Православные новости

Совет муфтиев России начал подражать Московскому патриархату

 

Убийство карикатуристов Charlie Hebdo, многомиллионные митинги в поддержку права на антиклерикальную сатиру и новая волна карикатур на пророка Мухаммеда вызвали самую живую реакцию в российской умме. Крупнейшие мусульманские центры страны выступили с адекватными, на мой взгляд , заявлениями, а мусульмане Северного Кавказа начали массовые акции в поддержку пророка. Среди них вне конкуренции оказался глава Чечни Рамзан Кадыров, собравший в Грозном около миллиона человек, включая православную делегацию во главе с епископом Махачкалинским и Грозненским Варлаамом (Пономаревым). Акция Кадырова получила поддержку и представителей центрального аппарата Церкви, что определенно укрепило межрелигиозные отношения и дополнительно понизило и без того идущую на спад кавказофобию.

Подробнее ...

Молитвы.Богослужения

Святитель Лука Войно-Ясенецкий (Крымский)

Икона святого ЛукиИкона святого Луки

 

На Афоне или в других древних святых местах посетители часто замечают, что многие церкви выкрашены в красный цвет. Монахи обычно объясняют им, что красный цвет символизирует кровь Христову и его святых. Это своеобразное напоминание о том, что, в то время как другие религии и идеологические течения распространялись при помощи пропаганды, насилия, порабощения, Церковь Христова завоевала людские сердца своей слабостью, кровью Христовой и его святых, мученичеством и свидетельством. Нет такой Православной Церкви, которая не пережила бы свой мученический подвиг. И не было такого святого, который не прошел бы через свою печь вавилонскую горя, искушений и мученичества.

Подробнее...

Уважение между супругами

 

В Священном Писании, в достаточно обширном зачале, есть выражение, касающееся брака: «а жена пусть уважает своего мужа» (Еф. 5:33). Здесь, в слове «уважает» каждый может увидеть отблеск господствующего положения мужчины в обществе первого столетия. Но все же, уважение к другому человеку как к личности не является закономерным превосходством того человека, к которому оно проявляется. Уважение, прежде всего, выражается к Богу, а поскольку Бог и Его творение тесно связаны, то уважение относится и к творению тоже. О подобном уважении к другой жизни учил Альберт Швейцер. Следовательно, существует должное уважение к тем, кто создан по образу Божию. Уважение должно быть таким, какое муж проявляет к своей жене, если ее «любит как самого себя» (Еф. 5:33).

Подробнее...

Неделя о слепом. «Он отверз мне очи...

 

Евангельский слепой был лишен как телесного зрения, так и духовного, потому что не знал Христа и был обделен светом Его благодати. Тем не менее, он являлся смиренным человеком. Причиной его смирения была скорбь об отсутствии зрения. Если высокомерие омрачает душу, то смирение просвещает ее и помогает “видеть”. Слепой не имел зависти и гордости фарисеев. Душа его была чистой, а намерения – благими. У него были все причины для того, чтобы увидеть светоносную благодать Божью.

 

Христос приходит к нему, хотя сам слепой не искал встречи с Господом. Бог являет Собой начало всякого блага. Он приходит, чтобы встретить слепого. Господь знает, что таит в себе этот человек, Бог “испытует сердца и утробы” (Пс. 7:10). Он, зная, что слепой имеет все причины для восприятия чуда, дает ему возможность показать свою добродетель. Бог, являясь началом чуда, желает и требует участие и самого слепого, чтобы достичь необходимого результата. “Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: “посланный”. Он пошел и умылся, и пришел зрячим” (Ин.9:6-7). Это, казалось бы, простое действие является, тем не менее, чудесным, тая в себе Божественную силу. Это напоминает повествование книги Бытия, когда Бог “из праха земного” сотворил человека, показывая нам, что Он был Творцом и тогда, и сейчас. Тогда Он создал человека, сейчас – пришел освободить его и обожить. С помощью глины Он восполняет то, чего не доставало в глазах слепого, дотронувшись до них Своими чудотворящими руками.

Подробнее...

