ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПАТРИАРXИЯ


 Иерусалимская Патриархия распространяет свою власть на Иорданию, где у нее около 60.000 православных, и Израиль, где православных около 15.000. Как мы видели выше, оба государства враждуют между собой, но до сих пор Патриарх не встречал препятствий в исполнении своих административных обязанностей.


1. Исторический обзор Патриархии

     Xотя Иерусалимская Патриархия является младшей из Восточных Православых Церквей, она Мать всем Церквам. Первое десятилетие ее существования известно из Деяний Св. Апостолов. Деяния сообщают нам о зарождении Церкви, ее иерархии (дьяконы Д. УI и пресвитеры Д. XУ), дают сведения об Апостольском Соборе 51-го года (Д. XУ), положившем основание Вселенским Соборам православной Церкви, сообщают о зарождении богослужебного чина, о молитвенных собраниях верующих, о священнодействиях.
{149} В Иерусалиме пролилась кровь первых мучеников — диакона Стефана (Д. VII) в 37-м году и апостола Иакова Праведного I-го Епископа Иерусалимского (Свидетельства Евсевия, церковного историка. книга II-ая, глава I-ая и историка Иосифа Флавия), Много других мучеников пострадало в эпоху зарождения христианства, ибо «в те дни (64-66 гг.) произошло великое гонение на Церковь в Иерусалиме и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии (Д. VIII-1), следуя предписанию: «когда же увидите Иерусалим окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запущение его. Тогда находящиеся в Иудеи да бегут в горы и, кто в городе, да выходит из него» (Лука XXI, 20-21).
Согласно преданию, христиане сосредоточились в местечке Пэлла (Кхирбет Фагаль) на восточной стороне Иордана (т. е. в Трансиордании), в 29 км. к Югу от Генисаретского озера. Наличие в начале II-го века христианских общин в Трансиордании дает основание предполагать, что зарождению своему эти общины обязаны Иерусалимским беженцам.
     Восстание иудеев Иерусалима против римского прокуратора Гесиуса Флора вызвало прибытие карательных экспедиций Веспасиана и, следом за ним, его сына Тита, который взял город приступом в 70-м году. Xрам сгорел, город был разрушен. При Трояне город восстанавливается. Принимает мученический венец епископ Иерусалимский Симеон, распятый на ресте. Разыскиваются потомки рода Давидова, чтобы их уничтожить.
     {150} В 135-м году, при Адриане, после 2-го восстания иудеев, город вторично полностью разрушается. По милости Божией, которую христиане поняли лишь много позже, римляне, разрушив город, возвели на развалинах свои языческие храмы. Эти храмы построены были как раз над святыми для христиан местами: Голгофой, погребальной пещерой Спасителя. Таким образом эти места оказались предохраненными от осквернения в течение первых веков истории Церкви.
     С воцарением Константина Великого (IV в), т. е. с воцарением свободы Церкви, христианский мир потянулся в Святой Град. Царица Елена, мать Константина, не смотря на свой возраст предпринимает путешествие и, прибыв на место, производит раскопки. Находится животворящий Крест Господень. На месте языческих храмов воздвигаются храмы Богу Живому. Прибывают паломники, создаются монастыри.
     Монашество быстро стало процветать в Палестине. В IУ в. Св. Иларион Великий (ученик Св. Антония) основывает обитель близ гор. Газы. Св. Xаритон Исповедник основывает лавру Фаран. В V-м веке в пределах патриархии подвизаются Св. Евфимий Великий, Св. Савва Освященный, Св. Феодосии Великий и др. В VI-м веке насчитывают до 130 монастырей и множество подвижников в пещерах. Их подвиги и поучения собраны были Св. Иоанном Моском в знаменитом «Луге Духовном».
     Славится Патриархия и своими богословами, {151} ревностными защитниками православия: Макарий Иерусалимский (313-333), Св. Максим III-й (330-380) Св. Кирилл (350-387). В городе Кесария славится богословская школа, основанная Оригеном.
     IV-й Вселенский Собор постановляет возвести Иерусалимского епископа в сан Патриарха и определяет ему 5-ое место в ряду патриархов. Тогда как значение других патриархов вытекало из их географических и политических положений, Иерусалим обязан был своему значению причинам духовным — как город — Святых Мест.
 С VII-го века начинаются бедствия, которые мы описали в первых трех главах (нашествия арабов и других). Монастыри и храмы разрушаются, сжигаются, оскверняются. Св. Модест, патриарх с 614 по 634 г., прославляется как реставратор христианских общин и храмов. Его заместитель, Св. Софроний 1-й (634-644), автор песнопения «Свете Тихий», проявляет себя главным борцом с ересью монофелитов. Кроме того, благодаря своей мудрости, он смог добиться особой оградительной грамоты от султана Омара. Грамота эта будет в течение веков подтверждаться султанами (в 1453-м году при патриархе Афанасии III-м, в 1517 году при патриархе Дорофее).
     При владычестве мусульман кафедры часто вдовствуют, патриархи ограничиваются в правах передвижения (Св. Софроний) или изгоняются (патриарх Феодор).
     В начале IX-го в. начались страшные гонения. Они возобновились во второй половине IX-го в. и {152}  достигли особой свирепости при халифе Аль Xакиме (996-1021). Арабов сменили в 1076-м году турки-сельджуки, и страдания христиан продолжались.
     Крестовые походы (Иерусалим взят крестоносцами в 1099-м году) принесли свои испытания из-за стремления крестоносцев латинизировать христианский Восток.
     Некоторое успокоение и мир христиане Иерусалимской Патриархии обрели в конце XII-го века с владычеством мамелюков. Саладин и его преемники утверждали права и власть Патриарха над Святыми Местами, но запрещали возводить новые храмы или монастыри.
    Турки, завоевавшие Палестину в 1517-м году, признавали за православными и их патриархами ряд прав, но признания эти часто бывали лишь на бумаге. Так как в Иерусалим стекались паломники со всего мира, турецкие местные власти смотрели на Святые Места как на источник личного обогащения. На каждом шагу паломника с него взимали различные пошлины, Патриархия обкладывалась непомерно высокими налогами, к которым добавлялась необходимость задаривать чиновников, ради избежания «неприятностей» и даже преследований.

     Мы видели, что из всех христианских европейских держав лишь Российская Империя болела душой за угнетенных православных Святых Мест и бескорыстно выступала в их защиту.
С XIX-го века православному Патриарху приходится отражать наступления католических и {153} протестантских миссий, которые, располагая большими средствами, развивали прозелитизм среди христианского-православного населения, перетягивая его в свою орбиту.
     Несмотря на все трудности, отметим, что с XVI-го по XX-й в. (т. е. с 1493 г. по 1897 г.) на патриаршем престоле перебывало всего 23 Патриарха. Учитывая смутность этих времен, столь незначительное количество предстоятелей свидетельствует о высоком уровне как всей Иерусалимской Церкви, так и ее предстоятелей.

