Изображение чиновника на фреске в храме соответствует канонам Церкви



Епископ Костанайский и Рудненский Анатолий заявил о правомерности изображения экс-акима Кустанайской области Казахстана, сенатора Сергея Кулагина на фреске в новом кафедральном соборе в городе Рудном.

«Канонического отступления в рассматриваемой росписи нет. Кроме того, художник по благословению архиерея пишет икону, используя свое художественное мастерство, опыт и окружающие примеры», - говорится в заявлении архиерея, переданном в четверг в «Интерфакс-Религия».

По его словам, известны случаи, когда Спасителя и святых апостолов изображают «в виде китайцев, японцев, русских и других, при этом каноничность иконы не подвергается сомнениям».

«Спаситель жил среди людей праведных и грешных, здоровых и больных, богатых и бедных, бесноватых и мудрых - все это имеет место быть в росписи (икона Христа Спасителя при этом становится частью росписи). Сейчас на иконах мы видим красноармейцев, расстреливающих невинных людей, даже бесов, искушающих Святых, но кланяемся не мучителям, а мученикам», - подчеркнул епископ Анатолий.

Он также отметил, что все особенности икон, стенописи, фресок согласовываются с архиереем, «потому что любое изображение, выраженное светом и цветом, в пространстве и времени, в простой или сложной композиции принимаются в церкви через освящение и благословение епископа».

Как сообщал ранее в своем блоге профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, он бывал в упомянутом храме еще до завершения в нем росписи.

«И еще тогда помню плач священников, что строители храма (градообразующая компания и администрация) ни на йоту не считаются с пожеланиями Церкви. Бывало, что лики спонсоров (князей, императоров) появлялись в росписи храмов. Но обычно это было внизу на западной стене, в притворе, у входа. А тут - под куполом, в небесной выси», - рассказал отец Андрей.

Чиновник был изображен на фреске среди встречающих Христа в Иерусалиме.

В свою очередь сам С.Кулагин в интервью казахстанскому выпуску «Комсомольской правды» заявил, что попросил закрасить свое изображение на фреске.

«Я скажу, как это было. 14 января мы открывали собор, и я обратил внимание, что изображение похоже на меня. Потом своим ребятам сказал: вы что делаете? Закрасить немедленно! Вся беда, что до конца не довел. Думаю, все это поправимо, сделают», - сказал он.

Случившееся С.Кулагин назвал «кощунством».

«Это неправильно, не в моем стиле даже. Кто это придумал - я еще не разбирался», - сказал сенатор, добавив, что заказчик фрески оказал ему «медвежью услугу».


Я, епископ Костанайский и Рудненский Анатолий, взываю к совести и гражданской позиции всех,  кто участвует в этой неблаговидной травле достойных людей. В качестве аргументов свидетельствую вам о том, что выход в СМИ готовился не 24-го января после 22-х часов, а значительно раньше, – всё это время я работал у себя в кабинете, никто не обозначил мне даже намёка на предстоящие публикации?

Почему,  несколько месяцев со времени появления росписи в соборе авторы статей не обращались с вопросами, даже во время интервью, во время чаепития в храме после богослужений и не попытались получить на них разъяснения?

Почему авторы статей обратились не к правящему епископу, а к секретарше присвоив ей титул «Секретаря Костанайско-Рудненской епархии» (см. газета «Время» 25.01.2012г.)? По-видимому, искали далеко не правду, а неквалифицированную информацию, что бы развить под видом правды  свои личные замыслы. Авторам статьи спешу сообщить раньше « по возвращении в феврале» (газета «Время») – в нашей епархии пока ещё нет этой должности.

Относительно обращения к «известнейшему российскому богослову, протодиакону Андрею Кураеву» (газета «Время» 25.01.12г). должен заметить следующее: икона имеет в Православии канонические правила, которые поручены надзору епископа, а не диакона. Все особенности написания икон, живописи, стенописи, фрески, фотографии и т.д. согласовываются с архиереем, потому что любое изображение, выраженное светом и цветом, в пространстве и времени в простой или сложной композиции принимаются в церкви через освящение и благословение  епископа.
В Московской Духовной Академии студенты изучают православную иконографию, среди них посчастливилось быть и мне. На основании этого спешу уверить вас, что канонического отступления в рассматриваемой росписи нет. Кроме того, художник по благословению архиерея пишет икону используя своё художественное мастерство, опыт и окружающие примеры. Известны случаи, когда Спасителя и Его святых апостолов изображают в виде китайцев, японцев, русских и других, при этом каноничность иконы не подвергается сомнениям.

Христос – Спаситель жил среди людей праведных и грешных, здоровых и больных, богатых и бедных, бесноватых и мудрых – всё это имеет место быть в росписи (икона Христа Спасителя при этом становиться частью росписи). Сейчас на иконах мы видим красноармейцев, расстреливающих невинных людей, даже бесов, искушающих Святых, но кланяемся не мучителям, а мученикам. Что касается опубликованной вами росписи: она не вызывает никакого сомнения в правомочности быть на указанном месте свода храма.
После окончания росписи и одобрения архиереем замысла художников совершилось освящение собора. Сейчас это место особого присутствия Божия. Сомневающимся хотелось бы привести слова из Священного Писания: - «Что Бог очистил – не почитай нечистым.» (Деян., 10.15)

Дорогие братья! Прошу вас, не превращайте добра в зло! Не становитесь на путь раздоров. Мне очень стыдно перед Сергеем Витальевичем, перед Мухамеджаном Мамаджановичем, перед художниками и всеми, кто вложил себя в строительство храма, потому что за доброе им воздаётся злое. Я прошу у всех прощения, желаю им помощи Божией в добрых делах, благодарю за доброту и терпение.

Призываю всех, кто почувствует за собой грех раздора, приводящий к разрушению взаимного доверия, сделать такожде и опубликовать это в СМИ.


Анатолий, Епископ Костанайский и Рудненский
26 января 2012 года.