Из Стамбула - в Константинополь..



Этот рефрен из старой песенки как нельзя лучше подходил к нашим впечатлениям связанным с Абхазским церковным расколом.
Возникший церковный конфликт между старыми и молодыми священнослужителями Абхазской Церкви перерос в самый настоящий раскол. Вот только не совсем понятно, кто из двух группировок выступает в качестве раскольников. Здесь настолько всё запутанно, одному Богу известно, как найти выход из положения.. Если исходить из положения де-юре, то Грузинская Церковь, Абхазская Церковь и Священная Митрополия Абхазии являются раскольниками. В 1917 г. Грузины, воспользовавшись внутренними смутами в России самовольно вышли из состав Русской Церкви и сепаратно объявили Автокефалию. Ни одна Церковь мира такой шаг не одобряла и не признавала сепаратистов. Мало того, Московский Патриарх Тихон наложил на новоизбранного Католикоса Кириона, на всю Церковь Иверии и всех Грузин анафему. Как сегодня Абхазы мечутся в поисках покровителей, так и Грузины метались в первой половине ХХ в. в поисках хотя бы одной Церкви, которая смогла бы Их признать.  На помощь Картвелам пришёл главный коммунист Советского союза, их вдохновитель и помощник, земляк Иосиф Сталин. Тогда неканонический Католикос Грузии Каллистрат приехал в Москву на приём к Сталину. Неслыханное дело, Католикос вошёл в кабинет отца народов в гражданской одежде, на что Сталин среагировал - " А, испугался, если в этой одежде пришёл ". Но зря боялся неканонический, никем не признанный грузинский Патриарх. Сталин сказал - " Будет тебе Автокефалия, ступай! ". В 1943 г. Московский Патриархат, по приказу Сталина признаёт Церковь Грузии независимой. После этого, другие Церкви стали признавать ГПЦ. В 1990 г. Её признал, Сам Вселенский Константинопольский Патриарх. Так если Картвелам можно сепаратно объявлять Автокефалию, почему Абхазами нельзя то же самое? Жаль только, что теперь в Абхазии 2 неканонические Церкви, которые де-юре принадлежат ГПЦ. В случае вхождения Св. Митрополии Абхазии в состав Константинополя, то Она получает полный юридический статус, как часть Вселенской Патриархии. В принципе, будет восстановлена историческая справедливость, ибо Абхазская Церковь изначально принадлежала именно Константинополю.

Итак постараемся восстановить хронологию событий на Кавказе и понять историю конфликта.


В начале апреля 2011 года около 200 человек - клириков и мирян - собрались в Новоафонском православном монастыре святого апостола Симона Кананита и выразили недоверие главе Абхазской православной церкви иерею Виссариону (Аплиа).


Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита.

"Мы возмущены тем, что отец Висссарион единолично, тайком от христианского народа Абхазии, решает судьбы храмов и монастырей, которые являются вечными святынями нашего народа.

В связи с этим мы окончательно утеряли доверие к священнику Виссариону Аплиа и серьезно обеспокоены судьбой не только монастырей в Новом Афоне, но и будущим всей церкви", - заявил на сходе иерей Андрей Ампар.

На сходе принято было решение о созыве 15 мая в Новоафонском монастыре церковно-народного собрания с привлечением представителей всех структур Абхазской православной церкви, государственной власти и широкого круга общественных организаций с тем, чтобы открыто обсудить ситуацию и принять решение в отношении будущего развития АПЦ. На собрание приглашены представители абхазского духовенства, проживающие за границей - иеромонах Дорофей, иеродьякон Давид Сарсания и послушник Леон Аджинджал.

И действительно 15 мая на церковно-народном собрании создана Священная митрополия. Этот новый церковный институт будет поэтапно преобразовываться в независимую Абхазскую православную церковь (АПЦ). Архимандрит Дорофей (Дбар) стал председателем совета и кандидатом в епископы священной митрополии. В нем приняли участие до двух тысяч человек, каждый из которых прошел регистрацию и получил "карточку участника". До начала собрания в центральном соборе монастыря прошла божественная литургия на абхазском языке.

