Иоанн Златоуст. О честном и животворящем кресте и о преступлении первых людей



О честном и животворящем кресте и о преступлении первых людей

Что мне сказать, или что возглаголать? Или каким именем мне назвать вас? Овцами или пастырями? Корабельщиками или кормчими? Учениками или учителями? Каким образом мне выразить удивление вашей ревности, более сильной, нежели огонь? Назову ли вас овцами, потому что вы – кротки и тихи? Назову ли вас пастырями, потому что вы – подражатели своему Господу? Назвать мне вас корабелыциками, потому что вы на опыте выдержали бурю водоворотов. Назову ли вас кормчими, потому что вы – таковы, и как некий прекрасный кормчий, сидя у руля, с помощью искусства убегая от треволнений и сохраняя корабль неповрежденным, ведет его к тихой гавани, – так именно поступаете и вы? Не назвать ли мне вас учениками, потому что вы готовы к повиновению? Не назвать ли вас учителями? Опять скажу: вы – таковы, потому что вы сделались учителями всей вселенной. Итак, что сказать? Я желаю сегодня предложить вам духовную трапезу, не тело питающую, но укрепляющую дух, лучше же сказать: и тело питающую, и душу очищающую. Такова – трапеза духовная; она не то, что трапеза прожорливых людей, производящая пресыщение. Слово – духовно, оно дышит благоуханием, потому что, вспоминая о нем, человек, как бы поглощающий миро, испускает некоторое благовоние, не только себя самого награждая благоуханием, но делая так, чтоб и стоящие возле него исполнились того благовония. Внимайте же – я желаю произнести слово. Есть и такие водолазы, что бросаются с корабля в море, ходя всюду по морскому дну, желая извлечь себе жемчужную раковину; мы же, вместо корабля имея ветхий и новый завет, вместо руля – крест, вместо кормчего – Христа, вместо подкормчего – Отца, вместо зефира – Святого Духа, вместо паруса – благодать, вместо корабельщиков – учеников, вместо пассажиров – пророков, – бросимся с корабля в море мыслей, не для того, чтобы извлечь себе жемчужную раковину, но то, что – драгоценнее жемчуга. Внимайте же мне, умоляю, доставьте мне послушание; я, как уже сказал, намереваюсь извлекать из глубины мыслей нечто ценнее жемчуга. Итак, не отнеситесь к себе с пренебрежением и не поступите с собой, как неразумные животные. Ведь написано: "не бросайте жемчуга вашего перед свиньями и не давайте святыни псам" (Мф.7:6). Когда же ты услышишь о свиньях, то не сочти их бессловесными животными; и когда услышишь о собаках, то не сочти и их за собак. Свиньями Писание называет живущих в распутстве; собаками же называет необдуманно беснующихся против Господа. Итак, сделайте самих себя достойными того жемчуга, который намереваюсь вам сегодня предложить. Земледельцы не бросают безрассудно своих семян, если сначала не запрягут волов и не провлекут плуга, и не извлекут терновника, и не прорежут борозд, – тогда только бросают свои семена на землю, чтобы дождь, найдя их, унес в пустоты земли; и тогда земля, взяв их, рождает колос. Но те семена выжидают и зиму, и лето, и небесный дождь, и лучи солнца, и время жатвы, – тогда только они собираются в житницы; я же не выжидаю ни зимы, ни лета, ни солнечных лучей, ни дождя, ни запрягаю волов, ни влеку плуга, ни прорезываю борозд, ни извлекаю терновника, сегодня сею, сегодня и жну, потому что обрабатываю не неразумную землю, но землю разумную, не бесчувственную, но чувственную, не бездушную, но одушевленную. И какой земли я, счастливец, избран возделывателем! Да, я тогда счастлив, когда говорю в уши слушающих, и опять (Писание) говорит: преслушание производит смерть (сравн. Втор.8:20). Итак, я блажен; блаженны и вы, потому что Иисус в Евангелии говорит ученикам: "блаженны вы, когда исполняете" Мое слово (Ин.13:17). Внимайте же, обращайте внимание на то, что говорится. А желаю я вам с помощью образов показать: что есть Бог? Пользуясь сказанием, говорю: Бог подобен человеку, сидящему на утесе и созерцающему все море, корабли, ходящие по нему, море – непостоянное, возбуждаемое треволнениями, вследствие того, что в нем дуют жестокие ветры; вот некоторый прекрасный кормчий, соперничая с волнами, пытается ввести корабль в спокойную гавань. потому что застигает позднее время, – пытается ввести, боясь, чтобы корабль не утонул, так как иные корабли идут по прямой дороге, а другие вследствие сильного натиска ветров погружаются в воду и погибают, при чем некоторые люди умирают, а некоторые остаются в живых и достигают земли, схватившись за какой-нибудь жалкий руль и выбрасываемые на сушу весьма сильными волнами; а также бывают выбрасываемы тела и умерших уже. Все же это созерцает сидящий на утесе; это – Бог, и, как я прежде сказал, я говорю, пользуясь сказанием. А когда я скажу о Боге, сидящем на высоких местах, то не думай, что Он находится только на высоких местах, но думай, что Он присутствует и всюду. Он не разделяется от чего-либо расстоянием места, Сам будучи Своим местом, Сам все вмещая, а Его не вмещает ничто. И что может вместить природу бестелесную и невещественную, и беспредельную, и