Житие во святых отца нашего Евтихия, архиепископа Константинопольского


Святитель Евтихий, архиепископ Константинопольский

6 апреля по ст.ст. / 19 апреля по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Родиною святого Евтихия было находившееся во Фригии селение, называвшееся "Божественное". Впоследствии святой Евтихий оградил это селение каменными стенами, построил здесь обширную церковь во имя сорока мучеников и поселил добродетельных мужей и главным образом иноков, проводивших жизнь подобно Ангелам, - он желал, чтобы селение то не только по наименованию, но и на самом деле было божественным. Итак заботами святого всё превратилось в крепкий город. Родители святого Евтихия были воин Александр и Синесия, дочь чесного и добродетельного священника Исихия, служившего в Августопольской церкви. Однажды Синесия, когда носила во чреве этот благословенный плод, почивая на постели, увидала себя осияваемою неизреченным светом; она ужаснулась и размышляла, что бы это значило? Видение же это предуказывало на имевший родиться от нее духовный свет, - просветителя многих остававшихся во тьме заблуждения.

Господь освятил как некогда пророка Иеремию1 раба Своего, прежде рождения предназначив его быть светом мира и великим святителем. Отрок был окрещен своим дедом, вышеупомянутым священником Исихием и у него же получил первоначальное обучение книгам. Уже в детском возрасте имелись предзнаменование будущего сана Евтихия. У пресвитера Исихия училось много детей, сверстников Евтихия, и вот во время игр они начали писать на стене свои имена, называя себя, кто пресвитером, кто каким-либо другим чином; блаженный Евтихий написал себя с титулом патриарха, - "Евтихий патриарх"; этим он как бы пророчески предуказывал на дарование ему от Бога в будущем патриаршеской чести. Когда святому Евтихию исполнилось двенадцать лет, он был отправлен родителями и дедом для дальнейшего образования в Константинополь. Отличаясь пред прочими своими успехами в изучении светской науки, он ясно понял, что сама по себе внешняя премудрость не есть, по слову святого Апостола Иакова нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, т. е. ищущая земных благ, служащая для чувственных похотей любострастной души, не приносящая любящим ее ни одного духовного плода, тогда как "это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская" (Иак. 3:15), которыми насыщаются усвояющие эту премудрость. Таким образом благоразумный юноша Евтихий, как муж по уму, старательно отыскивал сходящую свыше премудрость; найдя ее, он положил в своем уме благое намерение трудиться не для мира, но для Бога в сонме иноков. Когда же он достиг лет зрелого мужа и размышлял о иночестве, как непоколебимом намерении, то по божественному усмотрению, случилось небольшое препятствие, которое удержало его на некоторое время от принятия монашества. Оно состояло в следующем: митрополит Амасии2, и некоторые другие из почетных лиц этого города усердно убеждали блаженного, чтобы он без иночества принял на себя епископство над городом Лазихиею3. Повинуясь воле митрополита и прочих как решению Самого Господа, блаженный Евтихий отдал себя, как агнец стригущему, Амасийскому архиерею, замедлившему в то время в Константинополе по церковным делам. Взявши Евтихия, он ввел его в церковь Пресвятой Девы Богородицы, называвшуюся Урбикиевой, от имени ее создателя восточного воеводы Урбикия, и здесь в отдельном месте, в крещальне, постриг его в церковного клирика. Случайно, во время пострижения Евтихия, остриженные волоса его упали в находившуюся в крещальне святую воду, и предстоящие с удивлением говорили, что породившая его духовным рождением (т.е. крещением) матерь (святая купель), принявши в себя его волосы, сама становится для него восприемницею при пострижении в клирика. Затем блаженный Евтихий был поставлен во диакона, а потом на тридцатом году своей жизни хиротонисан во пресвитера. И когда блаженному Евтихию оставалось только возложить на себя сан епископа, промысл Божий, устрояя рабу своему лучшее будущее, изменил обстоятельства, и епископство Лазихийское получил другой муж. Тогда святой Евтихий опять возвратясь к первоначальному намерению, удалился в один из Амасийских монастырей и облекся здесь в иноческий чин. Этот монастырь был основан святыми мужами: Мелетием, Уранием и Селевкием4, из которых первый и последний, каждый в свое время, некогда были епископами церкви Амасийской и почили о Господе в сем святительском сане, чудесно подавая от своих гробниц исцеление болящим. О том великом Селевкии расказывается, что он был чудотворцем и при жизни своей. Некогда в области Амасийской был сильный голод и к святому Селевкию приходило бесчисленное множество нищих и убогих, так что, наконец, все его хлебные запасы истощились. Заведывавший раздачей хлеба, не имея никакой возможности помочь просящим и не вынося их жалоб, пришел к святому и отдал ему ключи от житниц. Взявши ключи, святой положил их на своей постели и всю ту ночь молился Богу, дабы Он сжалился над близким к смерти от голода народом, всесильною Своею рукою послал ему из источников, Ему одному ведомых, пищу. На утро нашли житницу наполненную пшеницею на столько, что даже нельзя было отворить дверей. Все люди стали тогда брать невозбранно пшеницу, кому сколько было нужно и кто сколько мог, причем разбираемая пшеница не оскудевала. Некоторые забирали пшеницу мерою и по счёту, и по записи оказалось, что число мер вынесенных из Селевкиевой житницы, умноженной Богом по молитвам святого, доходило до десяти тем (т.е. ста тысяч мер); так повествуется о святом Селевкии. Подобно этому подавались исцеление от всякого рода недугов и у гробницы святого Уравия, некогда занимавшего престол Иверийского епископа и там погребенного. Такими то великими мужами был устроен Амасийский монастырь, в котором потом преподобный Евтихий, принявший на себя, с облачением в одежду чернеца, Ангельский образ, препоясал истиною свои чресла и, восприявши всеоружие Божие, был поставлен архимандритом над всеми находящимися в Амасийской митрополии монастырями, причем он явился для иночествующих надежным руководителем.