2. Связь с Россией

     Мы описали заботы Российской Империи о Ближнем Востоке и роль, которую сыграло с конца XIX-го века до 1-й Мировой Войны Российское Императорское Палестинское Общество. Отметим здесь влияние Иерусалимской Патриархии на Русскую церковную жизнь.
     В 1619-м году Патриарх Феофан Иерусалимский посетил Россию для получения пожертвований для нужд Святой Земли. В русской Церкви, только что пережившей Смутное время, встал вопрос о необходимости пересмотреть тексты издаваемых ею Богослужебных книг. Надлежало исправить книги и удалить вкравшиеся в них ошибки и несуразности. К работе был привлечен архимандрит Троицко-Сергеев-ской Лавры, сподвижник Авраамия Палицына, Дионисий. Архимандрит Дионисий с сотрудниками, {154} «безо всякий хитрости, сидели полтора года день и ночь» и с небывалой еще тщательностью проверили и исправили ряд книг. Особенно много серьезных ошибок было найдено в Типиконе изд. 1610-го года, подготовленном к печати Логгином Коровой. Логгин стал интриговать против исправителей, в результате чего все исправители были осуждены в июле 1618-го года.
     Патриарх Феофан, прибыв в Россию, узнал обстоятельства дела, «подаде Дионисию руку помощи да вознесется правда его» и воздействовал на Царя и только что избранного Патриарха Филарета. 20-го Июля состоялся Собор при участии обоих Патриархов. Дело Дионисия было пересмотрено, выслушаны ответы Дионисия и в заключение оправдали его, выразив ему благодарность и наделив дарами. Оправдание Архимандрита Дионисия явилось «торжественным признанием неисправности богослужебных книг Русской Церкви и необходимости их исправить».
     Как следствие этого признания, Патриарх Филарет просил Патриарха Феофана прислать ему ряд выписок из Требника восточных патриархий для сравнения с русскими изданиями. Просимые выписки пришли лишь в 1625-м году, и Патриарх Филарет принял к руководству все, указанное в выписках.
     В 1679-м году Царь Феодор Алексеевич открыл в Москве «Славяно-греко-латинскую школу», которая должна была стать Богословским училищем. Совместно с Патриархом Иоакимом, Царь обратился к Восточным Патриархам с просьбой прислать в {155} Москву учителей «в греческом и латинском диалекте и во всех свободных науках искусных». От Иерусалимского Патриарха Досифея в 1685-м году прибыли братья Лихуды, которые проявили себя искусными преподавателями и роль которых оказалась впоследствии первостепенной. Патриарх Досифей не только послал 2-х преподавателей, но все время следил за развитием русской Церкви, преподавая братские советы, призывая к примирению с Патриархом Никоном, предостерегая от латинского влияния, осуждая раскол, указывая на необходимость увеличить в России численность епископских кафедр и т. д.
     В XIX-м веке мы знаем как Русская Православная Церковь, возмужавши, смогла в свою очередь оказать ряд больших услуг Патриархии через свою Миссию и Палестинское Общество.
     В начале XX века, православные арабы начали кампанию за участие арабов в управлении дел Патриархии, каковое управление находилось целиком в руках греков. В декабре 1908-го г. вопрос настолько заострился, что чуть не привел к открытому возмущению. Патриарх Дамиан, со своей стороны, склонен был удовлетворить законные претензии арабов, но не мог этого сделать, встречая оппозицию в среде своего Синода и Патриархов Константинополя и Александрии.
     В связи с внутренними брожениями, по окончании I-й Мировой войны, Патриарх оказался один, без епископов: некоторые из них отказались ему подчиняться. В это же время, эвакуация из {156} России Белой Армией вынесла в свободный мир ряд русских епископов, образовавших Русскую Православную Церковь Заграницей, свободную представительницу в свободном мире гонимой Церкви Российской. Представитель Русской Зарубежной Церкви, Архиепископ (ныне Митрополит и Первосвятитель Рус. Заруб. Церкви) Анастасий, прибыл в Св. Землю в 1921-м году. По просьбе Патриарха Дамиана, Владыка Анастасий принял участие в хиротониях новых епископов, чем оказал большую услугу всей Иерусалимской Церкви, ибо после хиротоний оппозиционные епископы вернулись в подчинение своего Патриарха.

3. Иерусалимская Патриархия после I-й Мировой Войны

     Успокоение, установившееся после хиротоний новых епископов при участии представителя Рус. Заруб. Церкви, оказалось все же не полным, так как сменившая турецкую власть, власть Английская, получившая мандат на управление Палестины, вмешивалась в церковные дела. В 1925-м году Англия назначила особую комиссию (Бертрам-Юнга) для изучения положения Иерусалимской Патриархии. Заключения комиссии были в пользу православных арабов, но английское правительство, не решаясь выступать против греков, не способствовало вхождению арабов в управление церковных дел.
     С кончиной Патриарха Дамиана (14-8-31) смуты {157} возобновились. Арабские верующие настаивали на проведении в жизнь заключений комиссии Бертрам-Юнга. Свои претензии они передали в Верховный Иерусалимский Суд, который (26-1-32) вынес постановление в пользу арабов, одновременно объявляя все решения патриаршей администрации незаконными. Не смотря на постановление Высшего суда, выборы нового Патриарха состоялись без участия арабов и через 5 лет (4-7-36). Кроме того, Английское Правительство протянуло с утверждением выборов еще 3 года, признав официально нового Патриарха Тимофея в 1939-м году. Признавая Патриарха Тимофея, английское правительство оговаривало признание требованием изменения выборного закона с введением в выборы арабов. Признание это чуть было не вызвало форменного отделения или раскола, но военные действия отвлеки внимание от церковных дел.
     Период, последующий за 2-й Мировой войной, характеризуется разделением области Патриархии между двумя враждующими государствами, причем в Израиле оказалось 1/4 всех верующих, почти сплошь арабов (15.000 ч.). В Иордании, где пребывает местожительство Патриарха около 60.000 православных, из коих всего 500 ч. греков (данные греческой газеты «Катимерини» от 21-2-54).
     Православные арабы возобновят свои требования участия в управлении Патриархии в 1955-м году, когда скончался Патриарх Тимофей (31-го Декабря). В течение всего 56-го года {158} Святогробское братство фактически и де юре обладающее всей властью, 6 раз получало разрешение созвать собор епископов для выборов Патриарха и 6 раз под давлением православных арабов, составивших общество, возглавляемое Антонием Аталлах, разрешение отменялось.
     Наконец после того, как арабам было дано обещание, что устав будет пересмотрен после выборов и в течение последующих 3-х лет будут хиротонисаны во епископы не менее 2-х арабов, выборы состоялись в январе 1957-го года. Выбран был Митрополит Тивериадский Венедикт. Его Блаженство новый Патриарх родился в 1892-м году в Никомедии. Пройдя курс учения в Иерусалимской семинарии, он окончил юридический факультет Афинского университета. В 1929-м году он был рукоположен в иеромонахи и назначен настоятелем подворья Иерусалимской Патриархии в Афинах. В 1956-м году был хиротонисан во епископа Тивериадского. Несколько раз ему было поручено представлять Патриарха на различных международных конференциях: среди них в Лозанне в 1927-м году на конгрессе Экуменического Совета, в Женеве в 1950-м году на конференции обсуждавшей статут Святого Города.

4. Статистические данные

     Патриархия управляется Святогробским братством, состоящим из Патриарха, 6-ти архиепископов, 52-х архимандритов, 12-ти иеромонахов, 9-ти {159} секретарей и 32-х монахов. Члены братства распределяются среди различных административных служб: греческого, английского, арабского, административного и библиотечного. Монастырей 20 — в Иерусалиме и 19 — вне города. Но монахов очень мало. Так напр. в Лавре Св. Саввы Освященного всего 21 человек (1 архимандрит, 2 иеромонаха, 12 монахов, 6 послушников. В монастыре Св. Георгия Xозевита 6 насельников).
     Для обучения будущих священнослужителей при Патриархии открыта богословская школа Св. Димитрия, заменившая семинарию Св. Креста, которую закрыли из-за отсутствия средств. В Школе обучается 60 студентов, из коих 40 греков и 20 арабов.
     Для православной молодежи имеется: 1 среднее учебное заведение для мальчиков, 12 начальных  школ для мальчиков, 11 начальных школ для девочек и 16 начальных школ смешанных. Всего 40 учебных заведений при 93-х преподавателях и 3.290 учащихся.
     Незначительное количество верующих, незначительное число паломников (мы говорим о православных паломниках, ибо католики например ежегодно устраивают свои групповые поездки; но во всяком случае поклонение Святым местам в нашу эпоху менее развито, тем оно было на Руси в начале века) являются причинами постоянного тяжелого экономического кризиса Патриархии.
Греческая печать неоднократно поднимает кампанию в пользу сборов средств для Святой Земли, но Греция сама страна не богатая...{160}