неисследимую, и неподверженную гибели, и нетленную, и непостижимую? По мнению благочестивых людей таким-то образом должно мыслить Бога. Это – наша надежда, как написано: "сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин.17:3). За это и порицают нас еретики, поистине безрассудные люди, читающие и непонимающие. Когда же ты услышишь о Христе, то не считай Его одним только Богом, и не думай об одном только домостроительстве во плоти, но о том и другом вместе, и о Боге – Слове и о плотском домостроительстве. Я знаю, что Христос алкал, знаю также, что Христос с помощью пяти хлебов и двух рыб напитал пять тысяч человек, кроме женщин и детей; знаю, что Христос жаждал, знаю также и то, что Христос превратил воду в вино; знаю, что Христос плавал на корабле, знаю и то, что Христос ходил по водам; знаю, что Христос умер, знаю и то, что Христос воскрешал мертвых; знаю, что Христос предстоял Пилату, знаю и то, что Христос сидит вместе с Отцем; знаю, что Христос терпел от иудеев оплевания, знаю и то, что Христу покланялись ангелы; и одно привожу, доказывая Его божество, а другое, доказывая Его человечество. Поэтому сказано то и другое вместе, так как я знаю, что Христос родился от Марии, и знаю, что Христос существовал прежде веков. Итак, прославим Иисуса Христа, несокрушимую стену, основание, утвержденное на скале. Он сам говорит Петру: "ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф.16:18). Подобным же образом говорит и Павел: "никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1Кор.3:11). Итак, умоляю вас, чтобы нам со всей кротостью обращать внимание друг на друга. В настоящей жизни мы прельщаемся пищей и питьем, и разнообразными удовольствиями, а в будущей – суд и наказание. Итак, не дадим места для диавола. "Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего" (Еф.6:12). Поспешим же убежать от вечного наказания. Бог не сотворил наказания, чтобы подвергнуть ему нас, но – чтобы тебя, впадшего в него, исторгнуть; ведь мы имеем такового – человеколюбивого и милосердного Бога. Давид свидетельствует, говоря: "Бог - судья праведный и крепкий, и долготерпеливый, и не наводящий гнев ежедневно" (Пс.7:12). "Если не обратитесь, то Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовил его, И в нем приготовил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых" (ст.13-14). Это говорит Бог, не для того, чтобы судить нас, но – чтобы мы не сделались более беспечными. Если бы Он желал погубить нас, то не пролил бы за нас Своей крови. Он умер, чтобы даровать тебе бессмертие; взалкал, чтобы напитать тебя Своей плотью; возжаждал, чтобы напоить тебя Своей кровью; садился на корабль, чтобы посадить тебя превыше херувимов; Он был крещен, чтобы просветить тебя; был заушен, чтобы освободить тебя; путешествовал, чтобы сделать тебя неутомимым; плавал на корабле, чтобы соделать тебя бесстрашным; спал, чтобы сделать тебя свободным от печалей; пришел от жены, чтобы проявить сострадание к преступлению Евы в раю; назван человеком, чтобы назвать тебя Богом; назван Сыном человеческим, чтобы назвать тебя сыном Божиим; восприял наше и даровал нам Свое; молился, чтобы сделать тебя верным, как говорит о Лазаре: "Отче! прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя"[1] (Ин.17:1). "Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю" (Ин.12:28). "Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня" (Ин.11:42). Итак, если что потерпел Он, то потерпел не ради Себя самого и не ради Своего Отца, но – чтобы чрез крест спасти человеческий род. И если ты, возлюбленный, желаешь узнать силу креста и то, что я мог бы сказать о кресте в похвалу его, то слушай. Крест – надежда христиан, крест – восстание мертвых, крест – путеводитель слепых, крест – надежда потерявших надежду, крест – путь заблудившихся, крест – мститель за обижаемых, крест – посох хромых, крест – утешение бедных, крест – удило для богатых, крест – низложение горделивых, крест – покаяние распутных, крест – трофей против демонов, крест – победа над диаволом, крест – учитель детей, крест – изобилие для недостаточных, крест – кормчий плавающих, крест – гавань обуреваемых, крест – стена для тех, на кого нападают неприятели, крест – отец сирот, крест – защитник вдов, крест – судья неправедных, крест – столп праведных, крест – успокоение страдающих, крест – страж детей, крест – глава мужей, крест – конец старцев, крест – свет сидящим во тьме, крест – великолепие царей, крест – человеколюбие варваров, крест – свобода рабов, крест – мудрость необразованных, крест – закон беззаконных, крест – проповедь пророков, крест – возвещение апостолов, крест – похвала мучеников, крест – подвижничество монахов, крест – целомудрие дев, крест – радость иереев, крест – основание церкви, крест – безопасность вселенной, крест – низложение храмов, крест – низпровержение алтарей, крест – удаление тука жертвоприношений, крест – соблазн иудеев, крест – погибель нечестивых, крест – сила бессильных, крест – врач болящих, крест – очищение прокаженных, крест – укрепление расслабленных, крест – хлеб алчущих, крест – источник жаждущих, крест – одежда нагих; всякий же раз как скажу о наготе, говорю не о телесной, а о наготе веры. Когда ты, уверовавши, будешь крещен, тогда назовешься облеченным. И послушай, что говорить Павел: "все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал.3:27). Когда же услышишь о Христе, то не подумай только о Боге, ни об одном только плотском домостроительстве, но о том и другом вместе. Я часто говорил, и теперь не перестану говорить: ибо "для меня" говорить "не тягостно, а для вас назидательно" (Флп.3:1), так как я хочу, чтоб все были учителями. Итак, Христом Он назван потому, что облекся в плоть; назван Иисусом Христом, – имя Его по плоти; назван Словом потому, что слово – от кого-либо; Сыном потому, что от Отца; Единородным потому, что один только и от одного только Бога; Богом потому, что Творец. И слушай, что говорит Иоанн: "в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин.1:1-3). Видишь ли, что это – Тот, Кто словом простер небо и украсил разнообразное собрание звезд, и показал небо, как бы луг? Это – Тот, Кто возжег солнце и установил для него пути; это – Тот, Кто определил появление луны при закате солнца; это – Тот, Кто на водах основал землю; это – Тот, Кто повелел земле произвести былие травное и источникам изливать воды, и рекам течь, и озерам собраться вместе, – Кто чрез посредство песка положил пределы морю и повелел водам произвести живые души и ветрам – дуть, и горы взвесил на весах, облакам повелел двигаться, скотам четвероногим, пресмыкающимся, пернатым бегать по земле. А что мне сказать об ангелах, архангелах, престолах, херувимах, серафимах, началах, властях, порядках, временах и годах, и месяцах, и седмицах, и днях, и часах, и ночах, и свете, и мраке, и сущностях вещей? Сотворив же человека последним, по образу и по подобию Своему, Он поместил его в раю. Увидев же, что человеческий род побеждается злобой диавола, Он пожелал облечь на Себя наши начатки и пригвоздить их на древе. чтобы, как чрез древо произошло преступление, так опять чрез древо произошло и спасение. Итак, диавол, позавидовав, что, между тем как он низвергнут с неба, Адам был в раю, – воздействовал на него, воспользовавшись змеем, как бы оружием; и таким образом беседодовал с ними, когда они были в раю, потому что бестелесный не мог беседовать с телесными; и говорит Еве: это дерево – прекрасно и спело для вкушения, и: "в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги", все знающие (Быт.3:5). Убедив Еву, он обманул; затем та убедила и своего мужа, и они вкусили от дерева. Когда же они вкусили, то оказались наги; и говорит Бог Адаму: "где ты?" (ст.9). Когда услышишь: "где ты?", то не вмени Богу неведения. Говорил же Он: "где ты?", потому что диавол говорил им: "в день, в который вы вкусите, будете, как боги"; так как они полагали, что имеют сделаться, как боги, поэтому Бог говорил ему: "Адам, где ты?". Это значит: ты вкусил и остался человеком; не возвестил ли Я тебе, чтоб ты не вкушал от этого дерева? Но ты вкусил, и явился преступником; это значит: "где ты?". Листьями же смоковницы они были облечены, покрывая образ греха. И что говорит Адам: "голос Твой я услышал в раю, и скрылся" (ст.10). И говорит Бог: что ты сделал? И Адам говорит Богу: "жена, которую Ты мне дал, она" обольстила меня (ст.12). Потом Бог говорит Еве: кто прельстил тебя? И что говорит та? "Змей обольстил меня" (ст.13). О, Ева, ведь Я дал тебя мужу твоему, – ужели Я дал тебя и змею? Приводили же они это в свое оправдание, потому что желали устранить себя самих от наказания. И говорит Бог Адаму: "проклята земля за тебя, терния и волчцы произрастит она тебе; в поте лица твоего будешь есть хлеб" (ст.17-19). Потом – жене: "в болезни будешь рождать детей; умножая умножу скорбь твою, и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (ст.16). Затем – змею: "ты будешь ходить на персях[2] и чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей" и человек будет господствовать над тобою; Он "будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (ст.14-15). Почему же Он проклятием обрек змея на хождение на персех и чреве и – есть землю все дни жизни его? Проклял перси, потому что в них сидит сердце, выдумавшее зло; проклял чрево, потому что он обольстил чрез посредство вкушения, повелел же есть землю все дни жизни его, потому что Адам был из земли – земной. Итак, эти три получили приговор, потому что три также и совершили преступление. Так как преступление произошло от дерева, как я раньше сказал, то поэтому Он пожелал пригвоздить эти начатки на древо, чтобы, подобно тому как чрез древо произошло преступление, так чрез древо же произошло и спасение. За все же это воспошлем славу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


[1] Эти слова произнесены Спасителем не о Лазаре, а во время Тайной Вечери о Своих Крестных страданиях. Здесь автор смешивает сразу три разных события – и.И.

[2] В синод.перев. просто: "на чреве" – и.И.