Митрополиту Онуфрию будет нелегко удержать всех верующих в лоне Московского Патриархата

 

В Киево-Печерской лавре 17 августа состоялась интронизация избранного четырьмя днями ранее Предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). Им стал 69-летний митрополит Черновицкий Онуфрий (Березовский), начиная с 25 февраля с.г. занимавший пост местоблюстителя Киевского митрополичьего престола. От нового человека (Онуфрий много лет управлял отдаленной епархией вдали от бюрократии митрополии) ждут соответствия новой эпохе в Украинской Церкви.

 

Интронизации предшествовала встреча избранного главы УПЦ МП с президентом Украины Петром Порошенко. Судя по приведенным на сайте главы государства цитатам, тональность его заявлений на этой встрече довольно заметно изменилась по сравнению с тем, что звучало в адрес Церкви ранее. Напомним, в обращении, направленном Порошенко Архиерейскому Собору утром 13 августа, когда епископы собрались в Киево-Печерской лавре для выборов Предстоятеля УПЦ МП, говорилось о том, что Украина «страдает от внешней вооруженной агрессии» и «в этих обстоятельствах чрезвычайно важна консолидирующая миссия Церкви в обществе, ее мощный воспитательный и патриотический потенциал». Иначе говоря, УПЦ МП призывали влиться в ура-патриотическую коалицию по поддержке «антитеррористической операции» в Донбассе, что еще в апреле сделал Киевский Патриархат и от чего упорно дистанцировался на посту местоблюстителя Киевского митрополичьего престола Березовский.

 

Позиция местоблюстителя была недвусмысленно выражена в обращении 8 июля от имени возглавляемого им на тот момент Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций и повторена 13 августа в Послании Архиерейского Собора: «Призываем всех, кто незаконно взял в руки оружие, сложить его и искать пути мирного разрешения конфликта.  Миссия Церкви заключается в примирении людей с Богом и друг с другом». Кроме того, Собор призвал «усилить работу по сбору гуманитарной помощи мирным жителям, военнослужащим и пострадавшим в Донецкой и Луганской областях». Порошенко на встрече с митрополитом Онуфрием 16 августа фактически повторил все это со своей стороны, сказав, что «многострадальная Украина нуждается в слове Божием, единстве и мире» и от Церкви ожидают «милосердия к обездоленным, к воинам, которые защищают нашу Украину, к тем, кто был вынужден уехать и нуждается в помощи».

 

Еще одно заявление украинского президента прозвучало едва ли не сенсационно. «Когда мы говорим о европейской интеграции, – подчеркнул он, – речь идет не о договорах, а о ценностях, которые должны быть первым ориентиром для нас при принятии решений». По его словам, речь идет о «ценностях общечеловеческих, ценностях христианских». Неприятие легализации секс-меньшинств на Западе рефреном звучало в лозунгах консервативной части духовенства и верующих УПЦ МП, в 2013 году проводивших в Киеве массовые крестные ходы «против интеграции в Евросодом». Об этом же 18 июля заявил и митрополит Онуфрий: «Европа показывает нам уже конкретный пример жизни без Христа… вводят законы, которые Бог осуждает, – однополые браки». И здесь глава государства выразил готовность учесть пожелания Московского Патриархата.

 

Разумеется, власти учитывают роль УПЦ МП в общественной жизни Украины. По официальным данным Министерства культуры этой страны, из зарегистрированных на 1 января с.г. 33 993 религиозных общин страны 12 673 (37,3%) относились к Московскому Патриархату. Подобным числом приходов не могла похвастать ни одна другая Церковь Украины. Три следующие за УПЦ МП крупнейшие по числу общин организации – Киевский Патриархат (4651), Украинская Греко-Католическая Церковь (3763) и Всеукраинский союз объединений евангельских христиан-баптистов (2562) – все равно даже вместе взятые не набирают показателей Киевской митрополии РПЦ. Не случайно в часовом фильме о выборах Предстоятеля УПЦ МП, продемонстрированном 9 августа на популярном украинском телеканале «1+1», подчеркивалось, что эта Церковь обладает «влиянием на десятки миллионов жителей нашей страны» и Виктор Янукович даже «пытался обеспечить себе за счет ее прихожан победу на будущих выборах». В первой половине октября ожидаются досрочные выборы в Верховную Раду, так что портить отношения с влиятельной религиозной организацией властям не с руки.