В то время царствовал Юстиниан Великий5, и когда святители созывались на пятый вселенский собор6, то митрополиту Амасийскому случилось заболеть, и он стал просить преподобного архимандрита Евтихия отправиться вместо него на собор в Константинополь. Когда блаженный Евтихий готовился в путь, во сне ему было следующее видение. Он увидал простертым с тверди небесной перст Божий, указывавший на очень высокую, находившуюся над монастырем гору, на которой стоял храм святого мученика Фалалея7, при этом был голос свыше, обращенный к Евтихию: "там ты будешь епископом". Пробудившись от сна, святой удивлялся видению и недоумевал, - что могло означать оно. А оно предзнаменовывало ему высокую степень патриаршества Константинопольского, на которую по благословению Божию ему вскоре должно было возвестись. Когда преподобный Евтихий прибыл в Константинополь, то престарелый святейший патриарх Мина8, уже близкий к смерти, увидавши блаженного, пророчески сказал о нем своему клиру, что он будет после него патриархом; он приказал святому Евтихию проживать в своем патриаршем доме, где вел с ним сердечные беседы, наслаждаясь богодохновенными его речами. Сообщив царю о благоразумии и благонравии преподобного Евтихия, Мина отправил его к нему. Случайно в тот же самый час у царя находились некоторые из еретиков, которые стали препираться со святым по вопросам о догматах веры, но не имели силы противостоять премудрости и духу, с которыми говорил преподобный Евтихий. Вопрос состоял в том, – следует ли анафематство­вать еретиков и после их смерти. Некоторые утверждали, что не следует налагать анафему на тех из еретиков, ересь которых была обнаружена уже после их смерти. Святой же Евтихий напротив утверждал, что еретиков всячески, даже и после их смерти, следует преда­вать анафеме. Он приводил из Писания в пример Иерусалимского царя Иосию, который вынул из гробов и сжег в огне кости умерших идолопоклон­ников, по проше­с­т­вии многих лет после их смерти; подобным образом, – утверждал святой, – следует преда­вать наказанию еретиков и после их смерти. С того времени преподобный Евтихий начал пользо­ваться расположением царя, и все хвалили его и почитали. В то время (еще до начала собора) заболел святейший патриарх Мина и в весьма преклон­ном возрасте отошел ко Господу. И вот многие из лиц облечен­ных духовным саном путем подарков и ходатайств домогались для себя у царя сей почести; царь, сердце которого в руке Божией, помышлял о блажен­ном Евтихии; он дал приказание одному из сво­их советников именитому мужу Петру, чтобы он незаметно следил за Амасийским архиманд­ритом, – как бы последний, избегая людской славы, тайно не убежал из Константинополя. Тогда святому было во сне другое видение, о котором впоследствии он сам рассказывал сво­им домашним. "Мне казалось, – говорил он, – будто я вижу большой и весьма светлый дом и в нем постель, покрытую драгоцен­ным украшением. На этой постели сидела какая то почтен­ная женщина, по имени София, которая подозвав­ши меня к себе, стала показы­вать мне свое убран­ство. Вслед за сим я увидел, что крыша дома наполнена снегом, а в снегу сто­ит отрок, по имени Сотерик, который готов был поскользнуться и упасть вниз с крыши, но я, предупредив это, свел его с крыши и снега и избавил от падения." Это видение было ему ночью накануне избрания его на патриарше­с­т­во и совершен­но сбылось. Ведь не иное что знаменовала собою виден­ная женщина, по имени София, как Константино­поль­скую соборную церковь святой Софии, а наряды ее – дела церковные. Отрок Сотерик, готовый упасть с крыши, знаменовал собою догматическое исповедание, которое близко было к склонению и ниспадению в ересь и требовало поспешной помощи со стороны хорошего защитника. Царю точно также было боже­с­т­вен­ное откровение о преподобном Евтихии, как о