Гребенщиков написал семь песен о Боге

В исполнении новой оратории Бориса Гребенщикова примут участие Московский синодальный хор и афонский хор "Филафонитэ"В исполнении новой оратории Бориса Гребенщикова примут участие Московский синодальный хор и афонский хор "Филафонитэ"

 

Поэт и музыкант Борис Гребенщиков и создатель современной классической музыки композитор Андрей Микита соединили свои творческие усилия в необычном проекте. Это оратория «Семь песен о Боге», сообщил «Благовест-инфо» художественный руководитель проекта заслуженный артист России Алексей Пузаков.

«Семь песен о Боге» - история поисков современным человеком своей идентичности в мире, цели жизни, обретения веры, постижения истины. «Господу видней», «Обещанный день», «Серебро Господа моего», «Ещё один раз», «Сокол», «Дубровский», «День радости» – названия песен Бориса Гребенщикова, которые вошли в состав оратории для солистов, двух хоров и симфонического оркестра. Композитор Андрей Микита переработал их именно в жанре оратории, чтобы раскрыть преемственность музыкального и литературного творчества автора в исторической перспективе искусства, как средства самовыражения и молитвы.

 

Пилотный релиз песни «Сокол» в ораториальной версии собрал около 40 000 просмотров в интернете, что для классической музыки является очень высоким результатом.

Путешествие Бориса Гребенщикова по Афону и его активное включение в церковно-благотворительную деятельность в Греции и в России, а также многолетнее творчество Андрея Микиты в сфере духовной и церковной  музыки позволило проекту получить одобрение иерархов Русской Православной Церкви.

В исполнении оратории участвуют: Российский национальный оркестр, Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова, Московский Синодальный хор, афонский хор «Филафонитэ», солисты Наира Асатрян  и Станислав Мостовой. Художественный руководитель проекта и дирижер – заслуженный артист России Алексей Пузаков. Премьера состоится 20 ноября 2012 года в 19 часов в Большом зале Московской консерватории.

Оратория - жанр, который сформировался ещё в 17 веке. Использовать его для современного проекта позволила глубокая и образная религиозная поэзия Гребенщикова, его искренние музыкальные темы, понятные широкой публике и имеющие корни в интонациях русского романса, канта петровской эпохи, и, как выяснилось в процессе работы, - знаменного распева. Андрей Микита посчитал, что последнее открытие требует от него включить в партитуру исполнителей с древней певческой традицией, в данном случае – это хор византийского пения со святой горы Афон. В результате появился сплав старинных и современных музыкальных приемов, наработанных за четыре века существования жанра.

Переходящий изо льда в пламень, мятущийся между восторгом бытия и отчаянием лирический герой (тенор-солист) и его ангел-хранитель (солистка-сопрано). Византийский хор, тысячелетней традицией противопоставляющий вечное – временному, гигантский (более 100 человек) хор академический, олицетворяющий современное человечество. Бесконечное богатство звуковых  красок симфонического оркестра, позволяющее донести до слушателя звуки небесных сфер, адский скрежет, дыхание океана.

Цель проекта - расширить круг ценителей классической музыки, сформировать поле русской музыкальной идентичности, которая может проявлять себя в разных формах выражения, но имеет единый корень. Это попытка кристаллизации культурно-исторической общности, называемой «Русский мир».