Печаль о смерти ближних

 

 

Нет... Что ни говорите сердцу, а ему сродно горевать о потере близких; как ни удерживайте слезы, а они невольно струятся ручьем над могилой, в которой сокрыт родственный, драгоценный нам прах. Правда, слезами не возвратить того, что взято могилой, но потому-то и слезы струятся ручьем, что возврата нет из могилы... Я лишился, например, друга, которого жизнию я жил, и мне ли не плакать, когда вспомню, что тут, в могиле, погребено все мое счастие, тут сокрылись лучшие мои радости, сладостнейшие надежды мои? Нем тот язык, который так сладко и утешительно делил со мною беседы и в часы радости, и в минуты скорби; замерло то дыхание, которое дышало одною ко мне любовию, и та нежная рука, которая так бережливо хранила меня, с такою охотою и любовию благотворила мне везде, охладела для меня - навсегда... Как слезам не литься? Могу ли я не плакать, когда представлю себе, что это чело, в котором действовал некогда ум с такою силою, послужит пищею червей; это сердце, столь радостно трепетавшее жизнию и любовию, сделается добычею тления?.. И бедный человек чего-чего не делает, к чему не прибегает, чтобы только облегчить сердечную скорбь? Но увы!., все напрасно. Только в слезах, в одних почти слезах, находит для себя некоторую отраду, и только они, и почти они одни, несколько облегчают тяжесть его сердца, потому что с ними только капля по капле вытекает вся жгучесть душевной скорби, весь яд сердечной болезни... Слышит он отовсюду: "Не плачь, не будь малодушен". Но эти возгласы - не пластырь на раны, а часто наносят сердцу новые раны. - "Не будь малодушен". Но кто скажет, что Авраам был малодушен, а и он плакал, рыдал по жене своей Сарре, прожившей 127 лет (Быт. 23, 1-2). Малодушен ли был Иосиф? А и он плакал об отце своем Иакове, и плакал не день, не два, а семьдесят дней (Быт. 50, 1-4). Кто скажет, что малодушен был и св. царь Давид? А послушайте, как горько рыдает он при вести о смерти сына своего Авессалома: Сыне мой, Авессаломе, сыне мой, сыне мой, Авессаломе: кто даст смерть мне вместо тебе? Аз вместо тебе, Авессаломе, сыне мой, сыне мой, Авессаломе (2 Цар. 18, 33). Нет, каждая могила достойного человека всегда орошается слезою горькой любви. И что говорить о людях, когда и Сам Спаситель, до конца потерпевший Свои неописанно тяжкие страдания на Кресте, над прахом друга Своего Лазаря возмутился духом и прослезился (Ин. 11, 33, 35)? Он плакал, Владыка живота и смерти, плакал в то время, когда пришел ко гробу друга Своего с тою именно целию, чтобы воскресить его из мертвых... А нам, немощным людям, удержать слезы при разлуке с милым сердцу, нам остановить вздохи в сжатой от скорби груди - о, это невозможно, это противно нашей природе... Нет, дайте нам каменное сердце - и слез тогда у нас не будет, или не мешайте лить слезы!..

Подробнее...

Печаль о смерти ближних

 

 

Нет... Что ни говорите сердцу, а ему сродно горевать о потере близких; как ни удерживайте слезы, а они невольно струятся ручьем над могилой, в которой сокрыт родственный, драгоценный нам прах. Правда, слезами не возвратить того, что взято могилой, но потому-то и слезы струятся ручьем, что возврата нет из могилы... Я лишился, например, друга, которого жизнию я жил, и мне ли не плакать, когда вспомню, что тут, в могиле, погребено все мое счастие, тут сокрылись лучшие мои радости, сладостнейшие надежды мои? Нем тот язык, который так сладко и утешительно делил со мною беседы и в часы радости, и в минуты скорби; замерло то дыхание, которое дышало одною ко мне любовию, и та нежная рука, которая так бережливо хранила меня, с такою охотою и любовию благотворила мне везде, охладела для меня - навсегда... Как слезам не литься? Могу ли я не плакать, когда представлю себе, что это чело, в котором действовал некогда ум с такою силою, послужит пищею червей; это сердце, столь радостно трепетавшее жизнию и любовию, сделается добычею тления?.. И бедный человек чего-чего не делает, к чему не прибегает, чтобы только облегчить сердечную скорбь? Но увы!., все напрасно. Только в слезах, в одних почти слезах, находит для себя некоторую отраду, и только они, и почти они одни, несколько облегчают тяжесть его сердца, потому что с ними только капля по капле вытекает вся жгучесть душевной скорби, весь яд сердечной болезни... Слышит он отовсюду: "Не плачь, не будь малодушен". Но эти возгласы - не пластырь на раны, а часто наносят сердцу новые раны. - "Не будь малодушен". Но кто скажет, что Авраам был малодушен, а и он плакал, рыдал по жене своей Сарре, прожившей 127 лет (Быт. 23, 1-2). Малодушен ли был Иосиф? А и он плакал об отце своем Иакове, и плакал не день, не два, а семьдесят дней (Быт. 50, 1-4). Кто скажет, что малодушен был и св. царь Давид? А послушайте, как горько рыдает он при вести о смерти сына своего Авессалома: Сыне мой, Авессаломе, сыне мой, сыне мой, Авессаломе: кто даст смерть мне вместо тебе? Аз вместо тебе, Авессаломе, сыне мой, сыне мой, Авессаломе (2 Цар. 18, 33). Нет, каждая могила достойного человека всегда орошается слезою горькой любви. И что говорить о людях, когда и Сам Спаситель, до конца потерпевший Свои неописанно тяжкие страдания на Кресте, над прахом друга Своего Лазаря возмутился духом и прослезился (Ин. 11, 33, 35)? Он плакал, Владыка живота и смерти, плакал в то время, когда пришел ко гробу друга Своего с тою именно целию, чтобы воскресить его из мертвых... А нам, немощным людям, удержать слезы при разлуке с милым сердцу, нам остановить вздохи в сжатой от скорби груди - о, это невозможно, это противно нашей природе... Нет, дайте нам каменное сердце - и слез тогда у нас не будет, или не мешайте лить слезы!..