сем он сам сообщал с клятвою всему своему правитель­ству и клиру великой церкви. Раз, рассказывал царь, находил­ся я на молитве в церкви святого Апостола Петра в Афире9, где задремал и увидал сего верховного Апостола показыва­ю­щего рукою на Евтихия и говорящего ко мне: «Пускай сей да будет поставлен вам епископом». Выслушав­ши это, все едиными устами взывали: «досто­ин, досто­ин» и таким образом, по боже­с­т­вен­ному изволению и откровению, святой Евтихий был возведен на престол Константино­поль­ского патриаршества на сороковом году своей жизни. В самом начале его патриаршества, после того как святые отцы собрались в Константинополь, был открыт пятый Вселенский Собор. На нем присутствовали древнего Рима папа Вигилий, Александ­рийский патриарх Аполлинарий, Антиохийский Домн, которые вместе с святейшим патриархом нового Рима Евтихием и с прочими святыми отцами утвердили благо­честие, предав­ши анафеме еретиков и их злочестивые мудрование. В то время как святой Евтихий благополучно управлял Христовой церковью, диавол с слугами сво­ими еретиками возбудил против него гонение. По проше­с­т­вии нескольких лет император Юстиниан, будучи незаметно обольщен еретиками, склонил­ся на их сторону и под видом благо­честия стал сеять ересь автартодокетов10, т. е. нетлен­номнителей, утверждав­ших, что плоть Христова по причине соединении с нею Божества раньше своей смерти и воскресения пребывала нетлен­на и была не причастна человеческим страданиям. Распространяя это еретическое учение, царь возмущал церковь, принуждая всех веро­вать и исповеды­вать, как он сам. Святейший патриарх Евтихий сопротивлял­ся этому, указывая что такое учение не принадлежит православной церкви, но еретикам. На основании Священ­ного Писания и писаний святых отцов он пояснял, что плоть Христова во всем, кроме греха, была подобна нашей тлен­ной плоти и доступна для страданий. Ибо, родив­шись от Пречистой Девы, она была повита пеленами, питалась молоком, претерпела обрезание и в течение всей своей земной жизни требовала пищи и пития. И каким же образом нетлен­ная и не причастная страданиям плоть могла бы претерпеть за нас гвозди и копие? Если только одно понимать под ее нетлением, – что она была свободна от тления греховного и не истлела во гробе. Но царь не только не желал слушать православного учения патриарха, но и всяческим образом склонял его подтвердить своею подписью справедливость его еретического учения. И так как патриарх не соглашал­ся дать подпись на неправославное мудрование царя, то последний сильно гневал­ся на него. После многих пререканий с обеих сторон, император Юстиниан по наущению еретиков, в особен­ности начальников областей Еферия и Аддея, собрал из единомыслен­ных с ним епископов беззакон­ное сборище (это про­исходило на двенадцатом году патриаршества Евтихия); царь представил этому сборищу на неповин­ного и святого патриарха ложные обвинение и, с подтверждением последних лжесвидетелями, добил­ся несправедливого осуждения, лишив таким образом престола доброго пастыря, святого мужа, православного архиерея Евтихия, а на его место он избрал некоего лжепастыря Иоан­на, по прозванию Схоластика, нечестивца и человеко­угодника. Святой же Евтихий двадцать второго января, в день памяти святого Апостола Тимофея, руками солдат был выведен из церкви: областеначальник Еферий, придя с оружием и копьем и рыкая как лютой зверь, приказал насиль­ствен­но вытащить святого, причем он совлек с него святитель­скую одежду и отослал в ссылку в Амасийскую область. Впрочем впоследствии Еферий и сам не избежал Божия отмщения, в свое время, вместе с единодушным другом сво­им Аддеем, Еферий лишил­ся сана, богатства и жизни; в один и тот же день, 3 октября, – оба они за свою злобу справедливо были осуждены на смерть: им были отрублены топором головы11.

