Православные новости

Ближайший сподвижник митрополита Владимира смещен с ключевых постов и обвинен членами Синода в «смуте», «клевете на соборный разум Церкви и хуле на Духа Святого»


Архиепископ Александр (Драбинко)

Несмотря на отмену главой Украинской Православной Церкви митрополитом Владимиром заседания Священного Синода, созванного митрополитом Одесским Агафангелом, члены Синода сегодня прибыли в больницу к Предстоятелю УПЦ и, по-видимому, добились благословения на его проведение. Результатом последующего заседания стало окончательное устранение ближайшего сподвижника митрополита Владимира от ключевых постов в УПЦ, передает корреспондент "Религии в Украине".

Подробнее ...
Home Интересное Интересное Досифея патриарха Иерусалимского, история епископии святой горы Синая

Досифея патриарха Иерусалимского, история епископии святой горы Синая


Портрет Иерусалимского патриарха Диодора

 

КНИГА ПЕРВАЯ.

Глава первая.

Что гора Синай была епископиею и что на ней были и многие другие достопримечательные монастыри еще до Юстиниана Великого, это явствует из третьей части деяний святого вселенского собора Халкидонского. Ибо когда Феодосий, бежав с собора, уехал в Александрию и оттуда перешел в Иерусалим и объявил, что Халкидонский собор есть несторианский, а затем с помощью некоторых заблудших был разбойнически избран якобы патриархом Иерусалимским и совершил тысячи зол, а кроме того и убийства, — то святейший патриарх Иерусалимский Ювеналий и правитель Палестинский Дорофей донесли императору Маркиану о случившемся. Посему последний послал в Иерусалим схватить Феодосия; когда же он бежал на Синайскую гору, в Иерусалиме составился поместный собор, который подтвердил собор Халкидонский и восстановил законного патриарха Ювеналия, а Феодосия осудил. Этому-то собору царь написал против Феодосия послание, в котором упоминает и епископию горы Синая; сверх того, царь написал против Феодосия и тогдашнему епископу горы Синая Макарию и архимандритам синайских монастырей. Из сего явствует, что были и епископ Синая и многие монастыри на этой горе не только до Юстиниана, но  и раньше названного вселенского собора, который был за 80 слишком лет раньше построения нынешнего монастыря на Синае. Ибо собор был в 451 году, а построение монастыря — через 530 лет по Р. Хр.



Глава вторая.

Что епископ Синайский был подчинен апостольскому престолу Иерусалимскому, — это также ясно из двух достоверных свидетельств: во-первых из седьмого деяния сказанного вселенского собора, т. е. Халкидонского, где Максим Антиохийский и Ювеналий Иерусалимский согласились, чтобы первый имел две Финикии и Аравии, а Иерусалимский — три Палестины; а что третья Палестина есть Каменистая Аравия, в которой лежит и гора Синай, — об этом свидетельствуют Прокопий Кесарийский (в сочинении о постройках Юстиниана) и многие другие достоверные историки. Во-вторых, из Чина апостольского престола Святого Града, в котором архиепископ горы Синая числится 24-м.


Чин

митрополий и архиепископий апостольского престола Святого Града: всего митрополитов четверо, а архиепископий двадцать пять.

Первый митрополит Кесарии Палестинской, которому подчинено двадцать епископий.

Второй — Скифополя или Васана. Сему подчинены семь епископов.

Третий — Петрский; ему подчинены 13 епископов.

Четвертый — Востр или Аравии; ему подчинены 35 епископов.

 

Об архиепископиях.

Из архиепископов первый — Диосполя Лидды, или Георгиополя.

Иоппийский — второй,

Третий — Аскалонский.

Четвертый — Диосполский.

Пятый — Гасский.

Шестой — Анфидонский или Маюмский.

Седьмой — Елевферопольский.

Восьмой — Неапольский.

Девятый — Севастийский.

Десятый — Святой Троицы или святой реки Иордана.

Одиннадцатый — Тивериадский.

Двенадцатый — Диоскесарии. Она лежит выше Геннисарета.

Тринадцатый — Максимианопольский.

Четырнадцатый — Назаретский.

Пятнадцатый — горы Фаворской.

Шестнадцатый — Капетолиадский.