Отметим, что большая часть абхазского духовенства, поддерживающая и.о. управляющего Сухумо-Пицундской епархией о.Виссариона (Аплиа), не приняла участия в собрании. Мероприятие организовали архимандрит Дорофей (Дбар), настоятель Новоафонского монастыря иеромонах Андрей (Ампар), иеродьякон Давид (Сарсания).


Церковно-народное собрание в Новоафонском монастыре

Согласно утверждению архимандрита Дорофея, избранного председателем собрания путем открытого голосования,сегодняшнее противостояние "не из-за того, что кто-то плохой, а из-за того, что расходятся мнения по поводу дальнейшего пути развития Абхазской церкви".

"Конфликт совершенно не был спровоцирован нами, но раз он случился, мы обязаны представить народу свое видение, - сказал архимандрит. - К сожалению, государственное абхазское телевидение не предоставило нам возможности высказать нашу позицию людям".

Отец Дорофей (Дбар) подчеркнул, что церковно-народный собор необходим "для конструктивного обсуждения и высказывания своего мнения, а не для выяснения отношений".

Кроме того, по его словам, "не следует никому воспринимать это мероприятие как направленное против русской церкви". "Мы до сегодняшнего дня остаемся клириками Русской православной церкви. Эта страна многое для нас сделала. Россия - первое государство, признавшее Абхазию", - подчеркнул архимандрит.
На его взгляд, "все проблемы, существующие сегодня в абхазской церковной жизни, начались из-за того, что в 1943 году Русская православная церковь под давлением тирана и диктатора Иосифа Сталина признала независимость Грузинской православной церкви".


Церковно-народное собрание в Новоафонском монастыре

"Если в 1917 году на Соборе грузинский православный народ заявил о восстановлении грузинской автокефалии, то только в 1943 году РПЦ признала их независимость, а в 1990 году Константинопольская церковь, или Вселенская патриархия, согласилась на то, чтобы Грузинская православная церковь существовала как независимая и всеми признаваемая церковь",- напомнил архимандрит.
Итак в ходе церковно-народного собрания была создана Священная митрополия Абхазии.

Участники собрания поддержали предложение о предании церковно-народному собранию статуса Высшего органа управления православной церкви в Абхазии до полноценного сформирования института АПЦ. Создан новый церковный институт - Священная митрополия Абхазии с кафедрой в городе Анакопия-Новый Афон, которая поэтапно будет преобразовываться в независимую Абхазскую православную церковь (АПЦ).

Принято решение обратиться в Министерство юстиции Абхазии для признания и регистрации нового церковного института на территории республики - Священной митрополии.

Тайным голосованием был избран совет Священной митрополии Абхазии, который будет являться действующим органом ее управления. Он состоит из 12 человек: Во время тайного голосования в монастыре Симона Кананита, Абхазия, г. Анакопия-Новый Афон,шести представителей абхазского духовенства и шести мирян (мужчин). Причем голосовать имели право только крещенные, которых на собрании оказалось большинство.


Церковно-народное собрание в Новоафонском монастыре на котором была  создана Священная митрополия Абхазии

Процедура голосования и подсчет голосов заняли около двух часов. По итогам выборов, в церковный совет Священной митрополии Абхазии от духовенства избраны - архимандрит Дорофей (Дбар), иеромонах Андрей (Ампар), иеродьякон Давид (Сарсания), инок Феофан (Крутиков), (две кандидатуры могут назвать представители духовенства, поддерживающие о.Виссариона).

Участники собрания избрали также тайным голосованием председателя совета и кандидата в епископы Священной митрополии Абхазии. Им стал архимандрит Дорофей (Дбар), набравший 562 голоса.

В состав совета Священной митрополии Абхазии от мирян вошли Арда Ашуба, Тимур Дзидзария, Мар Трапш, Алхас Тхагушев, Денис Чачхалия, Станислав Лакоба. Собрание завершилось благодарственным молебном.