Между тем святитель Христов Евтихий, будучи отведен в Амасийскую область, пребывал в посте и молитве в своем монастыре, где творил много чудес, исцеляя, по благодати Христовой, людские немощи. Некоторые из этих чудес святого Евтихия приведем здесь. В городе Амасии проживал вместе с своею женою некий человек по имени Андрогин; муж и жена сильно скорбели, так как у них рождались мертвые дети; ребенок умирал раньше появления на свет; с мольбою и слезами, подобно тому как некогда соманитянка к Елиссею, пришли супруги к святителю Божию, прося его помолиться за них Богу, чтобы Он даровал им видеть живыми сво­их детей. Святой, помазав­ши обо­их супругов святым елеем, истекшим от Животворящего Креста, и от находящейся в Созополе иконы Пресвятой Богородицы, сказал им: «младенца который имеет­ся во чреве (жена была беремен­на) назовите Петром и он останет­ся жив». Находив­шийся же в сие время при святителе пресвитер Евстафий (составитель сего жития) спросил: «если же родит­ся ребенок женского пола, то каким именем его наз­вать?» Святой же пророчески утверждал, что родит­ся младенец мужеского пола, который должен быть наименован Петром. В должное время жена родила младенца мужеского пола, его назвали Петром и ребенок оставал­ся живым и возрастал. Потом она родила и второго сына, и, принесши его на руках к архиерею Божию, спрашивала: – как наз­вать новорожден­ного. Пусть назовет­ся «Иоан­н», отвечал святой, так как Господь услышал молитву вашу в церкви святого Иоан­на. Оба младенца доросли до мужеского возраста и сделались наследниками сво­их родителей. Один пресвитер с церковного поселка привел к угоднику Божию Евтихию своего четырнадцатилетнего глухонемого сына, по имени Нунехия. Помазав­ши его святым елеем, святой отверз слух его, развязал язык, так что глухонемой стал слышать и говорить. Еще другой какой-то из церковных клириков по имени Кирилл имел пятилетнего сына, который также был немой и от болезни находил­ся между жизнью и смертью; святитель Божий молитвою и его соделал здоровым и даровал ему способность речи. Однажды принесен был к святому четырехлетний младенец из города Зила12 совершен­но высохший, почти не имев­ший тела, а только лишь одни покрытые кожею кости. Он не мог также ничего и есть, кроме того, что немного сосал из материнских грудей. Он также получил от рук святого исцеление, будучи помазан святым елеем. Молитвою угодника Христова святого Евтихия и помазанием святого елея изъят был из самых врат смерти и еще один, внезапно заболев­ший и готовый умереть ребенок, – сын одного Амасийского художника. Одна женщина шла по делам с сво­им семилетним сыном и другим народом в город. От встретив­шегося им лукавого беса невин­ный ребенок был ужален в ноги и валял­ся на земле, будучи совершен­но не в состоянии подняться. Мать вместе с сво­ими попутчиками, поднявши ребенка, принесла его в монастырь к блажен­ному патриарху, со слезами умоляя его оказать свое мило­сердие и исцелить младенца. Посредством своего обычного врачевства, – молитвы и святого елея святитель возвратил здоровье ребенку, который стал также хорошо ходить, как и прежде, до несчастного случая. Близ города Амасии находил­ся женский монастырь, именуемый Флавия. Из этого монастыря к святому была приведена юная отроковица, которая не могла причаститься Божест­вен­ных Таин. Пред причащением на нее внезапно нападал страх и трепет и она отворачивалась от Святых Таин с ужасным криком. Когда же пытались вложить в ее уста Святые Тайны насиль­ствен­но, то она немедлен­но выплевывала их как нестерпимую горечь, ибо в ней находил­ся лукавый дух. Усердно помолив­шись о ней к Богу, архиерей Божий изгнал из нее лукавого беса. Отроковица, получив­ши исцеление, спокойно приняла из рук архиерея Божествен­ные Тайны. Один юноша, умев­ший прекрасно украшать храмы мозаикою, в доме Амасийского гражданина Хрисафия, отбивая от стен старую мозаику на месте ее изображал святые иконы. Тут, между прочим, находилось древнее изображение обнажен­ной Венеры13. Когда юноша стал уничтожать со стен это изображение, то находив­шийся при последнем бес поразил руку его мучи­тель­нейшею болезнью, называемою канцер14. Рука отекла, страшно загно­илась и получилась неисцель­ная рана. Все видев­шие больную руку говорили, что ее необходимо отнять, чтобы не сгнило всё остальное тело. Находясь от столь ужасной болезни в большой скорби, юноша с сильным рыданием прибыл к угоднику Божию Евтихию, испрашивая излечения своему безвозвратно потерян­ному здоровью. Совершая о нем молитву к Богу и помазуя святым елеем больную руку, святой на третий день исцелил юношу и отпустил его здоровым. Уничтожив­ши исцелен­ною рукою изображение бесстыдной Венеры, юноша на том самом месте, где получил болезнь, изобразил своего безмездного врача, святейшего патриарха Евтихия. Подобным же образом святой и у другого юноши исцелил поврежден­ную неизлечимою болезнью руку, которую врачи советовали отрезать. Однажды к святому был приведен бесноватый юноша, постоян­но испытывав­ший жесточайшие мучение. Когда блажен­ный назнаменовал его крестным знамением с молитвою и помазал святым елеем его чело, то бесовская сила, как бы пронзен­ная огнен­ным копьем, начала кричать страшным голосом, испуская пену и скрежеща зубами. Тогда можно было понять, что юноша был мучим не одним, но многими бесами. Затем оцепенев­ши, юноша лежал на земле как мертвый, а спустя немного времени он снова в течение многих дней начал испыты­вать те же самые и даже гораздо более сильные страдания. Святой изумлял­ся, почему беснование не оставляет юношу в течение столь долгого времени, и святитель велел своему пресвитеру Евстафию (составителю сего жития), спросить юношу, кто он, откуда, где живет, чем занимает­ся, как началось с ним беснование. На эти вопросе юноша рассказал всё подробно о себе. «Я, говорил он, был иноком в монастыре святого Иоан­на, находящемся в Акрополи. Затем я сбросил с себя иноче­с­т­во, удалил­ся в мир, женил­ся, содеял множе­с­т­во грехов и вот за это то самое, как вы видите, наказываемый Богом, я ныне страдаю, – но если вы имеете какую-либо возможность, – помогите мне». Выслушав­ши это, святой по своему обыкновению сотворил усердную молитву к Богу, причем увещевал юношу снова возвратиться в прежний монастырь и сделаться иноком. Когда же юноша с искрен­ней готовностью обещал это сделать, то по молитвам архиерея Божия Евтихия немедлен­но освободил­ся от бесовского мучитель­ства. К преподобному некогда явил­ся с просьбою об исцелении один прокажен­ный и он получил здоровье с заповедью от святого – никогда не пить вина.

