Монументальный цикл Н. А. Кошелева «Крестный путь» и его реставрация

Во второй половине 2005 года поступило значительное пожертвование от А. А. Кулаковского на замену пришедшей в негодность крыши и ремонт потолка. Но для начала столь важных и срочных работ необходимо было снять укрепленные более ста лет тому назад на большой высоте стен подворья  восемнадцать громадных полотен Н. А. Кошелева и тридцать, выше человеческого роста,  икон В. Пасхина и гарантировать им нужную сохранность. Помимо этого нужно было застраховать картины от непредвиденных обстоятельств на время указанных работ.

Только одна страховая компания в Израиле, сотрудничающая с музеями и галереями антикварного искусства, согласилась заключить с правлением Палестинского Общества соответствующий договор, выдвинув при этом условием привлечение фирмы «Баумер», специализирующейся на работе с  музейными ценностями. Все это стоило больших денег. Их не было. Руку помощи протянул О. И. Байбаков. Мастера-высотники в первых числах января 2006 года, используя леса высотою в 14 метров, приступили к исполнению поставленных задач. Для временного и соответствующего хранения икон и картин были изготовлены специальные ящики. 

 


Когда иконы В. Пасхина1 и полотна Н. Кошелева «спустились с высот», то оказалось, что вековые повреждения слишком серьезные. Требовалась срочная реставрация и консервация.

Главные причины повреждений: отсутствие условий стабильного температурно-влажностного режима; неправильный уход; прорывы полотна от случайных «слепых» пуль во время военных действий в Иерусалиме; брызги белой краски от предыдущих ремонтов; следы птиц,  насекомых и пр. Натяжение многих холстов от времени ослабло, что привело в углах картин к волнообразной деформации. Художественная часть пострадала не менее.

Реальные нужды вновь вывели Общество на дорогу поиска человека, неравнодушного к проблемам русского присутствия в Святой Земле, к историческому наследию, нравственно умиротворяющему и разум, и душу, и глаз посетителей. Неоценимое содействие оказал Д. В. Разумов, и поздней весной 2007 года реставраторы смогли приступить к исследованию икон и полотен и последующим работам. Реставрация длилась вплоть до конца июля 2008 года. Профессор В. В. Зверев и его помощницы должны были устранить повреждения, очистить полотна от килограммов пыли, особенно с оборотной стороны полотен. Далее предстояла более тонкая, «художественно-хирургическая» работа по устранению разрывов и растрескивания, восстановлению осыпавшегося грунта и воссозданию живописи в местах утрат. И в заключение всего, перед самым началом возвращения картин на высоты Александровского подворья, пришлось также менять на стенах старые, частично сильно проржавевшие, крепления из металла ручной ковки.  

27 июля 2008 года о. Макарий (Бутин) отслужил молебен о завершении благого дела и сотрудники фирмы «Баумер», на сей раз почти все русскоязычные, приступили к установлению полотен. Через неделю под руководством профессора В. В. Зверева все «возвратилось на круги своя».

 

Профессор Н. В. Кошелев и его живопись  

 

Николай Андреевич Кошелев (1840-1918) - русский живописец, жанрист и портретист. Его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, в Государственном Русском музее в Петербурге, Нижегородском художественном музее и других собраниях. Н. Кошелев принимал участие в росписи храма Христа Спасителя в Москве, а также украшал храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Петербурге и русский собор в Варшаве, уничтоженный в 1919 году.И. Н. Крамской в 1865 г. пригласил Н. Кошелева помочь ему в росписи главного купола храма Христа Спасителя в Москве. После этой успешной работы Н. Кошелев получил самостоятельный заказ для росписи малых куполов храма Христа Спасителя на следующие сюжеты: "Господь, восседающий на престоле с книгой о четырех печатях", "И Слово плоть бысть", "Семь таинств Церкви" и "Поклонение Господу 24 царей-старцев". За эскиз первого из этих произведений художник получил звание академика, а за все свои работы в храме – звание профессора.   

Он исполнил множество заказов по написанию образов для разных храмов в России, а также за рубежом - в Буэнос-Айресе и Женеве.

Сохранившиеся до нашего времени работы Н. Кошелева находятся ныне в Казанской церкви пос. Вырица под Петербургом. Это две большие иконы "Богоматерь Всех Скорбящих Радосте" и "Христос Благословляющий детей", а также тондо "Троица Новозаветная".

В наружном убранстве храма Воскресения Христова (Спас на крови) в Петербурге ему принадлежит мозаика в кокошнике большого южного фронтона "Христос во Славе с припадающими св. Александром Невским и св. Николаем Мирликийским", в интерьере - "Преображение Господне" в восточном полукуполе и "Бегство в Египет" на восточной стороне.

Сохранились его работы и в церкви во имя св. Живоначальной Троицы в Буэнос-Айресе. В Женеве в православном храме находятся четыре иконы Н. Кошелева: "Иисус Христос" и "Богоматерь" по сторонам от Царских врат, а также справа и слева от иконостаса "Воздвижение Святаго Животворящего Креста Господня" и "Свв. Кирилл и Мефодий".

Наибольший интерес среди его произведений представляет цикл «Крестного пути», написанный для храма св. Вел. Кн. Александра Невского в Иерусалиме.

