Монастыри Иудейской пустыни: монастырь св.Иоанна и Георгия Хозевитов, монастырь прп.Герасима Иорданского.

 

 
Обитель была основана пятью сирийскими иноками в 535 г. В 587 г. сюда пришел для уединенных  подвигов святой Иоанн Хозевит. Он родился в Египте в городе Фивы, прславился мудростью и благочестием и был поставлен, по повелению византийского императора, во епископы Кесарии Палестинской. Но административная деятельность тяготила аскета и молитвенника, он ушел сюда, в ущелье Хузива, где и стал настоятелем Лавры. Он скончался в 596 г., а через несколько десятителий в обитель пришел преподобный Георгий, родом с острова Кипр, прибывший для поклонения святым местам Иерусалима и Палестины. Именно ему суждено было стать самым знаменитым из хозевитских настоятелей,  с его временем связан расцвет. В память о великом подвижнике обитель и называется сегодня именем Георгия Хозевита.
 
 
Вид на монастырь свв.Иоанна и Георгия Хозевитов. Ущелье Вади Кельт.
 
 
Среди величественных гор Иудейской пустыни.
 
Сейчас трудно поверить в это, но когда-то ущелье Вади Кельт было одним из самых "обжитых" мест пустыни. Его стены были буквально испещрены пещерами-кельями  православных подвижников, которых насчитывалось к моменту персидского нашествия до пяти тысяч человек. Многие из этих "сотовых" келий вожно видеть и сейчас - в основном, в полуразрушенном и заброшенном виде.
В нашем представлении Лавра - это очень большой, богатый и знаменитый монастырь. В Русской Церкви это действительно так: лишь четырем крупнейшим обителям присвоено почетное наименование Лавры. Но исторически лавры возникают как одна из разновидностей монастырской организации именно в скалистых ущельях Иудейской пустыни. Само слово, неясного происхождения (не путать с деревом лавр), означает (примерно) "улица келий", "улица пещер" - первоначально, может быть, просто "рой, скопление пещер"). Смысл термина может быть прояснен из сравнения трех древнейших способов  монашеского жизнеустройства. Первые монахи (от греческого "монахос" - уединенный) были отшельники. Этот вид подвига, будь то в пустыне, или в лесах русского севера, не каждому под силу. Поэтому вскоре практически одновременно, появляются киновии (общежития) - обители, где иноки живут вместе, дружной общиной, почти коммуной, управляемые строгим уставом и не менее строгим наставником - игуменом. Лавра - промежуточное состояние между отшельничеством и киновией. Каждый из лавриотов живет в отдельной, уединенной келье - пещере. Даже если в близком соседстве с другими, то все равно уединенной - до такой степени, что, взобравшись в свою келью (как правило, по веревочной лестнице, которая тут же убиралась) подвижник оказывался в  неприступной изоляции, поистине наедине с Богом.
 
 
В таких пещерах укрывались от зноя и холода монахи-отшельники.
 
Место для обители выбрано было не случайно. Это место, как сказано в Библии, указано было Богом для жительства пророку Илье в период трехлетней засухи в Израиле: "И было к нему слово Господне: Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана, из этого потока ты будешь пить, а воронам я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню. И вороны приносили ему хлеб и мясо по утру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю" (3 Цар, 17, 2 - 7).
Поток на  дне оврага и в наше время летом полностью пересыхает, шум его можно слышать только самой ранней весной. И пещера пророка Илии, куда вороны носили ему пищу, сохранилась, в ней находится церковь.
Эта пещера связана в церковном предании с другим, уже новозаветным событием. Помните, мы рассказывали о Иоакиме и Анне,  родителях Пресвятой Богородицы. Когда священники в храме отказались принять жертву у бездетного Иоакима, он, в отчаянии и скорби, ушел, покинув Иерусалим, в пустыню, где пастухи пасли принадлежавшие ему стада. И поселился в этой самой пещере, освященной именем великого ветхозаветного пророка, где и пребывал в посте и молитве сорок дней и сорок ночей, пока Ангел, посланный Богом, не открыл ему радостную тайну о рождении Марии. В память о том, как Иоаким и Анна вымолили себе  у Бога дитя, соборный храм обители посвящен празднику Рождества Богородицы.
 
 
В пещере св.пророка ИлииВ пещере св.пророка Илии
В пещере св.пророка Илии
 
 
Таким образом подавали воду и пищу монахам-отшельникамТаким образом подавали воду и пищу монахам-отшельникам
Таким образом подавали воду и пищу
 монахам-отшельникам.
 
Далее наш путь продолжился на юг к монастырю преп.Герасима Иорданского. Нам известен этот святой, описываемый в иконографии со львом. Преп.Герасим соединил отшельничество с общинным монашеством и был один их первых, кто перевел отшельническое и аскетическое монашество в гораздо более благодатные места для жизни и духовных занятий, чем тяжелая негостеприимная пустыня. В середине V века им был основан монастырь в южной части Иорданской долины. Современный монастырь, восстановленный патриархией в XIX веке, построен не как считается на развалинах древнего монастыря св.Герасима, а расположенного немного севернее, а на развалинах другого важного здания - Лавры Каламон. Эта лавра была основана в IV веке, для того, чтобы дать пристанище всем отшельникам пустынной долины реки Иордан. В V, а особенно в VI веках, границы Лавры расширились и число ее монахов достигло многих десятков. В центре Лавры был построен киновион (общежитие), которым пользовались все отшельники.  Для обеспечения безопасности, здание общежития было выстроено в форме крепости. Оно было настолько прочным, что персы не смогли его ни захватить, ни уничтожить , так что на протяжении всего персидского периода оно служило убежищем не только для окрестных монахов, но и для всех отшельников пустыни. Сам монастырь св.Герасима был разрушен персами и больше никогда не восстанавливался. Лавра Каламон продолжила своё существование до XII века. С мамелюкским нашествием и ухудшением условий жизни в пустыни, она опустела и была практически забыта. В XIX веке греческая Патриархия восстановила лишь малую часть этого общежительного монастыря, известного теперь как монастырь св.Герасима Иордаского.
 
В монастыре преп.Герасима ИорданскогоВ монастыре преп.Герасима Иорданского
В монастыре преп.Герасима Иорданского
 
 
Чудотворная икона Божией Матери МлекопитательницаЧудотворная икона Божией Матери Млекопитательница
Чудотворная икона Божией Матери Млекопитательница
 
 
Святые мощи мучеников от персов побиенныхСвятые мощи мучеников от персов побиенных
Святые мощи мучеников от персов побиенных
 
 
Икона преп.Серафима Саровского в монастыре преп.Герасима ИорданскогоИкона преп.Серафима Саровского в монастыре преп.Герасима Иорданского
Икона преп.Серафима Саровского в
монастыре преп.Герасима Иорданского
 
Русские паломники в монастыре преп.Герасима ИорданскогоРусские паломники в монастыре преп.Герасима Иорданского
Русские паломники в монастыре преп.Герасима Иорданского
 
 
Чудотворная икона преп.Герасима ИорданскогоЧудотворная икона преп.Герасима Иорданского
Чудотворная икона преп.Герасима Иорданского
 
 
Алтарь верхнего храма в монастыре преп.Герасима ИорданскогоАлтарь верхнего храма в монастыре преп.Герасима Иорданского
Алтарь верхнего храма в монастыре
преп.Герасима Иорданского
 
Молитва в верхнем храме.Молитва в верхнем храме.
Алтарь верхнего храма в монастыре преп.Герасима Иорданского


 
Использованы текстовые материалы из книги Н.Н.Лисового "Приди и виждь".