Монастырь св. Георгия Победоносца в деревне Эль-Хадр

Монастырь св. Георгия Победоносца находится в деревне Эль-Хадр, что в переводе с арабского означает "зеленый". Считается, что это было прозвище персонажа-аналога Св.Георгия в исламе, друга Пророка Мухаммада. Сегодня Эль-Хадр практически слился с Вифлеемом и его западным пригородом деревней Бейт-Джаллой, а монастырь до сих пор его главная достопримечательность.


Судьба святого была трагична и запутана, даже с местом его рождения не все ясно. Сохранившиеся жития св. Георгия Победоносца противоречивы. По одной из версий он был родом из Каппадокии и двоюродным братом Нино Каппадокийской, просветительницы Грузии. По другим - он родился в Палестине в г. Лидде (Лод), при чем отец его был родом из Каппадокии, а мать местной палестинской христианской из богатой семьи, владевшей землями к юго-западу от Вифлеема. Также некоторые пишут, что его отца замучили за исповедание Христа в Каппадокии, а мать с сыном бежала в Палестину. 

Будущий святой поступил на военную службу к императору Диоклетиану и чуть было не достиг высокого военного положения, когда начались гонения на христиан. Его, как активиста и апологета религии, арестовали и стали пытать.
Вот краткий перечень пыток святого. Кому не интересно, можете пролистать.

   1. В 1-й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжелый камень
   2. На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счел его мертвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились.
   3. Затем его бросили в яму, где была негашеная известь, но и это не повредило святому.
   4. Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми.
   5. Его заставили бежать в раскаленных докрасна железных сапогах (вариант — с острыми гвоздями внутри). Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором.
   6. Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцеленным.
   7. На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство. (Сабин Баринг-Гоулд. Мифы и легенды Средневековья. М., 2009. С. 152—178)

"В конце мучений Георгия император Диоклетиан, спустившись в темницу, еще раз предложил истерзанному пытками бывшему командиру его телохранителей отречься от Христа. Георгий сказал: "Отнесите меня в храм Аполлона». И когда это было исполнено (на 8-й день), Георгий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: "Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как бог?" При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона крестным знамением — и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме."

Считается, что похоронен св.георгий Победоносец в Лидде (современный Лод). Христиане со всего мира устраивают туда настоящие паломничества.

Около монастыря сегодня находится центральная в деревне мечеть и школа для девочек. Монастырскими воротами заведует молодая супружеская пара, которая эти самые ворота очень круто автоматизировала

 

Тем не менее, монастырь, отстроенный уже в 18 веке и приобретший свои финальные черты в 19, прекрасен, в особенности, панорамой с крыши. Оттуда виден Иерусалим, окрестные холмы, стадион и просто очень красиво. Также на территории греко-ортодоксального монастыря сохранились древние колонны.

 

Место мученичества Георгия также указывается по-разному. По наиболее распространенной версии, святой принял мученический венец в Никомидии. Часть житий указывает, что мощи его после этого были перенесены в его родной город Лидду и положены там под спудом в крипте церкви св. Георгия в этом городе. Однако очевидно, что в Палестине, в Лидде и Вифлееме, издавна существовали местные противоречащие друг другу традиции относительно места принятия мученической смерти св. Георгием. Лиддская говорила о Лидде, а не о Никомидии, вифлеемская же, естественным образом, отстаивала «свою» традицию, указывая на земли поместий матери Георгия, как на место его мученичества. В монастыре и церкви, воздвигнутой на этом месте, показывали орудия пыток и колесо, а в более поздние времена лишь цепи, которыми был прикован к стене св. Георгий. (Упоминался и дом, который занимал Диоклетиан во время процесса Георгия.) Считалось, что цепи эти чудесным образом способствуют выздоровлению душевнобольных и одержимых бесами. Для изгнания бесов и достижения исцеления больного приковывали цепью св. Георгия к одной из колонн церкви и оставляли его на ночь одного, заперев все входы. (По другой версии больных привязывали этими цепями к кроватям в монастырской больнице). Утром больной оказывался полностью исцеленным.

Древняя византийская церковь на этом месте была, по всей видимости, разрушена во времена персидского погрома 614 г. и последовавшего вслед за этим мощного землетрясеня в 629 г. Восстановлена одним монахом из Лавры св. Саввы Освященного в 8 веке, согласно Хареувени, или в 18 веке, согласно Торику. Последний ремонт церкви был осуществлен в 1912 г. Судя по всему, церковь четырехстолпная, однокупольная.

