На Голгофу

Где находится та гора, на вершине которой свершилось, пожалуй, самое знаменательное событие новозаветной истории? Исследователи указывают как минимум на четыре места в Иерусалиме, где мог принять Спаситель свою крестную муку. И все гипотезы имеют под собой вполне внятные исторические основания

Удивительно, но факт: никто из четырех евангелистов, упоминая о Голгофе, не дал для нее сколь-нибудь точной привязки к местности. Лишь в Евангелии от Иоанна туманно говорится: "На том месте, где Он распят, был сад". Между тем любой житель Иерусалима уверенно укажет место казни Христа: сегодня там возвышается храм Гроба Господня. Но действительно ли на этом самом месте происходили главные события новозаветной истории?

 

Место Гроба

В 325 году нашей эры состоялся Вселенский никейский собор, принявший несколько важнейших философско-теологических постулатов. В частности, был утвержден Символ веры, согласно которому Бог обрел плоть от Святого Духа и Девы Марии, воплотился в человека, принял муки на кресте, был погребен и воскрес на третий день. Осталось лишь определить точное место страданий, гибели и воскресения Христа. Для этого император Константин Великий организовал первую в истории археологическую экспедицию, отправив в Святую землю свою мать императрицу Елену. В 326 году Елена и епископ Макарий провели раскопки в Иерусалиме на том месте, где в 135 году во времена императора Адриана для поклонения языческим богам были воздвигнуты обнесенные рвом Форум и Капитолий. Эти здания впоследствии были разрушены. В ходе земляных работ в полузасыпанном рву обнаружили фрагменты нескольких деревянных крестов. Один из них был объявлен тем самым "древом", на котором распяли Иисуса. А возвышение, на котором стоял Форум, - Голгофой.

В ходе раскопок в 326 году также обнаружили несколько захоронений периода Второго Храма, одно из которых сегодня принято считать гробницей Иисуса. Позднее на этом месте была возведена первая церковь, названная храмом Гроба Господня. По приказу Константина с места раскопок вывезли все каменные глыбы, кроме той, которую, собственно, и объявили Голгофой. Однако базилика, построенная Константином и Еленой, была разрушена в 614 году персами. Через пятнадцать лет началась реконструкция церкви. Новое здание простояло до 1009 года, когда халиф Хаким сровнял христианский храм с землей. Вновь отстроил церковь в 1042-1048 годах византийский император Константин Мономах, и она простояла с незначительными изменениями до 1808 года. В тот год здание сильно повредил огонь. Храм был восстановлен и поделен между шестью различными христианскими общинами - католической, греческой православной, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. В настоящее время Голгофа официально принадлежит Иерусалимской православной церкви. Однако внутри храма Гроба Господня сегодня существуют как бы две официально признаваемые Голгофы, находящиеся друг от друга на расстоянии порядка десяти метров. Одна - православная - располагается над капеллой Адама. Она представляет собой укрытый за плексигласовым щитом фрагмент горы, который пронизывает трещина. Религиозная традиция объясняет появление этой трещины следующим образом: когда Иисуса распяли, из ран его стекла струйка крови, которая пробила себе дорогу в горной породе и упала на череп Адама, похороненного под Голгофой. Отсюда, возможно, и название горы Голгофа: от древнееврейского слова "гульголет" - "череп". Основываясь на этом предании, кстати, возникла целая теологическая традиция, утверждающая, что капля крови Иисуса, упавшая на череп Адама, смыла с человечества грех первородства. И отсюда же - изображения под распятием Христа черепа с костями или без. Историки полагают, что традиция связывать могилу Адама с Голгофой существует со времен крестоносцев.

Вторая Голгофа - католическая - располагается над греческой церковью. Паломники здесь не увидят расщепленной горы, зато имеют возможность, встав на колени перед алтарем, просунуть руку в специальное отверстие и коснуться священной горы.


