Недели Православия и Крестопоклонная в Иерусалиме и Святогробском храме

 

 

 В Иерусалиме в Святогробском храме, благодаря стечении сюда в это время в громадном количестве разноплеменных православных поклонников и на глазах всех многочисленных инославных соперников, ведущих с давних времен здесь ожесточенную борьбу с православием и старающихся всеми мерами уловлять в свои коварныя сети наиболее слабых в кафолической вере, неделя православия празднуется наравне с дванадесятыми праздниками и обставляется необыкновенною торжественостию богослужения, грандиозною величественностью религиозных обрядов и литаний и выходящим из ряда обычнаго порядка великолепием самой обстановки в храмах и в одеяниях священнослужителей, дабы, так сказать, наглядно показать и доказать всем, что „сия вера— апостольская, сия вера—отеческая, сия вера—православная, сия вера вселенную утверди".


Кувуклий, — хранилище драгоценнаго для каждаго христианина трехдневнаго долга нашего Спасителя— сверху до низу уставляют к этому дню старинными и иногда в драгоценных окладах иконами, находящимися обычно, как плод горячей любви и благоговейнаго почитания сего святого места христолюбцами всего православнаго миpa, в скевофилакии - ризнице. Перед каждою иконою и по всем линиям и карнизам кувуклия возжигаются всевозможной величины и разнообразного убранства свечи, и многочисленныя серебряныя, золотыя и хрустальныя разноцветныя лампады. Иконы с такими же лампадами и свечами в этот день находят себе место сверху до низу и по всем линиям величественнаго иконостаса Воскресенскаго храма и даже на стенах его. Тысячи разноцветных стеклянных лампад, развешанных гирляндами по различными направлениям в храме и в куполе, освещают внутренность храма и его галлерей, до неимоверной тесноты переполненных православными богомольцами и зрителями-иноверцами.
 

 

 

Приход в храм патpиapxa с синодалами-apxиереями и клириками ко всем богослужениям этого дня обставляется праздничною торжественностию. Патриарху устрояется праздничная встреча в южных дверях храма, где на него надевается бархатная мантия и вручаются ему в правую руку крест, а в левую патерица — жезл. Патриарх, приложившись к камню миропомазания, идет для поклонения Гробу Господню в кувуклий и оттуда, благословляя св. крестом направо и налево народ, направляется в свой трон, стоящий под роскошным балдахином с правой стороны Воскресенскаго храма. Благословив из трона на все стороны народ, патриарх, при пении „Исполла эти, деспота", садится па седалище и благословляет очёредных ефимериев — священника и диакона начинать великую вечерня». С колокольни Воскресенскаго храма, помещенной посредине его иконостаса, внутри храма, раздаются сначала тяжеловесные удары в „древа тяжкая", потом слышатся искусные токи в „била и клепала" железныя, переходяще, наконец, в доброшумный красный трезвонь во „вся кампаны". Все это занимает минуть 20 времени и, при безмолвной благоговейной тишине в храме, производить на богомольцев глубокое впечатление, а греческому духовенству несомненно доставляет высокое и эстетическое наслаждение. С последним аккордом искуснаго звонаря на колокольне, быстро разверзаются царския двери, и вышедший из алтаря иеродиакон, как бы подхватывая замирающий под сводами храма звук колокола, возглашает высоким тенором: „Возстаните Владыко, благослови". Все поднимаются с своих мест. Иеромонах произносит: „Слава святой", и пaтpиapx в троносе читает предначинательный псалом. Каждение иеродиаконами на „Господи воззвах" храма и народа с „сионами", которые они поддерживают левыми руками па особых роскошных парчевых пеленах, приколотых к левому плечу стихаря, окропление всех молящихся розовою водою из флакона с весьма узким горлом, торжественный выход всего собора святогробских священнослужителей на средину храма для пения „Свете Tихий" и для совершения литии с благословением хлебов,—все это совершается в Святогробском храме по чину великих праздников. Из храма патриарх возвращается в пaтpиapxию торжественно, в сопровождении синодалов и всех сослуживших ему клириков.
 