Семнадцатый — Мирский.

Восемнадцатый — Гадирский.

Девятнадцатый — Кириакопольский.

Двадцатый — Дрийский.

Двадцать первый — Гадетский.

Двадцать второй — Элии или Аилы. Она находится на побережье Чермного моря и ныне называется Раифо.

Двадцать третий — Фаранский.

Двадцать четвертый — горы Синая. Сей есть игумен и епископ.

Двадцать пятый — Еленопольский. 

Из архиепископов четверо суть протосинкеллы, которые именуются и пречестными, именно Лиддский, Иоппийский, Неапольский и святого Иордана.

Так свидетельствует «Чин» об епископе Синайском.


Глава третья.

А что не только епископ Синайский изначала был подчинен патриаршему престолу Иерусалимскому, но и отцы Синаиты, это ясно и из «Духовного Сада» святейшего патриарха Иерусалимского Софрония. В нем он говорит, что на Синайской горе жил авва Георгий, большой постник и добродетельный человек. Он пожелал причаститься в храме Воскресения Христова и (о, чудо!) оказался присутствующим в собрании и причастился из рук патриарха Петра. После причастия Петр говорит своему сослужителю Мине: «Когда пришел сей авва Синаит?» И тот сказал ему: «Молитвами твоими теперь и я его увидел». — «Итак устрой, сказал святейший Петр, чтобы он остался потрапезовать с нами». Мина пригласил его, и Георгий отвечал: «Да будет воля Божия». И помолившись и поклонившись Святому Гробу, он тотчас оказался в своей келлии. Во время трапезы стали искать авву Георгия, но он нигде не показывался. Посему он был обвинен в ослушании, и после того святейший патриарх послал к епископу Фаранскому авву Фотина с письмом к отцам, чтобы прислали к нему Георгия. Отцы удивились, увидев написанное, и заявили по чистой совести, что старец авва не выходил с Синая и постоянно пребывал там, и для его защиты и оправдания  были посланы три иеромонаха, авва Стефан Каппадокиец, авва Зосим и авва Дулкитий, к патриарху, которому и сам Георгий написал так: «Прости меня, досточтимейший отче, уже семьдесят лет, как я не выходил с горы Синая, и много лет не бывал в Палестине; и если бы хотел придти, то не оскорбил бы твоего вестника. Только да познает твое блаженство, что через шесть месяцев мы пойдем в сретение Господа и там свидимся». И действительно через шесть месяцев оба они умерли, и пророчество аввы Георгия Синаита исполнилось.

А что «Лимонарий» верен, известен и приемлем кафолической церкви, — сему свидетель святой Иоанн Дамаскин и святой вселенский седьмой собор, на котором о древности святых икон приводят во свидетельство авву, который подвизался на горе Елеонской и, будучи обманут диаволом, поклялся не поклоняться иконе Богородицы.

А что и изложенный «Чин» верен и происходит из древних времен, — свидетельствует этот самый «Лимонарий», говорящий, что епископ Фаранский подвластен (патриарху) Иерусалимскому; его «Чин» обозначает 23-м архиепископом Иерусалимским; а Фаран находится вблизи Синайской горы. Во-вторых, Лаврентий Первелигес в шестой книге своего «Феатра», в (статье) о патриархах помещает весь «Чин», как он приведен выше, с начала до конца, и подтверждает его. В-третьих, его принимает и подтверждает соборная грамота, данная Синаитам Иеремиею Константинопольским. В-четвертых, его вполне подтверждает древнее предание и соблюдение апостольского престола Святого Града, так как подчиненные ему митрополиты и архиепископы доныне имеют, согласно сему «Чину», свои положения и состояния.

 


Глава четвертая.