Приведем несколько кратких описаний монастыря, сделанных средневековыми и современными паломниками.

ВОСЕМЬ ГРЕЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ СВ. МЕСТ XIV, XV И XVI вв.

III. ДУШЕСПАСИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О СВ. ГРОБЕ

О Св. граде Иерусалиме и всех местностях Земли Обетованной (относится к первой половине XVI века).

55. От Вифлеема на запад храм великого Николая и тут же на запад монастырь великого Георгия. Там и дома Диоклетиана отступника. Там положили великого Георгия на колесо. Там и цепь, которая была на его затылке, и она творит чудеса. Там храм с куполом. Он находится от Иерусалима на расстоянии 15 миль.

VI. ПРОСКИНИТАРИЙ, содержаний все чудесные знамения, явленный Спасителем нашим в Святом городе Иерусалиме, и описание местностей. (До 1585 г.; переписчик Парфений Погоианит.}

Когда им удалось провести день, ночи они не страшатся. Там живут христиане, а другого народа нет, если и появляется нечестивый, злая участь уносит его. Из этого селения вышли пророки и Бог творит там чудеса. Над Бет Джалой находится чудный храм Св. Георгия с красивым куполом на четырех колоннах, которые христиане красиво построили. Там находится цепь, на которой влекли его, великого Георгия, и предали его мечению; она творит много чудес, каждому дарует благодать и кто хочет подойти, может до нее дотронуться. А над храмом 6 или 8 прекрасно устроенных келий. Подковы его лошади отпечатлелись и кажется точно они нарисованы на дороге. На дороге [226] находится в виде цистерны святой источник Киприана, который всех исцеляет.

Святая Земля. Епископ Мефодий (Кульман).

МОНАСТЫРЬ СВ. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

Недалеко от Вифлеема по пути в Хеврон можно видеть среди поля арку ворот. Через них дорога ведет к монастырю св. Георгия, месту очень почитаемому не только христианами, но и магометанами; по вере этих простых людей св. великомученик до сих пор творит в этой стране немало чудес. Монастырь стоит на земле, принадлежавшей некогда матери св. победоносца, где она жила после его страдания и кончины. В большом храме его имени хранятся цепи, которыми, говорят, он был окован во время мучения; они почитаются целебными от душевных болезней.

 

Раньше, в еще византийской церкви, здесь хранилось колесо для пыток и цепи, в которые был закован Святой. После разрушения византийской церкви в седьмом веке большая часть имущества пропала, так что нынче в монастыре демонстрируют только цепь.
Ранее считалось что цепи эти способствуют выздоровлению душевнобольных и одержимых бесами. Для изгнания бесов и достижения исцеления больного приковывали цепью св. Георгия к одной из колонн церкви и оставляли его на ночь одного, заперев все входы. (По другой версии больных привязывали этими цепями к кроватям в монастырской больнице). Утром больной оказывался полностью исцеленным. Даже страшно подумать, что происходило с человеком той ночью. Надеюсь, оно того стоило.

Сегодня цепь, представляющая собой замкнутую систему, висит на неприметном крюке, но относятся к ней с почитанием и уважением. Например, ее нельзя просто так снять с крюка, подержать в руках и повесить обратно. Единожды прикоснувшись к святыне, после необходимо совершить определенный ритуал, а именно: своеобразную подкову надеть на шею, затем, как обруч, как бы пропустить через нее тело, опустить вниз к ногам, перешагнуть, взять в руки и поцеловать трижды. Местная арабка-смотрительница монастыря продемонстрировала мне этот процесс - впечатляет.

 За небольшое вознаграждение нам разрешили ударить в колокол. То есть вначале разрешили, а потом выяснилось, что развлечение было платным :) Но это мелочь по сравнению с полученным удовольствием

 

А вот и уникальная система и местный патент. При нажатии на ручку срабатывает механизм, какие-то шестеренки, противовесы, весы и т.д., в итоге натягивается канат, тянущийся от ворот через балкон непосредственно в окно дома семьи. Там слышат звонок и спускаются открывать дверь гостям. По-моему, это прекрасно.