В трех стенах

"Официальное" расположение Голгофы было окончательно закреплено по историческим меркам не так уж и давно - в XVI веке. Именно тогда францисканские монахи "проложили" по иерусалимским улочкам Крестный путь Иисуса (Виа Долороза). Однако это не добавляет достоверности общепринятой версии о местоположении Голгофы. Дело в том, что улочки средневекового Иерусалима отнюдь не совпадали с планом города времен римского владычества. "Во времена Иисуса улицы выглядели совершенно иначе, - говорит израильский историк Игорь Торик. - Сегодня на этом факте не принято акцентировать внимание. А ведь до прихода францисканцев никаких попыток идентифицировать Крестный путь не делалось, более того, некатолические церкви не делают этого до сих пор. Православная церковь лишь частично признает ныне существующую Виа Долороза, так как из четырнадцати остановок в Евангелиях упоминается меньше половины". А раз ситуация с Виа Долороза так неоднозначна, а ее идентификация является весьма спорной, тогда можно усомниться и в правильности привязки к местности остановок Крестного пути, имевших отношение непосредственно к Голгофе (считается, что вершина священной горы - это то место в храме, где сейчас располагаются две капеллы - римско-католическая и греческая православная, в римской капелле - 11я остановка Крестного пути, а в греческой - 12я).

Существует еще одна проблема. Если верить Евангелию, казнь Христа проходила вне городских стен. Однако, по некоторым данным, место, которое сейчас принято считать Голгофой, вполне могло находиться в пределах города. Попробуем разобраться в этом вопросе. Между еврейским и арабским Иерусалимом до 1967 года проходила граница - шоссе N 1. Там - у одной из бензоколонок - находятся остатки так называемой третьей стены Иерусалима времен Второго Храма. Из трудов древнееврейского историка Иосифа Флавия известно, что северная стена города находилась тогда "между двумя царскими кладбищами". И действительно, с двух сторон от предполагаемой линии этой стены найдены два богатых кладбища того периода. Следы третьей стены ведут также в западном направлении - на улицу Яффо, в район Русского подворья, и на восток - к археологическому музею Рокфеллера близ северной стены Старого города. "Наличие и местоположение третьей стены города, - рассказывает Игорь Торик, - напрямую связано с проблемой определения линии прохождения второй стены и соответственно местоположения Голгофы. Споры об этой предполагаемой линии идут до сих пор, поскольку провести основательные раскопки, в особенности на территории Старого города, крайне затруднительно".

Единственное, что историкам известно более или менее достоверно, это наличие в те времена ворот как на месте современных Яффских, так и на месте современных Шхемских. Но как проходила стена между ними - образуя прямой угол, как сейчас, или по прямой линии, - сказать невозможно. Если по прямой, то Голгофа в храме Гроба Господня остается вне городских стен, а если под углом - то внутри. Если считать, что казнь проходила вне стен Иерусалима, тогда получается, внешняя стена шла вдоль главной улицы древнего города - Кардо, что представляется сомнительным. Это не соответствует строительным традициям тех времен, поскольку в древности города, как и военные лагеря, возводились преимущественно по строго однообразному плану - чтобы центральные улицы перекрещивались. Понятно, что стены между ними никак не могло оказаться. Правда, израильский археолог Авнер Горен считает, что стена могла быть воздвигнута позднее и тогда "с точки зрения археологии к Голгофе в храме Гроба Господня претензий нет". Вопрос, однако, остается открытым. И потому на сегодняшний день помимо Голгофы в храме Гроба Господня существует еще как минимум три различные версии ее местонахождения.

Настоящая Голгофа (по(по версии Гордона)

Голгофа N 2

Одна из наиболее известных альтернативных версий связана с так называемой Гордоновой Голгофой (ее еще называют Садовой могилой), расположенной на горе севернее Шхемских ворот Старого города, на территории современного арабского квартала Шейх Джарах. "Открытие" этой Голгофы принадлежит английскому генералу Чарлзу Гордону, который увидел в бинокль со стены Старого города скалу, расположение пещер на которой напоминало, да и сейчас, если приглядеться, напоминает человеческое лицо или череп с глазницами и отверстием рта. Событие это относится к 1882 году, и с тех пор протестанты определенно полагают, что Голгофа находилась именно здесь. Какие аргументы приводят в свою пользу сторонники этой версии? Недалеко от Гордоновой Голгофы находится церковь Святого Стефана, построенная на остатках одноименной базилики в память о казни этого христианского мученика. Это можно рассматривать как косвенное доказательство того, что здесь могло быть "штатное" место публичных казней по приговору иудейских властей. Весьма вероятно, что по этой причине оно могло быть выбрано и римскими властями для распятия Христа. К тому же есть еще один очень весомый аргумент - Новый Завет. В нем, напомним, указано, что казнь проходила вне городских стен Иерусалима. Опять же в Евангелии от Иоанна указывается на некий сад, где свершилась казнь на кресте. Возле Голгофы в храме Гроба Господня следов сада обнаружено не было, а вот поблизости от Гордоновой Голгофы нашли остатки водных цистерн для полива, маслодавилен и масличных деревьев, а также винные прессы.