При Юстине Фракийском, в 518 г. спасения был низложен и предан анафеме ересиарх Севир и его последователи (патриархом) Константинопольским Иоанном Каппадокийцем и (патриархом) Иерусалимским Иоанном. Но так как он после сего снова при Юстиниане смущал Александрию, Сирию и Палестину, то (патриарх) Иерусалимский Петр, ревнитель православия, созвав собор в Иерусалиме, снова предал анафеме самого Севира и последователей его. Однако, так как Севир, имея своими единомышленниками (патриарха) Константинопольского Анфима и царицу Феодору, (супругу) Юстиниана, снова стал смущать Восток, то некоторые отцы из Сирии пришли плакаться царю. Случилось, что тогда прибыл в Византию святейший папа Римский Агапит. Итак, Петр подвигнул монашествующих всей своей епархии, и они послали многих архимандритов и других известных монахов, которые и пришли с монахами из Сирии к царю Юстиниану и к Агапиту бороться против Анфима и Севира. Найдя Агапита уже умершим, а Анфима низложенным и изверженным, они подали императору прошение против Севира. Император поручил святейшему (патриарху) Константинопольскому Мине устроить собор с приближенными покойного Агапита Римского, с представителями восточных патриархов и пребывавшими в Византии архиереями, и снова предали анафеме последователей Севира в 536 году. С отцами, посланными из трех Палестин, был и Феона, пресвитер горы Синая и представитель отцов Синайских и Раифских и святой церкви Фаранской. Затем все отцы возвратились в Иерусалим с решением того собора и с царскими грамотами, и святейший Петр Иерусалимский, снова созвав собор, решил подобным же образом. Итак ясно, что и тогда еще гора Синай, Раифо и Фаран были подчинены престолу Иерусалимскому.

В пользу сказанного свидетельствуют и протоколы сего собора при Мине, говорящие в первом деянии, что трибун Феодор, нотарий и референдарий царский, сказал Мине, председательствовавшему на соборе: «Боголюбезнейшие епископы второй Сирии и благоговейнейшие архимандриты святых монастырей сего царствующего града и некоторые из восточной области, и подчиненные (патриарху) Иерусалимскому благоговейнейшие монахи подали прошение добропобедному нашему владыке». Следовательно, и Феона был подчинен (патриарху) Иерусалимскому.

Затем, на созванном тогда Петром соборе в Иерусалиме Елисей, диакон и нотарий святейшего патриарха, говорил собору: «Пришли грамоты царя и патриарха Мины, которые принесли монахи нашей святейшей пустыни». В числе их был и Феона.

Далее, Мина Константинопольский говорит в письме к Петру: «Со всем этим согласились и благоговейнейшие монахи из вашей христолюбивой страны, пребывающие в царственном граде». Еще в первом деянии собора при Мине, при перечислении участников собора, говорится: «Еще же и подчиненных святым местам Христа истинного Бога нашего», и Феона считается вместе с остальными архимандритами трех Палестин. Хотя (деяние) и не говорит «Феона, посланный с горы Синая, Раифо и Фарана по поручению (патриарха) Иерусалимского», но и другие архимандриты трех Палестин не сказали, что они посланы представителями от (патриарха) Иерусалимского, так как представителем (патриарха) Иерусалимского был диакон Савин, а архимандриты были посланы по поручению Петра, как представители монастырей, подчиненных (патриарху) Иерусалимскому, подобно тому, как на 6-м вселенском соборе (деяние 1-е) одни были местоблюстителями святейшего папы Римского Агафона, а другие — местоблюстителями Римского собора.

Что Синайская гора находится в третьей Палестине, явствует и из того, что область Аила находится на побережье Чермного моря. на расстоянии 150 миль от Ироополя; она лежит западнее горы Синая, от которой отстоит на 60 миль. Оттуда был тогда представителем пресвитер Иоанн, а на тогдашнем соборе в Иерусалиме был Павел, 22-й архиепископ Аилы. Подпись пресвитера Иоанна гласит, что он был представителем монахов в Аиле третьей Палестины. Следовательно, и Синай входит в состав третьей Палестины, которая по определению четвертого святого вселенского собора подчинена Иерусалимскому престолу.

 

Глава пятая.

Через 530 лет после Р. Хр. Юстиниан, сверх прочего, построил и монастырь, который находится ныне на Синайской горе, и из уважения к монастырю установил, чтобы епископ горы Синая постоянно был и игуменом монастыря и не только  управлял сим монастырем, но под его настоятельством находились бы все церкви, монастыри, все отцы и прочие христиане, которые были под его началом и до построения монастыря, и чтобы он невозбранно проявлял во всей своей епархии всякими способами свойства архиерейского сана. Однако, в монастыре, где ему определено было быть и игуменом, ему было воспрещено садится на сопрестолие, не потому, чтобы он не мог проявлять все свойства архиерейской власти невозбранно и в сем монастыре, но для того, чтобы он не мог приводить в действие все относящееся к управлению, нуждам и безопасности монастыря один, а по решению собора избранных и уважаемых братий монастыря. Вследствие сего и сопрестолие стоит закрытым до сего дня.

