Православные новости

Грузия требует вернуть в свою юрисдикцию монастырь Креста в Иерусалиме


Монастырь Святого Креста  Иерусалим

МИД Грузии считает одними из приоритетных переговоры с израильской стороной о возвращении иерусалимского Крестового монастыря, заявила на брифинге в понедельник заместитель министра иностранных дел Нино Каландадзе.

Подробнее ...

Конфессии отстаивают геополитический выбор страны языком символов

Митрополит Онуфрий считает церковнославянский «родным языком» украинских верующихМитрополит Онуфрий считает церковнославянский «родным языком» украинских верующих

 

В церковной жизни Украины на рубеже 2015–2016 годов произошло несколько событий, которые следует рассматривать как частные проявления общего стремления к независимости Украинской церкви от Москвы и контрмеры, нацеленные не допустить этого.

 


В первую очередь стоит отметить кампанию за объявление в Украине 25 декабря выходным днем. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов предложил Совету христианских церквей рассмотреть переход празднования Рождества с юлианского на григорианский календарь. Заметим, что для самого Турчинова такая постановка вопроса не является проблематичной, поскольку нынешний секретарь СНБОУ – член баптистской церкви «Слово жизни», а значит, как и все протестанты, отмечает Рождество именно по григорианскому календарю. Но, как оказалось, это не является проблемой и для многих представителей других конфессий. Практически в то же время на сайте президента Украины появилась петиция председателя Синодального просветительского отдела Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) протоиерея Георгия Коваленко и протоиерея Андрея Дудченко, в которой они  предлагают сделать 25 декабря по новому стилю выходным днем в честь Рождества Христова, при этом и 7 января должно оставаться, как и прежде, праздником. Коваленко позже заявил, что его инициатива случайно совпала по времени с инициативой Турчинова.

 


Положительно о праздновании Рождества 25 декабря, вплоть до всеобщего перехода на григорианский (или новоюлианский) календарь, высказались и в Киевском патриархате, и в Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Патриарх Киевский Филарет (Денисенко) не возражает против празднования Рождества 25 декабря, если народ поддержит эту инициативу. «Вопрос календаря обсуждался на всеправославных совещаниях, и все участники совещания, то есть представители всех православных церквей, соглашались с тем, что юлианский календарь отстает от астрономического календаря, – сказал он в интервью «Укринформу». – Сходились на том, что Церковь соглашается перейти на новый астрономический календарь. Но народ не воспринимает этого… Поэтому если вопрос календаря не будет вызывать разделение в самой Православной церкви в Украине, если люди верующие это примут, то так и будет». Для Киевского патриархата смена календаря стала бы еще одним символическим жестом разрыва с Москвой и связи с Константинополем.

 

Глава УГКЦ верховный архиепископ Святослав Шевчук заявил СМИ, что вопрос о том, когда праздновать Рождество, является вопросом дисциплинарного, а не догматического характера, и что УГКЦ хочет решить его вместе со своими «православными братьями, чтобы не возрождать еще одну причину для нового раскола и не создавать новое препятствие для восстановления единства единой поместной Киевской церкви».

 

В то же время многие в УПЦ МП высказались негативно по поводу смены календаря. Например, управляющий делами этой Церкви митрополит Антоний (Паканич) сказал, что юлианский календарь – дань традиции, и если Церковь будет «пытаться понравиться и угодить секулярному миру, рушить собственные традиции, то… не только новых «друзей» не приобретем, но рискуем вообще потерять свою идентичность». Чуть ли не теми же словами о важности традиции прореагировал архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко): «Есть традиция, по которой мы живем. Если перенесем праздник, мы потеряем свою традицию и новую не обретем. Люди стараются расколоть общество. Эта идея не от Бога. Наша Церковь живет по своему календарю, и мы будем праздновать по своему календарю и в будущем».