5. Святые Места

а) Xрам Гроба Господня

     Центр всего христианского мира находится под сводами храма, в котором на расстоянии 30-ти метров паломник видит место распятия Господа — Голгофу и место погребения и Воскресения Спасителя. Относительно подлинности этих мест нет никакого сомнения.
     Но тогда как по всему миру высятся благолепные соборы и величественные дворцы высокопоставленных духовных лиц, храм Xриста Спасителя подперт со всех сторон, снаружи и внутри, лесами и подпорками. У Патриархии нет денег. В то же время она не может доверить иным вероисповеданиям выполнение починочных работ, не смотря на то, что католики располагают значительными средствами и могли бы выполнить многое.
     Причина этому положению заключается в том, что храм Гроба Господня предоставляется для молитвы и Богослужений не только православным, но и католикам, армянам и коптам. Каждый имеет точно определенное свое место. Никакая внешняя власть не может вмешаться в распределение сфер владений в храме. Сферы эти узаконены самим фактом владения и древностью. Письменных законов или договоров нет. По сему каждый строго оберегает свой участок. Xарактерен случай с армянами, которые под рясами приносили кирпичи и известь и незаметно возвели свой престол. Поскольку престол стоит, отказать на нем служить нельзя. Этот пример {161} показывает, почему каждый боится пустить другого выполнять работы. Но к работам все же стало необходимо приступить.
     В июле 1954-го г. православные, католики и армяне созвали особую комиссию экспертов, которые в июле представили план починки храма Гроба Господня. Комиссия предварительно ознакомилась с библиографией по данному вопросу, в частности с планом работ, составленным английской фирмой Фрейман Фокс Ко. (Лондон), по предписанию английского правительства, действующего в качестве мандатной державы.
     Учитывая сферы влияния внутри храма, комиссия постановила, что кроме общего плана внешних работ, будет разработан порядок работ в каждой сфере владения, причем владеющие соседними сферами будут поставлены в известность о намечаемых работах.
     План состоял из XI-ти пунктов. Первые два пункта определяли порядок работ комиссии и оплаты ее трудов. Пункты III и IV трактовали об общих работах, причем отбрасывался ряд заключений плана Фрейман. Эксперты признавали необходимым соглашение 3-х общин на проекте придания ротонде Анастасиа (находящейся над Кувуклией Св. Гроба) вид более церковный и рациональный, причем комиссия указывала на необходимость сохранить или восстановить существующие греческие надпись.
     Пункт V-й предлагал замену ряда каменных, существующих с 1930-го года, сооружений (сводов, подпорок) {162} сооружениями из железобетона, как более легких и изящных. Пункт VII-й предлагал разобрать южную стену (фасад) храма и перестроить ее из того же камня с заменой испорченного, камнем той же породы. Пункт IX-й указывал на необходимость исследовать подземные цистерны и канализацию в виду того, что дождевые воды подтачивают основания храма. Эта работа должна была быть поручена специализированному предприятию.
     Иорданское Правительство, со своей стороны, назначило 2-х архитекторов англичан (Господ Спенса и Воолей). Англичане выдвинули проект создания англо-иорданской комиссии, которая составила бы план работ и провела бы их в жизнь. Общинам предоставлялось право высказывать свои мнения относительно работ, каковые мнения не должны были быть для комиссии обязательными!
     В то же время католическая «Кустодия Святых Мест» обратилась к ряду архитекторов с мировым именем, специалистам древнего церковного зодчества. Архитекторы прибыли в Иерусалим из САСШ, Франции, Испании, Голландии, Бельгии, Англии и Италии в августе 54-го года и вошли в связь с архитекторами всех 3-х общин. Вскоре представленный ими доклад кажется нам наиболее интересным. Предисловие доклада указывало на то, что первоначальная красота, созданная архитекторами Константина Великого, была их последователями испорчена или загружена новыми постройками. Основная мысль которой руководились составители доклада, {163} заключалась в следующих пунктах: очистить и сохранить базилику XI-го-XII-го вв., дать ей прочность на несколько столетий, облегчить к ней доступ и внутри ее движение и сделать храм достойным его духовного значения.
     Доклад комиссии Кустодии указывал на ряд возможных очагов пожара, равно как на разрушительные действия существующих железных скоб и арматур. (В связи с температурой воздуха железо то сокращается, то удлиняется, подвергая этим стены или колонны медленному расшатыванию и разрушению). Кроме того, доклад особенно настаивал на необходимости обеспечить храм доступами, позволяющими в случае бедствия (пожара) быструю эвакуацию богомольцев, равно как на удалении в самом храме некоторых переборок, которые не позволяют развернуться шествиям (крестным ходам) и нарушают красоту. Наконец, доклад восставал против находящихся в храме жилых помещений, как не отвечающих требованиям гигиены и возможных источников пожаров.
     Доклад Комиссии Кустодии вызвал отпор в православной греческой печати («Апостолос Андреас», официоз Константинопольской Патриархии от 21-9-55, статья которого была воспроизведена греческой газетой «Ангиптос» от 24-10-55). Ссылаясь на греческих архитекторов, «Апостолос Андреас» утверждал, что опасность обвала храма выдумана западными христианами и что план укрепления и перестройки ведет к умалению прав православных, {163} каковые права восходят в самую глубокую древность и были подтверждены Калифом Омаром и турецкими султанами.
     Тем не менее в феврале 1956-го года был разработан план необходимых для работ лесов. В мае 1957-го года был учреждено общее для всех трех общин техническое бюро архитекторов. Осенью возникли трения. Надо было решить: делать ли просто укрепления и починки или настоящий ремонт (реставрацию).
В январе 58-го года соглашение было достигнуто, план работ одобрен тремя общинами (в марте) и правительством (в апреле). Леса воздвигнуты были в декабре 58-го г. В греческой печати вновь появились статьи, обличающие Ватикан в захватнических намерениях.
     18-го Июля 1959-го года было подписано 3-мя общинами еще одно соглашение о производстве работ над южным фасадом (где теперь вход в храм) и в южной и северной поперечных галереях (трансептах). В виду возникших вскоре новых трений, Король Гусейн выразил представителям общин свое, желание видеть начало работ в самом ближайшем времени (Июль 1960 г.). За выражением королевской воли последовало еще одно соглашение (27-6-61), после чего начались работы.
     Работы коснулись исследования и укрепления колонн, поддерживающих купол. Кроме того, общины сговорились о производстве ремонта на своих участках. Так, православные привели в порядок часовню под Голгофой, а католики раскопки в ризнице и {165} смежных помещениях. Раскопки обнаружили следы константиновской и византийской базилики. (Тексты докладов различных комиссий и подробности о ходе переговоров были напечатаны в католическом журнале «Прош Ориан кретьян». Иерусалим. №№ 1955-го года, 56-го и 61-го гг.).
    В дополнение и заключение укажем, что в Январе 1962-го года Иерусалимский Патриарх посетил САСШ, где он выявлял американцам значение паломничеств к Святым Местам и необходимость совершить ремонт храма Гроба Господня (Интервью греческой газеты «Етнос»).

б) Международный статут Иерусалима

     Взятие Иерусалима арабами в 637-м году явилось историческим событием первостепенной важности, ибо именно с этой даты встал вопрос «Святых Мест». Как мы видели, в течение всех последующих веков Святые Места станут предметом соревнования великих держав на дипломатическом поприще и на полях сражения (по  определению Клаузевица, «война та же политика, но иными средствами»).
     Сложность юридического положения Святых Мест, разнообразные на них претензии, равно как претензии на владение городом Иерусалимом, из за чего Святой Город рискует стать местом кровопролития и военных действий, привело Международные {166} Организации сразу после Мировой войны разработать особый статут для Иерусалима. (Для желающих подробнее ознакомиться с вопросом юридического статута Св. Мест и знакомых с французским языком мы рекомендуем обстоятельную работу:
"Les Lieux Saints" par Mgr. В. Collin, ev?que de Digne. Edit PUF, Paris, 1962. Collection "Que sais je?". и в дополнение к ней статьи:
"Jerusalem — Le statut juridique des Lieux Sts" par V. Nicolier AA. Chor?v?que de l’Eglise syrienne (catholique) dans "Unitas", № 43 de Janv. Fevr. 1959. Le r?gime international de J?rusalem n’est toujours pas en vigueur dans "La Croix" (quotidien cath. de Paris). № du 27-XI-54. "La Palestine terre deux fois promise", par P. Rondot. Dans "La Croix" du 24-XII-63. Article d?taill? sur toute la page. Dans le m?me num?ro autres articles sur le m?me sujet, avec photographies et sch?ma.
Chr?tiens, Juifs ou musulmans, les Lieux Sts. doivent ?tre prot?g?s, article d?taill? avec sch?ma, nomenclature des Lieux Stas. et bibliographie, dans "La France Catholique, № du 27-I-56.
"L`histoire douleureuse des Lieux Sts." par Daniel Rops, dans "Le Monde" des 25 et 26 D?cembre 1963. Все указанные труды и статьи написаны католиками.).
     Севрский договор, заключенный после I-й Мировой войны в параграфе 95-м ставил в обязанность мандатной державе создать специальную комиссию для изучения вопроса Св. Мест.  Лига Наций в августе-октябре 1922-го г. рассматривала план Лорда Бальфура, который предлагал {167} создать комиссию под председательством американца, «дабы дать место протестантам», и три подкомиссии (еврейской, христианской и мусульманской). План принят не был.
 25-го июля 1924 г. Великобритания заявила указом "Palestine Order (Holy Places) in Council" о том, что она берет на себя все права управлять Св. Местами. В декабре 1929-го г. особый указ Antiquities Ordinance подтверждал статус кво Св. Мест.
     Подобное положение просуществовало до 2-й Мировой войны. По ее окончании ООН в свою очередь занялось вопросом Св. Мест.
 На пленарном заседании 24-XI-47 было постановлено, что Иерусалим должен быть городом под международной опекой («корпус сепаратус»), выделенным из Израиля.
     Ни Иордания ни Израиль не признали этого постановления, ибо оба государств претендуют на владение городом.
     Тем не менее, пленарное заседание 9-XII-49 приняло предложенный проект особого статута города Иерусалима. За проект голосовало 35 государств. Против него было подано 13 голосов и 11 голосующих воздержались. Арабские страны голосовали «за» статут. Среди голосующих «против» отметим Израиль, Иорданию, САСШ и Великобританию.
     Международный статут нашел во всем мире поддержку среди самых разнообразных и самых влиятельных кругов. На первом место сторонников интернационального статута стоят католики. Еще в {168} 1927-м году Кардинал Гаспари обращался к Лиге Наций с призывом выделить Иерусалим.
    Папа Пий XII в Энциклике «Редемпторис Ностри» (15-4-49) призвал верующих настаивать перед их народными представителями и правительствами на проведении в жизнь вынесенных Объединенными Нациями постановлений.
     В 1950-м году Объед. Нациям был представлен доклад, перечисляющий 97 «Святых Мест», чтимых различными вероисповеданиями в районе Иерусалима и Вифлеема и 113 мест вне этого района. Из доклада явствовало, что из общего числа 210-ти «свя- тых мест» 174 почитались христианами, 18 иудеями и 18 мусульманами. Доклад отмечал, что из всех этих мест фирман турецкого султана 1757-го года, положивший основание «статус кво», признавал лишь 9 мест. Этот фирман был в свое время принят, как руководящий, Лигой Наций и Англией, которая в то время была мандатной державой. Когда Англия отказались от опеки над Палестиной, перечень «Святых Мест» дополнен не был. Таким образом «Святыми Местами» де юре официально признанными являются:
     Xристианских 7: из коих 4 в Иерусалиме (в их числе часовня Вознесения и погребальный вертеп Пресвятой Богородицы в Гефсимании) и 3 в Вифлееме (Xрам Рождества Xристова Вертеп Рождества Xристова и Долина Пастырей)
Иудейских: 1 — «Стена Плача» в Иерусалиме {169} и «Гробница Рахиль» близ Вифлеема, одновременно оспариваемая иудеями и мусульманами.
     «Де факто» — же христианских Святых Мест в черте Иерусалима 80. Из них 76 в Иерусалиме Иорданском и 4 в части города, занятой Израилем. Из общего числа 174-х Святых Мест, почитаемых христианами, 64 находятся на территории Израиля. В то же время из 18-ти иудейских Святых Мест лишь 6 находятся на территории Израиля. Кроме того, 3 (из 18-ти) Святых Мест мусульман также пребывают в государстве Израиля.
     При существующем положении вещей паломничество к Святым Местам из одной страны в другую (Израиль и Иордания) фактически невозможно. На праздники Рождества Xристова или Воскресения проход из еврейской части Иерусалима в часть иорданскую разрешен лишь в одном месте — через ворота Мандельбаум (ворота «миндального дерева» по-немецки, по фамилии еврея, дом которого смежен с воротами). Разрешение на проход дается не всем желающим поклониться Святым Местам или просто посетить Иерусалим.
    Так например, в 1954-м году Иорданскими властями был составлен список в 125 фамилий, доступ которым в Иерусалим был запрещен. В списке значились русские (советские) монахини и лица, подозреваемые в симпатиях к коммунизму. В 1957-м году не были пропущены французские дипломаты и консула при Израильской Республике; в 1958-м году русские (советские) монахи пропущены не были.
     {170} В XI-м веке христианский мир встал на защиту Святых Мест. В XX-м веке христианский мир, искусственно создавая государства и наивно насаждая не приемлющие друг друга народы один рядом с другим, оставляя в то же время открытым ряд территориальных вопросов, Святые Места во внимание не принимал.
     Так же, как искусственный Данцигский коридор стал первопричиной или поводом к вооруженным действиям, так же, как искусственный Берлин является постоянным источником конфликтов (пока дипломатических), так и Святые Места могут стать местом кровопролития и сражений. Современное христианское человечество утеряло чувство святости города, где проповедовал, пострадал и воскрес из мертвых Господь Иисус Христос Сын Божий.
     Искусственность и неустойчивость города Иерусалима наглядно выявляется в факте провозглашения Израилем Иерусалима своей столицей, вместо Тель Авива (Июль 1953-й год). Решение Израиля шло вразрез международным договорам, ибо «де юре» город изъят из владений как Израиля, так и Иордании. Одностороннее решение Израиля вызвало тогда во всем мире дипломатические протесты, но как всякий дипломатический протест они ни к чему не привели. 171}

6. Советское влияние по Церковной линии. Московская Патриархия на Святой Земле

1) Начальники Миссии

     В 1948-м году с рождением Израильского Государства часть владений Русской Православной Церкви и Императорского Палестинского Общества, находящиеся на территории Израиля, были переданы Московской Патриархии.
 30-го Ноября, прибыла первая советская миссия во главе с архимандритом Леонидом (Лобачевым).  (Архимандрит Леонид в 1953-м году стал настоятелем храма Св. Пимена в Москве. Был хиротонисан во епископа Астраханского, в 1954-м году переведен в Пензу и в 1960-м — в Калугу.)
     Миссия получила: в Иерусалиме Собор Св. Троицы и здание миссии; в местечке Аин Карем — Горненский женский монастырь*  с храмом во имя Казанской Божией Матери; в городе Яффа — храм Св. Апостолов Петра и Павла, могилу праведной Тавифы и сад; на горе Кармил — храм Св. Пророка Ильи и ряд земельных участков в Назарете, Кане Галилейской, Тивериаде, Магдале и др. местах. *(Настоятельница монастыря, игуменья Елизавета с сестрами арабками, не желая подчиниться Моск. Патриарху, перебралась в Иорданию потом во Францию и пребывает в данное время в Лондоне.)
     3-го Декабря 1949-го года, начальником Миссии {172} был назначен Епископ Владимир (Кобец)  который пробыл на посту до конца 1951-го г. (Епископ Владимир был хиротонисан во епископа Изборского в 1948-м году. В 1951-м году переведен в Житомир. Ушел на покой по болезни в 1956-м году. Скончался 24-1-60 г.)
Его заменил ахримандрит Поликарп (Примак), затем протоиерей Михаил Зернов  (Протоиерей Михаил Зернов будет хиротонисан во епископа Подольского в 1961-м году. Одна из наиболее неприязненных личностей Моск. Патриархии, но, по-видимому, пользующаяся доверием Власти, ибо много и часто разъезжал заграницей.). 20-го Февраля 1956-го года начальником Миссии был назначен игумен Пимен (Xмелевский), возведенный по просьбе Моск. Патриарха в сан архимандрита архиепископом Тивериадским Венедиктом (ныне Патриарх Иерусалимский).
     Корреспондент испанского ежемесячного журнала «Католисмос» (№ 182 Май 1957 г.), посетивший о. архимандрита и имевший с ним беседу в своей статье («Таинственный архимандрит Пимен — пионер Православной Руси на театре Ближ. Востока») задает вопрос: «Этот странный архимандрит не является ли просто агентом политической полиции с бородой и волосами священнослужителя? Разве что коммунистическая власть поняла наконец, что не надо гнать религию и, поняв это, предоставила Церкви возможность процветать как до революции 1917-го года».
 Автор статьи склонен верить, {173} что «сов. власть достаточно реально оценивает обстановку». Это он усматривает в том, что «паломничество развивается с каждым годом» не только среди христиан, но и среди мусульман «... которые как во времена Царей... массами едут в Мекку».
     Мы знаем что нет массового паломничества ни христиан ни мусульман...!
     В декабре 1957-го года архимандрит Пимен вернулся в Москву. Его заменяет архимандрит Никодим (Ротов), который в феврале 59-го г. совершает поездку в Эфиопию и в ноябре возвращается в Москву. Его заменяет архимандрит Августин (Судоплатов)  (В родстве с сов. генералом Судоплатовым, выдающимся руководителем сов. разведки. До назначения в Св. Землю был настоятелем Псково-Печерского монастыря.).
     Архимандрит Августин наладил добрые отношения со всеми церковными и гражданскими властями. Это позволило ему устраивать в Троицком Соборе торжественные Богослужения, на которых служил сам Патриарх и присутствовали представители дипломатического Корпуса, штаб ООН, представители духовенства римо-католиков и других вероисповеданий и даже Сов. посол при Израиле.
     В 1961-м году его заменяет о. Варфоломей, возведенный по приезде в Иерусалим в сан архимандрита.
 Из перечисления начальников миссии мы видим, {174} что проводят они на своем посту не больше 11/2  года. Этот факт можно сопоставить с фактом частых переводов епископов в СССР с одной кафедры на другую, причем сроки пребывания на кафедре колеблются между 1 1/2  — 2-мя годами. В этом мы видим новое доказательство зависимости Церкви от воинственно-безбожной власти, новое доказательство отсутствия свободы Церкви.