Глава шестая.

Около 1090 г. спасения пришел в Иерусалим на поклонение пустынник Петр, которого называет и Кукупетром Анна Алексеевна (Т. е. Анна Комнина) в своей хронике. Святейший патриарх Иерусалимский Симеон послал с ним письмо к папе Римскому Урбану второму, излагая бедствия, которые причинили в Палестине арабы. Вследствие сего Урбан, находившийся тогда во Франции, в 1095 г. созвал собор властителей Запада, и решена была так называемая Священная война. В 1097 г. войска латинян пришли в Константинополь и 15 июля 1099 г., в пятницу, взяли Иерусалим. Но вышло противное мнению патриарха Симеона., так как латиняне поступали с  местными православными хуже Саракинов и даже поставили в Иерусалиме латинского патриарха. Они ввели новшества и в чин апостольских престолов Антиохии и Иерусалима; ибо они отняли от Антиохии Тирскую митрополию и подчинили ее Иерусалиму, назвав ее первою митрополиею; второю митрополиею они сделали Кесарию Палестинскую, дав ей еще в виде епископии архиепископию Севастийскую; третьею митрополиею сделали Назаретскую, дав ей в виде епископии архиепископию Тивериадскую; латино-патриарху Иерусалимскому дали епископии Вифлеем, Хеврон и Лидду и с той поры (так как после Симеона патриархи, избегая бедствий от латинян, блуждали то в Константинополь, то в другие места) сделали Синайскую гору епископиею и подчинили Петре, митрополии соседней Каменистой Аравии и третьей Палестины, дабы она была управляема местным митрополитом. О сем свидетельствует Вильгельм, архиепископ Тирский, который жил при Мануиле Комнине около 1180 г., а также вышеупомянутый Лаврентий Первелинге и Филипп Феррарий Александриец в своем географическом словаре: он также, подобно названным историкам, показывает гору Синай частью Каменистой Аравии. Это и служит причиною, почему Синай называется то епископиею, то архиепископиею, так как архиепископиею называется он по древнему обычаю и по «Чину», а епископиею — по положению, установленному во время владычества латинян в Иерусалиме.

Глава седьмая.

В 1453 г. Магомет взял Византию. Тотчас после взятия был избран патриархом Константинопольским Геннадий Схоларий. При нем епископ горы Синая подал просьбу об увольнении, но патриарх Иерусалимский не принял ее, а посоветовал и приказал ему снова принять епископию; тогда Синаиты, рассердившись, послали нескольких монахов к этому самому Геннадию Константинопольскому и спросили его, поступил ли правильно и канонически патриарх Иерусалимский, не приняв отставки их епископа. Тот в ответ сказал дословно следующее: «Во-первых, знайте все подвизающиеся в святой обители Синайской благоговейнейшие и преподобнейшие иеромонахи, что отречение всякого епископа от архиерейства не имеет никакой силы, разве если он пойдет в рукоположившую его церковь и к своему архиепископу или патриарху, выскажет причины, получит согласие на увольнение и другой будет поставлен на его место; многие уже отказывались, но не отпустил их патриарх их и церковь, и они снова были епископами и имели право действий. Итак, если боголюбезнейший епископ Синая, получив совет или приказ от святейшего патриарха Иерусалимского, имеет и ныне настоятельство обители и архиерейство, не соблазняйтесь о сем, но принимайте его с полным уважением; ибо не принимающий его будет подлежать суду наравне с раскольниками и соблазнителями». Из всего этого ясно, что епископия горы Синая во всех отношениях подчинена патриаршему престолу Иерусалимскому, и всякий, кто говорит или мыслит иначе, есть соблазнитель или раскольник. Говорит же Златоуст, что виновники раскола, даже если пострадают за Христа, не могут умилостивить Бога и получить прощение, ибо они преданы анафеме и совершенно чужды святой церкви Христовой.

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: