является, конечно, 1945 год, а не 1991-й, как формально считается. Именно поэтому столь часто можно услышать или увидеть формулировку «71 год со дня Великой Победы» и никогда – «25 лет со дня распада СССР». Однако это событие имеет и вневременное измерение, раскрытое, например, в лозунге акции «Бессмертный полк»: «Они должны идти победным строем в любые времена».

 

В древних и не столь древних религиях основание мира обычно знаменуется победой сил порядка над силами хаоса – Индры над Вритрой, Мардука над Тиамат или Христа над смертью. Победа СССР интерпретируется как торжество над достаточно аморфным и растяжимым «врагом рода человеческого», в котором смешиваются нацисты, фашисты, тоталитарные режимы, современные радикальные мусульмане и любые другие отрицательные персонажи. Изначальная победа добра над злом освящает также и нынешние победы. Эту витавшую в воздухе мысль прямолинейно выразил консервативный публицист Александр Дугин: «После Осетии, Абхазии, Крыма, Донбасса и Сирии мы, русские, снова возвращаемся в историю. И наши новые победы – вполне реальные и также довольно трудные – делают снова свежей, пронзительной и острой нашу Великую Победу». В свете этого становится понятным и ушедший в народ слоган «1941–1945. Можем повторить», обращенный не к кому-то конкретному, а ко всей совокупности «мирового зла».

 

События войны – это не только изначальная победа порядка над хаосом, но и жертвоприношение: смерть тех, кто погиб на войне, осмысляется как жертва, которой обязано своей жизнью как нынешнее поколение российских граждан, так и все человечество в целом и каждый конкретный адресат сообщения. Наиболее полная формулировка этой идеи была в начале мая с.г. представлена в серии дорожных знаков, установленных в Рузском районе Московской области. На двух из них было написано: «Здесь у Зайцевой горы полегли 70 000 бойцов, чтобы ты мог дышать» и «Здесь Зоя Космодемьянская отдала жизнь ради твоих детей».

 

Реальное влияние гражданской религии, однако, определяется не трудноизмеримой популярностью каких-либо идей, ценностей или предметов веры, а распространением культовых практик, участие в которых маркирует реальную идентификацию людей по отношению к сообществу. До середины нулевых годов таких «гражданских обрядов», кроме самого военного парада, было очень немного, но сейчас с каждым годом становится все больше. Помимо всем известных акций «Георгиевская ленточка» и «Бессмертный полк», которые проводятся соответственно с 2005 и 2012 годов, и аналогичных им строго формализованных «именных» акций (таких как «Дерево героя», «Письмо Победы», «Подвези ветерана», «Свеча памяти», «День героев Отечества», «День Неизвестного солдата» и т.д.). Сюда же относятся спонтанные установки посвященных Победе плакатов на улицах и дорогах, создание и перепост поздравлений, слоганов и картинок в социальных сетях, временный личный отказ от пользования зарубежной продукцией, разъезды в машинах с надписями вроде таких: «За немками», «Везу немца на расстрел» или «Отжал у Ганса», а также организация патриотических молодежных квестов и различных мероприятий в школах. Среди этих последних встречаются и вполне экстраординарные – напомним, как в 2015 году учительница одной из пермских школ предложила учащимся встать перед ветеранами на колени, что уже совершенно недвусмысленно указывает на квазирелигиозный характер происходящего.

 

По своему символическому значению и практике употребления георгиевская ленточка приближается к ношению нательного креста для христиан или кипы для иудеев. Она в первую очередь служит маркером идентичности «истинного патриота России», а во вторую – позволяет ему в качестве такового комфортно чувствовать себя в сообществе и участвовать в его культовых практиках. Поэтому для людей важно носить ленточку (или много ленточек) напоказ и «освящать» с ее помощью вещи вроде женской сумочки, рюкзака, детской коляски или машины. В этом году в одном из московских зоосалонов клиентам было предложено даже наносить георгиевскую символику на домашних животных.

 

В Киеве «Бессмертный полк» нес икону со СталинымВ Киеве «Бессмертный полк» нес икону со Сталиным

 

Подобно тому как Авраам не мог благословить равно Иакова и Исава, Победа может «освящать» только одну идентичность и одну политику. Поэтому в государствах бывшего СССР День Победы сейчас рассматривается как чисто российский праздник, и поддержать его значило бы для них солидаризироваться с имперским прошлым и в некоторой степени отказаться от собственной суверенности. Поэтому от торжеств и проведения военного парада отказались Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Армения и Грузия, празднующие вместо этого собственные Дни независимости или Дни вооруженных сил. Власти Белоруссии «не рекомендуют» гражданам носить георгиевскую ленточку, которая приравнивается к «символике РФ». Кроме того, здесь и в Украине предлагаются альтернативные символы памяти – красно-зеленый цветок яблони и красный цветок мака.

С другой стороны, День Победы демонстративно торжественно празднуется в регионах, которые хотят показать свою новоприобретенную принадлежность к России и солидарность с нынешним курсом: так, 7 мая несколько тысяч жителей ДНР собрались на торжественное мероприятие и панихиду у памятника «Саур-Могила», два года назад почти разрушенного в ходе боев, а в ЛНР стартовало местное отделение акции «Георгиевская ленточка», причем заместитель руководителя администрации главы ЛНР Марина Филиппова подчеркнула, что акция проводится во всех городах и районах республики и что ленточка – это «символ нашей победы, знак жителей Донбасса, знак нашей гордости, нашей непримиримости». Не менее торжественно праздник вот уже несколько лет проходит в Крыму, где в 2014 году встречал 9 мая сам Владимир Путин.

Что касается возможности совмещать верность культу Победы и православию, то сегодня ее отвергает лишь небольшое количество внутрицерковных диссидентов вроде Сергея Чапнина (журналиста, бывшего ответственного редактора «Журнала Московской патриархии»), в 2011 году назвавшего этот культ «языческим». Патриарх Кирилл, напротив, еще в прошлом году, в 70-ю годовщину Победы над нацистской Германией, назвал Пасху также Днем Победы, что стало результатом долгого процесса по переосмыслению роли Церкви в войне и, что еще важнее, в победе над врагом. В связи с этим начали возникать и всякого рода местные инициативы: в том же 2015 году в Перми ветеранов поздравляли учащиеся одной из воскресных школ, а ее духовник отметил, что «вера в Победу помогла одолеть врага». Слово «вера» здесь, очевидно, имеет двоякий смысл. Наконец, в этом году на афише хора Валаамского монастыря можно увидеть слоган «Вера и Победа», свидетельствующий о совершенной легитимности подобного словоупотребления и связанного с ним комплекса идей.

 

 

Алексей Зыгмонт .Владислав Мальцев