2) Имущество Имп. Палестинского Общества в Израиле

     Все имущество Императорского Палестинского Общества  (на основе архива автора.), находящееся на территории Израиля, оценивается в данное время в 100 миллионов долларов. Правительство Израиля признало де юре Сов. Власть законной наследницей Императорского Правительства и Российских Императорских Обществ. На этом основании Сов. Власть требует полной передачи ей всего имущества.
     Правительство Израиля со своей стороны пользуется некоторыми зданиями для своих нужд (министерства, присутствия) и предлагает совершить передачу имущества постепенно. Переговоры тянулись, прерывались, возобновлялись. В 1960-м году с сов. стороны была назначена делегация из высших чиновников Министерства Иностр. Дел и членов посольства в Израиле для заключения окончательного договора. Но к соглашению не {175} пришли, и переговоры вновь прекратились. Согласно сведениям православной американской печати. (АРЕО. Декабрь 1961), переговоры недавно возобновились.  (Статья Гершон Свет (из Израиля) в «Новом Русском Слове» (САСШ) перепечатанная в «Русской Мысли», №" 1559 от 2-8-60 и корреспонденция Эпельбаума — (Израиль) в «Русской Мысли», № 1559 от 24-6-61.).
 25-го Января 1964-го года, французские газеты (Газета «Монд», №№ от 25 и 26/27 янв. 1964 г.) сообщили, что заключен договор между Израилем и Сов. Союзом, согласно которому Израиль купил у Сов. Союза имущество Палестинского Императорского Общества за 4,5 мил. долларов. Тель-Авивская газета «Маарив» объяснила, что Сов. Власти нужна крепкая валюта для расчета с САСШ за зерно. На другой день в газ. «Монд» появилась заметка собственного корреспондента газеты в Израиле, подтверждающая сообщение телеграфных агентств. Для инославных западных наблюдателей подобная сделка явилась фактом достойным похвалы, ибо она разряжает атмосферу и позволит Израилю и Сов. Союзу наладить нормальные торговые отношения.
     Русский православный читатель отметит, что Святые Места, странноприимные дома и земли, купленные или построенные на гроши русского православного народа (деньги Императорского Палестинского Общества шли от ежегодных сборов в Вербное Воскресение во всех храмах Российской {176} Империи), перешли в руки не христиан. Что Сов. Власть распродает ценности России это никого не удивит. Но прискорбно то, что еврейский народ, столь пострадавший от «экспроприации» и незаконных отчуждений, пошел на покупку заведомо краденного.