Вселенская Патриархия найдет возможность помочь восстановлению церковной жизни в Абхазии

 

Встреча Вселенского патриарха с представителями Совета Священной митрополии Абхазии. В центре - Патриарх Константинопольский Варфоломей, третий справа - председатель Совета Священной Митрополии архимандрит Дорофей (Дбар). 9 января 2011 г. Фото Анжелы Кучуберия


Церковная весна Абхазии начала проявлять себя уже в новом 2012 году. Так в день памяти святого первомученика архидиакона Стефана, 9 января состоялась встреча Патриарха Варфоломея с архимандритом Дорофеем (Дбар) и другими членами абхазской делегации. Новость об этой встрече в начале недели вызвала осторожную и весьма сдержанную реакцию Грузинской Патриархии. В свою очередь, представители Русской Православной Церкви были куда более жесткими в своих оценках этого визита. Так, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов назвал священников Священной митрополии Абхазии раскольниками и сказал, что Константинопольский Патриархат не вправе решать абхазский вопрос. Более того, это заявление было переведено на греческий язык и появилось на сайте Romfea. С еще более резким заявлением выступил священник Виссарион (Аплиаа). Он сказал, что его правящим архиереем является Патриарх Кирилл, и на его стороне все православные люди Абхазии.

Вселенская патриархия сделает все возможное для канонического разрешения церковного положения в Абхазии, заявил 9 января Патриарх Константинопольский Варфоломей на встрече с представителями Совета Священной митрополии республики."Константинопольская церковь как мать-церковь сделает все возможное для того, чтобы помочь маленькому абхазскому церковному народу в решении существующих в республике церковных вопросов", - пообещал Варфоломей.
Варфоломей также сообщил о том, что Вселенская патриархия получила все документы, связанные с церковным вопросом в Абхазии и с решениями, принятыми на Церковно-народном собрании. Патриарх добавил, что обращение собрания будет рассмотрено в ближайшее время Священным Синодом, информирует официальный сайт Священной митрополии Абхазии.

Делегация преподнесла патриарху икону с изображением абхазского святого Евстафия Апсильского и другие памятные подарки, в том числе и традиционный абхазский головной убор - ахтарпу.

Так комментирует события иеродиакон Давид (Сарсания) порталу "Эхо Кавказа":

"Политика Отдела внешних церковных связей не является той, которая способствовала бы укреплению христианства на Кавказе. Отношение отца Николая Балашова и руководимого им в свое время секретариата по межправославным связям к церковным проблемам Абхазии всегда было предвзятым: для них крайне неприятным было какое-либо оживление ситуации, или попытка выхода из сложившейся критической ситуации, которая происходит в жизни Абхазии. Им нужно было, чтобы эта ситуация была заморожена, чтобы она находилась в вакууме, и никакого выхода из нее не было. Так следует, мне кажется, понимать их позиции. И когда сегодня появляется такое оживление, они не готовы к тем инициативам, которые исходят от нашей стороны. Мы уже были приглашены Святейшим Патриархом Варфоломеем в патриархию, мы уже побеседовали со Святейшим Патриархом, и мы будем ждать, что нам скажет Вселенская Патриархия. Как вы говорите, с Грузинской Православной Церковью пока ничего не согласовано. Вы знаете, мы обратились к первой по диптиху православной церкви, которая исторически имеет непосредственное отношение к этой территории. И поэтому я не только не хочу сказать о том, что не знаю, что дальше будет, я вам говорю с уверенностью, что Вселенская Патриархия найдет возможность помочь восстановлению церковной жизни в Абхазии. И я думаю, что это будет сделано по канонам святой церкви. Что же касается позиции так называемых экспертов, которые находятся в Москве и давно известны своими суждениями относительно ситуации в православной церкви в Украине, и, конечно же, в вопросе с Абхазией, то их мнение они могут оставить при себе. Я думаю, что их дорогой друг отец Андрей Кураев сейчас уже может оставить Абхазию и поехать со своей миссией в новообразованную Русской Православной Церковью епархию в Ямало-Ненецком автономном округе, и еще в другие регионы, где необходима миссия и проповедь православия. Каноническое право Вселенской Патриархии решить вопрос Абхазии и абхазской церкви остается за ней. И мы этим на сегодня удовлетворены. "

Однако следует обратить внимание на абсолютно скрытую информационную поддержку этой встречи со стороны Фанара.  На официальном сайте Константинопольского Патриархата эти события ограничились лишь кратким сообщением о визите абхазкой делегации. По видимому такое поведение Вселенского Патриарха связанно с недавним заявлением по поводу ареста настоятеля Ватопедского монастыря на Афоне архимандрита Ефрема в котором он призвал РПЦ МП не вмешиваться в это дело.И сейчас он оказался в совсем не простом положении. Так что молчание иногда -золото.