Другой человек во время тяжбы с сво­им соседом ложно поклял­ся на суде и по отмщению Праведного Судии – Бога, потерял зрение, целый год не видал света. Водимый другими, он пришел с раскаянием к сему чудотворцу, исповедуя пред ним свой грех и в тоже время ища исцеления своему душевному, а с ним вместе и телесному недугу. Божест­вен­ным мило­сердием, архиерейскою властью, угодными Господу молитвами сего святителя Христова он получил то и другое и возвратил­ся к себе, глядя глазами, как и раньше.

К доброму врачу святителю Евтихию стекалось бесчислен­ное множе­с­т­во страждущих многоразличными болезнями мужчин, женщин и детей, и по молитвам его все получали скорое исцеление. Во время наше­с­т­вие персов в Амасию собралось из окрестных пленен­ных и опустошен­ных неприятелем местностей и городов множе­с­т­во народа; скопление его вызвало здесь сильный голод; тогда угодник Божий устро­ил так, что в его монастыре не оскудевала пища. Ежедневно в его монастырь приходило за получением пищи бесчислен­ное множе­с­т­во народа, и наконец монастырские экономы сообщили однажды святому, что за оскудением жита и муки не только нечего дода­вать приходящим, но и сами они не имеют чем бы им питаться. Тогда преподобный, войдя в житницу и закрома и действи­тель­но заметив­ши полное оскудение, помолил­ся Богу и, утешая братию, сказал: «уповайте на Бога и веруйте, что все то, что вы отдаете нужда­ю­щимся, Бог вдвойне возвратит вам. Я твердо надеюсь на милость Божию, – подобно тому как во дни пророка Илии в Сарепте Сидонской у вдовы не оскудел чан муки (3 Цар.17:16), так точно и у нас в настоящее время не будет недостатка в необходимом, но все будут есть и насытят­ся и восхвалят Господа Бога нашего». По вере и словам святого так действи­тель­но и случилось, ибо не только не убывали непрестан­но раздавав­шиеся хлебы, но раз от разу увеличивалось их количе­с­т­во: чем больше раздавалось хлеба приходящим, тем более умножалось всего в житнице и закроме, так что в дни голода в доволь­стве питались все стран­ники, пришельцы и свои домашние.

