Набожность не гарантирует численное преобладание верующих через полвека

Православная семьяПравославная семья

 

Исследователи из Венского университета Мартин Фидер и Сюзанна Губер опубликовали статью в издании Proceedings of the Royal Society, посвященную связи между религиозностью и многодетностью. По их мнению, существует взаимосвязь между количеством детей в семье и отношением к религии их родителей.

 

Ученые собрали данные по двум разным группам женщин: первая группа состояла из 3 658 650 женщин разного вероисповедания и возраста (46–60 лет), проживающих в 32 странах Центральной и Латинской Америки, Африки, Азии и Европы. Сведения были получены из международной интегрированной базы микроданных переписи IPUMS. Исследователи решили сравнить количество детей, рожденных в религиозно гомогамных семьях (семьи, в которых оба супруга исповедуют одну религию), с количеством детей, которые родились в религиозно гетерогамных семьях (родители либо разного вероисповедания, либо один из них неверующий). Полученные данные из разных стран сравнили со второй группой – 2400 женщин из Висконсина, США, также разного вероисповедания и возраста (53–57 лет).

 

Среди исследуемых супружеских пар из 32 стран религиозно гомогамные явно преобладали: больше всего их доля была в Иране – 99,2% из всех пар (данные за 2006 год), а менее всего на Ямайке – 67,16% (2001 год). В Висконсине пар первой группы также было больше – примерно 86% женщин состояли в религиозно гомогамном браке. Выяснилось, что религиозно гомогамные пары в среднем имеют по 4,04 ребенка, а религиозно гетерогамные – 3,88. Самое большое количество детей у верующих пар рождается в Руанде – в среднем 8,10, в этой стране ведущая конфессия – католицизм. В трех странах – Бразилии, Гане, Малави – обратная ситуация: в них количество детей преобладает у супругов с разным отношением к религии. Так, в Малави у таких пар 7,18 ребенка, тогда как у одинаково религиозных – 7. Ситуация в штате Висконсин схожа: там количество детей, рожденных в религиозно гомогамном браке, больше (3,17), чем религиозно гетерогамном (2,81), на 0,38.

 

Авторы исследования проанализировали не просто связь между религиозностью женщины и ее многодетностью, но и обратили внимание на рождаемость у женщин, с разной степенью регулярности посещающих богослужения (с разбросом от 1 раза до 730 раз в год). Меньше всего детей имели женщины, посещавшие службу раз в год – примерно 2,5. Однако больше всего детей было не у тех женщин, которые посещали службу чаще всех – ежедневно и чаще, а у тех, кто посещал ее немного реже – 4–6 раз в неделю (они имели примерно 4,1 ребенка). Возможно, чаще всего посещающие службу женщины имеют меньше свободного времени на семью, и если в религиозной организации имеется требование соблюдения поста, то они, вероятно, придерживаются этого правила.

 

Исследователи также обратили внимание на образованность женщин. Принято считать, что чем больше образованна женщина, тем меньше у нее детей. Однако это правило не срабатывает в том случае, если женщина религиозна и состоит в браке с таким же верующим человеком: тогда у нее больше детей, чем у менее образованной. Вероятно, у более образованной дамы выше уровень доходов, что позволяет ей содержать большее количество детей.

 

Авторы проанализировали и количество бездетных среди религиозно гомогамных и гетерогамных пар. Выяснилось, что в среднем в 32 странах число бездетных семей выше в браках супругов с разным вероисповеданием или отсутствием такового на 1,76% семей (всего 5,59% подобных семей бездетны, из семей супругов одинакового вероисповедания бездетны 4,1%). Однако это правило работает только в 22 странах, в остальных 10 можно увидеть обратную ситуацию.

 

Все вышеперечисленное позволило авторам прийти к выводу, что с учетом того, что в религиозно гомогамных браках рождается на 0,16 больше детей, чем в религиозно гетерогамных, у религиозных людей рождается больше детей, чем у нерелигиозных. Авторы полагают, что подобное происходит потому, что религиозная женщина в браке с таким же религиозным мужчиной ощущает стабильность и наличие семейного благополучия. Стоит помнить, что во многих конфессиях к разводу относятся неодобрительно. По мнению авторов, религиозные пары также используют меньше противозачаточных средств, возможно, именно по своим убеждениям. Взгляды на брак и рождение детей у таких пар традиционны, то есть приветствуют многодетность.

 

Таким образом, авторы приходят еще к одному выводу – что благодаря вышеуказанной разнице в рождаемости количество неверующих среди населения мира снизится с 16,4% в 2010 году до 13,2% к 2050 году. Но стоит заметить, что данное утверждение основано лишь на том, что, по мнению авторов, у верующих пар дети также будут верующими, что не всегда обстоит именно так. Нужно обратить внимание и на то, что авторы для выборки отобрали страны с преимущественно религиозным населением, среди них нет стран с неверующим большинством. Так, среди европейских были взяты Австрия, Ирландия, Румыния и Швейцария, не были проанализированы данные из благополучных стран с большим количеством атеистов, например, из Северной Европы. Также данные не совпадают по времени: временной отрезок между сведениями из Филиппин и Ирландии составляет 21 год (1990 и 2011 годы соответственно). Стоит учесть и то, что довод о связи использования контрацепции и религиозности не совсем доказан, противозачаточные средства в браке (то есть даже использование презервативов) однозначно запрещаются лишь в Католической церкви, большинство религий разрешает предохраняться с помощью неабортивных средств.

 

Австрийские ученые не единственные, кто делает прогноз о снижении числа неверующих. К подобному выводу в 2015 году пришли и социологи исследовательского центра Pew: по их прогнозам, доля неверующих снизится к 2050 году до 13% (основано на результатах исследований и опросов в 198 странах). В мире значительно вырастет численность мусульман и христиан, к 2050 году их будет 2,8 млрд и 2,9 млрд соответственно. На первом месте по рождаемости – мусульмане (3,1 ребенка на одну женщину), далее – христиане (2,7 ребенка).

 

Таким образом, доля религиозного населения планеты в будущем может вырасти, а нерелигиозного – уменьшиться. Впрочем, это лишь прогноз, в основании которого лежит представление о том, что у религиозных родителей дети тоже религиозны, а ведь это не гарантировано. Кроме того, убеждения человека не являются постоянной величиной, в будущем одна из религий или сторонники атеизма могут убедить какую-либо часть населения изменить свои убеждения, даже может появиться новая мировая религия, так что прогнозы о росте количества последователей определенной религиозной традиции весьма условны. 

 

Ольга Позняк