Впоследствии патриархия Грузии связалась с главным секретарем Вселенской патриархии, архимандритом Варфоломеем (Самарисом), который заявил, что эту встречу организовал лично он, так как со стороны абхазов поступило не одно письмо с просьбой аудиенции у Вселенского патриарха, и как любому желающему этого христианину, указанным лицам также было предоставлена возможность побеседовать. Архимандрит Варфоломей категорически опроверг распространенную информацию, якобы Вселенский патриарх пригласил членов "Совета священной митрополии Абхазии" и отметил, что неправильно называть указанный факт "официальным визитом" к Вселенскому патриарху, или же просто "официальным визитом" говориться в заявлении  Патриархии Грузии относительно визита абхазской делегации в Константинопольскую патриархию.

Хотелось бы обратить внимание читателей на интервью абхазского священника Виссариона Аплиаа о своих собратьях из Священной митрополии Абхазии. в котором отвечая на вопрос говорит : "Вы знаете, что Константинопольских патриарх никакого отношения к Абхазии не имеет. Я бы сказал вам проще, чтобы это было вам понятно, русские ребята здесь отдают свои жизни, и Россия нас признает. И мы тянемся к каким-то другим непонятным силам? Я считаю, что это предательство. Поэтому тот, кто это совершил: Андрей, Дорофей, они не являются мнением Абхазской церкви, это просто люди, которые самодурством занимаются. Это люди запрещенные, они, во-первых, не имеют права говорить, не то, что там от абхазского имени, а вообще от православного. Они запрещены, понимаете меня? Они не могут ни писать, ни говорить.

Свое мнение относительно абхазского зигзага представляет  Диакон Владимир Василик доцент Санкт-Петербургской Духовной академии , кандидат филологических наук:

"На этой неделе Константинопольский Патриарх совершил еще один объективно антироссийский шаг. Он встретился с представителями раскольничьей «Абхазской церкви» и вел с ними переговоры о будущей абхазской епархии. Он явно дал понять, что Константинополь готов взять под свою юрисдикцию мятежную абхазскую епархию, и тем самым бросил вызов не только Патриарху Московскому, но и Патриарху Грузинскому, в чьей юрисдикции до сих пор находится Абхазия (хотя в силу политических обстоятельств он не в состоянии свою юрисдикцию осуществлять).
Московский Патриархат до сих пор проявлял каноническую щепетильность и не посылал своих представителей и, тем более, епископов на эти земли. И если действительно Абхазия перейдет под омофор Константинопольского Патриархата, это будет ни чем иным, как каноническим разбоем.Подобная церковная политика достаточно типична для Константинополя. Это канонический рабой в Эстонии, это достаточно двусмысленные ходы относительно Украины, это нежелание видеть присутствие Московского Патриарха в Западной Европе и иных землях. Все это выглядит достаточно мелко и недальновидно, в то время, когда необходимо собирание православных сил перед глобалистической угрозой, перед все больше растущей дехристианизацией мира."

Возможно ли будет развязать абхазский узел- покажет время. На данном этапе процедура предоставления автокефалии на Всеправославном Соборе без согласования с поместными церквами представляется сомнительной.Вопросы автокефалии и автономии, а также процедуры дарования таких статусов являются в современном православном каноническом праве дискутируемым. Т.е. общепринятого отношения к данным терминам и процедурам еще не сложилось.В то же время для простого, христианина, ведущего свой образ жизни в соответствии с Заповедями Христовыми, регулярно исповедующегося и причащающегося, не интересующегося, быть может, чисто церковно-правовыми и политическими вопросами, а более сосредоточенного на своей личной духовной жизни – этот вопрос не имеет столь острого актуального значения. Скорее, вопросы церковной автокефалии больше волнуют сегодня историков, канонистов и богословов. В этой связи известная формула современной системы Поместных Православных Церквей, – “единство в многообразии”  – представляется наиболее удачной из всех возможных историко-канонических объяснительных трактовок этого уникального в христианском мире феномена.