Эти восемнадцать полотен представляют собой не традиционные иконы в собственном смысле слова – это монументальный художественный цикл на тему «Крестный путь Спасителя».

 В "Сообщениях Императорского Православного Палестинского общества" описан  интерьер иерусалимской церкви св. Александра Невского в 1892 году:                                     
"…На западной и боковых стенах между окнами поставлены до 30 икон палестинских и русских святых... работы художника Пасхина. Под ними целый ряд икон, с фигурами в человеческий рост высокохудожественной работы Н. А.Кошелева, изображает всю страстную историю Господа нашего, начиная от моления о чаше и до положения во гроб.

Ныне из этих 20 икон 2 готовы только 5: 1) Моление о чаше, 2) Иисус Христос будит своих учеников, 3) Предание Иисуса Христа, 4) Иисус, ведомый к Каиафе и 5) Иисус перед Пилатом..."3

Из этих описаний становится ясным, что к 1892 году были исполнены только пять образов из двадцати. В сообщении также указано,  что летом 1891 года художник побывал в Палестине. Путешествуя по Святой Земле, он запечатлел серию пейзажей, видов и древностей Иерусалима. Большинство этих произведений ныне хранится в Нижегородском художественном  музее. Палестинские виды Н. Кошелева представляют собой редкий пример пейзажного творчества автора как исторического живописца.

В Государственном музее истории религии в Петербурге хранится десять так называемых подготовительных эскизов, выполненных Н. Кошелевым маслом на бумаге. На двух из них надписи, свидетельствующие о том, что создавались они для церкви св. Александра Невского в Святом Граде. Совпадая по сюжетам,  композиционно они сильно отличаются от окончательного варианта образов для иерусалимского храма.

Кроме того, в фонде рисунка Русского музея в Петербурге есть около десятка акварельных эскизов Н. Кошелева. Часть из них очень близка по композиции к полотнам в храме св. Александра Невского в Иерусалиме или буквально совпадает с ними.

Работы цикла «Крестный путь» несколько различаются по своему живописному решению.

Большинство образов написано широко и размашисто, почти эскизно. Художник  использует игру света и тени, что придает его трудам динамичность и эмоциональную напряженность. Часть работ выполнена в духе жанровой живописи и напоминает картины на евангельские сюжеты мастеров второй половины XIX века.

Полотна написаны в стиле позднего академизма с оттенком салонного искусства, а частично - в реалистической манере. Одновременно с этим академизм Н. Кошелева носит несколько выраженный национальный русский оттенок.

Все восемнадцать работ цикла «Крестный путь» в Иерусалиме, размером 352 х 210 см, выполнены на конопляных холстах и маслом.

Сведений о последних годах жизни художника почти нет. Известно только, что до самой смерти он не выпускал кисти из рук.

          

                                                                                                                                                                  

Список  иерусалимского  цикла Н. А. Кошелева «Крестный путь»:

 

1). Моленiе о Чаше, 1891 г. 

2). Апостолы уснули отъ печали, 1890-е гг.

3). Лобзанiе Iуды, 1890 г. 

4). Взятiе Iисуса стражей, 1892 г. 

5). Отреченiе Петра, 1892 г. 

6). Обвиненiе Христа, 1894 г. 

7). Iисуса ведутъ къ Пилату, 1893 г. 

8). Христосъ передъ Пилатомъ, 1890 г. 

9). Пилатъ умываетъ руки, 1895 г. 

10). Симонъ несетъ Крестъ Спасителя, 1900 г. 

11). Не плачьте, дщери Iерусалимскiя!, 1899 г. 

12). Шествiе Iисуса на Голгофу, 1900 г. 

13). Прободенiе ребра Iисуса воиномъ, 1900-е гг. 

14). Снятiе со Креста, 1897 гг.

15). Приготовленiе Iисуса къ погребенiю, 1894 г.

16). Положенiе Iисуса во Гробъ, 1894 г. 

17). Воскресенiе Христово, 1896 г. 

18). Сошествiе во адъ, 1900 г.

 

1 Иконы В. Пасхина были очищены и частично отреставрированы в апреле 2006 года Аллой Либов и Элеонорой Тушинской-Мэрле. 

2 Помимо 18 полотен на Александровском подворье имеются еще две картины Н. Кошелева: 

1). «Христос в терновом венце», 1890-е годы, крупнозернистый конопляный холст 63х50, масло. Поначалу находилась по левую сторону от Порога Судных Врат, позже ее заменила картина И. Репина «Несение Креста». С двадцатых годов считалась пропавшей.  Обнаружена при расчистке подвалов Александровского подворья в 2004 году; 

2). «Несение Креста», без подписи и даты, считается работой Н. Кошелева. Масляная живопись на панеле из трех цинковых листов, соединенных друг с другом «в стык», 310х210 см. Расположена на стене за Порогом Судных Врат.

3 Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. 1892. Т.3,  с.17-18.

Противоаварийные и консервационные работы на композиции "Несение креста с Троицей Новозаветной в виде "Сопрестолие"

 

Источник: Сайт истинного Императорского Православного Палестинского Общества Иерусалим и Ближний Восток

medal2a.jpgmedal2a.jpg