Лишние в церкви


Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в Великую среду(Фото: С. Власов, К. Новотарский)

Вспоминая страдания Христа, подготовляя себя духовно ко дню его Воскресения, многим пришлось морально переживать и навязанную руководством РПЦ проблему так называемой "информационной войны" против Русской православной церкви и ее Предстоятеля.

Высший духовный совет РПЦ обнародовал обращение, в котором утверждается, что в нашей стране "осуществляется клеветническая информационная атака на Предстоятеля Церкви", которая является частью "кампании против Православия и Русской Православной Церкви".

В связи с этим совет призывает всех священнослужителей и мирян совершить 22 апреля при каждом кафедральном соборе епархий "молебен и стояние в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени".

Огорчает даже не "бюрократическое" содержание этого обращения. Главная проблема – в форме, ведь речь идет, фактически, о принуждении. Пока принуждают только слушать, зачитывая документ во время службы (где-то начали это делать еще на Благовещение, где-то – в праздник Входа Господнего в Иерусалим). Хотя, ходят слухи и о сборе подписей в поддержку странного решения выйти 22 апреля на "воскресник".

Непонятно, чувствуют ли сами авторы данного документа, как это напоминает не столь давно ушедшую эпоху. Идеологические "проработки", судьбоносные партийные решения, которым необходимо обеспечить "широкую поддержку масс".

Советский "высокий штиль" ощущается так явно, что не заметить этого могут разве что те, кто перешел в православие в начале 1990-х годов, напрямую из "твердокаменного" коммунизма, без переосмысления уже сложившейся системы ценностей. Не замечают советского стиля, вероятно, и те, кто принимает на веру любое слово, произнесенное "батюшкой".

А вот остальных от церкви отталкивают. Тон документа двусмысленного толкования не допускает. Кто не с нами, тот против нас – по другому его трудно понять. "Противостояние Церкви и антихристианских сил становится всё более очевидным и острым", — утверждается в обращении. И тут же в один ряд ставятся и откровенные провокаторы, с топором в руках крушащие иконы, и просто сомневающиеся и колеблющиеся люди.

Разумеется, в первую очередь, указующий перст Высшего духовного совета РПЦ направлен на так называемых "либералов". С ними "все ясно". Это, в частности, те, кто призывал проявить (по светским законам) милость к злосчастным провокаторшам из группы Pussy Riot, кто сомневался в необходимости откровенной поддержки со стороны Патриарха кандидата Владимира Путина на выборах президента страны.

Говоря о тех, "кто продвигает ложные ценности агрессивного либерализма", подразумеваются либералы вообще – в самом широком понимании этого слова, а вовсе не только "сторонники однополых союзов", которых среди прихожан РПЦ нет и быть не может. Им, этим гнусным либералам, руководство РПЦ (потому что Высший духовный совет – это именно руководство, а не весь церковный организм, выразителем мнения которого может быть только Поместный Собор), говорит: изыдите или покайтесь.


Но одними членами совета дело не ограничивается. Удар по собственной пастве, который, в пылу защиты от врагов предстоятеля РПЦ может нанести клир, заметно серьезней. По сути, это удар по всем "сомневающимся". Отталкивают не только открытых либералов – они, в конце концов, пытались выступить "с открытым забралом" и защищать свои убеждения. Отталкивают "отмалчивающихся". Тех, кто во внутрицерковных спорах старался не участвовать, чувствуя себя недостаточно воцерковленным. Чаще всего, это те, кто пришел к Богу через сомнения и размышления, а не сменив коммунистическую "идеологию" на столь же твердокаменную "веру". Таких людей священнослужители часто свысока называют "неофитами".

Они особенно остро переживают сегодня якобы идущие "информационные кампании" как против Патриарха, так и в его защиту. Безумие выходки Pussy Riot для этих людей было столь очевидно, что они могли позволить себе во внутрицерковном споре не занимать ни одну из сторон. Конечно, провокаторов надо наказать. И, разумеется, необходимо уметь прощать. Ну а письма как "за", так и "против" можно просто не подписывать, оставив ожесточение тем, кто хочет ожесточаться. Такая позиция позволяла оставаться "в церкви", но в стороне от агрессивных информационных кампаний. Но на этот раз остаться в стороне не получается даже и у "неофитов". Они, прямо скажем, в большинстве своем не столь часто приходящие в храмы, приходят туда на Страстной неделе и с удивлением обнаруживают, что от них со всей пролетарской твердостью требуют однозначного ответа на вопрос: "С кем вы, деятели искусств?".

Многие из этих людей ожесточаются уже от самой постановки вопроса, поскольку речь идет о бессмысленном принуждении. Специфический постсоветский опыт толкает их к тому, чтобы отреагировать самым простым способом на риторику по принципу "кто не с нами, тот против нас". Способ этот – повернуться спиной к говорящему. Не научившись еще делать различие между священнослужителями и Живой Апостольской Церковью в целом, они, делая это, поворачиваются спиной к церкви.

Это вряд ли то, чего хотели добиться члены совета, составившие обращение. Но на то они и "Высший духовный совет", чтобы не обращать внимание на такие мелочи, как настроение части собственной паствы.

Двадцать лет прошло после распада Советского Союза, идеология мертва, но привычные манипуляторские приемы продолжают управлять нашим поведением. Все еще хочется нам "проработать" своего ближнего, если он думает "неправильно". Все еще мы уверены, что лучше других знаем, что "правильно", а что – нет. Ну а любое мнение, не совпадающее с нашим собственным, разумеется, неверно.

В одном либералы явно правы. Этот стереотип будет работать до тех пор, пока граждане не смогут влиять на управление государством, а в церкви священнослужители не станут прислушиваться (разумеется, не в вопросах вероучения) к мнению паствы. А до этих пор всегда будут находиться прихожане, которым вероучители будут пытаться отказывать в праве на веру. Ведь оттолкнуть всегда проще, чем объяснить и просветить.

Иван Преображенский