 Утреня и литургия на гробе Господнем совершаются по обычаю одним из очередных архиереев - синодалов в принятое время, т. е. в 12 ч. ночи и в 2 часа утра, Народ в громадном количестве переполняет Святогробский храм, оставаясь на всю эту ночь без сна и не желая уступить удобнаго места, занятаго в храме, чтобы хорошо видеть всю торжественную литанию следующаго дня, В 6 ч. утра появляется патриарх в Святогробском храме, в сопровождении клириков и архиереев-синодалов, и совершает свой вход так же торжественно, как и накануне вечером. Патриарха облачают на средине храма священнослужители, причем для предстоящаго торжества православия на него надевается в этот день роскошный саккос, по которому шиты шелками изображения святых осыпанныя жемчугом и драгоценными камнями, и старинная митра с драгоценными украшениями и большим бриллиантовым орлом на передней ея стороне. Литургия совершается, по принятому здесь чину, на греческом и отчасти на славянском языках, по евангелие и апостол прочитываются в этот день па трех или даже на четырех языках—греческом, арабском, славянском и турецком, причем благовествующий евангелие иеродиакон восходит на амвон, находящийся над царскими дверями иконостаса, против кувуклия. Во время великаго выхода многочисленные священнослужители вместе с св. Дарами выносят кресты, ковчеги с мощами и даже иконы.

По мере приближения к концу патриаршей литургии, начинает усиливаться оживление среди многочисленных богомольцев, число коих все увеличивается и увеличивается в храме. Нарочито для этого дня назначенный в Святогробский храм наряд турецких солдат, стоящих в два ряда по всему храму и галереям, едва в состоявши сдерживать напор народных масс—православных и инославных, водворять порядок и давать проход лицам дипломатическаго персонала и участникам в крестном ходе.
 


После заамвонной молитвы начинается крестный ход пением молебна, в котором принимают участие все apxиepeи-синодалы и все греко-арабское духовенство, находящееся в это время в Иерусалим. Крестный ход шествует в таком порядке: впереди идут патриаршие кавасы, в своих национальных богатых костюмах, с массивными булавами с серебряными набалдашниками в руках, для того, чтобы путь процессии был беспрепятственный, за ними богоносцы в стихарях, препоясанных по-иподиаконски, попарно с шитыми золотом и серебром хоругвями, причем с боку каждаго из хоругвеносцев имеется в стихаре послушник с большою возженною свечею, далее хор певцов-сирийцев, ниже жезлоносцы с apxиepeйскими патерицами, диакона с рипидами, священники попарно, одетые в белыя шелковыя ризы с малиновыми разводами, имея в руках по иконе (1) и свече, а иногда по букету цветов, архимандриты и игумены с ковчегами в руках, также по-парпо, apxиeреи-синодалы в малых омофорах на плечах и в клобуках, имея на руках, в серебряных окладах небольшия Евангелия, за ними хор певчих греков, далее два иподиакона с репидами, диакона по-парпо с кадильницами и, наконец, священник с большим  запрестольнымъ крестом. Шecтвиe замыкает патриарх в митре на голове и с крестом в руке.

Процессия с пеним тропаря: „Пречистому Твоему образу" выходить из алтаря и направляется к кувуклию Гроба Господня, обходит его трижды и мимо камня миропомазания и Голгофы идет кругом храма Воскресения по южной галлерее, переходить потом в восточную и северную и останавливается против Гроба Господня. Процессия движется по галлереям весьма медленно, так как церковнослужители в это время окропляют народ розовою водою, а богомольцы, протискиваясь через ряды стоящих солдат, стараются всячески поцеловать какую-нибудь иконку, держимую в руках священнослужителями, или хотя бы прикоснуться своими устами к воскрилиям их священных риз. Все это делается благочинно и не спешно и с видимым покровительством со стороны местнаго клира но отношение к толпе богомольцев, объятой религиозным энтузиазмом. Певцы поют во время этой литании, длящейся около полутора часа, канон Спасителю. По приходе литании к кувуклию, патриарх прочитывает положенное на молебне евангелие, и литания оканчивается произнесением ектений о милости и здравии и преуспеянии и стоянии в вере православной всех xpистиан, и в частности поклонников Св. Гроба и обычным отпустом. Процессия вступает снова в храм Воскресения. Священники, архимандриты и apxиереи идут в алтарь и разоблачаются, а патриарх становится на ступеньках своего трона и раздает богомольцам антидор. Из храма патриарх возвращается в свои покои,  в  сопровождении всего освященного собора, которому он и предлагает обычное на Востоке угощение (2).
 


Литания святогробская, совершаемая в неделю православия и называемая здесь „napycиeй" и повторяется и в неделю крестопоклонную с тою, впрочем, разницею, что и в богослужении этого дня и в литании воздается, как и подобает, особое чествование Голгофе и животворящему Кресту Господню. Об этой неделе и торжествах наш знаменитый пешеходец В.Альба-Плака-Барский замечает, что в этот день „соборное служение пресловутое, и парусия (сie есть соборное служение) избранная, еще большая паче первих: тогда бо бяше вящше кандилов и лампад  возженных и всякой утвари  церковной" .
 