Угодник Божий Евтихий был не лишен и дара пророческого. За три года до смерти императора Юстиниана случилось быть в Амасии племян­нику императора Иустину, имев­шему тогда придворный чин и отправлявшемуся куда-то на службу царскую. Уединив­шись с ним, блажен­ный Евтихий сказал ему: «выслушай меня господин кирополат! Если я и грешен, тем не менее я раб и священ­ник Бога моего, Который возвестил мне, что по смерти своего дяди царство­вать будешь ты. И так остерегайся, как бы занимаясь множе­с­т­вом дел, ты не замедлил, но наблюдай за собою, дабы тебе оказаться достойным к исполнению служения вскоре возлагаемого на тебя волею Господней». Иустин, выслушав­ши, возблагодарил Бога и просил у святого пророка молитвен­ной помощи. Таким же точно образом впоследствии он предвозвестил сво­им письмом о том же и имев­шему вступить на царство после Иустина градоначальнику Тиверию. Святой Евтихий написал к нему в Сирию следу­ю­щее: «Бог ныне лишь отчасти даровал тебе управление народом, но в самом скором времени и все кормило царского управления вручит тебе», что потом вскоре и сбылось.

По смерти императора Юстиниана, на царский престол вступил его племян­ник Иустин; и когда умер выше­упомянутой патриарх Константино­поль­ский Иоан­н Схоластик, святейший патриарх Евтихий после двенадцати лет и восьми месяцев своего пребывания в изгнании, был к несказан­ной радости всего народа возвращен на престол, при чем его встречали на суше и на море, восклицая – «благословен грядый во имя Господне!» Он принял свой престол в воскресенье третьего октября, в каковое число, не задолго пред этим по приказанию нового царя были осуждены и казнены смертью враги святого Евтихия областеначальники Еферий и Аддей.

Остальные дни своей жизни святейший патриарх Евтихий прожил в мире, украшая церковь православным учением и чудесами: он своею молитвою остановил внезапно наступив­шую моровую язву и уврачевал больных. – После сего и сам он, отдавая долг природе, впал в болезнь в праздник пресветлого Воскресения Христова. Благочестивый император Тиверий пришел навестить его и святой предсказал царю скорую кончину после своей соб­с­т­вен­ной смерти, что и сбылось. Болея в течение светлой седмицы святейший Евтихий в Фомино воскресенье созвал весь свой клир и, преподав­ши всем мир, благословение и последнее целование, с наступлением ночи уснул в Господе сном времен­ной смерти; святая же его душа удалилась в немерца­ю­щий вечный день к святым иерархам. Святой Евтихий занимал патриарший престол после своего возвращение из заточение четыре года и шесть месяцев; всех же лет от рождения он имел семьдесят. Святой Евтихий с честью был погребен в Апостоль­ской церкви под ступенями алтаря, где находились мощи святых Апостолов Андрея, Тимофея и Луки15.