3) Взаимоотношения Московской и Иерусалимской Патриархий

     Мы видели, что в 1945-м году Патриарх Алексей объехал Ближ. Восток. 31-го Мая он прибыл в Иерусалим, где его торжественно приняли. В приветственных речах о политике не говорилось. В течение 5-ти дней Патриарх Алексей посещал Святые Места и принимал визиты (Верховного комиссара, греческого принца Павла и принцессы Ирины, консулов и др.)
     Отметим, что Патриарх Алексей побывал в Елеонском и Гефсиманском храмах, принадлежащих Русской Зарубежной Церкви. Оба храма находятся при двух женских монастырях. Значение этих монастырей, как мерило мировой совести, наглядно выявилось в том, как приняли сестры высокого посетителя:
     «Советский Патриарх побывал в Елеонском и Гефсиманском храмах ... в обоих случаях неожиданно, в сопровождении своей и греческой свиты... В обоих храмах он заходил в алтарь... На Елеоне сестры вели себя спокойно и выдержанно. Никто не подошел к нему. В Гефсимании игумен Серафим {177} стоял посредине храма, когда они вошли. Пели «Воскресение Xристово видевше...»
Греки сказали о. Серафиму, чтобы он и сестры взяли благословение у Патриарха. О. Серафим поднял руку с повелительным жестом и сказал «Знаю»... Никто не только не подошел к Патриарху, но даже никто не повернул головы, чтобы посмотреть на пришедших, так что большинство сестер его так и не видали» (Из доклада Архиерейскому Синоду Рус. Зарубежной Церкви начальника Миссии архимандрита — ныне епископа Лос Анжелосского, Антония).
     В 1946-м году Иерусалим посетила делегация, возглавляемая Митрополитом Григорием. Делегация провела в Палестине неделю (с 21-го по 28-ое ноября). Согласно сообщению Журнала Московской Патриархии (№ 12/1946 г.) «в беседе с Блаженнейшим Патриархом Тимофеем были обсуждены общие церковные вопросы, как и вопросы, касающиеся окормления нашей русской колонии в Иерусалиме и по всем ним установлена полная договоренность».
     На юбилейные торжества 1948-го г. Иерусалимский Патриарх в Москву не поехал. («К несчастью и к великому Нашему огорчению непреодолимые препятствия мешают Нам принять Ваше приглашение и участвовать в Московском Совещании Представителей Автокефальных Православных Церквей.» Это письмо начиналось с указания на то, что «мы не могли до настоящего времени ответить  Вам потому, что перевод Вашего послания на греческий язык {178} очень замедлился и лишь недавно сделан» — ЖМП № 8/1948 г.).
     На конгрессах «Всемирного комитета сторонников мира» 1949-го, 50-го, 51-го и прочих годов Иерусалимский Патриарх не участвовал, тогда как подписи Патриархов Антиохийского и Александрийского встречаются под тем или иным воззванием, призывающим Западный мир к разоружению и прекращению атомных опытов.
     Из этого видно, что покойный Блаженнейший Патриарх Тимофей не проявлял особого стремления к тесной дружбе с Московской Патриархией. Но, признав ее правомочной, законной и свободной представительницей Русской Православной Церкви, Мать всех Церквей Иерусалимская Патриархия принуждена была пойти на некоторое осуждение Русской Зарубежной Церкви.
     26-го Сентября 1952-го года Патриарх Алексей обратился к «Его Блаженству, Блаженнейшему Тимофею, Патриарху Святого града Иерусалима и всея Палестины» с посланием, в котором он указывал на «прискорбное наличие за пределами нашей Родины епископов и клириков, именующих себя Русской Православной Церковью заграницей, но не имеющих канонической связи с Нами».
     Послание излагало историю взаимоотношений Московской Патриархии с Русской Церковью Заграницей и указывало на то, что «к скорби Нашего сердца» ряд владений Русской Духовной Миссии «доселе пребывают в руках закоснелых отщепенцев». Все это сообщалось «к {179} сведению» Иерусалимского Патриарха с явным расчетом на то, что Блаженнейший Тимофей запретит Русской Зарубежной Церкви священнодействовать в пределах его Патриархата, что позволит Московской Патриархии завладеть имуществом на территории Иордании.
     Поскольку Иерусалимский Патриарх признавал своего Московского собрата, он не мог игнорировать все, что ему было «для сведения» сообщено. В ответном письме, посланном обратной почтой и без предварительного сношения с Рус. Зар. Церковью, хотя бы для ознакомления с Ее ответом, Иерусалимский Патриарх сообщал, что он будет воздерживаться от литургического общения с клириками и епископами Рус. Заруб. Церкви. В это самое время в Св. Землю прибыл епископ Серафим (Иванов), ныне архиепископ Чикагский, Рус. Заруб. Церкви. Сразу по приезде Преосвященный Серафим явился к Патриарху, передал ему приветствие от Митрополита Анастасия, некогда участвовавшего в его хиротонии и, согласно древнему обычаю всей Православной Церкви, испросил благословение на посещение Св. Мест. Патриарх дал просимое благословение, но добавил, что, не возражая против служения в храмах Миссии, просит воздерживаться от служб у Гроба Господня из-за протеста Московской Патриархии, с которой он связан официальным признанием. Сделав таким образом уступку Московским требованиям. Патриарх Тимофей продолжал поддерживать сношения с Миссией.
     {180} Когда Св. Места посетил Преосвященный Леонтий (Барташевич, Епископ Женевский), Патриарх подарил ему панагию тончайшей работы, сказав, что дарит именно панагию, полагая, что она будет ему более по душе, чем орден (лично знавшие Преосвященного Леонтия согласятся в правильности Патриаршего предположения). Таким образом, установился модус вивенди, согласно которому Преосвященные Архиереи и иереи Русской Зарубежной Церкви тайно действовали в храмах миссии, но воздерживались от служений в храмах юрисдискции Патриархата.
 После кончины Блаженнейшаго Тимофея, был выбран ныне здравствующий Венедикт. Тогда распространился слух о том, что модус вивенди изменен не будет. Были даже надежды на то, что отношения к Русской Зарубежной Церкви станут лучше. Действительность оказалась иной. Когда в начале 1961-го года в Иерусалим прибыл из САСШ молодой иеромонах, назначенный в помощники начальнику Миссии, Патриарх Венедикт не благословил иеромонаху вообще служить, даже в русских храмах, если он будет возносить имя Митрополита Анастасия.
     Затем последовали частные увещевания отдельных священнослужителей Миссии отказаться от поминовения Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Митрополита Анастасия. Наконец, 12-го Августа 1961-го года помощник Патриарха, Севастийский Архиепископ Афинагор, официально потребовал прекращение поминания Митрополита {181} Анастасия, т. е. выхода Миссии из состава Русской Зарубежной Церкви и вхождение ее в состав Иерусалимской Церкви. За этой переменой юрисдикции естественно последовала бы передача Миссии Иерусалимским Патриархом — Патриарху Московскому, т. е. Правительству СССР.
 Получив от Начальника Миссии донесение о полученном предписании, Синод Русской Заруб. Церкви ответил следующей телеграммой:
      «Предложение помощника Иерусалимского Патриарха Архиепископа Севастийского Афинагора от 12-го августа является канонически необоснованным вмешательством во внутреннюю жизнь Русской Церкви и нарушает практику вековой традиции.
     «Это делается для удовлетворения тех русских иерархов, которые действуют в угоду безбожной коммунистической власти и по ее инструкциям.
     «Архиерейский Синод не признает этих иерархов законными представителями Русской Церкви.
     «Поэтому форма поминовения священноначалия Церковной власти в русской Духовной Миссии в Иерусалиме будет сохранена без изменения»  (Текст телеграммы см. «Вестник Православного Дела», № 10, стр. 3.).
     За телеграммой было послано письмо Митрополита Анастасия. В этом письме Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, подтверждая телеграмму, напоминал Иерусалимскому Патриарху историю взаимоотношений Миссии и Патриархии, основанную на {182} строгом соблюдении канонов Православной Церкви, обосновывал на исторических примерах  (Приведенный исторический пример ссылался на взаимоотношения Элладской Церкви и Константинопольского Престола в 1819-20-х годах, когда Патриарх под давлением турок отлучил от Церкви восставших против них греков. С тех пор Элладская Церковь стала автокефальной впредь до восстановления полной свободы Константинопольского Патриарха.) и на канонах  (Письмо ссылалось на каноны 30-й Антиохийского Собора и 3-й VII-го Вселенского Собора.) существование Русской Православной Церкви за рубежом, указывал на зависимость Московской Патриархии от воинственно противобожной власти СССР и заканчивал указывая на то, что «мы будем счастливы, если Ваше Блаженство примет во внимание особое наше положение, вытекающее из беспримерных гонений на веру в России и восстановит по отношению священнослужителей и членов Миссии ту любовь, которую мы так ценили от Ваших блаженной памяти предшественников».
     К письму был приложен меморандум, излагающий юридические и канонические положения Русской Миссии от указа Св. Синода от 23-го Октября 1857-го г. до сего дня и объясняющий причины, не позволяющие Миссии признать и тем более подчиниться Московскому Патриарху.
     Через месяц после этого письма Патриарх Венедикт прибыли САСШ (15-го Сентября 1961-го {183} года). Среди встречающих Его Блаженство на аэродроме находились от Русской Зарубежной Церкви Архиепископ Никон и протопресвитер Г. Граббе. На следующий день Патриарх весьма любезно встречал Митрополита Анастасия, прибывшего на торжественный прием. Через два дня на прием и чествование у греческого консула личное приглашение прибыть на прием было послано Митрополиту Анастасию.
     Несмотря на это, по своем возвращении в Иерусалим Патриарх не изменил своего отношения к Миссии, которая, со своей стороны, продолжает оставаться верной Русской Зарубежной Церкви.

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме после 2-й Мировой войны

       В настоящее время Миссия состоит из: Начальника Миссии, архимандрита Димитрия (Биакай).      При нем находятся 2 архимандрита, 2 игумена, 1 протоиерей, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 1 диакон, 1 схимонах, 1 монах, 2 рясофорных послушника и 1 послушник. Миссия обладает:
 2-мя женскими монастырями: Свято-Вознесенским женским монастырем и Вифанской общиной Воскресения Xристова.
 Гефсиманским садом с храмом Св. Марии Магдалины.{184}
 Мамврийским дубом с собором Св. Праотец в Xевроне. Скитом на месте древней Лавры преп. Xаритона Исповедника в Фара.
 Часовней в миссийском саду в Иерихоне.
 Часовней на прибрежном участке Миссии на реке Иордан.
 Xрамом Св. Александра Невского у Судных Ворот (Раскопки) в Иерусалиме Православного Палестинского Общества.
     Мы видели, как развивалась Миссия до начала 1-й Мировой Войны. С ее объявлением священнослужители всех вероисповеданий (кроме греков - турецких подданных) были высланы. Большая часть монашеской братьи также была выслана. На русских участках расположились турецкие воинские части. Для сохранения ценностей и святынь вся церковная утварь и ризы с икон были спрятаны. Xрамы запечатывались.
     Оставшиеся монахини влачили тяжкое существование при небольшой поддержке Патриарха Дамиана и Итальянского консула, принявшего покровительство над монастырями. Когда же Италия вступила в войну, некоторую помощь стал оказывать консул САСШ. В результате пребывания турецких солдат в Елеонской общине, оказались снятыми кресты, живопись замазанной, иконостас поломан. Турецких солдат сменили немцы и после 20-го ноября 1918-го года — англичане. Англичане помогли сестрам предметами питания.
     {185} Мирная, но крайне бедная, жизнь восстановилась после 1919-го года. Всюду были разрушения, разорения и запустения. Ряд цистерн, значение которых первостепенной важности на Ближнем Востоке, дали трещины. Сестры, прожившие в течение 5-ти лет на голодном пайке, не имели одежды и обуви. Первое время после появления англичан, некоторые сестры получили от нового правительства работу на постройке Иерихонской дороги.
     В 1924-м году Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви поручил Архиепископу Анастасию отправиться в Иерусалим в качестве наблюдателя над делами Русской Духовной Миссии. «Посетив предварительно Лондон для переговоров с представителями английского правительства, он прибыл в Святую Землю в декабре 1924-го г. и оставался здесь в течение целых 10 лет, выезжая ежегодно в Сремские Карловцы на очередные заседания Архиерейского Собора, а также иногда в Сирию для посещения Патриарха Григория IУ и его преемника Патриарха Александра. Из Палестины же Архиепископ Анастасий совершил паломничество на Синай. За 10 слишком лет своего пребывания в Святой Земле Владыка Анастасий не только сохранил и укрепил нашу Миссию, но и обеспечил ее существование на будущее время.
     Постоянно служа и проповедуя во всех храмах Миссии и совершив собственноручно целый ряд постригов монахов и монахинь, он поднял на большую духовную высоту иноческую жизнь насельников наших обителей в Палестине. {186} Стараниями Владыки были открыты и новые женские обители с интеллигентными, высокого, культурного уровня инокинями и при них школы с кадровыми преподавателями.                
     Предстоятели всех Восточных Церквей, с которыми Владыка Анастасий поддерживал братское общение, преклонялись перед его высоким духовным авторитетом и оказывали ему всевозможные знаки особого внимания и почтения. Громадное уважение снискал Владыка и со стороны местных гражданских властей-представителей английского правительства, ради более удобного сообщения с коими, он уже в немолодых годах основательно изучил английский язык.» (См. «Юбилейный сборник к 50-тилетию Архиерейского служения Митрополита Анастасия». Изд. Братства Иова Почаевского, Джорданвиль САСШ 1956 г. стр. 15-16).
 В виду значения имущества Русской Духовной миссии на Ближнем Востоке и особенно в виду морального значения пребывания и существования Миссии приведем данные об этом имуществе.    
 