Богослужение в Святогробском храме вечером совершает патриарх так же торжественно, как и накануне недели православия. В самое крестопоклонное Bocкpeceниe утреню в полночь служит здесь один из архиереев-синодалов, который стоит в трон с левой стороны Воскресенскаго храма, имея на себе багряную  мантию. После великаго славословия на среброкованом, позлащенном  блюди, наполненном зеленью и цветами, со множеством небольших цветочных букетиков, apxиерей выносит из алтаря, по троекратном обхождении престола. Св. животворящий Крест на средину храма для совершения установленного обряда поклонения и лобызанния его верующими. Износимый в этот день Крест, величиною около двух четвертей, содержит в себе самую большую из сохранившихся в православной Церкви частицу животворящего Древа Господня, вложенную в его перекрестие, осыпан бриллиантами высокой ценности и заключен в поддоне в виде чаши, украшенном финифтью. Животворящий Крест, износится из алтаря в преднесении запрестольнаго креста, репид и патериц, которые несут диаконы и клирики в стихарях,  в предшествии диаконов с кадильницами и сонма священников, обносится вокруг аналоя трижды и затем полагается на нем. При поклонении св. Кресту, apxиерей, возседающий иногда на кресле, поставленном вблизи аналоя, раздает букетики и зелень священнослужителям и народу в благословение.
 

 

    
Литургия совершается в обычное время на Гробе Господнем и другая несколько позже—на Голгофе. Совершителями этих литургий всегда являются очередные владыки. Около 6 ч. утра торжественно является патриарх и со множеством священников приступает к совершенно обычной литургии в Воскресенском храме, который, как и в неделю православия, бывает переполнен молящимися. После литургии совершается торжественная „парусия", при участии всего иерусалимскаго духовенства. Порядок этой литании ничем не отличается от описанной нами литании в неделю православия, если не считать за отличие то, что все священники имеют в руках в этот день, вместо икон, кресты, а патриарх на голове несет вышеописанный Крест с частицею животворящего Древа Господня. Народ, стояний но галереям храма, по которым шествует крестный ход, прорывается через ряды турецких солдат и спешит целовать кресты, находящиеся в руках участников этой литании. Оканчивается торжество этого дня так же как и в первое воскресенье поста, в патриархии обычным угощением священнослужителей и почетных участников этого торжества.
 
 
 
 
(1) Иконы и ковчеги с мощами получают священники и архимандриты из рук сосудохранителя (скевофилакса) Святогробскаго храма, так как, по установившемуся всюду на Восток обычаю, правом входа в ризницу никто не пользуется, и скевофилакс - ея безконтрольный распорядитель.

(2) На православном Востоке в неделю православия после утрени перед литургиею совершается литания с изнесением святых икон но всех приходских и монастырских храмах, причем поется параклис (молебен) Спасителю. Торжество православия, по Типикону Великой Церкви константинопольской, выражается кроме того совершением над коливом краткой заупокойной литии, на которой патриарх поминает скончавшихся в вере и благочестии царей, патриархов, архиереев и всех православных христиан „от конец до конец вселенныя". Такую литию совершают не только в первую субботу поста после великой вечерни, но и в самую неделю православия после литургии, причем в литии этой принимает участие все высшее и низшее духовенство. Так называемый у нас „чин анафематствования" не совершается на православном Востоке нигде. Не читается ныне там и „Синодик", который имел место в практике древне-византийской церкви с 842 г., во время совершения в этот день литургии, после Трисвятого.

(3) В. Григорович-Барский. Странств. но св. местам Востока 1723—1747 г.г., часть 1, стр. 379—380, СПБ. 1885, изд. Импер. Ир. Пр. Пал.Общества под редакциею Н. Барсукова.

(4) Следует заметить, что в службе этого дня, постом вообще и па страстной седмице в частности, при богослужениях на православном Boстоке всюду употребляются облачения багрянаго цвета. Наших черных траурных облачений греки не употребляют.
 
(5) В зелени под крестом на православном Востоке можно видеть нередко полынь, где она, конечно, растет. Благочестивые греки кладут ее в рот, чтобы ощущением ея горечи живее напомнить себе горечь и трудность поста, воздержания и покаяния.
 
 
 Санкт-Петербург 1908 год
 
 
Огромная благодарность Роману и его прекрасному сайту http://www.jerusalemshots.com/ru  за использования фото Храма Воскресения