После преставления святейшего патриарха Евтихия благо­честивый император Тиверий прожил только четыре месяда и восемь дней и, согласно пророчеству святого, скончал­ся в мире. Мы же за все сие прославим Отца и Сына и Святого Духа, Едииного Бога в Тро­ице. Аминь.

Кондак, глас 8:

Божест­вен­наго верно Евтихия вси по­ю­ще людие, любо­вию да ублажим, яко пастыря велика, и служителя, и учителя премудра, и прогонителя ересей: молит бо Господа о всех нас.

________________________________________________________________________

1 В Иер.1:5 Господь говорит к пророку следующее: "прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя".

2 Амасия, город в Азиатской Турции, в Сивасском вилайэте с 15,000 жителей, имеет 18 медрессе (высшие школы), в которых обучаются 2000 софтов (студентов). Прежде Амасия была резиденцией царей Понта; в ней много древностей; родина историка Страбона.

3 На юго-запад от Амасии, в пределах Галатийских

4 Мученик Селевкий был растерзан зверями в Галатии - малоазийской области. Память его празднуется 13-го сентября.

5 Император Юстиниан управлял с 527-665 г. Роднлся в 482 или 483 г., был сыном Иллирийского крестьянина. Взятый своим дядей - впоследствии император. Юстином I - в Константинополь ко двору императора Анастасия, Юстиниан получил хорошее образование, а после смерти дяди, еще ранее усыновленный им, вступил на престол. Прославил свое царствование подчинением вандальского и остготского государства.

6 Пятый вселенский собор был созван в мает 553 г. в Константинополе. На нем присутствовало 165 епископов. Среди них были все восточные патриархи,  с запада было только 5 африканских епископов. Председателем был Евтихий, патриарх Константинопольский; собор был созван для окончательного решения вопроса о Федоре Мопсуетском, блаженном, Феодорите и Иве Едесском. При этом собор утвердил вероопределение всех прежних вселенских соборов, в том числе Халкидонского.

7 Преподобный Фалалей - сирийский отшельник. Скончался около 460 г. Память его празднуется 27-го февраля.

8 Св. патриарх Мина управлял Константинопольскою кафедрою с 536 по 552 г. Память его празднуется св. Церковью 25-го августа. Он был рукоположен из пресвитера и надзирателя дома св. Сампсона (27 июня) в патриарха Константинопольского папою Агапитом, бывшим в Константинополе в 536 г. Он перенес много скорбей от преемника Агапита папы Вигилия, который происками достигнув папского престола по случаю монофелитских споров, подверг св. Мину отлучению. При нем случилось чудное происшествие: один еврейский мальчик по неведению принял св. Тайны в церкви; родитель его, узнав о сем, бросил его в огонь, но он остался невредим; мать его приняла крещение, а отец и после того упорный, был наказан позорною смертью при Юстиниане.

9 Афир - город на берегу Мраморного моря.

10 Среди разнообразных мнений, возникших из монофизитского спора выдавалось одно, поддерживавшееся Юлианом Галикарнасским. Он исповедывал, что тело Спасителя было нетленным, что оно было изъято от смерти, подобно тому, как было бы изъято от нее тело Адама, если бы он оставался в своей невинности; что оно было тем же самым, как прежде и после воскресения, что его голод, жажда, усталость вытекали отнюдь не из состава его человеческого естества, но были чувствами, которым Он добровольно подвергал самого Себя. Автортодокеты своих противников называли фтартолатрами (т. е. поклонниками тленного).

11 Иоанн III Схоластик управлял Константинопольскою кафедрою с 565 - 577 г.

12 Зела на юге от Амассии, на реке Ирис, в царстве понтийском, построен на холме. В войну римлян с понтийцами в 67 г. до Р.Хр. римский претор Триарий здесь был разбит Митридатом. Ныне селение Зелех в Малой Азии в турецком вилайэте Сивас.

13 Венера у римлян, у греков Афродита - богиня любви и красоты - жена Гефеста, родилась из морской пены. Она изображалась нагою.

14 Канцер - рак.

15 Патриарх Евтихий скончался в 682 г. Тело св. Евтихия в 1246 г. из цареградского храма Апостолов перенесено в Венецию. Управлял Константинопольскою патриар-хиею первый раз с 562-565 г., а вторично с 577-582 г.