 

Несмотря на то что упомянутая петиция пока не набрала необходимых 25 тыс. голосов (по состоянию на 19 января с.г. был лишь 691 подписант, а конечный срок подачи оканчивается чуть более чем через два месяца), Петр Порошенко отреагировал на эту инициативу на пресс-конференции 14 января: «Не дело светской власти сверху навязывать даты празднования. Любые указания со стороны власти в этом могут привести к расколу». Интересно, что сам Порошенко, будучи верующим УПЦ МП, отпраздновал Рождество в греко-католической церкви с. Гута Ивано-Франковской области.

 

Также обращает на себя внимание перепалка между главой УПЦ МП митрополитом Онуфрием (Березовским) и митрополитом Александром (Драбинко), бывшим секретарем покойного предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана). То, что митрополит Александр, мягко говоря, не в очень хороших отношениях с нынешним главой УПЦ МП, известно давно. Из неофициальных источников в Киевской митрополии удалось выяснить, что Драбинко летом и осенью прилагал усилия для нормализации отношений с Березовским, минимизировал свою критику руководства УПЦ, всячески демонстрировал свое дружеское расположение к митрополитам Онуфрию и Антонию на праздновании 400-летия Киевской духовной академии, публично рассуждал о ненормальности пути «раскольников» и так далее.

 

Но 28 декабря на епархиальном собрании Киевской епархии Драбинко неожиданно подвергся атаке. На собрании присутствовали журналисты, которые, по словам источника в Киевской митрополии, «написали целый ряд записок митрополиту Онуфрию с провокационными вопросами о митрополите Александре». «В то же время большинство присутствующих священников с энтузиазмом воспринимали тезисы митрополита Онуфрия, критически направленные против митрополита Александра, – продолжает тот же собеседник. – Громом оваций был встречен тезис о том, что единственным богослужебным языком в УПЦ МП является церковнославянский, поскольку все православные церкви служат на старых вариантах языков». Именно Драбинко имеет обычай служить по субботам на украинском языке.

 

Кроме того, было множество вопросов к митрополиту Онуфрию, касающихся якобы неподобающего поведения Драбинко. Например, в упрек митрополиту Александру ставилось, что он не так давно посещал Владимирский собор – главный собор Киевского патриархата; в неприглядном для Церкви ключе комментировал петицию в Киевгорсовет о передаче Киево-Печерской лавры «филаретовцам» и т.д. В ответ Драбинко написал в соцсети: «Я не могу давать какую-то характеристику позиции священноначалия. Вероятно, такое воспитание этого человека возможно, он не воспринимает украинский язык. Не думаю, что это можно назвать системным подходом к вопросу».

 

На том же епархиальном собрании участники услышали от главы УПЦ МП новость о вероятном отказе Московского патриархата от участия в работе Всеправославного собора. Напомним, что 27 октября 2015 года Синод УПЦ выступил с обращением к верующим, в котором содержатся такие слова: «Считаем своим пастырским долгом сказать несколько слов о нашей обеспокоенности ситуацией, которая складывается вокруг подготовки Всеправославного собора. Мы просим всех, кто имеет отношение к этой подготовке, сделать все, чтобы сохранить правила, традиции и обычаи святой соборной Православной церкви, которые являются основой нашего всеправославного единства».

 

Украинский религиовед Юрий Черноморец комментирует: «26 января Архиерейский собор УПЦ МП может вообще заявить об отказе от участия во Всеправославном соборе. Таким образом, патриарх Кирилл будет пожинать плоды ошибок в собственной кадровой политике. Митрополит Онуфрий был одним из тех претендентов, с которыми невозможно договориться ни Москве, ни Киеву. Выбор в пользу недоговороспособного кандидата, сделанный в 2013 году, может теперь повлечь за собой крах всей политики патриарха Кирилла. Во-первых, патриархи Кирилл и Варфоломей утратят шанс войти в историю православия как деятели, благодаря которым был проведен Всеправославный собор. Во-вторых, только общее дело проведения Всеправославного собора удерживает патриарха Варфоломея от решительного вмешательства в дела украинского православия».

 

 

Анатолий Хливный