Елеонский женский монастырь

     Спасо-Вознесенский женский монастырь находится на вершине горы Елеон. «Елеонская или Масличная гора расположена на восток от Иерусалима к имеет три вершины, средняя из которых связана вековым преданием с воспоминанием о Вознесении Господа нашего Иисуса Xриста. Русский монастырь {187} занимает юго-восточную часть этой средней горы. Елеон отделен от Иерусалима Иосафатовой долиной, по которой в древности протекал Кедронский поток. На склоне горы, обращенном к Иерусалиму, при спуске к Кедронской долине находится Гефсиманский сад. Елеонская гора упоминается впервые в Библии за 1100 лет до Р. X. Во 2-й Книге Царств описывается шествие престарелого царя Давида на вершину горы, где он принес жертву Богу» (См. «Святая Земля» ежемесячное издание Руск. Дух. Миссии в Иерусалиме. № 1-й Август 1934-й год.).
     В монастыре в данное время 61 монахиня, 34 рясофорных послушницы и 15 послушниц. Настоятельствует над ними игуменья Тамара (в миру княгиня Багратион Мухранская, рожденная княжна Татьяна Константиновна, дочь Вел. Князя Константина Константиновича). У монастыря храм Вознесения Xристова, расписанный трудами самих сестер и часовня на месте 2-го и 3-го обретения Главы Св. Иоанна Предчети. На месте часовни предполагается наличие в древности тоже храма, о чем свидетельствует сохранившаяся мозаика пола. Кроме монастырских корпусов, в ограде обители находится дом Начальника Русской Миссии. В нижнем этаже этого дома устроен музей, в котором хранятся все найденные на участке древности.
     Наконец, имеется еще длинное здание с плоской крышей — начатый в 1907-м году соборный храм во имя Страшного Суда Господня.  К 1914-му году едва успели достроить нижний храм во имя Св. {188} Филарета Милостивого. Он сейчас является трапезной монастыря. К югу от монастыря тянется монастырское кладбище, засаженное маслинами, и выгон для коров, обеспечивающих монастырю маленькое молочное хозяйство. При монастыре имеется золотошвейная и иконописная мастерские, принимающие заказы на облачения и иконы для всего свободного мира.
     При монастыре ютятся больные и нетрудоспособные старушки, доживающие свой век, получая от Миссии ничтожное пособие и от международной организации помощи небольшой рацион сухих продуктов.
     Близ монастыря находится храм Св. Равноапостольной Марии Магдалины, заложенный в 1884-м году в присутствии Великого Князя Сергея Александровича и его супруги Великой Княгини Елизаветы Феодоровны. Постройка была закончена в 1886-м году (См.: «Новые мученики Российские» Том 1-й, Протопресвитера М. Польского Джорданвиль 1949 г.- есть у нас на стр. ldn-knigi).  В 1920-м году в храм привезли из Китая 2 гроба с останками умученных и сброшенных в шахту близ Алопаевска Великой Княгини и ее келейницы сестры Варвары. Останки страдалиц были торжественно встречены английскими властями, греческим и русским духовенством, местной русской колонией и местными жителями. Погребение в крипте храма совершал Блаженнейший Патриарх Дамиан в сослужении большого сонма духовенства. {189}

Православная женская обитель в Вифании

     Вифанская женская обитель расположена на участке в 2.000 кв. метров, в 2-х каменных двухэтажных зданиях. Участок был куплен и здания возведены в 1909-м году для нужд паломников. Сейчас тут подвизаются 11 монахинь, 18 рясофорных послушниц и 5 послушниц.  («Святая Земля» Ф. Б. «Русская Мысль» № 652 от 23-4-54.
(«Вифанская школа». Л. Родзянко. «Рус. Мысль». № 594 от 2-10-53.
«На Св. Земле» протоиерея И. Григор Клочко. «Рус. Мысль», № 485 от 17-9-52.
«На Св. Земле», Л. Родзянко. «Рус. Мысль», № 488 от 25-9-52.
«На опасной границе». «Рус. Мысль», № 679 от 28-7-54.
«Под кедром Ливанским-», М. Вельская. «Рус Мысль», № 2003 от 4-6-63.
«Св. Земля» очерк Д-ра А. Кузнецова «Свобода», № 1 Январь 1963.).
     В 1932-м году, две англичанки Варвара Стела Робинсон и Аликс Сирот, посетившие Св. Землю, приняли православие и монашеский постриг. Первая была наречена Марией, вторая Марфой. Своими трудами и средствами они учредили в Вифании школу для арабских девочек. Вокруг матушек Марии и Марфы собралось несколько сестер. Дома были соединены в один блок, приведены в порядок и {190} построен еще один дом. Школа и при ней интернат были открыты в 1937-м году. Кроме общеобразовательных предметов, девочкам преподавали Закон Божий, Историю Церкви, Катехизис, церковное пение и языки: арабский английский и русский. Количество детей колебалось от 60-ти до 90.
     В 1963-м году их было 72. Кроме школы, при обители была открыта бесплатная амбулатория для местных жителей, которых приходит до 100 в день. Вся работа по обслуживанию школы и амбулатории совершалась трудами монахинь. Когда выяснилось, что в лагерях беженцев из Израиля среди детей не ведется культурно-просветительной работы, 2 послушницы были откомандированы в село Тайге, где они наладили воскресную школу. На первый урок явилось 40 ч. детей. На 2-й их было 120, возрастом от 5 до 15-ти лет.
     Для девушек свыше 16-ти лет при Школе открыт специальный класс подготовки к поступлению в госпиталя в качестве сестер милосердия.

Участок на реке Иордан

     Участок на реке Иордан  (Описание русских участков на территории Иордании взяты из путеводителя «Святая Земля», изданного объединением паломников под председательством Преосвященного Епископа Мефодия, Париж 1961 г. 160 стр. и 2 приложения. ) расположен между участками греков, католиков, коптов, абиссинцев и {191} румын. К воде спускаются сходни. Воду для орошения обширного огорода, разбитого на участке, подает мотор. На участке имеется часовня.

Мамврийский дуб

     В 40 километрах от Иерусалима находится место, где когда-то была дубрава Мамре, под сенью который жил Авраам. На месте былой дубравы теперь только вспаханные поля. Тем нее менее, на северном склоне лощины уцелел один дуб глубочайшей древности. Предания, тянущиеся вглубь веков и сохраняемые христианами, евреями и мусульманами с одинаковой ревностью, указывают на этот дуб, как на тот, у которого стоял шатер Авраама, когда ему было явление Трех Странников.
     Xристианские писатели IV в. и наш паломник Даниил в XII в., упоминая о дубе Авраама, указывают его местонахождение там, где он находится и сейчас. Архимандрит Антонин купил его 1-го ноября 1868-го года за 3.000 франков. В последующее время постепенно приобретались соседние участки, так что в настоящее время хевронский участок Русской Духовной Миссии имеет 72.355 кв. метров. На земле участка разведены виноградник и огород. Кроме того, в 1874-м году на участке был открыт двухэтажный дом для приема паломников. Наконец, в 1925-м году Иерусалимским Патриархом Дамианом был освящен храм во имя Св. Праотец с 2-мя приделами. (Постройка {192} храма начата была в 1906-м году, прервана 1-й Мировой войной и закончена в 1925-м году).

Участки в Иерихоне

     В Иерихоне, находящемся в 37-ми км. от Иерусалима, Русская Миссия владеет несколькими участками. Один из них, площадью в 15.127 кв. м., представляет собой фруктовый сад с двухэтажным домом, часовней и другими постройками. В часовне интересные мозаики и остатки строения 11-го века.