Но есть у этой версии и серьезные недостатки. "Указываемая англичанами возле Гордоновой Голгофы гробница Иисуса таковой быть вряд ли может, - считает Игорь Торик. - Хотя известный английский археолог Кэтлин Кэньон относила Садовую могилу к I веку нашей эры, судя по всему, это мнение ошибочное. В этом районе не найдено ни одного захоронения времен Второго Храма или более поздних. А версия повторного захоронения противоречит Новому Завету, где прямо указывается: Спаситель был похоронен в новой, еще не использованной гробнице, построенной для себя Иосифом Аримафейским".

В XIX-XX веках территория Садовой могилы принадлежала американской колонии, здесь неоднократно проводились раскопки, в результате первоначальный ландшафт района существенно изменился. Впрочем, еще в древние времена отсюда брали твердый известняк для строительства, поэтому сейчас трудно представить, как это место выглядело две тысячи лет тому назад.

Сегодня вершина "английской" Голгофы является важным местом в мусульманской традиции, там находится престижное арабское кладбище, и именно оттуда стреляют из пушки, знаменуя окончание священного месяца Рамадана. С этого же места, как верят мусульмане, должно начаться воскресение перед Страшным судом.

Маршруты Христовы

Теперь пришло время рассказать еще о двух гипотетических Голгофах. Есть версия, что Голгофа находилась на Яффской дороге, в районе нынешнего иерусалимского рынка Махане Иегуда, там, где сегодня расположена площадь Давидка. "Кстати, этой же версии придерживается Михаил Булгаков в романе "Мастер и Маргарита", - говорит Игорь Торик. - В литературном тексте указывается, что к месту казни вела западная, то есть Яффская дорога. И это выглядит вполне логично. Когда Пилат после объявления приговора повернулся, конвой повел троих осужденных, чтобы вывести их на дорогу, ведущую на запад, за город, к Лысой горе, пишет Булгаков. Можно предположить, что конвой двигался вдоль дворцовой ограды и, пройдя через западную часть Нижнего города, вышел к городским воротам, ведущим на Яффскую дорогу". Этот тракт с древнейших времен связывал Иерусалим с побережьем. Сегодня улица Яффо начинается неподалеку от стен Старого города и заканчивается почти у самой городской черты.

Некоторые исследователи полагают, что местом распятия могла быть выбрана Масличная гора. Версия основана на том, что Масличная гора, находящаяся к востоку от Старого города, - самая высокая гора в Иерусалиме и потому могла быть выбрана в качестве места казни. Именно с вершины Масличной горы Иисус, по преданию, вознесся через сорок дней после воскресения. К тому же есть исторические свидетельства, что Масличная гора была местом проведения казней. На ее склоне со стороны Гефсиманского сада были распяты две тысячи иудеев во время антиримского мятежа в 6 году нашей эры. А во время следующей попытки восстания в 40 году римляне развешали здесь на крестах еще четыреста человек.

По большому счету все споры о месте положения Голгофы кроются прежде всего в отсутствии плана Иерусалима, датированного I веком нашей эры. Его следов обнаружить пока никому не удалось. Какой в точности была топография города во времена Иисуса, нам неизвестно. А значит, вопрос о точной привязке к местности канонических эпизодов Страстной пятницы остается открытым. Тема эта по понятным причинам весьма щекотлива, а потому в религиозных кругах поднимается крайне редко, хотя если исходить из позиций научного скептицизма, то поспорить здесь есть о чем. Вопрос о местонахождении Голгофы, где провел последние мгновения своей земной жизни Спаситель, может оказаться куда более увлекательным и парадоксальным, чем те спорные версии о различных моментах земной жизни Христа, которые наперебой выдвигаются сегодня смелыми учеными и модными беллетристами. Так что эта тема все еще ждет своего исследователя.