Подробнее...

Утешение близким

 

Нет... Что ни говорите сердцу, а ему сродно горевать о потере близких; как ни удерживайте слезы, а они невольно струятся ручьем над могилой, в которой сокрыт родственный, драгоценный нам прах. Правда, слезами не возвратить того, что взято могилой, но потому-то и слезы струятся ручьем, что возврата нет из могилы... Я лишился, например, друга, которого жизнию я жил, и мне ли не плакать, когда вспомню, что тут, в могиле, погребено все мое счастие, тут сокрылись лучшие мои радости, сладостнейшие надежды мои? Нем тот язык, который так сладко и утешительно делил со мною беседы и в часы радости, и в минуты скорби; замерло то дыхание, которое дышало одною ко мне любовию, и та нежная рука, которая так бережливо хранила меня, с такою охотою и любовию благотворила мне везде, охладела для меня - навсегда... Как слезам не литься? Могу ли я не плакать, когда представлю себе, что это чело, в котором действовал некогда ум с такою силою, послужит пищею червей; это сердце, столь радостно трепетавшее жизнию и любовию, сделается добычею тления?.. И бедный человек чего-чего не делает, к чему не прибегает, чтобы только облегчить сердечную скорбь? Но увы!., все напрасно. Только в слезах, в одних почти слезах, находит для себя некоторую отраду, и только они, и почти они одни, несколько облегчают тяжесть его сердца, потому что с ними только капля по капле вытекает вся жгучесть душевной скорби, весь яд сердечной болезни... Слышит он отовсюду: "Не плачь, не будь малодушен". Но эти возгласы - не пластырь на раны, а часто наносят сердцу новые раны. - "Не будь малодушен". Но кто скажет, что Авраам был малодушен, а и он плакал, рыдал по жене своей Сарре, прожившей 127 лет (Быт. 23, 1-2). Малодушен ли был Иосиф? А и он плакал об отце своем Иакове, и плакал не день, не два, а семьдесят дней (Быт. 50, 1-4). Кто скажет, что малодушен был и св. царь Давид? А послушайте, как горько рыдает он при вести о смерти сына своего Авессалома: Сыне мой, Авессаломе, сыне мой, сыне мой, Авессаломе: кто даст смерть мне вместо тебе? Аз вместо тебе, Авессаломе, сыне мой, сыне мой, Авессаломе (2 Цар. 18, 33). Нет, каждая могила достойного человека всегда орошается слезою горькой любви. И что говорить о людях, когда и Сам Спаситель, до конца потерпевший Свои неописанно тяжкие страдания на Кресте, над прахом друга Своего Лазаря возмутился духом и прослезился (Ин. 11, 33, 35)? Он плакал, Владыка живота и смерти, плакал в то время, когда пришел ко гробу друга Своего с тою именно целию, чтобы воскресить его из мертвых... А нам, немощным людям, удержать слезы при разлуке с милым сердцу, нам остановить вздохи в сжатой от скорби груди - о, это невозможно, это противно нашей природе... Нет, дайте нам каменное сердце - и слез тогда у нас не будет, или не мешайте лить слезы!..

Подробнее...