«Раскопки»

     «Старинная стена и Судные врата в ней обнаружились неожиданно в прошлом столетии при покупке Русским Правительством участка у Абиссинцев, вблизи Xрама Св. Гроба. Этот участок предполагался использовать для постройки здания Русского консульства, но при расчистке места архитектор наткнулся на остатки массивной стены, камни которой с их характерной обтеской свидетельствовали об ее эпохе. Постройка была приостановлена; начались раскопки под руководством тогдашнего начальника Миссии, архимандрита Антонина  (См.: "Le seuil de la porte du Jugement dans l’hospice de St. Alexandre de la St?. Orthodoxe de Palestine ? J?rusalem" d’apr?s des travaux divers par Antipoff. J?rusalem 1963. Brochure de 9 p. avec 4 ill. et I sch?ma hors texte.). {193} Научными изысканиями было окончательно установлено, что найденная стена являлась внешней стеной города во времена Спасителя, а порог между двумя пилястрами — Судные врата.» Над этими священными местами возведен храм и при нем подворье. Подворье состоит из здания, в нижнем этаже которого, приемная, канцелярия и кухня, а в верхнем этаже общая палата на 30 кроватей, 5 комнат по 2 кровати, и 3 комнаты по 8 кроватей. Заведует «Раскопками» администратор Прав. Палестинского Общества во Св. Граде Иерусалиме, генерал Xрипунов.
 
Нужды русских монастырей и участков  и помощь русской эмиграции
 
     Как следствие запущений и разорений времени 1-й и 2-й Мировых Войн и стесненного материального положения миссии, явившимся последствием порабощения Святой Руси противобожной коммунистической властью, земли и строения нуждаются в крупных работах по ремонту. Насельники обителей и члены Миссии, не получая пожертвований, также пребывают в нужде.
     Укажем для примера, что генерал Xрипунов писал в своем воззвании в апреле 1960-го года, что «и Xрам и само здание со Священным Порогом настоятельно требуют срочного ремонта. Нужна реставрация и поддержание икон кисти художника Кошелева, представляющих сейчас неповторимую унику. Xозяйственный инвентарь пришел в ветхость и даже негодность». Генерал просил 9.000 американских {194} долларов. К воззванию была приложена на русском и английском языках подробная смета необходимых расходов.
     Из воззвания о помощи Вифанской общины, содержащей, как мы видели, школы и амбулаторию, видно, что расходы ее превышают доходы. В статье доходов пожертвования представляют собой 1/3 всего бюджета, личные доходы Матушки Игуменьи, поступающие целиком в кассу общины, являют собою 1/6 всех доходов.
     На руках Елеонского монастыря ряд стариц, которым нельзя дать умереть с голода и, как всюду, необходим ремонт зданий.
     Русская эмиграция не оставалась безучастной к своим монастырям и Миссии. С самого начала своего обоснования заграницей, в русских беженских храмах был введен тарелочный сбор в пользу Св. Земли. Но поездки в паломничество являлись чрезвычайной редкостью. Правда до 2-й Мировой войны дальние поездки были вообще редки. Но после ее окончания на Западе и наступления затишья на Ближнем Востоке, частично в связи с развитием туризма во всех его видах, Святые Места стал посещать ряд духовных и светских лиц, особенно из Франции.
     Из Западного мира: Франции, Германии и Англии, отправились в Святые обители новые послушницы. Письма послушниц своим друзьям и рассказы отдельных паломников довели до сведения русской православной эмиграции о бедственном положении обителей и в то же время ознакомили {195} эмиграцию с тем, как в них молятся, как стойко выдерживают насельницы монастырей и члены Миссии натиски Московской Патриархии.
     В 1950-м году в Западной Европе распространилось «письмо путешественницы», дающее краткий исторический обзор монастырей и излагающее их деятельность и их нужды.
     В 1951-м году отправился в Святую Землю архимандрит (ныне епископ) Мефодий, настоятель прихода русского экзархата Константинопольского Патриарха в городе Аньер (близ Парижа). «То огромное, что вынес оттуда... зародило в нем мысль о паломничестве». Наладить таковое стоило ему огромных трудов. Успешно преодолев все препятствия в августе 1952-го года, первое паломничество в составе 28-ми человек отправилось в Св. Землю... В 1953-м году паломников было 43 человека. С тех пор, за исключением 57 и 58 гг., ежегодно в июле-августе, Владыка Мефодий возглавляет очередную поездку. В паломничествах участвуют люди всех возрастов, участвует молодежь и духовенство обеих «юрисдикции». Едут из Франции, Бельгии, Швейцарии, Англии, Германии и других европейских стран.
     По возвращении первого паломничества было устроено ряд докладов, помешено в газетах ряд статей, дано ряд концертов в пользу монастырских общин. Паломники объединились в содружество, которое стало выпускать «Паломнический листок» — тетради, в которых подробно освещалась жизнь И нужды общин Св. Земли, указывался размер {196} посланных пожертвований, освещался порядок использования этих пожертвований. Кроме того, печатались статьи о Святой Земле. Был основан Епархиальный Палестинский Комитет.
     В 1954-м году Комитет собрал 897.413 фр. франков, 120 ам. дол., 50 бельг. фр. и другую валюту. В ответ на перевод Игуменьи Мария и Тамара писали, что «действительно спасли монастыри на Св. Земле и их деятельность». В 1956-м году, благодаря оказанной помощи, произведен был ремонт крыши храма, электрической проводки, топки бани. Содружество паломников, движимое горячей любовью к монастырям, ежегодно измышляет способы сбора денег: издает поздравительные открытки, устраивает духовные концерты, лотереи. Наконец, надо отметить изданную в 1961-м году книгу «Святая Земля» размером 16 х 22, в 160 стр. с многочисленными фотографиями и планом Иерусалима, на отличной бумаге. Книга эта представляет собой путеводитель по Св. Земле исключительной ценности тем более, что последнее издание путеводителя на русском языке относится к... 1908-му году! В «Святой Земле» автор изложил историю общую и церковную Святой Земли, археологические открытия, и подробно описал все святыни Иордании.
     Вслед за поездкой Владыки Мефодия, Святую Землю посетили в 1951-54-х годах Ф. И. Бокач (ныне священник), Протоиерей Иоанн Григор Клочко (оба из Парижа), Епископ Женевский Леонтий, Светлейший Князь В. Д. Голицын. Все они, по своему возвращению развили широкую деятельность {197} по оказанию помощи монастырям. Ф. И. Бокач и протоиерей Иоанн Григор Клочко объездили Европу с докладами, иллюстрированными снимками, и дали ряд статей в различных периодических изданиях с призывами о помощи. Князь Голицын, со своей стороны, взывал к знакомым ему состоятельным лицам, которые стали оказывать существенную денежную помощь.
     Из далекой Австралии Даниил Савич Король, совершив паломничество, дал ряд описаний снисхождения Благодатного Огня и основал в Австралии «Фонд помощи Русской Православной Миссии в Св. Граде Иерусалиме».
     Наконец, Высокопреосвященнейший Иоанн Архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский выпустил в 1952-м году воззвание, начинавшееся словами «Аще забуду Тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» (из Не. 136). Учрежденное им «Общество Ревнителей Св. Земли» было зарегистрировано в 1956-м году в Швейцарии, как «Комитет помощи православным учреждениям на Св. Земле». В 1955-56-м году Комитет собрал 2.666 ам. дол. а в 1957-58-м году, 4.460 дол. (т. е. почти 2 мил. старых франц. франков). Комитет, движимый его Генеральным секретарем, П. С. Лопухиным, организовал представительства во всем мире и выпустил книжечки, в которых жертвователи вписывали имена «о здравии» и «за упокой», которые «мы вдвоем поминаем на проскомидии во Святом {198} Алтаре и следим строго по своему послушанию, чтобы ни одно имя не пропустить» (из письма со Св. Земли).
     Таким образом российская эмиграция не осталась безучастной по отношению Миссии на Св. Земле. Но естественно, что она еще должна и может многое сделать для укрепления положения Миссии.
     Несмотря на деятельность, развиваемую паломниками и Церковью, далеко не все круги русской эмиграции сознают истинное значение описанных нами очагов Иордании. Необходимо, чтобы каждый, кто прочтет наш труд, развил бы вокруг себя информационную кампанию, призывая верующего помогать обителям во Славу Божию, а свободномыслящего — помогать борцам за Истину и антикоммунистам, находящимся на передовых позициях, под непрестанным обстрелом. Наконец, тот, кто уже что-то уделил, да возьмет на себя обязанность увеличить размер своей личной помощи. Если все мы рьяно вложимся в это дело, то наша передовая позиция окажется значительно укрепленной. {199}