 

С другой стороны, на руководство страны не могло не произвести впечатление то, как уверенно победил митрополит Онуфрий на выборах, несмотря на пропагандистскую кампанию, выставлявшую его и другого кандидата – управляющего делами УПЦ МП митрополита Бориспольского Антония (Паканича) – послушными пешками в руках Кремля. В первом туре выборов Березовский набрал 36 голосов епископов, Паканич – 24, тогда как активно продвигавшийся «1+1» и другими массмедиа как «истинно украинский кандидат» митрополит Винницкий Симеон (Шостацкий) – лишь девять. Во втором туре за митрополита Онуфрия отдали голоса 48 архиереев, за Антония – 25, за Симеона – 1. Впрочем, стоит отметить, что главной мишенью разоблачительных телепередач был не Березовский, а Паканич, уже не первый год рассматриваемый экспертами как главный противник в борьбе за власть в Церкви митрополита Переяслав-Хмельницкого Александра (Драбинко), секретаря предыдущего Предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана). Да и молодые викарные епископы, числом 22, многие из которых обязаны своей карьерой именно Драбинко, по данным «НГР», поддержали на выборах митрополита Онуфрия. Наконец, не стоит забывать, что бывший Черновицкий митрополит, судя по новостной и фотохронике УПЦ МП, дружит с давним партнером Петра Порошенко по бизнесу и политике «православным олигархом» Александром Деркачом.

 

В Москве, очевидно, этого предпочитают не замечать, воспринимая избрание Березовского как свою убедительную победу. По словам председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополита Илариона (Алфеева), главой Киевской митрополии стал «убежденный сторонник единства Русской Православной Церкви». Не учитывается и то, что в отличие от России в Украине не существует жесткой вертикали власти ни в государстве, ни в Церкви. Красноречивый тому пример – Священный Синод УПЦ МП снял 19 июня с поста ректора Ужгородской богословской академии архимандрита Виктора (Бедя), активно участвовавшего в деятельности местного майдана, но Бедь это решение отказался признавать и по-прежнему возглавляет духовную школу.

 

Между тем «снизу» идут отнюдь не столь приятные для УПЦ МП процессы. Соцопрос, который был проведен 25–29 апреля Центром Разумкова, показал, что начиная с 2013 года число относящих себя к Московскому Патриархату православных верующих Украины уменьшилось с 27,7 до 24,8%, а число сторонников Киевского Патриархата возросло с 25,9 до 31,9%. 

 

Вряд ли такое заметное изменений пропорций связано лишь с отделением Крыма и началом военных действий в Донбассе. Очевидно, какая-то часть верующих в обстановке антироссийской истерии в обществе предпочла покинуть «московскую Церковь». А ведь кампания в СМИ в то время лишь набирала обороты, особенно усилившись накануне 9 мая и 13 августа с.г.

 

Как отметил «НГР» религиовед, доцент Львовского государственного университета Андрей Юраш, это логично, «ведь процессы внутри Церкви соотносимы с процессами в обществе» в целом. «Очень важно, – отметил он, – что идея автокефалии уже не встречает принципиального возражения у абсолютного большинства духовенства УМП МП». «Конечно, среди них есть определенная часть – как минимум треть, возможно, даже до половины – тех, кто принципиально против автокефалии, кто не мыслит своего существования вне Московского Патриархата», – говорит Юраш. Ситуация, по его словам, резко изменилась за последний год.

 

Особенно показательным в этом плане, указывает религиовед, было проведение 8 августа с.г. во Львове круглого стола с участием представителей духовенства УМП МП, Киевского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церкви (эта религиозная организация, имевшая на 1 января с.г. 1185 зарегистрированных приходов, представлена преимущественно во Львовской, в Тернопольской и Ивано-Франковской областях). По словам участвовавшего в подготовке данного мероприятия Юраша, это была «неформальная попытка налаживания контактов между Православными Церквами, причем в основном инициатива исходила от ряда священнослужителей Московского Патриархата», которые, как говорит религиовед, как и их визави из других Церквей, «представляют не абсолютное большинство, но значительную часть духовенства на епархиальном уровне». Немаловажно, отметил он, что круглый стол «получил благословение местных епископов всех трех Церквей».

 

Местная попытка поиска путей объединения украинских православных верующих в поместную Церковь, добавил Юраш, «встретила отклики» и в Волынской, и в Закарпатской епархиях УПЦ МП. По его мнению, новый Предстоятель «вынужден будет учитывать эти настроения», представители которых пытаются сейчас объединиться и обрести в борьбе за автокефалию «поддержку со стороны государственных структур». Ведь наиболее радикальная часть таковых может уйти в Киевский Патриархат, как недавно поступили четыре храмовых прихода УПЦ МП в Херсонской, Ровенской, Житомирской и Тернопольской областях.

 

Научный сотрудник Института славяноведения РАН Олег Неменский также высказал в комментарии «НГР» мнение, что «переход отдельными приходами, или даже целыми епархиями в другую церковную организацию вполне возможен» в современной УПЦ МП. В этой ситуации, по его мнению, перед Церковью встает необходимость активизации миссионерской работы. 

 

Победа митрополита Онуфрия на выборах главы УПЦ МП не является показателем окончательного выбора развития в пользу связи с Москвой, ведь митрополит Киевский должен учитывать интересы разных электоральных групп в Церкви. Пока что ситуация в Украинской Церкви выглядит «замороженной», но далее может начать изменяться по одному из нескольких сценариев.

 

Владислав Мальцев